обучение младших школьников с общим недоразвитием речи решению арифметических задач с использованием игровых технологий

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 90 90 страниц
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 13.03.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСКАЛЬКУЛИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 4
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи 4
1.2 Особенности решения такими арифметических тарелок задач начальной детьми технология младшего названные школьного данная возраста с известным ОНР 16
1.3 Игровые технологии в сюжета образовании 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 45
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ РЕШЕНИЙ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 46
2.1 Диагностика умений решать арифметические задачи у детей младшего школьного возраста с ОНР 46
2.2 Программа обучения решению задач детей с ОНР при помощи игровых технологий 52
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Фрагмент для ознакомления

В исследовании приняло участие 30 детей, учащиеся 3-их классов. Учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольнуюгруппы. В каждой группе по 15 чел. Слайд 13.Для нашей работы, нами был подобран следующий диагностический инструментарий:«Диагностика универсального действия общего приема решения задач» А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова «Нахождение схем к задачам» А.Н. РябинкинаДиагностика «Скорость устного счета» О.А. КобылицкаяСлайд 14 -15.На констатирующем этапе, нами проводилась первичнаядианостика по трем методикам: «Диагностика универсального действия общего приема решения задач» А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова; «Нахождение схем к задачам» А.Н. Рябинкина; Диагностика «Скорость устного счета» О.А. Кобылицкая.По результатам диагностик, нами рандомно дети были разбиты на экспериментальную и контрольную группы.По результатам исследования, мы выяснили, что уровень сформированности умений решать арифметические задачи у учащихся 3-их классов находится на низком уровне.На формирующем этапе эксперимента нами была разработана и реализована учебная программа по обучению решению арифметических задач детей с ОНР при помощи игровых технологий. Нами был предложен цикл игр, которые на регулярной основе рекомендуется проводить учителю на уроках математики.Нами, игры из программы применялись примерно 2-3 раза в неделю, на уроке математики, в конце урока, на эатпе рефлексии.Занятия по программе проводились с экспериментальной группой исследования. Контрольная группа, занималась только по учебной программе школы.На контрольном этапе, нами была проведена вторичная диагностика сформированности умений решать арифметические задачи. Исходя из результатов диагностик, у экспериментальной группы, показатели заметно выросли. Показатели контрольной группы остались на прежнем уровне. Также, на контрольном этапе, нами была сделана сводная таблица результатов по трем методикам на констатирующем и контрольном этапах по каждому ребенку. Исходя из данных таблицы, мы можем наглядно увидеть, что уровень сформированности умений решать арифметические задачи, у участников экспериментальной группы значительно вырос.Поэтому, мы считаем, что разработанная нами программа высокоэффективна, и ее стоит применять в учебном процессе по математике для младших школьников с ОНР.Таким образом, цель нашей работы достигнута.Слайд 16. Спасибо за внимание!

1. Айвазян Н. С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач / Н. С. Айвазян // Психолого- педагогический журнал Гаудеамус. – 2016 – Т. 15, № 3 – С. 54-61.
2. Алиев И. Б. Исследование этапов проведения дидактических игр при обучении математике в начальных классах / И. Б. Алиев // Международный научный журнал. – 2010 – № 3 – С. 89-91.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: сборник / Б.Г. Ананьев. – Москва: Педагогика, 1980 .С. 65
4.  Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября №24. 2005. С. 12-21
5. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – Москва: Высшая школа, 2014. – 54 с.
6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов / С.Я. Батышев. – Москва: Ассоц. «Проф. образование», 2014 – 307 с.
7. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение. - 2010. С. 17
8. Белошистая А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. – 2002. – № 6. – С. 22–35.
9. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. – М.: Юрайт, 2016. С. 13
10. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей. / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина - М., 1970. – 143 с.
11. Волкова, Л.С., Шаховская, С.Н. Логопедия. 3-е изд./ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - Москва: Владос, 1999, С. 54
12. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебн.-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2003, С. 56
13. Выготский, Л.С. Психология познания /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1977. – 127 с.
14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Альманах института коррекционной педагогики. – 2017 – №28. – С. 32.
15. Гаркуша Ю.Ф. Формирование вербальных средств общения у дошколь-ников: Методическое пособие / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина. – М.: ДиПоль, 2006. – 232 с.
16. Дебашинина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Начальная школа №7. 2006. С.101-103
17. Дыбина О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практикоориентированная монография. – М.: Педагогическое о-во России, 2008. С. 15
18. Евплова, Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере изучения дисциплины «Прикладная экономика»)? / Е.В. Евплова // Экономика образования. – 2016 – № 2 – С. 100
19. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. / Л.Н. Ефименкова– М.: ВЛАДОС, 2006 – 335 с.
20. Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы : автореф. дисс. … к. пед. наук / И. В. Зыгманова. – Москва, 1993. С. 2
21. Ильина, И.И. Современные технологии обучения. Практикум: учебное пособие / И.И. Ильина. – Москва: «Юрайт», 2019. С. 32.
22. Клюева Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. –1971.-№ 4.
23. Ковригина З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения / З. Н. Ковригина // Начальная школа. – 1999. – № 3. – С. 69–71.
24. Королько Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Н. М. Королько // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 12–19.
25. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии: Начальная школа / В.С. Кукушин. – Изд. 2–е. – Ростов н/Д, 2009. – 211 с.
26. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей / Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. — М.: Аркти, 2005. — 183с.
27. Левина, Р.Е. Исправление недостатков произношения чтения и письма у учащихся / Р.Е. Левина. - М., 1960. С. 180
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.Леонтьев. – М.: Академия, 2005. – 200 с.
29. Любушин, Н. П. Экономика организации: учебник / Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева. – Москва: КноРус, 2016 – 326 c.
30. Матвеева Н.А. Методические приемы обучения составлению текстовых задач // Начальная школа №6. 2003. С.41-44
31. Математика в начальной школе. Тестовые проверочные задания. – Москва: Феникс, 2015 – 144 c.
32. Моржова, Ю.А. Педагогическая технология проведения учебных занятий в вузе: учебное пособие / Ю.А. Моржова. – Москва: Просвещение, 2016. С. 18
33. Моро М.И. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс» / М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова, М. А. Бантова.- М.: АСТ, 2008. С. 65.
34. Никашина, Н.А. Недостатки произношения и письма у учащихся 1 классов массовых школ. Вопросы логопедии / Н.А. Никашина. - М., 1959. - 257 с. 
35. Никитин, Б.П. Технология развивающих игр / Б.П. Никитин // Педагогика. –2006. – 322 с.
36. Петунин, О. В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. – 2010. – N 4. – С. 63–70. 
37. Пономарева, Н.В. Дидактические игры в обучении младших школьников / Н.В. Пономарева // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 4–6.
38. Программы четырехлетней начальной школы / руководитель проекта Н. Ф. Виноградова - М.: «Вента-Граф». 2004. С. 129
39. Роганова Н.Ф. Разноуровневые задания по математике // Начальная школа №9. 2003. С.79
40. Савчук Е. Я. Обучение детей с ОНР согласованию слов-признаков с существительными // Дефектология. – 2000. - № 1. – С. 86-96.
41. Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР : спец. прилож. к журн. "Шк. логопед". - М. : Образование Плюс, 2007. - 107 с.
42. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 1998. С. 130
43. Смоленцева, А.А. Сюжетно–дидактические игры / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 2007. С. 15
44. Узнадзе, Д.H. Игра. Теория функциональной тенденции / Д.Н.Узнадзе // Антология гуманной педогогики: Узнадзе.– М.: Просвещение, 2000.С. 65
45. Устиненко, В.И. Эстетика игры / В.И. Устиненко // Вестник МГУ. Серия «философия». – 1983 – № 3 – С. 19-23.
46. Утёмов, В. В., Зиновкина, М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие./ В.В. Утемов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев.– Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. С. 10
47. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебн–ых и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. – М.: ФОРУМ. 2009. С. 23-26
48. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. / Т.Б. - М., 1991.
49. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных