Рисунки Рембрандта

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Живопись
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.02.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ РЕМБРАНДТА 6
1.1 Детство и юность 6
1.2 Живопись 8
1.3 Личная жизнь 10
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ РЕМБРАНДТА 13
2.1 Отличительные черты рисунков Рембрандта 13
2.2 Художественные материалы для рисования 18
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РИСУНКОВ РЕМБРАНДТА 22
3.1 Воскрешение Лазаря 22
3.2 Ученики в Эммаусе 24
3.3 Бегство в Египет 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Фрагмент для ознакомления

Рембрандт переносит нас в фантастическую подземную пещеру. Как тонкая прозрачная пленка, поверхность гравюры преграждает путь к высокому выходу в нескольких метрах от нас справа в глубине. Этот выход завешен тяжелыми тканями. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного - святого Лазаря, друга Христа. Внизу, перед выходом на гравюре справа - открытая могила, каменный гроб.Занавески подняты, и солнечный свет струится в гроб, ярко освещая горизонтальную голову покойника слева от зрителя. Мы чувствуем, как его плечи и шея наполняются энергией; тихо, еще в глубоком сне, он возвращается к жизни[6]. Земля как бы поднимает гробницу против воли своей в каком-то катаклизме, потрясающем и побеждающем ее. Мы ясно видим, как жертва поднимает голову, обмотанную белой повязкой вокруг лба. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу - и всеми этими превращениями управляет Христос, стоящий на каменном надгробии, слева от Лазаря, в середине картины, спиной к нам, Христос.Этот босоногий великан в длинных развевающихся серых одеждах, с курчавыми черными волосами, который вальяжно сидит, положив правую руку на бок, а левую протягивая вверх, спокойный, лицом к лицу со смертью, повелевает таинственными первобытными силами природы. Волнообразные складки его одежды очень крутые, почти осязаемые; по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Все определено и фиксировано. Христос подобен статуе, отлитой из бронзы. Его фигура монументальна в том смысле, что ее отлили в форме металлического монумента, и она так и застыла. Ясно, что этот Христос в непостижимом равновесии был создан из мертвого материала. Шлейф его плаща добавляет к двум опорам – босым ногам, третью[11].Кажется, будто склеп, где совершается чудо, со страшным грохотом отворился — и действительно, безмолвный магический жест неподвижной — и в то же время ужасно медленно поднимающейся — левой руки Христа, словно барабанный бой, который эхом отзывается в пещере.Схематизм Рембрандта поразителен и эффектен. Очертания торжественной фигуры Христа, несколько сдвинутые влево от вертикальной оси офорта, как бы повторяют очертания арочной формы общей картины.Освещенная гробница Лазаря справа и затененная каменная плита слева образуют декорации. В углах этой площадки в полный рост вырисовываются некоторые свидетели чуда. Все они обращаются к воскресшим мертвецам, и среди них царит ужас. Он выражается в позах, мимике и особенно в жестах рук. Посреди толпы в глубине, у выхода справа, ярко освещенный, высокий и дородный мужчина в рабочей одежде и поварском колпаке, нелепо раскинув руки, вот-вот упадет назад, в пространство рисунка. Еще одна любопытная фигура - одна из Воскресших Сестер, ближе к нам, чем другие, показана силуэтом в правом нижнем углу на переднем плане - согнув колени, как будто присела на ноги Воскресшего брата. И в то же время не протягивает к нему рук, а отгоняет их от страха. Другая сестра бросается к покойнику между мужчиной в кепке и гробницей с распростертыми объятиями[18].Между тем Христос, возвышаясь над остальными действующими лицами, слегка наклоняет голову вправо, настолько уверенный в своей силе, что его жест, нарушающий закон смерти, кажется бесконечно легким и в то же время бесконечно простым. Неожиданно глубокие, черные тени, не только окаймляющие лист, но прорезающие его сверху донизу и сбегающие по спине Христа, довершают его таинственность и величие в этой сверхъестественной сцене.3.2 Ученики в ЭммаусеВ «Положении во гроб», 1659-ый год (Приложение, рис. 3, рис. 4) в огромном таинственном ночном пространстве, где все пронизано безмолвным единством и неподвижностью скорбящих участников Тайной вечери, сокрыт свет. Он не выталкивается наружу, чтобы не нарушить тишины печального часа, и дрожит по бокам офорта, больше всего по низу, как всхлип. В этом кругу сдавленного плача, состоящего из дюжины висящих во мраке фигур, этот свет — звучная боль. Только так воспринимается тело Христа, опущенное в прямоугольную погребальную камеру в правом нижнем углу; с запрокинутой вправо головой, слегка приподнятой от плеч, со скрещенными на животе руками, повернутыми к зрителю ногами, неподвижный, застывший, печальный в своем оцепенении, освещающий головы четырех окружающих егоучеников и Марию[5]. Стоя к нам спиной, загораживая ниже пояса светящееся тело умершего сына, она упирается руками в край гроба — неуклюжая, худая женщина в темной шали, склонившаяся перед бесконечным грузом своего горя.Лишенный всякого очарования, равномерный оттенок серого и черного, заполняющий гигантский интерьер, почти незаметный невооруженным глазом, мастерски передает настроение всех тех людей, которые пришли сюда в составе похоронной процессии[2]. Ночь длится, но присутствующие давно замерли, и никто из них не двинулся со своих мест. Прощание с учителем еще не окончено, и несколько свидетелей остаются неподвижными, возвышаясь с левой стороны гравюры у ног Христа. Над его ногами молодой апостол опустил голову в повязке на согнутые руки, закрыл глаза, а слева и над ним много часов стоит сгорбленный седобородый старец, устремив воспаленные глаза на тело поверженного богочеловека и тяжело опершийся обеими рукам и на посох[14].Ни в одном другом живописном произведении трагическое мировосприятие Рембрандта не выражено столь глубоко лично, и только в рисунке, часто оказывавшимся своего рода творческой лабораторией художника, он позволял себе выразить свое настроение, свое чувство одиночества, его жажда сочувствия, охватившая его в середине 50-х годов после окончательного разрыва не только с торгашеским обществом, но и с официальными художественными кругами Амстердама.3.3 Бегство в ЕгипетРисунок «Бегство в Египет», 1654 г., основан на действии из Нового Завета (приложение, рис. 5, рис. 6). Как повествует евангельский миф, царь Ирод, встревоженный слухами о рождении будущего царя иудейского, послал мудрецов в Вифлеем, чтобы узнать о младенце. Волхвы увидели новорожденного Христа, поклонились ему и не вернулись к царю. Ирод в гневе приказал убить всех младенцев в Вифлееме. В ту же ночь супругу Марии, Иосифу, явился ангел и сказал ему бежать в Египет с Марией и младенцем Христом[3].В небольшом рисунке свет Рембрандта вызывает в воображении таинственные фигуры трех путешественников, движущихся слева направо из глубокой тьмы. Святое семейство переходит в лесной чаще водный поток. Полусумерки. свет просачивается сквозь листву и скользит по фигуре, видимой выше колен, маленького старика в приталенной куртке и высокой темной шляпе, ведущего впереди (справа) и высокой темной шапке, нащупывающего палкой, зажатой в левой руке, брод, а правой ведущего под уздцы осла[9]. Ослик, на котором сидит женщина с младенцем на руках и багажом, послушно следуя за тщедушным хозяином. Эта небольшая процессия движется несколькими неровными движениями. Контуры фигур не очерчены, оттенены множеством тональных пятен. Морда осла теряется в темном тональном пятне одежды Иосифа.И весь рисунок наполнен трепетными проблесками, большими почерневшими пятнами пространства, сквозь которые повсюду проступают светящиеся, трепещущие блики. Все твердое стало неощутимым, трудноуловимым; остались только толчки и вибрации[11]. В этой светотеневой естественности сильно чувствуется запах мокрой земли и леса. Тусклый свет, едва пробивающийся сверху справа и снизу слева, позволяет замерзающим людям слиться в одно существо, обволакивает их теплой лучистой оболочкой надежды, оберегающей от враждебной неуверенности, холода и страха перед преследователями.ЗАКЛЮЧЕНИЕКак это часто бывает в истории искусства, Рембрандт, несмотря на свой блестящий талант, умер в нищете и одиночестве забытым, никому не нужным мастером. Но со временем наследие художника становится все более ценным в глазах человечества. Не будет преувеличением сказать, что Рембрандт — один из величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным. Человечеству потребовалось два века, чтобы полностью осознать смысл творчества Рембрандта.Мир Рембрандта был большим, земным – и в то же время возвышенным. Подобно Шекспиру и Бетховену, он ставил перед собой величайшую задачу в искусстве — выразить жизнь человеческого духа во всей ее сложности и многообразии, показать человека с его мыслями, чувствами, страстями и переживаниями. И он достиг этой цели, сильно раздвинув границы эстетического развития мира. В своем реализме он возвышается не только над современниками, но и над многими мастерами последующих эпох, его рисунки всегда будут служить источником вдохновения для художников.Ученики Рембрандта Гербрандт ван Экхоут, Филипс Конинк, Фердинанд Бол, Никлас Мае, Самюэль ван Хоогстратен и другие достаточно точно владели стилем учителя и внешними приемами рисования. Но ни один из них не мог достичь глубины его мышления, силы поэтического преобразования действительности. И хотя они изредка выдавали выдающиеся рисунки, линия их рисунков обычно более вялая и лишена безошибочной точностиРембрандта, в композиции отсутствуют непоколебимая цельность и волнующий ритм, - «отраженный свет» всегда бывает бледнее. Позднее эстафету Рембрандта переняли более крупные мастера, его большое влияние ощущалось в рисунках Гойи и Фрагонара, в романтической графике от Делакруа до Домье, у раннего импрессиониста Ионкинда и у Ван Гога. В ХХ веке отголоски графики Рембрандта прослеживаются в некоторых листах Пикассо из серии рисунков «Художник и модель».Бернард Шоу как-то сказал, что великие поэты так умеют говорить сами с собой, что к их словам прислушивается весь мир. Таким редким даром Рембрандт обладал в высшей степени. Рисунки, которые он сделал для себя, относятся к величайшим сокровищам мирового искусства.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение / В.Г.Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 493 c.Афасижев, М. Н. Западные концепции художественного творчества. Учебное пособие / М.Н. Афасижев. - М.: Высшая школа, 2019. - 176 c. Барраль-и-Альтэ, К. История искусства / К. Барраль-и-Альтэ. - М.: АСТ, 2019. - 700 c.Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское искусство XVII-XVIII веков / Н.Ю. Бирюкова. - М.: Искусство. Ленинградское отделение, 2019. - 240 c.Бобылев, Б.Г. Мировая культура и искусство. Ч.1: Учеб. пособие для Вузов / Б.Г. Бобылев, Е.В.Ковалева. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 115 c.Боккардо, Пьеро. Живопись и рисунок XVI-XVIII веков/ Государственный Эрмитаж / Боккардо Пьеро, Кларо Ди Фабио. М., 2017. - 264 c.Варакина, Г. В. Основные этапы истории европейского искусства / Г.В. Варакина. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 208 c.Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. Т.1 Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия / К. Вёрман. - Москва: РГГУ, 2017. - 711 c.Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. Т.3 Искусство XVI–XIX столетий / К. Вёрман. - Москва: Высшая школа, 2015. - 825 c.Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Издательство В. Шевчук, 2018. - 368 c.Глазунов, И. И. "Символ и образ в искусстве XVII века / И.И. Глазунов. - М.: Locus Standi, 2017. - 200 c.Забалуева, Т. Р. История искусств / Т.Р. Забалуева. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2016. - 128 c.Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2017. - 444 c.Кадцын, Л. М. Краткая история европейского профессионального искусства и художественного воспитания. Часть 1 / Л.М. Кадцын. - М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ), 2015. - 446 c.Кустодиев, Б.В. Живопись, рисунок, книжная графика, театрально-декорационное искусство / Б.В. Кустодиев. Аврора - М., 2018. - 284 c.Лободанов, А. П. Семиотика искусства. История и онтология. Учебное пособие / А.П. Лободанов. - М.: Дрофа, 2015. - 680 c.Михайлов Г.М. Живопись. Рисунок / Г.М. Михайлов: Painting. Drawing; П.Р.П. - М., 2016. - 208 c.Немировская, М.А. Акварель и рисунок XVIII-первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи; Изобразительное искусство - М., 2017. - 164 cРотенберг, Е. И. Западноевропейское искусство XVII века / Е.И. Ротенберг. - М.: Искусство, 2019. - 490 c.Флекель, М. Великие мастера рисунка. Рембрандт. Гойя. Домье / М. Флекель. - М.: Искусство, 2017. - 272 c.ПРИЛОЖЕНИЕРисунок 1.- Офорт «Воскрешение Лазаря»Рисунок 2.- Рисунок к офорту«Воскрешение Лазаря»Рисунок 3.- Офорт «Положение во гроб»Рисунок 4.- Рисунок к офорту «Положение во гроб»Рисунок 5.- Офорт «Бегство в Египет»Рисунок 6.- Рисунок к офорту «Бегство в Египет»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение / В.Г.Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 493 c.
Афасижев, М. Н. Западные концепции художественного творчества. Учебное пособие / М.Н. Афасижев. - М.: Высшая школа, 2019. - 176 c.
Барраль-и-Альтэ, К. История искусства / К. Барраль-и-Альтэ. - М.: АСТ, 2019. - 700 c.
Бирюкова, Н. Ю. Западноевропейское искусство XVII-XVIII веков / Н.Ю. Бирюкова. - М.: Искусство. Ленинградское отделение, 2019. - 240 c.
Бобылев, Б.Г. Мировая культура и искусство. Ч.1: Учеб. пособие для Вузов / Б.Г. Бобылев, Е.В.Ковалева. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2019. - 115 c.
Боккардо, Пьеро. Живопись и рисунок XVI-XVIII веков/ Государственный Эрмитаж / Боккардо Пьеро, Кларо Ди Фабио. М., 2017. - 264 c.
Варакина, Г. В. Основные этапы истории европейского искусства / Г.В. Варакина. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 208 c.
Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. Т.1 Искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних веков до XIX столетия / К. Вёрман. - Москва: РГГУ, 2017. - 711 c.
Вёрман, К. История искусства всех времен и народов. Т.3 Искусство XVI–XIX столетий / К. Вёрман. - Москва: Высшая школа, 2015. - 825 c.
Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Издательство В. Шевчук, 2018. - 368 c.
Глазунов, И. И. "Символ и образ в искусстве XVII века / И.И. Глазунов. - М.: Locus Standi, 2017. - 200 c.
Забалуева, Т. Р. История искусств / Т.Р. Забалуева. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2016. - 128 c.
Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней / Т.В. Ильина. - М.: Юрайт, 2017. - 444 c.
Кадцын, Л. М. Краткая история европейского профессионального искусства и художественного воспитания. Часть 1 / Л.М. Кадцын. - М.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ), 2015. - 446 c.
Кустодиев, Б.В. Живопись, рисунок, книжная графика, театрально-декорационное искусство / Б.В. Кустодиев. Аврора - М., 2018. - 284 c.
Лободанов, А. П. Семиотика искусства. История и онтология. Учебное пособие / А.П. Лободанов. - М.: Дрофа, 2015. - 680 c.
Михайлов Г.М. Живопись. Рисунок / Г.М. Михайлов: Painting. Drawing; П.Р.П. - М., 2016. - 208 c.
Немировская, М.А. Акварель и рисунок XVIII-первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи; Изобразительное искусство - М., 2017. - 164 c
Ротенберг, Е. И. Западноевропейское искусство XVII века / Е.И. Ротенберг. - М.: Искусство, 2019. - 490 c.
Флекель, М. Великие мастера рисунка. Рембрандт. Гойя. Домье / М. Флекель. - М.: Искусство, 2017. - 272 c.

Вопрос-ответ:

Какие особенности присущи рисункам Рембрандта?

Рисунки Рембрандта отличаются особенной экспрессией и глубиной. Они передают не только внешность, но и внутренний мир изображаемых персонажей. Кроме того, рисунки характеризуются простотой и естественностью линий, которые позволяют создать ощущение движения и живости.

Какие художественные материалы использовал Рембрандт для своих рисунков?

Рембрандт часто использовал уголь и мел для создания своих рисунков. Такие материалы позволяли ему передать глубину теней и создать эффект объемности. Кроме того, он использовал тушь для контуров и акцентов, а иногда добавлял акварельные или гуашевые нюансы для придания цветовой насыщенности.

Какие произведения Рембрандта можно отнести к его знаменитым рисункам?

Известными рисунками Рембрандта являются "Воскрешение Лазаря", "Ученики в Эммаусе" и "Бегство в Египет". В этих работах он успешно передал глубину человеческих чувств и создал образы, которые до сих пор поражают своим реализмом.

Какие черты характерны для рисунков Рембрандта?

Рисунки Рембрандта отличаются театральной драматичностью, готическим настроением и тревожным ощущением. Он мастерски использует свет и тень, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние персонажей. Его работы также характеризуются мягкостью и плавностью линий.

Какие моменты из жизни Рембрандта влияли на его рисунки?

Важное влияние на рисунки Рембрандта оказала его личная жизнь. После смерти жены и детей он стал более погружаться в мрачные и тревожные темы. Это нашло отражение в его работах, где часто присутствуют мотивы смерти, одиночества и печали.

Какие особенности творческого пути Рембрандта?

Творческий путь Рембрандта был непростым и разнообразным. Он начал свою карьеру как портретист и создавал много произведений на заказ. В то же время, он постоянно экспериментировал с новыми техниками и материалами, и его стиль постепенно эволюционировал. В конце концов, Рембрандт стал одним из величайших художников своего времени и признанным мастером в области живописи, графики и рисунка.

Какие особенности могут быть в рисунках Рембрандта?

Рисунки Рембрандта отличаются особым стилем и техникой исполнения. Они часто имеют мрачную и драматическую атмосферу, полную глубины и эмоций. Рембрандт прекрасно владел светотеневым рисунком, создавая реалистичные изображения с использованием множества штрихов и тонкой проработки деталей. Его рисунки также отличаются исключительной мастерством в передаче человеческой фигуры и выражения лица.

Какие материалы использовал Рембрандт для рисования?

Рембрандт использовал различные материалы для рисования, включая карандаши, уголь, мел, перо и кисти. Он также экспериментировал с разными видами чернил и красок для создания эффектов света и тени. С помощью этих материалов Рембрандт добивался особой выразительности и глубины своих рисунков.

Какие произведения Рембрандта можно отнести к его рисункам?

Среди наиболее известных рисунков Рембрандта можно назвать "Воскрешение Лазаря", "Ученики в Эммаусе" и "Бегство в Египет". В этих работах художник воссоздал библейские сюжеты, используя свои уникальные техники и стиль. Эти рисунки отличаются глубокой проработкой деталей и эмоциональной силой.

В какую атмосферу переносит нас Рембрандт своими рисунками?

Рембрандт своими рисунками переносит нас в мир таинственности и мрачной драматики. Его работы часто создают ощущение глубокой эмоциональной напряженности и вызывают смешанные чувства. Рембрандт умел создавать особую атмосферу, которая заставляет зрителя задуматься и воспринять произведение на уровне интеллекта и эмоций.

Какой был творческий путь Рембрандта?

Рембрандт начал свою художественную карьеру как живописец, позднее ставший одним из самых известных художников Голландского золотого века. Он также занимался гравюрами, рисунками и акварелью. Его стиль отличается глубоким психологизмом и умением передать моментальные эмоции и чувства.

Какие черты характерны для рисунков Рембрандта?

Рисунки Рембрандта характеризуются особым стилем и техникой. Они обладают выразительностью и драматичностью, часто отличаются мощными темными контурами и резкими световыми пятнами. Рембрандт мастерски передавал детали и текстуры, создавая особую атмосферу и эмоциональную глубину в своих работах.