Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 19.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Специфика работы с детьми, оставшимся без попечения родителей.5
1.1 Особенности СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию»
как среды социальной работы……………………………………………………5
1.2 Дети сироты как группа клиентов…………………………………………...8
Глава 2. Технологии социальной работы с детьми, оставшимся
без попечения родителей………………………………………………………..15
2.1 Технологический особенности работы с детьми в среде СПб ГБУ
«Центр содействия семейному воспитанию»………………………………….15
2.2 Рекомендации по оптимизации технологий социальной работы
с детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Воспитанники занимаются в кружках и секциях на базе Центра № 15, а также в учреждениях дополнительного образования района и города. С целью организации единого воспитательного и развивающего пространства в Центре № 15 предоставлена возможность временной занятости молодежи. Воспитанники учреждения на протяжении нескольких лет участвуют в Городской программе «Временная занятость несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в свободное от учебы время» в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы». Программа способствует успешной социализации воспитанников. Подростки приобретают и совершенствуют свои трудовые навыки, знакомятся с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, учатся ценить труд, рационально тратить заработанные денежные средства. С целью эффективной работы в рамках единого образовательного, воспитательного и развивающего пространства большое внимание уделяется тесному сотрудничеству с органами управления образованием и образовательными учреждениями района и города в целом. Сотрудники Центра № 15 регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации в СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит» и др. В учреждении созданы благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей, созданы условия доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, оптимально организовано единое образовательное, воспитательное и развивающее пространство, что обеспечивает подготовку образованного и всесторонне развитого культурного человека, с чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми.2.2 Рекомендации по оптимизации технологий социальной работы с детьми,оставшимися без попечения родителейДети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в условиях, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии. Для детей, нуждающихся в государственной защите, необходимо создать оптимальные условия для успешной социализации и интеграции в обществе.Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественногосударственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. На всех этапах жизни все дети нуждаются в помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей, осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в государственных учреждениях или в замещающей семье. В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - это комплекс мероприятий, разработанный специалистами, направленный на овладение ребенком социальными нормами, эмоциональное развитие ребенка, формирование фундаментальных ценностей человека в межличностных отношениях и т.д.На начальном этапе работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, необходимо правильно подобрать технологии работы. Чаще всего используются диагностика, социальная адаптация и коррекция. Данные технологии были описаны в работе. Приведенные выше технологии социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, для наиболее эффективной работы, применяют в данном порядке, так как между ними прослеживается взаимосвязь. Невозможно приступить к следующей технологии, не реализовав предыдущую. Правильное применение технологий социальной работы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволило изменить к лучшему положение детей-сирот, преодолеть негативные отклонения в его социальном функционировании.Анализ нормативно-правовых основ социальной работы с детьмисиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что в Российской Федерации на данный момент задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального и социального развития детей-сирот. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне субъектов федерации.Министерство социального развития реализует основные направления деятельности по организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: 1. Контроль за деятельностью реабилитационных учреждений, где находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.2. Межведомственное взаимодействие с Министерством образования, которое организует и контролирует передачу ребенка в семью или образовательное учреждение.Описанные направления работы Министерства социального развития проводят профилактику социального неблагополучия детей, обеспечивают защиту прав и интересов детей-сирот, совершенствуют систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляют процесс реабилитации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что реализация технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, находится на достаточно высоком уровне и комплексные программы, реализуемые выше упомянутыми учреждениями, дают положительные результаты. ЗаключениеНадлежащая забота о детях, лишенных нормальной семейной жизни, теперь может рассматриваться не только как акт общечеловеческого, но и как необходимое условие психического и социального благополучия общества. Ибо, когда их заботой пренебрегают, как это происходит сегодня в каждой стране западного мира, они вырастают, чтобы размножаться. Обиженные дети, будь то в собственном доме или вне его, являются источником социальной инфекции, столь же реальной и серьезной, как и переносчики дифтерии и брюшного тифа. И точно так же, как профилактические меры уменьшили эти болезни до ничтожных размеров, решительные действия могут значительно сократить число обездоленных детей в нашей среде и рост числа взрослых, способных произвести на свет больше таких болезней.Однако до сих пор ни одна страна серьезно не занялась этой проблемой. Даже в так называемых передовых странах существует терпимость к плохой психической гигиене в яслях, учреждениях и больницах до такой степени, что, если провести параллели с физической гигиеной, уже давно вызвала бы общественный резонанс. Распад семей и шунтирование незаконнорожденных принимается без возражений. Двойные проблемы пренебрежительных родителей и обездоленных детей рассматриваются фаталистически и оставляются для увековечивания себя. Кажется вероятным, что основных причин такого фатализма было три: - предположение, что большая часть этих детей были сиротами и не имели родственников; - экономическая система, которая время от времени порождала непреодолимую бедность в таких масштабах, что социальные работники были бессильны помочь; - непонимание психиатрических факторов и, как следствие, бессилие в лечении случаев, когда они преобладают.Однако во многих западных странах эти три условия больше не выполняются, но остаются два других, которые препятствуют прогрессу. Во-первых, по-прежнему катастрофически не хватает социальных работников, способных диагностировать наличие психиатрических факторов и эффективно с ними бороться. Из того, что было сказано до сих пор, очевидно, что если социальный работник не имеет хорошего понимания бессознательной мотивации, он будет бессилен иметь дело со многими незамужними матерями, со многими семьями, которые находятся на грани распада, и со многими случаями конфликт между родителем и ребенком. Особенно впечатляющей чертой последнего десятилетия было то, насколько психоаналитический подход к работе с конкретными случаями развился в американских школах социальной работы и насколько социальные агентства нанимают детских психиатров для помощи своим социальным работникам. Тем не менее, несмотря на эти обнадеживающие признаки, перед всеми странами стоит огромная задача по обучению социальных работников соответствующим методам и детских психиатров для оказания им помощи.Второй фактор, который все еще действует, - это отсутствие убежденности со стороны правительств, социальных учреждений и общественности в том, что материнская любовь в младенчестве и детстве так же важна для психического здоровья, как витамины и белки для физического здоровья. Эта неуверенность имеет два корня - эмоциональный и интеллектуальный. Сильное предубеждение против веры в это нередко обнаруживается у людей, горячо озабоченных мнимой неадекватностью собственных родителей детей и испытывающих явную потребность, о которой они не всегда осознают, доказать, что они способны лучше заботиться о детях, чем могут собственные родители. Список использованной литературыАлексеева Т. Программа социально-правовой поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Социальная педагогика.- 2003.- №3.- С.3-7Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Российский и зарубежный опыт: учебное пособие. Уфа: Изд-во «Астарта», 2014. 16 с.Дементьева И., Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. // Социальная педагогика, 2003. - № 3. – С. 69-72.Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. М.: Гуманит. Изд-во: ВЛАДОС, 2015. 240 с.Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: Автореф. дис. канд. пед. наук. / СПб., 2015. 19 с.Климатова Г.И. Государственная семейная политика современной России. – М., 2014.Лозовская, Е. Г., Новак Е. С., Краснова В. Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2015, С. 13Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2017. – № 4.- С.70-77.Нечаева, A. M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева. - М. : Вече, 2009. - 86 с.Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПб.: Речь, 2018.Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. // Социальная педагогика, 2014. - № 4. – С. 3-8.Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е. И.Холостова – М.: 2019. – С. 212
2. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Российский и зарубежный опыт: учебное пособие. Уфа: Изд-во «Астарта», 2014. 16 с.
3. Дементьева И., Шульга Т. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке. // Социальная педагогика, 2003. - № 3. – С. 69-72.
4. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Г. Зайнышев. М.: Гуманит. Изд-во: ВЛАДОС, 2015. 240 с.
5. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: Автореф. дис. канд. пед. наук. / СПб., 2015. 19 с.
6. Климатова Г.И. Государственная семейная политика современной России. – М., 2014.
7. Лозовская, Е. Г., Новак Е. С., Краснова В. Г. История социальной работы в России. – Волгоград, Перемена, 2015, С. 13
8. Назарова, И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. – 2017. – № 4.- С.70-77.
9. Нечаева, A. M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) / А.М. Нечаева. - М. : Вече, 2009. - 86 с.
10. Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот. СПб.: Речь, 2018.
11. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе. // Социальная педагогика, 2014. - № 4. – С. 3-8.
12. Холостова, Е. И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Е. И.Холостова – М.: 2019. – С. 212
Вопрос-ответ:
Какие особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, есть в Санкт-Петербургском городском бюджетном учреждении "Центр содействия семейному воспитанию как среды социальной работы"?
Санкт-Петербургское городское бюджетное учреждение "Центр содействия семейному воспитанию как среды социальной работы" имеет специфические особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Здесь осуществляется комплексная помощь детям и их семьям, направленная на создание условий для развития ребенка в здоровой и защищенной среде. В центре проводятся различные психологические, педагогические и социальные мероприятия, которые помогают детям адаптироваться к новым условиям и справляться с эмоциональными трудностями.
Какие особенности характерны для работы с детьми-сиротами?
Дети-сироты представляют собой особую группу клиентов, с которыми социальные работники должны работать. Они нуждаются в особой заботе и поддержке, так как они лишились родительской заботы и надзора. Для работы с этой группой детей необходимо иметь специальные знания и навыки, так как они могут иметь психологические проблемы, требующие помощи социального работника.
Какие технологические особенности есть в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей?
Технологические особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключаются в использовании специальных методов и подходов для помощи этой группе детей. В работе социального работника может использоваться индивидуальное консультирование, семейная терапия, групповые занятия и другие методы, направленные на поддержку и развитие ребенка. Также важно учитывать специфические потребности и интересы детей, чтобы создать специальную программу работы с ними.
Какие особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, есть в СПб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию?
СПб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию является специализированной организацией, которая занимается социальной работой с детьми, оставшимися без попечения родителей. Основная особенность работы в этом центре заключается в том, что его задачей является помощь детям в поиске и адаптации в новой приемной семье, а также восстановление связи с биологическими родителями, если это возможно.
Какие дети попадают в группу клиентов социальных работников, занимающихся работой с детьми-сиротами?
Дети-сироты являются основной группой клиентов социальных работников, занимающихся работой с детьми, оставшимися без попечения родителей. В эту группу могут попадать дети, потерявшие одного или обоих родителей, а также дети, временно оставшиеся без попечения родителей из-за различных обстоятельств, таких как отсутствие родителей, алкоголизм, наркомания, преступности и т.д.
Какие особенности характерны для СПб ГБУ Центра содействия семейному воспитанию как среды социальной работы?
СПб ГБУ Центр содействия семейному воспитанию имеет следующие особенности в качестве среды социальной работы: участие психологов, социальных работников и других специалистов, индивидуальный подход к каждому ребенку, сотрудничество с семьей и другими социальными учреждениями.
Какие дети считаются сиротами?
Дети, которые остаются без попечения обоих родителей, либо одного из них, считаются сиротами. Они нуждаются в особой поддержке и помощи со стороны социальных работников.
Какие технологии используются в социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей?
В социальной работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, используются различные технологии, такие как индивидуальное консультирование, групповая работа, методы игровой терапии и художественной терапии. Важно подобрать подходящую технологию в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка.
Каковы преимущества индивидуального подхода в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей?
Индивидуальный подход в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, позволяет более глубоко понять их потребности и проблемы. Социальный работник может установить доверительные отношения с ребенком, лучше понять его эмоциональное состояние и помочь ему преодолеть трудности.
Какое значение имеет сотрудничество с семьей и другими социальными учреждениями в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей?
Сотрудничество с семьей и другими социальными учреждениями играет важную роль в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Это позволяет создать комплексную систему поддержки и помощи, а также обеспечить непрерывность и скоординированность действий в интересах ребенка.
Какова специфика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей?
Специфика работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в том, что эти дети нуждаются в особой поддержке и воспитании, поскольку у них отсутствует стабильная семейная среда и они испытывают эмоциональные и психические трудности. Социальные работники, занимающиеся этой категорией детей, должны иметь специальные навыки и знания, чтобы эффективно помочь им адаптироваться и интегрироваться в общество.