Теннис как фактор противодействия возрастно-инволюционным процессам

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 68 68 страниц
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 06.04.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Характеристика психофизических возрастных особенностей 6
1.1. Теории старения 6
1.2. Физиологические и психологические особенности стареющего организма 10
Глава 2. Основы тенниса как фактора противодействия возрастно-инволюционным процессам 13
2.1. Задачи исследования 13
2.2. Методы исследования 14
2.2.1. Изучение и анализ литературных источников 14
2.2.2. Педагогическое наблюдение 14
2.2.3. Тестирование 15
2.2.4. Педагогический эксперимент 15
2.2.5. Методы математической обработки 16
2.3. Организация исследования 16
Глава 3. Оздоровительная программа тенниса в соответствии с возрастно-инволюционным процессам 19
3.1. Результаты исследования 19
3.2. Анализ эффективности тенниса как фактор противодействия возрастно-инволюционным процессам 41
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А. Практические рекомендации 53
Приложение Б. Результаты исследования 53
Приложение В. Техника тенниса 59

Фрагмент для ознакомления

П.Левича //На пути к пониманию феномена времени: конструкции времени в естествознании. Часть 3. Методология. Физика. Биология. Математика. Теория систем.М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 339-366.Самойлова, Т.В. Особенности возрастного развития организма спортсменов / Т.В. Самойлова. Студенчество России: век XXI. Орел. 2019. С. 75-80.Сачук, Н.Н. Социально-гигиенические проблемы долголетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты / Н.Н. Сачук. - 1984.Стерликова, А.А.Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятия спортом / А.А. Стреликова, Д.С. Висягина // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования. Минск. 2018. С. 155-158.Стрижицкая, О.Ю. Современные проблемы психологии старения// Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2013. С. 336– 355.Токарь, Е.В.Анатомо-физиологические особенности и возрастные изменения в организме мужчин среднего возраста / Е.В. Токарь, А.М. Корчевский. // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. 2016. С. 334-339.Тыцкая, В.Г. Возрастные особенности адаптационных реакций организма на коррекционно-оздоровительные воздействия при нарушениях опорно-двигательного аппарата / В.Г. Тыцкая // автореф. диссертации. Челябинский государственный педагогический университет. 2004. – 22 с.Флинт, А.В. Анатомо-физиологические особенности пожилых людей / А.В. Флинт. С. 34-52.Фомина, И.В. О формировании спортивно-оздоровительной мотивации у женщин 2-го периода зрелого возраста (на примере занятий силовыми видами спорта) / И.В. Фомина, Н.А. Карлова // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма. Воронеж. 2021. С. 367-374.Химическая физика молекулярного разрушения в стабилизации полимеров // Н.М. Эммануэль, А.Л. Бучаченко. Наука, 1988.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.Холостова, Е.И. Социальная геронтология / Е.И. Холостова, В.В. Егоров, А.В. Рубцов. - М.: ИТК Дашков и К, 2004 - 296 с.Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Речь, 2006. – 217 с. Шестакова, Г.П. Использование специальных упражнений большого тенниса на занятиях физической культурой среди студентов / Г.П. Шестакова.НАУКА-2020. - Выпуск 4 (40) - 2020. С. 141-144.Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск. Альфа- Виста, 2007. - 144 с. Harman, D. "I thought, thought, thought for four months in vain and suddenly the idea came"-an interview with Denham and Helen Harman. Interview by K. Kitani and G.O. Ivy (англ.) // Biogerontology: journal. — 2003. — Vol. 4, no. 6. — P. 401—412.JEWareJr, CDSherbourne - Медицинская помощь, 1992.Учебные пособия: Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, под общ. ред Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2006. - 528 с.Гериатрия: национальное руководство / ред. О.Н. Ткачевой, Е.В. Фроловой, Н.Н. Янко. ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 608 с.Голенко, В.А. Школа тенниса: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – Москва: Дедалус, 2001. – 192 с.Иванова, Г.П. Основы техники и тактики тенниса: учебное пособие / Г.П. Иванова, Т.И. Князева. Нац. гос. ун-т физ. культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2012. – 136 с. Клинические тесты в гериатрии: методические рекомендации / Под ред. О. Н. Ткачевой. – М.: Прометей, 2019. – 62 с. Основы биологии старения: учебно-методическое пособие / Е.П. Дрождина, О.В. Столбовская, Н.А. Курносова, Н.А. Михеева. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 46 с.Психология старости и старения:учеб.пособие // О.В. Краснова, А.Г. Лидере. – М.: «Академия», 2013. – 416 с.Рубнер, М. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия,1978.Гериатрия: Национальное руководство / О. Ткачева,Е. Фролова, Н. Яхно. — М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2019. — 608 с. Электронные ресурсы:Всемирная организация здравоохранения // Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: https://www.who.int/ruМинистерство здравоохранения РФ // Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: https://minzdrav.gov.ruПриложение А. Практические рекомендацииСоблюдение режима бодрствования и отдыха в связи с возрастными особенностями, быстрой утомляемостью.Регулярно проводить аэробные нагрузки, в том числе занятия теннисом, минимум 30 минут в день. С целью снижения травматизации и сохранении чувства координации выполнять упражнения на равновесие 3-5 раз в неделю.Для профилактики остеопопроза и переломов выполнять силовые упражнения, в том числе теннис, 2 и более раз в неделю. Использовать дополнительное оборудование, снижающее риск травмы, во время выполнения физических упражнений. Избавиться от вредных привычек для улучшения качества жизни.Изменить водный и режим питания: ограничение соли до 5 г/сутки, ограничение жиров и трансжиров, обогащение рациона витаминами и минералами (фрукты и овощи), продукты, богатые полиненасыщенными и мононенасыщенными жирами, водный режим – 30 мл/кг тела.Контролировать вес.Избегание психоэмоционального стресса. Приложение Б. Результаты исследования1)Опрос исследуемых до и после внедрения тенниса:1.Сколько Вам лет?2.Есть ли хронические заболевания? Какие?3.Какие у Вас есть жалобы?4.Как Вы оцениваете свое самочувствие?5.Имеются ли у Вас вредные привычки?6.Часто ли Вы болеете инфекционными заболеваниями?7.Как часто Вы занимаетесь физической культурой?8.Какой физической активностью Вы занимаетесь?9.Был ли у Вас опыт игры в теннис?10.Знаете ли Вы какие качества развивает теннис?11.Как Вы считаете, нужна ли подготовка к игре в теннис?Ответы:2 вопрос1 группа2 группаОстеопороз-2ХОБЛ22Гипертоническая болезнь810Сахарный диабет223 вопросДа теннисаПосле тенниса1 группа2 группа1 группа2 группаСнижение зрения6867Головокружение3511Сложность в передвижении1301Мышечная слабость3500Постоянный кашель3222Сердцебиение1332Нарушение координации0001Одышка45364 вопросДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаУсталость5842Сонливость5732Энергичность2175Улучшается самочувствие4287Повышенное настроение5410105 вопросДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаЕсть вредные привычки5832Нет 52786 вопросДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаЧасто, более 1-2 раза в год7644Не часто, 1-2 раза в год34247 вопросДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаНе занимаюсь34001-2 раза в месяц43101-2 раза в неделю1268Ежедневно 21328 вопрос1 группа2 группаТеннис 00Пробежки 01Скандинавская ходьба34Плавание 10Зарядка 219 вопрос1 группа2 группаДа35Нет 7510 вопрос1 группа2 группаНе знаю00Ловкость710Силу53Выносливость46Гибкость3111 вопрос1 группа2 группаНужна810Не нужна202) Оценка качества жизни по опроснику Sf–36До теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаФизическое функционирование70, 74, 58, 65, 68, 57, 47, 59, 76, 6565, 60, 65, 47, 45, 30, 60, 63, 36, 5070, 70, 74, 77, 50, 59, 60, 59, 56, 6570, 60, 67, 65, 59, 70, 66, 64, 80Ролевое функционирование45, 47, 58, 60, 62, 46, 30, 67, 70, 5867, 65, 57, 52, 47, 30, 59, 60, 58, 6050, 56, 54, 59, 60, 68, 66, 58, 67, 6860, 65, 57, 50, 54, 50, 67, 67, 65, 50Интенсивность боли78, 75, 68, 66, 59, 63, 64, 30, 50, 4267, 65, 50, 50, 58, 48, 53, 60, 59, 5578, 79, 80, 80, 65, 65, 67, 64, 66, 6067, 67, 69, 60, 59, 67, 63, 60, 66, 59Общее состояние57, 69, 70, 74, 58, 66, 80, 65, 50, 5160, 66, 65, 63, 66, 50, 59, 70, 69, 6566, 60, 65, 59, 70, 69, 70, 78, 64, 6860, 66, 69, 59, 60, 66, 65, 69, 67, 59Жизненная активность40, 47, 59, 75, 63, 50, 65, 62, 60, 5066, 50, 56, 67, 60, 54, 58, 67, 69, 5550, 55, 67, 60, 68, 64, 64, 69, 60, 67 66, 56, 67, 60, 68, 66, 65, 59, 54, 50Социальное функционирование66, 40, 56, 52, 70, 46, 47, 56, 63, 6660, 68, 69, 64, 56, 53, 65, 59, 50, 5566, 60, 70, 70, 64, 70, 74, 65, 75, 6066, 60, 69, 70, 73, 74, 69, 68, 66, 64Эмоциональное состояние77, 56, 53, 60, 65, 62, 50, 55, 46, 5070, 76, 65, 59, 50, 54, 65, 67, 60, 5970, 77, 69, 74, 74, 69, 60, 75, 77, 7870, 76, 65, 69, 70, 77, 64, 60, 79, 77Психическое здоровье40, 55, 70, 65, 63, 54, 70, 46, 72, 6860, 69, 64, 70, 58, 60, 55, 50, 70, 6755, 50, 65, 67, 64, 69, 70, 73, 65, 7060, 66, 68, 67, 65, 60, 64, 50, 66, 603) Скрининг старческой астенииДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаПохудели ли вы на 5 кг и более за последние 6 месяцев?0101Испытываете ли вы какие-либо ограничения в повседневной жизни из-за снижения зрения или слуха?2402Были ли у вас в течение последнего года травмы, связанные с падением, или падения без травм?4312Чувствуете ли вы себя подавленным, грустным или встревоженным на протяжении последних недель?5523Есть ли у вас проблемы с памятью, пониманием, ориентацией или способностью планировать?3623Страдаете ли вы недержанием мочи?1000Испытываете ли вы трудности в перемещении по дому или на улице (ходьба до 100 метров или подъем на 1 лестничный пролет)?65324) Расчет индекса массы тела1 группа66 кг/ 160см67кг/ 165см80кг/ 153см69кг/ 160см85кг/ 175см78кг/ 173см70кг/ 173см70кг/ 167см56кг/ 166см55кг/ 170см2 группа63кг/ 150см77кг/ 185см66кг/ 170см77кг/ 170см67кг/ 165см59кг/ 150см80кг/ 180см60кг/ 167см60кг/ 163см56кг/ 162см5) Определение физических качествВыносливостьДо тенниса1 группа1,41,01,61,80,60,91,21,11,31,02 группа1,61,41,01,00,81,00,61,21,11,0После тенниса1 группа1,61,61,01,20,91,41,51,71,31,22 группа1,61,21,61,31,61,41,21,01,41,3ГибкостьДо теннисаПосле1 группа2 группа1 группа2 группаПозвоночник-3, -2, 3, 5, 8, -1, 0, 2, 6, 1, 05, 3, -1, -2, 0, 6, 4, 0, -1, 6-1, 3, 6, 6, 8, 10, 2, 1, 0, 00, 2, -2, 3, 7, 0, 5, 3, 5, 2Тазобедренный сустав70, 120, 100, 100, 110, 130, 130, 140, 100, 10080, 90, 100, 140, 130, 120, 100, 120, 110, 13070, 100, 90, 120, 130, 100, 80, 90, 120, 13090, 120, 130, 100, 140, 80, 100, 100, 90, 120Плечевой сустав80, 65, 40, 20, 100, 120, 30, 10, 90, 70100, 60, 20, 20, 40, 70, 110, 30, 30, 3060, 80, 120, 30, 50, 70, 100, 70, 30, 4080, 30, 20, 40, 20, 100, 120, 60, 40, 30ЛовкостьДо тенниса1 группа20 раз251052012103330152 группа30 раз221110152514131810После1 группа202527201419141518222 группа22302021171418131820СилаДо тенниса1 группа2601701502001602301901302501302 группа230110240130120220110100200140После1 группа2602002002101502001601502301602 группа2001402401701502402001702101706) Измерение АД во время игры в теннис1 группа2 группаБыло повышение АД35Не было75Приложение В. Техника теннисаПравила игры в теннис:Игроки должны отбивать мяч до того момента, как он коснется земли на их площадке второй раз. Удар по мячу необходимо совершить до его падения или сразу после первого касания.Мяч направляют строго в определенное игровое поле соперника. Мяч перебрасывается на половину противника через сетку, которая разделяет поле. Игрок получает победное очко тогда, когда соперник допускает ошибку в своих действиях.Игра не ограничена по времени и делится на два этапа: «игра» (game) и «партия» (set). Сумма очков определяет выигрыш гейма. Количество выигранных геймов определяет выигрыш сета. А совокупность выигранных сетов дает выигрыш всей игровой встречи (match). Отметим, что в каждом гейме и сете счет очков начинается заново.Методика обучения технике:Первая методика в изучении техники направлена на изучение владения мячом без ракетки. Данные упражнения развивают ловкость, быстроту движений, внимательность, «чувство мяча». Изучать данные способы можно индивидуально, в паре или команде.Стоя на месте. Занимающийся ударяет мячом о землю и последовательными ударами ладони бьет мяч сверху вниз так, чтобы он отскакивал до уровня пояса; повторить другой рукой (рисунок 1).То же самое повторить в движении. Рисунок 1. Первое упражнение с мячомВ паре одновременное перебрасывание мяча одной рукой, затем обеими рукам по предыдущей технике.Набивание мяча ракеткой. Стоять в исходном положении, ракетка в правой руке, мяч лежит на ракетке. Начать набивание мяча определенное количество раз за промежуток времени. Повторить другой рукой (рисунок 2).Рисунок 2. Набивание мячаБросок мяча в стену вперед-вверх. Второй игрок может ловить мяч (рисунок 3).Рисунок 3. Третье упражнение с мячомТакже осваивают технику бега без мяча и ракетки. Правильная техника способствует тому, что при каждом подбегании к мячу игрок имел правильную позицию в момент удара. На мяч необходимо выбегать быстро, чтобы иметь время для более эффективного ответного удара (рисунок 4). Рисунок 4. Техника бегаДалее обучающиеся переходят к изучению и осваиванию правильной игровой стойке. Исходная стойка называется «положение готовности».Ступни ног находятся на ширине плеч, чуть согнуты и напряжены для старта в сторону мяча. Плечи округлены. Вес теле переносится вперед, чтобы баланс находился на пальцах ступней. Ракетка держится впереди туловища поддерживая ее, в области шейки, неударной рукой. Руки расположены вдоль тела, согнуты в локтях. Глаза сосредоточены на положении мяча (рисунок 5).Рисунок 5. Исходное положениеТакже игроки обучаются слежению за мячом и траектории полета. Оно помогает игроку вовремя занять правильную позицию по отношению к мячу и подготовить удар, учитывая позицию своего соперника.До начала изучения владения мячом с ракеткой, необходимо изучить способы хвата. Правильный хват способствует эффективному удару мяча, а также минимизации травм во время игры. Хват молотка. Кисть полностью охватывает конец ручки ракетки, при этом большой и указательный пальцы образуют кольцо. Ракетка развертывается по направлению вверх. Единый хват. Ракетка удерживается свободным положением пальцев вдоль ручки. Большой палец между указательным и средним пальцами. Хват для удара слева. Ракетка поворачивается вперед так, что большой палец лежит на задней широкой стороне ручки ракетки. Хват для подачи мяча. Из положения молотка или единого хвата ракетка поворачивается назад. Внутренняя сторона кисти располагается на внешней поверхности конца ручки. Головка ракетки направлена по косой вверх. Техники удара:Удар справа (форхенд) и слева (бэкхенд) являются наиболее часто встречающимися. При ударе справа движение к мячу начинается с левой ноги. С замахом повернитесь левым боком к мячу, отведя правое плечо далеко назад. Левая нога сгибается настолько сильно в зависимости от положения мяча. Ударная рука не должна сильно напрягаться. Вынос ракетки на мяч сочетается со свободным поворотом туловища в направлении удара. Вес тела переносится на переднюю ногу. После удара ракетка продолжает траекторию мяча (рисунок 6). При ударе слева подход к мячу начинается с правой ноги. Во время замаха поворачивайтесь в левую сторону. Левая рука поддерживает ракетку за шейку, помогая отводить ее назад. Для свободного и широкого замаха необходим большой поворот туловища. В крайнем положении замаха ударная рука согнута, локоть и предплечье находятся возле туловища. При движении вперед, она начинает постепенно выпрямляться. Ракетка встречает мяч примерно против выставленной вперед ноги. В момент контакта ракетки с мячом, рука выпрямлена (рисунок 7).Рисунок 6. ФорхендРисунок 7. БэкхендРисунок 8. Бэкхенд двумя рукамиУдар с лета (воллей) выполняется по мячу, находящемуся в воздухе. Чаще всего удары с лёта выполняются с подрезкой, при которой вынос ракетки на мяч осуществляется сверху вниз и вперёд по наклонной плоскости. Для этого удара исходное положение ниже, наклон туловища вперед. Замах для удара короткий. Линия плеч параллельна полету мяча. Окончание движения выполняется выпрямленной в локтевом суставе рукой с напряженными мышцами предплечья. Перед контактом ракетки с мячом ручка ракетки сжимается крепче обычного (рисунок 9). Рисунок 9. ВоллейСвеча используется с целью переиграть игрока, стоящего у сетки. Мяч должен попасть намного дальше назад в поле соперника. Подача (сервис). С подачи начинается игра. Исходная стойка – ноги на ширине плеч. При подаче в правое поле вперед выходит правая стопа, а в левое – стопа левой. Подброс мяча осуществляют вместе с замахом. Мяч находится на вторых фалангах указательного, среднего и безымянного пальцев, а удерживается большим пальцем (рисунок 10). Подброс осуществляется расправленным предплечьем с развернутым вниз локтевым суставом, практически без участия запястья руки. При этом, точка контакта центра струнной поверхности ракетки с мячом должна находиться на максимально возможной высоте, до которой можно дотянуться. Линия плеч в начале замаха ориентирована перпендикулярно сетке, и по мере того, как совершается удар, поворачиваются параллельно сетке, чтобы обеспечить наиболее удобный переход вперёд руки и плеча, находящихся сзади. Правое плечо разворачивается назад, подбрасывающая рука начинает движение вверх, ракетка держится расслабленной рукой. Далее происходит скручивание тела и создается высокий энергетический импульс для удара. Локоть бьющей руки не опускается и разворачивается наружу, в момент контакта ракетки с мячом она полностью выпрямляется, головка ракетки по-прежнему немного отстаёт от кисти руки (рисунок 11).Рисунок 10. Положение пальцев при подачеРисунок 11. СервисУдар над головой (смэш). Проводится сильный удар по мячу, который еще находится в полете, по технике подачи.Для эффективной и комфортной игры в теннис важно уделить внимание подбору ракетки. В теннисе ракетки тяжелее, толще ручка и больше головка. Ракетка должна быть такой длины, когда вы находитесь в исходном положении, а ее головка касается пола. Также стоит обратить внимание на головку, часть ракетки, натянутой сеткой из струн. По размеру бывает 4 видов: стандартная, мидсайз, мидплюс, оверсайз. Оптимальной считается головка, в которой 16—18 продольных и 18—20 поперечных струн. Необходимо выбирать гибкую ракетку, поскольку с такой головкой усиливает хлыстообразные движения при ударах, а рука меньше травмируется.Перед началом игры стоит изучить игровое поле (рисунок 12). Игровая площадка называется корт. По середине корта натянута сетка. Задняя линия и коридоры считаются аутом. Прямоугольники хавкорта означают место подачи мяча, также игрок в момент подачи находится за задней линией. После розыгрыша мяча игроки переходит в прямоугольники 1 и 2. Рисунок 12. Игровое полеСтоит отметить, что наиболее часто в теннисе травмируются локти, колени, запястья. Именно этим частям тела необходимо обеспечить дополнительную защиту.

Список использованных источников

Научная литература:
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова – М.: Академический проект, 2012. – 340 с.
2. Агашин, Ф.К. Особенности работы мышц теннисистов / Ф.К. Агашин, Л.C. Зайцева // Теория и практика физической культуры. – 1972. – N 8. – С. 25–26.
3. Анисимов, В. Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения Т. 2 / В.Н. Анисимов. - СПб.: Наука, 2008. - 434 с.
4. Александрова, М.Д. Старение человека и его индивидуальные проявления / М.Д. Александрова // Вестник СПбГУ. Сер. 16. 2014. Вып. 2. С. 81-86.
5. Багов, Р.Н. Физическая культура в системе повышения качества жизни населения / Р.Н. Багов. - Майкоп, 2001. - 44 с.
6. Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1993. – N 4. – С. 21–23.
7. Беленко, И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И.С. Беленко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – N 3 (81). – С. 54–58.
8. Белиц-Гейман, С.П. Теннис: школа чемпионов, игры и подготовка / С.П. Белиц-Гейман. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 223 с.
9. Боженкова, К.А. Психологические особенности людей пожилого возраста / К.А. Боженкова // Приволжский научный вестник. Психологические науки. 2016. N 3(55). С. 39-43.
10. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. / В.В. Бойко - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с.
11. Валебная, А.А., Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятия спортом. Сибирская академическая книга / А.А. Валебная, А.А. Макарова, Л.В. Кумм. Красноярск. 2019. С. 44-47.
12. Вахитова, Н.В. Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом / Н.В. Вахитова, А.П. Ермолаев. NOVAINFO. 2017. С. 347-350.
13. Волкова, Н.В. Возрастные особенности строения организма человека в рамках физического воспитания / Н.В. Волкова // Прорывные научные исследования как двигатель науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 40-42.
14. Всеволодов, И.В. Теннис: примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР / И.В. Всеволодов, В.А. Голенко. – Москва: Советский спорт, 2005. – 138 с.
15. Готовчикова, Л.В. Особенности методики занятий физическими упражнениями, связанные с возрастными изменениями организма / Под общей редакцией П.Я. Дугниста, П.Г. Воронцова, Е.В. Романовой // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. Материалы Международной научно-практической конференции. 2015. С. 62-65.
16. Губа, В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) / В.П. Губа. – Москва: Советский спорт, 2012. – 384 с.
17. Зайнулин, В.Г. Роль апоптоза в возрастных патологиях. Онтогенез / В.Г. Зайнулин, А.А. Москалёв. 2001. Том 32, N 4, с. 249-251.
18. Зайцева, Л.С. На корт за здоровьем / Л.С. Зайцева. – Москва: Знание, 1991. – 80 с.
19. Иванова, Г.П. Антропометрические показатели сильнейших теннисистов мира начала 21 века / Г.П. Иванова, Г. Юйлун, Ч. Сяоцюань // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. СПб. – 2016. – N 4 (134). – С. 102–105.
20. Иванова, Г.П. Современный теннис: биомеханика, эргономика, техника игры / Г.П. Иванова // Ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта // Наука о спорте / [ЮНЕСКО и др.] – Москва, 2011.
21. Иванова, Г.П. Теннис. Воспитание чемпиона: монография / Г.П. Иванова // Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2010. – 161 c.
22. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 352 с.
23. Краснов, И.С. Методологические аспекты здорового образа жизни россиян / И.С. Краснов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2 - с.61-63.
24. Медицинский контроль в системе организации занятий по физической подготовке: информ справочник РГОО БФСО «Динамо» / под общ. ред. Сивец В.И. - Минск, 2007. - 102 с.
25. Минегалиев, И.З. Возрастные особенности строения и функции организма человека в процессе занятий спортом / И.З. Минегалиев // Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа. 2017. С. 17-18.
26. Мякотных, В.В. Особенности онтогенетической изменчивости функционального состояния организма мужчин с различными режимами двигательной активности / В.В. Мякотных // автореферат диссертации Адыг. гос. ун-т. 2013. – 45 с.
27. Мякотных, В.В. Влияние двигательной активности на возрастную инволюцию функциональных возможностей человека / В.В. Мякотных, Л.С. Ходасевич, В.Л. Мельцер. // Успехи геронтологии. № 4. 2012. С. 648-653.
28. Наумов, А.В. Двигательный режим в связи с особенностями возрастных изменений организма человека / А.В. Наумов, Г.В. Лацвиева // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 96-97.
29. Низаметдинова, З.Х. Влияние оздоровительной физической культуры на организм / З.Х. Низаметдинова. Альманах мировой науки. № 3-3 (6). С. 100-102.
30. Новиков, В.Д. Возрастные особенности строения организма человека в процессе занятий спортом. Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики / В.Д. Новиков. 2019. С. 282-284.
31. Овсяник, О.А. Социально-психологические особенности адаптации женщин к физиологическим возрастным изменениям организма / О.А. Овсяник. Научный мир. № 3. 2011. С. 3-6.
32. Погодина, С.В. Гендерно-возрастные особенности стресс-реакций организма высококвалифицированных спортсменов / С.В. Погодина // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки. Материалы VII международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». 2015. С. 17-20.
33. Патогенетические и этиологические основы клинического применения половых гормонов и их аналогов / В. М. Дильман. — Л., 1958. — 165 с.
34. Патологическая физиология / Под. ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. Томск, 2001. С. 136-141.
35. Первопричина старения заключена в укорочении редумер — перихромосомных линейных молекул ДНК, а вовсе не теломер — «линеек» биологического времени / Под ред. А.П.Левича // На пути к пониманию феномена времени: конструкции времени в естествознании. Часть 3. Методология. Физика. Биология. Математика. Теория систем. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 339-366.
36. Самойлова, Т.В. Особенности возрастного развития организма спортсменов / Т.В. Самойлова. Студенчество России: век XXI. Орел. 2019. С. 75-80.
37. Сачук, Н.Н. Социально-гигиенические проблемы долголетия // Долгожительство. Медицинские и социальные аспекты / Н.Н. Сачук. - 1984.
38. Стерликова, А.А. Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятия спортом / А.А. Стреликова, Д.С. Висягина // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования. Минск. 2018. С. 155-158.
39. Стрижицкая, О.Ю. Современные проблемы психологии старения// Здоровая личность / под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Речь, 2013. С. 336– 355.
40. Токарь, Е.В. Анатомо-физиологические особенности и возрастные изменения в организме мужчин среднего возраста / Е.В. Токарь, А.М. Корчевский. // Теоретические и практические проблемы физической культуры и спорта. 2016. С. 334-339.
41. Тыцкая, В.Г. Возрастные особенности адаптационных реакций организма на коррекционно-оздоровительные воздействия при нарушениях опорно-двигательного аппарата / В.Г. Тыцкая // автореф. диссертации. Челябинский государственный педагогический университет. 2004. – 22 с.
42. Флинт, А.В. Анатомо-физиологические особенности пожилых людей / А.В. Флинт. С. 34-52.
43. Фомина, И.В. О формировании спортивно-оздоровительной мотивации у женщин 2-го периода зрелого возраста (на примере занятий силовыми видами спорта) / И.В. Фомина, Н.А. Карлова // Перспективы развития студенческого спорта и олимпизма. Воронеж. 2021. С. 367-374.
44. Химическая физика молекулярного разрушения в стабилизации полимеров // Н.М. Эммануэль, А.Л. Бучаченко. Наука, 1988.
45. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
46. Холостова, Е.И. Социальная геронтология / Е.И. Холостова, В.В. Егоров, А.В. Рубцов. - М.: ИТК Дашков и К, 2004 - 296 с.
47. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб: Речь, 2006. – 217 с.
48. Шестакова, Г.П. Использование специальных упражнений большого тенниса на занятиях физической культурой среди студентов / Г.П. Шестакова. НАУКА-2020. - Выпуск 4 (40) - 2020. С. 141-144.
49. Щедрина, А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск. Альфа- Виста, 2007. - 144 с.
50. Harman, D. "I thought, thought, thought for four months in vain and suddenly the idea came"- an interview with Denham and Helen Harman. Interview by K. Kitani and G.O. Ivy (англ.) // Biogerontology: journal. — 2003. — Vol. 4, no. 6. — P. 401—412.
51. JE Ware Jr, CD Sherbourne - Медицинская помощь, 1992.

Учебные пособия:
52. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, под общ. ред Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
53. Гериатрия: национальное руководство / ред. О.Н. Ткачевой, Е.В. Фроловой, Н.Н. Янко. ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 608 с.
54. Голенко, В.А. Школа тенниса: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / В.А. Голенко, А.П. Скородумова, Ш.А. Тарпищев. – Москва: Дедалус, 2001. – 192 с.
55. Иванова, Г.П. Основы техники и тактики тенниса: учебное пособие / Г.П. Иванова, Т.И. Князева. Нац. гос. ун-т физ. культуры спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург, 2012. – 136 с.
56. Клинические тесты в гериатрии: методические рекомендации / Под ред. О. Н. Ткачевой. – М.: Прометей, 2019. – 62 с.
57. Основы биологии старения: учебно-методическое пособие / Е.П. Дрождина, О.В. Столбовская, Н.А. Курносова, Н.А. Михеева. – Ульяновск: УлГУ, 2017. – 46 с.
58. Психология старости и старения: учеб.пособие // О.В. Краснова, А.Г. Лидере. – М.: «Академия», 2013. – 416 с.
59. Рубнер, М. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1978.
60. Гериатрия: Национальное руководство / О. Ткачева, Е. Фролова, Н. Яхно. — М.: ГЭОТАР-Медиа. — 2019. — 608 с.

Электронные ресурсы:
61. Всемирная организация здравоохранения // Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: https://www.who.int/ru
62. Министерство здравоохранения РФ // Официальный сайт. [Электронный ресурс] - URL: https://minzdrav.gov.ru

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет теннис как фактор противодействия возрастно инволюционным процессам?

Теннис играет важную роль в противодействии возрастным изменениям и помогает поддерживать психофизическую активность организма.

Какие особенности свойственны стареющему организму?

Стареющий организм имеет физиологические и психологические особенности, такие как ухудшение мышечной силы и гибкости, снижение когнитивных функций и увеличение риска развития различных болезней.

Какие задачи были поставлены в исследовании о влиянии тенниса на возрастные изменения?

В исследовании были поставлены задачи определения влияния тенниса на физическую активность людей пожилого возраста, анализа их психологического состояния и улучшения когнитивных функций.

Какими методами проводилось исследование?

Исследование проводилось с использованием анализа литературных источников, педагогического наблюдения и тестирования.

Какие результаты показало исследование?

Исследование показало, что занятия теннисом в пожилом возрасте способствуют улучшению физической формы, психологического состояния и когнитивных функций участников.

Какие факторы противодействуют возрастным изменениям?

Возрастно-инволюционные процессы могут быть замедлены или даже предотвращены некоторыми факторами, такими как регулярное физическое упражнение, здоровый образ жизни, правильное питание и умственная активность.

Какие психофизические особенности наблюдаются при старении?

При старении происходят изменения в организме, которые влияют как на физическое, так и на психическое состояние. Физические особенности включают уменьшение мышечной силы и гибкости, пониженную выносливость и ухудшение координации движений. Психологические особенности старения включают изменение способности к концентрации, памяти и реакции на стрессовые ситуации.

Как теннис может помочь в противодействии возрастным изменениям?

Теннис является одной из форм физической активности, которая может помочь замедлить возрастные изменения. Игра в теннис способствует улучшению физической выносливости, координации движений и гибкости. Кроме того, теннис требует стратегического мышления и принятия быстрых решений, что способствует улучшению психического функционирования.

Какими методами исследования пользовались в данном исследовании?

В данном исследовании были использованы различные методы, включая анализ литературных источников, педагогическое наблюдение и тестирование. Анализ литературных источников позволяет получить информацию о предыдущих исследованиях и теориях. Педагогическое наблюдение позволяет получить данные о поведении игроков во время тренировок или игр. Тестирование проводится для оценки физической и психической выносливости игроков.

Какие задачи ставились в данном исследовании?

Целью данного исследования было изучение роли тенниса в противодействии возрастным изменениям. Конкретные задачи включали анализ литературных источников, наблюдение за игроками во время тренировок, проведение тестирования для оценки их физической и психической выносливости.

Как теннис может противодействовать возрастным изменениям?

Теннис является фактором, который способствует улучшению психофизических возможностей организма. Физическая активность, которую предоставляет игра в теннис, помогает укрепить мышцы, улучшить координацию движений и гибкость, а также способствует улучшению кровообращения и дыхания. Психологические аспекты тенниса также положительно влияют на здоровье: игра способствует развитию стратегического мышления, улучшает концентрацию внимания и помогает снять стресс. Таким образом, теннис помогает противодействовать возрастным изменениям и улучшить общее состояние организма.

Какие методы использовались в исследовании влияния тенниса на возрастной организм?

Для изучения влияния тенниса на возрастные изменения был использован комплексный подход, включающий анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование и педагогический эксперимент. С помощью анализа литературных источников были изучены теории старения и физиологические особенности стареющего организма. Педагогическое наблюдение позволило изучить практический опыт занятий теннисом у пожилых людей. Тестирование было проведено для оценки психофизических показателей участников исследования до и после занятий теннисом. Педагогический эксперимент предоставил возможность проверить эффективность занятий теннисом в качестве фактора противодействия возрастным изменениям.