Правовые основы участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 21.02.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 5
2. ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 13
3. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

Получается, что они потенциально обладают автономией воли и правовой инициативой, могут совершать, по меньшей мере, односторонние сделки. Это является крайне нелогичным и нарушает правовую конструкцию участия публичных образований в гражданских правоотношениях.
Если органы местного самоуправления выступят учредителями хозяйственных обществ или вкладчиками в товариществах на вере, то они должны передать ему в собственность часть своего имущества в качестве вклада. Это означает, что они должны не только обладать этим имуществом, но и обладать правом распорядиться им таким образом, чтобы оно изменило форму собственности.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, которые необходимы для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
Исходя из этого, органы местного самоуправления могут выступать учредителями хозяйственных обществ и товариществ, а также вносить муниципальное имущество в качестве вклада в создаваемые коммерческие организации. По мнению И.И. Овчинникова, здесь налицо очевидная коллизия норм в праве.
Выступая в гражданском обороте, муниципальные образования, могут совершать различные сделки самостоятельно, представляясь при этом личностью юридического лица. В том числе могут совершать приватизационные сделки. Приватизация муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Муниципальное образование может реализовывать право собственника на передачу из своей собственности в собственность физических или юридических лиц только не в общем порядке, установленном ГК РФ, а в порядке, установленном законами о приватизации.
Это одна из форм проявления специфичности правоспособности такого субъекта гражданских правоотношений, как муниципальное образование. Договорная практика муниципальных образований – одно из главных направлений участия в гражданском обороте. Однако, так как муниципальное образование обладает специальной правоспособностью, то договорные отношения, участником которых оно выступает, характеризуются рядом особенностей. Сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально предусмотренных федеральным законом.
В отношении муниципальных образований законодательством установлена ограниченная вексельная правоспособность, и органы, действующие от их имени, имеют право обязываться по переводному и простому векселю только в строго определенных законодательством случаях. Муниципальные образования могут выступать и как инвесторы в фондовых правоотношениях. Приобретение в муниципальную собственность ценных бумаг (финансовые инвестиции) является одной из форм бюджетных инвестиций. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом в соответствии с решением органа местного самоуправления.
Таким образом, муниципальное образование может выступать эмитентом, инвестором, а также гарантом в фондовых правоотношениях.
Органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории, подведомственной этим органам местного самоуправления, или права самих органов местного самоуправления. До принятия судебными органами решения исполнение опротестованных актов может быть приостановлено органами местного самоуправления. В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбитражными судами. Если по спорам между органами местного самоуправления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд.
Судебная зашита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое–либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии и т.д.
Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. Подводя итоги, сказанному, следует признать, что правовая конструкция, установленная Федеральным законом №131-ФЗ, наделяющая органы местного самоуправления правами юридического лица в форме учреждения, является не вполне неудачной. Она привела к правовым коллизиям в российском законодательстве и определенному ограничению прав местного самоуправления.
Правовая конструкция, которая закреплена ГК РФ, отражает сущность публичных образований и их органов, обеспечивает их участие в гражданском обороте.
Представляется необходимым внести ряд изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ, в части выделения именно муниципального образования, в качестве субъекта прав местного самоуправления, который действует в интересах общности граждан, проживающих на определенной территории.
Следует выделить и закрепить представительские функции органов местного самоуправления, которые действуют от имени муниципального образования и представляют его интересы.
В Уставе муниципального образования должны быть четко прописаны полномочия каждого из органов местного самоуправления, выполняющих представительские функции от имени муниципального образования при участии в гражданском обороте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с ГК РФ муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и ее субъектами выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК РФ, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
Особенности муниципального образования как субъекта гражданского права обусловлены тем, что оно является субъектом конституционного и муниципального права и наделено специальной правосубъектностью .
Как субъект права, муниципальное образование существует в рамках и публичного и частного права. В рамках публично-правовых отношений муниципальное образование выступает как носитель публичной власти. Муниципальное образование принимает по предметам своего ведения нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться другие субъекты гражданского права, вступающие в правовые отношения с муниципальными образованиями по предметам их ведения.
Муниципальное образование участвует в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками оборота. В силу п. 2 ст. 124 ГК к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Особенностями участия муниципальных образований посредством деятельности органов местного самоуправления в вещных правоотношениях являются: специальные способы приобретения права собственности, которые могут различаться в зависимости от типа муниципального образования; специальные способы прекращения права собственности; специфические способы осуществления права собственности; наличие отдельных видов имущества, которые могут находиться только в собственности муниципальных образований; целевое назначение муниципального имущества, ограниченное законом.
Выявлены следующие особенности реализации гражданской правосубъектности муниципальных образований посредством деятельности органов местного самоуправления в договорных обязательствах: наличие отдельных обязательств, одной стороной которых обязательно должно выступать муниципальное образование; тесная связь с муниципальной собственностью; обязательное наличие публично-правовой цели, а также мотива в составе сделки, направленных на реализацию интересов населения муниципального образования; особый порядок заключения большинства договоров, требующий проведения определенных конкурентных процедур, предшествующих заключению договора; осуществление правового регулирования ряда договорных обязательств в рамках специальных законов, предусматривающих собственный специальный правовой режим ведения предпринимательской деятельности, к которому нормы гражданского законодательства применяются субсидиарно, а в некоторых случаях не применяются совсем.
Выработано предложение о применении к договорным обязательствам, исполняемым муниципальными образованиями на профессиональной основе (муниципальные контракты, концессионные соглашения, муниципальные займы, договоры аренды муниципального имущества и др.), принципов и норм гражданского права об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе положений о безвиновной гражданско-правовой ответственности. Сделанные выводы свидетельствуют об актуальности проведенного исследования, его теоретической и практической значимости и возможности применения на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51–ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506. (утратил силу)
Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права // СПС Консультант Плюс.
Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. – М.: Инфра – М, 2013.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации / Н.С. Бондарь. – М.,2017.
Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2013.
Ворончук И.Х., Гарненко С.А., Проскурякова, Л.Б. Гражданская правосубъектность муниципальных образований / И.Х. Ворончук, С.А. Гарненко, Л.Б. Проскурякова, Л.Б. // Научно–информационный журнал «Вестник Международного юридического института» – 2017. – № 1 (60). С. 49-58.
Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 37-41.
Гражданское право: Часть первая: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2017.
Дойников И.В. Проблемы гражданского и предпринимательского права в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России в 2017 году // Гражданское право. 2018. № 1. С. 121-129.
Зернов И.В. О соотношении понятий «публично–правовое образование» и «юридическое лицо публичного права» / И.В. Зернов // Наука. Общество. Государство.– 2017. –Т. 5. – № 4 (20). С. 63-66.
Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений / Н.Н. Колмакова// Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2014.
Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично–правовых образований в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук / Е.Б. Крылова. – М., 2011.
Кудилинский М.Н., Шевелева Н.А. Муниципальное право России: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. С. 157-158.
НаумовС.Ю., Подсумкова, А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: Форум, 2017.
Овчинников И.И. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. – 3– е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 361с.
Холопов В.А. Политико-правовой дискурс интерпретации статуса органов местного самоуправления: компаративный анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 20-21


Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации / Н.С. Бондарь. – М.,2017. С. 22.
Там же. С. 24.
Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. – М.: Инфра – М, 2013. С. 602.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506. (утратил силу)
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51–ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений / Н.Н. Колмакова// Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2014. С. 18.
Там же. С. 19.
Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 37.
Там же.
Гражданское право: Часть первая: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2017. С. 105.
Дойников И.В. Проблемы гражданского и предпринимательского права в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России в 2017 году // Гражданское право. 2018. № 1. С. 121.
Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2013. С. 107.
Холопов В.А. Политико-правовой дискурс интерпретации статуса органов местного самоуправления: компаративный анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 20-21
Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права // СПС Консультант Плюс.
Кудилинский М.Н., Шевелева Н.А. Муниципальное право России: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. С. 157-158.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746.
Зернов, И.В. О соотношении понятий «публично–правовое образование» и «юридическое лицо публичного права» / И.В. Зернов // Наука. Общество. Государство.– 2017. –Т. 5. – № 4 (20). С. 64.
Ворончук И.Х., Гарненко С.А., Проскурякова Л.Б. Гражданская правосубъектность муниципальных образований / И.Х. Ворончук, С.А. Гарненко, Л.Б. Проскурякова, Л.Б. // Научно–информационный журнал «Вестник Международного юридического института» – 2017. – № 1 (60) С. 51.
Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично–правовых образований в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук / Е.Б. Крылова. – М., 2011. С. 61.
Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично–правовых образований в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук / Е.Б. Крылова. – М., 2011. С. 63.
Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: Форум, 2017. С. 143.
Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений / Н.Н. Колмакова// Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2014. С. 21.
. Овчинников, И.И. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. – 3– е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. С. 177.












15

ПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51–ФЗ (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.
Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 48 ст. 4746.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506. (утратил силу)
Баженова О.И. Муниципальное образование как субъект права // СПС Консультант Плюс.
Большой юридический словарь / А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. – М.: Инфра – М, 2013.
Бондарь Н.С. Муниципальное право Российской Федерации / Н.С. Бондарь. – М.,2017.
Бялкина Т.М. Компетенция местного самоуправления: проблемы теории и правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2013.
Ворончук И.Х., Гарненко С.А., Проскурякова, Л.Б. Гражданская правосубъектность муниципальных образований / И.Х. Ворончук, С.А. Гарненко, Л.Б. Проскурякова, Л.Б. // Научно–информационный журнал «Вестник Международного юридического института» – 2017. – № 1 (60). С. 49-58.
Глинка В.И. Проблемы определения гражданской правосубъектности муниципальных образований // Адвокатская практика. 2019. № 2. С. 37-41.
Гражданское право: Часть первая: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2017.
Дойников И.В. Проблемы гражданского и предпринимательского права в Послании Президента РФ Федеральному Собранию России в 2017 году // Гражданское право. 2018. № 1. С. 121-129.
Зернов И.В. О соотношении понятий «публично–правовое образование» и «юридическое лицо публичного права» / И.В. Зернов // Наука. Общество. Государство.– 2017. –Т. 5. – № 4 (20). С. 63-66.
Колмакова Н.Н. Муниципальное образование как субъект гражданских правоотношений / Н.Н. Колмакова// Автореферат дисс. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2014.
Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично–правовых образований в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук / Е.Б. Крылова. – М., 2011.
Кудилинский М.Н., Шевелева Н.А. Муниципальное право России: Учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. С. 157-158.
НаумовС.Ю., Подсумкова, А.А. Основы организации муниципального управления: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. – М.: Форум, 2017.
Овчинников И.И. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.И. Овчинников, А.Н. Писарев. – 3– е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 361с.
Холопов В.А. Политико-правовой дискурс интерпретации статуса органов местного самоуправления: компаративный анализ // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 20-21


Вопрос-ответ:

Какие правовые основы регулируют участие органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Участие органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальными правовыми актами и другими нормативными актами.

Какие исторические аспекты связаны с участием органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Исторически органы местного самоуправления обладали автономией воли и правовой инициативой, что позволяло им совершать по меньшей мере односторонние сделки.

Что означает гражданская правосубъектность органов местного самоуправления?

Гражданская правосубъектность органов местного самоуправления означает, что они являются участниками гражданского оборота и имеют права и обязанности в рамках гражданско-правовых отношений.

Каков порядок участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Порядок участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях определяется законодательством, муниципальными правовыми актами и договорами, заключенными с другими субъектами. Органы местного самоуправления вправе участвовать в совершении сделок, реализации проектов, предоставлении услуг и других гражданско-правовых действиях.

Какие правовые основы участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на основе Конституции РФ, законодательства РФ о местном самоуправлении, гражданского и других отраслей права.

Какие исторические аспекты связаны с участием органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Исторически органы местного самоуправления формировались на основе территориального принципа и представляли интересы местных жителей. В Советском Союзе они не имели большой самостоятельности в гражданских правоотношениях, однако после принятия Закона РСФСР "О местном самоуправлении" в 1991 году, им были предоставлены определенные полномочия в этой сфере.

Какую гражданскую правосубъектность имеют органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления имеют ограниченную гражданскую правосубъектность. Они являются субъектами гражданских правоотношений только в рамках своей компетенции, определенной законодательством.

Каков порядок участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях?

Порядок участия органов местного самоуправления в гражданских правоотношениях определяется законодательством о местном самоуправлении. Кроме того, они должны соблюдать принципы законности, равенства, справедливости и соответствия интересам местных жителей.

Могут ли органы местного самоуправления совершать односторонние сделки?

Органы местного самоуправления в определенных случаях могут совершать односторонние сделки, так как они обладают автономией воли и правовой инициативой. Однако такие сделки должны быть совершены в рамках их компетенции и соблюдением законодательства.