Нормативно-правовой акт и нормотворчество.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 21.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и отличительные признаки нормативного правового акта ………….4
2. Порядок опубликования нормативных правовых актов ……………………….7
3. Понятие, принципы, субъектный состав
и эффективность нормотворчества ……………………………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………18
Список использованных источников ……………………………………………..19
Данный вид правотворчества по праву считается базовым, поскольку именно субъекты, выступающие от имени государства, непосредственно выражают его волю и задают направленность дальнейшего правового регулирования и с каждым годом, по нашему мнению такой вид правотворчества будет только возрастать, причем как в количественном, так и в качественном плане.Правотворчество негосударственных органов и организаций охватывает собой правоустановительную деятельность субъектов, не относящихся к государственным, но которые в силу закона наделены соответствующей правосубъектностью в конкретной сфере деятельности (органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и др.).Правотворчество народа (населения) отражает возможность непосредственного участия граждан в управлении делами государства посредством голосования или референдума по принятию нормативных актов, утверждаемых непосредственно народом – конституции, декларации, решения сходов граждан и др. В частности, действующая Конституция нашей страны была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.Смешанное (совместное) правотворчество имеет место, когда нормы права принимаются государственными и негосударственными органами (организациями) совместно. Данный вид правотворчества широко использовался в бывшем СССР.По количественному составу субъектов выделяют правотворчество, осуществляемое единолично и правотворчество, осуществляемое коллегиально. Правотворчество, осуществляемое единолично выражается в создании и принятии источника права одним компетентным субъектом, оно более распространено (например, указы Президента Российской Федерации, как правило, выносятся единолично).Правотворчество, осуществляемое коллегиально, проявляется в случаях, когда источник права создается двумя и более субъектами (например, совместный приказ Генерального прокурора Российской Федерации и Министерства внутренних дел РФ). Разновидностью коллегиального правотворчества является приведенное выше совместное правотворчество (подразумевающее участие как минимум двух компетентных субъектов, один из которых имеет государственный статус, а второй – не относится к государственным органам или организациям).На эффективность законодательного процесса влияют следующие факторы:– политический фактор. Политика (деятельность, направленная на регулирование политических вопросов государственной жизни страны) наравне с законодательством являются ключевыми регуляторами общественной жизни. Данные явления имеют неразрывные взаимосвязи: законодательный процесс не существует там, где нет политики (государства). А она (политика) имеет правовое оформление;– экономический фактор. Нормотворчество связано с финансовыми вопросами, например, сколько нужно затратить бюджетных средств на реализацию будущего закона? Соответственно, чем больше денег у государства, тем больше можно принять законов;– информационный фактор. Общество должно знать о законодательном процессе, в противном случае могут возникнуть негативные явления (например, нежелание народа подчиняться новым законом, принятым без их «участия»);– организационно-технический фактор. Это качественный фактор и зависит полностью от организационных и технических вопросов, возникающих в процессе правотворческой деятельности;– международно-правовой фактор. Нормотворчество – это внутренний суверенный процесс. Однако, периодически в рамках данной деятельности должны быть рассматриваться вопросы внешней политики (например, вопрос борьбы с терроризмом).ЗаключениеНормативный правовой акт – это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.Официальное опубликование нормативно-правового акта – это размещение в специальных изданиях, которые действующим законодательством признаны официальными, полного текста документа. Местом официального опубликования нормативного правового акта являются «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Официальный интернет-портал правовой информации»(www.pravo.gov.ru).Существует большое количество вариантов вступления в силу нормативного правового акта, причем сам порядок такого вступления указывается в самом акте.В настоящее время нормотворчество занимает центральное место в деятельности любого государства, именно по его результатам судят о степени демократичности, цивилизованности и культуры. Представляется, что нормотворчество – это особая деятельность управомоченных субъектов по созданию, изменению, отмене нормативного акта, а также проверки эффективности принятого нормативного акта, основанная на общественных, политических, экономических, культурных и иных потребностях. Сейчас в целях повышения эффективности механизма нормотворческого процесса необходимо разработать и принять специальный Федеральный закон «О правовом регулировании законотворческого процесса в Российской Федерации», так как на практике в данной сфере возникают проблемные вопросы. Например, до сих пор возникают вопросы, касающиеся отсутствия у Прокуратуры РФ права законодательной инициативы; касающиеся реализации Президентом РФ права наложения вето на законопроекты и т.д.Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.3. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 20.07.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.6. Приказ Министерства юстиции РФ от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:www.pravo.gov.ru. – 2020. – 27 апреля (дата обращения: 22.01.2022).7. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177352/ (дата обращения: 22.01.2022).8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2018. – № 1.9. Артебякина Н.А. К вопросу о надлежащем опубликовании нормативных правовых актов: практический аспект // Юрист. – 2018. – № 12. – С. 77-77.10. Иванов А.А. Нормотворчество и правотворчество: сравнительно-правовой анализ // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2021. – № 1-2. – С. 298-301.11. Косых А.А. Нормотворчество и нормотворческий процесс: понятие, признаки, принципы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2021. – С. 416-419.12. Мамчун В.В. Проблема соотношения понятий правотворчества и нормотворчества // Вестник Владимирского юридического института. – 2019. – № 1 (50). – С. 176-182.13. Мухамадиярова А.Р. Понятие нормотворчества и нормотворческой деятельности // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2018. – С. 74-78.14. Рагимханова Д.А., Курбаналиев Э.И. Сетевое издание как источник официального опубликования нормативных правовых актов // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 188-190.15. Табаков В.А., Овсянников П.Ю. К вопросу о понятии и признаках нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.8 (26). – С. 99-102.16. Уманская В.П. Современные подходы к понятию нормативных правовых актов в науке и практике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 3 (38). – С. 144-156.17. Чернов А.Л. Проблема определения понятия нормативно-правового акта // Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 73-77.
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.
3. Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
4. Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (ред. от 29.05.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
5. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 20.07.2021) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
6. Приказ Министерства юстиции РФ от 23.04.2020 № 105 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL:www.pravo.gov.ru. – 2020. – 27 апреля (дата обращения: 22.01.2022).
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177352/ (дата обращения: 22.01.2022).
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 2018. – № 1.
9. Артебякина Н.А. К вопросу о надлежащем опубликовании нормативных правовых актов: практический аспект // Юрист. – 2018. – № 12. – С. 77-77.
10. Иванов А.А. Нормотворчество и правотворчество: сравнительно-правовой анализ // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2021. – № 1-2. – С. 298-301.
11. Косых А.А. Нормотворчество и нормотворческий процесс: понятие, признаки, принципы // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Воронеж, 2021. – С. 416-419.
12. Мамчун В.В. Проблема соотношения понятий правотворчества и нормотворчества // Вестник Владимирского юридического института. – 2019. – № 1 (50). – С. 176-182.
13. Мухамадиярова А.Р. Понятие нормотворчества и нормотворческой деятельности // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пермь, 2018. – С. 74-78.
14. Рагимханова Д.А., Курбаналиев Э.И. Сетевое издание как источник официального опубликования нормативных правовых актов // Закон и право. – 2019. – № 9. – С. 188-190.
15. Табаков В.А., Овсянников П.Ю. К вопросу о понятии и признаках нормативных правовых актов в Российской Федерации // Вестник современных исследований. – 2018. – № 11.8 (26). – С. 99-102.
16. Уманская В.П. Современные подходы к понятию нормативных правовых актов в науке и практике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2019. – № 3 (38). – С. 144-156.
17. Чернов А.Л. Проблема определения понятия нормативно-правового акта // Юридическая наука как основа формирования правовой культуры современного человека: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2019. – С. 73-77.
Вопрос-ответ:
Что такое нормативно-правовой акт?
Нормативно-правовой акт - это акт, который устанавливает и определяет права и обязанности людей, а также регулирует социальные отношения. Он имеет юридическую силу и обязательность для всех субъектов, находящихся в его действии.
Какие отличительные признаки есть у нормативно-правового акта?
Нормативно-правовой акт имеет несколько отличительных признаков. Во-первых, он должен быть опубликован в установленном порядке, чтобы был доступен для ознакомления всем лицам, к которым он применяется. Во-вторых, нормативно-правовой акт должен иметь юридическую силу и обязательность для всех субъектов, находящихся в его действии. Наконец, такой акт должен регулировать общественные отношения и устанавливать права и обязанности граждан.
Какой порядок опубликования у нормативно-правовых актов?
Порядок опубликования нормативно-правовых актов определен законодательством. Обычно такие акты публикуются в государственных изданиях, таких как "Ведомости высших органов власти" или "Сборник законодательства". Они также могут быть опубликованы в официальных интернет-ресурсах государственных органов.
Что такое принципы нормотворчества и субъектный состав?
Принципы нормотворчества - это основные правила и принципы, которыми должны руководствоваться субъекты при создании нормативно-правовых актов. Они определяют цели и задачи нормотворчества, принципы законодательной деятельности и порядок создания и принятия актов. Субъектный состав нормотворчества - это лица или организации, уполномоченные на создание нормативно-правовых актов, такие как парламент, правительство или другие государственные органы.
Почему нормативно-правовой акт считается базовым видом правотворчества?
Нормативно-правовой акт считается базовым видом правотворчества, так как он является основным инструментом законодательной деятельности. Именно с помощью нормативно-правовых актов осуществляется установление и определение прав и обязанностей граждан, а также регулирование социальных отношений. Этот вид правотворчества имеет юридическую силу и обязательность для всех субъектов, находящихся в его действии.
Что такое нормативно-правовой акт?
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным органом государства и содержащий законы, указы, постановления, распоряжения, приказы и т.д. Нормативно-правовой акт имеет обязательную силу для всех субъектов и должен выполняться всеми гражданами и организациями.
Какие отличительные признаки имеет нормативно-правовой акт?
Нормативно-правовой акт отличается следующими признаками: 1) официальность - он должен быть издан компетентным органом государства; 2) обязательность - он имеет силу и должен выполняться всеми; 3) общая формулировка - акт должен содержать правила, обязательные для всех случаев, которые попадают под его действие; 4) прямое действие - акты должны действовать самостоятельно и не требовать дополнительных указаний для своего применения.
Каков порядок опубликования нормативных правовых актов?
Порядок опубликования нормативных правовых актов определяется законом и включает в себя следующие этапы: 1) принятие акта компетентным органом; 2) подготовка текста акта; 3) проведение проверки и согласования акта; 4) опубликование акта в официальных средствах массовой информации или иным образом, предусмотренным законом; 5) обеспечение исполнения акта.
Что такое нормотворчество и каковы его принципы?
Нормотворчество - это процесс создания нормативно-правовых актов. Принципы нормотворчества включают: 1) принцип законности - нормативные акты должны соответствовать закону; 2) принцип правосубъектности - акты должны приниматься компетентными субъектами; 3) принцип эффективности - акты должны быть эффективными и достигать поставленных целей.
Кто является субъектами нормотворчества и каковы их функции?
Субъектами нормотворчества являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они принимают нормативно-правовые акты на основании полномочий, предоставленных им законом. Функции субъектов нормотворчества включают разработку проектов актов, принятие актов, контроль за их исполнением и изменение или отмену актов при необходимости.