брак и семья

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 18 18 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.02.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
1.Семья в Исламе. Брак и семья 4
2. Отношение современной молодежи к браку 7
3. Ограничения. Роль мужа и жены в Исламе, принципы построения отношений 10
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Вместе с тем добродетель непосредственно вытекает из веры в Бога, поклонения ему, связана с надеждой на милость Аллаха: «...кто творит благое из мужчин и женщин и верует, те взойдут в рай и наделены будут там без счета». Суть добродетельного поведения верующего Мухаммад определяет так: «Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво» (ХХХ1:16-17).Исторические обстоятельства, эпоха, связь с городской культурой, в частности с интересами торговых кругов, обусловили то, что ислам выступает как менее аскетичный и наиболее жизнеутверждающий по сравнению с предшествующими ему мировыми религиями. Учение ислама утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от того, как человек выстраивал свое поведение в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, ему надлежит пройти свой земной путь. Ещё в Х в. знаменитый богослов Аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном».Не удивительно, что ислам основан на допущении активистских установок поведения, своеобразном религиозном практицизме, единстве слова с делом. Он призывает проявлять усердие, стремиться к преодолению лени. Старание и действие - эти качества Всевышний возложил на человека. Как сказано в известном хадисе, «действуй (или работай в этом мире), как будто ты будешь жить вечно, а для приходящего мира (загробной жизни) -как будто ты умрешь завтра». Хотя у каждого своя дорога, но при этом «старайтесь же опередить друг друга в добрых делах» (II:43). В Коране сказано, что Аллах создал человека обладателем чести и достоинства. Если мужчина не может накормить свою семью, если становится жалким и беспомощным, то он должен предпринять радикальные меры для того, чтобы восстановить собственный статус. Верующий должен прощать обиды (III:128), проявлять благожелательность (каждый раз при встрече пожелать мира и благополучия своему брату по вере - обязанность мусульманина), сдержанность, уклоняться от пустословия (XXIII:3), ему запрещено погрязать в скандалах и брани (IXL:11).Ислам гласит, что жена, наряду с обязанностями, имеет такие же права, как и муж. «Жены и мужья имею равные права». Супруг обязан обеспечить своей жене соблюдение ее прав. К примеру, обеспечивать жену, проявлять доброту и уважение, муж не имеет право причинять вред собственной жене. Так, в Священном Коране отмечается, что мужчина - это одновременно и опекун, и попечитель.“ОПРЕДЕЛЕНО НАМИ В ОТНОШЕНИИ МУЖЕЙ, ЧТО] ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ РОЛЬ ОПЕКУНОВ ЖЕНЩИН [В СЕМЕЙНЫХ ДЕЛАХ..” (4:34)Это связано с самой природой мужчин, они являются добытчиками, социально активными, именно они должны предоставить все материальные ресурсы собственной семье. Если мужчина не способен обеспечивать семью, он не должен ее заводить. Масштаб ответственности ложится поистине огромный. Другой значимый аспект – поведение главы семьи. Он обязательно должен неукоснительно соблюдать все религиозные предписания, заниматься постоянным развитием, как интеллектуальным, так и физическим. Отец семейства – это образец, основа. Если нет положительного примера, то и у семьи отсутствует нравственная опора. Нельзя ни в коем случае принижать значение жены в семейных отношениях. Мужчина не должен относиться к ней как к служанке, которая занимается исключительно домашними делами. В западной культуре супружеская пара характеризуется как союз двух партнёров. Фактически исламский взгляд на институт семьи примерно таков (без некоторых чрезмерных проявлений в виде однополых браков), ведь муж и жена должны иметь дружеские отношения, они должны развиваться совместно. И снова процитируем Коран:“... ЖЁНЫ ИМЕЮТ ТАКИЕ ЖЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ, ЧТО И ИХ МУЖЬЯ, ХОТЬ И ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ВЫШЕ...” (2:228)Но речь идет именно о социальном положении и социальной активности мужчины в обществе.В обязанности мужа входит обязательное изучение характера жены, ее вкусов, он должен проявлять внимательность к мыслям и заботам жены, участвовать в делах, которые требуют помощи. Исламский брак предполагает выстраивание глубокой эмоциональной связи. И опять же ответственность за это лежит преимущественно на мужчине. Муж – пример хороших манер для детей и других родственников. Никакие жизненные неурядицы, проблемы не должны вызывать уныние у мужчины. Муж – это образец силы, мужественности и стойкости, он не должен проявлять неуравновешенность, скандалить и позорить себя недостойным поведением. «Ваши жёны – одеяние для вас, а вы, [омужья] – одеяние для них (то есть муж и жена нуждаются друг в друге подобно тому, как человек нуждается в одежде)». («Сафватат-тафасир», сура Аль-Бакара: 187).ЗаключениеИслам учит, что присущие каждому человеку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения страданий. Мусульмане считают, что половые отношения должны соответствовать нормам нравственности, узы брака освящают данные отношения. Мусульмане против вседозволенности и разрушения общества, безнравственности, эгоизма, отсутствия ответственности. Семья и брак – это и есть высочайшая ответственность, которую человеку надлежит в его земной жизни нести достойно. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал:"Когда муж и жена разделяют интимное уединение, это вознаграждается, и на них снисходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния".Соответственно, нравственные нормы взаимоотношений в мусульманской семье являются крайне строгими и консервативными. Список литературыСвященный Коран. – Режим доступа: https://quran-online.ru/Касаткина, А. П. Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции / А. П. Касаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 181-185. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2178/ (дата обращения: 22.01.2022).Кафаров Т.Э. Принципы этики Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmaninaКеримов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. -СПб., 2007.- 512 с.Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи: Социологическое исследование / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 40-44.Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-brachno-semeynyh-otnosheniyah-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-psihologicheskie-riski-i-resursyНиках по ханафитскомумазхабу. – Режим доступа: annisa-today.ru/socium/obsenie/nikax-po-xanafitskomu-mazxabu-1/Рождественский М. Неожиданный шариат. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/neozhidannyj-shariat/10

Список литературы

1. Священный Коран. – Режим доступа: https://quran-online.ru/
2. Касаткина, А. П. Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции / А. П. Касаткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 10 (21). — С. 181-185. — URL: https://moluch.ru/archive/21/2178/ (дата обращения: 22.01.2022).
3. Кафаров Т.Э. Принципы этики Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmanina
4. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. -СПб., 2007.- 512 с.
5. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи: Социологическое исследование / В.Т. Лисовский // Тугариновские чтения. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители», выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 40-44.
6. Маленова А.Ю., Самойленкова А.В. Представления о брачно-семейных отношениях студенческой молодежи: социально-психологические риски и ресурсы. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-brachno-semeynyh-otnosheniyah-studencheskoy-molodezhi-sotsialno-psihologicheskie-riski-i-resursy
7. Никах по ханафитскому мазхабу. – Режим доступа: annisa-today.ru/socium/obsenie/nikax-po-xanafitskomu-mazxabu-1/
8. Рождественский М. Неожиданный шариат. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/neozhidannyj-shariat/10