Юридическая сила нормативного правового акта
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 24.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
1.1 Понятие, признаки и особенности нормативно-правового акта как источника права 5
1.2 Классификация нормативно-правовых актов 9
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
2.1 Закон как источник права: его особенности и виды 14
2.2 Подзаконные акты: понятие, признаки и иерархия 21
2.3 Пределы действия нормативно-правовых актов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Пределы действия нормативных правовых актов во времени определяются моментом их вступления в силу и прекращения их действия. Нормативные правовые акты вступают в силу с даты публикации, со дня издания, со времени установленного специально или по истечении конкретного периода времени. Так, согласно Федеральному закону «О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации», федеральные конституционные законы, если в них не определен конкретный срок, вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Для нормативно-правовых актов высших исполнительных органов власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», определены сроки для Указов Президента Российской Федерации - через семь дней; для постановлений, актов Правительства - через десять дней после их официального опубликования, если в самих таких актах не конкретизируется специальный срок, а распоряжения - с момента подписания. Акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека, определяющие правовой статус или имеющие межведомственный характер, публикуются только после их регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Ведомственные правовые акты обычно вступают в силу с момента их получения конкретными адресатами.Прекращение действия нормативных правовых актов имеет связь с истечением заданного периода времени или с изменением обстоятельств, на которые был разработан конкретный нормативный правовой акт. Однако, как правило, большая часть нормативных правовых актов характеризуются их бессрочностью и утрачивают свою юридическую силу только в случаях их прямой официальной отмены или принятия нового акта, который регулирует эту сферу правовых отношений.В жизни иногда бывают случаи действия уже формально упраздненных законов, и это не парадоксальная ситуация, а вполне нормальная юридическая практика.Положения о так называемой ретроактивности закона имеют большое значение в контексте вопроса о действительности нормативных правовых актов. Обычно новый принятый нормативный акт, прекращающий предыдущий акт, не имеет обратной силы, т.е. не применяется к случаям, которые произошли до его принятия.Действие нормативных правовых актов в пространстве. Пространственные рамки нормативных правовых актов определяются территорией государства, которая проявляется как:территория в пределах государственных границ – это суша; воды, в том числе внутренние пространство; воздушное пространство;условная территория государства - территория посольств и консульств за рубежом, морские, речные, воздушные и космические корабли под флагом или знаком государства, кабели и трубопроводы в открытом море. В то же время следует отметить, что военные суда всегда и везде являются территорией государства, а невоенные суда, которые находятся только в водах или в воздушном пространстве своего государства.Территория государства в юридической науке рассматривается как единство следующих особенностей и характеристик:- геолого-географические;- исоциально-культурные;- иполитические и юридические;- демографические. Наряду с критерием территориальности критерий компетенции органа, издавшего нормативный правовой акт, имеет немаловажное значение. Так, акты федеральных государственных органов власти действуют на всей территории государства, акты исполнительных органов власти субъекта Федерации - только в пределах этого субъекта; действие актов нормативного характера, принятые местными органами власти, соответственно, уже и ограничено границами этого муниципалитета.При рассмотрении территориальной сферы действия нормативных правовых актов следует учитывать понятие экстерриториальности, то есть распространение действия нормативных правовых актов за пределами государства. Кроме того, экстерриториальность проявляется в том, что в порядке статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации граждане Российской Федерации, которые совершили преступление за границей, если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации. Иностранцы, осуществившие преступление за пределами Российской Федерации, если они не были осуждены в другой стране, подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству, если это преступление направлено против интересов Российской Федерации. Иностранцы или лица без гражданства, которые постоянно не проживают на территории Российской Федерации и осуществившие преступление за пределами Российской Федерации, в отношении которого она обязалось принять меры по пресечению и наказанию, согласно международным договорам, могут быть привлечены к уголовной ответственности в силу этих договоров. Чаще всего в этих случаях предусматривается экстрадиция преступников. Граждане России, которые совершили преступления за границей, не подлежат выдаче иностранным государствам и несут ответственность согласно уголовному закону Российской Федерации.Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Действие нормативных правовых актов распространяется на всех лиц, которые находятся на территории государства или его отдельной части.Однако некоторые нормативные правовые акты имеют своей целью регламентирование правового статуса строго определенных субъектов. В этой связи субъекты права делятся на несколько типов по разным критериям. В зависимости от вида субъекта права: физические и юридические лица; в зависимости от гражданства - граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы; в зависимости от половой и возрастной принадлежности - женщины, молодежь, пенсионеры; в зависимости от профессиональной принадлежности - военнослужащие, государственные служащие, врачи, работники органов внутренних дел, сотрудники коммерческих организаций и предприятий; в зависимости от территориальной принадлежности - жители Крайнего Севера и т.д.Что касается иностранцев, то в отношении их существуют значительные ограничения их правовой способности и дееспособности. Так, закон запрещает им занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, находиться на государственной или муниципальной службе; осуществлять трудовую деятельность за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого разрешено временное проживание; запрещается заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой. Существуют ограничения в свободе передвижения. Юридические лица с участием иностранцев также обладают особой гражданской правовой способностью.ЗаключениеТаким образом, нормативно правовые акты - это основные источники права, основа государства и неизменный атрибут современного мира. Они обладают большим многообразием и регулируют общественные отношения.Нормативно правовые акты можно разделить на две большие группы: законы и подзаконные акты.Так же их можно разделить по различным основаниям: По предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);По территории действия (федеральные, региональные и местные).Для большего правопонимания и удобства нормативные акты принято систематизировать.Основными формами систематизации являются: учёт, инкорпорация, консолидация и кодификация.У различных типов источников права различная юридическая сила, различная форма, но у каждого источника есть место в иерархии зависимости от законов. Но, даже не зависимо от этого, законы объективно признаются основными источниками права. Они регулируют самые значимые, принципиальные общественные отношения. Кроме этого, законы наделены наибольшей юридической силой по сравнению с иными правовыми актами. Другим источникам права отведена хоть и существенная, но все-таки вторичная роль. Они имеют меньше юридической силы.При помощи своего преимущества, закон будет выступать в качестве регулятора общественных отношений, а помимо этого гаранта законности и правового порядка. Таким образом, возможно, указать на то, что закон, в качестве источника права, имеет очень большое значение в вопросах укрепления законности правового государства.Правила подзаконного законодательства зачастую носят характер видового назначения в отношении норм законов, которые выступают в качестве нормам родовых. На основании указанного признака следует то, что орган, который издает подзаконный закон, зачастую принимает нормы видового типа, когда есть правила родового типа и в результате этого происходит дальнейшее развитие законодательства при использовании правил подзаконного законодательства.У подзаконных актов высокая степень неоднородности, которая условно объединена в единую подгруппу. У этих актов разнообразная юридической силой, у них будет различные названия и тип принятия.Разнообразные подзаконные акты будут обладать разнообразной юридической силой, различным типом и у них существует иерархическая зависимость от законов. Важным в исследовании данной темы являются аспекты действия нормативно правовых актов: по времени, по территории, по сфере регуляции и кругу лиц.Действия нормативного акта во времени, как правило учитывают три существенных детали: момент его вступления в законную силу, момент прекращения его действия и применение сформированных нормативным актом юридических норм к отношениям, образованным до его вступления в законную силу (здесь мы говорим об «обратной силе закона»).Действие нормативных актов в пространстве - территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется и работает на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: оно распространяется на всех лиц, которые находятся на территории его действия и соответственно, являющихся его адресатами.Библиографический списокНормативные правовые акты и иные официальные актыКодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5506.Использованная литератураБеглов А.И. Некоторые вопросы об источниках права // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2017. С. 30.Вороненко О.А., Яценко В.В. Прямое действие Конституции РФ // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права Сборник научных статей. 2016. С.72.Герасименко Т.В., Авилова О.Е., Костина Л.Е. Источники права РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1 (43). С. 13.Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С. 113.Крамер И.А. Источники права и их система // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1. С. 56.Исаев И.А. «Индивидуальный закон»: рождение понятия // История государства и права. 2017. № 24. С. 3.Казанцев С. М. Проверка подзаконных нормативных правовых актов Конституционным Судом Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 1. С. 3.Лукьянова Е.С. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: уч. пос. 3-е изд. М., 2017. С.73.Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // государство и право. № 4. 2015. С.76.Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 44 c.Ображиев К.В. Проблемы нормативного отражения системы формальных источников российского уголовного права // Государство и право. 2017. № 5. С. 51.Пресняков М.В. Закон как источник права: проблемы текста Конституции РФ // Законодательство. 2016. № 9. С. 44.Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавров. – М. : Юрайт, 2016. – 187 с.Петров А.П. Некоторые аспекты соподчинения источников права // В сборнике: Актуальные проблемы сравнительного правоведения: теория и практика сборник научных статей. 2017. С. 205.Сагандыков М.С., Попов В.И. Реализация принципа прямого действия Конституции РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 1. С.91.Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. 2015. № 4. С. 60.Фролова Е.А. Теория естественного права (Исторический аспект) // Государство и право. 2015. № 1. С. 71.Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2018. С. 108.Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А. А. Хахов. // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 437.Яковлев, И.А. Основы правоведения. – М.: Академия, 2016. С. 177.Постановления высших судебных инстанций и материалысудебной практикиПостановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2008 (утратило силу).Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, февраль, 2019.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, ноябрь, 2016.Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 сентября 2017 г. № 33-19143/2017.Определение Иркутского областного суда от 25 апреля 2018 г.Определение Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. № 4га-10748/2017.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные правовые акты и иные официальные акты
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 09.03.2015, N 10, ст. 1391.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
3. Постановление ГД ФС РФ от 11.11.1996 N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.12.1996, N 49, ст. 5506.
Использованная литература
4. Беглов А.И. Некоторые вопросы об источниках права // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2017. С. 30.
5. Вороненко О.А., Яценко В.В. Прямое действие Конституции РФ // В сборнике: Актуальные проблемы конституционного, муниципального и международного права Сборник научных статей. 2016. С.72.
6. Герасименко Т.В., Авилова О.Е., Костина Л.Е. Источники права РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1 (43). С. 13.
7. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. С. 113.
8. Крамер И.А. Источники права и их система // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 1. С. 56.
9. Исаев И.А. «Индивидуальный закон»: рождение понятия // История государства и права. 2017. № 24. С. 3.
10. Казанцев С. М. Проверка подзаконных нормативных правовых актов Конституционным Судом Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 1. С. 3.
11. Лукьянова Е.С. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: уч. пос. 3-е изд. М., 2017. С.73.
12. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // государство и право. № 4. 2015. С.76.
13. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2016. - 44 c.
14. Ображиев К.В. Проблемы нормативного отражения системы формальных источников российского уголовного права // Государство и право. 2017. № 5. С. 51.
15. Пресняков М.В. Закон как источник права: проблемы текста Конституции РФ // Законодательство. 2016. № 9. С. 44.
16. Протасов, В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавров. – М. : Юрайт, 2016. – 187 с.
17. Петров А.П. Некоторые аспекты соподчинения источников права // В сборнике: Актуальные проблемы сравнительного правоведения: теория и практика сборник научных статей. 2017. С. 205.
18. Сагандыков М.С., Попов В.И. Реализация принципа прямого действия Конституции РФ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 16. № 1. С.91.
19. Скурко Е.В. Правотворчество и формирование системы законодательства РФ в условиях глобализации. Актуальные проблемы (По материалам «круглого стола» ИГП РАН) // Государство и право. 2015. № 4. С. 60.
20. Фролова Е.А. Теория естественного права (Исторический аспект) // Государство и право. 2015. № 1. С. 71.
21. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Право в условиях цифровой реальности // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 85.
22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2018. С. 108.
23. Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А. А. Хахов. // Молодой ученый. - 2019. - № 49 (287). - С. 437.
24. Яковлев, И.А. Основы правоведения. – М.: Академия, 2016. С. 177.
Постановления высших судебных инстанций и материалы
судебной практики
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 1, январь, 2008 (утратило силу).
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, февраль, 2019.
27. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020) "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 11, ноябрь, 2016.
28. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 сентября 2017 г. № 33-19143/2017.
29. Определение Иркутского областного суда от 25 апреля 2018 г.
30. Определение Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. № 4га-10748/2017.
Вопрос-ответ:
Какова общая характеристика нормативного правового акта?
Нормативный правовой акт - это источник права, который содержит установления по поводу прав и обязанностей граждан и органов власти. Он имеет юридическую силу и применяется для регулирования отношений в обществе. В своей структуре нормативный правовой акт состоит из заголовка, преамбулы, статей, заключительной части и приложений.
Какие особенности имеет нормативно-правовой акт как источник права?
Нормативно-правовой акт является высшим источником права, который обладает юридической силой. Он должен соответствовать вышестоящим правовым актам и не противоречить Конституции. Нормативно-правовой акт имеет общеобязательное действие для всех субъектов правоотношений, независимо от их воли. Он регулирует отношения в области гражданского, административного или уголовного права.
Какие виды нормативно-правовых актов существуют?
Существует несколько видов нормативно-правовых актов. Основной вид - закон, который является наиболее высоким источником права. Кроме того, существуют подзаконные акты, такие как указы, постановления, распоряжения и другие. Эти акты выступают в качестве детализации закона и дополняют его нормы. Также существуют международные договоры, которые имеют юридическую силу в отношениях между государствами.
Каковы особенности закона как источника права?
Закон является наиболее высоким источником права. Он имеет преимущества по сравнению с другими нормативно-правовыми актами и должен соответствовать Конституции. Закон принимается парламентом или другими законодательными органами государства и имеет общеобязательное действие для всех субъектов правоотношений. Закон может быть общим (регулирующим отношения в целом) или специальным (относящимся к определенной области права).
Что такое нормативно-правовой акт и что его отличает от других источников права?
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, принятый государственным органом или его должностным лицом, который содержит юридически обязательное правило поведения. Он отличается от других источников права (например, договоров или прецедентов) тем, что его сила основывается на государственной власти и применяется к обществу в обязательном порядке.
Какие бывают типы нормативно-правовых актов?
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам. Одним из таких признаков является иерархическая структура актов. Например, главным актом является Конституция, а подзаконными актами являются указы, постановления или распоряжения президента. Также нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по отраслям права, территориальным признакам и т.д.
Какие особенности имеют законы как источник права?
Законы являются основным и наивысшим источником права. Они обладают особыми особенностями, такими как прямая юридическая сила и обязательность, долговременность, общая и абстрактная формулировка правил, приоритетность перед другими источниками права, а также гарантии контроля и соблюдения их норм.
Что такое подзаконные акты и какова их иерархия?
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти на основе и во исполнение законов. Они подчиняются законам и имеют более конкретные правила по сравнению с законами. Их иерархия зависит от порядка их принятия. Например, указы президента имеют высшую юридическую силу в рамках своей компетенции, постановления правительства являются нижестоящими подзаконными актами, а приказы министерств и ведомств находятся на самом низшем уровне иерархии.