Нравственное воспитание школьников на уроках иностранного языка
Заказать уникальную дипломную работу- 62 62 страницы
- 57 + 57 источников
- Добавлена 28.02.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I Теоретические основы осуществления нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка
1.1. Цели и задачи нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка
1.2. Пути и средства реализации нравственного воспитания старшеклассников на уроках иностранного языка
Выводы по Главе 1
Глава II Методические предпосылки реализации нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка
2.1 Возможности осуществления нравственного воспитания школьников в содержании современных УМК по английскому языку
2.2 Приемы осуществления нравственного воспитания старшеклассников на уроках иностранного языка
Выводы по Главе 2
Заключение
Социокультурное значение: подразумевает под собой умение и способность осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя при этом знания, приобретенные в результате освоения дисциплины о национально-культурных особенностях своей страны и страны изучаемого языка. Компенсаторные умения: совершенствование умений и навыков переспрашивать собеседника, использовать ключевые слова, прогнозировать содержание текста, использовать синонимы и другие лексические приемы.Рисунок 2 – Воспитание уважения к своей странеНа странице 150-151 (рисунок 2) представлены задания, направленные на формирование толерантного отношения к традициям и нравам других народов, что является неотъемлемой частью нравственного и духовного воспитания школьника как личности.Рисунок 3 – Формирование толерантного отношения к традициям других народовНа рисунке 4 и 5 представлены задания из учебно-методического комплекса направленные на формирование и воспитания внутри коллектива понятия толерантности а так же воспитание уважения к культуре других народов.В качестве примера приведем несколько тем из учебно-методического комплекса, направленных на духовное и нравственное воспитание обучающихся: Тема 16: «Твой опыт путешественника: маршрут, транспорт, впечатления. Лондонское метро: история и современность. Проект “Клуб путешественников”». Тема 17. «Стиль поведения: что такое хорошие манеры? Некоторые особенности поведения в разных странах. Вызывающее и невежливое поведение в обществе. Проект “Соглашение по правилам поведения”».Тема 18. «Как вести себя в незнакомом окружении? Некоторые особенности поведения англичан. Что может удивить иностранца в публичном поведении россиян? “Small talk” и его особенности. Стратегии самостоятельной учебной работы»Тема 19. «Культурный шок как восприятие нами непонятных явлений другой культуры (на примере высказываний, интервью и художественных текстов). Основные правила вежливости. Заметки для путешественника, посещающего другую страну. Проект “В семье за рубежом”»Рисунок 4 – Формирование толерантностиРисунок 5 – Воспитание уважения к культуре других народовТаким образом, основными характеристиками данного методического комплекса являются:приоритет коммуникативной цели в обучении английскому языку;деятельностный и личностно ориентированный характер обучения (моделирование условий общения в ролевой игре; использование разных форм работы - индивидуальных, парных, групповых, коллективных; использование проектной методики; взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности - аудированию, говорению, чтению, письму);социокультурная направленность процесса обучения английскому языку.В целом учебники М.З. Биболетовой по дисциплине «Английский язык» отвечают следующим требованиям:- соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам.- построены на сюжетах, естественных ситуациях общения и тематике, интересной для освоения школьниками.- содержат разнообразные речевые и языковые задания, позволяющие эффективно обучать английскому языку.Рабочие тетради по дисциплин «Английский язык», входящие в состав изучаемого комплекса вмещают в себя достаточно большой объем разнонаправленных заданий в соответствии тематикой пройденного материала предназначенных для выполнения на уроке и в домашних условиях, при этом обеспечивается дифференцированный подход к изучению материала. Применение рабочей тетради № 1 в образовательном процессе позволяет достичь автоматизированного лексических и грамматических действий, достичь совершенствования техники чтения и направить свою деятельность на формирование навыков чтения и интерпретации определенных заданий.Использование рабочей тетради № 2 позволяет проводить интенсивные тренировки в соответствии с программой, представленной в учебнике по данной тематике. Рабочие тетради № 2 (включающие в себя контрольные работы, обеспечивают подготовку к ЕГЭ с использованием современного формата контрольных и итоговых заданий.Книга для учителя, входящая в состав учебно-методического комплекса «Enjoy English» содержит общую информацию об учебно-методическом комплексе в целом а так же рассматривает его отдельные компоненты. В данной части УМК представлены методические разработки и рекомендации, к которым относятся подробная и поэтапная раскладка с почасовым планированием проведения уроков, рекомендации по проведению проектной деятельности. В данном разделе представлены ответы и подробные ключи с ответами к отдельным упражнениям из учебника и рабочей тетради. Содержание книги представлено в таком виде что педагогу удобно планировать проведение урока, при этом логично сочетая компоненты УМК.Альтернативным учебно-методическим комплексом который может быть использован на уроках иностранного языка с целью нравственного воспитания обучающихся в старших классах могут выступать УМК Spotlight-10 и УМК Spotlight-11.Данный комплекс является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing», в которой нашли отражение традиционные подходы и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку.Исследуемая УМК состоит из 8 разделов, каждый раздел раскрывает определенную тему.1. Reading Skills – раздел чтения; 2. Listening & Speaking Skills – раздел аудирования и навыка устной речи; 3. Grammar in Use – раздел, посвященный грамматическому строю языка, фразовым глаголам и словообразованию;4. Writing Skills – раздел, посвященный работе над письмом творческого характера; 5. Spotlight on Exams – раздел для подготовки к ЕГЭ (Единому государственному экзамену); 6. Grammar Check – дополнительный раздел с грамматическим материалом; 7. Word perfect – дополнительный раздел с лексическим материалом; 8. Literature – раздел для совершенствования умений чтения художественных текстов; 9. Culture Corner – раздел, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании, США и других стран; 10. Going Green – раздел, который рассказывает об экологических проблемах по всему миру; 11. Across the Curriculum – раздел, содержащий знания из областей других школьных предметов; 12. Spotlight on Russia – раздел, содержащий материалы о России, ее достижения в различных сферах, обычаях, географии, культуре и др; 13. Progress Check – раздел контроля и самопроверки.УМК используется в составе из следующих компонентов:- учебник.- рабочая тетрадь.- книга для учителя.- контрольные задания.- CD для работы в классе.Предметное содержание речи представлено в виде следующих тематических блоков: социально-бытовая сфера, социально-культурная сфера, учебно-трудовая сфера. В случае рассматривания и изучения данного УМК основной упор в вопросах нравственного и социокультурного воспитания следует уделять блоку социально-культурной сферы. В данном блоке рассматривается место молодежи в современном мире, проведение досуга, значение и возможности образования и освоения новых возможностей. УМК Spotlight-11 включает в себя такие блоки как: социально-бытовая сфера, повседневная жизнь, быт и семья; межличностные отношения (M 1 Multicultural Britain (1e). M 2, Spotlightonexams, M 4 Literature (4d), M 6 Literature (6d)); здоровьеизаботаонем, социально-культурнаясфера (M 3 Spotlightonexams, M 5 Spotlightonexams, Spotlightonexams, M 8 Readingskills (8a)); жизнь в городе и сельской местности; научно-технически прогресс, природа и экология, молодежь в современном обществе, досуг молодежи, страна изучаемого языка.В процессе освоения данного учебно-методического комплекса деятельность обучающихся направлена на межличностное и межкультурное общение, благодаря использованию знаний о национальных и культурных особенностях своей страны, а так же стран изучаемого языка, полученные в результате освоения знаний на уроках иностранного языка.В результате освоения и ознакомления с дисциплиной «иностранный язык» в соответствии с анализируемой УМК обучающиеся:- раскрывают значение английского языка в современном мире.- изучают учебные темы (проживание в зарубежной семье, приглашение в гости, этикет, поведения в гостях и обществе).- способность и умение представлять родную страну и край на иностранном языке.При проведении анализа данного УМК четко прослеживается ориентирование на нравственное воспитание подростков. При совении дисциплины «Английский язык» обучающиеся направляют свою деятельность на достижение межличностных и межкультурных моментов общения, при этом активно используя приобретенные знания о национально-культурных особенностях своей страны, а так же страны изучаемого языка. При освоение новых знаний в рамках УМК ученик приобретает новые знания в области изучаемого иностранного языка, узнает социокультурный портрет страны их культурном наследии, приобретает навыки представлению своей страны и культуры на иностранном языке. С целью анализа материала, который возможно использовать в направлении формирования нравственного воспитания и восприятия окружающего мира приведем разбор текста «American High Schools», в котором учащиеся знакомятся со школьной системой США.В данном тексте раскрывается тематика образования в школе США, данный текст представлен в УМК в виде брошюры или буклета, предлагающего обучающимся пройти обучение в школах Америки и [Афанасьева, Дули, Михеева, 2012, с. 57].1. этап – дотекстовыйНа первом этапе проводиться общая подготовительная часть к чтению, знакомство с темой и основными социальными и культурными понятиями, которые упоминаются в тексте. Одним из важных факторов работы с данным текстом является создание атмосферы доброжелательности и комфорта. Текст «American High Schools» разделен на несколько секций, каждая секция имеет подзаголовок; рядом с заголовком присутствует фото урока, проходящего в американской школе.2. Текстовый этапНа данном этапе обучающиеся читают текст и прорабатывают его лексическое значение и так же отрабатывают грамматические вопросы. На данном этапе обучающиеся должны быть готовыми к переводу текста, а также его правильному чтению.3. Послетекстовый этапЦелью данного этапа является использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Далее рассмотрим упражнения для работы с текстом «Take a trip along the Thames» из этого же УМК. Текст располагается в секции Culture Corner, посвященной культурной составляющей других стран, и выполнен в виде туристической брошюры, описывающей достопримечательности Лондона, 34 находящиеся на берегах реки Темза (Thames) [Афанасьева, Дули, Михеева, 2012, с. 95].1. Дотекстовый этапПри проведении занятия по данной тематике педагог подготавливает раздаточный материал или презентационный материал с достопримечательностями Лондона. При ознакомлении обучающихся педагог спрашивает учеников знакомы ли им данные достопримечательности и что они о них знают. В качестве задания педагог предлагает составить небольшой текст про какую-либо достопримечательность Лондона.2. Текстовый этапНа данном этапе школьники знакомятся с культурными достижениями Лондона. Данное упражнение закрепляет имеющийся лексический навык и повышает социокультурный уровень учащегося. В результате выполнения данного задания необходимо объединить достопримечательность и ее характеристики.В завершении выполнения данного задания каждому обучающемуся предлагается выполнить упражнение продуктивного характера, а именно написать несколько предложений о какой-либо достопримечательности за рубежом иди в России.В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай». В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения. В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи». У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.Рабочая тетрадь, входящая в блок учебно-методического комплекса предназначена для закрепления языкового материала представленного в учебнике с использованием упражнений различной сложности. Данная тетрадь может быть рекомендована для использования, как в условиях образовательной организации, так и при выполнении заданий дома.Книга для учителя включает себя подробные поурочные планы проведения урока в соответствии с разработанным учебным планом или программой, содержит ключи к заданиям и текстовому материалу. В книге для учителя содержаться дополнительные материалы и тестовые задания, направленные на раскрытие основных понятий и доведение до учеников смысла нравственного и социально-духовного воспитания.В целом в двух рассмотренных УМК предусмотрены разделы и определенные тематики освоение которых направлено на воспитание духовных и социо-культурных понятий и взглядов. Благодаря изучению тематик о культурной и духовной жизни страны изучаемого языка обучающиеся могут сравнивать две странны с позиции нравственно и духовного развития, приобретают навыки рассказа о своей стране.Возможность знакомства с культурой других стран воспитывает патриотические чувства к своей стране и народу.Выводы по Главе 2На основании проведенных исследований и анализа различных учебно-методических комплексов, применяемых в образовательной деятельности в процессе освоения дисциплины «Иностранный язык» можно сделать следующие выводы.Современному педагогу необходимо освоить различные формы организации образовательной деятельности, изучить образовательные технологии, современные методы работы и специфику их использования на уроках иностранного языка в начальной школе. В рамках ОЭР были определены формы организации автономного (СОС, обучение «по станциям»), проектного (учебный и образовательный проекты) и группового (взаимоопрос в паре по прочитанному тексту, заполнение таблица «Кто? Что? Где? Когда? Почему?» по прочитанному тексту, взаимопомощь, взаимобучение, в том числе разновозрастное обучение. С целью практического освоения форм организации совместной образовательной деятельности была проведена работа с учителями иностранного языка в начальной школе. Результатом работы стало изменение подходов к содержанию и проведению уроков иностранного языка в начальной школе, создание условий младшим школьникам для коммуникации и совместной деятельности. Изменение содержания и применение разнообразных форм организации образовательной деятельности позволили изменить позицию учителя как организатора – участника образовательной деятельности.Формированию УУД способствовали не только уроки, но и занятия по внеурочной деятельности, на которых в полной мере применялись формы проектного и автономного обучения. Таким образом, произошли изменения форм организации деятельности младших школьников, направленных на становление позиции ученика как значимого и влиятельного участника совместной деятельности. Использование групповых форм работы и приемов и методов современных образовательных технологий на уроках и внеурочных занятиях позволило организовать именно образовательную деятельность, в которой отсутствует постоянное вмешательство со стороны педагога, ученик проявляет инициативу, работает в группе «равных», имеет возможность выбора, как заданий, так и путей их решения.ЗаключениеПереход начальной школы на новый Федеральный образовательный стандарт начального общего образования требует от педагогов пересмотреть подходы к преподаванию иностранного языка в начальной школе. Реализация нового стандарта НОО по-новому определяет содержание образовательной деятельности, которое должно стать предметным и метапредметным, а также актуализирует внимание к тем формам ее организации, которые развивают данное содержание и влияют на него.Иностранный язык, относясь к гуманитарным дисциплинам, вносит свой самобытный вклад в решение совместных задач школы: он призван не только заложить азы иноязычной вербальный деятельности, но, и сформировывает вместе с родным языком высоконравственные качества и благородную культуру личности самого учащегося.Весьма значимой частью высоконравственного воспитания представляется установление у учащихся патриотизма и культуры межэтнических отношений. Задачами воспитательной работы по иностранному языку, по воспитанию патриотизма и культуры межэтнических взглядов являются: знакомство школьников со страной исследуемого языка и культуры своей Родины, ознакомление с системой мировоззренческих взглядов, моральных оценок, художественных вкусов, господствующих в обществе, выработка позитивного отношения, уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни прочего народа, подача страноведческих сведений, исследование единичных аспектов страны исследуемого языка и собственной страны, касающиеся их культур (исторические события, литература, музыка, выразительное искусство, спортивная жизнь, театр и кино, государственные праздники и традиции, молодежные организации, средства массовой информации, экологические проблемы).Каждый урок иностранного языка – это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Обучение иностранному языку на основе ознакомления с культурой других стран является одной из основных целей и принципов всего процесса изучения иностранного языка. Оно подразумевает знакомство с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями представителей другой этнической культуры, с психологией, историей, литературой других народов. Это создает плодотворную почву для высокого интеллектуального и социокультурного уровня развития учащихся, позволяя не только эффективно изучать сам иностранный язык и осваивать его свойства, но и понимать весь его контекст, принципы работы и нюансы жизни и существования самих носителей, делая тем самым владение языком более качественным и полезным для жизни и дальнейшего использования обучающимся.Список литературы1. Асмолов, А.Г. Психология личности культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Смысл;ИЦ «Академия», 2007. – 528 с.2. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык «Spotlight» 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 248 с. 3. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык «Spotlight» 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. 244 с.4. Бауэр Э.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 105-1085. Болдырев, Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения: доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Н.И. Болдырев. – М.:НИИ АПН РСФСР, 2000. – 179 с.6. Бондарев, П.Б. Проектная деятельность учителя / П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина. – Кубанский государственный университет, 2002. – 88 с.7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образхования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/д: изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – 187 с.8. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – №9. – С. 10-13. 9. Баженова, Н.Г. Возможности духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе обучения французскому языку / Н.Г. Баженова. - Иностранные языки в школе. – 2011. - №3. – С. 59-64.10. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, .А. Реан. –М.: Академия, 2001. – 431с.11. Биболетова, М.З. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» / М.З. Биболетова, Н.В. Ладыженская. – Иностранные языки в школе. – 2015. - №3. – С. 2-10. 12. Васильева Е.Д. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку. 2012. // Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-lingvostranovedcheskiy-podhod-pri-obucheniiinostrannomu-yaziku-1151860.html (дата обращения: 25.01.2022)13. Гавриловец, К. В. Гуманистическое воспитание в школе: пособие для директоров школ, учителей, кл. рук. / К. В. Гавриловец. –Минск: Полымя, 2000. – 128 с.14. Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. - № 9. – С. 3-7.15. Голикова, Т.В. Повышение воспитательного потенциала уроков английского языка при обсуждении моральных дилемм / Т.В. Голикова. - Иностранные языки в школе. – 2012. - №2. – С. 74-80.16. Голикова, Т.В. Применение моральных дилемм в нравственном воспитании подростков / Т.В. Голикова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. – 192с. 17. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2006. –480 с.18. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2011. – 223с.19. Григальчук, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчук, Д.И. Губаревич. – Минск, 2003. – 86 с.20. Дьюи, Д. Демократия в образовании / Д, Дьюи. – М.: Педагогигка-Пресс, 2000. – 412 с.21. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потеинциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. – 2006. - № 2. – С. 22-26.22. Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмириев //Школьные технологии. – 2003. № 6. – С. 30-3923. Евдокимова, М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка / М.И. Евдокимова. - Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 7-9.24. Каминская, П.Ф. педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.25. Ксензова, Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательнойдеятельности учителя / Г.Ю.Ксензова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224 с.26. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. – М.: Просвещение, 2006. – 427 с.27. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. // М.: 5 за знания. – 2005. – 207с.28. Лихачева Т.Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста на уроке иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. С. 68-71.29. Логинова, Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основы формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. / Н.В. Логинова // Профильная школа. – 2011. – № 5. – С. 60-6330. Лузина, Л.М. Теория воспитания Философско-антропологический подход/ Л.М. Лузина. – Псков: ПГПИ, 2000. – 190 с.31. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие/Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России , 2002. – 480 с.32. Налимова, К. С. Развитие нравственных качеств подростков в процесс работы с англоязычными публицистическими текстами / К.С. Налимова // Молодой ученый. – 2014. – №8– С. 842-844.33. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.34. Никитина О.В. Методические приемы работы с текстом // Открытый урок [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/582742/ (дата обращения: 25.01.2022)35.Орлова, Т.В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС / Т.В. Орлова // Образование и воспитание. – 2018. – №1. – С. 1-3.36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. –4-е издание. –Издательство: М.: ИТИ Технологии; 2003. – 944 с. 37. Павлова Е. А. Педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком / Е. А. Павлова // Вестник НовГУ: научно-теоретический и прикладной журнал. – 2007. – № 42. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp.38. Реан А.А. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2002.– 432 с.39. Ратнер, Ф.Л. Духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания иностранного языка / Ф.Л.Ратнер. - Иностранные языки в школе. – 2012. - №11. – С. 31-35.40. Сороковых, Г.В. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка / Г.В. Сороковых, А.С. Бобунова. - Иностранные языки в школе. – 2018. - №9. – С. 18-23.41. Покатыло, В.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи / В.В. Покатыло, Л.Р. Глухова, А.В. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С.1066-1068. 42. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. – СПб: Питер, 2008. – 169с.43. Сапрыкина, Т.А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка. / Т.А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №8. – С 22-24.44. Сергеева, В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности. / В.П. Сергеева // Воспитательная работа в школе. – 2011. – № 8. – С. 13-22.45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.46. УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2–11 классов общеобразовательных учреждений // Издательство Просвещение [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912 (дата обращения: 24.01.2022)47. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 24.01.2022)48. Хаманова, Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе. / Н.В. Хаманова // Методист. – 2012. – № 5. – С. 33-37.49. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств впроцессе воспитания/ И.Ф.Харламов // Педагогика. – 2003. – No 3. – С. 52-59.50. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 2006. [Электронный 48 ресурс]. URL: http://knigi.link/yazyikam-inostrannyim-obuchenie/obuchenieinostrannyim-yazyikam-teoriya.html (дата обращения: 21.01.2022)51. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1. – С. 19-21.52. Assessment for learning. Putting it into practice / P. Black, C. Harrison, C. Lee, B. Marshall, D. William. – 2003. – 117 p. 53. Benson, P. (2001) Teaching and researching autonomy in language learning / P. Benson. –Harlow: Pearson Education Limited, 2001. – 210 р.54. Rauer, C. (2000) Lernen an Stationen im Zweit und Fremdsprachunterricht / C.Rauer, M. Salzenberg. – Bremen, 2000. – 37s. 55. Salokannel, C. (2007) Good Bye, Langeweile – Fremdsprache Deutsch / Cl. Salokannel // Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. – 2007. – Heft 36. – S. 36–41 56. Srailova, S. (2008) Stationenlernen im DaF-Unterricht, Diplomarbeit, Masaryk / S. Srailova. – Brunn: Universitat, Padagogische Fakultat, Lehrstuhl fur deutsche Sprache und Literatur, 2008. – 124 s. 57. Shirley, C. (2006) Targeting assessment in the Primary Classroom/ C. Shirley. – Hodder Murray, 2006. – 116 p.
2. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык «Spotlight» 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. 248 с.
3. Афанасьева О.В., Дули Д., Михеева И.В. и др. Английский язык «Spotlight» 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Express Publishing: Просвещение, 2009. 244 с.
4. Бауэр Э.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Педагогика. - 2010. - №8. - С. 105-108
5. Болдырев, Н.И. Основные проблемы теории и методики нравственного воспитания молодого поколения: доклад об опубликованных работах, представленных в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Н.И. Болдырев. – М.:НИИ АПН РСФСР, 2000. – 179 с.
6. Бондарев, П.Б. Проектная деятельность учителя / П.Б. Бондарев, В.Е. Курочкина. – Кубанский государственный университет, 2002. – 88 с.
7. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образхования / Е.В. Бондаревская. – Ростов н/д: изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. – 187 с.
8. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи / А. Багашев // Воспитание школьников. – 2008. – №9. – С. 10-13.
9. Баженова, Н.Г. Возможности духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе обучения французскому языку / Н.Г. Баженова. - Иностранные языки в школе. – 2011. - №3. – С. 59-64.
10. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, .А. Реан. –М.: Академия, 2001. – 431с.
11. Биболетова, М.З. Воспитательный потенциал предмета «Иностранный язык» / М.З. Биболетова, Н.В. Ладыженская. – Иностранные языки в школе. – 2015. - №3. – С. 2-10.
12. Васильева Е.Д. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку. 2012. // Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-lingvostranovedcheskiy-podhod-pri-obucheniiinostrannomu-yaziku-1151860.html (дата обращения: 25.01.2022)
13. Гавриловец, К. В. Гуманистическое воспитание в школе: пособие для директоров школ, учителей, кл. рук. / К. В. Гавриловец. – Минск: Полымя, 2000. – 128 с.
14. Гафаров, Р.М. Современные проблемы нравственного воспитания / Р.М. Гафаров // Воспитание школьников. – 2010. - № 9. – С. 3-7.
15. Голикова, Т.В. Повышение воспитательного потенциала уроков английского языка при обсуждении моральных дилемм / Т.В. Голикова. - Иностранные языки в школе. – 2012. - №2. – С. 74-80.
16. Голикова, Т.В. Применение моральных дилемм в нравственном воспитании подростков / Т.В. Голикова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2006. – 192с.
17. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учебное пособие для вузов / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2006. –480 с.
18. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2011. – 223с.
19. Григальчук, Е.К. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчук, Д.И. Губаревич. – Минск, 2003. – 86 с.
20. Дьюи, Д. Демократия в образовании / Д, Дьюи. – М.: Педагогигка-Пресс, 2000. – 412 с.
21. Дудьев, В.П. Системный подход в развитии коммуникативного потеинциала дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Дудьев // Логопедия. – 2006. - № 2. – С. 22-26.
22. Дмитриев, С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С.В. Дмириев //Школьные технологии. – 2003. № 6. – С. 30-39
23. Евдокимова, М.И. Воспитательный потенциал урока иностранного языка / М.И. Евдокимова. - Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – С. 7-9.
24. Каминская, П.Ф. педагогический диалог в деятельности современного учителя / М.В. Каминская. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
25. Ксензова, Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности учителя / Г.Ю.Ксензова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 224 с.
26. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. – М.: Просвещение, 2006. – 427 с.
27. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. 5-11 классы: Основные аспекты, сценарии мероприятий / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. // М.: 5 за знания. – 2005. – 207с.
28. Лихачева Т.Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста на уроке иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. С. 68-71.
29. Логинова, Н.В. Реализация программы духовно-нравственного воспитания как основы формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. / Н.В. Логинова // Профильная школа. – 2011. – № 5. – С. 60-63
30. Лузина, Л.М. Теория воспитания Философско-антропологический подход/ Л.М. Лузина. – Псков: ПГПИ, 2000. – 190 с.
31. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие/Л.И.Маленкова. – М.: Педагогическое общество России , 2002. – 480 с.
32. Налимова, К. С. Развитие нравственных качеств подростков в процесс работы с англоязычными публицистическими текстами / К.С. Налимова // Молодой ученый. – 2014. – №8– С. 842-844.
33. Никитина Н.Н. Духовно-нравственное воспитание сущность и проблемы: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.
34. Никитина О.В. Методические приемы работы с текстом // Открытый урок [Электронный ресурс]. URL: http://открытыйурок.рф/статьи/582742/ (дата обращения: 25.01.2022)
35.Орлова, Т.В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС / Т.В. Орлова // Образование и воспитание. – 2018. – №1. – С. 1-3.
36. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. –4-е издание. – Издательство: М.: ИТИ Технологии; 2003. – 944 с.
37. Павлова Е. А. Педагогические условия эффективности нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе занятий иностранным языком / Е. А. Павлова // Вестник НовГУ: научно-теоретический и прикладной журнал. – 2007. – № 42. [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/item.asp.
38. Реан А.А. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2002.– 432 с.
39. Ратнер, Ф.Л. Духовно-нравственное воспитание в процессе преподавания иностранного языка / Ф.Л.Ратнер. - Иностранные языки в школе. – 2012. - №11. – С. 31-35.
40. Сороковых, Г.В. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка / Г.В. Сороковых, А.С. Бобунова. - Иностранные языки в школе. – 2018. - №9. – С. 18-23.
41. Покатыло, В.В. О необходимости нравственного воспитания молодежи / В.В. Покатыло, Л.Р. Глухова, А.В. Волкова // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С.1066-1068.
42. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. – СПб: Питер, 2008. – 169с.
43. Сапрыкина, Т.А. Формирование духовно-нравственной культуры современного подростка. / Т.А. Сапрыкина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – №8. – С 22-24.
44. Сергеева, В.П. Духовно-нравственное воспитание как основа становления личности. / В.П. Сергеева // Воспитательная работа в школе. – 2011. – № 8. – С. 13-22.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с.
46. УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2–11 классов общеобразовательных учреждений // Издательство Просвещение [Электронный ресурс]. URL: http://old.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=27912 (дата обращения: 24.01.2022)
47. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 24.01.2022)
48. Хаманова, Н.В. Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников в современной школе. / Н.В. Хаманова // Методист. – 2012. – № 5. – С. 33-37.
49. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств впроцессе воспитания/ И.Ф.Харламов // Педагогика. – 2003. – No 3. – С. 52-59.
50. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. 2006. [Электронный 48 ресурс]. URL: http://knigi.link/yazyikam-inostrannyim-obuchenie/obuchenieinostrannyim-yazyikam-teoriya.html (дата обращения: 21.01.2022)
51. Якунина, И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. / И.В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. – № 1. – С. 19-21.
52. Assessment for learning. Putting it into practice / P. Black, C. Harrison, C. Lee, B. Marshall, D. William. – 2003. – 117 p.
53. Benson, P. (2001) Teaching and researching autonomy in language learning / P. Benson. –Harlow: Pearson Education Limited, 2001. – 210 р.
54. Rauer, C. (2000) Lernen an Stationen im Zweit und Fremdsprachunterricht / C.Rauer, M. Salzenberg. – Bremen, 2000. – 37s.
55. Salokannel, C. (2007) Good Bye, Langeweile – Fremdsprache Deutsch / Cl. Salokannel // Zeitschrift fur die Praxis des Deutschunterrichts. – 2007. – Heft 36. – S. 36–41
56. Srailova, S. (2008) Stationenlernen im DaF-Unterricht, Diplomarbeit, Masaryk / S. Srailova. – Brunn: Universitat, Padagogische Fakultat, Lehrstuhl fur deutsche Sprache und Literatur, 2008. – 124 s.
57. Shirley, C. (2006) Targeting assessment in the Primary Classroom/ C. Shirley. – Hodder Murray, 2006. – 116 p.
Вопрос-ответ:
Какова цель нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка?
Целью нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка является формирование у них нравственных ценностей, навыков межличностной коммуникации, соблюдения этических и моральных норм.
Какие задачи решаются при нравственном воспитании школьников на уроках иностранного языка?
Основные задачи нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка включают формирование у них уважения к другим культурам и языкам, развитие толерантности и межкультурной грамотности, а также стимулирование развития моральных качеств, таких как честность, открытость, ответственность.
Какими путями и средствами осуществляется нравственное воспитание старшеклассников на уроках иностранного языка?
Нравственное воспитание старшеклассников на уроках иностранного языка осуществляется путем активного использования межкультурных материалов, обсуждения этических дилемм, применения проектных методов обучения, формирования нравственных ценностей через ролевые игры и дискуссии.
Какие методические предпосылки необходимы для реализации нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка?
Для реализации нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка необходимы методические предпосылки, такие как создание безопасной и доверительной обстановки на уроке, индивидуальный подход к каждому ученику, использование интерактивных методов обучения, привлечение внеклассной литературы и мультимедийных средств обучения.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
В первой главе статьи были рассмотрены теоретические основы нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка. Были определены цели и задачи этого процесса, а также пути и средства его реализации. Основной вывод состоит в том, что нравственное воспитание на уроках иностранного языка имеет целью формирование у школьников нравственных качеств и развитие межкультурной грамотности.
Зачем проводить нравственное воспитание на уроках иностранного языка?
Нравственное воспитание на уроках иностранного языка имеет целью формировать у школьников нравственные ценности, развивать этическое сознание и социальное поведение. Уроки иностранного языка дают возможность включить различные нравственные аспекты, обучая студентов толерантности, взаимопониманию и этическому поведению.
Какие задачи ставятся перед учителем при проведении нравственного воспитания на уроках иностранного языка?
Учителю ставятся следующие задачи: формирование нравственных убеждений учащихся, развитие морального самосознания, воспитание чувства ответственности и этического поведения, а также развитие коммуникативных навыков и толерантности.
Какие пути и средства можно использовать для реализации нравственного воспитания на уроках иностранного языка у старшеклассников?
Для реализации нравственного воспитания на уроках иностранного языка можно использовать различные педагогические технологии, такие как ролевые игры, дискуссии, обсуждение этических проблем, а также включение этических аспектов в учебные материалы и задания.
Какие методические предпосылки должны быть у учителя для успешной реализации нравственного воспитания на уроках иностранного языка?
У учителя должны быть следующие методические предпосылки: знание основных принципов и методов нравственного воспитания, умение создать доверительную и этическую атмосферу на уроке, а также способность интегрировать нравственные ценности и этические аспекты в учебный процесс.
Какие выводы можно сделать по Главе 1 статьи о нравственном воспитании школьников на уроках иностранного языка?
Из главы следует, что нравственное воспитание на уроках иностранного языка имеет важное значение и является одной из основных задач учителя. Для реализации нравственного воспитания необходимо использовать различные пути и средства, а также обладать соответствующими методическими предпосылками.
Какие цели и задачи ставят перед собой педагоги при проведении нравственного воспитания школьников на уроках иностранного языка?
Цели и задачи нравственного воспитания на уроках иностранного языка включают формирование у школьников таких ценностей, как уважение к другим культурам и традициям, толерантность, доброжелательность, коммуникативные навыки, гражданская ответственность и моральные принципы.