Изучение двигательной активности детей дошкольного возраста с ринолалией и дизартрией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 32 32 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НАРУШЕНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ: КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЗНАКИ 5
1.1 Ринолалия 10
1.2 Дизартрия 16
2. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ В КЛООЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧИСКОЙ ГРУППЫ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Фрагмент для ознакомления

При движении ребенок познает окружающий его мир,совершенствуясвой опыт в организации игр, так как игра для дошкольника является творческой переработкой впечатлений и дальнейшее их комбинирование, при этом он строит новую действительность, которая отвечает прожитым впечатлениям ребенка.У ребенка в раннем детстве основными средствами физического воспитания является самопроизвольная двигательная активность, однако согласно исследованиям, из-за того, что движения у малышей весьма однообразны, то заметно, что в работу вовлечены не все группы мышц. «Неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем» [2].Все это доказывает необходимость в контроле двигательной активностидетей, помогая импри помощи подбора новых упражнений, затрагивающихне участвующие в работе группы мышц.В возрасте первого детства (до семи лет) важность двигательной активности также высока. В этом возрасте головной мозг полностью сформирован, что влечет за собой важность роли физической культуры, так как в этом возрасте закладываются важные поведенческие установки,сохраняющиеся всю последующую жизнь ребенка. Именно поэтому формирование у детей стремления к физической культуре считается задачей приоритетной задачей воспитания. При этом можно воспользоваться таким фактором, как высокая двигательная активность детей этого возраста,при этом их физическая работоспособность в этот период является достаточно большой. [10]Ученые пришли к единому мнению о том, что дошкольник является «активным деятелем, и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях». Однако, необходимо учитывать то, что по своей двигательной активности дети различаются по многим факторам: объем, продолжительность, интенсивность, содержание двигательной активности. Это сильно заметно принаблюдении за детьми средней, большой и малой подвижности. [7]Говоря о руководстве двигательной активностью этих детей, можно сказать, что достаточно создать необходимые условия (место, игрушки, физкультурное оборудование и др.), а далеедовериться «саморегуляции», которая ярко выражена у детей данной группы.Говоря о организме малоподвижных детей, необходимо отметить, что эти дети максимально уязвимы, потому что выраженная низкая двигательная активность является плохим признаком, что недопустимо у дошкольников.Причинами могут стать: неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность предметной среды, нездоровье, систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения и др.Характеристика малоподвижных детей: общая вялость, пассивность, такие дети устают быстро. Малоподвижные детичасто уходят в сторону, чтобы никому не мешать, выбирая деятельность, которая бы не требовала бы движений и много пространства. Такие дети заметно робкие, неуверенные в себе, предпочитают игры без активных движений. [12]У детей, посещающие логопедической группы можно наблюдать отставания в развитии двигательной сферы, что проявляется такими моментами, как плохая координация сложных движений, их недостаточная точность и ловкость, что выражается в затруднениях при выполнении упражнений по словесной инструкции.Характерны для таких детей скованность, отсутствие легкости в мелкой моторике пальцев рук, выраженная замедленность,пропуск отдельных элементов и др.В работе с детьми в логопедической группе применяют:дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой;«Алфавит телодвижений» (методика С.И. Веневцева) с целью осуществления коррекции речевых нарушений, обучения грамоте;кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) А.Л. Сиротюк.В дошкольном возрасте уделяют особое внимание дыхательным упражнениям, так какправильное речевое дыхание является основой нормального произношения звуков и речи в целом. Учитывая то, что некоторые звуки требуют у детей энергичного сильного выдоха или сильной воздушной струи, то становится понятно, что дыхательные упражнения незаменимы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Правильное (физиологическое) дыхание помогает ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры ограничиваются по времени (используя песочные часы) и обязательно чередуя с другими упражнениями. Проводить их можно в утренние часы перед завтраком, или во вторую половину дня примерно через час после последнего приёма пищи[13].Алфавит телодвижений, разработанный С.И. Веневцевым. Он состоит из 33-х двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.Дети на слух или зрительно воспринимают название буквы и, используя мышечное чувство и мышечное движение, изображают эту букву. И, наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему укрепляются условные связи в коре головного мозга и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при показе той или иной буквы, являются хорошо знакомыми и доступными детям: движения рук, ног, наклоны, туловища и головы, полуприседы, приседы.С помощью «букв-поз» дети могут составлять слова, показывая их на себе, тем самым повышается двигательная активность на занятиях и предотвращается переутомление. Например, в показе «букв Л-Х-М», не только закрепляется образ букв «Л-Х-М», но и используются элементы дыхательной гимнастикИ.Например, игра «Попрыгунчик», одной из задач которой является развитие умения определять количество слогов в слове.Педагог предъявляет слово, которое необходимо разделить на слоги. Дети, поставив руки на пояс, делают столько прыжков вперед, сколько слогов в слове. Можно для закрепления выполнять прыжки в положении «назад спиной» в обратном направлении – к своему месту.Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Она стимулирует интеллектуальное развитие и моторику ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.Кинезиологические упражнения (гимнастика мозга) А.Л. Сиротюк – комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Это простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают детям раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Развивая моторику, создаются предпосылки для становления многих психических процессов.Таким образом, тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Различные виды двигательных упражнений являются физиологически обоснованными средствами развития общей выносливости, а также содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. А у детей с нарушениями речи значительно улучшаются показатели двигательной памяти, грамотности и фонематического восприятия. [9]3. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ В КЛООЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧИСКОЙ ГРУППЫДети, имеющие речевые патологии, также обладают недостаточно сформированными пространственными представлениями. Также у них возникают трудности в формировании речевых и двигательных стереотипов и присутствует недостаточная устойчивость внимания.Так как дети с нарушением речи имеют бедный словарь, они не редконе понимают, что от них требует педагог. Расстройства речи часто сопровождаются отставаниями в развитии двигательной сферы, а также нарушениями общей и мелкой моторики,замедленность, расторможенность, неточность.Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям младших групп, адаптируя, изменяя его с учетом особенностей работы логопедических групп.Многолетние педагогические наблюдения показали, что разнообразные подвижные игры – это действенное средство профилактики и коррекции нарушений речи детей в процессе организации двигательной активности.Ниже представлена классификация подвижных игр.Игры с разнообразными движениями и пением («У соседа лучше», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка» и др.).Игры с бегом («Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса» и др.).Игры с прыжками («Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч» и др.).Игры с подлезанием и лазанием («Медведи и пчелы», «Пожарные на учении» и др.).Игры с метанием и ловлей («Охотники и зайцы», «Мяч водящему» и др.).Игры на ориентировку в пространстве («Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Найди свой домик» и др.).Хороводные игры («Эхо», «Горшки» и др.).Игры для детей логопедических групп, с нарушениями речи должны сопровождаться песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, для наполнения словарного запаса и обогащения речи. Игры учат ребенка с нарушениями речи самостоятельно петь, что способствует преодолению застенчивости.Подвижные игрынормализуют моторные функции детей, помогая решить и множество других коррекционно-воспитательных задач. Например, повышение активности, развитие подражательности, формирование игровых навыков, совершенствование речи, поощрение творческой активностиребенка.Подвижные упражнения играют огромную роль и в развитии мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов. Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сказать, что подвижные игры и упражнения помогают в ускорении развития речи. Данный факт особенноважен для детей, которые имеют нарушения в развитии речи. [14]ЗАКЛЮЧЕНИЕДвигательный режим в дошкольных образовательных организациях включает множество динамических деятельностей детей (организованная, самостоятельная). Разрабатывая рациональный двигательный режим, специалист должен понимать важность не только в обеспечении удовлетворения биологической потребности ребенка в двигательной активности, а также вее рациональном содержании, которое должно быть основано на оптимальном соотношении разных видов занятий, которые должны быть подобраны с учетом всех возрастных и индивидуальных особенностей.Двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. Она должна быть целенаправленной и соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.За время пребывания ребенка в дошкольной образовательной организации использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей. Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению.В данной работе рассмотрены вопросы двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи.«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения», - утверждал Ж. Тассо. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. М.: Флинта: Наука. – 2001. – 416 с.2. Влияние двигательной активности на развитие психических процессов, детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://86sov-berezka.caduk.ru/p144aa1.html.3. Водичка, водичка, умой мое личико [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).4. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки [Текст]: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и.], 1981. – 80 с.5. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. М.: Владос, 2000. – 144 с.6. Ермилова, Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. – № 9. – С. 363-365.7. Конспект занятия по физической культуре с элементами танцевальных движений в старшей группе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).8. Оптимальная двигательная активность [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева. – Воронеж, – 2007.9. Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей [Электронный ресурс] / Е.А. Грищенко. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniy – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).10. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. М.: Флинта: Наука. – 2001. – 416 с.
2. Влияние двигательной активности на развитие психических процессов, детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://86sov-berezka.caduk.ru/p144aa1.html.
3. Водичка, водичка, умой мое личико [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
4. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки [Текст]: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. – Свердловск: [б. и.], 1981. – 80 с.
5. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка [Текст]: учеб. пособие / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер. М.: Владос, 2000. – 144 с.
6. Ермилова, Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. – № 9. – С. 363-365.
7. Конспект занятия по физической культуре с элементами танцевальных движений в старшей группе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru. – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
8. Оптимальная двигательная активность [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева. – Воронеж, – 2007.
9. Подвижные игры как средство профилактики и коррекции нарушений речи детей [Электронный ресурс] / Е.А. Грищенко. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/18/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-profilaktiki-i-korrektsii-narusheniy – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).
10. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

Вопрос-ответ:

Что такое ринолалия? Каковы её признаки?

Ринолалия - это нарушение произношения звуков, при котором звукопроизводящий аппарат неправильно функционирует. Её основным признаком является заслонение носовых ходов при произнесении гласных звуков.

Что такое дизартрия? Каковы её признаки?

Дизартрия - это нарушение артикуляционной и фонаторной функции речи, вызванное особенностями развития моторики артикуляционного аппарата. Её признаками могут быть нечеткое произношение звуков, нарушение ритма и интонации речи, затруднение в контроле над голосом.

Какая роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста?

Двигательная активность играет важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста. Она помогает развивать координацию движений, улучшает физическую форму, способствует развитию мотивации и саморегуляции, развивает социальные навыки и общение с другими детьми.

Какие подвижные игры могут быть использованы в логопедической группе для профилактики нарушений речи?

В логопедической группе можно использовать различные подвижные игры, направленные на развитие речи. Например, игры с мячом, прыжки через скакалку, ходьба по линии, бегание за музыкой. Важно, чтобы игры были интересными и веселыми, чтобы дети с удовольствием участвовали в них и развивали свою речь.

Как движение помогает ребенку познать мир?

Движение помогает ребенку познать мир, так как через движение он получает новый опыт и ощущения. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, координировать свои движения, узнавать различные предметы и состояния. Игры, связанные с движением, позволяют ребенку исследовать окружающую среду, развивать свои навыки и умения.

Какие виды нарушений речи могут иметь дети дошкольного возраста?

Виды нарушений речи у детей дошкольного возраста могут включать ринолалию и дизартрию. Ринолалия характеризуется неправильным произношением звуков, связаным с неправильным использованием носовых полостей при артикуляции. Дизартрия является нарушением моторики речевого аппарата и включает в себя проблемы с контролем дыхания, артикуляцией и интонацией.

Как двигательная активность может влиять на формирование речи у детей дошкольного возраста?

Двигательная активность играет важную роль в формировании речи у детей дошкольного возраста. При движении ребенок познает окружающий мир, совершенствуя свой опыт. Организация игр и подвижных занятий способствует развитию моторных навыков, координации движений и укреплению мышц речевого аппарата, что в свою очередь положительно влияет на формирование речи у детей.

Как подвижные игры могут помочь в профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста?

Подвижные игры играют важную роль в профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию моторных навыков, координации движений и укреплению мышц речевого аппарата. Кроме того, они способствуют развитию речи через использование двигательных действий и разнообразных звуков. Такие игры стимулируют сенсорное и двигательное развитие детей и помогают им развивать речь и общаться с окружающими.