Национальные проекты Российской Федерации и их реализация в рамках региона (на примере г. Москва)
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 14.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации 7
1.1. Понятие, цели и содержание национальных проектов 7
1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации национальных проектов 14
1.3. Механизм и риски реализации национальных проектов 20
Глава 2. Динамика реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации 28
2.1. Состояние реализации национальных проектов в РФ 28
2.2. Тенденции и проблемы реализации нацпроектов в рамках г. Москва 38
Глава 3. Совершенствование механизма реализации национальных проектов 50
3.1. Применение Agile-подхода для повышения качества реализации нацпроектов 50
3.2. Повышение уровня эффективности национальных проектов и публичной власти в субъектах Российской Федерации 55
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложения 74
Использование Agile смогло обеспечить агентство действующей системой. Техасская комиссия по здравоохранению и социальным услугам представляет собой одно из крупнейших агентств одного из крупнейших штатов страны, бюджет которого составляет примерно 30 млрд долларов в год. Поэтому решение выбрать Agile как способ поддержания одной из основных ИТ-систем (интегрированная приемлемость и система ведения дел) требовало значительных культурных изменений. После успешных пилотных усилий агентство охватило Agile шире, включая образование персонала для лучшего и более быстрого компьютерного обеспечения. Эта инвестиция в готовность людей была критически важна для успеха этих усилий.На мой взгляд использование Agile-подхода будет полезен при разработки следующих национальных проектов РФ в части реализации федеральных проектов:«Здравоохранение» «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»; «Образование» «Цифровая образовательная среда»; «Культура» «Цифровая культура»; «Экология» «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды»; «Наука и университеты» «Развитие инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров»; «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» «Создание цифровой экосистемы, ориентированной на потребности пользователей, включающей востребованные сервисы, клиентоориентированный интерфейс»; «Цифровая экономика РФ» «Цифровые технологии» и «Цифровое государственное управление».Таким образом, использование принципов Agile-подхода может служить основой повышения качества национальных проектов РФ, а также повышение степени удовлетворенности потребителей.3.2.Повышение уровня эффективности национальных проектов и публичной власти в субъектах Российской ФедерацииВнедрение информационно-аналитической системы(ИАС) по управлению национальными проектами должна решить следующие задачи:автоматизация обработки информации о реализации национальных проектов; повышение качества реализации планирования и управления; формирование целостных и актуальных отчетов о ходе реализации нац. программ для принятия управленческих решений.Данная система состоит из шести подсистем: управления портфелем нацпроектов, управление нацпроектами, ресурсного обеспечения, администрирования и управления рисками, портал проектного департамента. При этом две подсистемы – управления портфелем проектов и управления нацпроектами, содержат в себе дополнительные модули.Функциональные задачи, которыми должны обладатьданная подсистема приведены в приложении В. Для повышения уровня эффективности реализации национальных проектов необходимо внедрение модели обеспечения качества результатов программно-целевой и проектной деятельности (рис. 4)Рис. 4. Модель обеспечения качества результатов программно-целевой и проектной деятельностиНа этапе планирования национального проекта необходимо производить идентификацию, анализ, оценку рисков и планировать воздействие на них. При идентификации рисков составляется полный перечень рисков, возникающих на всех этапах реализации проектов.Главным элементом данной модели является функционирование системы управления рисками, основанной на цикличной модели Деминга и этапов управления национальными проектами (рис. 5)Рис. 5. Система управления рисками при реализации национальных проектовДля анализа рисков применяется метод экспертных оценок по двум параметрам – вероятность возникновения и степень влияния на проект. На основе полученных оценок, согласно матрице рисков, определяется один из четырех уровней – незначительный, умеренный, значительный, критический. Для последних двух обязательно формирование карты контроля рисков (табл. 8).Таблица 8Карта контроля рисков национального (федерального) проектаОхарактеризуем каждый из этапов:1) Идентификации риска – осуществляется выбор стратегии минимизации риска. На данном этапе составляется данная карта контроля рисков;2)Реализация нацпроекта – регулярный мониторинг и контроль посредством составления карты контроля рисков; 3)Мониторинг нацпроекта – оценка результатов и установление обратной связи с заинтересованными сторонами;4)Оптимизация риска – актуализация рисков в зависимости от влияния внутренних и внешних факторов влияния;Таким образом, предлагаемая интегрированная система способна реализовывать большое количество задач по управлению полным жизненным циклом разработки отдельного национального проекта. Каждый модуль способен решить часть актуальных вопросов управления проектами в организациях сферы государственного управления. Разработанная система позволит повысить качество государственного управления за счет сокращения трудозатрат, минимизации ошибок, повышения скорости выполнения процессов и качества результатов проектного и программно-целевого управления.Дляповышения эффективности реализации национальныхпроектов необходимо соблюдать принципы проектногоподхода к стратегическому планированию, позволяющие не только теснее связывать национальные проектыи бюджетные процедуры, но идополнять эту связь эффективным контрольным механизмом,возможностьюпересчета плановых показателей до получения ихоптимальных значений с учетом ресурсных ограничений.Рассматривается проект как последовательный подход к разработке и реализации ряда взаимосвязанных мероприятий, которые позволяют (с учетом ограниченного времени и русурсов) достичь лучших результатов.В целях более эффективной экономии ресурсов национальных проектов необходимо сформироватьих целостную картину вместе сгосударственными программами и другими элементамисистемы стратегическогопланирования РФ.В настоящее время такая связь между отдельными государственными программами и национальными проектами осуществляется через перечень федеральных проектов, указанных в паспортах государственных программ и национальных проектов. Но не существует единой юридически утвержденной схемы, которая связывала бы все существующие программы и проекты.Основой для создания этой схемы является разложение национальных целей на составляющие их подцели - дерево целей. Это позволит определить взаимосвязь между целями более высокого и более низкого уровней, что, учитывая меньшую универсальность целей более низких уровней, сделает формируемую систему более контролируемой и управляемой. Не менее важным является определение взаимосвязи целей одного и того же уровня.Цели уровня, а следовательно, и программы, их составляющие, должны быть классифицированы по степени важности для достижения целей первого уровня. Такая договоренность позволит снизить ущерб процессу достижения целей уровня один в случае сокращения финансирования программы из-за нехватки средств в бюджете, поскольку процент сокращения ее финансирования будет определяться на основе оценки программ. Аналогичным образом, классификация может быть использована в случае увеличения финансирования государственных программ и их компонентов.Достижение целей более низкого уровня должно поддерживаться разработкой и реализацией государственных программ, которые делятся на федеральные, региональные и национальные проекты. Самым низким уровнем этой схемы будут мероприятия, осуществляемые для реализации проектов и программ. Они являются основой для расчета необходимого количества ресурсов.Для каждой правительственной программы и ее компонентов, включая национальные проекты, должен быть установлен график выделения средств и график реализации мероприятий, включая ежемесячный мониторинг этапов реализации (контрольных точек). Эти графики должны быть своевременно согласованы друг с другом на основе согласованности реализации государственных программ и их компонентов, и необходимо назначить ответственного исполнителя, не допуская размывания ответственности.Таким образом, к управлению проектами применяется сочетание опыта и лучших практик на корпоративном уровне и на уровне государственного управления это позволит выстроить государственную систему стратегического планирования, полностью отвечающую задачам социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.21 декабря 2021 года был принят закон N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Он включает в себя 11 глав и 65 статей.В нем заключены принципы деятельности органов, входящих в единую систему, публичной власти, входящей в состав субъекта Российской Федерации.Система региональных органов власти формируется в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации: законодательный орган; высшее должностное лицо; высший исполнительный орган; другие органы государственной власти субъекта Российской Федерации.У федеральных органов исполнительной власти появилась возможность участвовать в формировании отдельных органов исполнительной власти.Высшим должностным лицам субъекта Российской Федерации устанавливается территориальная исполнительная власть и определяется система и структура исполнительных органов в рамках субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом).Одно из наиболее спорных слало положение закона о требовании использовать единый подход к названию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Данный закон ограничивает использование словосочетаний «составляющих основу наименования федеральных органов государственной власти» для названий органов законодательной и исполнительной власти. Для всех регионов предложено общее название высшего должностного лица – «глава субъекта РФ». Также может быть дополнительное название, но оно не должно включать в себя слова и словосочетания, которые входят в название должности президента Российской Федерации.В законе закреплено для глав региона единый срок, который составляет пять лет. В то же время был снят запрет высокопоставленному должностному лицу занимать эту должность более двух сроков подряд, как это ранее предусматривалось действующим законодательством. Регионы сами будут решать, сколько сроков сможет занимать глава субъекта.Согласно закону о публичной власти, лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране не может быть избрано руководителем региона. Пост может занять гражданин Российской Федерации по достижению 30-летнего возраста. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации не может одновременно совмещать другие должности или заниматься другой оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен так называемый муниципальный кандидат - от 5 до 10% муниципальных депутатов и мэров должны поддержать их кандидатуру. Самовыдвиженцы также должны будут собрать подписи избирателей в количестве, установленном субъектом Российской Федерации. В случае непрямых выборов главы региона кандидаты в Законодательное собрание представляются президентом Российской Федерации по предложению политических партий.В документе также описываются нормы и правила организации выборов глав регионов, входящих в состав других субъектов Российской Федерации. Кроме того, планируется перечислить доходы автономных округов в областной бюджет.Законом региона может быть предусмотрена процедура дистанционного участия депутатов в заседаниях.В начале апреля 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил документ об обновлении критериев оценки эффективности глав регионов. Данный документ включает в себя 38 методик, из них 19 - для расчета показателей предыдущего года и 19 - для постановки целей на будущее.Показатели охватывают наиболее важные вопросы социально-экономического развития, к ним относятся – ожидаемая продолжительность жизни при рождении, темп роста реальной среднемесячной зарплаты, уровень образования, объем жилищного строительства, экологическое благополучие региона.В данном документе дополнены методики, которых не было в документе, утвержденным в 2019 году. Особенно речь идет об гражданах вовлеченных в волонтерскую деятельность и уровне занятием спортом, динамики участия в культурных мероприятиях, «цифровой зрелости» госорганов.Конец формыВ то же время субъекты, показавшие лучшие результаты, смогут рассчитывать на дополнительные субсидии из федерального центра.В таблице 9 представлены методики входящие в постановление «Об оценке эффективности деятельностивысших должностных лиц (руководителей высших исполнительныхорганов государственной власти) субъектов Российской Федерациии деятельности органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации ».Таблица9Методики расчета показателей оценки эффективности№методика расчета показателей для оценкиэффективности деятельности высшихдолжностных лиц1методика расчета показателя "Численность населения субъектаРоссийской Федерации"2методика расчета показателя "Ожидаемая продолжительность жизнипри рождении"3методика расчета показателя "Уровень бедности"4методика расчета показателя "Доля граждан, систематическизанимающихся физической культурой и спортом"5методика расчета показателя "Уровень образования"6методика расчета показателя "Эффективность системы выявления,поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи"7методика расчета показателя "Доля граждан, занимающихсядобровольческой (волонтерской) деятельностью"8методика расчета показателя "Условия для воспитания гармоничноразвитой исоциально ответственной личности"9методика расчета показателя "Число посещений культурныхмероприятий"10методика расчета показателя "Количество семей, улучшившихжилищные условия"11методика расчета показателя "Объем жилищного строительства"12методика расчета показателя "Качество городской среды"13методика расчета показателя "Доля дорожной сети в крупнейшихгородскихагломерациях, соответствующая нормативам"14методика расчета показателя "Качество окружающей среды"15методика расчета показателя "Темп роста (индекс роста) реальнойсреднемесячной заработной платы"16методика расчета показателя "Темп роста (индекс роста) реальногосреднедушевого денежного дохода населения"17методика расчета показателя "Темп роста (индекс роста)физического объемаинвестиций в основной капитал, за исключениеминвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты)и бюджетных ассигнований федерального бюджета"18методика расчета показателя "Численность занятых в сфере малогои среднего предпринимательства, включая индивидуальныхпредпринимателей и самозанятых"19методика расчета показателя "Цифровая зрелость" органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения,образования, городского хозяйства и строительства, общественноготранспорта, подразумевающая использование ими отечественныхинформационно-технологических решений"В документе представлены 38 пунктов, 19 первых пунктов включают методику расчета показателей за отчетный период (прошедший год), последующий 19 пунктов точно такие же, только включают методики расчета показателей периоддо 2030 года включительно, в том числе на отчетный период (текущий год)и на плановый период, составляющий два года, следующиеза отчетным периодом.Почти для каждой из методик в документе представлены формулы для расчета показателей.Сравним изменения, которые были внесены в 2021 году, с документов 2019 года. Из этого следует, что утратили свою силу методики:- методика расчета показателя "Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики"; - методика расчета показателя "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей"; - методика расчета показателя "Производительность труда в базовых несырьевых отраслях экономики"; - методика расчета показателя "Количество семей, улучшивших жилищные условия"; - методика расчета показателя "Качество окружающей среды"; - методика расчета показателя "Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности".ЗаключениеРазвитие систем стратегического планирования, их влияние на систему государственного управления отдельных стран имеют общие тенденции и черты, обусловленные ростом уровня конкуренции в мире, возникновением новых вызовов и результатами научно-практических разработок в этой сфере, потребностью сбережения имеющихся ресурсов и их рационального обоснованного использования. Использование проектно-ориентированного подхода и его распространение на сферу управления инновационными и инвестиционными процессами в экономике не означает полного и окончательного решение всех социально-экономических проблем, которые были заложены. Однако, внедрение этого подхода и реализация на его основе национальных проектов развития определяют перспективы значительного продвижения в решении ключевых проблем общества и позволяют накапливать опыт дальнейшей их эффективной реализации. Именно проектно-ориентированный подход, в рамках которого реализуются основные функции управления по сроками, стоимостью, качеством позволяют обеспечить концентрацию ограниченных ресурсов на реализация конкретных национальных проектов, контроля за использованием ресурсов и внедрением самих проектов, сравнивая полученные результаты с поставленными целями рационального использования финансовых ресурсов.В оптимизационной части предложены два направления оптимизации механизма реализации национальных проектов: 1) ПрименениеAgile-подхода - подход к управлению проектом, ориентированный на создание максимальной ценности для потребителя, как можно быстрее и чаще. Анализ зарубежной практики использования Agile в проектах публичного сектора подтверждаются опытом отдельных государственных учреждений, в частности ФБР.Данный подход будет наиболее полезен в реализации следующих нацпроектов: «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Экология», «Наука и университеты», «Поддержка предпринимательства», «Цифровая экономика РФ» 2) Внедрение информационно-аналитической системы (ИАС) Данная система способна реализовывать большое количество задач по управлению полным жизненным циклом разработки отдельного национального проекта.Каждый модуль способен решить часть актуальных вопросов управления проектами в организациях сферы государственного управления. Разработанная система позволит повысить качество государственного управления за счет сокращения трудозатрат, минимизации ошибок, повышения скорости выполнения процессов и качества результатов проектного и программно-целевого управления.Отдельно была предложена оптимизация подсистемы управления рисками, как наиболее уязвимой. В качестве основного мероприятия выбрано внедрение модели обеспечения качества результатов программно-целевой и проектной деятельности на основе цикличной модели Деминга и этапов управления национальными проектами. Анализ рисков предложено проводить на основе метода экспертных оценок по двум параметрам – вероятность возникновения и степень влияния на проект. В качестве основного инструмента реализации контроля рисков предложено составление карты контроля рисков, основанной на четырехэтапном анализе: идентификация риска, реализация и мониторингнацпроекта, а также оптимизация риска.Список использованных источниковНормативно-правовые актыПостановление Правительства Московской области от 28.12.2018 № 1023ё/45 "О Стратегии социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года" // Интернет-портал Правительства Московской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mosreg.ruУказ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru›acts›bankУказ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Российская газета» от 22 июля 2020 г. N 159.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru›acts›bankО стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ, (ред. от 31.07.2020) . [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/Постановление Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. No 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценкиэффективности деятельности высших должностных лиц(руководителей высших исполнительных органов государственнойвласти) субъектов Российской Федерации и деятельности органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/mediaПериодические изданияАдамова, М. Е. Формирование системы управления рисками для повышения качества реализации национальных и федеральных проектов / М. Е. Адамова // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 5(119). – С. 119-125Алиаскарова, Ж. А. К вопросу о национальных проектах и их влиянии на рост ВВП / Ж. А. Алиаскарова, Х. М. М. Рахман // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 22-40Бегчин, Н. А. Квопросу об особенностях реализации нацпроектов в 2020 году / Н. А. Бегчин // Журнал Бюджет. – 2021. – № 5(221). – С. 40.Берендеева, А. Б. Подходы к оценке эффективности реализации социальных проектов государства в регионах России / А. Б. Берендеева, Н. С. Рычихина, О. О. Коробова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2021. – № 1(65). – С. 17-29Благодатских, В. Г. К вопросу о проблемах реализации национальных проектов на муниципальном уровне / В. Г. Благодатских, Е. Г. Быков, Р. Т. Латыпов // Молодежь и наука. – 2021. – № 7.Ботарева, Е. А. Национальные проекты в инструментах реализации территориальной социально-экономической политики РФ / Е. А. Ботарева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-2(52). – С. 74-78Брон, Е. В. Анализ целевых программ развития Московской области и проблемы их реализации / Е. В. Брон // Трибуна ученого. – 2021. – № 2. – С. 26-38Гвоздева, А. А. Проблемы разработки и реализации региональных актов стратегического планирования / А. А. Гвоздева // Российско-азиатский правовой журнал. – 2021. – № 2. – С. 3-8Глазунова, И. В. Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования / И. В. Глазунова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 8. - С. 143-151Горшенина, Е. В. Информационно-аналитические системы как инструмент управления технологиями в цифровой экономике / Е. В. Горшенина // Экономические исследования. – 2020. – № 3. – С. 2Данилов Р.С. Влияние национальных проектов на структуру расходов бюджетной системы Российской Федерации /Р.С., Картышева П.А.// Государственная служба. 2020. № 5 (127). С. 19–25Долбня Н. В. Эффективность применения Agile-методов в управлении проектами на современном этапе рыночных отношений / Н. В. Долбня, Ю. Ю. Пянзина, И. М. Кублин, Н. В. Демьянченко // Экономика устойчивого развития. - 2020. - № 2(42). - С. 74-77Зуева, А. Н. Национальные проекты в условиях пандемии: финансирование и реализация / А. Н. Зуева // Наука и образование в условиях цифровой трансформации экономики и общества : Сборник лучших докладов X Национальной научно-практической конференция института магистратуры с международным участием, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 93-98Иларионова Т.С. Государственное управление, социальная политика и региональное развитие – три ключа к успеху // Государственная служба. 2019. № 1 (117). С. 47–54Ильченко, С. В. Национальные проекты России и риски их реализации / С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – № 2(22)Логинов, Д. А. Проектное управление при реализации национальных проектов в социальной сфере / Д. А. Логинов, О. А. Желудкова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021) : сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12–30 апреля 2021 года. – Киров: Вятский государственный университет, 2021. – С. 969-972Лысенко, А. А. Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации / А. А. Лысенко, Л. Ф. Шайбакова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 234-238Навроцкая, Т. Г. Национальные проекты России: от идеи до реализации / Т. Г. Навроцкая // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития : Сборник трудов национальной научно-практической конференции специалистов, учёных, аспирантов и студентов с международным участием, Санкт-Петербург, 24–25 мая 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2021. – С. 126-132Найдис, И. О. Метод Agile в управлении проектами: реализация метода, компетенции команды и руководителя проекта / И. О. Найдис // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 4. - С. 15-24Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ruПасмурцева, Н. Н. Современные тенденции и проблемы государственного стратегического планирования в РФ в условиях цифровизации экономики / Н. Н. Пасмурцева // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 2. – С. 241-254Перминова, М. С. Региональный аспект реализации национальных проектов России / М. С. Перминова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 25–27 января 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 1524-1529Пономарев, А. И. Политико-правовая модель целеполагания в государственном управлении Соединенных Штатов Америки / А. И. Пономарев // Военное право. – 2021. – № 2(66). – С. 313-328Самков, К. Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития / К. Н. Самков // Финансы: теория и практика. – 2021. – Т. 25. – № 4. – С. 24-36Соколов, А. В. Реализация национальных идей через государственные программы / А. В. Соколов, А. Д. Зубков // Экономические науки. – 2021. – № 198. – С. 158-161Степанов, Д. А. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма / Д. А. Степанов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 12. – С. 3093-3108Титова, Е. А. Стратегическое планирование в механизме государственного управления: проблемы правового регулирования / Е. А. Титова // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2021. – № 19(19). – С. 45-46 Трифонова, П. С. Основные стратегические документы субъектов Российской Федерации: анализ, актуализация, индивидуализация / П. С. Трифонова // Вестник университета. – 2021. – № 6. – С. 31-43Тугушев, Р. И. Расходы на национальные проекты в системе государственных расходов / Р. И. Тугушев // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16. – № 4(125). – С. 47-54Удалых, С. К. Российские национальные проекты (2019-2024 годы): организационная и функциональная структура подготовки и реализации / С. К. Удалых // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 225-232Шафранская, А. М. Роль государства в осуществлении стратегического планирования как механизма реиндустриализации / А. М. Шафранская // Вопросы политической экономии. – 2021. – № 2. – С. 132-145Интернет-ресурсыАудит национальных целей и национальных проектов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit-nationaL/Аудит федерального бюджета. Оперативный доклад за 2020 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ni/audit/12723#expendituresГосударственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 – 2025 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mosreg.ruЕдиный план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_324365/Заключение Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета за 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mosoblduma.ru/Информация о социально-экономическом положении России (2020 год) [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/6WHhWclN7oper-12-2020.pdfИсполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/libraiy/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf Минфин сообщил, что бюджет на нацпроекты в 2020 году исполнен на 97,4% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10493091Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/Национальные стандарты в странах Европейского Союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.icqc.eu/ru/certifikacija-ce/nacionalnye-standartyПодсчитаны расходы на нацпроекты России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/07/10/projectЭксперты: расходы на нацпроекты в проекте бюджета выше заложенных в паспортах на 4,8% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7167105ПРИЛОЖЕНИЯПриложение АПеречень направлений развития и национальных проектов по срокам их реализации (трлн.руб.)Приложение БПроблемы и пути решения при реализации национальные проектов в Российской ФедерацииПриложение ВОсновные функции подсистем ИАСПодсистемаЗадачиА1Управление портфелем1) Формирование и балансирование портфеля- ведение иерархической структуры программ/ проектов- ранжирование проектов- балансировка портфеля- ведение перечня стратегических решений2) Модуль мониторинга и анализа портфеля- анализ и оценка проектов;- формирование отчетности по портфелю;- мониторинг исполнения решений;Ресурсного обеспечения- ведение иерархической структуры ресурсов- контроль назначений ресурсов- контроль загруженности ресурсов- оценка эффективности использования ресурсовУправление нацпроектами1) Модуль календарного планирования и контроля- планирование программ/ проектов - формирование бюджетов- назначение ресурсов- контроль реализации- моделирование хода реализации проектов- анализ и оценка эффективности2) Модуль управления изменениями- ведение реестра запросов на изменение- согласование изменений разработка мероприятий по внесению изменений- контроль и мониторинг реализации измененийА1Управление нацпроектами3) Модуль назначения и контроля- исполнения заданий назначение заданий исполнителям- контроль исполнения заданий - приемка заданийАдминистрирования- ведение учетных записей пользователей- разграничение прав доступа к ресурсам системыУправление рисками- ведение реестра рисков- анализ и оценка рисков- мониторинг и контроль рисков и мероприятий по реагированию на рискиПортал проектного департамента- организация единого информационного пространства для участников программ/проектов;- управление коммуникациями управление информацией; - организация библиотек проектных документов;- интеграция различных платформ и приложений;
2. Указ Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru›acts›bank
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Российская газета» от 22 июля 2020 г. N 159. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru›acts›bank
4. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ, (ред. от 31.07.2020) . [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Постановление Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. No 542 «Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media
Периодические издания
6. Адамова, М. Е. Формирование системы управления рисками для повышения качества реализации национальных и федеральных проектов / М. Е. Адамова // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 5(119). – С. 119-125
7. Алиаскарова, Ж. А. К вопросу о национальных проектах и их влиянии на рост ВВП / Ж. А. Алиаскарова, Х. М. М. Рахман // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2021. – Т. 11. – № 4. – С. 22-40
8. Бегчин, Н. А. Квопросу об особенностях реализации нацпроектов в 2020 году / Н. А. Бегчин // Журнал Бюджет. – 2021. – № 5(221). – С. 40.
9. Берендеева, А. Б. Подходы к оценке эффективности реализации социальных проектов государства в регионах России / А. Б. Берендеева, Н. С. Рычихина, О. О. Коробова // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2021. – № 1(65). – С. 17-29
10. Благодатских, В. Г. К вопросу о проблемах реализации национальных проектов на муниципальном уровне / В. Г. Благодатских, Е. Г. Быков, Р. Т. Латыпов // Молодежь и наука. – 2021. – № 7.
11. Ботарева, Е. А. Национальные проекты в инструментах реализации территориальной социально-экономической политики РФ / Е. А. Ботарева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 1-2(52). – С. 74-78
12. Брон, Е. В. Анализ целевых программ развития Московской области и проблемы их реализации / Е. В. Брон // Трибуна ученого. – 2021. – № 2. – С. 26-38
13. Гвоздева, А. А. Проблемы разработки и реализации региональных актов стратегического планирования / А. А. Гвоздева // Российско-азиатский правовой журнал. – 2021. – № 2. – С. 3-8
14. Глазунова, И. В. Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования / И. В. Глазунова // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 8. - С. 143-151
15. Горшенина, Е. В. Информационно-аналитические системы как инструмент управления технологиями в цифровой экономике / Е. В. Горшенина // Экономические исследования. – 2020. – № 3. – С. 2
16. Данилов Р.С. Влияние национальных проектов на структуру расходов бюджетной системы Российской Федерации /Р.С., Картышева П.А.// Государственная служба. 2020. № 5 (127). С. 19–25
17. Долбня Н. В. Эффективность применения Agile-методов в управлении проектами на современном этапе рыночных отношений / Н. В. Долбня, Ю. Ю. Пянзина, И. М. Кублин, Н. В. Демьянченко // Экономика устойчивого развития. - 2020. - № 2(42). - С. 74-77
18. Зуева, А. Н. Национальные проекты в условиях пандемии: финансирование и реализация / А. Н. Зуева // Наука и образование в условиях цифровой трансформации экономики и общества : Сборник лучших докладов X Национальной научно-практической конференция института магистратуры с международным участием, Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 93-98
19. Иларионова Т.С. Государственное управление, социальная политика и региональное развитие – три ключа к успеху // Государственная служба. 2019. № 1 (117). С. 47–54
20. Ильченко, С. В. Национальные проекты России и риски их реализации / С. В. Ильченко // Бизнес и дизайн ревю. – 2021. – № 2(22)
21. Логинов, Д. А. Проектное управление при реализации национальных проектов в социальной сфере / Д. А. Логинов, О. А. Желудкова // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021) : сборник статей XXI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 т., Киров, 12–30 апреля 2021 года. – Киров: Вятский государственный университет, 2021. – С. 969-972
22. Лысенко, А. А. Проблемы при реализации национальных проектов Российской Федерации / А. А. Лысенко, Л. Ф. Шайбакова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2021. – № 1(53). – С. 234-238
23. Навроцкая, Т. Г. Национальные проекты России: от идеи до реализации / Т. Г. Навроцкая // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития : Сборник трудов национальной научно-практической конференции специалистов, учёных, аспирантов и студентов с международным участием, Санкт-Петербург, 24–25 мая 2021 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-производственных технологий "Астерион", 2021. – С. 126-132
24. Найдис, И. О. Метод Agile в управлении проектами: реализация метода, компетенции команды и руководителя проекта / И. О. Найдис // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2020. - № 4. - С. 15-24
25. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru
26. Пасмурцева, Н. Н. Современные тенденции и проблемы государственного стратегического планирования в РФ в условиях цифровизации экономики / Н. Н. Пасмурцева // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 2. – С. 241-254
27. Перминова, М. С. Региональный аспект реализации национальных проектов России / М. С. Перминова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 25–27 января 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. – С. 1524-1529
28. Пономарев, А. И. Политико-правовая модель целеполагания в государственном управлении Соединенных Штатов Америки / А. И. Пономарев // Военное право. – 2021. – № 2(66). – С. 313-328
29. Самков, К. Н. Финансирование реализации национальных и региональных проектов: проблемы и направления устойчивого развития / К. Н. Самков // Финансы: теория и практика. – 2021. – Т. 25. – № 4. – С. 24-36
30. Соколов, А. В. Реализация национальных идей через государственные программы / А. В. Соколов, А. Д. Зубков // Экономические науки. – 2021. – № 198. – С. 158-161
31. Степанов, Д. А. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма / Д. А. Степанов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10. – № 12. – С. 3093-3108
32. Титова, Е. А. Стратегическое планирование в механизме государственного управления: проблемы правового регулирования / Е. А. Титова // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы. – 2021. – № 19(19). – С. 45-46
33. Трифонова, П. С. Основные стратегические документы субъектов Российской Федерации: анализ, актуализация, индивидуализация / П. С. Трифонова // Вестник университета. – 2021. – № 6. – С. 31-43
34. Тугушев, Р. И. Расходы на национальные проекты в системе государственных расходов / Р. И. Тугушев // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – Т. 16. – № 4(125). – С. 47-54
35. Удалых, С. К. Российские национальные проекты (2019-2024 годы): организационная и функциональная структура подготовки и реализации / С. К. Удалых // Экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 января 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 225-232
36. Шафранская, А. М. Роль государства в осуществлении стратегического планирования как механизма реиндустриализации / А. М. Шафранская // Вопросы политической экономии. – 2021. – № 2. – С. 132-145
Интернет-ресурсы
37. Аудит национальных целей и национальных проектов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ru/audit-nationaL/
38. Аудит федерального бюджета. Оперативный доклад за 2020 год. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ach.gov.ni/audit/12723#expenditures
39. Государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 – 2025 гг. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mosreg.ru
40. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_324365/
41. Заключение Контрольно-счетной палаты Московской области на годовой отчет об исполнении бюджета за 2020 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mosoblduma.ru/
42. Информация о социально-экономическом положении России (2020 год) [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/6WHhWclN7oper-12-2020.pdf
43. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2020 год (предварительные итоги). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/libraiy/2021/03/main/Ispolnenie_2020_god.pdf
44. Минфин сообщил, что бюджет на нацпроекты в 2020 году исполнен на 97,4% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/10493091
45. Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://raexpert.ru/researches/national_project_2020/
46. Национальные стандарты в странах Европейского Союза [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.icqc.eu/ru/certifikacija-ce/nacionalnye-standarty
47. Подсчитаны расходы на нацпроекты России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lenta.ru/news/2020/07/10/project
48. Эксперты: расходы на нацпроекты в проекте бюджета выше заложенных в паспортах на 4,8% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/7167105
Вопрос-ответ:
Что такое национальные проекты Российской Федерации?
Национальные проекты Российской Федерации - это комплексные программы, разработанные правительством страны для достижения определенных приоритетных целей в различных сферах жизни. Они включают в себя конкретные задачи, мероприятия и сроки их реализации.
Каково содержание национальных проектов?
Содержание национальных проектов может быть различным в зависимости от конкретной программы. Например, в национальных проектах в области здравоохранения содержатся меры по модернизации медицинских учреждений, повышению доступности и качества медицинской помощи, развитию профилактики заболеваний и т.д.
Каким образом реализуются национальные проекты в регионах?
Реализация национальных проектов в регионах осуществляется посредством создания региональных программ, которые включают в себя конкретные задачи и мероприятия, а также источники финансирования. Ключевую роль играют региональные органы власти, которые обеспечивают координацию деятельности всех участников в рамках реализации проектов.
Какие риски связаны с реализацией национальных проектов?
Реализация национальных проектов может встретить ряд рисков, таких как недостаточное финансирование, неэффективность мероприятий, нарушение сроков и т.д. Также возможны риски, связанные с несоответствием целей и задач национальных проектов потребностям регионов и отсутствием четкой координации деятельности всех участников.
Какова динамика реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации?
Динамика реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации может быть разной в зависимости от конкретной программы. Некоторые проекты могут быть успешно реализованы и достичь поставленных целей, в то время как другие могут столкнуться с определенными проблемами и задержками. Однако в целом страна стремится к улучшению результативности и эффективности реализации национальных проектов.
Что такое национальные проекты и какое у них содержание?
Научное объяснение концепции национальных проектов отсутствует. Чаще всего национальные проекты определяются как комплексные программы, направленные на решение определенных секторальных задач, имеющих стратегическую значимость для развития страны. Основная идея национальных проектов заключается в достижении конкретных целей в определенных сферах, таких как здравоохранение, образование, жилищное строительство, транспорт и другие. Каждый национальный проект имеет свою уникальную цель и набор задач, а также определенный бюджет и сроки реализации.
Каково нормативно-правовое обеспечение реализации национальных проектов?
Нормативно-правовое обеспечение реализации национальных проектов осуществляется посредством принятия соответствующих федеральных законов и правительственных постановлений. Законодательные акты определяют правовую основу для проведения национальных проектов, устанавливают порядок финансирования, организацию и контроль выполнения проектов. Данные акты обычно предусматривают механизмы распределения бюджетных средств, а также обязательства со стороны государственных и муниципальных органов для достижения поставленных целей. Кроме того, в рамках нормативно-правового обеспечения реализации национальных проектов также решаются вопросы о возможных механизмах стимулирования участников проектов и обеспечения отчетности по их выполнению.
Какова динамика реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации?
Динамика реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации может быть оценена как разнонаправленная. С одной стороны, некоторые проекты уже достигли заметных успехов и привели к положительным изменениям в ряде сфер, таких как здравоохранение и образование. С другой стороны, в ряде случаев наблюдаются задержки и проблемы в реализации проектов, связанные, например, с недостатком финансирования, организационными сложностями или отсутствием эффективного механизма контроля выполнения задач. Однако, несмотря на вышеупомянутые сложности, некоторые эксперты считают, что национальные проекты продолжают играть важную роль в развитии страны и имеют потенциал для дальнейшего совершенствования и улучшения результатов.