Теневая экономика: структурно-функциональный анализ. Методы измерения теневого сектора национальной экономики

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Макроэкономика
  • 19 19 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 06.03.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 4
2. МАСШТАБЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 9
3. МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
Фрагмент для ознакомления

Поэкспертнымоценкам,заграницуза годыреформыушло300-400млрд.долл.Формируя концептуальную основу разработки в отношении "теневой" экономики,следуетиметьввидутриобстоятельства.Во-первых,возвраткмонополиигосударственнойсобственностииадминистративно-распределительнойсистемеуже исключен.Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причемвоглавууглановойреформационноймоделидолжныбытьпоставленыинтересыотечественныхпроизводителейипотребителей.В-третьих,дляосуществленияэтойсменыпредстоитпривестивдействиевсезаинтересованныесилы,включаяите,которыеувязлив"теневой"экономике.С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условияхозяйствования,асдругой-осуществлятьспециальнуюпрограммуинтеграцииназдоровойоснове"теневой" илегальнойэкономики.Необходим комплексный подход, который будет направлен на развитие малогопредпринимательстваиснижениянанегоналоговойнагрузки.Реализация этого подхода требует, во-первых, четкогоразграничения капиталовкриминальныхэлементовитеневиков-хозяйственниковиотраженияданногоразделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбес организованнойпреступностьюикоррупцией,вУКРФ[4].Этидокументыдолжнысодержать определение легализованнойчасти«теневойэкономики» как функциональной области управления, затраты которой последовательнопревышаютихдоходывсоответствииссуществующими«правиламиэкономическойигры».Важнейшаязадачаэкономистов,социологов,юристовиспециалистовправоохранительныхорганов-разработатькритерии,позволяющиеразличатькриминальныеэлементы иуправлятьтеневымбизнесом.Программу интеграции серого капитала и легального необходимо рассматриватькак обязательную частью курса новой экономической политики. Для борьбы с теневойэкономикойнеобходимосоздатьблагоприятнуюсоциально-экономическуюсреду,способнуюразвиватьэкономикуиее основныеэлементы.Процесс совершенствования механизма государственного воздействия на теневуюэкономику необходимо реализовывать путем: усиления взаимодействия государственныхструктур с активным включением региональных и местных органов власти; координациидеятельностиправоохранительныхструктурразличногофункциональногоназначения,сотрудничающихвсфереборьбыстеневымсектором.Необходимоприменятьэкономические мерыпротиводействиявывозу капитала.Имеютсяввидуобеспечительныемерыпротивнарушениявалютногозаконодательства,такиекактребованиедепонированияопределенныхсумм,которыевозвращаютсявладельцамтолькопосле успешногозавершениявалютнойоперации.Нелегальный(снарушениемвалютногозаконодательства)и«полулегальный»(под видом текущих операций, но без явного нарушения валютного законодательства)вывоз капитала может быть сопряжен с налоговыми нарушениями,а также нередкоснедобросовестностьюменеджментакомпаниипоотношениюкее акционерам.Возможно,именновповышенииответственностименеджментакакпередгосударством(занарушениевалютногоиналоговогозаконодательства),такипередакционерами компаний, кроется основной резерв борьбы с утечкой капитала. Важнейшиеметодыборьбысутечкойкапитала-экономическиемеры,атакжеобщеесовершенствованиекорпоративногозаконодательства.ВцеломтеневаяэкономикавРоссийскойФедерации,можетбытьзначительносокращена в результате применения мероприятий по регулированию теневого сектора [7].НапротиводействиестеневойэкономикойвСоединенныхШтатахАмерикинаправленымногочисленныезаконодательныеакты,которыерегулируютсферыжизнедеятельностиэкономики.Большинствоэтихзаконовсодержатуголовныесанкциизаихнарушение.Развитиезаконодательствавэтойобластиидетпопутиужесточенияответственностизаэкономическиепреступления.ВСоединенных Штатах Америки инициатором мероприятий по борьбе с«беловоротничковой»преступностьюнаместномуровнеявляетсяНациональнаяассоциацияокружныхатторнеев,котораяспомощьюАдминистрациисодействияправоприменительной деятельности и Центра попрограммам борьбы с экономическойпреступностьюразработалапрограммупреследованияэкономическихпреступлений,подготовила руководство по процедурамиметодикерасследования.Основнуюрольвпреследовании«беловоротничковой»преступностивСоединенныхШтатахАмерикииграютфедеральныеорганы.Этосвязаностем,чтоответственностьзаэкономическиепреступлениявбольшинстве случаев регулируется федеральными законами. В большинстве управленийатторнеевСоединенныхШтатовАмерикисозданыотделыпоэкономическимпреступлениям, в состав которых входят квалифицированные специалисты. Если правомвозбуждать уголовное преследование по экономическим преступлениям обладает лишьМинистерство юстиции Соединенных Штатов Америки, то проводить следствие по этимделаммогутидругиеорганы.ВесомоезначениездесьиграетФедеральноеБюроРасследований,котороевпоследниегодызначительноусилилоборьбусэкономическойпреступностью.Служба по инспектированию почтовых отправлений занимается расследованиеммошенничеств,которыесвязаныспочтовымиотправлениями.Этаслужбавправеприменятьуголовные санкции. Расследование служба проводит совместно с атторнеямиизМинистерстваюстиции.Службапоналогамисборамтакжезанимаетсярасследованиемпреступлений,которыесвязанысуклонениемотуплатыналогов.Агентствомпобанковскимоперациям,Агентствомпоконтролюзавалютой,Федеральнойкорпорациейпострахованиюбанковскихдепозитов,Федеральнымрезервнымагентствомпроизводятсярасследованиянарушенийвсферебанковскогозаконодательства.Этимиагентствамипроводятсяревизиибанковвпределахсвоейюрисдикции. Контролером по валютным вопросам проводится проверка банков два раза вгод.Агентствавправеотстранитьслужащихотисполненияобязанностей,еслионисовершилипреступление.Отдельноеместовборьбесэкономическойпреступностьюзанимаетпроблемаобнаруженияирасследованиякомпьютерныхпреступлений.Возросшаяинтернационализациятруда,торговли,транспортаисвязи,всейэкономической жизни привела к тому, что экономические преступления выходят за рамкинациональныхграниц.Остроощущаетсянеобходимостьорганизацииборьбысэтимявлениемнамеждународномуровне.В этой области предпринимаются определенные шаги. В рамках ЕС было принятырекомендации по сотрудничеству в противодействии с налоговыми мошенничествами намеждународномуровнеиподписаныпротоколывцеляхобеспеченияобменаинформацией,судебнойвзаимопомощиивыдачиэкономическихпреступников[5].Немаловажную роль в разрешении этой проблемы играют и Конгрессы ООН, накоторыхбыливыработаныосновныерекомендациипосовершенствованиюборьбысэкономическими преступлениями.Таким образом, проблема теневой экономики стала тяжелой системной проблемойнациональнойбезопасности,решитькоторуюможнотолькопутемреализациицеленаправленногокомплексамервовсехсферахжизнедеятельностигосударстваиобщества.Необходимоподчеркнуть,чтоуспехборьбыстеневойэкономикойикоррупциейвозможенлишьприусловиисознательноймассовойподдержкиэтойборьбывобществе,чтодостижимотолькопривысокомуровнедовериягражданкгосударственныморганамуправленияивластям.ЗАКЛЮЧЕНИЕВо всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по- видимому,будет существовать теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной изстран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабыявленияможноуменьшить,ноликвидироватьвовсе -практическиневозможно.Теневую экономику называют по-разному - незаконной, нелегальной, скрытой - носуть этого явления не изменяется. Под теневой экономикой понимают деятельность посокрытию доходов, неуплате налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовыеоперации. Доходы от данных видов деятельности являются поистине грандиозными, ониисчисляютсядесяткамимиллиардовдолларов.Нотедействия,которыепресекаютправоохранительныеорганы,являютсялишьвершинойгигантскогоайсберга.Данныепроцессы, которые происходящие в обществе каждой страны, должны быть тщательнымобразом изучены, и только после этого должны быть приняты отработанные меры для ихустранения.Подобные тенденции являются неизбежными, однако, особое опасение вызываетнаша страна, где доля теневого сектора экономики неуклонно растет. Тем не менее, есть иотносительно благополучные регионы мира. Опираясь на их опыт необходимо проводитьэкономическуюполитику,каквРоссии,такивдругихэкономическинестабильныхгосударствахмира.Распространение теневойэкономикиявляется однойизглавных,существенныхугрозразвитиюэкономикииэкономическойбезопасностиРоссии.ВКонцепциинациональнойбезопасностиРоссийскойФедерацииотмеченовкачествеугрозынациональной безопасности в социальной сфере глубокое расслоение общества на узкийкруг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельноговеса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы. В обществе получилиширокоераспространениепассивностьгражданиравнодушие.Приходитсяконстатировать,чтопроизошловзаимопереплетениелегальныхи преступныхструктур.Ксожалению,полностьюуничтожитьтеневойбизнесневозможно.Номожноснизить ее объемы. Для этого необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленнаяработа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Еслинеучитыватьэто,боротьсястеневойэкономикойбесполезно.Карательныемерыктеневикам-предпринимателямприведуткбезвозвратнойпотередлягосударстваогромногокапитала,всозданиекотороготемилиинымпутембылвложентрудпрактически каждого человека. Заставить эти средства работать для общего дела - задача,котораядостойнаистинныхреформаторов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАвдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. М.: Инфра-М, 2018. 496 c.Альпидовская, М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата / М. Л. Альпидовская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 7. – с. 137 – 138.Головачев, В. Особенности национальной теневой экономики / В. Головочев // Экономика и жизнь. – 2017. – № 10. – с. 32-33Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. М.: Научный эксперт, 2018. 305 c.Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2019. – 136 с. Латов,Ю.В.Теневаяэкономика./Ю.В.Латов.–М.:Юрайт,2018.–336 с.Макаров,Д.Г.Теневаяэкономикаиуголовныйзакон/подред. МакароваД.Г.– М.: Юрлитинфо,2017.–216с.Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства /Ю.Н.Попов,М.Е.Тарасов. – М.:Дело,2019.– 240с.Привалов, К. В. Теневая экономика. Теоретико-правовой аспект / К.В.Привалов.–СПб.: Изд-вополитехническогоуниверситета,2018.–162 с.Яварова, И. Д. Различные аспекты теневой экономики / И. Д. Яварова, А. И. Булатова // Актуальные вопросы экономических наук. – Уфа: Лето, 2017. – с. 5-8.

1. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко.  М.: Инфра-М, 2018.  496 c.
2. Альпидовская, М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата / М. Л. Альпидовская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 7. – с. 137 – 138.
3. Головачев, В. Особенности национальной теневой экономики / В. Головочев // Экономика и жизнь. – 2017. – № 10. – с. 32-33
4. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2.  М.: Научный эксперт, 2018.  305 c.
5. Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2019. – 136 с.
6. Латов, Ю. В. Теневая экономика. / Ю. В. Латов. – М.: Юрайт, 2018. –336 с.
7. Макаров, Д. Г. Теневая экономика и уголовный закон / под ред. Макарова Д. Г. – М.: Юрлитинфо, 2017. – 216 с.
8. Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. – М.: Дело, 2019. – 240 с.
9. Привалов, К. В. Теневая экономика. Теоретико-правовой аспект / К. В. Привалов. – СПб.: Изд-во политехнического университета, 2018. – 162 с.
10. Яварова, И. Д. Различные аспекты теневой экономики / И. Д. Яварова, А. И. Булатова // Актуальные вопросы экономических наук. – Уфа: Лето, 2017. – с. 5-8.

Вопрос-ответ:

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это неофициальный сектор экономики, который не учитывается в официальной статистике и не облагается налогами.

Каковы причины развития теневой экономики?

Основными причинами развития теневой экономики являются высокие налоги, сложная бюрократическая система, низкая заработная плата, недоверие к правительству и трудности получения официальной работы.

Как измеряют масштабы теневой экономики?

Масштабы теневой экономики измеряют с помощью различных методов, таких как использование статистических данных, анализ экономических показателей, опросы и экспертные оценки.

Какие меры можно принять для борьбы с теневой экономикой?

Для борьбы с теневой экономикой можно принять меры, такие как снижение налоговых и бюрократических барьеров, улучшение условий труда, повышение заработной платы, повышение прозрачности и ответственности в государственных структурах и проведение информационных кампаний.

Какова концептуальная основа разработки в отношении теневой экономики?

Концептуальная основа разработки в отношении теневой экономики включает в себя три обстоятельства: возврат к монополии государства, улучшение системы налогообложения и сокращение бюрократической нагрузки на предпринимателей.

Какими методами можно измерить теневой сектор национальной экономики?

Для измерения теневого сектора национальной экономики можно использовать различные методы, такие как метод наблюдения, метод анкетирования, метод моделирования и другие. Метод наблюдения предполагает непосредственное наблюдение за экономической активностью и противозаконными действиями. Метод анкетирования предполагает опрос населения и предпринимателей о неофициальных доходах и затратах. Метод моделирования основан на создании экономических моделей, которые позволяют оценить величину теневой экономики.

Каковы причины развития теневой экономики?

Причины развития теневой экономики могут быть различными и зависят от особенностей каждой страны. В основе развития теневой экономики лежат следующие причины: сложная налоговая система, высокие налоговые ставки, избыточное регулирование, неэффективные административные процедуры, коррупция, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, низкая заработная плата, нестабильность экономической ситуации и другие факторы.

Какие меры можно предпринять для борьбы с теневой экономикой?

Для борьбы с теневой экономикой можно предпринять следующие меры: упрощение налоговой системы и снижение налоговых ставок, сокращение регулирования и бюрократии, повышение прозрачности и эффективности административных процедур, борьба с коррупцией, улучшение доступа к финансовым ресурсам, повышение заработной платы, стимулирование экономического роста и другие меры, направленные на создание благоприятного и привлекательного бизнес-климата.

Какие масштабы имеет теневая экономика?

Масштабы теневой экономики могут быть значительными и различаться в каждой стране. По оценкам экспертов, в некоторых странах теневой сектор национальной экономики может составлять значительную долю от официального ВВП. Например, по экспертным оценкам, в период реформ в России на оборот теневой экономики уходило около 300-400 миллиардов долларов.