Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий
Заказать уникальную дипломную работу- 96 96 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 24.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Раздел 1. Теоретические основы применения информационных технологий в образовании
1.1. Сущность и основные понятия в области информационных технологий;
1.2. Виды информационных технологий с точки зрения применения в образовательном процесс
1.3. Возможность применения информационных в образовательном процессе;
Выводы по разделу 1
Раздел 2. Анализ применения информационных технологий в образовательном процессе (На примере ГБОУ гимназии 426 Санкт-Петербурга)
2.1. Общая характеристика ГБОУ гимназии 426 Санкт-Петербурга;
2.2. Анализ применения информационных технологий в образовательном процессе ГБОУ гимназии 426 Санкт-Петербурга;
2.3. Оценка уровня использования информационных технологий в образовательный процесс ГБОУ гимназии 426 Санкт-Петербурга;
Выводы по разделу 2
Раздел 3. Проект по совершенствованию образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий в ГБОУ гимназии 426 Санкт-Петербурга
3.1. Общая характеристика проекта по совершенствованию образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий;
3.2. Этапы реализации проекта, структура и содержание проектных работ;
3.3. Оценка социально-экономической эффективности проекта по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и управление рисками
Выводы по разделу 3
Заключение
Список используемых источников и литературы
Одним из первых этапов проекта стала отмена бумажных документов, дневников и журналов и замена их электронными аналогами. Электронный дневник обеспечивает контроль посещаемости и успеваемости обучающихся в режиме реального времени, возможность прямого взаимодействие с учителем. Платформа гимназии объединяет разнообразный образовательный контент – наборы функциональных блоков, соединенные между собой по определенным принципам, включает в себя два основных направления:1. Программное обеспечение проекта, в состав которого входят: ЭЖД (электронный журнал и дневник); библиотека; мобильное приложение.2. Инфраструктура: интерактивные панели, планшеты для учащихся, сверхлегкие ноутбуки для учителей, высокоскоростной беспроводной интернет во всех корпусах учебного комплекса, школьные серверы.Проект предусматривает оснащение классов многофункциональными интерактивными панелями, сенсорный экран и встроенный динамик. Эти панели, заменяющие классические школьные доски, имеют поверхность для записи учебного материала, большой экран для демонстрационных презентаций, который позволит просматривать и слушать видео- и аудио-учебные материалы.Учебники и рабочие тетради должны быть заменены ученическими планшетами, электронными учебниками, в которых будет содержаться вся необходимая информация. Электронный контент, необходимый для развития общего образования. С полным использованием ресурсов ИТ, контрольные мероприятия и испытания полностью перейдут на электронную площадку с автоматизированной системой проверки. Реализация проекта позволит учителю сократить время на урок, подготовку, поиск необходимой информации и проверку ее актуальности и достоверности.Электронная платформа Библиотеки предоставляет возможность использовать готовые образовательный материал, создавать собственный образовательный контент и обмениваться мнениями с педагоги общеобразовательных учреждений. На данный момент существует более 37 тысяч сценариев интерактивных уроков для учащихся 5-11 классов на платформе. Важной особенностью данного проекта является то, что все участники образовательного процесса имеют доступ к электронному контенту: преподаватели, учащиеся и их родители.Реализация данного проекта предусматривает поэтапное техническое оснащение гимназии, обширная консультационная и информационная поддержка внедрения инноваций,где особая роль отводится системе непрерывного образования учителя, развитию его цифровых компетенций.В практике разрыв между теоретическими инновационными разработками в области ИТ и их внедрение быстро сокращается, и, следовательно, сокращение внедрения цифровых инновацийвремя становится острой потребностью. В связи с этим изучение ресурсов иограничения внедрения цифровых технологий, анализ факторов, обеспечивающих эффективностьэтого процесса, инструменты оптимизации, полностью отвечающие потребностям и интересам всех заинтересованныхпартии особенно актуальны. Целью данногопроектаявляется совершенствование образовательного процесса на основе внедрения информационных технологийпутеманализа проблем и перспектив. (выявленных в ходе анкетирования, опрсас учителями ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга по теме «Применение ИТ в образовательном процессе»).Реализация школьного проекта, ресурсы и ограничения внедрения цифровых технологий в учебный процесс школьников. В ходе работы провели ряд исследований(анкетный опрос и глубинные интервьюпо теме «Применение ИТ в образовательном процессе»). Анкетирование проводилось до и после тренировочного процесса, что позволило оценить уровнь владения информационными технологиями сотрудников образовательной организации,оценить эффективность проекта, проанализировать отношение педагогов к проекту и готовность к внедрению ИТ. Анкетирование и интервью проводилось с учителями ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербургапо теме «Применение ИТ в образовательном процессе»Учителя давали ответ на вопросы: 1. Как вы относитесь к внедрению ИТ в образовательном процессе и какие на Ваш взгляд возникают проблемы, приведите примеры и в чем преимущества, тоже приведите примеры?Какие виды ИТ Вы применяете в образовательном процессе?Как Вы оцениваете свой уровнь владения информационными технологиями в образовательном процессе и почему?(самодиагностика цифровых компетенций - низкий, средний, высокий)?Каким опытом работы Вы могли бы поделиться по данной проблеме и в какой форме?Оценить отношение к Проекту Санкт –Петербургской электронной школы (СПЭШ), обеспечивающий технологические и содержательные условия для гимназии и определить ожилаемыерезультаты Проекта на Ваш взгляд (т. е дается оценка уровня готовности к организационным изменениям, доверие к проекту, общее восприятие и оценка последствия внедрения цифровых технологий в школьное образование (например, при высокой оценке можно написать так - проект поможет выйти в глобальное информационное пространство)).В частности, учителей просили ответить на вопросы анкеты (5 вопросов) (N = 90). Цели этого исследования были следующие: самодиагностика цифровых компетенций, оценка уровня готовности к организационным изменениям, доверие к ним, общее восприятие и оценка последствия внедрения цифровых технологий в школьное образование. В конце анкеты свое отношение к проекту электронной школы предложили выразить в форме открытый вопрос. После внедрения проекта учителя повторно заполнили анкету (N = 86), чтобы оценить работу проекта, проанализировать эффективность учебного совершеснвтования образовательного процесса, его роль в цифровом популяризация технологий и изучение трансформации оценочных суждений в отношении проект. Дополнительным методом исследования явилось глубинное интервью педагогов (N = 28) для уточнения ряд должностей, понять суть и содержание изменений, происходящих в гимнзии, лучше, проанализировать интересы, мотивы и стереотипы педагогического сообщества о цифровизации образовательной среды, ресурсах и ограничениях цифровых развитие доверия, внедрение цифровых технологий в школьную систему. В исследовании также использовался критерий χ² Пирсона. Статистическая значимость была установлена на уровне p < 0,05.Проблема для создания проекта: низкий уровень подготовленности основных субъектов образовательного пространства к внедрению цифровых технологий, отсутствие цифрового доверия, проблемы в системе мотивациии контроль существенно снижают эффективность образовательного процесса. Выдвинуто предположение о том, что преподавательский состав является факторомв преодолении стереотипов в отношении использования информационно-коммуникационных технологий,формирование лояльности к цифровым инновациям в гимназии.Ограничения: Глубинное интервью проводилось с использованием неформальной анкеты, которуюможно рассматривать как некоторое ограничение данного исследования. Неформализованный инструментарий характеризуетсяминимальной стандартизацией процедуры интервью и использовалась для выявления ориентировпроблемф исследования. Данные, полученные в ходе глубинного интервью, требуют дальнейшей детализации.и учиться, опираясь на формализованные инструменты. В материалах глубинного интервью описывается рядпроблемы, которые можно рассматривать как перспективные направления исследований в рамкахподнятыхвопросов, стр 67.4. РезультатыСравнительный анализ результатов самооценки учителей по уровню цифровой компетентности развитие до и после реализации проекта, вполне ожидаемо показало положительную динамику. Почти всереспонденты высоко оценили работу проекта (табл. 1). В положительных отзывах отмечены такие качествакак «стрессоустойчивость», «внимательность», «доброжелательность» и «терпение».Таблица 1. Зависимость оценок работыпреподавателей от полезности обучения в рамках проекта «Электронная школа» и отношение к проекту какв целом (по результатам опроса на последнем уроке, респондентов N = 86)Оценкаполезности обученияв рамкахпроектанеудовлетворительноудовлетворительно отличноДа0 2 75нет1 5 3Полученные результаты иллюстрируют вполне ожидаемую связь междуработой преподавателей и оценка полезности ИТ в рамках проекта. Число степеней свободы равно 2. Значение критерия χ² равно 39,968, p < 0,001. Этотобстоятельство свидетельствует о главенствующей роли ИТ в совершенсвовании образовательного процесса. Кроме того, после завершения учебного процесса и реализациипроекта учителя гимназии стали менее настороженными, предлагаемых цифровых инноваций, доля респондентов, считающих, что внедрениепроекта увеличило интерес обучающихся. Увеличилось число учителей, которые видятоптимизацию рабочего времени и повышение материальной мотивации как преимущества цифровизации в образование. Следует отметить, что при сравнении результатов первого и второго измеренийоценки отношения педагогов к проекту «Электронная школа» динамика положительная.наблюдается: из 75% -75 % учителей изменили свое мнение к лучшему. респондентысчитает, что использование информационных и коммуникационных технологий в обучении будетполезны для работы ввиду их высокой эффективности исовершенствования образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий.Респонденты отметили, что разработка контента требует значительного времени, которое в условия плотного графика, требует от учителя чрезмерных физических и эмоциональных усилий. Сложившаяся ситуация может стать катализатором профессионального выгорания педагогов, оттока педагогический коллектив в связи с высокой интенсивностью работы в школе. Ситуация усугубляет давление возложенные на учителя руководством образовательного учреждения. Значительная часть респонденты указали на жесткий контроль работы учителя в электронной среде; непрерывный мониторинг использования контента платформы во время урока. Излишний контроль со стороны руководства способствует профессиональным деформациям педагога, что проявляется такими негативными последствиями, как имитация деятельности, снижение персональной ответственности учителя за качество урока. Педагоги отмечают, что большое количество ошибок в загружаемом контенте, его некачественное заполнение требует дополнительной работы. Респонденты отметили: «иногда во время урока приходится включать презентацию на задний план, рассказываю на учащихся не обращать внимания, а сам даю материал»; Я делаю это для того, чтобы меня отметили в системе." Такие ответы респонденты давали в начале исследования.В ходе интервью на контрольном этапе учителя отмечали «рост уверенности в использовании новых электронных сервисов», а также целесообразность их использования в образовательном процессе.Иллюстрация возможностей электронной образовательной среды в процессе обучения позволилаудалось трансформировать ряд стереотипов, изменить негативное отношение к цифровымтехнологии и необходимость их внедрения в повседневную практику образовательного процесса. Такие ответы давали учителя, которые на формирующем этапе выступали с докладами и давали открытые уроки (см таблица, стр 74)Перед началом обучения ответы на открытый вопрос об отношении к проекту были сосредоточены в аспекте восприятия цифровых технологий как дополнительной нагрузки («очень сложно»,«отвлечение от главного», «это никому не нужно», «ничто не поможет», «показуха»).Повторное измерение показало, что у ряда учителей произошла трансформация оценочные характеристики. Ответы включали следующие комментарии: «это поможет сделатьурок интересный», «если устранить технические дефекты, MES станет хорошим помощником».В ходе интервью были высказаны следующие мнения: «есть некоторая настороженность оптимизма», «если раньше я думал, что цифровые технологии — это только дополнительная нагрузка, то теперь яинтересно. Возможно, проект поможет мне в моей профессиональной деятельности». Так, опрос учителей гимназии показал, чтоважность теоретической и практической подготовки, обеспечивающей знакомство с инновационными идеями,методология информационно-коммуникационного взаимодействия и цифровые технологии. В течениеобучения, был зафиксирован значительный рост уверенности и энтузиазма учителей. Результатыпоказали важность целенаправленного обучения в сочетании с коллегиально поддерживаемымэтап реализации, а также поддержку со стороны руководителей школ и отраслевых партнеров для способствовать значительным педагогическим изменениям в совершенствования образовательного процесса с помощью технологий.Поддержка со стороны руководства имеет наибольшее значение в системе школьного учителя. мотивация. Подавляющее большинство респондентов при оценке факторов, побудившихчтобы они начали обучение, выбрали вариант «по решению руководства». Обязательство приниматькурсы повышения квалификации, с одной стороны, вызвали резкое неприятие в педагогическомокружающей среды, рост социальной напряженности, но, с другой стороны, интегрировал весь контингентпреподавательского состава в процессе освоения цифровых компетенций.Результаты интервью показали, что работа учителей по созданию электронного контентаоцениваются респондентами следующими эпитетами: «чрезвычайно трудная», «ненужная», «сложная».Материалы исследования иллюстрируют взаимозависимость возраста педагогов и их связь с ИТ. Респонденты в возрасте до 35 лет демонстрируют более высокую готовность к использованию цифровых технологий.технологии в образовательном процессе. Эта тенденция обусловлена более высоким уровнем компьютернойграмотности респондентов данной возрастной группы, активная позиция в использовании цифровыхтехнологии в повседневной жизни. Кроме того, большинство респондентов в возрасте до 35 лет несвязывают развитие цифровых технологий с рисками своего профессионального статусаснижение. В случае респондентов старшей возрастной группы ситуация иная. Особенно,для них характерно более настороженное отношение к использованию информации и коммуникациитехнологий в своей деятельности.Имея многолетний опыт работы в школах без использования ИТ, респонденты отмечается нарастание стресса и напряжения. Для этой группы респондентов характерно связыватьвнедрение цифровых инноваций с потерей стабильности и профессионального благополучия. Этириски должны учитываться при планировании дальнейшей стадии проекта.Результаты исследования соответствуют практике цифровых технологий в гимназии.Можно предположить, что следует учитывать и индивидуальные особенности педагогов,учет при разработке мероприятий по мотивации педагогического корпуса российских школк внедрению цифровых технологий. По мнению большинства респондентов, учителяв настоящее время получают мотивацию и положительную поддержку в практике ИТ по совершенстваониюобразовательного процесса. В ходе исследования связь между оценкамине установлена система мотивации труда и отношение педагогов к проекту(см. Таблицу 3). Число степеней свободы 2, χ² = 0,778. Критическое значение χ² приуровень значимости p < 0,05 равен 5,991. Уровень значимости р = 0,678. Таблица 2. Взаимосвязь оценок системы мотивации труда в рамках совершенствоания образовательного процесса при помощи ИТ и отношение к проекту в целом (по материалам интервьюрезультаты, N = 28 респондентовОтношение к проектуРаспределение ответов на следующий вопрос: «Соответствует ли система мотивация деятельности учителя в рамках Вас устраивает проект?»Отношение к проекту да частично нетположительный 2420отрицательный 000Проект «Электронная школа» — драйвер развития цифровых инноваций, инструмент улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса, иповышение качества образования,совершенствоания образовательного процесса. Обучение навыкам работы в электронной учебнойсреда для учителей стала одним из важнейших элементов проекта, обеспечивающим его успех. Исследование показало, что учебный процесс, в который были вовлечены учителя, сделал можно трансформировать свое отношение к внедрению цифровых инноваций на некоторыестепень. Наиболее позитивно изменения коснулись самооценки цифровых компетенций. Результаты исследования продемонстрировали положительную динамику в восприятии цифровых компетентностный процесс обучения. Доли респондентов, критикующих необходимость продолженияобразование в рамках проекта не определеноУчителя положительно оценили свои знания и навыки; самый весомый вклад в трансформация их положения принадлежит. Происходит снижение напряжения инегативное отношение к ожидаемым новшествам, ввиду уменьшения искажения информациивокруг цифрового образования.(Таблица 1. Открытые мероприятия в рамках проекта)Таблица 1№ п/пФорма и тематемаСроки проведенияУчастникиКонстатирующий этап1Анкетирование, интервью«Применение ИТ в образовательном процессеСамодиагностики цифровых компетенций, оценка уровня готовности к организационным изменениям«Мотивы и стереотипы педагогического сообщества о цифровизации образовательной среды, ресурсах и ограничениях цифровых развитие доверия, внедрение цифровых технологий в школьную систему». 10 днейУчителя гимназии 5-9 классы2Глубинное интервью Оценка отношения к Проекту Санкт –Петербургской электронной школы (СПЭШ),3Анализ результатов, выявление проблем и преимуществ.Определить суть и содержание изменений, происходящих в гимнзии, проанализировать интересы,(критерий χ² Пирсона.)3Составление проекта «Электронная школа» в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаАдминистарция. учителя гимназии5-9 классыФормирующий этап1Метод часПрезентация проекта «Электронная школа» в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургавторникАдминистарция. учителя гимназии(все желающие, можно по квоте)2Серия методических сообщений, семинары – практикумы на ШМО «Цифроыизация образовательного процесса»«Виды ИТ в образовательном процессе: эффективность применения»Первая неделяАдминистарция. учителя гимназии3«Открытая кафедра» – районная конференция с выходом на платформы – обмен мнениями и опытом на районном и региональном уровнях«Цифроыизация образовательного процесса: перспективы, вгляд в будующее»Вторая неделяУчительское сообщество региона4Серия открытых уроков по всем предметом – взаимопосещение, анализ и самоанализ – применение различных форм, платформ и видов ИТЕдиная методическая неделя ро теме «Совершенствоание образовательного процесса средствами ИТ»3-я, 4я неделяАдминистарция. учителя гимназии5Демонстарция открытых уроков на онлайн платформе в дистационном режиме с защитой авторской концепции Участие в открытом конкурсе «Лучший преподаватель гимназии -2022»Защита концепции «Информатизация образования и результаты работы ИТ в образовательном процессе по преподаваемому предмету»5-я и 6-я неделяАдминистарция. учителя гимназии, независимая экспертиза, приглашение с управления образованием, представителей с методических центров, в рамках профессионального сотрудничестваКонстатирующий этап6Анкетирование, интервью«Применение ИТ в образовательном процессеСамодиагностики цифровых компетенций, оценка уровня готовности к организационным изменениям«Мотивы и стереотипы педагогического сообщества о10 днейучителя гимназии5-9 классы7Глубинное интервью 8Анализ результатов, сравнительная динамика.Оценка отношения к Проекту Санкт –Петербургской электронной школы (СПЭШ),9Оформление методического сбоника«Информатизация образования и результаты работы ИТ в образовательном процессе гимназии» в рамках реализации проекта «Электронная школа» в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаАдминистарция. учителя гимназии10Итоговая конференция на платформе ZOOM (например)Итоги реализации проекта«Электронная школа» в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаВ метод день гимназииАдминистарция. учителя гимназии, приглашенные представители с методических центров, в рамках профессионального сотрудничестваПопуляризация идей цифрового образования позволила модифицировать ряд стереотипов работы учителя в электронной среде. Совершенствоание образовательного процесса является ключевым фактором, определяющимготовность и эффективность цифровых технологий.3.3. Оценка социально-экономической эффективности проекта по внедрению информационных технологий в образовательный процесс и управление рисками.Оценивая перспективы цифровизации образовательного пространства московских школ,следует учитывать ряд факторов:- предсказуемые изменения и риски; непреднамеренные или плохо предсказуемые разрушительные последствия; стереотипы; новые навыки, практики и ценности, определяемые внедрением цифровых технологий.- Предсказуемые изменения и риски внедрения цифровых технологий. Положительные изменения включают в себя: экономию рабочего времени учителя, обмен опытом, расширение доступак образованию и эффективному использованию технологического оборудования. Наиболее существенными рисками являютсяследующие: несовершенство материально-технической базы, низкий уровень интереса иподдержка со стороны педагогического коллектива. Социальные риски отягощены дисфункциями мотивации.системы, а также пробелы в подготовке кадров.- Непреднамеренные или плохо предсказуемые разрушительные последствия. К ним относятся: избыточность контроля и организационного давления, практическая имитация деятельности, низкое качествообразовательный контент.- Социальные стереотипы, ограничивающие процессы цифрового партнерства, обмена опыт. Электронная образовательная среда воспринимается как пространство с низким уровнембезопасность, риски потери интеллектуальной собственности. Отсутствие цифрового доверия ограничивает возможности учителяделиться опытом и результатами своей интеллектуальной деятельности на электронном- Новые навыки, практики и ценности, определяемые внедрением цифровых технологий. Под условиях динамично меняющегося мира довольно сложно прогнозировать тенденции.Вывод к разделу 3Материалы исследования позволили сделать вывод, согласно которому, решающим фактором является совершенствоание образовательного процесса при помощи ИТ иллюстрируют сложившиеся тенденции в российской системе управления образованием, связанные с высоким уровнем доверия к инновациям.Цифровые технологии являются одним из механизмов повышения познавательных потребностей школьника,инструмент повышения интереса к обучению. Преимущества проекта «Электронная школа»следующие: -контроль качества учебного процесса, -эффективное использование техническихоборудование во время урока, -визуализация учебных материалов, -оптимизация работы учителярабочего времени, -возможность обмена опытом и получения доступа к лучшим педагогическим практикам.-совершенствоание образовательного процесса при помощи ИТВнедрение цифровых технологий в образовательный процесс – очень амбициозная задача, которая предполагает преодоление сопротивления педагогов организационным изменениям, развитие идейцифровое доверие и сотрудничество, а также преодоление ряда стереотипов. Перспективные тенденции длявнедрение цифровых технологий: совершенствование системы мотивации,модернизация практики управления, устранение искажений информации по проблемамцифровизация образования, а также учет индивидуальных особенностей педагога при его обучение. Выводы, характеризующие положительные результаты совершенствования образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий были получены в ходе исследования.Проект «Электронная школа» — драйвер развития цифровых инноваций, инструмент улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса, и повышение качества образования, совершенствоания образовательного процесса. Обучение навыкам работы в электронной учебной среда для учителей стала одним из важнейших элементов проекта, обеспечивающим его успех. Исследование показало, что учебный процесс, в который были вовлечены учителя, сделал можно трансформировать свое отношение к внедрению цифровых инноваций на некоторые степень. Наиболее позитивно изменения коснулись самооценки цифровых компетенций. Результаты исследования продемонстрировали положительную динамику в восприятии цифровых компетентностный процесс обучения. Доли респондентов, критикующих необходимость продолжения образование в рамках проекта не определеноУчителя положительно оценили свои знания и навыки; самый весомый вклад в трансформация их положения принадлежит. Происходит снижение напряжения и негативное отношение к ожидаемым новшествам, ввиду уменьшения искажения информации вокруг цифрового образования.Согласно опросу 126 учащихся (5-9-й классы) из гимназии, проводимых после открытых уроков учащиеся отправляли смайлы и выражали свое отношение к открытым урокам с примененм ИТ, учителя показали широкое использование цифровых технологий, открытых методов обучения, гже важным аспектом является персонализированное обучение. Результаты исследования иллюстрируют положительные последствия цифрового внедрения технологий в процесс обучения: развитие цифровых навыков, формирования информационного доверие и позитивного отношения к информации и общению окружающей обстановки. Изменчивость образовательных траекторий является дополнительным, но не основным преимуществом цифровых технологий, используемых в обучении. Гораздо более значительный эффект - повышение качества образования за счет расширения границы самообразования и индивидуализации образования.Доступность образовательных услуг считается одним из неоспоримых преимуществ цифровизации. Цифровые технологии дают возможность получить необходимую информацию на момент их запроса. В условиях нарастающего темпа жизни широкое использование мобильных приложений, когда все больше людей владеют смартфонами, жители мегаполисов в данный момент ориентированы на получение персонифицированной информации актуализации этой потребности, то есть «в тот момент и в том месте, где они в ней нуждаются». Внедрение цифровых технологий обеспечивает переход от «аудиторного обучения к обучению в любом месте и в любое время», расширяя роль стажеров, которые могут быть не только потребителями лектронных ресурсов, но и их При анализе факторов, обеспечивающих эффективность внедрения цифровых технологий в образовательное пространство подчеркивают важность работы с педагогическим персоналом, обучение электронным навыкам и управленческая поддержка, логистическая и инфраструктурная поддержка инноваций. Процесс перехода к «цифровой зрелости» требует консолидации усилий всех субъектов образовательного пространства в переходном процессе.Не менее важным фактором является цифровое доверие, преодоление стереотипов и формирование сознательного отношения, лояльность к процессам внедрения цифровых технологий, развитие партнерских отношений и устойчивых организационных связей. Несмотря на коротктй период исслелдования удалось изучить вопрос в полном обьеме.ЗаключениеИнформационных технологии ставят перед образованием проблему расширения и совершенствования практики образовательных методик с использования новых технических средств. В этой связи мы разработали и обосновали проект совершенствования образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга.Для достижения поставленной мы решили следящие задачи:Проанализировали теоретические основы информационных технологий и их влияние на образовательный процесс;Выявили необходимость использования информационных технологий в организации и их влияние на образовательный процесс;Описали способы внедрения информационных технологий в образовательный процесс;Проанализировали качество образования с использованием существующих информационных технологий в образовательной организации;Оценили уровень владения информационными технологиями сотрудников образовательной организации;Разработали проект по совершенствованию образовательного процесса с использованием информационных технологий; Обосновали социально-экономическую эффективность и риски предлагаемого проекта.Теоретической базой исследования работы в области образования, определили теории и методики информатизации образования, применяли методы теоретического исследования (систематизация, обобщение) и методы эмпирического исследования (анкетирование, педагогическое наблюдение, опрос, обобщение опыта), применяли результаты анализа нормативно-правовых актов ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга, результаты изучения открытых источников сети Интернет. Применяли статистический анализ, аналитические отчёты по результатам самообследования, публичные доклады руководителя ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга, фактографический анализ документов, оценили статистику количества компьютеров, электронных ресурсов, интерактивных досок и проекторов, анализ Отчетов про материально-техническое оснащение и Годовых отчетов, анализ Отчетов по самообследованию образовательной организации ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга, а так же результаты анкетирования и полуструктурированного интервью, проведенных автором дипломного проекта в ГБОУ гимназии № 426 Санкт-Петербурга.Один из самых перспективных и стремительно видов развивающихся ИТ в последние годы - это вид технологии дистанционного обучения, который представляет собой комплекс образовательных услуг, обеспечивается с помощью специализированной образовательной среды, формирует информацию технологии и среды передачи данных, аппаратно-программное и организационно-методическое обеспечение. позволяет проводить интерактивное общение между учеником и учителем. ИТ дают возможность применения информационных в образовательном процессе, оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, позволяют организовать процесс обучения по индивидуальным программам, определив соответствующие цели и задачи, методы организации образовательного процесса, учитывая особенности деятельности при организации образовательного процесса с использованием ИТ.Использование ИТ в образовании способствует росту успеваемости, повышению интереса к обучению за счет активного включения в процесс генерации нового знания. Тот факт, что передача цифровых технологий в образование интересна не только роли ученика, но и позиции учителя.Обучение в электронной среде позволяет решить ранее невыполнимую задачу индивидуализации и дифференциации образования.Мультимедийное программное обеспечение позволяет настроить учебный материал, тем самым систематизируя знание.В настоящее время разработаны различные программные продукты, предоставляющие возможность для самообучения и саморазвития. Сегодняшняя гимназия - лидер в применении новых образовательных технологий, Федеральная экспериментальная площадка, Городской ресурсный центр, активный участник международных образовательных программ, творческая мастерская учителя.ИТ в организации применяются в проектной деятельности на всех её этапах – от постановки проблемы до создания портфолио проекта, такой подход выводит образовательный процесс в гимназии на качественно новый уровень. С установкой электронных досок и наличием выхода в Интернет уроки стали более интересными, увеличилась доля самостоятельной и исследовательской работы учащихся.Материалы исследования позволили сделать вывод, согласно которому, решающим фактором является совершенствование образовательного процесса при помощи ИТ, иллюстрируют сложившиеся тенденции в российской системе управления образованием, связанные с высоким уровнем доверия к инновациям.Цифровые технологии являются одним из механизмов повышения познавательных потребностей школьника,инструмент повышения интереса к обучению. Преимущества проекта «Электронная школа»следующие: -контроль качества учебного процесса, -эффективное использование техническихоборудование во время урока, -визуализация учебных материалов, -оптимизация работы учителярабочего времени, -возможность обмена опытом и получения доступа к лучшим педагогическим практикам.-совершенствование образовательного процесса при помощи ИТВыводы, характеризующие положительные результаты совершенствования образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий были получены в ходе исследования.Проект «Электронная школа» —инструмент улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса, и повышение качества образования, совершенствования образовательного процесса. Обучение навыкам работы в электронной учебной среда для учителей стала одним из важнейших элементов проекта, обеспечивающим его успех. Исследование показало, что учебный процесс, в который были вовлечены учителя, сделал можно трансформировать свое отношение к внедрению цифровых инноваций на некоторые степень. Наиболее позитивно изменения коснулись самооценки цифровых компетенций. Результаты исследования продемонстрировали положительную динамику в восприятии цифровых компетентностный процесс обучения. Доли респондентов, критикующих необходимость продолжения образование в рамках проекта не определеноУчителя положительно оценили свои знания и навыки; самый весомый вклад в трансформация их положения принадлежит. Происходит снижение напряжения и негативное отношение к ожидаемым новшествам, ввиду уменьшения искажения информации вокруг цифрового образования.Согласно опросу 126 учащихся (5-9-й классы) из гимназии, проводимых после открытых уроков учащиеся отправляли смайлы и выражали свое отношение к открытым урокам с использованием ИТ, учителя показали широкое использование цифровых технологий, открытых методов обучения, где важным аспектом является персонализированное обучение. Результаты исследования иллюстрируют положительные последствия цифрового внедрения технологий в процесс обучения: развитие цифровых навыков, формирования информационного доверие и позитивного отношения к информации и общению окружающей обстановки. Изменчивость образовательных траекторий является дополнительным, но не основным преимуществом цифровых технологий, используемых в обучении. Гораздо более значительный эффект - повышение качества образования за счет расширения границы самообразования и индивидуализации образования.Литература[1] БхаттачарджиБ.и Деб К., «Роль ИТ в педагогическом образовании 21 века», в Международном журнале. образования и информационных исследований, Том 6, № 1, 2016, с.-23. [2] Футс Дж. Т., «Исследования в области компьютеров и образования: прошлое, настоящее и будущее», 2018, с.-123.[3] Сахин, Исмаил, Томпсон и Энн, «Использование теории Роджерса для интерпретации использования компьютера в учебных целях Факультет COE», в Журнале исследований технологий в образовании, том 39, № 1, 2016 г., с.-784. Майока М.И., Фазал С., Хан М.С. Внедрение информационно-коммуникационных технологий(ИТ) в образовательном курсе: пример педагогического учебного заведения», в Бюллетене Образование и исследования, Том 35, № 2, 2017 г., с.-45[5] ХаддадВ.и Дрекслер А., «Технологии для образования: возможности, параметры и перспективы»: AED, Париж, ЮНЕСКО, 2019г., с. 23-35[6] Геладзе Д., «Использование Интернета и компьютерных технологий в учебном/преподавательском процессе», Журнал Образовательная практика, Том 6, № 2, 2015г., с.-85.[7] ИКТ в образовании, Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: Планирование Путеводитель», 2016 г., с.-22[8] Чен Ю.В., «Обзор исследования внедрения компьютеров в образование», [9] Бо Ю., Фанг Л. Ю., ЦзюньшэнЛ.иЦзяньхаг С., «Влияние компьютерного образования», Международная конференция по информационной и управленческой инженерии, 2011г., с.-58[10]. Юммей Л, «Три роли компьютера в преподавании и обучении», в Международном журнале Образование и инженерия управления, 2012г., с.-77[11]Х. Рахман, «Роль ИКТ в открытом и дистанционном образовании», Турецкий онлайн-журнал Образование (TOJDE), Том 15, № 4, октябрь 2014 г., с.-25[12][13] Го П., и Яо К., «Исследования и применение онлайн-исследований и мониторинга».система», IEEE International Симпозиум, 2008.[14] Кетвал Д., Бхадке С., А. Гунджал и П. Бисвал, «Система онлайн-экзаменов», международное исследование Журнал техники и технологий, Том 3, № 1, январь 2016 г., с.-68[15] Сингх С.К.иТивари А.К., «Проектирование и внедрение безопасной компьютерной экзаменационной системы», международный журнал прикладных исследований и технологий, том 11, № 11, 2016 г., с.-54[16] Индравати Э., «Преимущества и недостатки компьютерного обучения языку» Дополнительная литератураАсмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров, Русская школа и новые информационные технологии: проекция на следующее десятилетие. Москва: ФИРО и ВКРА, 2017 г., с 167-189Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд на следующее десятилетие / М.: ФИРО и ВЦРА, 2019 г., с.47-52Ахонен, А.К., и Канкаанранта, М., В П. Гриффин и Э. Кэр, Оценка и обучение Навыки 21 века. Методы и подходы, Том 2, 2015, с. 213-225Баддели, А., Рабочая память. Наука, 25; 2019 г., с.556-559. Баттяни, Д., Мюллер, К.В., Бенкер, Ф., и Вольфлинг, К. Компьютерная игра как вид информационных технологий 2019 г., 121, 502–509. Бауэр, Дж. М., Гай, П., Ким, Дж. Х., Мут, Т., и Уайлдман, Преимущества и проблемы информационных технологий 2019 г., с. 121, 775–786Бергманн Дж., Сэмс А. Информационные технологии в обучении. 1-е изд. Юджин, Орегон/Александрия, VA: Международное общество технологий в образовании; 2012 г., с. 231-234Берейтер, К., Образование и разум в век информатизации знаний, Орегон/Александрия, VA: Международное общество технологий в образовании; 2020 г., с. 23-28Берейтер К., Скардамалия М., Достижения в обучении информационных технологий, Оксфорд, Великобритания: 2019 г., с.157-176Биггс, Дж. Б., Улучшение преподавания посредством конструктивного согласования, Высшее Образование 20:2020 г., с. 347-364. Бликштейн, П., Цифровое производство и «производство» в образовании: демократизация инноваций: Стенограмма. 2021 г., с. 17-23. Бонк С. Дж. и Грэм С. Р., Справочник по информационному обучению. 2017 г., с. 117-118. Брансфорд, Дж. Д., Браун, А. Л., и Кокинг, Р. Р., Как люди учатся, 2017, с. 171-123. Брунер, Дж. С., Культура образования, демократизация инноваций: Стенограмма. 2013 г. с.56-76 Дарлинг-Хаммонд, Л., Эффективное педагогическое образование: уроки образцовой программы, 2021 г., с. 127-129. Дхир, А., Чен, С. и Ниеминен, М., Эффекты демографии, технологии и интенсивное использование Интернета среди подростков, в социальных науках Компьютер Обзор,: 2015 г, с.345-367Конюшенко С.М. Информационная грамотность учителя через призму концепции человека. индивидуальность, Информатика и образование, 2014 г., с 102-105.Кормакова В. Н. Проектирование стратегии образовательного процесса как фактор профессионального и личностного развития, Образование и общество 2018 г., 99-103.Махлеева Л.В., Кормакова В.Н. Самоорганизация учебной деятельности. Профессиональное образование, Капитал, 2017г., с.13-16.Махлеева Л.В., Кормакова В.Н., Лапина М.А. Рефлексивное формирование профессионального самосознания. школьников, Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2020 г., с.178-186.Пащенко О. И., Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: изд-во Нижневартовского государственного университета, 2013г., с 14-22Саловаара, Х., Хаккинен, П. и Ярвеля, С. (2007), Объединение индивидуальных и перспективных уровней для изучения совместного построения знаний в контексте обучения 2017 г, с.448-459.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/.Чеснокова Т. Д. Современные научные исследования и инновации, 2016 г., с. 38-42.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.Щурова Е.В. Проблемы дистанционного обучения в системе образования.Томск, 2011, с. 164-165.Привалов А.Н., Ю.И. Богатырева, В.А. Романов, В.Н. Кормакова, Безопасная информационная среда как показатель качества управления образовательной организацией // Научный вестник 2017 г., с.-140-144.Приложение 1Приложение 2Приложение 3Совершенствование образовательного процесса на основе внедрения информационных технологийПрограмма исследованияКонцептуальная модель исследования2. Содержание и методика исследованияОбъект (что исследуем?)Метод (как исследуем?)Инструмент (с помощью чего исследуем?)Педагогический коллектив Качественные характеристики:- миссия- цели- структура- органы управленияСодержательный анализ документов Сайт организации, информационные доски, Устав, положения о подразделениях. инструкции и другие организационные документы, отчеты.Сайт организации, информационные доски, Устав, положения о подразделениях. инструкции и другие организационные документы, отчеты.Количественные характеристики-Квалификационный уровень-Образовательный уровень- Стаж работы-Овладение образовательными технологиямиСтатистический анализ Аналитические отчёты по результатам самообследования, публичные доклады руководителя ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаАналитические отчёты по результатам самообследования, публичные доклады руководителя ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаГуманитарная и информационно – образовательная средаКоличественные характеристики:-материально-техническое оснащение (компьютерная техника, автоматизация рабочих мест, программное обеспечение, средства телекоммуникации); Качественные характеристики:- уровень применения информационно-коммуникационных технологий, сервисов и услуг в профессиональной деятельности, образовательном процессе, целях личностного развития; -уровень информационной компетентности педагогических и руководящих работников, обучающихся, родителей; уровень активизация информационно-аналитической деятельностиФактографический анализ документовОценка статистики количества компьютеров, электронных ресурсов, интерактивных досок и проекторовАнализ Отчетов про материально-техническое оснащение и Годовых отчетов руководителя ГБОУ гимназии № 426 Санкт-ПетербургаАнализ Отчетов по самообследованию образовательной организации
[1] Бхаттачарджи Б.и Деб К., «Роль ИТ в педагогическом образовании 21 века», в Международном журнале. образования и информационных исследований, Том 6, № 1, 2016, с.-23.
[2] Футс Дж. Т., «Исследования в области компьютеров и образования: прошлое, настоящее и будущее», 2018, с.-123.
[3] Сахин, Исмаил, Томпсон и Энн, «Использование теории Роджерса для интерпретации использования компьютера в учебных целях Факультет COE», в Журнале исследований технологий в образовании, том 39, № 1, 2016 г., с.-78
4. Майока М.И., Фазал С., Хан М.С. Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИТ) в образовательном курсе: пример педагогического учебного заведения», в Бюллетене Образование и исследования, Том 35, № 2, 2017 г., с.-45
[5] Хаддад В. и Дрекслер А., «Технологии для образования: возможности, параметры и перспективы»: AED, Париж, ЮНЕСКО, 2019 г. , с. 23-35
[6] Геладзе Д., «Использование Интернета и компьютерных технологий в учебном/преподавательском процессе», Журнал Образовательная практика, Том 6, № 2, 2015г., с.-85.
[7] ИКТ в образовании, Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: Планирование Путеводитель», 2016 г., с.-22
[8] Чен Ю.В., «Обзор исследования внедрения компьютеров в образование»,
[9] Бо Ю., Фанг Л. Ю., Цзюньшэн Л.и Цзяньхаг С., «Влияние компьютерного образования», Международная конференция по информационной и управленческой инженерии, 2011г., с.-58
[10]. Юммей Л, «Три роли компьютера в преподавании и обучении», в Международном журнале Образование и инженерия управления, 2012г., с.-77
[11]Х. Рахман, «Роль ИКТ в открытом и дистанционном образовании», Турецкий онлайн-журнал Образование (TOJDE), Том 15, № 4, октябрь 2014 г., с.-25
[12]
[13] Го П., и Яо К., «Исследования и применение онлайн-исследований и мониторинга».система», IEEE International Симпозиум, 2008.
[14] Кетвал Д., Бхадке С., А. Гунджал и П. Бисвал, «Система онлайн-экзаменов», международное исследование Журнал техники и технологий, Том 3, № 1, январь 2016 г., с.-68
[15] Сингх С.К.и Тивари А.К., «Проектирование и внедрение безопасной компьютерной экзаменационной системы», международный журнал прикладных исследований и технологий, том 11, № 11, 2016 г., с.-54
[16] Индравати Э., «Преимущества и недостатки компьютерного обучения языку»
Дополнительная литература
1. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров, Русская школа и новые информационные технологии: проекция на следующее десятилетие. Москва: ФИРО и ВКРА, 2017 г., с 167-189
2. Асмолов А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд на следующее десятилетие / М.: ФИРО и ВЦРА, 2019 г., с.47-52
3. Ахонен, А.К., и Канкаанранта, М., В П. Гриффин и Э. Кэр, Оценка и обучение Навыки 21 века. Методы и подходы, Том 2, 2015, с. 213-225
4. Баддели, А., Рабочая память. Наука, 25; 2019 г., с.556-559.
5. Баттяни, Д., Мюллер, К.В., Бенкер, Ф., и Вольфлинг, К. Компьютерная игра как вид информационных технологий 2019 г., 121, 502–509.
6. Бауэр, Дж. М., Гай, П., Ким, Дж. Х., Мут, Т., и Уайлдман, Преимущества и проблемы информационных технологий 2019 г., с. 121, 775–786
7. Бергманн Дж., Сэмс А. Информационные технологии в обучении. 1-е изд. Юджин, Орегон/Александрия, VA: Международное общество технологий в образовании; 2012 г., с. 231-234
8. Берейтер, К., Образование и разум в век информатизации знаний, Орегон/Александрия, VA: Международное общество технологий в образовании; 2020 г., с. 23-28
9. Берейтер К., Скардамалия М., Достижения в обучении информационных технологий, Оксфорд, Великобритания: 2019 г., с.157-176
10. Биггс, Дж. Б., Улучшение преподавания посредством конструктивного согласования, Высшее Образование 20:2020 г., с. 347-364.
11. Бликштейн, П., Цифровое производство и «производство» в образовании: демократизация инноваций: Стенограмма. 2021 г., с. 17-23.
12. Бонк С. Дж. и Грэм С. Р., Справочник по информационному обучению. 2017 г., с. 117-118.
13. Брансфорд, Дж. Д., Браун, А. Л., и Кокинг, Р. Р., Как люди учатся, 2017, с. 171-123.
14. Брунер, Дж. С., Культура образования, демократизация инноваций: Стенограмма. 2013 г. с.56-76
15. Дарлинг-Хаммонд, Л., Эффективное педагогическое образование: уроки образцовой программы, 2021 г., с. 127-129.
16. Дхир, А., Чен, С. и Ниеминен, М., Эффекты демографии, технологии и интенсивное использование Интернета среди подростков, в социальных науках Компьютер Обзор,: 2015 г, с.345-367
17. Конюшенко С.М. Информационная грамотность учителя через призму концепции человека. индивидуальность, Информатика и образование, 2014 г., с 102-105.
18. Кормакова В. Н. Проектирование стратегии образовательного процесса как фактор профессионального и личностного развития, Образование и общество 2018 г., 99-103.
19. Махлеева Л.В., Кормакова В.Н. Самоорганизация учебной деятельности. Профессиональное образование, Капитал, 2017г., с.13-16.
20. Махлеева Л.В., Кормакова В.Н., Лапина М.А. Рефлексивное формирование профессионального самосознания. школьников, Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 2020 г., с.178-186.
21. Пащенко О. И., Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: изд-во Нижневартовского государственного университета, 2013г., с 14-22
22. Саловаара, Х., Хаккинен, П. и Ярвеля, С. (2007), Объединение индивидуальных и перспективных уровней для изучения совместного построения знаний в контексте обучения 2017 г, с.448-459.
23. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/.
24. Чеснокова Т. Д. Современные научные исследования и инновации, 2016 г., с. 38-42.
25. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Москва: Педагогика, 1988.
26. Щурова Е.В. Проблемы дистанционного обучения в системе образования.Томск, 2011, с. 164-165.
27. Привалов А.Н., Ю.И. Богатырева, В.А. Романов, В.Н. Кормакова, Безопасная информационная среда как показатель качества управления образовательной организацией // Научный вестник 2017 г., с.-140-144.
Вопрос-ответ:
Зачем внедрять информационные технологии в образовательный процесс?
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволяет улучшить эффективность обучения, расширить доступ к образованию, обеспечить интерактивность и индивидуализацию обучения, а также подготовить учащихся к современному информационному обществу.
Какие виды информационных технологий можно применять в образовательном процессе?
Применение информационных технологий в образовательном процессе может включать использование компьютерных программ, интернет-ресурсов, электронных учебников, мультимедийных презентаций, онлайн-курсов и многого другого.
Какие возможности предоставляют информационные технологии в образовательном процессе?
Информационные технологии позволяют расширить доступность образования через дистанционное обучение, обеспечить интерактивность и индивидуализацию обучения, автоматизировать учет успеваемости и прогресса учащихся, а также обеспечить более эффективную организацию образовательного процесса.
Какие выводы можно сделать по разделу 1, посвященному теоретическим основам применения информационных технологий в образовании?
Из раздела 1 можно сделать вывод, что информационные технологии играют важную роль в совершенствовании образовательного процесса. Они позволяют улучшить эффективность обучения, расширить доступ к образованию и обеспечить индивидуализацию обучения.
Какие аспекты анализируются в разделе 2, посвященном применению информационных технологий в образовательном процессе?
В разделе 2 анализируется применение информационных технологий в образовательном процессе, рассматриваются конкретные примеры использования различных информационных технологий, оцениваются их эффективность и проблемы при внедрении.
Какие основные понятия существуют в области информационных технологий?
В области информационных технологий существуют такие основные понятия, как информация, информационные процессы, информационные системы и технологии.
Какие виды информационных технологий применяются в образовательном процессе?
В образовательном процессе применяются различные виды информационных технологий, такие как компьютерные программы, электронные учебники, интерактивные доски, онлайн-курсы и многое другое.
Какие возможности предоставляют информационные технологии в образовательном процессе?
Информационные технологии предоставляют множество возможностей в образовательном процессе, такие как доступ к образовательным материалам в режиме реального времени, возможность обучения удаленно через интернет, использование интерактивных методов обучения и т.д.