1. Ислам и его место в среде других религиозных течений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 22 22 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 12.03.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМА 4
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСЛАМА И ЕГО МЕСТО В СРЕДЕ ДРУГИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20

Фрагмент для ознакомления

При этом в целом единая авраамическая линия между тремя религиями сохраняется.Мусульмане в основном проживают на данный момент на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии. Разные по численности мусульманские общины существуют почти во всех государствах мира.Обучение молодежи в мусульманских странах ранее было тоже лишь религиозным. Низшие школы – мектебы – состояли при мечетях. Высшие школы – медресе –являлись своего рода духовными академиями. В них студенты изучали Коран и другую религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Кстати, арабская система письма была принята и в тюркских, и в иранских языках, хотя она для них и мало приспособлена [7].Мусульманская церковь в станах ислама была обычно и крупной экономической силой. В соответствие с шариатом, церковь может иметь имущество, и это имущество является неотчуждаемым (вакф, множественное число – вакуф). Вакуфные земли включали в себя пожалования от халифов (во времена завоеваний), из пожертвований и пр. Они были очень велики. В пример можно привестито, что в странах Средней Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они приносили достаточно большие. За счет вакуфных имуществ и кормилось многочисленное духовенство.Правоверный ислам совсем не идет ни на какие компромиссы с иными религиями (в отличие, например, от буддизма). При этом верования ислама в обществе очень часто находят общее с древними, домусульманскими. Почти повсеместно, особенно в странах с меньшим развитием, популярен культ местных святых. Мусульманские святые очень часто оказываются именно древними местными божествами-покровителями, которым даются мусульманские имена. Очень в многих странах, особенно в Средней Азии, культ святых имеет связь с культом мазаров. Это якобы гробниц святых, а на самом деле древних местных святилищ. Кроме этого, в последнее время в исламе найден (особенно у народов Средней Азии) огромное количество влившихся в него, но глубоко архаичных верований и обрядов, имеющих культ земледельческих божеств плодородия, родовой культ предков, шаманизм. Везде в обществе мусульман популярны также вера в магию, использование амулетов (часто с текстом из Корана). Многие муллы являются заклинателями, знахарями.Необходимо сказать, что в многовековых столкновениях ислама с христианством (точно так же, как с маздеизмом и иными религиями) ислам почти всегда был победителем. Он вытеснил преобладавшее ранее христианство (Египет, Северная Африка, Сирия, Малая Азия) в большинстве стран Средиземноморья, где на данный момент господствует ислам. На Кавказе большая частьжителей до распространения ислама придерживалось христианства, далее многие из них были исламизированы (кабардинцы, черкесы, аджарцы, часть осетин и абхазов). В ислам обращены были некоторые группы болгар, македонцев, боснийцев, албанцев, бывших ранее христианами на Балканском полуострове. Иных случаев массового обращения какого-либо исламского народа в христианство не зафиксировано. Конечно, с Пиренейского полуострова (Испания, Португалия) мусульмане в процессе христианской Реконкисты (XII-XV вв.) были вытеснены, однако это случилось в результате процесса насильственного изгнания мусульман, а не идейной победы одной религии над другой.Ислам так часто одерживал верх над религией Христа, вероятно, вследствие большей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточных странах, где преобладал патриархально-феодальный быт.Последние десять лет после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазные реформы, ограничившие воздействие религии. К еще более радикальным переменам в мусульманских традициях и к их общему ослаблению привлекло развернувшееся после второй мировой войны широкое демократическое прогрессивное движение в странах «третьего мира». Характер перемен происходил сообразно различным социально-политическим условиям.Говорится не только о мелких и внешних уступках мусульманского духовенства требованиям времени: смягчение или отмена старых запретов, модернизация культа и т. д., однако и о более глубоких сдвигах. Прогрессивные реформы проведены внескольких странах. Они означали решительную перестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискацию церковных земель, ограничение области действия шариата, введение светского школьного и университетского обучения[8].ЗАКЛЮЧЕНИЕИслам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в области разрозненных арабских племен, смог объединить их и дал мощный толчок становлению арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где основной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным способом и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и т.д. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Основное отличие Ислама от других религий является то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и отсутствует сплоченная религиозная организация, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он ориентировал его действия, не давал опуститься.Возможно, ни одна религия в настоящее время не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой могущественной и жизнеспособной религией настоящего времени. В тот же момент несомненная и непрерывно увеличивающаяся угроза, которую обычно называют «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как база жизни и мерило всех вещей. Он привлекает все больше сторонников, многочисленные ситуации перехода в ислам контрастируют с почти ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В Соединенных Штатах ислам очень скоро станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и ясную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для новых приверженцев [9].СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндреев, Д.Л. Роза мира. – М.: Прогресс, 1990. – 243 с.Васецова, Е.С. Ислам как религия мира и толерантности [Электронный ресурс] // Век глобализации. – 2012. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-kak-religiya-mira-i-tolerantnosti (дата обращения: 13.12.2021).Гайнутдин, Р.М. Ислам в современной России. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 249 с.Джегутанов, Б.К. Религиоведение: Фондовая лекция / Ислам. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. – 32 с.Ильин, В.В. Религиоведение / В. В. Ильин, А. С. Кармин, Н. В. Носович. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.Ислам: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – М.: Наука, 1991. – Режим доступа: academia.edu/800250/Ислам_Энциклопедический_Словарь._M._1991.Кангезов, М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права [Электронный ресурс] / М. Р. Кангезов, Л. П. Рассказов // Общество и право. – 2010. – №1 (28). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-kak-raznovidnost-religioznogo-prava.Максуд, Р. Религии мира: Ислам. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 348 с.Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков. – Ростов н / Д.: Феникс, 2008. – 364 с.Основы религиоведения: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1994 – 168 с.Ратвен, М. Ислам. Краткое введение. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 148 с.Религиоведение : Учеб. пособие/ П. С. Гуревич. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 696 с.Религия в истории и культуре׃ Учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; Под ред. Проф. М. Г. Писманика. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.Религия. История и современность׃ Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.Сюкияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: Институт государства и права РАН, 1997. – 326 с.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев, Д.Л. Роза мира. – М.: Прогресс, 1990. – 243 с.
2. Васецова, Е.С. Ислам как религия мира и толерантности [Электронный ресурс] // Век глобализации. – 2012. – №1. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/islam-kak-religiya-mira-i-tolerantnosti (дата обращения: 13.12.2021).
3. Гайнутдин, Р.М. Ислам в современной России. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 249 с.
4. Джегутанов, Б.К. Религиоведение: Фондовая лекция / Ислам. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. – 32 с.
5. Ильин, В.В. Религиоведение / В. В. Ильин, А. С. Кармин, Н. В. Носович. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
6. Ислам: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – М.: Наука, 1991. – Режим доступа: academia.edu/800250/Ислам_Энциклопедический_Словарь._M._1991.
7. Кангезов, М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права [Электронный ресурс] / М. Р. Кангезов, Л. П. Рассказов // Общество и право. – 2010. – №1 (28). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/musulmanskoe-pravo-kak-raznovidnost-religioznogo-prava.
8. Максуд, Р. Религии мира: Ислам. – М.: Фаир-Пресс, 2003. – 348 с.
9. Мировые религии: история и современность: учеб. пособие / М. Ю. Зеленков. – Ростов н / Д.: Феникс, 2008. – 364 с.
10. Основы религиоведения: учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1994 – 168 с.
11. Ратвен, М. Ислам. Краткое введение. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 148 с.
12. Религиоведение : Учеб. пособие/ П. С. Гуревич. – 2-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 696 с.
13. Религия в истории и культуре׃ Учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; Под ред. Проф. М. Г. Писманика. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 430 с.
14. Религия. История и современность׃ Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. – М.׃ Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 264 с.
15. Сюкияйнен, Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: Институт государства и права РАН, 1997. – 326 с.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает ислам среди других религиозных течений?

Ислам занимает одно из ведущих мест среди других религиозных течений, существующих в мире. С исламом связано более полтора миллиарда верующих, что делает его вторым по численности после христианства.

Где проживают мусульмане в основном?

Мусульмане в основном проживают на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. В этих регионах сосредоточено большинство мусульманского населения.

Существуют ли мусульманские общины во всех государствах мира?

Да, разные по численности мусульманские общины существуют почти во всех государствах мира. Хотя в некоторых странах мусульманское население может быть небольшим, оно все равно присутствует.

Какую линию между религиями все же сохраняют мусульмане?

В целом мусульмане, христиане и иудеи сохранили единую авраамическую линию, которая связывает эти три религии. Все они учитывают Бога Авраама как высшую сущность своей веры.

Чему обучают молодежь в мусульманских общинах?

В мусульманских общинах обучение молодежи направлено на изучение Корана, традиций пророка Мухаммеда и основ ислама. Молодым людям также предлагается образование в области мусульманской этики и культуры.

Какое место занимает ислам среди других религиозных течений?

Ислам занимает одно из ведущих мест среди других религиозных течений и является второй по численности религией в мире после христианства.

Где проживают мусульмане в основном?

Мусульмане в основном проживают на данный момент на Ближнем Востоке, Северной Африке и Азии.

Существуют ли мусульманские общины во всех государствах мира?

Да, разные по численности мусульманские общины существуют почти во всех государствах мира.

Каковы теоретические аспекты ислама?

Теоретические аспекты ислама включают в себя изучение его основных принципов, законов и доктрин.

Какие источники использовались при написании статьи?

В статье использовались различные исторические и религиозные источники, включая учебники, исследования и статьи ученых.

Какое место занимает ислам среди других религиозных течений?

Ислам является одной из крупнейших мировых религий и занимает важное место среди других религиозных течений. Он имеет множество последователей во всем мире и оказывает значительное влияние на политику, экономику и культуру многих стран.