социально-психологические аспекты взаимодействия с пациентами
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 17.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Теоретические основы социально-психологических аспектов взаимодействия с пациентами 5
1.1. Социально-психологическая компетентность медицинского работника 5
1.2. Эмпатия как основа взаимодействия медицинского работника с пациентами 9
2. Эмпирическое исследование социально-психологических условий эффективного взаимодействия медицинских работников с пациентами 12
2.1. Описание и обоснование методов и методик исследования 12
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 15
Заключение 21
Список использованных источников 22
Приложения 24
В противном случае медицинский работникпри первых признаках нервозности у окружающих терял бы спокойствие и душевное равновесие, принимал близко к сердцу проблемы пациентов. Учитывая огромное количество больных в течение дня, излишне эмоциональный подход привел бы к быстрому истощению психических ресурсов медицинского персонала.Интуитивный канал эмпатии у опрошенных медицинских работниковразвит средне. Он отражает их способность видеть поведение партнера и действовать в ситуации дефицита исходной информации, с опорой на интуицию и опыт, который хранится в подсознании. Средние баллы говорят о сбалансированности между рассудком и интуицией: медицинские работникив своем понимании людей могут как опираться на знания и опыт, так и почувствовать сущность человека подсознательно, интуитивно.Высокий средний балл по шкале «Установки, способствующие эмпатии» говорит о наличии у большинства из них позитивных установок, которые облегчают действие эмпатических каналов. Респонденты не избегают личных контактов, уверены в том, что не следует оставаться равнодушными к проблемам и переживаниям окружающих. Такого рода умонастроения существенно расширяют диапазон эмпатического восприятия и эмоциональной отзывчивости медицинских работников.Проникающая способность в эмпатии у медицинских работниковразвита немного выше среднего. Это говорит о наличии у большинства испытуемых коммуникативных свойств, которые способствуют созданию атмосферы доверительности, открытости. Такой медицинский работникможет легко войти в доверие к человеку, если потребуется, разговорить настороженного, замкнутого, осторожного пациента.И наконец, идентификация в эмпатии у респондентов выражена средне. Это говорит о среднем уровне развития умения понимать другого человека на основе сопереживания, постановки себя на его место. Опрошенные медицинские работникине всегда могут понять, что чувствует их партнер по взаимодействия, представить, каково сейчас его эмоциональное состояние. Это может говорить о недостатке подвижности, гибкости эмоций, способности к подражанию у медицинских работников.Уровень СПК медицинских работниковбыл оценен методом экспертных оценок. В СПК медицинских работниковоценивалось три блока компонентов: теоретические, практические и личностные. Рассчитав средние в выборке баллы по разным блокам, мы получим информацию о том, насколько в среднем развиты данные компоненты у респондентов (см. рис. 3).Рис. 3 – Выраженность компонентов СПК у медицинских работников(метод экспертных оценок)Как видно из рисунка, больше всего приближены к максимуму оценки теоретических компонентов СПК исследуемых медицинских работников. Это значит, что их знания в области психологии общения, врачебной этики и медицинской деонтологии в среднем были оценены экспертами весьма высоко.Практические же компоненты СПК, такие как умение найти подход к любому человеку, умение ориентироваться в потребностях больного, способность понятно и доступно выражать свои мысли, грамотная речь, четкая дикция, навык эмпатического слушания, а также личностные качества, такие как терпимость, деликатность, общительность, обаяние, сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, уважительность, внимательность, гибкость, приветливость, – получили немного меньшие оценки.Полученные данные говорят о том, что при дальнейшем развитии СПК медицинских работниковнеобходимо сделать акцент на развитие практических умений и личностных качеств, которые помогут им эффективнее общаться с пациентами.ЗаключениеПо результатам исследования можно сделать следующие выводы.Под социально-психологической компетентностью медицинского работникапонимается умение устанавливать такого рода доверительные отношения с пациентами, чтобы они способствовали эффективности лечения.В структуре СПК медицинского работника было выделено три блока: теоретический (знания в области психологии общения; знания врачебной этики и медицинской деонтологии); практический (умение ориентироваться в потребностях больного, способность понятно выражать свои мысли, грамотная речь, четкая дикция); личностный (комплекс личностных качеств и свойств, которые способствуют успешному межличностному взаимодействию).В списке важных для эффективного общения качеств медицинского работникаособое место отведено эмпатии как качеству, которое позволяет прочувствовать эмоциональное состояние пациента и показать ему, что он понят.Эмпатия оказывает существенное влияние на коммуникативную и социально-перцептивную сферы в системе «медицинский работник– пациент».В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, использовался метод экспертных оценок, метод психологического тестирования, в частности тест оценки уровня общительности (В.Ф. Ряховский) и методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко).Было установлено, что в среднем у медработников нормальная коммуникабельность, они охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Уровень эмпатии в норме. При дальнейшем развитии медицинских работников необходимо сделать акцент на улучшении практических умений и личностных качеств в составе СПК, усилить развитие рационального канала эмпатии. Также рекомендуется повысить способность к идентификации в эмпатии – умение понимать пациента на основе постановки себя на его место.Список использованных источниковАльгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. ‒ 2019. ‒ №4.Валиуллина Е.В. Эмпатия, нейротизм, экстраверсия // Universum: психология и образование. ‒ 2017. ‒ №4(34).Вацкель Е.А., Красильникова Н.В. Феномен профессиональной позиции врача в отечественных и зарубежных исследованиях // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2017. ‒ №6.Ветлужская М.В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза // ИТС. ‒ 2019. ‒ №3(96).Голиков К.С. Подлинность и обманы чувств: Ясперс о феноменологии эмоционального мира // Философская школа. ‒ 2018. ‒ №5.Каменецкая Д.М., Менишова И.Р., Попова А.А., Янаева М.И. Влияние эмпатии медицинских работников на качество оказываемой медицинской помощи // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Карапетян Л.В. Особенности эмоционально-личностного благополучия представителей социономических профессий (врачей и психологов) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. ‒ 2020. ‒ №2(34).Киселёва А.Ю. Типы взаимоотношений врача и пациента // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Мальцева Т.В. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 136 с. Мануйлов Г.В. Эмпатические и рефлексивные процессы у врачей терапевтического и хирургического профиля // Общество: социология, психология, педагогика. ‒ 2019. ‒ №3.Романычев А.Д. Уместность использования неформального общения в различных типах взаимоотношений врача и пациента // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Темнова Я.С., Сулейманова З.Я., Лишаева Т.И. К вопросу о роли эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.Черненко М.С., Карягина Т.Д. Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен профессиональной эмпатии // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов. ‒ 2020. ‒ №1.Фомина М.В., Масловская С.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза // Вестник Мининского университета. ‒ 2019. ‒ №4(29).Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. ‒ 2020. ‒ №50.Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylab.info (дата обращения: 15.02.2022).Приложение 1Анкета для экспертной оценки социально-психологической компетенции медицинских работниковФ.И.О. эксперта ____________________________________________________Уважаемый эксперт!Перед Вами список знаний, умений и личностных качествмедицинского работника. Просим Вас оценить Вашего коллегу по данным характеристикам по шкале от 0 до 5, где 5 – максимальная выраженность характеристики, 0 – отсутствие данного качества, умения или знания у коллеги. Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность.Компонент СПК медицинского работникаОценкавыраженностиТеоретический блок1. Знания в области психологии общения2. Знание врачебной этики и медицинской деонтологииПрактический блок3. Умение найти подход к любому человеку4. Умение ориентироваться в потребностях больного5. Способность понятно и доступно выражать свои мысли6. Грамотная речь, четкая дикция7. Навык эмпатического слушанияЛичностный блок8. Терпимость9. Деликатность10. Общительность11. Обаяние12. Уравновешенность13. Доброжелательность14. Уважительность15. Внимательность16. Сдержанность17. Гибкость в общении18. ПриветливостьБлагодарим за участие!
1. Альгожина А.Р., Капбасова Г.Б., Капашева Г.А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. ‒ 2019. ‒ №4.
2. Валиуллина Е.В. Эмпатия, нейротизм, экстраверсия // Universum: психология и образование. ‒ 2017. ‒ №4(34).
3. Вацкель Е.А., Красильникова Н.В. Феномен профессиональной позиции врача в отечественных и зарубежных исследованиях // Ярославский педагогический вестник. ‒ 2017. ‒ №6.
4. Ветлужская М.В. Особенности эмоционального интеллекта и эмпатических способностей у студентов медицинского вуза // ИТС. ‒ 2019. ‒ №3(96).
5. Голиков К.С. Подлинность и обманы чувств: Ясперс о феноменологии эмоционального мира // Философская школа. ‒ 2018. ‒ №5.
6. Каменецкая Д.М., Менишова И.Р., Попова А.А., Янаева М.И. Влияние эмпатии медицинских работников на качество оказываемой медицинской помощи // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
7. Карапетян Л.В. Особенности эмоционально-личностного благополучия представителей социономических профессий (врачей и психологов) // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. ‒ 2020. ‒ №2(34).
8. Киселёва А.Ю. Типы взаимоотношений врача и пациента // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
9. Мальцева Т.В. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 136 с.
10. Мануйлов Г.В. Эмпатические и рефлексивные процессы у врачей терапевтического и хирургического профиля // Общество: социология, психология, педагогика. ‒ 2019. ‒ №3.
11. Романычев А.Д. Уместность использования неформального общения в различных типах взаимоотношений врача и пациента // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
12. Темнова Я.С., Сулейманова З.Я., Лишаева Т.И. К вопросу о роли эмпатии в профессиональной деятельности медицинского работника // БМИК. ‒ 2019. ‒ №10.
13. Черненко М.С., Карягина Т.Д. Восприимчивость врача к эмоциональному состоянию пациента как феномен профессиональной эмпатии // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов. ‒ 2020. ‒ №1.
14. Фомина М.В., Масловская С.В. Исследование коммуникативных умений студентов медицинского вуза // Вестник Мининского университета. ‒ 2019. ‒ №4(29).
15. Ширинян М.В., Шустова С.В. Коммуникативная компетенция в профессиональной деятельности врача // Язык и культура. ‒ 2020. ‒ №50.
16. Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylab.info (дата обращения: 15.02.2022).