Политика Китайской Народной Республики (КНР) в бывших французских колониях в Западной Африке в 2000-2021 гг.
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 94 + 94 источника
- Добавлена 17.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. КИТАЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1. Китай как ведущая мировая держава 9
1.2. Стратегические интересы КНР на Африканском континенте 19
1.3. Китай – главный политический и экономический партнер стран Западной Африки 28
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КНР И СТРАН ЗАПАДНОЙ АФРИКИ 36
2.1. Торговые отношения Китая и бывших французских колоний в Африке 36
2.2. Взаимодействия в рамках инвестиционной политики 43
ГЛАВА 3. МЕСТО КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИЯХ КНР И ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНОЙ АФРИКИ 53
3.1. Публичная дипломатия КНР: взаимодействия в области культуры, науки, образования 53
3.2. Развитие связей в области миграции и туризма 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
В уставе особо подчеркивается, что Институты Конфуция не являются политическими институтами, а мероприятия, проводимые ими или при их содействии призвано укрепить связи Китая и других государств в областиобразования, наук , культуры и экономики. В 2013 г. Институт Конфуция принял новый проект развития, который предполагает увеличение желающих говорить на китайском языке вдвое к 2023 г. Подобные изменения обладают потенциалом укрепления положительного имиджа Китаясреди международного сообщества. Это одни из наиболее ярких примеров реализации «мягкой силы».В настоящее время подобные центры распространения китайского языка и культуры действуют во всех бывших французских колониях в Западной Африке, за исключением Нигера. Так, по состоянию на 2020 г. в институте Конфуция в Абиджане, Кот-д'Ивуар, китайский язык изучали 2015 студентов в 49 классах. Институт Конфуция в Сенегале начал свою работу в 2013 г., с этого времени число студентов возросло с 50 до 1300. За первые пять лет своей работы Институт выпустил свыше 5000 студентов. Кроме того, по инициативе Пекина активно развиваются и образовательные обмены: китайское правительство предоставляет студентам из западно-африканских государств гранты и стипендии для обучения в высших учебных заведениях на территории КНР. Основной упор при этом делается на специалистов в сфере сельского хозяйства, медицины, строительства автомобильных мостов, гидроэнергетики и нефтехимии. Развеиваются и прямые связи между образовательными учреждениями и организациями Поднебесной и стран региона, так, первые предоставляют вторым оборудование для должной организации учебного процесса. Стоит понимать, что содействие в рамках подготовки профессиональных кадров в обозначенных выше областях преследует определенные цели. Таким образом КНР готовит специалистов, которые впоследствии станут рабочими на совместных предприятиях. Примечательно, что для бывших французских колоний подобный подход был незнаком до прихода Пекина в регион, доступность образовательных услуг уже помогла большому числу простых граждан. Закономерно, что положительно сказывается на имидже Поднебесной среди местного населения и приводит к более тесному взаимодействию китайцев с местными жителями.Особого внимания заслуживает и сотрудничество Пекина со странами региона в рамках обеспечения доступа населения к медицинским услугам. В 2016 г. Си Цзиньпинь выступил с инициативой создания «Шелкового пути здоровья», которая должна стать части более крупного государственного проекта«Один пояс — один путь». В качестве основной цели этой инициативы называлось оформление единой системы медицинской взаимопомощи между странами нового «Шелкового пути».Поднебесная взяла на себя обязательства по поставкам необходимого оборудования и медикаментов в западно-африканские страны. Кроме того, китайские предприятия безвозмездно строят лечебные учреждения, китайские медицинский специалисты пребывают в бывшие французские колонии для работа. Такой подход безусловно более чем востребован в Изучаемых нами странах, поскольку больше часть их населения по-прежнему приживает за чертой бедности. При этом в госпиталях, построенных усилиями КНР, сохраняется доступная стоимость услуг, что объясняет их популярность среди широких масс населения. Например, в апреле 2020 г. В Буркина-Фасо прибыла группа медиков из Китая, которые оказали своим африканским коллегам помощь в организации процесса борьбы с пандемией COVID-19. Кроме того, лечебные учреждения этой страны на безвозмездной основе получили оборудование для оказания первой медицинской помощи и средства индивидуальной защиты.Китай вкладывает средства не только в подготовку медицинских кадров и строительство лечебных учреждений, но и финансирует проекты по созданию производственных отраслей в медицине в государствах Западной Африке. Доказательством этого тезиса служит пример Мавритании; где фактически не развита собственная фармацевтическая промышленность. Пекин ежегодно выделяет несколько сотен тысяч юаней на лекарства собственного производства, направляемые в китайские больницы в Мавритании. Врачи из Поднебесной выписывают рецепты на бесплатное получение таких препаратов и активно распространяют их среди местного населения. Медицинские бригады Китая осуществляют бесплатную диагностику и лечение местных жителей, активно рассказывают им о полезных свойствах китайских народных медицинских препаратов. Такая политика вырабатывает доверие граждан Мавритании не только к китайским медикам и лекарственным средствам, но и к Китаю как к стране в целом. Публичная дипломатия КНР охватывает и проблемы социального развития бывших французских колоний. В местах, где китайские компании открывают собственник производство или ведут деятельность по добыче полезных ископаемых открываются школы для детей, строятся дороги, налаживается адекватное водоснабжение, что, безусловно, позитивно сказывается на уровне жизни местного населения. Описанный выше механизм действий позволяет КНР формировать в глазах жителей бывших французских колоний в Западной Африке образ друга, а не эксплуататора. Блага цивилизации являются привлекательным последствием китайской экономической экспансии в регионе. Китай направляет в западно-африканские страны финансовые потоки, оказывает содействие развитию местной инфраструктуры, после чего на рынок выходят китайский предприятия, прибыли которых будет принадлежать уже непосредственно КНР. Китайский власти прибегают к широкому комплексу инструментов «мягкой силы» для создания положительного имиджа. Жители государств Западной Африки, которые хорошо знакомы с французским колониальным наследием, видят в Пекине альтернативу для развития партнёрства. Умело используя этот контраст и формируя в сознании местных жителей свой позитивный образ, китайскому правительству удаётся создать необходимый плацдарм для экономического и политического проникновения в регион. 3.2. Развитие связей в области миграции и туризмаВ последние годы наблюдается тенденция все большего развития связей в области миграции и туризма между Китайской Народной Республикой и странами Западной Африки. Все больше китайцев пребывает в бывшие французские колонии, а граждане этих государств напротив отправляются в Китай, цели таких поездок могут быть различными в своем характере: туризм; получение образования, трудоустройство и др. Большинство китайцев в Западной Африке сегодня - временные мигранты. Это сотрудники китайских государственных предприятий и частных компаний. Большинство мигрантов возвращаются в Китай после завершения двух- или трехлетних контрактов; однако некоторое количество граждан Поднебесной предпочитает открывать собственный бизнес на всем континенте, в том числе и в западной его части.Миграция из Китая в Мали основана на давних дипломатических отношениях между двумя странами. Китайские мигранты привлекли к себе много внимания, особенно после ограбления магазинов, принадлежащих китайцам, малийцами в 2005 г. Однако общее отношение к китайцам в Мали неправомерно характеризовать как недоверие или неприязнь. Опросы показывают, что подавляющее большинство малийцев довольны присутствием гражданам КНР в своей стране. 93% малийцев позитивно относястя к китайцам в стране, что намного выше, чем в других африканских странах. Например, в ЮАР уровень симпатии составил всего 52 %. Очевидно, что мягкая сила Китая выполняет свои цели в Мали и что китайцев в Мали больше приветствуют, чем во многих других африканских странах.Прибытие китайцев в Мали датируется 90-ми гг. прошлого века. Сегодня в Мали нет настоящего оформленного китайского квартала илиChinatown, что часто встречается в других странах, где проживает большое количество этнических китайцев. Тем не менее, в Мали было создано Торговое представительство КНР, призванное объединить инвестиционные и торговые функции связи двумя странами. Правительства Мали и Китая взаимно согласились открыть свои границы для граждан друг друга посредством подписания ряда соглашений о культурном обмене. Безусловно, эта западноафриканская страна часто рассматривается как перевалочный пункт, откуда китайские мигранты, попадая на континент, уезжают в поисках более прибыльных возможностей в других западноафриканских странах. Однако китайские мигранты, которые остаются и организуют бизнес в Мали, часто процветают.По различным оценкам, в Мали проживает около 3000 китайцев; однако точное число определить достаточно сложно. Несмотря на небольшое количество китайских иммигрантов, их присутствие непропорционально заметно. Это особенно верно в отношении столицы Бамако из-за сильного китайского присутствия в секторе здравоохранения, китайских клиниках заняты преимущественно специалисты из КНР. Кроме того, большая доля гостиничного бизнеса в Мали организована именно китайскими мигрантами. Такие случаи, как разграбление китайских магазинов и баров в Мали в 2005 г. после того, как Мали проиграли футбольный матч против Того, что некоторые аналитики считают признаком растущего недовольства китайским присутствием следует проанализировать комплексно; их нельзя напрямую рассматривать как свидетельство антикитайских настроений в западноавриканской стране.Аналогичным образом следует рассматривать нападения на некоторых жителей Китая в том же году. В основе этих преступлений лежит материальный фактор, а китайцы традиционно считаются едва ли не самыми обеспеченныит жителями Мали. Учитывая в целом положительное восприятие китайцев в Мали большинством малийцев, ситуация в этой стране не идентична по своему характеру положению китайского населения в Замбии или ЮАР, где антикитайские настроения проявляются в различных и более вопиющих формах.Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Китаем и Буркина-Фасо вплоть до 2018 г., с конца 1990-х годов китайское присутствие внутри страны увеличивалось за счет миграции. Этот факт отражал тенденцию общегороста китайско-африканских миграционных потоков.Китайское присутствие в Буркина-Фасо уникально и почти исключительно состоит из частных предпринимателей, ищущих новые возможности для развития своего бизнеса в этйо бывшей колонии Франции в Западной Африке.Отсутствие дипломатических отношений предполагало отсутствие консульского представительства; кроме того, в конкретном случае Буркина-Фасо особенность миграционных отношений с КНР подчеркивалась фактомполного отсутствия интереса со стороны государственных властей этой западноафриканской страны к контролю над китайским присутствием и коммерческой деятельностью граждан Поднебесной.Появление первого независимого китайского предпринимателя в Буркино-Фасо датируется 1984 г., он быстро нажил значительное состояние, занимаясь торговлей препаратами китайской медицины. В период с 1986 по 1990 год в Буркина-Фасо прибыли примерно 15 индивидуальных предпринимателей, все они занимались продажей фармацевтической продукции.В настоящее время китайское присутствие в Буркина-Фасо состоит исключительно из лиц, прибывших из волн миграции после 1995 г., которые, следовательно, прибыли в период отсутствия дипломатических отношений между двумя странами. На практическом уровне это имело определенные последствия для мигрантов. Дипломатический поворот в сторону Тайваня в 1994 г. сопровождался закрытием посольстваКНР в Уагадугу и посольства Буркина-Фасо в Пекине, что значительно усложнило процесс получения визы. Китайские мигранты преодолевали эту трудность либо путем делегирования процесса получения визы третьей стороне, уже присутствующей в Буркина-Фасо, либо путем въезда из соседней страны региона.Буркина-Фасо уникальна в Западной Африке в том отношении, что принимает сравнительно небольшое количество китайских мигрантов. По данным Управления территориальной безопасности Уагадугу, в настоящее время в стране проживает всего 380 этнических китайцев.Таким образом, отсутствие дипломатических отношений между Китаем и Буркина-Фасо напрямую повлияло на состав китайских мигрантов в Буркина-Фасо, здесь практически отсутствуют представитель государственных предприятий из КНР, они стали появляться только после восстановления дипломатических отношений в 2018 г. В Кот-д'Ивуаре проживает около 2500 этнических китайцев. В основном они занимаются торговлей и другими видами предпринимательства. Китайским мигранатам принадлежит 100 компанийв Абиджане. C 1970-х гг. в Кот-д'Ивуаре активно развивается сфера туризма, чему способствовало введение 90-дневного безвизового режима для иностранных граждан. В XXIв. активно прослеживается тенденция роста числа китайских туристов в этой западноафриканской стране. За 2019 г. в в Кот-д'Ивуар прибыли 162 538 китайских туристов, по этому показателю КНР уступило только Франции, откуда в бывшую колонию на отдых прибыло 211 988 человек.В целом, взаимодействие между китайскими мигрантами и местным населением в бывших французских колониях в Западной Африке часто приветствуется из-за прозрачности отношений, которые основаны на четкой деловой основе. Китайцы зачастую выступают либо работодателями, либо поставщиками, и сделки между ними и гражданими госдуарств региона лишены расового оттенка, что прослеживается на примере политике европйеских держав в регионе.Подводя итог, стоит сказать, что между КНР и бывшими французскими колониями в Западной Африке активно развиваются связи в области туризма и миграции. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ нашей работе были рассмотрены цели КНР на Африканском континенте, основные направления сотрудничества Поднебесной и бывших французских колоний в Западной Африке, позитивные и негативные последствия все большего китайского присутствия в регионе. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, Китай выступает ведущей мировой державой, которая ведет активную внешнюю политику. КНР является главным идеологом многополярный системы международных отношений и активно продвигает эту стратегию на мировой арене. В настоящее время наблюдается несколько тенденций в отношении положения Поднебесной в системе международных отношений. Так, постоянный рост демонстрирует совокупная мощь КНР, что позволяет Пекину заявлять о себе как о полноформатной сверхдержаве. Этими факторами определяется все большая вовлеченность Поднебесной в дела Западной Африке, сегодня Пекину удалось вытеснить Париж с позиции главного игрока в регионе, что было бы невозможно без реализации активного внешнеполитического курса во всех сферах жизнедеятельности общества. Во-вторых, активно развиваются отношения КНР и страна Западной Африке. Китай активно вкладывает инвестиции в развитие экономики бывших французских колоний в Западной Африке, руководствуясь при этом прагматичными целями: страны региона воспринимаются в Пекине как «ворота в Африку». Установление стратегических партнерских отношений с этими государствами позволяет распространить влияние на всем континенте, что имеет огромное стратегическое значение для Поднебесной. При этом экономическое проникновения Китая в западноафриканские страны несет и ряд негативных последствий для национальной экономики, на что с критикой реагирует южно-африканская общественность. В-третьих, Пекин пытается решить проблему оформления негативного образа за счет инструментов культурной дипломатии. В целом, это направление внешней политики КНР в Западной Африке можно считать вполне успешным, Пекин обеспечил себе положительный образ в большинстве стран региона. Основными инструментами китайской «мягкой силы» выступают культурные и образовательные обмены, продвижение китайского языка и культуры за счет открытия Институтов Конфуция, строительство культурных объектов, оказание безвозмездной помощи в области здравоохранения. Китай активно практикует программу образовательных обменов, привлекая на учебу и стажировку студентов из бывших французских колоний. Большое число африканцев, получивших образование в КНР, впоследствие занимают различные должности в государственном аппарате стран континента, что обеспечивает значительную лояльность Поднебесной. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточники:Нормативно- правовые документы Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China // Office of the Secretary of Defense [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015_China_Military_Power_Report.pdf (дата обращения: 10.11.2021).Constitution of the People’s Republic of China // The National People Congress of the People’s Republic of China [Электронныйресурс]. Режим доступа:http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Constitution/node_2825.htm (дата обращения: 10.11.2021).Made in China 2025 // The State Council the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.www.gov.cn/2016special/madeinchina2025/ (дата обращения: 10.11.2021).Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/ (дата обращения: 10.11.2021).The People's Republic of China and Burkina Faso Resume Diplomatic Relations // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceno//eng/zgwj_1/t1563343.htm (дата обращения: 11.11.2021).Международно-правовые документыBeijing Declaration-Toward an Even Stronger China-Africa Community with a Shared Future // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1593686.shtml (дата обращения: 11.11.2021).Документы международных организацийРезолюции 26-й сессии (1971 год), 2758 (XXVI) Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/2758%28XXVI%29 (дата обращения: 10.11.2021).Экономика одного пояса, одного пути // TheWorldBank [Электронный ресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fopenknowledge.worldbank.org%2Fbitstream%2Fhandle%2F10986%2F31878%2F211392RU.pdf%3Fsequence%3D12&clen=4250256 (дата обращения: 11.11.2021).China, Burkina Faso agree to open new chapter of bilateral friendly cooperation// The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590305.htm (дата обращения: 11.11.2021).China, Cote d'Ivoire agree to promote bilateral ties to higher level// The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1589732.htm (дата обращения: 11.11.2021).Chinese Engagement in Africa // RAND Corporation [Электронныйресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fwww.rand.org%2Fcontent%2Fdam%2Frand%2Fpubs%2Fresearch_reports%2FRR500%2FRR521%2FRAND_RR521.pdf&clen=1233223 (дата обращения: 11.11.2021).Le G5 Sahel // G5 Sahel [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.g5sahel.org/le-g5-sahel-2/ (дата обращения: 11.11.2021).MOU Signing Ceremony Between AU And China // African Union [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://au.int/en/newsevents/20150127/mou-signing-ceremony-between-au-and-china (дата обращения: 11.11.2021).Xi meets Beninese president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590342.htm (дата обращения: 11.11.2021).Xi meets Guinean president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590345.htm (дата обращения: 11.11.2021).Xi meets Malian president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590311.htm (дата обращения: 11.11.2021).World Economic Outlook // International Monetary Fund [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения: 11.11.2021).World Migration Report 2020 // United Nations Режимдоступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fpublications.iom.int%2Fsystem%2Ffiles%2Fpdf%2Fwmr_2020.pdf&clen=8327863&chunk=true (датаобращения: 11.11.2021).World population projected to reach 9.8 billion in 2050, and 11.2 billion in 2100 // United Nations [Электронныйресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fwww.un.org%2Fen%2Fdevelopment%2Fdesa%2Fpopulation%2Fevents%2Fpdf%2Fother%2F21%2F21June_FINAL%2520PRESS%2520RELEASE_WPP17.pdf&clen=474854&chunk=true (дата обращения: 11.11.2021).Дипломатические документыПолный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // Агентство Синьхуа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 10.11.2021).Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Газета «Жэньминь Жибао» 19.11.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/8 023960.html (дата обращения: 10.11.2021).Full text of President Xi's speech at opening of Belt and Road forum // Xinhua.net [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2017-05/14/c_136282982.htm.htm (дата обращения: 11.11.2021).Статистические материалыBenin Exports to China // Trading Economics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/benin/exports/china (дата обращения: 11.11.2021).Benin Imports from China // Trading Economics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/benin/imports/china (дата обращения: 11.11.2021).Benin trade balance, exports and imports by country2019 // World Integrated Trade Solution [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/BEN/Year/2019/TradeFlow/EXPIMP/Partner/by-country (дата обращения: 11.11.2021).China // The World Bank [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/china?view=chart (дата обращения: 10.11.2021).China / Mali // OEC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/chn/partner/mli#:~:text=M%20in%202019.-,In%202019%2C%20Mali%20exported%20%24148M%20to%20China.,to%20%24148M%20in%202019. (дата обращения: 11.11.2021).Cote dIvoire Product exports and imports to China 2019 // World Integrated Trade Solutions [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CIV/Year/2019/TradeFlow/EXPIMP/Partner/CHN/Product/All-Groups (дата обращения: 11.11.2021).External Trade Statistics // Association of Southest Asian Nations [Электронный ресурс].Режим доступа: https://asean.org/?static_post=external-trade-statistics-3 (дата обращения: 10.11.2021).International tourism, number of arrivals - Cote d'Ivoire // The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.ARVL?locations=CI (дата обращения: 11.11.2021).Mali Overview // The World Bank [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/country/mali/overview#1 (дата обращения: 11.11.2021).Migration data in Western Africa // Migration Data Portal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.migrationdataportal.org/regional-data-overview/western-africa (дата обращения: 11.11.2021).Senegal Exports to China // Trading Economics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/senegal/exports/china(дата обращения: 11.11.2021).Senegal Imports from China // Trading Economics [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/senegal/imports/china(дата обращения: 11.11.2021).The closest look yet at Chinese economic engagement in Africa// McKinsey&Company [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/middle-east-and-africa/the-closest-look-yet-at-chinese-economic-engagement-in-africa (дата обращения: 11.11.2021).ДелопроизводственныедокументыОфициальный сайт Института Конфуция (Ханьбань) [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.hanban.edu.cn/ (дата обращения: 10.11.2021).Global China 2049 Initiative ICTS // ODI [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.odi.org/projects/china-2049-initiative (дата обращения: 10.11.2021).Senegal Purchases 406 KingLong City Buses // King Long [Электронныйресурс]. Режим доступа: http://king-long.com/patch/news/d/1633/ (дата обращения: 11.11.2021).Публицистические документыСи Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014. 630 c.Africa’s rising debt: Chinese loans to continent exceeds $140 billion // The Economic Times [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://economictimes.indiatimes.com/news/international/world-news/africas-rising-debt-chinese-loans-to-continent-exceeds-140-billion/articleshow/86444602.cms?from=mdr (дата обращения: 11.11.2021).An oil dispute in Niger is exposing big problems with Chinese investment in Africa // Insider [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.businessinsider.com/niger-oil-and-chinese-investment-in-africa-2015-9 (дата обращения: 11.11.2021).Benin president taps China for controversial railway - dismissing bids by local and French companies // South China Morning Post [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.scmp.com/news/world/africa/article/2138516/benin-president-taps-china-controversial-railway?module=perpetual_scroll&pgtype=article&campaign=2138516 (дата обращения: 11.11.2021).China battles France for business in its former colonies // The Straitstimes [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.straitstimes.com/world/africa/china-battles-france-for-business-in-its-former-african-colonies?close=true (дата обращения: 11.11.2021).China Metallurgical Corporation provides $136 million loan for Nouakchott International Airport Construction Project // AidData [Электронныйресурс]. Режим доступа: // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-mauritania-energy/total-to-start-oil-drilling-in-mauritania-idUSL0525402120080305 (дата обращения: 11.11.2021).China to loan Guinea 20$ billion to secure aluminum ore // Reuters [Электронныйресурс]. Режим доступа:https://www.reuters.com/article/us-guinea-mining-china/china-to-loan-guinea-20-billion-to-secure-aluminum-ore-idUSKCN1BH1YT (дата обращения: 11.11.2021).Chinese medical experts arrive in Ethiopia and Burkina Faso to aid fight against COVID-19 // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.mfa.gov.cn/ce/cesl/eng/xwdt/t1771224.htm (дата обращения 20.11.2021).Côte d'Ivoire: des ateliers culturels chinois pour la Fête du printemps à Abidjan // French.China.Org.Cn [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htmhttp://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htm (дата обращения 20.11.2021).Mali Leans on China as Investments across Africa Heighten // The Moguldom Nation [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://moguldom.com/75390/mali-leans-on-china-as-investments-heighten/2/ (дата обращения: 11.11.2021).Mali Signs $1,5 bln rail deal with China Railway Construction // Reuters [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/mali-china-cn-railway-const/mali-signs-1-5-bln-rail-deal-with-china-railway-construction-idUSL8N14F06320151226 (дата обращения: 11.11.2021).Sénégal: montéeenpuissancedumandarin // ChinaFrique [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htmhttp://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htm (дата обращения 20.11.2021).Standard Bank works Chinese connections in Francophone West Africa // Reuters [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-ivorycoast-stanbic/standard-bank-works-chinese-connections-in-francophone-west-africa-idUSKBN1HH1VW (дата обращения: 11.11.2021).Total to start oil drilling in Mauritania // Reuters [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-mauritania-energy/total-to-start-oil-drilling-in-mauritania-idUSL0525402120080305 (дата обращения: 11.11.2021).Научная литератураБодрова О.И. Роль «Народной дипломатии» в комплексе дипломатического инструментария КНР // Вестник ННГУ. 2014. №5-1. С.64-68.Борох О.В., Ломанов А.Н. Новая эпоха Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3. С. 59-70.Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 1. С. 68-80.Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. №11(39). С.112-115.Ганьшина Г.И. История развития политики «мягкой силы» в Китае. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Всеобщая история». 2016. №3. С.63-72.Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия - США - Китай. Семь вариантов обозримого будущего. М.: Книжный мир, 2017. 352 с.Дегтерев Д.А., Ли Янь, Трусова А.А., Черняев М.С. Приоритетные направления российской и китайской помощи в целях развития странам Азии и Африки: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 4. С. 888-905. Дейч Т.Л. «Китайский век» для Африки // Международная жизнь. 2013. № 10. С. 89-102.Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. №5. С.119-141.Денисов И.Е.. Шелковая безопасность: новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии // Индекс безопасности. 2015. №21 (3).C.51-60.Денисов И.Е. Об основах сицзиньпинизма. Идеологический портрет «пятого поколения» руководителей КНР // Тетради по консерватизму. 2015. №5. C.112-118.Денисов И.Е. Эволюция внешней политики Китая при Си Цзиньпине. Международная жизнь. 2015. №5. –C.40-54.Денисов И.Е., Адамова Д.Л. Формула внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII: ежегодное издание. М.: ИДВ РАН,2017. C.76-90.Жочэнь У, Виноградова А.А. Дипломатия РФ и КНР в деле обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке в начале XXI века // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №1. С.42-53.Забелла А.А. Африка во внешнеполитическом курсе КНР // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. №4. С.341-352.Захаров А.Н., Русак Н.А. Внешняя торговля Китая со странами Африки // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №4. С.68-75.Зогбэ П.К. Внешнеэкономические связи Республики Кот-д’Ивуар: роль Китая в развитии экономики страны // European science. 2018. №1 (33). С.49-54.Инь Сымэн. Роль публичной дипломатии в продвижении проекта «Один пояс, один путь» Китая на международной арене // Общество: политика, экономика, право. 2018. №2. С.20-23.Камара Н.К., Петровская М.В. Горнодобывающая промышленность Республики Гвинея: особенности и перспективы развития // Вестник евразийской науки. 2017. №6 (43). С.55.Кассае Н.В.М., Ивкина Н.В. Особенности политического развития Африки в постколониальный период // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №1. С.22-38.Котляров Н.Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «Новой нормальности» китайской экономики // Мир новой экономики. 2017. №2. С.27-37.Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2012. №3. С.104-112.Пивоварова Э.П. Что нового внёс XIX съезд КПК в стратегию социально-экономического развития КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. №3. С. 86-95.Пономаренко Л.В., Соловьева Т.М. КНР — Африка: новые ориентиры взаимоотношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 32-42.Понька Т.И., Рамич М.С. У Юйяо. Информационная политика и информационная безопасность КНР: развитие, подходы и реализация // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №2. С.382-394.Сионтьяндиоби С. Экономическая политика Китая в Африке // Дискуссия. 2016. №4 (67). С.64-70.Старкин С.В. Влияние геополитической среды на трансформацию контрразведывательной парадигмы спецслужб США // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С.130-134.Титаренко М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика. М.: Весь Мир, 2016. 304 с.Турбан Г. В. Протекционизм во внешней торговле // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-1. С.149-151У Байи. Вэньхуа вайцзяо: лиши, сяньши дэ сыкао // Культурная дипломатия: анализ истории и современного состояния [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aisixiang.com/data/102951.html (дата обращения: 21.02.2021). Филиппов В.С. Париж vs. Пекин: противостояние на Африканском континенте // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №1. С.84-96.Цветкова Н.Н. Международная экономическая интеграция и проект «экономический пояс Шелкового пути» // Восточная аналитика. 2018. №3. С.110-119.Цветкова Н.Н. Новые тенденции в глобализации: регионализация и усиление протекционизма // Труды Института востоковедения РАН. 2017. №4. С.45-61.Чубаров И.В., Калашников Д.А. Один пояс — один путь: глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. №1. С. 25-33.Ягья В.С., Ковалевская Н.В., Ли Минфу. Стратегия «Мягкой силы» во внешней политике КНР в Африке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №9. С.77-84.Basiru A. Extra-African Powers and the Crisis of Regionalism in Africa: Background to and Reflections on France's Engagement with Africa // Africa Review. 2016. Vol. 2. No. 8. P. 96-107. Bourdarias F. Chinese Migrants and Society in Mali: Local Constructions of Globalization // African and Asian Studies [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/233566179_Chinese_Migrants_and_Society_in_Mali_Local_Constructions_of_Globalization (дата обращения: 11.11.2021)Esterhuyse H.; Kane M. China-Mali relationship: Finding mutual benefit between unequal partners // Studying China-Africa Relations [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20140626022734/http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2014/02/CCS_Policy_Briefing_China_Mali_Relations_Kane_Esterhuyse_2013_HE_MC1.pdf (дата обращения: 11.11.2021).Gummi U.M., Rong Y., Ding Ch. China-Africa Economic Ties: Where Agenda 2063 and Belt and Road Initiative Converged and Diverged? // Scientific Research [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=100223 (дата обращения: 11.11.2021).Li Anshan. China's Engagement in Africa - Singular Interest or Mutual Benefit? Expert roundtable on resource government in Africa in 21st century. Beijing University, 2007. P. 1-5.Marais H., Labuschagne J-P. If you want to prosper, consider building roads // Deloitte Insights [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/public-sector/china-investment-africa-infrastructure-development.html (дата обращения: 11.11.2021).Pickering J. Foreign Competition in Guinea: The Scramble for Natural Resources // Foreign Policy Research Institute [Электронныйресурс]. Режим доступа: https://www.fpri.org/article/2021/09/foreign-competition-in-guinea-the-scramble-for-natural-resources/ (дата обращения: 11.11.2021).
1. Annual Report to Congress: Military and Security Developments Involving the People's Republic of China // Office of the Secretary of Defense [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2015_China_Military_Power_Report.pdf (дата обращения: 10.11.2021).
2. Constitution of the People’s Republic of China // The National People Congress of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.npc.gov.cn/zgrdw/englishnpc/Constitution/node_2825.htm (дата обращения: 10.11.2021).
3. Made in China 2025 // The State Council the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.www.gov.cn/2016special/madeinchina2025/ (дата обращения: 10.11.2021).
4. Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/ (дата обращения: 10.11.2021).
5. The People's Republic of China and Burkina Faso Resume Diplomatic Relations // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mfa.gov.cn/ce/ceno//eng/zgwj_1/t1563343.htm (дата обращения: 11.11.2021).
Международно-правовые документы
6. Beijing Declaration-Toward an Even Stronger China-Africa Community with a Shared Future // Ministry of Foreign Affairs of the People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/2649_665393/t1593686.shtml (дата обращения: 11.11.2021).
Документы международных организаций
7. Резолюции 26-й сессии (1971 год), 2758 (XXVI) Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/A/RES/2758%28XXVI%29 (дата обращения: 10.11.2021).
8. Экономика одного пояса, одного пути // The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fopenknowledge.worldbank.org%2Fbitstream%2Fhandle%2F10986%2F31878%2F211392RU.pdf%3Fsequence%3D12&clen=4250256 (дата обращения: 11.11.2021).
9. China, Burkina Faso agree to open new chapter of bilateral friendly cooperation // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590305.htm (дата обращения: 11.11.2021).
10. China, Cote d'Ivoire agree to promote bilateral ties to higher level // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1589732.htm (дата обращения: 11.11.2021).
11. Chinese Engagement in Africa // RAND Corporation [Электронный ресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fwww.rand.org%2Fcontent%2Fdam%2Frand%2Fpubs%2Fresearch_reports%2FRR500%2FRR521%2FRAND_RR521.pdf&clen=1233223 (дата обращения: 11.11.2021).
12. Le G5 Sahel // G5 Sahel [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.g5sahel.org/le-g5-sahel-2/ (дата обращения: 11.11.2021).
13. MOU Signing Ceremony Between AU And China // African Union [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://au.int/en/newsevents/20150127/mou-signing-ceremony-between-au-and-china (дата обращения: 11.11.2021).
14. Xi meets Beninese president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590342.htm (дата обращения: 11.11.2021).
15. Xi meets Guinean president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590345.htm (дата обращения: 11.11.2021).
16. Xi meets Malian president // The 2018 Beijing Summit of the Forum on China-Africa Cooperation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://focacsummit.mfa.gov.cn/eng/zxyw_1/t1590311.htm (дата обращения: 11.11.2021).
17. World Economic Outlook // International Monetary Fund [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/en/Publications/WEO (дата обращения: 11.11.2021).
18. World Migration Report 2020 // United Nations Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fpublications.iom.int%2Fsystem%2Ffiles%2Fpdf%2Fwmr_2020.pdf&clen=8327863&chunk=true (дата обращения: 11.11.2021).
19. World population projected to reach 9.8 billion in 2050, and 11.2 billion in 2100 // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/viewer.html?pdfurl=https%3A%2F%2Fwww.un.org%2Fen%2Fdevelopment%2Fdesa%2Fpopulation%2Fevents%2Fpdf%2Fother%2F21%2F21June_FINAL%2520PRESS%2520RELEASE_WPP17.pdf&clen=474854&chunk=true (дата обращения: 11.11.2021).
Дипломатические документы
20. Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на 19-м съезде КПК // Агентство Синьхуа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_136726299.htm (дата обращения: 10.11.2021).
21. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Газета «Жэньминь Жибао» 19.11.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31521/8 023960.html (дата обращения: 10.11.2021).
22. Full text of President Xi's speech at opening of Belt and Road forum // Xinhua.net [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.xinhuanet.com/english/2017-05/14/c_136282982.htm.htm (дата обращения: 11.11.2021).
Статистические материалы
23. Benin Exports to China // Trading Economics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/benin/exports/china (дата обращения: 11.11.2021).
24. Benin Imports from China // Trading Economics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/benin/imports/china (дата обращения: 11.11.2021).
25. Benin trade balance, exports and imports by country 2019 // World Integrated Trade Solution [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/BEN/Year/2019/TradeFlow/EXPIMP/Partner/by-country (дата обращения: 11.11.2021).
26. China // The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/china?view=chart (дата обращения: 10.11.2021).
27. China / Mali // OEC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oec.world/en/profile/bilateral-country/chn/partner/mli#:~:text=M%20in%202019.-,In%202019%2C%20Mali%20exported%20%24148M%20to%20China.,to%20%24148M%20in%202019. (дата обращения: 11.11.2021).
28. Cote dIvoire Product exports and imports to China 2019 // World Integrated Trade Solutions [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/CIV/Year/2019/TradeFlow/EXPIMP/Partner/CHN/Product/All-Groups (дата обращения: 11.11.2021).
29. External Trade Statistics // Association of Southest Asian Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://asean.org/?static_post=external-trade-statistics-3 (дата обращения: 10.11.2021).
30. International tourism, number of arrivals - Cote d'Ivoire // The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/ST.INT.ARVL?locations=CI (дата обращения: 11.11.2021).
31. Mali Overview // The World Bank [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/country/mali/overview#1 (дата обращения: 11.11.2021).
32. Migration data in Western Africa // Migration Data Portal [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.migrationdataportal.org/regional-data-overview/western-africa (дата обращения: 11.11.2021).
33. Senegal Exports to China // Trading Economics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/senegal/exports/china (дата обращения: 11.11.2021).
34. Senegal Imports from China // Trading Economics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com/senegal/imports/china (дата обращения: 11.11.2021).
35. The closest look yet at Chinese economic engagement in Africa// McKinsey&Company [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/featured-insights/middle-east-and-africa/the-closest-look-yet-at-chinese-economic-engagement-in-africa (дата обращения: 11.11.2021).
Делопроизводственные документы
36. Официальный сайт Института Конфуция (Ханьбань) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hanban.edu.cn/ (дата обращения: 10.11.2021).
37. Global China 2049 Initiative ICTS // ODI [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.odi.org/projects/china-2049-initiative (дата обращения: 10.11.2021).
38. Senegal Purchases 406 KingLong City Buses // King Long [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://king-long.com/patch/news/d/1633/ (дата обращения: 11.11.2021).
Публицистические документы
39. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014. 630 c.
40. Africa’s rising debt: Chinese loans to continent exceeds $140 billion // The Economic Times [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economictimes.indiatimes.com/news/international/world-news/africas-rising-debt-chinese-loans-to-continent-exceeds-140-billion/articleshow/86444602.cms?from=mdr (дата обращения: 11.11.2021).
41. An oil dispute in Niger is exposing big problems with Chinese investment in Africa // Insider [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.businessinsider.com/niger-oil-and-chinese-investment-in-africa-2015-9 (дата обращения: 11.11.2021).
42. Benin president taps China for controversial railway - dismissing bids by local and French companies // South China Morning Post [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scmp.com/news/world/africa/article/2138516/benin-president-taps-china-controversial-railway?module=perpetual_scroll&pgtype=article&campaign=2138516 (дата обращения: 11.11.2021).
43. China battles France for business in its former colonies // The Straitstimes [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.straitstimes.com/world/africa/china-battles-france-for-business-in-its-former-african-colonies?close=true (дата обращения: 11.11.2021).
44. China Metallurgical Corporation provides $136 million loan for Nouakchott International Airport Construction Project // AidData [Электронный ресурс]. Режим доступа: // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-mauritania-energy/total-to-start-oil-drilling-in-mauritania-idUSL0525402120080305 (дата обращения: 11.11.2021).
45. China to loan Guinea 20$ billion to secure aluminum ore // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-guinea-mining-china/china-to-loan-guinea-20-billion-to-secure-aluminum-ore-idUSKCN1BH1YT (дата обращения: 11.11.2021).
46. Chinese medical experts arrive in Ethiopia and Burkina Faso to aid fight against COVID-19 // Ministry of Foreign Affairs of People’s Republic of China [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mfa.gov.cn/ce/cesl/eng/xwdt/t1771224.htm (дата обращения 20.11.2021).
47. Côte d'Ivoire: des ateliers culturels chinois pour la Fête du printemps à Abidjan // French.China.Org.Cn [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htmhttp://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htm (дата обращения 20.11.2021).
48. Mali Leans on China as Investments across Africa Heighten // The Moguldom Nation [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moguldom.com/75390/mali-leans-on-china-as-investments-heighten/2/ (дата обращения: 11.11.2021).
49. Mali Signs $1,5 bln rail deal with China Railway Construction // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/mali-china-cn-railway-const/mali-signs-1-5-bln-rail-deal-with-china-railway-construction-idUSL8N14F06320151226 (дата обращения: 11.11.2021).
50. Sénégal: montée en puissance du mandarin // ChinaFrique [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htmhttp://french.china.org.cn/foreign/txt/2020-01/23/content_75643181.htm (дата обращения 20.11.2021).
51. Standard Bank works Chinese connections in Francophone West Africa // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-ivorycoast-stanbic/standard-bank-works-chinese-connections-in-francophone-west-africa-idUSKBN1HH1VW (дата обращения: 11.11.2021).
52. Total to start oil drilling in Mauritania // Reuters [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-mauritania-energy/total-to-start-oil-drilling-in-mauritania-idUSL0525402120080305 (дата обращения: 11.11.2021).
Научная литература
53. Бодрова О.И. Роль «Народной дипломатии» в комплексе дипломатического инструментария КНР // Вестник ННГУ. 2014. №5-1. С.64-68.
54. Борох О.В., Ломанов А.Н. Новая эпоха Китая // Мировая экономика и международные отношения. 2018. № 3. С. 59-70.
55. Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государства // Перспективы. Электронный журнал. 2016. № 1. С. 68-80.
56. Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследования. 2014. №11(39). С.112-115.
57. Ганьшина Г.И. История развития политики «мягкой силы» в Китае. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Всеобщая история». 2016. №3. С.63-72.
58. Глазьев С.Ю. Битва за лидерство в XXI веке. Россия - США - Китай. Семь вариантов обозримого будущего. М.: Книжный мир, 2017. 352 с.
59. Дегтерев Д.А., Ли Янь, Трусова А.А., Черняев М.С. Приоритетные направления российской и китайской помощи в целях развития странам Азии и Африки: сравнительно-сопоставительный анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 4. С. 888-905.
60. Дейч Т.Л. «Китайский век» для Африки // Международная жизнь. 2013. № 10. С. 89-102.
61. Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. №5. С.119-141.
62. Денисов И.Е.. Шелковая безопасность: новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии // Индекс безопасности. 2015. №21 (3). C.51-60.
63. Денисов И.Е. Об основах сицзиньпинизма. Идеологический портрет «пятого поколения» руководителей КНР // Тетради по консерватизму. 2015. №5. C.112-118.
64. Денисов И.Е. Эволюция внешней политики Китая при Си Цзиньпине. Международная жизнь. 2015. №5. –C.40-54.
65. Денисов И.Е., Адамова Д.Л. Формула внешней политики Си Цзиньпина: основные особенности и проблемы интерпретации // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Выпуск XXII: ежегодное издание. М.: ИДВ РАН,2017. C.76-90.
66. Жочэнь У, Виноградова А.А. Дипломатия РФ и КНР в деле обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке в начале XXI века // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2018. №1. С.42-53.
67. Забелла А.А. Африка во внешнеполитическом курсе КНР // Вестник РУДН. Серия: Всеобщая история. 2017. №4. С.341-352.
68. Захаров А.Н., Русак Н.А. Внешняя торговля Китая со странами Африки // Российский внешнеэкономический вестник. 2018. №4. С.68-75.
69. Зогбэ П.К. Внешнеэкономические связи Республики Кот-д’Ивуар: роль Китая в развитии экономики страны // European science. 2018. №1 (33). С.49-54.
70. Инь Сымэн. Роль публичной дипломатии в продвижении проекта «Один пояс, один путь» Китая на международной арене // Общество: политика, экономика, право. 2018. №2. С.20-23.
71. Камара Н.К., Петровская М.В. Горнодобывающая промышленность Республики Гвинея: особенности и перспективы развития // Вестник евразийской науки. 2017. №6 (43). С.55.
72. Кассае Н.В.М., Ивкина Н.В. Особенности политического развития Африки в постколониальный период // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №1. С.22-38.
73. Котляров Н.Н. Взаимодействие Китая с внешним миром в условиях «Новой нормальности» китайской экономики // Мир новой экономики. 2017. №2. С.27-37.
74. Кривохиж С.В. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая // Вестник СПбГУ. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2012. №3. С.104-112.
75. Пивоварова Э.П. Что нового внёс XIX съезд КПК в стратегию социально-экономического развития КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2018. №3. С. 86-95.
76. Пономаренко Л.В., Соловьева Т.М. КНР — Африка: новые ориентиры взаимоотношений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 32-42.
77. Понька Т.И., Рамич М.С. У Юйяо. Информационная политика и информационная безопасность КНР: развитие, подходы и реализация // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №2. С.382-394.
78. Сионтьяндиоби С. Экономическая политика Китая в Африке // Дискуссия. 2016. №4 (67). С.64-70.
79. Старкин С.В. Влияние геополитической среды на трансформацию контрразведывательной парадигмы спецслужб США // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 2. С.130-134.
80. Титаренко М.Л., Петровский В.Е. Россия, Китай и новый мировой порядок. Теория и практика. М.: Весь Мир, 2016. 304 с.
81. Турбан Г. В. Протекционизм во внешней торговле // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-1. С.149-151
82. У Байи. Вэньхуа вайцзяо: лиши, сяньши дэ сыкао // Культурная дипломатия: анализ истории и современного состояния [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aisixiang.com/data/102951.html (дата обращения: 21.02.2021).
83. Филиппов В.С. Париж vs. Пекин: противостояние на Африканском континенте // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2020. №1. С.84-96.
84. Цветкова Н.Н. Международная экономическая интеграция и проект «экономический пояс Шелкового пути» // Восточная аналитика. 2018. №3. С.110-119.
85. Цветкова Н.Н. Новые тенденции в глобализации: регионализация и усиление протекционизма // Труды Института востоковедения РАН. 2017. №4. С.45-61.
86. Чубаров И.В., Калашников Д.А. Один пояс — один путь: глобализация по-китайски // Мировая экономика и международные отношения. 2018. №1. С. 25-33.
87. Ягья В.С., Ковалевская Н.В., Ли Минфу. Стратегия «Мягкой силы» во внешней политике КНР в Африке // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №9. С.77-84.
88. Basiru A. Extra-African Powers and the Crisis of Regionalism in Africa: Background to and Reflections on France's Engagement with Africa // Africa Review. 2016. Vol. 2. No. 8. P. 96-107.
89. Bourdarias F. Chinese Migrants and Society in Mali: Local Constructions of Globalization // African and Asian Studies [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/233566179_Chinese_Migrants_and_Society_in_Mali_Local_Constructions_of_Globalization (дата обращения: 11.11.2021)
90. Esterhuyse H.; Kane M. China-Mali relationship: Finding mutual benefit between unequal partners // Studying China-Africa Relations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20140626022734/http://www.ccs.org.za/wp-content/uploads/2014/02/CCS_Policy_Briefing_China_Mali_Relations_Kane_Esterhuyse_2013_HE_MC1.pdf (дата обращения: 11.11.2021).
91. Gummi U.M., Rong Y., Ding Ch. China-Africa Economic Ties: Where Agenda 2063 and Belt and Road Initiative Converged and Diverged? // Scientific Research [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scirp.org/journal/paperinformation.aspx?paperid=100223 (дата обращения: 11.11.2021).
92. Li Anshan. China's Engagement in Africa - Singular Interest or Mutual Benefit? Expert roundtable on resource government in Africa in 21st century. Beijing University, 2007. P. 1-5.
93. Marais H., Labuschagne J-P. If you want to prosper, consider building roads // Deloitte Insights [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/public-sector/china-investment-africa-infrastructure-development.html (дата обращения: 11.11.2021).
94. Pickering J. Foreign Competition in Guinea: The Scramble for Natural Resources // Foreign Policy Research Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fpri.org/article/2021/09/foreign-competition-in-guinea-the-scramble-for-natural-resources/ (дата обращения: 11.11.2021).
Вопрос-ответ:
Какую роль играет Китай в системе международных отношений в Западной Африке?
Китай является ведущей мировой державой и занимает важное положение в системе международных отношений в Западной Африке.
Какие стратегические интересы у Китая на Африканском континенте?
Китай имеет стратегические интересы на Африканском континенте, которые могут быть связаны с экономическими, политическими и геополитическими целями.
Каким образом Китай стал главным политическим и экономическим партнером стран Западной Африки?
Китай укрепил свои экономические, политические и дипломатические связи с странами Западной Африки, что привело к установлению статуса главного партнера в регионе.
Как развиваются торговые отношения между Китаем и бывшими французскими колониями в Африке?
Торговые отношения между Китаем и бывшими французскими колониями в Африке развиваются активно и привлекают все больше внимания, включая увеличение объемов торговли и расширение спектра товаров.
Как взаимодействуют Китай и страны Западной Африки в области экономического сотрудничества?
Китай и страны Западной Африки активно взаимодействуют в области экономического сотрудничества, включая инвестиции, техническую помощь и развитие инфраструктуры.
Какую роль играет Китай в международных отношениях?
Китай играет роль ведущей мировой державы, которая стремится укрепить свое положение и влияние в мире.
Какие стратегические интересы имеет Китай на Африканском континенте?
Китай имеет интерес к экономическому развитию в Африке, доступу к ресурсам и установлению дружественных отношений с африканскими странами.
Каким образом Китай становится главным политическим и экономическим партнером стран Западной Африки?
Китай активно развивает экономическое сотрудничество с странами Западной Африки, вкладывает в них крупные инвестиции и предлагает технологии и инфраструктурные проекты.
Какова динамика торговых отношений между Китаем и бывшими французскими колониями в Африке?
Торговые отношения между Китаем и бывшими французскими колониями в Африке активно развиваются, в том числе за счет увеличения экспорта африканских товаров в Китай и привлечения китайских инвестиций в африканские страны.
Какова роль Китая в развитии экономического сотрудничества между КНР и странами Западной Африки?
Китай активно способствует развитию экономического сотрудничества между КНР и странами Западной Африки, предлагая инвестиции, технологии и различные проекты, направленные на развитие инфраструктуры и сельского хозяйства в африканских странах.
Какую роль играет Китай в международных отношениях?
Китай является одной из ведущих мировых держав и играет значительную роль в международных отношениях. Он активно развивает политические и экономические связи с другими странами, стремится к расширению своего влияния и позиционирует себя как глобального игрока.
Каковы стратегические интересы Китая на Африканском континенте?
Китай имеет значительные стратегические интересы на Африканском континенте. Во-первых, это обеспечение сырьевой базы для своей экономики. Китай активно инвестирует в различные африканские страны, чтобы получать доступ к нефти, газу, минеральным ресурсам и другим важным ресурсам. Во-вторых, это расширение своей геополитической и экономической сферы влияния. Китай стремится создать сильные партнерские отношения с африканскими странами, чтобы укрепить свою позицию в глобальной политике и конкурировать с другими мировыми державами.