Правовое регулирование отношений по защите государственной тайны
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 20.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы института государственной тайны в Российской Федерации 5
1.1 Понятие государственной тайны 5
1.2 Условия и порядок отнесения сведений к государственной тайне 11
2. Проблемы защиты государственной тайны в Российской Федерации 22
2.1 Особенности разграничения государственной и служебной тайны 22
2.2 Проблемы правового регулирования государственной тайны 31
Заключение 36
Список использованных источников 38
Перечень сведений, подлежащих охране в соответствии с государственной тайной, законодательством не установлен. Исходя из содержания отдельных положений федерального закона, использующих понятие государственной тайны, можно сделать вывод, что к такой информации относятся:
- информация, составляющая государственную тайну, - информация, полученная органами государственной власти или органами местного самоуправления и их должностными лицами в ходе административной деятельности, когда их разглашение может воспрепятствовать или иным образом повлиять на осуществление возложенных на них законом полномочий
- информация, полученная извне от физических и юридических лиц, иных органов государственной власти и организаций, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами, если содержащие их документы отмечены отметками о конфиденциальности этой информации.
Необходимо следить за тем, чтобы ряд сведений не мог быть отнесен к разряду государственной тайны, так как это привело бы к нарушению конституционных положений, определяющих права и свободы человека и гражданина. Таким образом, к государственной тайне не относятся следующие сведения о:
- Чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия, угрожающие безопасности и здоровью граждан, и их последствия, а также стихийные бедствия, их официальные прогнозы и последствия.
- Современное состояние экологии, медицины, гигиены, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности.
- Льготы, компенсации и социальные гарантии, предоставляемые государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям.
- Факты нарушения прав человека и гражданских прав и свобод;
- Величина золотовалютных резервов и государственных валютных резервов Российской Федерации.
- Состояние здоровья высокопоставленных должностных лиц Российской Федерации.
- Факты преступлений со стороны органов власти и их сотрудников.
Перечень сведений, содержащихся в статье 7 Закона «О государственных секретах», не подлежащих отнесению к государственной тайне и засекречиванию, является исчерпывающим. В этой же статье предусмотрена классификация таких сведений на 3 вида возможной ответственности в зависимости от причиненного морального и материального вреда: уголовная, административная и дисциплинарная. Представляется, что такие меры являются гарантией соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина [20].
Отклоненный проект федерального закона «О государственной тайне» [3] предусматривал примерно такой же перечень сведений, что и закон «О государственной тайне». Тем не менее, этот аспект служебной тайны отражен в п. 1.3 Положения о порядке обращения с конфиденциальной служебной информацией. Законодательные акты, определяющие:
- Правовой статус государственных органов, организаций, государственных органов, права, свободы, обязанности граждан и порядок их реализации не могут составлять государственную тайну.
- Чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и процессы, экология, гидрогеология, демография, гигиена, эпидемиология и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасного существования жилых помещений, граждан, всего населения, производственных объектов.
- Разъяснение структуры административного органа, его миссии, направления, формы деятельности и адреса.
- Процедуры рассмотрения и разрешения обращений и жалоб граждан и организаций.
- Рассмотрение заявлений и жалоб граждан и юридических лиц в установленном порядке.
- Информация об исполнении бюджета и использовании других государственных средств, информация об экономическом положении и потребностях населения.
- Для реализации прав, свобод и обязанностей граждан необходимы документы и организационные информационные системы, хранящиеся в государственных фондах библиотек и архивов [8].
Проанализировав этот перечень, можно прийти к выводу, что перечисленные сведения не могут охраняться ни как сведения, составляющие государственную тайну, ни как сведения служебной тайны.
Таким образом, институты государственной и служебной тайны не тождественны по своему содержанию, так как включают в себя информацию разного рода, доступную только при ограниченном доступе. Даже простое понимание государственной тайны вызывает трудности из-за «скудности» правовых норм в этой сфере. Столь далеко идущая правовая регламентация государственной тайны может привести к нарушению конституционных прав граждан, а также создает условия для возникновения коррупции.
2.2 Проблемы правового регулирования государственной тайны
Значение информации в современных странах трудно переоценить. В законодательстве об использовании информации большое значение уделяется защите сведений, которые составляют государственную тайну, в сфере государственного управления. Защита данных сведений – это одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти.
Правовой основой института государственной тайны считаются положения статьи 29 Конституции Российской Федерации [2]. В данной статье установлено, что перечень сведений, которые непосредственно составляют государственную тайну, должен быть определен федеральным законом Российской Федерации. Отнесение отдельных сведений к государственной тайне осуществляется на основе трехуровневой системы списков [12].
Законодатели лишь изменили категории сведений, составляющих государственную тайну, но не сами сведения. Эту систему необходимо преобразовать в двухуровневую систему. Это устраняет существующий ведомственный подход отнесения информации к конфиденциальной путем систематизации [15].
Понятие государственной тайны раскрыто в статье 2 закона [3]. Однако в действительности понятие «государственная тайна» не может рассматриваться столь односторонне. Это важнейшая охраняемая страной информация о ее обороноспособности, внешней политике, экономике, разведке, контрразведке, научно-техническом потенциале. За понятием «государственная тайна» стоит работа значительных финансовых вливаний, поколений ученых, учебных заведений, научно-исследовательских институтов и экспериментальных баз.
Многоуровневые и многоступенчатые процедуры отнесения сведений к государственной тайне, с одной стороны, требуют большего количества участников и дают больше уверенности при отнесении сведений, отнесенных к государственной тайне в этом отношении, поэтому в этом есть плюс. С другой стороны, динамичные и сложные «закрытые» процедуры со стороны законодательной власти не гарантируют гражданам свободы слова, свободы слова и публичных дебатов [14].
Явный недостаток действующей концепции правового регулирования защиты сведений, составляющих государственную тайну, - это отсутствие специального органа в Российской Федерации, который бы обеспечивал нормативно-правовое регулирование и определение взаимосвязи между действующими государственными органами с целью обеспечения защиты различных видов секретной информации. В настоящее время отмечается необходимость в развитии подобных институтов. Данная необходимость определяется необходимостью поиска ответа на вопрос о том, кто должен заниматься толкованием и применением положений федерального закона «О государственной тайне».
Существенным недостатком действующей концепции правовой охраны государственных секретов является определение и оценка размера ущерба, причиненного безопасности Российской Федерации как результата несанкционированного распространения сведений, которые непосредственно составляют государственную тайну Российской Федерации [10].
Закон предусматривает возможность засекречивания содержания самого списка ведомств. Именно это положение послужило основанием для классификации абсолютного большинства из них. В связи с этим, возникают серьезные вопросы о правомерности таких норм.
Нормативные правовые акты, которые непосредственно затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они официально не обнародованы в качестве общедоступной информации. Данная норма содержится в статье 15 Конституции Российской Федерации [2]. Закон несколько раз упоминает об ответственности за незаконное или необоснованное засекречивание, но ничего не говорит о механизме такой ответственности.
Серьезным недостатком этого закона также является громоздкость информационной системы, связанной с государственной тайной. Это связано с тем, что во многих случаях закон предписывает разработку и согласование информации. Закон также не регулирует вопрос четкого круга лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне. Это может привести к постоянному росту численности перечисленных органов государственной власти, имеющих доступ к сведениями в области государственной тайны [15].
Целесообразно для защиты государственной тайны использовать опыт успешно построенных зарубежных стран, особенно США и Германии, не применяя к закону конкретного и подробного перечня сведений и не конкретизируя его в основном законе о государственной тайне. В этих зарубежных странах применяются более широкие нормы относительно степени конфиденциальности сведений, составляющих государственную тайну, что позволит улучшить деятельность органов безопасности [8].
Как и в России, в законодательстве США нет единого закона о государственной тайне. Однако Федеральный закон США о шпионаже (1917 г.) содержит аналогичные положения. Очень важное значение в определении категорий конфиденциальной информации и установлении общих процедур ее защиты имеет «Конфиденциальная информация, связанная с вопросами национальной безопасности» Президента США от 17 апреля 1995 г. [13].
По определению, содержащемуся в этом приказе, конфиденциальная информация, связанная с вопросами национальной безопасности, включает информацию, которая нуждается в защите от мошеннического разглашения и, если она выражена в письменной форме, уровень ее конфиденциальности.
Одним из недостатков Закона Российской Федерации «О государственной тайне» является невозможность модификации некоторых методик оценки ущерба и упущенной выгоды от разглашения конфиденциальной информации в случае злонамеренного разглашения отдельных сведений, в том числе составляющих государственную тайну [20].
Как указала Д. С. Кидяева: «Отсутствие способа подсчета ущерба приводит к беспокойству по поводу государственной тайны. Одним из основных квалификационных признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, в настоящее время является наличие неустановленного ущерба» [9].
Перечень сведений, не подлежащих засекречиванию содержится в статье 7 закона [3]. О чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, экологической обстановке, медицинском обслуживании, преступности, масштабах, золотом запасе Российской Федерации и государственных валютных резервах, состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации и др.
Вопрос о государственной тайне в данном случае Ю.В. Пономарева [18], перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, устанавливается внутренним или ведомственным действием. Это часто не подлежит разглашению в связи с нарушением доступа граждан к информации. Ограничение доступа к информации исключительно на основании федерального закона.
Таким образом, несмотря на то, что система «государственной тайны» возникла в российском законодательстве достаточно давно, она не имеет достаточно четкого правового регулирования и нуждается в серьезном реформировании со стороны законодательной власти.
Заключение
Таким образом, в результате решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.
Защита государственной тайны является одной из важнейших задач нации, поскольку она связана с безопасностью нации и безопасностью проживающих в ней граждан. В результате создано значительное количество организаций с возможностью защиты государственной тайны и ее неразглашения, достаточно тщательными и сложными процедурами получения доступа, значительными ограничениями и обязательствами в отношении лиц, получающих этот доступ. В то же время существует социальная гарантия компенсации возложенных государством обязательств, и вопрос об измеримой обоснованности соответствующих норм требует дальнейшего исследования.
Государственная тайна является самостоятельным юридическим лицом суверенных демократий, определяющим объем сведений, и их распространение может поставить под угрозу безопасность Российской Федерации. Система государственной тайны является важнейшим компонентом системы защиты информации, входящей в состав системы национальной безопасности.
Национальные и официальные спецслужбы прикрывают информацию ограниченного доступа разного характера, поэтому содержание неодинаково. Затруднения вызывает само понимание государственной тайны «редкости» законодательства в этой сфере. Столь широкое правовое регулирование государственной тайны может привести к ущемлению конституционных прав граждан, а также создает предпосылки для развития коррупции. Несмотря на то, что система «государственной тайны» возникла в российском законодательстве достаточно давно, она не имеет достаточно четкого правового регулирования и нуждается в серьезном реформировании со стороны законодательной власти.
Подводя итоги анализа законодательства о государственной тайне, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, государственная тайна является центральной категорией государственного суверенитета. Только оперативные меры по ее защите и предотвращению безопасности укрепят национальную независимость. Однако законы о государственной тайне имеют определенные недостатки и пробелы. Поэтому в нем отсутствует единый научный подход к определению понятия государственной тайны. При таком подходе государственная тайна содержит только самые важные тайны, разглашение или утеря которых имеет серьезные последствия для национальной безопасности. Также отсутствует механизм ответственности за незаконное или ненадлежащее засекречивание и рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну.
Не существует четко определенного круга лиц, имеющих право относить сведения к государственной тайне. Не существует конкретного метода оценки ущерба, причиняемого разглашением конфиденциальной информации при незаконном разглашении конкретной информации, в том числе государственной тайны.
В связи с этим закон о государственной тайне нуждается в совершенствовании механизма правового регулирования государственной тайны. Делается это по объему сведений, относящихся к государственной тайне, и гарантирует быстрое рассекречивание. Поэтому для объективной оценки ущерба, причиняемого нации незаконным распространением сведений, составляющих государственную тайну, необходимо принятие нормативного акта по оценке размера ущерба.
Список использованных источников
Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М.: Юрид. лит. 1994. С. 6-9.
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 // Российская газета. – №237. – 1993; Российская газета. – №163. – 2014.
Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изм. от от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ) // "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480
Бабина Е.Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УрФО. 2018. № 2(8).
Верютин В.Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне / В.Н. Верютин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 313 - 323.
Галицкая Н.В. Виды административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения безопасности // Качество жизни населения в условиях модернизации российского общества: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты: сб. ст. 7 всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Б. Кошарной. - Пенза, 2018. -С. 50-55.
Дворников А.А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: автореф.дис...канд.юрид.наук. - Тюмень, 2017. - 22 c.
Долгополов А.А. О соотношении единого предмета правового регулирования и режимного административно-правового регулирования // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 2 (32). - С. 135-140.
Кандакова В.А., Габдрахманов Ф.В. Вопросы правового регулирования института государственной тайны в Федеративной Республике Германия // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 4 (15). - С. 79-81.
Кидяева Д.С. Режим государственной тайны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 3281-3285.
Кокотов А.Н. О предмете конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 36 - 43.
Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия "тайна" // Информационное право. - М.: Юрист, 2015. № 2 (17).
Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития // Конституционное и муниципальное право. - 2018. -№ 4.
Мартышин М.Ю., Мартышина А.А. Зарубежный опыт правового регулирования государственной тайны // Вестник КРАГСиУ. - 2019. - № 17. - С. 54-60.
Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. - 2019. -№ 1 (31). - С. 29-37.
Панченко П.Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты // Государство и право. 2016. №8.
Петров К.С. Государственная тайна в Российской Федерации: уровни правового регулирования. - Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. №4 (17).
Платонова Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 676-678.
Пономарева Ю.В. Категории сведений, доступ к которым может быть ограничен в режиме служебной тайны // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. - 201б. - Т. 1б, № 3. - С. 11б-120.
Чуракова Е.Н., Лошкарев А.В., Таничев Г.В. Государственная тайна // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общ. ред. Т.М. Си-гитова. - Пермь, 2017. - С. 111-114.
Юсупов Р.М. О государственной тайне: история и современность / Р.М. Юсупов, М.А. Вус // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1(57). С. 51 - 77.
3
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Гражданство и свобода передвижения. Нормативные акты и документы. М.: Юрид. лит. 1994. С. 6-9.
2. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12.12.1993 // Российская газета. – №237. – 1993; Российская газета. – №163. – 2014.
3. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изм. от от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ) // "Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации" от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480
4. Бабина Е.Е. История развития законодательства в области защиты государственной тайны в России // Вестник УрФО. 2018. № 2(8).
5. Верютин В.Н. Общественные отношения, возникающие в сфере отнесения сведений к государственной тайне / В.Н. Верютин // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. № 4. С. 313 - 323.
6. Галицкая Н.В. Виды административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения безопасности // Качество жизни населения в условиях модернизации российского общества: правовые, социокультурные и социально-экономические аспекты: сб. ст. 7 всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Б. Кошарной. - Пенза, 2018. -С. 50-55.
7. Дворников А.А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: автореф.дис...канд.юрид.наук. - Тюмень, 2017. - 22 c.
8. Долгополов А.А. О соотношении единого предмета правового регулирования и режимного административно-правового регулирования // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 2 (32). - С. 135-140.
9. Кандакова В.А., Габдрахманов Ф.В. Вопросы правового регулирования института государственной тайны в Федеративной Республике Германия // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 4 (15). - С. 79-81.
10. Кидяева Д.С. Режим государственной тайны // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 3281-3285.
11. Кокотов А.Н. О предмете конституционно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. С. 36 - 43.
12. Ловцов Д.А. Концептуально-логическое моделирование юридического понятия "тайна" // Информационное право. - М.: Юрист, 2015. № 2 (17).
13. Мальцев В.А. Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития // Конституционное и муниципальное право. - 2018. -№ 4.
14. Мартышин М.Ю., Мартышина А.А. Зарубежный опыт правового регулирования государственной тайны // Вестник КРАГСиУ. - 2019. - № 17. - С. 54-60.
15. Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. - 2019. -№ 1 (31). - С. 29-37.
16. Панченко П.Н. Институт тайны: правоохранительные аспекты // Государство и право. 2016. №8.
17. Петров К.С. Государственная тайна в Российской Федерации: уровни правового регулирования. - Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т.5. №4 (17).
18. Платонова Е.В. Административно-правовой режим государственной тайны Российской Федерации. Проблемы правового регулирования и пути их решения // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 676-678.
19. Пономарева Ю.В. Категории сведений, доступ к которым может быть ограничен в режиме служебной тайны // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. - 201б. - Т. 1б, № 3. - С. 11б-120.
20. Чуракова Е.Н., Лошкарев А.В., Таничев Г.В. Государственная тайна // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты: сб. науч. ст. студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей / под общ. ред. Т.М. Си-гитова. - Пермь, 2017. - С. 111-114.
21. Юсупов Р.М. О государственной тайне: история и современность / Р.М. Юсупов, М.А. Вус // Петербургская библиотечная школа. 2017. № 1(57). С. 51 - 77.
Вопрос-ответ:
Какие являются теоретико-правовые основы института государственной тайны в Российской Федерации?
Теоретико-правовые основы института государственной тайны в Российской Федерации включают в себя понятие государственной тайны и условия и порядок отнесения сведений к государственной тайне.
Какие сведения относятся к государственной тайне и каков порядок их классификации?
Сведения, содержащие информацию о государственных, военных, экономических, научных и иных интересах Российской Федерации, могут быть отнесены к государственной тайне, если от их разглашения могут возникнуть угрозы для национальной безопасности. Порядок классификации таких сведений определен законодательством и включает в себя определение государственного органа, уполномоченного на классификацию, а также процедуру обязательной регистрации и оформления документов, содержащих государственную тайну.
Какие проблемы могут возникать при защите государственной тайны в Российской Федерации?
Одной из проблем является разграничение государственной и служебной тайны, так как некоторые сведения могут неоднозначно относиться к одной из этих категорий. Также существуют проблемы в правовом регулировании государственной тайны, например, недостаточно четкие критерии для отнесения сведений к государственной тайне или неполное покрытие некоторых аспектов защиты информации.
Каковы особенности разграничения государственной и служебной тайны?
Разграничение государственной и служебной тайны осуществляется на основе критериев, предусмотренных законодательством. Государственная тайна относится к сведениям, содержащим информацию о государственных, военных, экономических, научных и иных интересах Российской Федерации, а служебная тайна относится к сведениям, полученным и используемым в ходе государственной или муниципальной службы.
Какие источники использовались для написания данной статьи?
Для написания данной статьи использовались различные источники, включая законодательные акты, научные статьи, публикации в периодической печати и другую справочную литературу по теме правового регулирования отношений по защите государственной тайны в Российской Федерации.
Какими являются теоретико-правовые основы института государственной тайны в Российской Федерации?
Теоретико-правовые основы института государственной тайны в Российской Федерации предполагают определение и понимание понятия государственной тайны, а также установление условий и порядка отнесения сведений к государственной тайне.
Как можно определить понятие государственной тайны?
Государственная тайна - это определённые сведения, указанные в специальном перечне, которые представляют интерес для государственной безопасности и охраны, и которые обладают статусом ограниченного доступа.
Какие условия и порядок отнесения сведений к государственной тайне существуют в Российской Федерации?
Для отнесения сведений к государственной тайне необходимо выполнение некоторых условий, таких как наличие сведений, которые представляют интерес для государственной безопасности и охраны, а также процедура определения степени секретности и установление мер по охране таких сведений. Порядок отнесения сведений к государственной тайне определяется соответствующими правовыми актами.
Какие особенности разграничения государственной и служебной тайны существуют?
Разграничение государственной и служебной тайны происходит на основе степени важности для общества и государства. Государственная тайна относится к сведениям, которые представляют интерес для государственной безопасности и охраны, в то время как служебная тайна относится к сведениям, относящимся к деятельности государственных органов и должностных лиц.
Какие проблемы правового регулирования государственной тайны существуют в Российской Федерации?
Проблемы правового регулирования государственной тайны в Российской Федерации связаны с неоднозначностью определения критериев для отнесения сведений к государственной тайне, а также с несоответствием существующих норм закона реальным вызовам и угрозам, связанным с защитой государственной тайны.
Какие основные принципы правового регулирования института государственной тайны в России?
Основные принципы правового регулирования института государственной тайны в России включают: принцип законности, принцип строгости, принцип недопустимости свободного доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, принцип единства государственной тайны, принцип допустимости сокрытия факта существования сведений, составляющих государственную тайну.