Влияние СМИ на формирование общественного мнения
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.03.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ 5
1.1.Понятие СМИ и общественного мнения 5
1.2.Понятие манипуляции общественным мнением и сознанием 10
2.ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВЛИЯНИИ СМИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 25
С этой целью в массовое сознание через СМИ, политическую рекламу внедряется идея относительно четкого разделения мира на своих чужих, на друзей и врагов, то есть, сегодня мы можем говорить о выраженной дуальности в восприятии политической реальности. В новостях, в газетных статьях, публицистике, на телевидении в аналитических передачах мы постоянно можем читать, слышать, что западный мир по отношению к России и русскому народу настроен враждебно, что осуществляется введение санкций, создание неблагоприятного имиджа России на международной арене. Как результат, искажается реальная политическая действительность, подача информации носит фрагментарный характер, присутствует однобокость. Миф играет роль идеологической инверсии, развернутой на всех уровнях коммуникаций, вербальных и невербальных. В новом обличье, закамуфлированном идеями свободы, демократии, выступают те же самые тоталитарные символы и мифы, которыми были пронизаны общество и харизматические лидеры. Здесь же нужно сказать о направленности современной мифотворческой деятельности не только на демонстрацию природы все положительных качеств политических лидеров, но и даже во многом на их преувеличение, доказательства того, что «наши» лидеры правы в своей стратегии, что они держат ситуацию под контролем, как результат, возникает ощущение защищенности от враждебного мира. В СМИ наблюдается резкое усиление объема политических и коммерческих коммуникаций, в которых преобладают негативные оценки. Новая идеология привела к формированию новых идолов, которые ничем не уступают политическим образам тоталитарного режима. Представляется, самым сильным политическим мифом сегодня является миф о сверхчеловеке, который стоит у власти. Владимира Путина отличает умение хорошо разбираться в политических отношениях. И именно во время его правления началась эпоха масштабного и профессионального политического пиара. Владимир Путин ясно показал, что не даст средствам массовой информации себя чернить, именно это и заставило его вступить в битву за СМИ, в частности, за телевидение. При Б. Ельцине такой ситуации не было. Причем, Владимир Путин стал создавать собственный образ – человека, обладающего непоколебимой волей и мужеством, способный противостоять любой силе, отстаивать интересы страны. И все же, СМИ активно работают над максимальным приближением данного человека, поистине харизматичного и яркого политического лидера к народу. Примером могут быть регулярные горячие линии с В. Путиным (это уже стало традицией), демонстрация того, как Путин проводит отдых, работает, встречается с рабочими заводов и т.п. Так происходит создание образа политического лидера, который знает обо всем, что творится в стране и за ее пределами, который готов встать на защиту интересов простого народа, оказать помощь, защиту. Таким образом, можно сделать вывод о том, что для современной России самым актуальным является политический миф о главе государстве как сверхгерое и сверхчеловеке, который способен в любой ситуации встать на защиту интересов государства на международной арене и решить все актуальные проблемы.Кроме того, следует выделить миф о противостоянии «своих» и «чужих». Конечно же, основную роль в проведении данных политических мифов, придании им статуса идеологии играют средства массовой информации и коммуникации. И все же, сегодня манипуляция общественным мнением приняла огромные масштабы, грозя перейти в опасную стадию. Благодаря влиянию СМИ политики создают искусственные политические мифы, навязывают политические стереотипы, вешают ярлыки. В результате происходит следующая негативная ситуация: у общества теряются правильные политические ориентиры, политическая культура, объективность восприятия. В будущем это может привести к политико-правовому нигилизму и утрату ценности политической культуры, несформированности политического сознания. Таким образом, политическая манипуляция является нужной политикам, но для общества она представляет определенную опасность.2.ПРОВЕДЕНИЕ ОПРОСА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВЛИЯНИИ СМИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВДля оценки степени выраженности влияния СМИ на общественное мнение и сознание мы провели опрос. В опросе участвовали 55 человек (возраст от 18 до 55 лет). Все участники опроса имеют различный социальный статус. В анкету вошли следующие вопросы:1.ваш пол и возраст2.Откуда Вы предпочитаете узнавать о событиях?1.Семья и знакомые2. СМИ3.Какие СМИ Вы используете чаще всего?1.Интернет2.Газеты и печатные издания3.Радио4.Телевидение.4.Как Вы бы оценили степень влияния СМИ на Ваше мнение о событии?1.Слабая степень влияния2.Средняя степень влияния, прислушиваюсь к мнениям экспертов, аналитиков3.Сильная степень влияния.5.В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением? Выберете, пожалуйста, один из вариантов: Полностью согласен Скорее согласен Скорее не согласен Полностью не согласен 6. Часто ли вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ ?Выберете, пожалуйста, один из вариантов: Всегда соглашаюсь Часто Редко Не соглашаюсь 7.Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ? Выберете, пожалуйста, один из вариантов: Всегда меняю Часто Редко Не меняю 8.Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ? Выберете, пожалуйста, один из вариантов: Да Нет Затрудняюсь ответить.Ответы распределились следующим образом. При ответе на второй вопрос 85 процентов ответили, что предпочитают узнавать о событиях из СМИ. Это говорит о том, что именно СМИ остаются основным источником информации.При ответе на третий вопрос 65 процентов заявили, что предпочитают Интернет, а также слушают радио в машине, где также узнают о новостях, люди более старшего возраста (15 процентов) предпочитают газеты и телевидение. Таким образом, что традиционно для информационного общества, Интернет СМИ лидируют.При ответе на 4 вопрос более 50 процентов заявили, что испытывают среднюю степень влияния СМИ на свое мнение о событии, 30 процентов признались, что сильно поддаются влиянию, еще 20 заявили, что это влияние является слабым. Таким образом, все же люди признают, что влияние СМИ есть и оно существенное.При ответе на 5 вопрос 80 процентов заявили, что полностью согласны, а 20 затруднились с ответом вовсе.При ответе на 6 вопрос 50 процентов заявили, что соглашаются часто, тогда как 20 процентов редко соглашаются, 30 процентов не соглашаются.При ответе на 7 вопрос 40 процентов заявили, что часто меняют свое мнение после просмотра СМИ, 30 заявили, что редко меняют, 10 процентов ответили, что вообще не меняют, 10 процентов признались, что меняют почти всегда.При ответе на 8 вопрос 60 процентов признались, что ощущают манипулятивное влияние СМИ. 30 процентов затруднились с ответом, 10 процентов – что вообще не подвержены манипуляциям.Проведенный опрос показывает, что степень влияния СМИ на общественное мнение действительно высока. Многие люди признают, что СМИ наделены мощным манипулятивным потенциалом. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, средства массовой информации удовлетворяют потребность современного общества в получении информации, передавая данную информацию по различным каналам. По причине огромного влияния на жизнь общества и формирование общественного мнения, СМИ часто определяют как «четвёртую власть». И действительно, средствам информации принадлежит большая роль во всех сферах жизни современного общества – политической, экономической, духовной и других. Соответственно, на СМИ накладываются также и ограничения, касающиеся следованию этическим нормам, права на частную жизнь, сведения, являющиеся частью государственной тайны. Роль СМИ очень высока – благодаря СМИ аудитория получает самую последнюю и актуальную информацию о событиях в стране и за рубежом, в СМИ дается оценка происходящего. В наше время СМИ – это, пожалуй, главный способ получения информации для большинства людей, и как следствие, основной инструмент управления общественным мнением.СМИ имеют доступ к влиянию над огромной аудиторией, соответственно, это наделяет СМИ большим манипулятивным потенциалом. Существует огромное множество методов манипулирования сознанием человека. Чаще всего в СМИ используются скрытые техники манипулирования, стратегии убеждения и внушения. В телевизионных программах используется тактика вовлечения широкой аудитории. Манипулятивный потенциал СМИ достаточно успешно используется в политической борьбе. В целом, данная проблема является перспективной для дальнейшего исследования, поскольку с каждым годом появляются все новые и новые коммуникативные механизмы СМИ, влияющие на массовое сознание.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНормативно-правовые актыЗакон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 14.03.2020)ЛитератураАнхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 3-3. – С. 464-468Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания.// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniyaГончаренко Я.В. СМИ и политика: теоретическая рефлексия.//Русская политология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-politika-teoreticheskaya-refleksiya Казаков А.А. Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ.//Известия Саратовского университета. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-protivodeystviya-politicheskim-manipulyatsiyam-v-smiКорниенко Т.А. Сущность и структура политического мифа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-politicheskogo-mifa Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/ Нестеров А.И. Средства массовой информации в контексте правосубъектности.//Юридические исследования. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-kontekste-pravosubektnostiОльшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Рипол Классик, 2019. Целыковский А.А. Структура, свойства и функции политического мифа.// LogosetPraxis. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-svoystva-i-funktsii-politicheskogo-mifaЩеглов А.В. Манипуляция общественным мнением.//Вестник экономической безопасности. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem
Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 14.03.2020)
Литература
2. Анхимова Р.В. Средства массовой информации как часть коммуникативной системы: понятие, функции и роль в обществе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2018. – № 3-3. – С. 464-468
3. Виноградова Л.В. Сущностные признаки массового сознания.// https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-priznaki-massovogo-soznaniya
4. Гончаренко Я.В. СМИ и политика: теоретическая рефлексия.//Русская политология. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smi-i-politika-teoreticheskaya-refleksiya
5. Казаков А.А. Способы противодействия политическим манипуляциям в СМИ.//Известия Саратовского университета. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-protivodeystviya-politicheskim-manipulyatsiyam-v-smi
6. Корниенко Т.А. Сущность и структура политического мифа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-politicheskogo-mifa
7. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
8. Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/
9. Нестеров А.И. Средства массовой информации в контексте правосубъектности.//Юридические исследования. – 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-kontekste-pravosubektnosti
10. Ольшанский Д.В. Психология масс. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl5.shtm
11. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика». Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Рипол Классик, 2019.
12. Целыковский А.А. Структура, свойства и функции политического мифа.// Logos et Praxis. – 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-svoystva-i-funktsii-politicheskogo-mifa
13. Щеглов А.В. Манипуляция общественным мнением.//Вестник экономической безопасности. – 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-obschestvennym-mneniem
Вопрос-ответ:
Какие средства массовой информации входят в структуру информационного пространства?
Среди основных средств массовой информации можно выделить такие виды, как телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-СМИ и социальные сети.
Что такое СМИ и общественное мнение?
СМИ (средства массовой информации) – это совокупность организаций и технических средств, предназначенных для передачи информации широкой аудитории. Общественное мнение – это совокупность взглядов, убеждений и оценок людей по определенной проблеме или событию, формирующиеся под воздействием информации.
Что означает понятие "манипуляция общественным мнением и сознанием"?
Манипуляция общественным мнением и сознанием – это процесс целенаправленного воздействия на общественное мнение и мышление людей с целью получения желаемого результата. Это может быть использовано для формирования определенных политических взглядов, мнений о товарах или услугах, создания имиджа определенных личностей и т.д.
Как проводится опрос общественного мнения о влиянии СМИ и как интерпретируются его результаты?
Опрос общественного мнения проводится с помощью анкетирования или интервьюирования репрезентативной выборки населения. Вопросы касаются того, какие источники информации люди предпочитают, насколько они доверяют СМИ, оценивают ли они влияние СМИ на свои взгляды и т.д. Результаты опроса интерпретируются и анализируются с помощью статистических методов для выявления общих тенденций и закономерностей.
Какая идея относительно четкого внедряется в массовое сознание через СМИ?
Через СМИ в массовое сознание внедряется идея относительно четкого политического рекламы, которая может содержать определенные манипулятивные утверждения или пропагандистские девизы, направленные на формирование определенных политических взглядов у широкой аудитории.
Какое влияние оказывают СМИ на формирование общественного мнения?
СМИ имеют значительное влияние на формирование общественного мнения. Они могут представлять определенные идеи, взгляды и ценности, которые передаются широкой аудитории. С помощью различных техник и манипуляций, СМИ могут управлять и влиять на мнения и убеждения людей.
Что такое манипуляция общественным мнением с помощью СМИ?
Манипуляция общественным мнением с помощью СМИ - это процесс использования различных методов и техник, чтобы влиять на мнения и убеждения людей через представление определенной информации или искажение фактов. Часто это делается с целью продвижения определенных идей, интересов или политических позиций.
Как проводится опрос общественного мнения о влиянии СМИ?
Опрос общественного мнения о влиянии СМИ может проводиться различными способами. Обычно это включает в себя опросы, интервью или анкетирование репрезентативной выборки населения с использованием специально разработанных вопросов. Данные затем анализируются и интерпретируются для получения информации о восприятии и влиянии СМИ.
В чем состоит влияние СМИ на формирование общественного мнения?
Влияние СМИ на формирование общественного мнения происходит через различные механизмы. СМИ могут контролировать информацию, которая поступает к людям, выбирать, какие новости и события представлять, а какие нет. Они также могут использовать техники манипуляции, чтобы формировать определенные взгляды и убеждения. Кроме того, СМИ могут создавать общественный дискурс и определенные рамки обсуждения, ограничивая темы и идеи, которые могут быть высказаны.