АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «ПАЛЕРМО»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 23.03.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛ-ЖЕННОСТЬЮ 5
1.1. Экономическая сущность дебиторской задолженности 5
1.2. Нормативное регулирование расчётов с дебиторами 6
1.3. Анализ и управление дебиторской задолженностью 8
2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «ПАЛЕРМО» 12
2.1. Организационная экономическая характеристика ООО «Палермо» 12
2.2. Анализ дебиторской задолженности 20
2.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Фрагмент для ознакомления

Продолжительность одного оборота кредиторской задолженности в 2021г. по сравнению с 2019г. снизилась на 2995,4 дня, что является благоприятным фактором.
Способом факторного анализа выявим факторы, повлиявшие на ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности.
Для этого рассчитаем оборачиваемость расчетную путем деления среднегодовых остатков кредиторской задолженности компании «Палермо» 2021 года на однодневную реализацию 2019 года и в итоге получим величину равную 4380,2 дням.
Расчет влияния изменения среднегодовых остатков на изменение оборачиваемости кредиторской задолженности.
4380,2 – 3913,4 = +466,8
В результате увеличения среднегодовых остатков кредиторской задолженности компании «Палермо» произошло замедление оборачиваемости на 466,8 дней.
Расчет влияния изменения однодневной реализации на изменение оборачиваемости кредиторской задолженности.
917,8 – 4380,2 = -3462,4
В результате увеличения однодневной реализации произошло ускорение оборачиваемости кредиторской задолженности на 3462,4 дней.
В общем итоге за счет влияния факторов оборачиваемость ускорилась на 2995,6 дней (-3462,4 + 466,8).
Далее приведем сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности (таблица 8).
Таблица 8
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности
ООО «Палермо» за 2019-2021гг.
Показатели Дебиторская задолженность Кредиторская задолженность Абсолютное отклонения Темпы роста за анализируемый пе-
риод, %
Средняя продолжительность одного
оборота, дн.
Средний коэффициент оборачиваемости, об. 141,1

263,4

1,4 111,6

917,8

0,4 -29,5

+654,4

-1
Из таблицы 8 видно, что темпы роста дебиторской задолженности компании «Палермо» превышают темпы роста кредиторской задолженности на 29,5%.
Ощутимо сократилась продолжительность одного оборота как дебиторской, так и кредиторской задолженности:
Если на начало анализируемого периода у дебиторской задолженности продолжительность одного оборота была равна 888,6 дн., а у кредиторской 3913,4 дн., то на конец периода длительность одного оборота у дебиторской задолженности составила 263,4 дня, а у кредиторской 917,8 дн., что соответствует 0,7 и 2,5 годам соответственно, что также говорит о положительных тенденциях в эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности компании «Палермо».
Таким образом, из структуры оборотных средств «Палермо» видно, что наибольший удельный вес имеют запасы. На втором месте идет НДС. На третьем месте идет дебиторская задолженность: ее удельный вес в 2019г. равен 14%, в 2020г. 13%, в 2021г. 18%. Повысилась эффективность использования дебиторской задолженности – возросла её оборачиваемость. Наблюдаются положительные тенденциях в эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности компании «Палермо».

2.3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью

Большая дебиторская задолженность снижает платежеспособность компании. С целью повышения эффективности управления дебиторской задолженностью компании ООО «Палермо» можно использовать следующий алгоритм.
1 Этап – Предварительный анализ дебиторской задолженности компании «Палермо»: Предполагает анализ ее состава, динамики, структуры.
2 Этап – Оценка дебитора: Предполагает анализ его платежеспособности, кредитной истории на протяжении ряда лет и т.п. (рис. 11).
3 Этап – Тип договора: Предполагает выбор наиболее выгодного варианта заключения договора с дебиторами. Возможны различные варианты относительно того, договор какого именно типа должен быть заключен с конкретными заказчиками, например:
а) «Скидка»;
б) «Отсрочка платежа».
4 Этап – Порядок оплаты: Предполагает определение, будет ли произведена оплата по моменту отгрузки продукции, т.е. сразу и тогда заказчик получит скидку в размере 1,5% или будет произведена оплата с отсрочкой, через 1 месяц и тогда заказчик теряет возможность для получения скидки.
5 Этап – Текущий анализ, контроль: Предполагает анализ просроченной и безнадежной задолженности, отправку исков в суд на должников и т.п.

Рис. 11. Алгоритм управления дебиторской задолженностью компании

В рамках рассмотренных 3-4 этапов управления дебиторской задолженностью, проведем сравнительную оценку 2-х вариантов – использование скидки 3% за оплату продукции по факту отгрузки и отсрочка платежа на 30 дн. (таблица 9).
Таблица 9
Расчет прибыли от продажи продукции «Палермо» в 2021г., тыс. руб.
Показатель Предоставле-
ние скидки Кредит Размер дебиторской задолженности
Сумма кредита
Товар с наценкой (20%) (8172х20%)
Потери от скидки (3 %) 9806х3%)
Потери от инфляции (0,254% в мес.) (9806х0,254%)
Размер полученной выручки (9806-294)
(9806-25)
Возврат кредита
Проценты по кредиту (14%) (8172х14%)
Прибыль от продаж (9512-8172)
(9781-8172-1144)
Финансовый результат (1340-465) 8 172
-
9806
294

9512
-
-

1340

+875 8 172
8 172
9806

25

9781
8 172
1144

465

Компания «Палермо» вследствие отсрочки платежей дебиторами вынуждено было взять в банке кредит размером 8172 тыс. руб. под 14% годовых. Торговая наценка составила 20%. В 2021г. инфляция составила в среднем 0,254% в мес. После выплаты кредита и процентов по нему предприятие получило прибыль от продаж в размере 465 тыс.руб.
Если бы предприятие предложило покупателям скидку в размере 3% при условии оплату продукции по моменту отгрузки (без отсрочки платежа), оно бы получило прибыль от продаж в размере 1340 тыс. руб., что на 875 тыс. руб. больше, чем при продаже продукции, реализованной кредит.
Таким образом, для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью целесообразно использовать следующий алгоритм: предварительный анализ дебиторской задолженности, оценка дебитора, тип заключаемого с дебитором договора (скидка, отсрочка платежа), разработка порядка оплаты, текущий анализ и контроль дебиторской задолженности (повторяет первый этап управлению ею). Предоставление скидки покупателям за оплату продукции по моменту отгрузки позволит сэкономить 875 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, дефицит денежных средств, массовые неплатежи и обусловленный этим рост дебиторской задолженности определяют значимость анализа расчетов с дебиторами.
Задолженность – это подлежащие уплате, но еще не уплаченные денежные суммы.
Под дебиторской задолженностью понимается задолженность компании различных юридических и физических лиц, возникшая в ходе хозяйственной деятельности.
Основными нормативно-правовыми документами расчетов с дебиторами являются Гражданский кодекс, Закон «О бухгалтерском учете», ПБУ и др.
Целью анализа дебиторской задолженности является выявление сумм оправданной и неоправданной задолженности; оценка её изменений, реальность сумм к взысканию и выплате, причины и давность образования.
В процессе анализа дебиторской задолженности изучается их состав и динамика, причины и давность образования.
Управление дебиторской задолженностью предполагает анализ деятельности покупателя, выработка кредитной политики компании; контроль за отгрузкой продукции; контроль за финансовым состоянием дебиторов, изменением этого состояния.
За исследуемый период в ООО «Палермо» значительно увеличился объем выручки от продаж. Прибыль от продаж выросла на 574%, чистая прибыль выросла на 471%.
Дебиторская задолженность за весь анализируемый период увеличилась на 41%, кредиторская задолженность увеличилась на 12%. Рост как дебиторской, так и кредиторской задолженности является неблагоприятным фактом.
В компании произошло ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности на 1 день в период с 2019 года по 2021 год. В результате ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности произошло высвобождение денежных средств из оборота на сумму 31 тыс. руб.
Темпы роста дебиторской задолженности превышают темпы роста кредиторской задолженности на 29,5%. Дебиторская задолженность имеет период оборота почти в 3 раза меньше, чем кредиторская задолженность, разница составляет 654,4 дней. Количество оборотов за период дебиторская задолженность совершает на 1 оборот больше, чем кредиторская.
С целью повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью были разработаны следующие предложения:
Первый этап управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой комплексный анализ состояния и динамики задолженности.
Второй этап оперативного управления дебиторской задолженностью «Оценка дебитора» подразумевает анализ платежеспособности потенциального покупателя до заключения договора с ним.
На третьем этапе разрабатывается положения нескольких типовых договоров и принимает решения относительно того, договор какого именно типа должен быть заключен с конкретными заказчиками.
На четвертом этапе «Порядок оплаты» происходит предъявление платежных документов заказчикам и оплата по этим документам.
На пятом этапе «Текущий анализ, контроль» управление дебиторской задолженностью заключается в следующем:
- текущий анализ состояния задолженности;
- принятие решений о списании безнадежной задолженности либо подаче искового заявления в суд (при наличии такой задолженности);
- корректировке условий вновь заключаемых договоров с учетом итогов анализа задолженности.
При анализе управления дебиторской задолженностью было рассчитано, что предоставление скидки покупателям компанией «Палермо» за оплату про-дукции по моменту её отгрузки позволит сэкономить компании 875 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и другие официальные материалы

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.01.2022г.) // Правовая система Гарант.
Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 01.01.2022г.) // Правовая система Гарант.
ФЗ № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2021г.)
ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 06.12.2021г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Правовая система Гарант.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н. (ред. от 25.12.2021г.) // Правовая система Гарант.
Методические положения по оценке финансового состояния компаний и установлению неудовлетворительной структуры баланса № 31-р от 12.08.1994г. (в ред. от 12.09.1994г.) // Правовая система Гарант.

Учебная и периодическая литература

Безрученко Г. Н. Отражение неденежных расчетов в бухгалтерском учете // Вопросы экономики, 2022. - № 1. – С. 43.
Березина М.П. О взаимосвязи платежной системы и инфляции // Финансы, 2021. - № 7. – С. 22.
Вараксина Н.М. Возможные пути финансового выздоровления компаний // Налоговый вестник, 2021. - № 1. – С. 14.
Гутников О.В. Особенности заключения договоров купли продажи в кредит // Главбух, 2020. - № 4. – С. 58.
Донцова Л.Б. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Дело и Сервис, 2019. – 390 с.
Екимова К.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2021г. - 375 c.
Елисова И.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность в иностранной валюте // Главбух, 2021. - № 9. – С. 47.
Ермасова Н.В. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2020. – 191 с.
Ефимова О.В. Оборотные активы и их анализ // Бухгалтерский учет, 2022. - № 1. – С. 26.
Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью. – М.: Экономика, 2021. – 135 с.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет расчетных отношений, их формы // Бухгалтерский учет, 2021. - № 17. – С. 35.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 752 с.
Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью. – М.: Современная экономика и право, 2021. – 135 с.
Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2020. – 672 с.
Максютов А.А. Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании // Финансы, 2021. - № 12. - С. 17.
Рыкова И.В. Учет дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет, 2022. - № 1. – С. 12.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности компании. – Минск: Новое знание, 2019. – 672 с.
Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. - М.: Перспектива, 2021. – 251 с.
Ульянова Н.В. Порядок проведения взаиморасчетных операций // Главбух, 2021. - №11. – С. 7.
Финансовый менеджмент. Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2021. – 387 с.
Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: Омега, 2019. – 208 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ










6


29

















2019г. 2020г. 2021г.


2019г. 2020г. 2021г.

2019г. 2020г. 2021г.

2019г. 2020г. 2021г.

2019г. 2020г. 2021г.









Бухгал-
терия

Производство мебели

Главный
технолог

Менеджер по снабжению

Продавцы

Финансово-экономиче-
ская служба

Маркетологи

прочий вспомога-тельный персонал

Заведующие
отделами



Главный
экономист

Начальник отдела снабжения и маркетинга

Коммерческий
директор

Генеральный
директор

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и другие официальные материалы

1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.01.2022г.) // Правовая система Гарант.
2. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 01.01.2022г.) // Правовая система Гарант.
3. ФЗ № 402-ФЗ от 06.12.2011г. «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2021г.)
4. ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 06.12.2021г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Правовая система Гарант.
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.98 № 34н. (ред. от 25.12.2021г.) // Правовая система Гарант.
6. Методические положения по оценке финансового состояния компаний и установлению неудовлетворительной структуры баланса № 31-р от 12.08.1994г. (в ред. от 12.09.1994г.) // Правовая система Гарант.

Учебная и периодическая литература

7. Безрученко Г. Н. Отражение неденежных расчетов в бухгалтерском учете // Вопросы экономики, 2022. - № 1. – С. 43.
8. Березина М.П. О взаимосвязи платежной системы и инфляции // Финансы, 2021. - № 7. – С. 22.
9. Вараксина Н.М. Возможные пути финансового выздоровления компаний // Налоговый вестник, 2021. - № 1. – С. 14.
10. Гутников О.В. Особенности заключения договоров купли продажи в кредит // Главбух, 2020. - № 4. – С. 58.
11. Донцова Л.Б. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - М.: Дело и Сервис, 2019. – 390 с.
12. Екимова К.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2021г. - 375 c.
13. Елисова И.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность в иностранной валюте // Главбух, 2021. - № 9. – С. 47.
14. Ермасова Н.В. Финансовый менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2020. – 191 с.
15. Ефимова О.В. Оборотные активы и их анализ // Бухгалтерский учет, 2022. - № 1. – С. 26.
16. Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью. – М.: Экономика, 2021. – 135 с.
17. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет расчетных отношений, их формы // Бухгалтерский учет, 2021. - № 17. – С. 35.
18. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 752 с.
19. Колпакова Г.М. Как управлять дебиторской задолженностью. – М.: Современная экономика и право, 2021. – 135 с.
20. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2020. – 672 с.
21. Максютов А.А. Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании // Финансы, 2021. - № 12. - С. 17.
22. Рыкова И.В. Учет дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет, 2022. - № 1. – С. 12.
23. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности компании. – Минск: Новое знание, 2019. – 672 с.
24. Стоянова Е.С., Быкова Е.В., Бланк И.А. Управление оборотным капиталом. - М.: Перспектива, 2021. – 251 с.
25. Ульянова Н.В. Порядок проведения взаиморасчетных операций // Главбух, 2021. - №11. – С. 7.
26. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / Под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2021. – 387 с.
27. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. – М.: Омега, 2019. – 208 с.

Вопрос-ответ:

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность – это совокупность сумм денег, которые должны быть оплачены покупателями или заказчиками за предоставленные им товары или услуги.

Какие нормативные акты регулируют расчеты с дебиторами?

Расчеты с дебиторами регулируются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Учетной политикой предприятия и другими нормативными актами.

Как происходит анализ и управление дебиторской задолженностью?

Анализ и управление дебиторской задолженностью включает в себя оценку качества дебиторской задолженности, установление сроков оплаты, контроль за платежами и принятие мер по сокращению дебиторской задолженности.

Какие организационные и экономические характеристики имеет ООО Палермо?

ООО Палермо является организацией с ограниченной ответственностью. У нее есть определенная структура управления, уставный капитал и цели деятельности.

Как можно совершенствовать управление дебиторской задолженностью?

Управление дебиторской задолженностью можно совершенствовать путем улучшения системы учета и контроля платежей, внедрения эффективных методов взыскания долгов, установления строгих сроков оплаты и разработки гибких планов погашения задолженности.

Какова экономическая сущность дебиторской задолженности?

Экономическая сущность дебиторской задолженности заключается во взаимоотношениях между компанией и ее клиентами, когда последние остаются должными перед первой. Дебиторская задолженность представляет собой финансовые обязательства клиентов перед компанией на определенное время.

Какое нормативное регулирование существует для расчетов с дебиторами?

Для расчетов с дебиторами существует определенное нормативное регулирование, которое включает в себя законодательство и правила, регулирующие процесс взаимоотношений между компанией и ее клиентами. Это включает в себя, например, требования по срокам оплаты, порядок взыскания задолженности и другие аспекты.

Каковы основные принципы анализа и управления дебиторской задолженностью?

Основные принципы анализа и управления дебиторской задолженностью включают в себя оценку кредитоспособности клиентов, контроль за сроками оплаты, установление оптимальных кредитных лимитов, разработку эффективной системы взыскания задолженности и другие методы. Это помогает компании минимизировать риски невозврата взносов и улучшить финансовое состояние.