ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ОТВЕРЖЕНИЕМ РЕБЁНКА

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психоанализ
  • 67 67 страниц
  • 59 + 59 источников
  • Добавлена 06.05.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 4
Основная часть………………………………………………………………….. 7
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка…………………. 8
1.1. История изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии…………………………………………………………………………... 8
1.2. Анализ современного состояния проблемы эмоционального отвержения ребенка……………………………………………………………………………… 13
1.3. Теоретическое обоснование актуальности исследования эмоционального отвержения ребенка матерью……………………………………………………... 16
Выводы по 1 главе……………………………………………………………... 32
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных характеристики матерей с эмоциональным отвержением ребенка……………………………………………… 34
2.1. Организация, план и этапы исследования………………………………. 34
2.2. Структура выборки и база исследования………………………………... 36
2.3. Методы обработки данных……………………………………………….. 36
2.4. Анализ результатов исследования личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка…………………………………………… 40
Выводы по 2 главе……………………………………………………………... 51
Заключение…………………………………………………………………….. 52
Выводы…………………………………………………………………………. 58
Рекомендации по использованию результатов СПИ…………………………64
Список литературы……………………………………………………………. 66
Приложения……………………………………………………………………. 71
Фрагмент для ознакомления

Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерно негативное отношение к ребенку, то есть для родителя ребенок является раздражающим фактором: вызывает злость, досаду, агрессию. Матери с эмоциональным отвержением не верят в своих детей, считают, что из ребенка ничего не получится, очень низко оценивают способности ребенка и его потенциал.Результаты исследования матерей по методике опросник «Уровень инфантилизма» А.А. Серегина представлены в таблицах 2 и 3, на рисунках 2 и 3.Таблица 2. Сравнительный анализ результатов исследования уровня инфантилизма матери с эмоциональным отвержениемматери контрольной группыU-Манна-Уитнир-уровень значимостиСреднее Стдт. Откл.Среднее Стдт. Откл.уровень инфантильности65,489,3430,5411,473,00,001Рисунок 2. Показатели исследования уровня инфантилизмаКак видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования уровня инфантилизма между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки. По данным авторов:При оценке общей инфантильности, предлагаются следующие нормы:· От 0 до 30 баллов — не инфантильная личность· от 31 до 60 баллов — слабо инфантильная личность· от 61 до 90 баллов — средне инфантильная личность· от 91 и выше — высоко инфантильная личность.Соответственно, матери с эмоциональным отвержением могут быть охарактеризованы как инфантильные личности. В контрольной группе –инфантильность, в целом, не наблюдается.Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность в том числе и в родительском отношении. Инфантильность в личностной сфере характеризуется задержкой развития эмоционально-волевых характеристик, ориентацией на мотивацию избегания неудачи, преобладанием в ценностно-смысловой сфере развлечений, неумение брать на себя ответственность. Таблица 3. Сравнительный анализ результатов исследования по шкалам инфантилизма матери с эмоциональным отвержениемматери контрольной группыU-Манна-Уитнир-уровень значимостиСреднее Стдт. Откл.Среднее Стдт. Откл.эмоционально-волевая сфера4,402,815,513,42335,0p>0,13трудовая мотивация4,882,775,603,24382,0p>0,41ценностные ориентации3,482,452,862,16375,5p>0,36развлечения, гедонизм4,442,862,061,61237,00,001рефлексия5,561,695,771,91404,5p>0,62безответственность6,041,675,541,88362,0p>0,26неупорядоченность3,722,093,541,95418,5p>0,78преодолевающее поведение3,921,663,772,06414,0p>0,73Рисунок 3. Показатели исследования по шкалам инфантилизмаКак видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования шкал инфантилизма. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по переменной: развлечения, гедонизм.Самые высокие показатели по шкалам инфантилизма у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: безответственность, рефлексия, трудовая мотивация, развлечения, гедонизм, эмоционально-волевая сфера. Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность, которая проявляется в особенностях развития личности. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки испытывают трудности в контроле собственных эмоций, не отвечают за свои поступки, не способны взглянуть на себя со стороны, стремятся получить удовольствие, не задумываясь о последствиях.Результаты исследования матерей по методике многошкальный опросник невротических черт личности (НЧЛ) представлены в таблице 4, на рисунке 4.Таблица 4. Сравнительный анализ результатов исследования невротических черт личностиматери с эмоциональным отвержениемматери контрольной группыU-Манна-Уитнир-уровень значимостиСреднее Стдт. Откл.Среднее Стдт. Откл.неуверенность в себе53,809,9032,917,1730,00,001познавательная и социальная пассивность59,769,3233,575,743,50,001невротический сверхконтроль поведения15,0415,817,039,51310,0p>0,06аффективная неустойчивость9,8013,481,517,04291,50,03интроверсия9,722,2614,317,31297,00,04ипохондричность34,6017,3021,349,31237,00,001социальная неадаптивность10,3611,814,295,72329,00p>0,11Рисунок 4. Показатели исследования невротических черт личностиКак видно из таблицы 4 выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования невротических черт личности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки по переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, аффективная неустойчивость, интроверсия, ипохондричность. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, аффективная неустойчивость, ипохондричность. Показатели матерей контрольной группы выше показателей матерей с эмоциональным отвержением данной выборки по переменной: интроверсия.Самые высокие показатели по шкалам невротических черт личности у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность. Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие невротические проявления: повышенный уровень неуверенности в себе, пониженный уровень социальной адаптации, ригидность познавательных процессов, недостаточная пластичность, которая выражается в сложностях, связанных с переключаемостью познавательных процессов, невысокий уровень развития познавательных процессов. Матери с эмоциональным отвержением ребенка характеризуются раздражительностью, гневными реакциями, нарушением регуляторных возможностей психики. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки в большей степени сосредоточены на своем здоровье, имеют склонность «уходить в болезнь», а не справляться с текущими жизненными задачами. Результаты исследования матерей по методике тест на агрессивность (Басса-Дарки) представлены в таблицах 5 и 6, на рисунках 5 и 6.Таблица 5.Сравнительный анализ результатов исследования агрессивного отношения матери с эмоциональным отвержениемматери контрольной группыU-Манна-Уитнир-уровень значимостиСреднее Стдт. Откл.Среднее Стдт. Откл.Физическая агрессия3,121,512,911,27395,0p>0,53Косвенная агрессия3,761,303,431,12398,5p>0,56Раздражительность5,401,193,971,72239,50,001Негативизм10,282,468,263,17266,00,01Обида2,921,043,061,19399,0p>0,57Подозрительность4,561,533,511,85318,0P>0,07Вербальная агрессия7,122,074,942,79270,00,01Чувство вины5,841,803,401,80152,00,001Рисунок 5. Показатели исследования агрессивного отношенияКак видно из таблицы 5 выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования агрессивности личности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки по переменным: раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по всем переменным: раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины.Самые высокие показатели по шкалам агрессивности личности у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: негативизм, вербальная агрессия, чувство вины, раздражительность, подозрительность. Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие агрессивные проявления: негативное отношение к своему положению в социуме, агрессивное отношение проявляется в речевых высказываниях, чувство вины, которое при этом испытывают респонденты данной выборки переходит в стыд. Матери с эмоциональным отвержением под влиянием чувства стыда начинают искать виноватого, которым оказывается самый беззащитный член семьи – их ребенок. Таким образом, формируется агрессивный ответ у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки. Таблица 6.Сравнительный анализ результатов исследования индекса враждебности и агрессивности матери с эмоциональным отвержениемматери контрольной группыU-Манна-Уитнир-уровень значимостиСреднее Стдт. Откл.Среднее Стдт. Откл.Индекс агрессивности15,643,178,112,9527,00,001Индекс враждебности7,481,735,201,41141,00,001Рисунок 6. Показатели исследования индекса враждебности и агрессивностиКак видно из таблицы 6 выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования индекса враждебности и агрессивности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по обеим переменным.Можно предположить, что у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки агрессивность в поведении складывается из проявлений вербальной агрессии, вспыльчивости и гнева, направленных на раздражитель, вербальные проявления агрессии (оскорбления и ругань). Выводы по 2 главе1, Эмпирическое исследование в данной работе направлено на изучение личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка2. По результатам методики тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) все испытуемые женщины были разделены на две группы: 1 группа – матери с эмоциональным отвержением – 25 женщин, 2 группа – матери контрольной группы (эмоциональное принятие ребенка) – 35 женщин.3. Далее был проведен сравнительный анализ личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка: инфантилизма, невротических черт, агрессивности между двумя группами4. Описаны результаты исследования личностных характеристик в двух группах испытуемых с эмоциональным отвержением ребенка и матерей контрольной группы. 5. Результаты статистической обработки были представлены в таблицах и гистограммах.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Теоретический анализ позволил выявить следующие основные аспекты изучения темы личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка:Появление на свет ребенка влияет на все аспекты жизни родителей. Ребенок требует к себе повышенного внимания. Что может вызвать повышенное эмоциональное отвержение у родителей. Многие исследователи отмечают, что эмоциональное отвержение выполняет функцию защиты. Со временем продолжительное эмоциональное отвержение перерастает в хроническое эмоциональное отвержение, которое изменяет психофизиологическое состояние родителя в худшую сторону, даже отдых не компенсирует возникшее эмоциональное отвержение. Длительное разрушительное воздействие факторов становится устойчивым и приводит к изменениям личности родителя. Эмоциональное неблагополучие родителей приводит к проявлению таких негативных эмоциональных реакций: замкнутость, агрессивность, депрессивность, личностная тревожность и т.д. Высокая ценность родительского влияния в процессе воспитания, принятая в современном обществе, оказывает влияние на эмоциональное состояние родителей. Завышенные требования к себе вызываю внутренний конфликт, который присутствует в жизни родителей целыми днями, постоянно. Что приводит к переутомлению, запускаются симптомы эмоционального выгорания родителя.Эмоциональное неблагополучие влияет на поведение ребенка дошкольного возраста и характер его деятельности. Современная социально - информационная среда, в которой протекает жизнь индивида, способствует возникновению у него эмоционального неблагополучия. Появление эмоционального неблагополучия требует особого внимания и своевременной коррекции.Эмоциональное неблагополучие ребенка дошкольного возраста с формированием «неправильного» вида поведения зависит от двух факторов: образцы отношений и поведения родителей и характер подкрепления поведения ребенка со стороны окружающих.Таким образом, подытоживая сказанное, установлено, что эмоциональное отвержение родителем ребенка и негативные родительские установки приводит к изменениям личности: замкнутости, агрессивности, депрессивности, повышенной личностной тревожности, которая оказывает непосредственное влияние на эмоциональное неблагополучие ребенка. Характер эмоционального неблагополучия различен и многообразен: эмоционально неблагополучные дети старшего дошкольного возраста могут быть и неуверенными в себе, безынициативными, нерешительными и подавленными, и, в то же время, гиперактивными, агрессивными; будучи внешне послушными и дисциплинированными, на самом деле замкнутыми и живущими в мире своих фантазий. А эмоциональное неблагополучие определяется, как сложное состояние, которое может привести к неспособности ребенка принимать активное деятельное участие как в своей жизни, так и в жизни окружающих.Эмпирическое исследование позволило выявить следующие особенности личностных характеристик матерей с эмоциональным отвержением ребенка:По результатам методики тест родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) все испытуемые женщины были разделены на две группы: 1 группа – матери с эмоциональным отвержением – 25 женщин, 2 группа – матери контрольной группы (эмоциональное принятие ребенка) – 35 женщин.Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерно негативное отношение к ребенку, то есть для родителя ребенок является раздражающим фактором: вызывает злость, досаду, агрессию. Матери с эмоциональным отвержением не верят в своих детей, считают, что из ребенка ничего не получится, очень низко оценивают способности ребенка и его потенциал.Выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования уровня инфантилизма между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность в том числе и в родительском отношении. Инфантильность в личностной сфере характеризуется задержкой развития эмоционально-волевых характеристик, ориентацией на мотивацию избегания неудачи, преобладанием в ценностно-смысловой сфере развлечений, неумение брать на себя ответственность. Выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования шкал инфантилизма между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки по переменным. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по переменной: развлечения, гедонизм.Самые высокие показатели по шкалам инфантилизма у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: безответственность, рефлексия, трудовая мотивация, развлечения, гедонизм, эмоционально-волевая сфера. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность, которая проявляется в особенностях развития личности. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки испытывают трудности в контроле собственных эмоций, не отвечают за свои поступки, не способны взглянуть на себя со стороны, стремятся получить удовольствие, не задумываясь о последствиях.Выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования невротических черт личности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки по переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, аффективная неустойчивость, интроверсия, ипохондричность. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, аффективная неустойчивость, ипохондричность. Показатели матерей контрольной группы выше показателей матерей с эмоциональным отвержением данной выборки по переменной: интроверсия.Самые высокие показатели по шкалам невротических черт личности у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, диссимуляция. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие невротические проявления: повышенный уровень неуверенности в себе, пониженный уровень социальной адаптации, ригидность познавательных процессов, недостаточная пластичность, которая выражается в сложностях, связанных с переключаемостью познавательных процессов, невысокий уровень развития познавательных процессов. Матери с эмоциональным отвержением ребенка характеризуются повышенной эмоциональной возбудимостью, сопровождается раздражительность, гневными реакциями, нарушением регуляторных возможностей психики. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки слишком сосредоточены на своем здоровье, имеют склонность «уходить в болезнь», а не справляться с текущими жизненными задачами. Выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования агрессивности личности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки по переменным: раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по всем переменным: раздражительность, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины.Самые высокие показатели по шкалам агрессивности личности у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки выявлены по следующим переменным: негативизм, вербальная агрессия, чувство вины, раздражительность, подозрительность. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие агрессивные проявления: негативное отношение к своему положению в социуме, агрессивное отношение проявляется в речевых высказываниях, чувство вины, которое при этом испытывают респонденты данной выборки переходит в стыд. Матери с эмоциональным отвержением под влиянием чувства стыда начинают искать виноватого, которым оказывается самый беззащитный член семьи – их ребенок. Таким образом, формируется агрессивный ответ у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки. Выявлены статистически достоверные различия по результатам исследования индекса враждебности и агрессивности между показателями матерей с эмоциональным отвержением и матерей контрольной группы данной выборки. Показатели матерей с эмоциональным отвержением выше показателей матерей контрольной группы данной выборки по обеим переменным.У матерей с эмоциональным отвержением данной выборки агрессивность в поведении складывается из проявлений вербальной агрессии, вспыльчивости и гнева, направленных на раздражитель, вербальные проявления агрессии (оскорбления и ругань).Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что комплекс эмоционального отвержения у матери складывается из инфантильности в личностной сфере, невротических черт личности таких, как неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, ипохондричность, аффективная неустойчивость, характеризуется агрессивными проявлениями, таким как негативное отношение, вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины, подтвердилась.ВыводыУстановлено, что эмоциональное отвержение родителем ребенка и негативные родительские установки приводит к изменениям личности: замкнутости, агрессивности, депрессивности, повышенной личностной тревожности, которая оказывает непосредственное влияние на эмоциональное неблагополучие ребенка. Характер эмоционального неблагополучия различен и многообразен: эмоционально неблагополучные дети старшего дошкольного возраста могут быть и неуверенными в себе, безынициативными, нерешительными и подавленными, и, в то же время, гиперактивными, агрессивными; будучи внешне послушными и дисциплинированными, на самом деле замкнутыми и живущими в мире своих фантазий. А эмоциональное неблагополучие определяется, как сложное состояние, которое может привести к неспособности ребенка принимать активное деятельное участие как в своей жизни, так и в жизни окружающих.Все испытуемые женщины были разделены на две группы: 1 группа – матери с эмоциональным отвержением – 25 женщин, 2 группа – матери контрольной группы (эмоциональное принятие ребенка) – 35 женщин. Можно предположить, что для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерно негативное отношение к ребенку, то есть для родителя ребенок является раздражающим фактором: вызывает злость, досаду, агрессию. Матери с эмоциональным отвержением не верят в своих детей, считают, что из ребенка ничего не получится, очень низко оценивают способности ребенка и его потенциал.Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность, в том числе и в родительском отношении. Инфантильность в личностной сфере характеризуется задержкой развития эмоционально-волевых характеристик, ориентацией на мотивацию избегания неудачи, преобладанием в ценностно-смысловой сфере развлечений, неумение брать на себя ответственность. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерна личностная инфантильность, которая проявляется в особенностях развития личности. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки испытывают трудности в контроле собственных эмоций, не отвечают за свои поступки, не способны взглянуть на себя со стороны, стремятся получить удовольствие, не задумываясь о последствиях.Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие невротические проявления: повышенный уровень неуверенности в себе, пониженный уровень социальной адаптации, ригидность познавательных процессов, недостаточная пластичность, которая выражается в сложностях, связанных с переключаемостью познавательных процессов, невысокий уровень развития познавательных процессов. Матери с эмоциональным отвержением ребенка характеризуются повышенной эмоциональной возбудимостью, сопровождается раздражительность, гневными реакциями, нарушением регуляторных возможностей психики. Матери с эмоциональным отвержением данной выборки слишком сосредоточены на своем здоровье, имеют склонность «уходить в болезнь», а не справляться с текущими жизненными задачами. Для матерей с эмоциональным отвержением данной выборки характерны следующие агрессивные проявления: негативное отношение к своему положению в социуме, агрессивное отношение проявляется в речевых высказываниях, чувство вины, которое при этом испытывают респонденты данной выборки переходит в стыд. Матери с эмоциональным отвержением под влиянием чувства стыда начинают искать виноватого, которым оказывается самый беззащитный член семьи – их ребенок. Таким образом, формируется агрессивный ответ у матерей с эмоциональным отвержением данной выборки. У матерей с эмоциональным отвержением данной выборки агрессивность в поведении складывается из проявлений вербальной агрессии, вспыльчивости и гнева, направленных на раздражитель, вербальные проявления агрессии (оскорбления и ругань).Таким образом, гипотезу нашегоисследования о том, что комплекс эмоционального отвержения у матери складывается из инфантильности в личностной сфере, невротических черт личности таких, как неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, ипохондричность, аффективная неустойчивость, характеризуется агрессивными проявлениями, таким как негативное отношение, вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины,можно считать доказанной, цель достигнутой, а задачи выполненными.Рекомендации по использованию результатов СПИ Для улучшения эмоционального отношения с ребенком целесообразно проведение психокоррекционной работы с матерями, направленной на снижение выраженности инфантильности в личностной сфере, невротических черт личности таких, как неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, ипохондричность, аффективная неустойчивость, характеризующаяся агрессивными проявлениями, таким как негативное отношение, вербальная агрессия, раздражительность и чувство вины у матерей с эмоциональным отвержением ребенка..С целью оптимизации отношений между матерью и ребенком рекомендовано следующее: Такие личностные характеристики, как: неуверенность в себе, познавательная и социальная пассивность, ипохондричность, аффективная неустойчивость способствуют неприятию своего ребенка. Что в совокупности отрицательно влияет на эмоциональные составляющие во взаимоотношениях с ребенком: как поддержка, чувства непосредственно матери, её безусловное принятие, понимание причин и способность воспринимать состояние ребёнка. Необходимо адекватное отношение к себе как к родителю. Инфантильность, как личностная характеристика приводит к тому, что матери испытывают трудности в контроле собственных эмоций, не отвечают за свои поступки, не способны взглянуть на себя со стороны, стремятся получить удовольствие, не задумываясь о последствияхРаздражительность, излишняя строгость, исключение вне семейных влияний ведут к сверхавторитету родителей и это определённо влияет на развитие активности ребёнка не в самую лучшую сторону и может повлечь за собой чрезмерное вмешательство в мир ребёнка, стремление ускорить его развитие. Так же может привести к безучастности мужа, доминированию матери, подавлению её либидо, что неблагоприятно для семьи и для женщины в целом.В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок до 3 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ_____________ 202 __ г.



Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: изд. Юрайт, 2017 – 816 с.
2. Алиева Н.Ф., Кошелюк Н.А. Специфика социально-психологических условий в семье, воспитывающей ребенка-инвалида как фактор развития синдрома эмоционального выгорания // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сб. науч. тр. VI Международных социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица. — Екатеринбург: Уральск. гос. пед. ун-т. — 2014. — С. 7–12.
3. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь 2018. – 384с.
4. Базалева Л.А. Возможности исследования эмоционального «выгорания» у матерей в психологии личности // Вестник Адыгейского гос. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. — 2010. — Вып.1. — С. 174–182.
5. Баррет Дж. Грин М. Наш общий ребенок: совместное воспитание детей после развода. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. – 190с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2018. – 576с.
7. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер., 2017. – 400с.
8. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2014. – 232с.
9. Вассерман Л.И, Б. В. Иовлев, О. Ю. Щелкова, К. Р. Червинская. Психологическая диагностика невротических черт личности. – СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2003.
10. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2014. – 112 с.
11. Витакер К. Бамберри В. Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. – М.: Независимая фирма «Класс», 2009. – 176с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: изд. Смысл., 2015. – 512с.
13. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2018. – 240 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2016. - 176 с.
15. Ефимова И.Н. Личностные характеристики и особенности эмоциональных и поведенческих проявлений родителей в связи со степенью их эмоционального выгорания // Российский научный журнал. — 2013. — № 4(35). — С. 206–215.
16. Заваржин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 2003. - № 5..
17. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.// Журнал Практическая психология, 1996. - №6
18. Ильин В.А. Археология детства: психологические механизмы семейной жизни. – М.: Независимая фирма «Класс»., 2012. – 208с.
19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2004;
20. Коваль Н.А. Психология семьи и семейной дезадаптивности. – Тамбов.: изд. ТГУ, 2017. – 351с.
21. Корчак Я. Как любить ребенка. – Екатеринбург: У-Фактория, 2017. – 384с.
22. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер. - 2019. - 992 с.
23. Краснова, М.В. Проблема готовности педагогов ДОУ и родителей к взаимодействию с агрессивными дошкольниками. // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2009. – № 2.
24. Крюкова Т.Л. Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи, жизненные трудности и совладение с ними. – М.: изд. Речь, 2015. – 240с.
25. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. — М., 1990. -95с.
26. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: Академия, 2018. – 432с. (С.179-183)
27. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер., 2009. – 320с.
28. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2018
29. Макаренко А.С., О воспитании. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416с.
30. Малкина-Пых И. Г.. Психосоматика: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо. 2005. — 992 с.
31. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова». 2017. Издательство: Изд-во АлтГТУ. – 2017. – С.65-67.
32. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Издательский дом «Академия»., 2016. – 608с.
33. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб.: Речь, 2007. – 392с.
34. Обухова Л.Ф Возрастная психология . – М.: Педагогическое общество России. – 2019 – 442с.
35. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
36. Персиянцева Е.Н. РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ МАТЕРЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;
37. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия. /Под ред.Астапова В.М., Микадзе Ю.В.,2-е изд.-СПб: Питер, 2008 г.;
38. Психология семьи. Дайджест публикаций по теме в журнале «Вопросы психологии». М., 2002;
39. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека/ под ред. РеанаА.А.. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017 – 651с.
40. Райгородская Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.
41. Романов А. А. Направленная игротерапия агрессивности у де-тей. - М.: Сфера. - 2011. – 190 с.
42. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зару-бежной психологии // Вопросы психологии. - 2011. - № 1.
43. Смирнова Е.О, Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. – 2009. - № 1
44. Смирнова, Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии. - 1996. - № 6.
45. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.: Эксмо-Пресс, 2018. – 464с.
46. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Во-просы психологии. -2002. - № 4. - С. 104-115.
47. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.- М., 2012
48. Филиппова Г.Г. Психология материнства. – М.; Из-во Института Психотерапия, 2002. – 240с.
49. Фисун Е.В., Поляков В.Г., Климова С.В. Проблема эмоционального выгорания у родителей детей, находящихся на стационарном лечении онкозаболевания // Детская онкология. — 2013. — № 1/3. — С. 43–49.
50. Фрейд А. Лекции по детскому психоанализу. – М.: изд. Эксмо, 2002. – 304с.
51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 2011. – 120 с.
52. Хохлачева И.В. Особенности родительского отношения к до-школьникам с трудностями в общении со сверстниками.автореф. дисс.- М, 2010.- 28с.
53. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей для воспитания счастливых детей. – М.: Изд. АСТ-Москва., 2018. – 432с.
54. Шилов И.Ю. Фамилистика (Психология и педагогика семьи). Практикум. – СПб.: Изд. «Петрополис», 2018. – 416с.
55. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога - Ростов-н/Д: "Фе-никс", 2015 - 384 стр2; 199 – 200
56. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи, 4-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 672с.
57. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2019. – 384с.
58. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – М-Воронеж: МОДЭК. – 2011. – 416 с.
59. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб: ИТД «Летний сад». – 2010. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие личностные характеристики исследуются у матерей с эмоциональным отвержением ребенка?

Исследуются такие личностные характеристики, как эмоциональная стабильность, уровень самооценки, тревожность, степень социализации и социальной поддержки, уровень эмоциональной и психологической поддержки ребенка, наличие психологических проблем и т.д.

Какова история изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии?

История изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии начинается с конца 19 века, когда ученые стали интересоваться влиянием родительского отношения на развитие детей. С тех пор было проведено множество исследований, которые позволили выявить связь между личностными характеристиками матерей и эмоциональным отвержением ребенка.

Какой анализ современного состояния проблемы эмоционального отвержения ребенка?

Анализ современного состояния проблемы эмоционального отвержения ребенка включает исследование различных факторов, влияющих на возникновение этой проблемы, таких как семейная ситуация матерей, их психологическое состояние, отношение к ребенку и т.д. Также изучаются различные методы решения этой проблемы, например, психотерапия, консультирование и другие.

Какие теоретические аспекты проблемы исследуются в статье?

В статье исследуются такие теоретические аспекты, как влияние родительского отношения на развитие ребенка, стратегии преодоления эмоционального отвержения, психологическое состояние матерей, роль социальной поддержки в преодолении проблемы, а также рассматривается различные психологические подходы к решению данной проблемы.

Какие факторы влияют на эмоциональное отвержение ребенка со стороны матери?

Факторы, которые могут влиять на эмоциональное отвержение ребенка со стороны матери, включают: наличие психологических проблем матери, несоответствие ожиданий или недостаток социальной поддержки, негативный опыт ранних отношений, нарушение эмоциональной связи матери с ребенком или проблемы во взаимодействии с ним.

Какие основные теоретические аспекты рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются история изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии, анализ современного состояния проблемы эмоционального отвержения ребенка.

Чем занимается психология при изучении личностных характеристик матерей?

Психология при изучении личностных характеристик матерей занимается исследованием проблемы эмоционального отвержения ребенка и анализирует состояние этой проблемы в современном обществе.

Какие исторические этапы изучения проблемы рассматриваются в статье?

В статье рассматривается история изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии, начиная с самого раннего времени и до современности.

Что такое эмоциональное отвержение ребенка?

Эмоциональное отвержение ребенка - это проявление нежелания и неприятия матерью своего ребенка, в котором отсутствует эмоциональная связь и поддержка.

Каково современное состояние проблемы эмоционального отвержения ребенка?

Современное состояние проблемы эмоционального отвержения ребенка изучается психологией и находится в фокусе внимания общественности, так как это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на развитии ребенка.

Какие исторические аспекты изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии описываются в статье?

Статья описывает историю изучения проблемы личностных характеристик матерей в психологии, в особенности, анализируется история изучения проблемы эмоционального отвержения ребенка.