Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного города

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 58 58 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 26.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 5
1.2 Роль истории родного города в воспитании у детей дошкольного возраста патриотизма 9
1.3 Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников 15
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию патриотизма у старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного города 23
2.1 Выявление уровня воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2 Организация и осуществление работы по воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом 33
Глава 3. Выявление динамики в уровне воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 37
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 47

Фрагмент для ознакомления

В экспериментальной группе, наоборот, уровень знания статусных символов стал выше. Низкий уровень выявлен только у 10% детей, тогда как на этапе диагностики этот показатель составлял 30%. Существенно увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний о государственной символике. На констатирующем этапе высокий уровень выявлен у 20% детей, на контрольном этапе этот показатель увеличился до 40%.Положительная динамика в уровне знания статусных символов наблюдалась у Дениса М., Арины Н., их уровень знания повысился со среднего до высокого. Дети усвоили символы статуса и могут рассказать их историю и значение. В табл. 11(приложение 11) представлены количественные результаты оценки склонности детей 6-7 лет к уважению и гордости за свой город.Сравнительные результаты уровня желания детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной группе на этапах выявления и контроля (%) представлены на рисунке 9 (приложение 11).Анализ полученных данных показал, что результаты у детей контрольной группы изменились незначительно. Экспериментальная группа d'apos; дети увидели всплеск готовности проявить уважение и гордость за свой город. Значительно увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень уважения и гордости за свой город.На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 50 % детей экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город зафиксирован у 70 % детей. Детей с низким уровнем стало значительно меньше, всего 10% на контрольном этапе.Положительную динамику уровня стремления проявлять чувство уважения и гордости за свой город отмечают Юли К., Даша П. от среднего перешла на высокий уровнь. Количественные результаты исследования способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды в экспериментальной группе на этапах выявления и контроля представлены в таблице 12 (приложение 12).Сравнительные результаты способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды в экспериментальной группе на этапах наблюдения и контроля (%) представлены на рисунке 10 (приложение 12).Анализ полученных данных показал, что результаты у детей контрольной группы практически не изменились. В экспериментальной группе детей отмечено достоверное повышение уровня способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды. Значительно увеличилось количество детей 6-7 лет с высоким уровнем способности реагировать на сохранение городской среды.На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 30% детей экспериментальной группы, на контрольном этапе зафиксирован высокий уровень способности детей 6-7 лет реагировать на сохранение городской среды. 40% детей.Детей с низким уровнем было значительно меньше, на контрольном этапе их было всего 10%. Положительная динамика уровня способности реагировать на сохранение городской среды у Саши У. Вместо низкого уровня установлен высокий уровень способности реагировать на сохранение городской среды. Количественные результаты уровня заинтересованности родителей детей экспериментальной группы представлены в таблице 13 (приложение 12).Сравнительные результаты уровня родительской заинтересованности в патриотическом воспитании дошкольников экспериментальной группы на этапах оценивания и контроля (%) представлены на рисунке 11 (приложение 12).Анализ полученных данных показал, что результаты родителей детей контрольной группы претерпели незначительные изменения. В экспериментальной группе значительно повысился уровень интереса к патриотическому воспитанию детей. Значительно увеличилось количество родителей с высоким уровнем заинтересованности в патриотическом воспитании. На констатирующем этапе высокий уровень зафиксирован у 20 % родителей детей экспериментальной группы, на контрольном этапе высокий уровень интереса к патриотическому воспитанию детей зафиксирован у 40 % родителей.Родителей с низким интересом к патриотическому воспитанию было значительно меньше, на контрольном этапе их было всего 20%. Благодаря этой работе мы смогли повлиять на развитие знаний детей:- о достопримечательностях родного города;- на государственных символах;- о необходимости сохранения городской среды;- о своем районе.Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, позволяют сделать вывод, что ознакомление дошкольников с родным городом посредством тематических бесед, игр, экскурсий и т. д. способствует воспитанию патриотизма у детей от 6 до 7 лет.Выводы по второй главе. При анализе результатов проведенной экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам: на констатирующем этапе эксперимента мы выявили преимущественно низкий и средний уровень развития патриотических представлений у детей 6-7 лет. Дети не имели достаточного уровня знаний о родном городе, государственных символах, не стремились к охране и защите окружающей среды, не проявляли гордости и уважения к своей Родине. На обучающем этапе эксперимента был проведен ряд мероприятий по повышению уровня знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, истории и природных особенностях. Доработана предметно-пространственная развивающая среда группы. Для родителей учащихся было проведено собрание, в ходе которого родители ознакомились с основными методами и формами патриотического воспитания дошкольников. В контрольном эксперименте положительная динамика воспитательного уровня патриотизма у детей 6-7 лет наблюдалась после ознакомления с родным городом.ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, что воспитание патриотизма в дошкольном образовании действительно является одной из важных задач, которую предстоит решить работе педагогов и детских психологов. Важным аспектом является то, что психолого-педагогическая модель патриотического воспитания может быть наиболее универсальной моделью, поскольку охватывает три основных базовых элемента, составляющих основу патриотизма как социального чувства. Использование такой модели позволит проводить работу и учитывать результаты работы по патриотическому воспитанию, выделяя все структурные элементы. Очень важно понимать, что, воспитывая в дошкольнике патриотизм, мы тем самым формируем в нем патриотизм и в конечном счете развиваем общекультурные качества личности. Повышение культурного уровня ребенка, мы способствуем повышению у него чувства патриотизма.В то же время формирование патриотизма — очень сложный процесс, потому что это очень сложное социальное чувство. Суждение о наличии или отсутствии чувства патриотизма должно основываться не на знании страны, Отечества, а на эмоциональных оценках и поступках. Таким образом, патриотом следует считать не человека, считающего себя патриотом, а человека, о котором можно сказать, что он патриот.Наше исследование подтвердило нашу гипотезу и позволило сделать следующие выводы. По результатам диагностического исследования, воспитание патриотизма у дошкольников через представления о родном городе эффективно при соблюдении ряда условий: семейного сотрудничества и создания дошкольного образовательного учреждения в сфере воспитания патриотизма. поэтапно осуществлялось воспитание основ патриотизма, осуществлялся выбор содержания, форм работы, средств патриотического воспитания, создаваемых в ходе освоения пространственного предмета-среды, направленного на приобщение детей к родному городу.Старший дошкольный возраст благоприятен для обучения детей основам патриотизма, так как именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому, любознательному, активному и реактивному. Проблема воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста всегда была и остается одной из самых актуальных проблем формирования личности ребенка.Процесс воспитания патриотизма детей этого возраста продолжается в процессе ознакомления с родным городом, с его достопримечательностями, историей, промышленностью и памятниками. Результаты исследовательского эксперимента показали, что большинство старших дошкольников, принявших участие в исследовании, имеют низкий уровень патриотической воспитанности. Систематическая и планомерная работа, использование различных средств воспитания, подбор содержания воспитательной деятельности, совместные усилия детского сада и семьи, а также хорошо организованная и развивающая среда принесли положительные результаты.Нами установлено и экспериментально проверено, что воспитание патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным городом возможно, если: организовать этот процесс поэтапно (эмоционально, познавательно и деятельностно), содержание и формы работы со старшими дошкольниками и их родители полны решимости. В результате опытно-производственной работы уровень патриотического воспитания детей снижается. дошкольный возраст увеличился в процессе ознакомления с родным городом.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция)//Консультант Плюс2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"//Консультант Плюс3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"//Консультант ПлюсНаучная литература4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.5. Волкова О. В. Анализ проблем патриотического воспитания дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2018. №4-1 С.182-185. 6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.7. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие./ Дубровская Е. А. - М.: Юрайт, 2020. - 180 с.8. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.9. Зацепина М. Б. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. №2 С.18-25.10. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / М. Б. Зацепина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 149 с.11. Зацепина М. Б., Халезова Н. А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. №2 С.18-25.12. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях./ Изотова Е. И. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.13. Кинелев В. Г. Философия образования в XXI в. и ее информационные аспекты // Вестник ЧГАКИ. 2017. №1 (25) С.31-34. 14. Комратова Н. Г. Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект // Интеграция образования. 2016. №2 С.106-114.15. Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2017. №3 С.238-241. 16. Силкова К. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи // Вестник НГПУ. 2018. №2 (12) С.36- 47.17. Хороших П.П. Социокультурная среда как фактор развития дошкольника // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 367-370.18. Шапиева А. С. Формирование чувства патриотизма, дружбы народов у дошкольников в различных видах деятельности // Известия ДГПУ. Психологопедагогические науки. 2016. №3 С.93-106.19. Ясева Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 С.346-348. Электронные ресурсы20. Асмолов А. Г. Будущее онлайн-образования и его возможности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asmolovpsy.ru/ru/interview/372 (дата обращения 04.03.2022) 21. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003421318 (дата обращения 04.03.2022)22. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006563599 (дата обращения 04.03.2022)23. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения 04.03.2022)24. ДОУ детский сад № 9 Солнышко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dou9-oktyabrsk.minobr63.ru/ (дата обращения 04.03.2022)25. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002574225 (дата обращения 04.03.2022)26. План основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cpd.yaroslavl.ru/Portals/0/docs/RegResCenter (дата обращения 04.03.2022)27. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe (дата обращения 04.03.2022)28. ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgosvo.ru/ (дата обращения 04.03.2022)29. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-v-formirovanii-patrioticheskih (дата обращения 04.03.2022)30. Ястребова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 04.03.2022)Приложения Приложение 1Список детей, принявших участие в исследовании воспитания патриотизма детейАнна И.6 л..5м.Игорь Д.6 л. 1 м.Олег С.6 л. 1 м.Юра М.6 л. 8м.Ира В.6 л. 3м.Таня Р.7 л. 1 м.Катя П.7 л. 3м.Женя Р.7 л. 4м.Лена Т.6 л. 9м.Иван. А.6 л. 4м.Арина Н.7 л. 2м.Витя П.6 л. 6м.Юля К.7 л. 6м.Денис М.7 л. 2м.Петя В.6 л. 4м.Катя Я.6 л. 7м.Витя С.7 л. 5м.Даша П.6 л. 10м.Саша У.7 л. 3м.Яна Д.6 л. 6м.Таблица 1 –Диагностическая карта экспериментальной работы исследованияКомпонентыПоказателиМетодикиМетодики 1 этап –работы с детьмиКогнитивныйНаличие знаний у детей 6-7 лет о достопримечательностях родного городаБеседа «Родной город» (А. О. Ястребцова)Наличие знаний у детей 6-7 лет о символике годного города и страныБеседа «Государственная символика» (А. О Ястребцова.)ЭмоциональныйНаличие стремления у детей 6-7 проявлять чувства уважения и гордости к своему городуОпрос «Мое чувство к малой родине»ДеятельностныйУмение детей адекватно реагировать на сохранение окружающей среды городаМетод проблемных ситуаций2 этап –работа с родителямиКогнитивныйНаличие знаний у родителей о достопримечательностях родного городаВикторина или тест?? «Наш город Октябрьск» (анонимная)ЭмоциональныйНаличие заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольниковАнкета для родителей (А. О. Ястребцова.)ДеятельностныйУчастие родителей в патриотическом воспитании детейПриложение 2Определение уровня знаний детей о достопримечательностях родного города на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.3ВысокийИгорь Д.2СреднийОлег С.1НизкийЮра М.1НизкийИра В.3ВысокийТаня Р.2СреднийКатя П.1НизкийЖеня Р.2СреднийЛена Т.2СреднийИван. А.1НизкийОпределение уровня развития представлений о достопримечательностях родного города на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.2СреднийВитя П.3ВысокийЮля К.2СреднийДенис М.2СреднийПетя В.3ВысокийКатя Я.1НизкийВитя С.1НизкийДаша П.2СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3ВысокийПриложение 3Таблица 2 –Результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного городаУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв %Кол-во детейв %Высокий330%220%Средний440%440%Низкий330%440%Рисунок 1 – Результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной и контрольной группах(%)Таблица 3 – Результаты диагностики уровня знаний детей о государственной символикеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 2 – Результаты уровня знаний детей о государственной символике в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 4Определение уровня развития знаний о государственной символике на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.4СреднийИгорь Д.5ВысокийОлег С.1НизкийЮра М.1НизкийИра В.3СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.2НизкийЖеня Р.4СреднийЛена Т.3СреднийИван. А.1НизкийОпределение уровня развития знаний о государственной символике на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.4СреднийВитя П.5ВысокийЮля К.3СреднийДенис М.4СреднийПетя В.6ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.3СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3Низкий Приложение 5Определение уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на основе беседы с детьми контрольной группыФИОБаллыУровень развитияАнна И.7ВысокийИгорь Д.5СреднийОлег С.4СреднийЮра М.1НизкийИра В.5СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.4СреднийЖеня Р.8ВысокийЛена Т.6ВысокийИван. А.2НизкийОпределение уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на основе беседы с детьми экспериментальной группыФИОБаллыУровень развитияАрина Н.8СреднийВитя П.6ВысокийЮля К.4СреднийДенис М.5СреднийПетя В.7ВысокийКатя Я.6СреднийВитя С.2НизкийДаша П.4СреднийСаша У.3НизкийЯна Д.6Низкий Приложение 6Таблица 4 –Результаты диагностики у детей 6-7 лет уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 3 – Результаты диагностики уровня стремления проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной и контрольной группах (%)Таблица 5 –Уровень умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды городаУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв % Кол-во детейв %Высокий220%110%Средний550%440%Низкий330%550%Рисунок 4 – Результаты диагностики уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 7Определение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в контрольной группеФИОБаллыУровень развитияАнна И.2СреднийИгорь Д.2СреднийОлег С.3ВысокийЮра М.1НизкийИра В.2СреднийТаня Р.2СреднийКатя П.3ВысокийЖеня Р.2Средний Лена Т.2Средний Иван. А.2СреднийОпределение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группеФИОБаллыУровень развитияАрина Н.3СреднийВитя П.3ВысокийЮля К.2СреднийДенис М.2СреднийПетя В.3ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.2СреднийСаша У.1НизкийЯна Д.3НизкийПриложение 8Методика 5 – Викторина (анонимная) для родителей «Наш город –Октябрьск»1. Знаете ли вы, когда был основан наш город?2. Что изображено на гербе города Октябрьск?3. На берегу какой реки находится наш город?4. Сколько районов в г. Октябрьск5. Какая достопримечательность является символом города Октябрьск?6. Как называется наш край?7. С какого года Октябрьск считается городом?8. Когда отмечается день города в Октябрьске?9. На каком берегу реки расположен наш город?10.От названия чего город получил свое название?Высокий уровень – 8-10 баллов.Средний уровень – 5-7 баллов.Низкий уровень – 1-4 балла.Таблица 7 – Уровень знаний родителей о родном городе на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 5 – Результаты диагностики уровня знаний родителей о родном городе в экспериментальной и контрольной группах (%) Приложение 9Методика 6 –Анкета для родителей- Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему городу?- Как проявляется этот интерес?- Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т.д.)?- Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?- Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?- Беседуете ли вы с ребенком об истории города?- Посещаете ли вы городские праздники (День города, открытие нового памятника и т.д)?Критерии оценивания.Каждый положительный ответ оценивался в 1 балл.Низкий уровень – 1-2 балла.Средний уровень – 3-5 балла.Высокий уровень – 6 -7 балла.Таблица 8 - Уровень заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников на констатирующем этапеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 6 – Результаты диагностики уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольников в экспериментальной и контрольной группах (%)Приложение 10Определение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в контрольной группеФИОБаллыУровень развитияАнна И.4СреднийИгорь Д.5СреднийОлег С.7ВысокийЮра М.2НизкийИра В.4СреднийТаня Р.2НизкийКатя П.3Средний Женя Р.1НизкийЛена Т.5Средний Иван. А.1НизкийОпределение уровня умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группеФИОБаллыУровень развитияАрина Н.6СреднийВитя П.3СреднийЮля К.5СреднийДенис М.3СреднийПетя В.6ВысокийКатя Я.3СреднийВитя С.1НизкийДаша П.2НизкийСаша У.1НизкийЯна Д.5СреднийТаблица 9 –Сравнительные количественные результаты уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)УровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детейв %Кол-во детейВысокий3(30%)5 (50%)Средний4 (40%)3(30%)Низкий3 (30%)2 (20%)Рисунок 7 – Динамика уровня знаний детей о достопримечательностях родного города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Приложение 11Таблица 10 –Результаты диагностики уровня знаний детей о государственной символике на контрольном экспериментеУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий2(20%)4 (40%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)1 (10%)Рисунок 8 – Динамика уровня знаний детей о государственной символике в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Таблица 11 –Результаты диагностики уровня стремления у детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой городУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий5(50%)7 (70%)Средний3 (30%)2(20%)Низкий2 (20%)1 (10%)Рисунок 9 – Динамика уровня стремления у детей 6-7 лет проявлять чувства уважения и гордости за свой город в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Приложение 12 Таблица 12 – Уровень умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапахУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во детей в %Кол-во детейВысокий5(50%)7 (70%)Средний3 (30%)2(20%)Низкий2 (20%)1 (10%)Рисунок 10 – Динамика умения детей 6-7 лет реагировать на сохранение окружающей среды города в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах (%)Таблица 13 – Определение уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании дошкольниковУровеньЭкспериментальная группаКонтрольная группаКол-во родителей в %Кол-во родителейВысокий2(20%)1 (10%)Средний5 (50%)5(50%)Низкий3 (30%)4 (40%)Рисунок 11 – Результаты диагностики уровня заинтересованности родителей в патриотическом воспитании экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе(%)

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция)//Консультант Плюс
2. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"//Консультант Плюс
3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства"//Консультант Плюс
Научная литература
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика./ Болотина Л. Р. - М.: Юрайт, 2020. - 219 с.
5. Волкова О. В. Анализ проблем патриотического воспитания дошкольников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2018. №4-1 С.182-185.
6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика./ Галигузова Л. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 254 с.
7. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие./ Дубровская Е. А. - М.: Юрайт, 2020. - 180 с.
8. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика./ Ежкова Н. С. - М.: Юрайт, 2020. - 184 с.
9. Зацепина М. Б. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. №2 С.18-25.
10. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. / М. Б. Зацепина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 149 с.
11. Зацепина М. Б., Халезова Н. А. Культурологический подход к патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста // Педагогика и психология образования. 2016. №2 С.18-25.
12. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях./ Изотова Е. И. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
13. Кинелев В. Г. Философия образования в XXI в. и ее информационные аспекты // Вестник ЧГАКИ. 2017. №1 (25) С.31-34.
14. Комратова Н. Г. Краеведение в системе дошкольного образования: социокультурный аспект // Интеграция образования. 2016. №2 С.106-114.
15. Кудактина А. И. Образ Родины в картине мира российских дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2017. №3 С.238-241.
16. Силкова К. А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной Российской молодежи // Вестник НГПУ. 2018. №2 (12) С.36- 47.
17. Хороших П.П. Социокультурная среда как фактор развития дошкольника // Педагогика и просвещение. 2016. № 4. С. 367-370.
18. Шапиева А. С. Формирование чувства патриотизма, дружбы народов у дошкольников в различных видах деятельности // Известия ДГПУ. Психологопедагогические науки. 2016. №3 С.93-106.
19. Ясева Н. Ю. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 С.346-348.
Электронные ресурсы
20. Асмолов А. Г. Будущее онлайн-образования и его возможности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://asmolovpsy.ru/ru/interview/372 (дата обращения 04.03.2022)
21. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003421318 (дата обращения 04.03.2022)
22. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006563599 (дата обращения 04.03.2022)
23. Голубь М.С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения 04.03.2022)
24. ДОУ детский сад № 9 Солнышко. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dou9-oktyabrsk.minobr63.ru/ (дата обращения 04.03.2022)
25. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002574225 (дата обращения 04.03.2022)
26. План основных мероприятий, проводимых в рамках десятилетия детства, на период до 2027 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cpd.yaroslavl.ru/Portals/0/docs/RegResCenter (дата обращения 04.03.2022)
27. Сабодаш О.А. Патриотическое воспитание дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe (дата обращения 04.03.2022)
28. ФГОС [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgosvo.ru/ (дата обращения 04.03.2022)
29. Царегородцева Е.А. Основные подходы в формировании патриотических чувств у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-v-formirovanii-patrioticheskih (дата обращения 04.03.2022)
30. Ястребова А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.elibrary.ru (дата обращения 04.03.2022)

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет ознакомление с историей родного города для формирования патриотизма у детей дошкольного возраста?

Ознакомление с историей родного города играет важную роль в формировании патриотизма у детей дошкольного возраста. Это помогает им развить гордость за свою родину, любовь к своему городу и стране, понимание и уважение к своим предкам. Дети узнают исторические события, личности, культурные и традиционные особенности своего города, что способствует их включению в жизнь общества, формированию личностной и гражданской идентичности.

Какие психолого-педагогические аспекты необходимо учитывать при воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста?

При воспитании патриотизма у детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности. Дети в этом возрасте активно интересуются миром, они любознательны, запоминают большое количество информации. Поэтому важно предоставить им разнообразные возможности для ознакомления с историей родного города: посещение музеев, экскурсии, рассказы педагогов, чтение книг и просмотр документальных фильмов. Также следует учить детей основам патриотической символики, научить их распознавать флаги, гербы, гимны. Важно создать атмосферу уважения и любви к своей стране и городу, привить детям осознанное отношение к истории и культуре своей родины.

Какую роль играет история родного города в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста?

История родного города играет значительную роль в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста. Она позволяет детям лучше понять свою идентичность, истоки своего народа и культуры. Исторические события и личности, связанные с родным городом, могут стать для детей примерами героизма, самоотверженности, мужества, и это может оказать положительное влияние на их развитие. Знакомство с историей родного города помогает детям увидеть, каким путем прошла их родина, и почувствовать себя частью этой истории.

Зачем детям старшего дошкольного возраста нужно ознакамливаться с историей родного города?

Ознакомление с историей родного города позволяет детям лучше понять свою культуру, традиции и идентичность. Это помогает формировать у них чувство принадлежности и патриотизма к своему месту рождения.

Какие психолого-педагогические аспекты важны для воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста?

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста требует учета их психологических особенностей. Необходимо создавать положительную эмоциональную атмосферу, использовать игровую деятельность, знакомить с символами и традициями своей страны, развивать чувство ответственности и уважения к своей родине.

Какую роль играет история родного города в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста?

История родного города помогает завоевать интерес детей, расширить их кругозор, показать им ценность и значение своего места проживания. Она позволяет детям лучше понять и оценить достижения предыдущих поколений, развить у них чувство гордости и ответственности за свою родину.

Какие особенности и педагогические условия необходимы для патриотического воспитания старших дошкольников?

Для патриотического воспитания старших дошкольников необходимы следующие условия: организация интересных и содержательных занятий, использование игровых методов, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания, внедрение патриотических символов и обычаев в жизнь детского коллектива, участие в праздниках и торжествах, связанных с историей и культурой родного города.

Каким образом формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста помогает им в дальнейшем развитии?

Формирование патриотизма у детей старшего дошкольного возраста способствует развитию их личности, укреплению моральных и нравственных ценностей, развитию чувства гордости и принадлежности. Это помогает детям лучше адаптироваться в обществе, быть активными гражданами, более ответственно относиться к своему окружению и стремиться к достижению общественной пользы.

Какие аспекты воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, роль истории родного города в этом процессе, а также особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников.

Какая роль истории родного города в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста?

История родного города играет важную роль в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста. Ознакомление с историей помогает развить у детей чувство принадлежности к своему народу и родному краю, формирует гордость за свою страну и укрепляет их идентичность. Кроме того, изучение истории родного города способствует развитию памяти, воображения, уважения к наследию и культуре своего народа.