Представление молодежи о счастье

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 05.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования представлений о счастье у молодых людей 5
1.1.Концепт «счастье» в отечественных и зарубежных исследованиях 5
1.2.Основные детерминанты субъективных представлений о счастье у студенческой молодёжи 12
Глава 2. Исследование представлений молодёжи о счастье 14
2.1. Основные подходы к изучению представления о счастье студенческой молодёжи в отечественной и зарубежной психологии 14
2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 21
Заключение 24
Список использованных источников 27
Фрагмент для ознакомления

При этом очевидно, что достичь оптимального уровня счастья раз и навсегда возможным не представляется.В основе счастья лежит активность самой личности. Различные аспекты субъективного счастья требуют регулярной рефлексии и постоянной переоценке жизненных явлений и характеристик своей личности. На сегодняшний день известно множество работ отечественных учёных по данному вопросу. В этих работах описаны взаимосвязи счастья с различными жизненными аспектами, такими как удовлетворённость собственной личностью, особенности поведения в обществе, толерантность, духовные ценности молодых людей в возрасте 16-17 лет, самореализация людей в возрасте 32 – 50 лет, душевный комфорт людей 18-50 лет, профессиональная удовлетворённость и многое другое [16].Несмотря на то что удовлетворённость собственной деятельностью является важным фактором субъективного счастья для молодых людей, исследований по данному вопросу ничтожно мало. В первую очередь это связано с недостаточной разработкой соответствующих психологических методик для студентов, выбравших для себя определённую сферу деятельности. 2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретацияПоскольку ведущей деятельностью на исследуемом возрастном этапе возрастного становления выступает учебно-профессиональная деятельность, а развитие познавательной сферы определяется текущими интересами и направлением профессионального профиля молодого человека, то ценностная ориентация его, с большей вероятностью, будет определяться профессиональными интересами и целями на ближайшее будущее. Однако, не стоит забывать о том, что молодые люди также склонны к интенсивной социализации и тесным эмоциональным контактам со сверстниками, обусловленным расширением круга общения и подготовкой к началу взрослой жизни. Получается, что, с одной стороны, на плечах молодого человека лежит тяжелый груз ответственности за выбор профессионального будущего, а, с другой стороны, изменения гормонального фона подталкивают его к созданию и налаживанию личной жизни. В качестве подтверждения вышеизложенных мыслей был проведен психолингвистический эксперимент по методу субъективных дефиниций сна тему ценностных ориентаций молодежи с целью выявления субъективных значений лексемы счастье сквозь призму сознания и индивидуальной картины мира молодёжи. В данном эксперименте приняло участие 54 студента в возрасте от 18 до 20 лет. Студентам было предложено написать собственное определение значения слова «счастье». По окончанию эксперимента было собрано 54 анкеты и подсчитано 162 реакции на слово-стимул счастье. Проанализировав и систематизировав собранные результаты, удалось выстроить иерархию из ядерных и периферийных значений лексемы «счастье». Так, ядерные значения составляют 64% от общего числа реакций, а периферийные – 36%. (рис. 2.1)Рисунок 2.1 – Соотношение ядерных и периферийных значений понятия «счастье» в представлении молодёжиТаким образом, из полученных реакций была выстроена следующая иерархия ядерных значений ценности «счастье» (рис.2.2): Рисунок 2.2 – Иерархия ядерных значений ценности «счастье» в представлениях молодёжиЛидирующее место в данной иерархии значений занимает сема «Поддержка, помощь, понимание», что указывает на то, что в процессе подготовки к экзаменам и во время выбора дальнейшего профессионального пути студенты пребывают в состоянии эмоционального и психологического напряжения, из-за чего испытывают жизненно необходимую потребность в поддержке и понимании со стороны семьи, друзей и близких им людей. Также наличие таких ценностных показателей, как «Поддержка, помощь, понимание», «Счастье близких, благополучие», «Спокойствие, гармония, мир» подчеркивает, что нравственность и человечность остаются важными качествами русской культуры, выставляющей на первое место человека, его внутренний мир и отношение к окружающим, что впитывается подростковым сознанием с самого раннего детства. Под сомнение ставится заниженный процентный показатель в понимании счастья как любви – всего 3,5% несмотря на то, что к юношескому возрасту, в связи с биологическим развитием и изменениями на гормональном уровне, представление о любви должно трансформироваться в нечто большее, нежели просто родительское внимание, тепло и забота, а значит, и процентный показатель должен стать выше. Данное несоответствие можно объяснить тем, что поскольку ведущей деятельностью испытуемых на момент проведения анкетирования выступала именно учебная деятельность, в связи с подготовкой к грядущим экзаменам, сознание студентов было сосредоточенно вокруг учебных вопросов, и абстрагировано от вопроса личной жизни, что совсем не подразумевает того, что любовь занимает незначительное положение в ценностной ориентации молодёжи. Подтверждением этому является набор периферийных значений лексемы счастье. Так, один ряд периферийных значений имеет отношение к учебной деятельности – «Сон», «Принятие реальности», «Хорошие оценки», «Успех», другой же характеризует внеучебную деятельность студентов и их интересы («Общение», «Бог», «Путешествия», «Деньги»), среди которых также можно увидеть значение «Любимый человек». Помимо этого, любопытен тот факт, что хотя на сегодняшний день на развитие молодёжного сознания все большее внимание оказывает западноевропейская система ценностей, согласно которой материальные ценности занимают далеко не последнее место, в понимании русских молодых людей счастье представляет собой, прежде всего, духовно-нравственную ценность. Значение «Деньги» и «Достаток» были включены в малочисленную периферийную группу значений лексемы счастье, однако так и не вошли в состав ядерных значений. Таким образом, в ходе психолингвистического эксперимента удалось выявить многоплановость и полисемантичность значений ценности «счастье» через призму понятийного молодёжного сознания. Также было установлено, что на определение индивидуально-личностных реакций молодых людей, с одной стороны, оказывает влияние личный жизненный опыт и широкий ряд внешних, социальных причин, а с другой стороны — внутренних и психологических.ЗаключениеДля того чтобы успешно справляться с действием многочисленных стрессовых факторов, которые характерны для окружающей действительности, необходимо сохранять положительный настрой независимо от того, насколько ситуация в данный момент времени благоприятна для личности. Особенно важным является соблюдение данного положения для молодых людей, которые только готовятся начать свою профессиональную деятельность, а также готовятся создать семью. Одной из важнейших характеристик при этом является уровень их счастья.К настоящему времени известно уже значительное количество работ отечественных и зарубежных психологов, посвящённых субъективному счастью благополучию. В этих работах исследуемая характеристика личности рассматривается с точки зрения различных подходов. Обобщение этих подходов приводит к тому, что счастье определяется как психологический феномен, характеризующий успешность различных жизненных аспектов личности в определённой среде его обитания, связанная с позитивным психологическим настроем, гармонией в отношениях с внешней средой. Субъективное счастье, рассматриваемое с точек зрения различных аспектов, включает в себя три основных компонента: физический, психический и социальный.Изучение ценностно-смысловой составляющей значения понятия «счастье» проходило с опорой на рассмотрение особенностей ментальности, коллективного мышления, национального характера и культурно-исторической памяти России, а также на осмысление общих этапов формирования и закрепления ценностной ориентации в сознании детей разных возрастных групп. В ходе работы также удалось рассмотреть сходства и различия в лингвистическом и психолингвистическом подходах к изучению значения. Лексико-семантический анализ лексемы счастье, анализируемой на базе русских словарных статей, с одной стороны, подчеркивает незаменимость универсальных смысловых компонентов, лежащих в основе каждой культуры, а с другой стороны – предоставляет возможность ознакомиться со значениями, характерными, непосредственно, для русской культурной традиции, и необходимых для формирования у детей представления о русской национальной картине мира. Кроме этого, анализ ассоциативных реакций, вызванных детским сознанием на предложенное в ходе психолингвистического эксперимента слово-стимул «счастье», способствовал выявлению ряда сходств и различий в возрастной динамике развития лексемы «счастье. Результаты эксперимента позволили сделать вывод о том, что несмотря на то, что представление о счастье у каждого молодого человека индивидуально, тем не менее, большое влияние на отношение к данной ценности оказывают общественно-культурные моральные нормы. прививаемые ребенку с детства родителями, учителями, близкими и всеми окружающими, и имеющими место в молодёжном возрасте. С течением времени на общественно-культурное понимание счастья наслаивается субъективное, критическое отношение молодого человека к действительности, основанное на личном жизненном опыте, и это объясняет тот факт, что с возрастом первоначальное представление о счастье расширяется и может измениться в значении, другими словами, периферийные значения, лежащие в основе понимания феномена счастья, сдвигаются в сторону текущих целей молодого человека и его интересов, однако семантическое ядро, заложенное в понимание счастье с рождения, остается неизменным.Список использованных источниковАвдеева И.А. Формирование ценностей как философская, социальная и культурологическая проблема / И.А. Авдеева // Вестник Тамбовского государственного университета, выпуск 3 (107), 2012. С. 257-267.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер с англ. / Фонд «За экономическую грамотность». М., 1995. 296 с. 3. Аксиологическая лингвистика: [Электронный ресурс]. URL: https://scicenter.online/obschee-yazyikoznanie-scicenter/aksiologicheskayalingvistika-101238.html Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие / А.В. Батаршев // М.: «Академия», 2009. 185с. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 398 с. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 25-36. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.Бочарова Е.Е. О некоторых вопросах методологии изучения субъективного благополучия личности // Международная научно-практическая конференция «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 27-28 сентября, Москва, РУДН, 2012. - С.61-66.Вербина, Г.Г., Вербина, О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 4. - С. 120-121.Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.Давудова А.Р. Самоактуализация и эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья личности /А.Р. Давудова // В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 118-121.Елишев С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте: [Электронный ресурс]. // 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 14.03.2021). Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2019. Канаева Н.А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. С. 200-202. URL: https://moluch.ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 27.02.2022). Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов / Диссертация… канд. псих. наук. Самара, 2003. 182 с. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия /Л.В. Карапетян // Известия Уральского федерального ун-та. – 2014. – № 1. – С. 171–182.Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5Лапухина М.В. Аналитика сущности счастья в русской традиционной культуре: автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата философских наук / М. В. Лапухина. Тамбов, 2006. [Электронный ресурс]: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/analitika-sushchnosti-schastya-v-russkoi-traditsionnoi-kulture (дата обращения: 28.02.2022).Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 88 с. Манакова К.Р. Удовлетворенность жизнью и представления подростков о счастье: [Электронный ресурс]. № 11(51), 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-i-predstavleniya-podrostkov-o-schastie (дата обращения: 1.03.2022). Новоселова Д.А. Ценностные ориентиры с позиций аксиологической лингвистики: [Электронный ресурс]. URL: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/12.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

1. Авдеева И.А. Формирование ценностей как философская, социальная и культурологическая проблема / И.А. Авдеева // Вестник Тамбовского государственного университета, выпуск 3 (107), 2012. С. 257-267.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: пер с англ. / Фонд «За экономическую грамотность». М., 1995. 296 с. 3. Аксиологическая лингвистика: [Электронный ресурс]. URL: https://scicenter.online/obschee-yazyikoznanie-scicenter/aksiologicheskayalingvistika-101238.html
3. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб. пособие / А.В. Батаршев // М.: «Академия», 2009. 185с.
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 398 с.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 25-36.
7. Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. - М.: Время, 2009. - 192 с.
8. Бочарова Е.Е. О некоторых вопросах методологии изучения субъективного благополучия личности // Международная научно-практическая конференция «Комплексные исследования личности: методология, теория, практика» 27-28 сентября, Москва, РУДН, 2012. - С.61-66.
9. Вербина, Г.Г., Вербина, О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 4. - С. 120-121.
10. Водяха С. А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия, 2012. - № 2. - C. 132 - 138.
11. Давудова А.Р. Самоактуализация и эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья личности /А.Р. Давудова // В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 118-121.
12. Елишев С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте: [Электронный ресурс]. // 2011. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 14.03.2021).
13. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин - СПб: Питер, 2019.
14. Канаева Н.А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т. 2. С. 200-202. URL: https://moluch.ru/archive/13/1174/ (дата обращения: 27.02.2022).
15. Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов / Диссертация… канд. псих. наук. Самара, 2003. 182 с.
16. Карапетян Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия /Л.В. Карапетян // Известия Уральского федерального ун-та. – 2014. – № 1. – С. 171–182.
17. Корнилова Т.В., Чумакова М.А. Апробация краткого опросника Большой пятерки (TIPI, КОБТ) // Психологические исследования. 2016. Т. 9, No 46. С. 5
18. Лапухина М.В. Аналитика сущности счастья в русской традиционной культуре: автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата философских наук / М. В. Лапухина. Тамбов, 2006. [Электронный ресурс]: электронная библиотека диссертаций. URL: http://www.dissercat.com/content/analitika-sushchnosti-schastya-v-russkoi-traditsionnoi-kulture (дата обращения: 28.02.2022).
19. Леонтьев А.Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. 88 с.
20. Манакова К.Р. Удовлетворенность жизнью и представления подростков о счастье: [Электронный ресурс]. № 11(51), 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-zhiznyu-i-predstavleniya-podrostkov-o-schastie (дата обращения: 1.03.2022).
21. Новоселова Д.А. Ценностные ориентиры с позиций аксиологической лингвистики: [Электронный ресурс]. URL: https://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/12.pdf (дата обращения: 21.02.2022).

Вопрос-ответ:

Почему представление о счастье у молодежи важно изучать?

Изучение представления о счастье у молодежи важно, так как это помогает понять, какие ценности и идеалы важны для молодых людей, а также как они стремятся достичь счастья. Это позволяет лучше ориентироваться в их потребностях и желаниях, а также разрабатывать программы и стратегии для улучшения их жизни и благополучия.

Какие детерминанты влияют на представление о счастье у молодежи?

Основные детерминанты представления о счастье у молодежи включают такие факторы, как социальное окружение, культурные ценности, личностные особенности и жизненные обстоятельства. Кроме того, важную роль играют такие факторы, как успех в учебе или карьере, материальное благополучие, уровень социальной поддержки и удовлетворенность отношениями.

Какие подходы используются для изучения представления о счастье у молодежи?

Для изучения представления о счастье у молодежи используются различные подходы, включая качественные и количественные методы исследования. Качественные исследования позволяют получить глубокое понимание смысла и ценности, которые молодежь придает счастью, а количественные исследования используются для анализа статистических данных и выявления основных тенденций и закономерностей.

Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования?

Результаты эмпирического исследования показали, что молодежь часто связывает свое представление о счастье с такими факторами, как материальное благополучие, успех в учебе или карьере, уровень социальной поддержки и качество отношений. Однако также было выявлено, что молодые люди также подчеркивают важность внутреннего состояния, таких как радость, удовлетворение и самореализация, в достижении счастья.

Какие ценности молодежи отражаются в их представлении о счастье?

Ценности молодежи, отражающиеся в их представлении о счастье, включают такие аспекты, как свобода, самореализация, любовь, успешная карьера, социальное признание и материальное благополучие. Многие молодые люди также выделяют важность эмоционального благополучия, удовлетворенности отношениями и духовного развития в своем представлении о счастье.

Что такое представление молодежи о счастье?

Представление молодежи о счастье - это совокупность установок, ценностей, идеалов и ожиданий, которые связаны с достижением и поддержанием состояния счастья.

Какие основные детерминанты субъективных представлений о счастье у студенческой молодежи?

Основными детерминантами субъективных представлений о счастье у студенческой молодежи являются социокультурные факторы, личностные черты, уровень самооценки, качество жизни и уровень удовлетворенности различными сферами жизни.

Какие подходы используются при изучении представления о счастье у студенческой молодежи?

В изучении представления о счастье у студенческой молодежи используются различные подходы, включая качественные и количественные методы, анкетирование, интервью, анализ дневников и саморефлексии.

Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования представлений молодежи о счастье?

Результаты эмпирического исследования показали, что у молодежи представление о счастье связано с такими факторами, как успешная карьера, материальное достаток, качественные отношения с близкими и друзьями, здоровье и самореализация.

Какими являются концепции счастья в отечественных и зарубежных исследованиях?

Концепции счастья в отечественных и зарубежных исследованиях включают различные аспекты, такие как эмоциональное и психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, достижение целей, гармоничные отношения, источники позитивных эмоций и т.д.

Какие основные детерминанты субъективных представлений о счастье у студенческой молодежи?

Основными детерминантами субъективных представлений о счастье у студенческой молодежи являются уровень удовлетворенности жизнью, качество социальных отношений, здоровье, личностные характеристики и смысл жизни.