Техники манипуляции общественным мнением(на примере)
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 19.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты манипуляции общественным мнением 4
1.1 Природа и содержание манипуляции общественным мнением 4
1.2 Система манипуляции общественным мнением 7
Глава 2. Анализ техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения 21
2.1 Исследование техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения 21
2.2 Специфика манипуляции общественным мнением на фоне пандемии 27
Заключение 34
Список литературы 36
Выводы. Таким образом, стремительные трансформации, происходящие в современном мире вследствие процессов глобализации, информатизации и цифровизации, оказывают многомерное воздействие на потребителей, с одной стороны, интегрируемых в глобальное общество потребления, охватывающее все большее количество стран, а с другой стороны – получающих возможность более осознанно подходить к своему выбору товаров и услуг. При этом влияние рекламы на выбор потребителей приобретает особое значение, усугубляющееся случаями нарушения этических принципов создателями рекламного контента и использования ими манипулятивных приемов.2.2 Специфика манипуляции общественным мнением на фоне пандемииНа фоне пандемии изменился и тип потребляемой информации, например, люди стали больше потреблять образовательного контента, уверен организатор и руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин. Значительная часть системы образования перешла в онлайн, и поэтому запрос студентов, школьников и частично некоторых других категорий граждан на ресурсы с подобной информацией временно стал более частым и актуальным. В первую волну также выросло потребление развлекательного контента, такого как фильмы, видео на стриминговых сервисах и т.д., то есть того, чем можно занять досуг в период самоизоляции. Однако во вторую волну эксперт уже не отмечал подобного увеличения. Новостной контент, по мнению Игоря Задорина не стал значительно более популярным, и роста спроса на него не произошло, несмотря на ситуацию неопределенности. Опасения и страх от нового вируса и сложившейся обстановки население пыталось уменьшить не с помощью чтения новостей, а скорее за счет потребления контента медицинской тематики. Спрос на подобную информацию резко вырос, стали популярны запросы о том, как лечить заболевание, какие у него симптомы, как обезопасить себя от коронавируса и так далее. Эксперт не относит это к новостному контенту, хотя на фоне пандемии многие медиа начали отдельно публиковать большое число статей о медицинской тематике и мнениями экспертов и открыли отдельные ресурсы со статистикой заболевших, умерших, а также с описанием, как ПЦР-тесты и анализ на антитела действуют, что они значат и т.д. С мнением Игоря Задорина частично согласен генеральный директор ООО «РУМЕДИА» и профессор в ВШЭ Михаил Бергер. Он также отмечает резко выросший интерес к развлекательному и просветительскому контенту, однако он уверен в том, что новости также стали пользоваться большим спросом у аудитории. Медиапотребление значительно увеличилось по количеству особенно в период первой волны коронавируса, подтвердил эксперт. По его мнению, люди больше времени стали проводить за потреблением контента, но изменилась и его структура: например, резко выросли показатели по развлекательному контенту, сериалам, шоу, но также новости и в особенности профильные темы, которые связаны с вакциной, болезнью и т.д. Косвенно первое заметно по резкому росту стоимости акций компаний, производящих сериалы, стриминговых сервисов. Потребление также частично сдвинулось в сторону просветительского контента, например, информации из тренингов и обучающих курсов. При этом коррекция этих изменений и трендов, возникших в период пандемии, происходит постоянно, подчеркнул Михаил Бергер. Россияне уже не проводят настолько много времени у телевизоров, как при локдауне. Однако значения все равно стабилизировались после второй волны выше изначальных значений 2019 года или даже непосредственно предпандемийного периода. Цифры по медиапотреблению развлекательно, просветительского и новостного контента в 2020 и 2021 году оказались выше по сравнению с 2019 годом, уверен эксперт. Однако тенденция с ростом потребления сериалов или других развлекательных продуктов начала формироваться еще до пандемии. Известнейшие актеры и режиссеры начали все чаще переходить в сериальный бизнес из-за перетока в него значительно количества средств и аудитории. Пандемия коронавируса стала катализатором процесса и ускорила повышение популярности таких продуктов. Сейчас эта индустрия остается на подъеме, в том числе в России, потребление сместилось с коллективного в индивидуальное. Эта тенденция будет скорректирована, однако потребление некоторого другого развлекательного контента все равно снизится, например, фильмов. По аудитории «РУМЕДИА», которая занимается исключительно новостным контентом, как выразился Михаил Бергер, эксперт не отмечает уменьшение спроса аудитории после первой волны коронавируса, к населению не пришла усталость от постоянной новостной повестки и даже информации о пандемии. При этом люди часто потребляют новости даже помимо своей воли и без особой цели, их можно назвать «новостными наркоманами», сообщил эксперт. В то же время такое отношение к новостям и активные интерес к ним характерен для аудитории старше 30 лет. В связи с пандемией эта тенденция могла несколько измениться, более молодое поколение стало больше потреблять новости, но это временный фактор. Ядро аудитории компании – 35-50 лет, а у «Эхо Москвы» или «Коммерсанта» даже старше – 40-60, сообщил он. Основные подъемы скорее связаны не с самой пандемией, а громкими новостями, которыми интересуется большая аудитория: например, начало коронавируса, создание вакцины и, конечно, есть резкие всплески по потреблению на фоне определенных событий, например, конфликтов, происшествий. Специалист исследовательской группы «Циркон» и преподаватель ВШЭ, Анастасия Сапонова согласна, что спрос на новостной контент повышался. Интерес же к тренингам и образовательному контенту концу 2020 года уже практически вернулся на допандемческий уровень. Развлекательная тематика также стало пользоваться большим спросом в период локдауна и далее, на фоне пандемии, согласилась эксперт. Две основные причины тому – увеличение свободного времени у населения и уход от волнующих событий, которыми была наполнена повестка в период коронавируса, и особенно в начале распространения заболевания. Повышенный интерес к развлекательному контенту стал ответом на возникшие проблемы. С продолжением тревожной обстановки, спрос будет оставаться на повышенном уровне, считает эксперт. Но потребление такой тематики может быть обусловлено и другими причинами, потому что к развлекательному контенту относится широкий круг продуктов: и сериалы, и фильмы на стриминговых сервисах. Так, даже при появлении новых известных, интересных произведений, можно наблюдать небольшое повышение средних уровней потребления. В изменении тематики медиапотребления следует отметить возросший интерес к медицинской и популярной лженаучной сфере, как например, разбор причин появления коронавируса с участием докторов наук, которые сообщали недостоверные сведения и т.д., сообщила Анастасия Сапонова. Она считает, что на фоне пандемии, особенно в период локдауна, спрос аудитории также мог обратиться к бытовым темам, например, новым кулинарным рецептам, сайтам по благоустройству, перепланировке квартиры и другим подобным видам контента. При снижении бронирования билетов и поиску туров, также вырос спрос на программы о путешествиях. Было запущено множество проектов по онлайн-посещению определенных популярных мест. При этом нужно понимать, что смещение медиапотребления по тематикам не было резким и всеобщим, так как общество фрагментарно, но изменения в определенных группах, безусловно, было. По мнению профессора МГУ Николая Чикишева, люди в первую очередь обращались к новостям, чтобы снизить тревожность и чувство неопределенности. Однако эта особенность характерна для конкретной возрастной группы аудитории: 40–50+. Именно для них важно держать ситуацию под контролем и быть в контексте. Для молодой аудитории избегание неопределенности не так характерно, считает эксперт. По его мнению, всплеск интереса к новостным изданиям после пандемии у аудитории спадет. Когда же основная часть аудитории устала потреблять новости про коронавирус, она перешла в развлекательный контент. Также в отдельный период пандемии население стало активно интересоваться различными онлайн-курсами и саморазвитием. Затем же аудитория перешла в развлекательный контент. Длинный «хвост» повышенного уровня медиапотребления в данной тематики заметен и в июне 2021 года. Значительно увеличился интерес к стриминговым сервисам, например. В то же время эксперт отмечает, что потребление видеоигр подобного этом контента на фоне пандемии снизилось. Агентство «Циркон» регулярно задавало россиянам вопрос о том, насколько часто в информационном пространстве им встречаются фейки и ложные данные, и до последнего времени доля аудитории, отвечавшая, что такие новости встречаются часто, росла. Руководитель исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин считает, что сейчас процент таких людей также должен был вырасти. Однако в тех же исследованиях фиксируется большая группа населения, до 20%, которая даже в случае столкновения с подозрительной информацией не предполагала, что она будет каким-либо образом ее проверять. То есть люди привыкают к этому потоку со значительным числом фейков и сомнительных рекламных материалов и не вкладывают дополнительных усилий, чтобы найти верные и правдивые данные. У населения вырабатывается более критичное отношение, но оно не тратит силы, чтобы прийти к правде. Другого мнения придерживается генеральный директор ООО «РУМЕДИА» и профессов в ВШЭ Михаил Бергер. Он не видит причин уменьшения доверия граждан к фейковым новостям, он считает, что аудиторию им по-прежнему верит, как и звонкам из служб безопасности банков. Действительно прошло абсолютное непоколебимое доверие печатной прессе и телевидению, однако это происходило постепенно еще до пандемии, отметил Михаил Бергер. В то же время в период коронавируса появилось невероятное количество новостей и постов в социальных сетях об эффективных методах лечения вируса и повышения иммунитета, который не позволит человеку заразиться даже после прямого контакта с инфекцией, и все они массово пересылались в мессенджерах. А фэйковая новость об опасности вакцины до сих пор сдерживает россиян от вакцинации. С этим согласна Анастасия Сапонова. Она не считает, что рост объема фейковых новостей мог привести к увеличению медиаграмотности населения и более внимательному отношению общества к правдивости информации, качеству источников и т.д. Образовательные курсы по фактчекингудействительно проводились, но это были нишевые проекты. Сами же люди не способны без изучения предмета повысить свою медиаграмотность. На фоне пандемии, уровень доверия аудитории к СМИ даже вырос, потому что людям нужно было найти качественную проверенную информацию, считает профессор МГУ Николай Чикишев. Проводились разные исследования по этой тематике. И уровень доверия к журналистам был крайне низок в 2017 и 2018 году. Тогда, в 2016 году началось активное использования fakenews. С этого момента по 2019 год количество fakenews выросло в десятки раз, и, ожидаемо, люди меньше верили журналистам. А с начала пандемии интерес и доверие к качественным каналам выросли, и поэтому люди начали читать больше качественных изданий, считает эксперт. Однако СМИ не могли предоставить абсолютно достоверную информацию, журналисты не желали дезинформировать население, но не могли вовремя проверить всю информацию, связанную, например, с микробиологией. Поэтому аудитория начала обращаться к первоисточнику напрямую, и они стали конкурировать с журналистами.Так, Всемирная организация здравоохранения, Роспотребнадзор и Минздрав во время пандемии начали создавать собственные каналы коммуникации. Человеку уже не нужен был посредник для того, чтобы узнать, какая информация является проверенной. Активно начали использоваться сайты Роспотребнадзора, ВОЗ и другие специальные ресурсы, которые создавало правительства различных стран.Поначалу аудитория обращалась к привычным изданиям, но некоторое время спустя правительства начали создавать собственные ресурсы, на которых публиковали официальные данные. Аудитория перешла к новым источникам по двум причинам: во-первых, она устала от множества новостей и, во-вторых, появились ресурсы, которым можно доверять. В дальнейшем появлялись обвинение государственных органов в том, что статистика по заболеваемости и смертности в России отличается от действительности. Однако за официальными данными, информацией по ограничениям и т.д. все равно обращались к выше названным ресурсам. ЗаключениеНа фоне пандемии коронавируса значительно изменилось медиапотребление, что подтверждают многие анализы и научные публикации, данные Медиаскопа, Adindex, Web-index, ВЦИОМ, показатели финансовой отчетности медиакомпаний и эксперты. Произошла трансформация времени, каналов и тематик медиапотребления аудиторией. Во-первых, в период пандемии, особенно на фоне локдауна, произошедшего с конца марта 2020 года по июнь 2020-го, вырос спрос на ТВ интернет, однако снизились аудиторные показатели в потреблении печатной прессы и радио. Как было показано на графиках и таблицах выше, снизилась аудитория во всех представленных в Медиаскопе наиболее популярных изданиях, уменьшился ReachDaily по всем радиостанциям, за исключением трех, а значение по «всем станциям» снизилось с 39,841.6 в 2019 году до 35,085.5 в 2020-м. Показатели же по посещению россиянами определенных наиболее популярных в выбранных сферах интернет-ресурсов, значительно выросли. Причем, как в период первой волны коронавируса, так и в период второй. Основные причины тому – освободившееся время у населения, которое необходимо было проводить в самоизоляции, изменение привычек медиапотребление, как, например, прослушивание радо в машине и покупка газет в киосках и переход в интернет большей части межличностных взаимодействий. Во-вторых, выросли показатели по использованию аудиторией мессенджеров, телеграм-каналов и стриминговых сервисов. В-третьих, значительные изменения произошли и в тематике медипотребления. Вырос спрос на новостной, ряд видов просветительского и развлекательный контент. Причем это видно как по показателям телесмотрения, так и по экспертным интервью. Значительнее всего трансформация была заметна в период первой волны коронавируса, однако и в период второй, и далее повысился спрос на развлекательный контент. Особенно в начале коронавируса был также заметен повышенный интерес к медицинской тематике и популярно лжемедицинской сфере, как например, новые способы лечения ковида, причины его появления и т.д. Безусловно, этот спрос со временем понизился с улучшением эпидемиологической обстановки. Мнения экспертов разошлись в вопросе, повлияла ли пандемия на критическое отношение аудитории к информации, повышение внимания к качеству источника и проверки достоверности контента сообщений медиа на фоне роста числа фейковых новостей. В проанализированных научных статьях было приведено мнение о повышении медиаграмотности населения, так как люди стремились разобраться в ситуации и улучшить свою осведомленность в ситуации нестабильности. Эксперты же уверены, что без изучения данной тематики, медиаграмотность населения не могла повыситься даже на фоне роста фейковых новостей. Пандемия коронавируса усилила уже ранее существующие тенденции в медиа, но также и привнесла ряд новых, как например, рост телесмотрения, интереса к медицинской и лженаучной тематике и т.д. По мнению экспертов, последние, сойдут на нет после окончания пандемия. Многие же уже значительно снизились после второй волны коронавируса. Дальнейшая трансформация медиапотребления после пандемии будет зависеть от потребностей аудитории и ожиданий медиаменедеров. Однако эксперты согласны, что пандемия резко ускорила ранее сформировавшиеся тренды в медиаотросле, за счет чего показатели по определенным каналам медиа окажутся на повышенных или на пониженных, в зависимости от направления тенденций, уровнях после конца пандемии по сравнению с 2019 годом. Список литературы1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / О.П. Березкина М.: Академия, 2019.2. Ворошилова А.А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием: монография / А. А. Ворошилова; Сиб. гос.аэрокосм. ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева Красноярск: Ред.-изд. отд. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та, 2021.3. Воробьевский Ю.Ю. Черный снег на белом поле: массовый идиотизм как наукоемкий продукт / Юрий Воробьевский М. 2021.4. Владимирова M.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография / М. Б. Владимирова М.: Флинта, 2021.5. Гавра Д.П. Политический имидж: "секреты" манипуляции массовым сознанием: Сб.науч.ст. СПб.: АНО"ГЦРОС", 2021.6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: Москва, 2021.7. Зелинский Сергей Алексеевич. Манипуляции массами и психоанализ: манипулирование массовыми псих. процессами посредством психоаналит. методик / С.А. Зелинский; науч. рецензент: С.К. Эйюби СПб. Скифия, 2020.8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: Эксмо, 2019.9. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности / Г.И. Колесникова; Федер. гос. авт. образов. учреждение высш. проф. образования "Юж. федер. ун-т" Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2020.10. Кириллова Р. М. Информационно-психологическая война в XXI веке / Р. М. Кириллова; ФГБОУ ВПО "Краснояр. гос. аграр. ун-т" Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2019.11. Князева И.В. Манипуляция общественным сознанием: сущность, исторические формы, трансформация: социально-философский анализ: диссертация, 2021.12. Прокопенко И.С. Штурм сознания: правда о манипулировании сознанием человека / Игорь Прокопенко М.: Эксмо, 2020.13. Романова Н. П. Молодежь и кинематограф: манипуляция сознанием: монография / Н. П. Романова, М. В. Скрипкарь; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Чит. гос. ун-т" (ЧитГУ) Чита: РИК ЧитГУ, 2020.14. Шиллер Герберт. Манипуляторы сознанием: Мысль, 2020.15. Эрлс Марк. Стадо. Как изменить массовое поведение, используя энергию подлинной человеческой природы: [пер.с англ.] / Марк Эрлс М.: Эксмо, 2020.
Список литературы
1. Березкина О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / О.П. Березкина М.: Академия, 2019.
2. Ворошилова А.А. Антология научных исследований в области манипуляции сознанием: монография / А. А. Ворошилова; Сиб. гос.аэрокосм. ун-т им. акад. М. Ф. Решетнева Красноярск: Ред.-изд. отд. Сиб. гос. аэрокосм. ун-та, 2021.
3. Воробьевский Ю.Ю. Черный снег на белом поле: массовый идиотизм как наукоемкий продукт / Юрий Воробьевский М. 2021.
4. Владимирова M.Б. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского телевидения): монография / М. Б. Владимирова М.: Флинта, 2021.
5. Гавра Д.П. Политический имидж: "секреты" манипуляции массовым сознанием: Сб.науч.ст. СПб.: АНО"ГЦРОС", 2021.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита: Москва, 2021.
7. Зелинский Сергей Алексеевич. Манипуляции массами и психоанализ: манипулирование массовыми псих. процессами посредством психоаналит. методик / С.А. Зелинский; науч. рецензент: С.К. Эйюби СПб. Скифия, 2020.
8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием: Эксмо, 2019.
9. Колесникова Г.И. Социальный механизм манипуляции сознанием личности / Г.И. Колесникова; Федер. гос. авт. образов. учреждение высш. проф. образования "Юж. федер. ун-т" Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2020.
10. Кириллова Р. М. Информационно-психологическая война в XXI веке / Р. М. Кириллова; ФГБОУ ВПО "Краснояр. гос. аграр. ун-т" Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2019.
11. Князева И.В. Манипуляция общественным сознанием: сущность, исторические формы, трансформация: социально-философский анализ: диссертация, 2021.
12. Прокопенко И.С. Штурм сознания: правда о манипулировании сознанием человека / Игорь Прокопенко М.: Эксмо, 2020.
13. Романова Н. П. Молодежь и кинематограф: манипуляция сознанием: монография / Н. П. Романова, М. В. Скрипкарь; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Чит. гос. ун-т" (ЧитГУ) Чита: РИК ЧитГУ, 2020.
14. Шиллер Герберт. Манипуляторы сознанием: Мысль, 2020.
15. Эрлс Марк. Стадо. Как изменить массовое поведение, используя энергию подлинной человеческой природы: [пер.с англ.] / Марк Эрлс М.: Эксмо, 2020.
Вопрос-ответ:
Какая тема статьи?
Тема статьи - техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения.
Какие аспекты манипуляции общественным мнением рассматриваются в статье?
Статья рассматривает природу и содержание манипуляции общественным мнением, а также систему манипуляции общественным мнением.
Какие техники манипуляции общественным мнением анализируются в статье?
Статья анализирует технику манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения.
Какую особенность имеет манипуляция общественным мнением на фоне пандемии?
Статья рассматривает специфику манипуляции общественным мнением на фоне пандемии.
Какова структура статьи?
Статья состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты манипуляции общественным мнением, во второй главе проводится анализ техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения, а также рассматривается специфика манипуляции общественным мнением на фоне пандемии.
Какие техники манипуляции общественным мнением рассматриваются в статье "Техники манипуляции общественным мнением на примере Оглавление 3 Глава 1 Теоретические аспекты манипуляции общественным мнением4 1 1 Природа и содержание манипуляции общественным мнением4 1 2 Система манипуляции общественным мнением7 Глава 2 Анализ техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения21 2 1 Исследование техники манипуляции общественным мнением на примере отечественного телевидения21 2 2 Специфика манипуляции общественным мнением на фоне пандемии"?
В статье рассматриваются различные техники манипуляции общественным мнением, такие как создание и поддержка страха, использование эмоций, манипуляция информацией и фактами, дезинформация, манипуляция пропагандой и др.
Какова природа и содержание манипуляции общественным мнением, рассматриваемые в статье?
В статье подробно разбирается природа и содержание манипуляции общественным мнением. Она определяется как намеренное воздействие на человека или группу людей с целью изменить их убеждения, поведение или отношение к определенному вопросу. Манипуляция общественным мнением основана на использовании различных психологических и социологических методов, таких как создание страха, манипуляция эмоциями, управление информацией и дезинформация, а также использование пропаганды.
Какая специфика манипуляции общественным мнением рассматривается на фоне пандемии в статье?
В статье освещается специфика манипуляции общественным мнением на фоне пандемии. В условиях пандемии манипуляция общественным мнением принимает особый характер, так как люди ощущают большую необходимость в информации и руководстве, а также испытывают тревогу и страх. Использование различных техник манипуляции, таких как дезинформация, манипуляция эмоциями и пропаганда, может оказывать еще более сильное влияние на людей в период пандемии.