Какие основные проблемы изучает социальная психология
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Круг проблем социальной психологии 4
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Согласно теоретическим разработкам Рубинштейна, первая особенность психического – принадлежность субъекту, их испытывающему, вторая особенность –отношение его к независимому от психики объекту.Психический факт – это и фрагмент действительности, и отражение действительности; специфика психического заключается в том, что оно является единством реального и идеального.Эти два взаимосвязанных аспектавыступают здесь как переживание и знание. Переживание означает психическое явление, которое является событием внутренней жизни личности.Понятие переживания выражает особый специфический аспект сознания. Переживание дано в единстве со знанием. В мысли Рубинштейна, сознание и знание не только едины, но и различны:во-первых, в сознании отдельного субъекта знание представлено в некоторой характерной для него ограниченности;во-вторых,знание в сознании индивида сопряжено рядом дополнительных мотивационных комплексов.Знание, представленное в сознании субъекта, есть единство объективного и субъективного. Сознание конкретного индивида – это единство переживания и знания.Психическое существует в двух формах. Объективная(первичная) форма выражается в жизни и деятельности. Субъективная (вторичная) форма– это самосознание, интроспекция, рефлексия, отражение психического в самом себе; это вторичная, генетически более поздняя форма.Психика представляет собой реальный продукт эволюции.Сознание всегда является осознанным бытием. Сознание предмета определяется через свое отношение к предмету сознания. Оно складывается в процессе общественной практики. Опосредование сознания предметом – есть реальная диалектика исторического развития человека. Каждое действие индивида исходит из определенных мотивов и ориентировано на определенную цель; оно разрешает конкретную задачу и выражает отношение индивида к окружающему.Сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые оформляются в самом процессе деятельности. Сознание не выступает внешней силой, которая управляет деятельностью индивида. Являясь предпосылкой деятельности, сознание одновременно и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют единство. Сознательное действие отличается от неосознанного в своем объективном обнаружении: у него иная структура и иное отношение к ситуации, в которой оно совершается. Определение деятельности индивида в отрыве от его сознания невозможно, также как невозможно определение его сознания в отрыве от реальных отношений, которые устанавливаются в деятельности. Единство сознания и деятельности базируется на единстве сознания и действительности, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание в идеальном плане, и поведение в материальном плане.Связь психического с физическим ставит психофизическую проблему, проблему о взаимоотношении психического и физического. Генезис и развитие новых форм психического обусловлены возникновением и развитием новых форм жизни существования. Так, возникновение и развитие сознания связано с эволюцией форм общественной жизни.Задача психологии – познание психического путем раскрытия объективных, существенных связей, которыми оно объективно определяется. Психология исследует психику в закономерностях ее развития.Фундаментальная теоретическая задача психологии состоит в раскрытии специфических психологических закономерностей.В задачи психологического исследования входит исследование и теоретической (познавательной деятельности ученого) и практической деятельности, посредством которой люди меняют природу и перестраивают общество.Таким образом, в фокус внимания социальной психологии входит сложный комплекс взаимосвязей между индивидом и обществом, помещенных в социальных контекст, и которые рассматриваются с позиции взаимного влияния социальной среды на проявления психической жизни человека. ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен круг основных вопросов, составляющих предметное поле социальной психологии.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.В настоящее время психологическая наука представляет собой многоотраслевую область знаний, которая включает в себя более сорока относительно самостоятельных направлений.В самом широком смысле, все отрасли психологии можно условно дифференцировать на фундаментальные и прикладные.Социальная психология относится к фундаментальным отраслям психологической науки. В рамках социальной психологии ученые изучают комплекс факторов, которые детерминируют поведение человека в конкретной обстановке, в присутствии других людей, и выявляют условия, которые определяют поведение, действия и чувства человека. Введение в социальную психологию связано с чувствами, мыслями, убеждениями, намерениями и целями, которые созданы благодаря психологическим факторам, влияющим на наше отношение и взаимодействие с окружающими людьми.Социальная психология изучает следующие теории: первые концепции самосознания, самопознания, теории атрибуции, влияние социальной среды, групповые процессы, социального познания, дискриминацию, стереотипы, предрассудки, агрессию, межличностные отношения и др.Социальная психология дифференцируется на общетеоретическую, охватывающую собой спектр наиболее общих вопросов методологии, структуры, и прикладную, задача которой заключается в решении конкретных практических вопросов в той или иной сфере человеческой деятельности.Благодаря В. Вундту термин «психология» начал использоваться не только в контексте «психология индивида», оно обрело новое звучание в понятиях «этнографической психологии» или «психологии народов». Соответственно, психология вовлекла в свое поле исследования процессы, типичные для коммуникативных ситуаций и представляющие собой взаимодействие индивидуальных психических процессов. Методологически это означало начало качественного новое видения предмета психологии, и вместе с тем – сдвиг от индивидуальной психологии к социальный психологии социальной. Появление социальной психологии в качестве самостоятельной научной дисциплины относится приблизительно к 1908 г. Таким образом, в фокус внимания социальной психологии входит сложный комплекс взаимосвязей между индивидом и обществом, помещенных в социальных контекст, и которые рассматриваются с позиции взаимного влияния социальной среды на проявления психической жизни человека. Список использованной литературыВеричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского / Е.Ю. Завершнева // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 89-106.Игнатова Е. С. Отрасли психологии и психологические практики / Е.С. Игнатова. – Пермь : Изд-во Пермского государственного национально-исследовательского университета, 2019. – 96 с.Лефевр В. А. Общая схема современной психологии. Место рефлексивных исследований в системе наук // Математические структуры и моделирование. – 2018. - № 1 (45). – С. 108-110.Мазилов В. А. Предмет психологии: новая версия [Электронный ресурс] / В.А. Мазилов // Теоретические достижения психологии. – 2017. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-psihologii-novaya-versiya (дата обращения: 08.02.2021).Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.Перепелкин Л. С. Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы / Л.С. Перепелкин // Историческая психология и социология истории. – 2013. - № 2. – С. 5-28.Семина М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) / М.В. Семина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 130-135.Сухов А. Н. Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. - № 3(82). – С. 275-278.Утлик Э. П. О нашей социальной психологии: от психологии к социальной психологии и обратно / Э.П. Утлик // Вестник Московского государственно областного университета. – 2018. - № 3. – С. 130-140.Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.Шачнев А. В. Первые теории в зарождении социальной психологии / А.В. Шачнев // Academy. – 2020. - № 1 (52). – С. 87-89.
1. Веричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.
2. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского / Е.Ю. Завершнева // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 89-106.
3. Игнатова Е. С. Отрасли психологии и психологические практики / Е.С. Игнатова. – Пермь : Изд-во Пермского государственного национально-исследовательского университета, 2019. – 96 с.
4. Лефевр В. А. Общая схема современной психологии. Место рефлексивных исследований в системе наук // Математические структуры и моделирование. – 2018. - № 1 (45). – С. 108-110.
5. Мазилов В. А. Предмет психологии: новая версия [Электронный ресурс] / В.А. Мазилов // Теоретические достижения психологии. – 2017. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-psihologii-novaya-versiya (дата обращения: 08.02.2021).
6. Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.
7. Перепелкин Л. С. Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы / Л.С. Перепелкин // Историческая психология и социология истории. – 2013. - № 2. – С. 5-28.
8. Семина М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) / М.В. Семина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 130-135.
9. Сухов А. Н. Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. - № 3(82). – С. 275-278.
10. Утлик Э. П. О нашей социальной психологии: от психологии к социальной психологии и обратно / Э.П. Утлик // Вестник Московского государственно областного университета. – 2018. - № 3. – С. 130-140.
11. Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.
12. Шачнев А. В. Первые теории в зарождении социальной психологии / А.В. Шачнев // Academy. – 2020. - № 1 (52). – С. 87-89.
Вопрос-ответ:
Что изучает социальная психология?
Социальная психология изучает взаимодействие и влияние социальной среды на психологические процессы и поведение человека.
Какие основные проблемы изучает социальная психология?
Социальная психология изучает такие проблемы, как формирование социальной идентичности, социального взаимодействия, социальных стереотипов и предрассудков, влияния группы на принятие решений, конформизма и неповиновения, агрессии и межгрупповых конфликтов, межгрупповой дискриминации и другие.
В чем особенность психических фактов?
Психический факт представляет собой фрагмент действительности и отражение действительности, и его специфика заключается в том, что он является единством реального и идеального. То есть, психический факт одновременно отражает объективную реальность и включает в себя субъективное переживание, осознание и оценку этой реальности.
Что является первой особенностью психического по теории Рубинштейна?
Первой особенностью психического, по теории Рубинштейна, является его принадлежность субъекту, т.е. испытывающему его. Психический факт неразрывно связан с индивидуальностью и субъективностью каждого конкретного человека.
Какие аспекты включает психический факт?
Психический факт включает два взаимосвязанных аспекта - реальное и идеальное. Он одновременно отражает объективную реальность и включает в себя субъективное осознание и оценку этой реальности, присущие каждому конкретному индивидууму.
Какие проблемы изучает социальная психология?
Социальная психология изучает различные проблемы, связанные с взаимодействием и коммуникацией между людьми. Это может включать исследование социальных норм, стереотипов, предрассудков, конформности, агрессии, а также влияния группы на поведение и многие другие аспекты.
Каковы основные проблемы социальной психологии?
Основные проблемы социальной психологии включают изучение влияния социальной среды на формирование и изменение человеческого поведения и мышления. Это может включать изучение конформизма, социальной идентичности, социального влияния, межгрупповых отношений, предрассудков и многих других вопросов, связанных с взаимодействием людей в обществе.
Какие проблемы изучает социальная психология согласно теоретическим разработкам Рубинштейна?
Согласно теоретическим разработкам Рубинштейна, социальная психология изучает две основные проблемы. Первая проблема - это принадлежность психического к субъекту, то есть исследование того, как психические явления принадлежат субъекту, испытывающему их. Вторая проблема - это отношение субъекта к независимому от психики объекту, то есть изучение того, как психические явления отражают действительность и взаимодействуют с ней.