Цели, задачи и методы государственного регулирования экономики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 28 28 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 17.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект государственного регулирования экономики 5
1.1 Общая характеристика государственного регулирования экономики 5
1.2 Механизмы государственного регулирования экономики в 7
Глава 2. Современная реализация управления экономикой в РФ 11
2.1 Правовое регулирование государственного управления в сфере экономики 11
2.2 Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в современной россии 14
Заключение 26
Список используемой литературы 27

Фрагмент для ознакомления

Рост налогов снижает предпринимательскую активность, приводит к росту цен, а, следовательно, отрицательно влияет на уровень жизни населения. Субъектом кредитно-денежной политики является Центробанк, который осуществляет денежную эмиссию (выпуск в обращение денег), устанавливает ставку рефинансирования — процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам, осуществляет валютные интервенции. Поэтому основными инструментами кредитно-денежной политики являются: денежная эмиссия; ключевая ставка (ставка рефинансирования); валютные интервенции. В соответствии с «денежным правилом», сформулированным М. Фридманом, процент прироста денег в обращении должен соответствовать приросту цен и национального дохода. Дефицит денег в обращении сдерживает экономический рост, а их избыток разгоняет инфляцию. Ставка рефинансирования определяет инвестиционный климат в стране. На май 2021 г. Центробанк установил ставку рефинансирования в размере 5 %, а уже в октябре 2021 г. она составила 7,5 %. При этом минимальная кредитная ставка в Сбербанке составляет 11,9 %. При такой ставке кредит недоступен для большинства предприятий России. Для сравнения, в США при ставке рефинансирования — 0,25 % бизнес получает банковские кредиты под 2–3 % годовых. Валютные интервенции проводятся при резком росте спроса на иностранную валюту для стабилизации валюты национальной. Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф, который представляет собой перечень ставок экспортных и импортных таможенных пошлин. Повышение экспортных пошлин предотвращает нехватку товаров внутри страны и истощение природных ресурсов. Рост импортных пошлин является протекционистским инструментом защиты внутреннего рынка. Таможенное регулирование включает также запреты и ограничения. Например, запрет на вывоз необработанной древесины с 2022 г. изменит структурно экономику России, стимулируя развитие отрасли глубокой переработки леса. Таможенная политика тем самым является элементом структурной перестройки экономики. Государственное планирование осуществляется в виде директивного планирования или индикативного планирования. При директивном планировании план имеет силу юридического закона, обязательного для исполнения, с ответственностью должностных лиц за его невыполнение. В СССР общий перечень показателей, определяющих темпы и пропорции развития народного хозяйства, объемы производства и роста уровня жизни народа, разрабатывались Госпланом и принимались на съездах КПСС. Индикативное планирование направлено на информирование экономических субъектов о приоритетах в сфере социально-экономической политики. Индикативное планирование реализуется через разработку прогнозов, бюджетных планов и государственных программ. На Портале госпрограмм РФ дается определение «Государственная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации». В настоящее время в России реализуется 46 государственных программ. Так, одним из инструментов реализации Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» является создание и развитие особых экономических зон, а Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» — формирование опорных зон развития. Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются для привлечения инвесторов в приоритетные отрасли путем создания для их резидентов различных преференций (снижение налогов, освобождение от таможенных пошлин, льготные кредиты, низкие ставки на коммунальные услуги и аренду). Создание инфраструктуры на территории ОЭЗ, прежде всего транспортной, берет на себя государство. Территория опережающего развития (ТОР) — это часть территории, на которой устанавливается особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности — упрощенные административные процедуры и льготное налогообложение. И особые экономические зоны, и территории опережающего развития создаются с помощью механизма государственно-частного партнерства. Примером успешного использования механизма государственно-частного партнерства через создание особых экономических зон и зон свободной торговли является Китай. Оценить успешность применения инструментов государственного регулирования экономики возможно, опираясь на анализ развития экономики России в сравнении с другими странами и в динамике за ряд лет. К сожалению, с 2013 г. в России началась рецессия. За 2013-2020 гг. темп роста российской экономики был существенно ниже среднемирового уровня и многократно ниже, чем в развивающихся странах. Так, по данным Центробанка, только в 2020 г. чистый отток капитала из России превысил 47 млрд дол., что в два раза выше, чем в 2019 г. Анализируя представленные показатели, можно констатировать, что российская экономика по всем признакам (замедление экономического роста, высокая инфляция, отток капитала, рост безработицы, снижение уровня жизни) уже много лет находится в состоянии стагнации. Несомненно, на экономическую ситуацию в России повлияли международные санкции, но в большей степени сказалось низкое качество государственного управления, несовершенство инструментов госрегулирования. Основным драйвером развития экономики являются инвестиции, в результате которых создаются рабочие места, растут доходы населения, пополняется налогами государственный бюджет. Регуляторами инвестиционного процесса выступают, во-первых, налоговая система, а, во-вторых, кредитно-денежная система государства. Именно они должны выступать стимулирующими инструментами привлечения частных инвестиций, от них зависит инвестиционный климат в стране. По Кейнсианской модели во время циклического спада экономики государство должно проводить политику снижения налоговой нагрузки на бизнес, но в России в последние годы налоговая нагрузка на бизнес только возрастала. В 2019 г. базовая ставка НДС выросла с 18 до 20 %. Это негативно сказалось на экономической активности. Так, по данным Минэкономразвития, с августа 2018 по август 2019 г. в стране закрылось 667,9 тыс. юридических лиц, в основном это малый и средний бизнес. В 2021 г. повысились ставки налога на добычу полезных ископаемых, проиндексированы акцизы на бензин, автомобили, алкоголь. Для того, чтобы инвестиции шли в реальный сектор экономики, нужны банковские кредиты. При этом процентная ставка за кредит должна быть ниже нормы рентабельности. Центральный банк России, подняв в 2014 г. ключевую ставку до 17 %, по словам академика С. Глазьева, «убил инвестиции». Многие предприятия, которые брали кредиты, разорились. И даже в 2021 г., при временном снижении Центробанком ключевой ставки до 5 %, кредиты по-прежнему были недоступны для российских предпринимателей, а, значит, рублевые инвестиции в реальный сектор экономики невозможны. Таким образом, страны-импортеры получили конкурентное преимущество перед отечественными производителями. Необходимо снижение роли госсектора через ужесточение антимонопольного законодательства и поэтапную приватизацию государственных унитарных предприятий. Это приведет к снижению тарифов на газ и электричество, снизит стоимость подключения к сетям инфраструктуры, а значит, будет снижать затраты российских производителей, делая их более конкурентоспособными на внутреннем и мировом рынке. Значение государственного регулирования экономики во всем мире возрастает. Пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала то, что лишь государство в кризисной ситуации может прийти на помощь своим гражданам и бизнесу. Государство может быть не только макроэкономическим стабилизатором, ориентируясь на сбалансированный бюджет и низкую инфляцию, но и механизмом, стимулирующим экономический рост на основе инвестиций. ЗаключениеВопросы государственного регулирования экономики, в т.ч. в отраслевом разрезе, привлекают пристальное внимание ученых на протяжении длительного времени. В историко-экономическом аспекте можно выделить различные модели государственного регулирования экономики. В эпоху первоначального накопления капитала европейские государства регулировали торговлю, экспортно-импортные операции, ценообразование и некоторые другие области. Политика меркантилизма признавала государственное регулирование в качестве неотъемлемого условия подъема экономики и выхода промышленности и торговли на принципиально новый уровень, что позволило в дальнейшем сформировать основы протекционизма. Импортирование дешевых ресурсов и всемерное поощрение экспорта готовой продукции, по мнению меркантилистов, обеспечивает национальный подъем государства. Один из видных представителей данного направления экономической мысли Т. Ман видел благополучие своей страны в активной внешней торговле: «Мы должны постоянно соблюдать следующее правило: продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы покупаем у них». При соблюдении данного правила во внешнеэкономической деятельности страна имеет возможность ежегодно обогащаться на величину разницы между экспортом и импортом, которая «будет ввозиться к нам в виде денег, так как та часть наших товаров, за которую мы не получим в обмен товары же, будет по необходимости ввезена в виде денег». Подобная экономическая стратегия содействовала централизации и усилению государственных институтов власти. В условиях отсутствия регулирования финансовых потоков оптимальным решением явилось стимулирование инфляционных ожиданий, за счет которого происходил приток золота и снижение ставки процента. Список используемой литературыАлексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность / И.С. Алексеев. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 c.Арустамов, Э.А. Внешнеэкономическая деятельность (для спо) / Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева. - М.: КноРус, 2015. - 304 c.Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 160 c.Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 192 c.Брусов, П.Н. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для ВУЗов / П.Н. Брусов, П.П. Брусов, Н.П. Орехова. - М.: КноРус, 2010. - 441 c.Бурденко, Е.В. Внешнеэкономическая деятельность: налог., учет: Уч. / Е.В. Бурденко, Е.В. Быкасова, О.Н. Ковалева и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 640 c.Вардомский, Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщикова. - М.: КноРус, 2010. - 448 c.Вишняков, Я.Д. Внешнеэкономическая деятельность для СПО / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов и др. - М.: КноРус, 2011. - 168 c.Дегтярев, О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярев. - М.: Дело АНХ, 2008. - 424 c.Жудро, М.К. Внешнеэкономическая деятельность. Практикум / М.К. Жудро. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 164 c.Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: Риор, 2016. - 544 c.Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: Риор, 2018. - 544 c.Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ Инфра-М, 2013. - 128 c.Костюк, М.Ф. Внешнеэкономическая деятельность (для СПО): Учебник / М.Ф. Костюк, А.Н. Батанов, В.А. Посохова. - М.: КноРус, 2013. - 168 c.Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для бакалавров / Е.Ф. Прокушев. - М.: Юрайт, 2013. - 527 c.

Список используемой литературы

1. Алексеев, И.С. Внешнеэкономическая деятельность / И.С. Алексеев. - М.: Дашков и К, 2012. - 304 c.
2. Арустамов, Э.А. Внешнеэкономическая деятельность (для спо) / Э.А. Арустамов, Р.С. Андреева. - М.: КноРус, 2015. - 304 c.
3. Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018. - 160 c.
4. Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 192 c.
5. Брусов, П.Н. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие для ВУЗов / П.Н. Брусов, П.П. Брусов, Н.П. Орехова. - М.: КноРус, 2010. - 441 c.
6. Бурденко, Е.В. Внешнеэкономическая деятельность: налог., учет: Уч. / Е.В. Бурденко, Е.В. Быкасова, О.Н. Ковалева и др. - М.: Инфра-М, 2017. - 640 c.
7. Вардомский, Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: Учебное пособие / Л.Б. Вардомский, Е.Е. Скатерщикова. - М.: КноРус, 2010. - 448 c.
8. Вишняков, Я.Д. Внешнеэкономическая деятельность для СПО / Я.Д. Вишняков, К.А. Кирсанов и др. - М.: КноРус, 2011. - 168 c.
9. Дегтярев, О.И. Внешнеэкономическая деятельность / О.И. Дегтярев. - М.: Дело АНХ, 2008. - 424 c.
10. Жудро, М.К. Внешнеэкономическая деятельность. Практикум / М.К. Жудро. - Минск: Изд-во Гревцова, 2010. - 164 c.
11. Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: Риор, 2016. - 544 c.
12. Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: Риор, 2018. - 544 c.
13. Иванов, М.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / М.Ю. Иванов, М.Б. Иванова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ Инфра-М, 2013. - 128 c.
14. Костюк, М.Ф. Внешнеэкономическая деятельность (для СПО): Учебник / М.Ф. Костюк, А.Н. Батанов, В.А. Посохова. - М.: КноРус, 2013. - 168 c.
15. Прокушев, Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для бакалавров / Е.Ф. Прокушев. - М.: Юрайт, 2013. - 527 c.


Вопрос-ответ:

Какие цели преследует государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики обычно имеет несколько целей: обеспечение макроэкономической стабильности, регулирование цен и инфляции, поддержка экономического роста, создание рабочих мест, защита прав потребителей и предотвращение монополизации рынка.

Какие механизмы используются для государственного регулирования экономики?

Для государственного регулирования экономики могут использоваться такие механизмы, как налоги и пошлины, кредитная политика, бюджетное финансирование, государственные закупки, антидемпинговые меры, а также различные нормативно-правовые акты и договоры.

Как организовано государственное управление в сфере экономики в РФ?

В РФ государственное управление в сфере экономики организовано с помощью правового регулирования, которое осуществляется через законы и нормативно-правовые акты. Также существуют специальные органы, ответственные за реализацию государственной политики в экономике, такие как Министерство экономического развития, Федеральная налоговая служба, Центральный банк и другие.

Какова эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в РФ?

Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в РФ оценивается различными показателями, такими как уровень инфляции, экономический рост, безработица, уровень жизни населения и другие. В целом, можно сказать, что государственное регулирование экономики в РФ позволяет достигать определенных результатов, но требует постоянной корректировки и совершенствования.

Какие проблемы могут возникать при государственном регулировании экономики?

При государственном регулировании экономики могут возникать такие проблемы, как неэффективное использование ресурсов, коррупция и взяточничество, неправильное распределение бюджетных средств, несбалансированность между различными секторами экономики, а также отсутствие четкой стратегии и плана развития.

Какие цели преследует государственное регулирование экономики?

Цели государственного регулирования экономики могут быть различными и зависят от конкретных условий и задач. В общем случае, основными целями государственного регулирования экономики являются обеспечение стабильности экономического развития, поддержание высокого уровня занятости, контроль инфляции, снижение неравенства доходов, развитие социальной инфраструктуры и поддержка отраслей экономики, которые являются стратегическими для государства.

Какие механизмы используются для государственного регулирования экономики?

Для государственного регулирования экономики используются различные механизмы. Один из основных механизмов - это фискальная политика, которая включает в себя установление налогов и государственных расходов. Еще один механизм - это монетарная политика, которая регулирует количество денежной массы в обращении и процентные ставки. Кроме того, государственное регулирование экономики осуществляется через использование различных нормативных актов, лицензирование и контроль над отдельными секторами экономики.

Как организовано государственное управление экономикой в России?

Государственное управление экономикой в России организовано на основе правовых норм и институтов. Регулирование осуществляется через принятие законов и указов, а также создание специальных органов и министерств, ответственных за управление отдельными сферами экономики. В России также применяются инструменты регулирования, такие как налоги, субсидии, кредиты и другие финансовые механизмы.

Какова эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в России?

Эффективность использования инструментов государственного регулирования экономики в России может быть разной в зависимости от конкретных условий и задач. Некоторые инструменты могут давать хорошие результаты, в то время как другие могут быть менее эффективными. Важно проводить анализ и оценку использования инструментов с целью определить их эффективность и внести необходимые корректировки в механизмы регулирования.

Что такое государственное регулирование экономики?

Государственное регулирование экономики - это комплекс мер, которые принимаются государством для контроля и влияния на экономические процессы в стране с целью достижения определенных результатов.