Природные парки России. История, принципы создания, задачи, перспективы развития.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Охрана среды
  • 34 34 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 08.04.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ КАК ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ 7
1.1. Общая характеристика особо охраняемых природных территорий 7
1.2. Состав, цели, задачи, значение особо охраняемых природных территорий, место природных парков в заповедной системе Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ПАРКОВ КАК ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 15
2.1. Понятие, история возникновения, цели, задачи, принципы создания природных парков 15
2.2. Распределение природных парков по территории Российской Федерации 19
2.3. Перспективы развития природных парков на территории Российской Федерации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Фрагмент для ознакомления

Авторы анализируют мировую практику развития экотуризма на примере Канады, Непала и Кении и утверждают, что экологический туризм – это один из факторов экономического развития не только отдельных ООПТ, но и целых регионов [5]. Об объектах экологического туризма как о факторе экономичного роста говорится в исследовании ЗапорожанА.Я., ДесятниченкоД.Ю., ХодачекВ.М. [7]. МрзехановаЗ.Г. при анализе потребности в развитии экологического туризма говорит о том, что для каждого региона подход к организации туристической деятельности должен быть индивидуальным. При этом автор делает упор на территории нового освоения и говорит о том, что в этом случае значительно проще выстроить менее конфликтую систему взаимодействия ООПТ и граждан без ущерба для природы [12]. Перспективы развития ООПТ в стране не отменяют целого ряда проблем, характерных для данных территорий. Так, Щукина В.Н., Глякова Ю.Е., Малышкина И.А. говорят о том, что при расширении, либо при организации новых ООПТесть проблема компенсации имущественных потерь физических и юридических лиц, т.к. на данном этапе не разработана система расчета такой компенсации, включая упущенную выгоду [27]. Григорьев А.А. рассматривает проблему мониторинга динамики антропогенного воздействия на ООПТ и говорит о том, что такое воздействие имеет достаточно высокую интенсивность практически по всей России и необходимо разрабатывать новые, оперативные, высокоточные методы контроля [4]. Проблему репрезентативности системы ООПТ в стране в целом и в отдельных регионах в частности поднимает в свое исследования Баранова О.Г. Автор говорит о том, что создание системы ООПТ как ведущего фактора охраны биоразнообразия не вызывает сомнения, но на данном этапе не вполне ясно каков должен быть объем ООПТ и их локализация для того, чтобы такая защита являлась достаточной [2]. Тихонова Т.В. указывает на проблему неконтролируемого изъятия ресурсов ООПТ. На примере Республики Коми автор говорит о том, что в регионе высока доля очаговых участков браконьерства, зачастую затрагивающих ООПТ. Неконтролируемый доступ к ценным ресурсам, низкий уровень доходов местного населения, безработица вынуждают население заниматься браконьерством при возможности сбыта этих ресурсов. Также причинами чрезмерного изъятия ресурсов становятся отсутствие надлежащего управления особо охраняемых природных территорий, отсутствие информации, недостаток механизмов финансирования, слабое экологическое просвещение, недостаток альтернативных источников существования [23].ПырковаА.Г. анализирует проблему несовершенства природоохранного законодательства в части ООПТ и говорит о том, что формально законы Российской Федерации охватывают все вопросы охраны ООПТ, но на деле не обеспечивают решение целого ряда вопросов, в частности предупреждения экологических последствий хозяйственной деятельности и охрану окружающей среды. Автор обращает внимание на сложность структуры, уровней правовой урегулированности охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения и территорий, что часто ведет к сложностям в правоприменительной практике [20]. Схожее мнение отражено в публикациях Хмелевой Е.Н. [26] и ХамидулинойД.Ф. [25].В части экологического туризма Дорофеев А.А., Богданова Л.П. и Хохлова Л.П. показывают, что сегодня существует масса проблем и в этой сфере использования ООПТ. Среди них:Проблема проникновения в ООПТ туристов, которые не являются зарегистрированными, не получают разрешения, не пользуются платными услугами.Отсутствие статистики (как собственно и самой централизованной системы учета) по посещению таких категорий ООПТ, как федеральные памятники природы, региональные природные парки, региональные памятники природы, федеральные заказники [6].ПлюснинаЕ.Е. и Рубан Д.А. при анализе инновационной активности регионов в части развития экологического туризма в ООПТ, делают выводы о том, что на сегодняшний день многие регионы страны, имея богатые ресурсы не демонстрируют достаточной инновационной активности, что является препятствием в части эффективного развития на этих территориях экологического туризма, а, значит, и снижения экономического потенциала региона [18]. Подводя итоги, скажем, что сегодня ООПТ в целом и ПП в частности – это важная часть природоохранной деятельности, обучения и воспитания населения от самого малого возраста. В стране предпринимаются большие усилия по развития сети ООПТ и их совершенствованию, но остается и много проблем. ЗАКЛЮЧЕНИЕПолученные сведения позволяют сделать следующие выводы:ООПТ – это природные территории с особым охранным статусов. Есть несколько вариантов ООПТ. В некоторых, например в заповедниках, охранный режим очень строгий, а в некоторых, например в ПП допускается использование охраняемой территории для рекреационных, просветительских целей.Система заповедных территорий в целом стала строится после предложения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского и была схожа с американской системой. Сегодня ООПТ в стране имеют сложную структуру. В их числе выделяются ПП, которые имеют своей целью сохранение уникальных природных территорий, их рекреационного, просветительского потенциала. ПП создаются на месте тех территорий, которые имеют некие особенности, например уникальные природные объекты и т.д.Сегодня в стране 116 ПП в статусе действующих. Из них большая часть по площади приходится на ДФО.Перспективы развития ПП состоят в том, чтобы продолжать развиваться как площадка для просветительской деятельности. Вместе с тем следует принимать меры по совершенствованию законодательства в области ООПТ в целом и ПП в частности для более интенсивного их развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАигинаЕ.В. Особенности развития экотуризма на ООПТ России / Е.В. Аигина, Тульская Н.И., БиленкинаК.К., Н.И. Тульская, К.К. Биленкина// Современные исследования социальных проблем, 2015. – №1 (45). – С. 379-393.Баранова О.Г. Выделение особо охраняемых природных территорий для сохранения фиторазнообразия регионов / О.Г. Баранова // Известия Самарского научного центра РАН, 2007. – №4. – С. 936-940.Бурейский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://amuroopt.ru/oopt/prirodnye-parki/bureyskiy/ (дата обращения: 09.03.2022).Григорьев А.А. Космический мониторинг динамики антропогенных изменений особо охраняемых природных территорий Петербурга и Ленинградской области / А.А. Григорьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология, география, 2009. – №1. – С. 73-82. Гришин С.Ю. Экотуризм как элемент стратегии устойчивого развития региональной экономики / С.Ю. Гришин, В.А. Ткачев // Управленческое консультирование, 2014. – № 9 (69). – С. 81-85. Дорофеев А.А. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия / А.А. Дорофеев, Л.П.Богданова, Е.Р. Хохлова // Современные проблемы сервиса и туризма, 2017. – №4. – С. 38-46. ЗапорожанА.Я. Национальные парки России как объект экологического туризма и фактор экономического роста / А.Я. Запорожан, Д.Ю. Десятниченко, В.М. Ходачек/ Управленческое консультирование, 2017. – №10 (106). – С. 38-45Звягина Е.С. Экологический туризм как социальная, экологически-ответственная практика в управлении особо охраняемыми природными территориями РФ / Е.С. Звягина, М.В. Рыбакова / Государственное управление. Электронный вестник, 2015. – №48. – С. 50-65.Кораблев Н.П. Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника) / Н.П. Кораблев // Псковский регионологический журнал, 2007. – №5. – С. 147-154.МахмутоваГ.М. Проектирование и планирование особо охраняемых природных территорий / Г.М. Махмутова// Инновационная наука, 2016. – №11-3. – С. 194-195.Мех Л.В. Использование образовательного потенциала особо охраняемых природных территорий при формировании экологической культуры школьников / Л.В. Мех // Человек и образование, 2010. – №3. – С. 56-60.МирзехановаЗ.Г. Экологический туризм в особо охраняемых территориях регионов нового освоения: есть ли необходимость развивать? / З.Г. Мирзеханова// Известия Алтайского отделения Русского географического общества, 2015. – № 1 (40). – С. 5-13. Миронова Л.А. Особо охраняемая природная территория – природный парк / Л.А. Миронова // Научный поиск в современном мире, 2015. – С. 55-57.НововаЕ.Е. Особо охраняемые природные территории в школьном географическом образовании / Е.Е. Новова// Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2007. – №4. – С. 94-96.Особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/qlhISygW/os_oxr_ter.xlsx (дата обращения: 09.03.2022).Особо охраняемые природные территории Алтайского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minprirody.alregn.ru/directions/prirodnye_resursy/oopt/ooptAK/ (дата обращения: 09.03.2022).Перечень ООПТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oopt.aari.ru/oopt/ (дата обращения: 09.03.2022).ПлюснинаЕ.Е. Инновационные предпосылки регионального развития экологического туризма в России / Е.Е. Плюснина, Д.А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2013. – №2 (18). – С. 46-50.ПросекинК.А. Концептуальные основы экопросвещения школьников в условиях взаимодействия с особо охраняемой природной территории и средней образовательной школы / К.А. Просекин, А.А. Просекина// Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2009. – №2. – С. 237-244.ПырковаА.Г. Система российского законодательства Об особо охраняемых природных территориях и природных объектах / А.Г. Пыркова/ Актуальные проблемы экономики и права, 2010. – №2 (14). – С. 131-137.Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 года №2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902322381 (дата обращения: 09.03.2022).Столетие первого проекта заповедной системы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rgo.ru/ru/article/stoletie-pervogo-proekta-zapovednoy-sistemy-rossii (дата обращения: 09.03.2022).Тихонова Т.В. Стратегия развития особо охраняемых природных территорий в целях использования и сохранения биоресурсов и экосистемных услуг / Т.В. Тихонова // Экономика региона, 2012. – №3. – С. 150-161.Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010833# (дата обращения: 09.03.2022).ХамидулинаД.Ф. Общая характеристика законодательства об особо охраняемых природных территориях / Д.Ф. Хамидулина/ Известия Оренбургского государственного университета, 2004. – №3-1. – С. 213-215.Хмелева Е.Н. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий: проблемы, их решения и вопросы без ответов / Е.Н. Хмелева // Астраханский вестник экологического образования, 2014. – №1 (27). – С. 16-23.Щукина В.Н. Формирование особо охраняемых природных территорий / В.Н. Щукина, Ю.Е. Голякова, И.А. Малышкина// Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий, 2011. – №3 (16). – С. 60-65.

1. Аигина Е.В. Особенности развития экотуризма на ООПТ России / Е.В. Аигина, Тульская Н.И., Биленкина К.К., Н.И. Тульская, К.К. Биленкина // Современные исследования социальных проблем, 2015. – №1 (45). – С. 379-393.
2. Баранова О.Г. Выделение особо охраняемых природных территорий для сохранения фиторазнообразия регионов / О.Г. Баранова // Известия Самарского научного центра РАН, 2007. – №4. – С. 936-940.
3. Бурейский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://amuroopt.ru/oopt/prirodnye-parki/bureyskiy/ (дата обращения: 09.03.2022).
4. Григорьев А.А. Космический мониторинг динамики антропогенных изменений особо охраняемых природных территорий Петербурга и Ленинградской области / А.А. Григорьев // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология, география, 2009. – №1. – С. 73-82.
5. Гришин С.Ю. Экотуризм как элемент стратегии устойчивого развития региональной экономики / С.Ю. Гришин, В.А. Ткачев // Управленческое консультирование, 2014. – № 9 (69). – С. 81-85.
6. Дорофеев А.А. Экотуризм в России: главные дестинации и туристские прибытия / А.А. Дорофеев, Л.П. Богданова, Е.Р. Хохлова // Современные проблемы сервиса и туризма, 2017. – №4. – С. 38-46.
7. Запорожан А.Я. Национальные парки России как объект экологического туризма и фактор экономического роста / А.Я. Запорожан, Д.Ю. Десятниченко, В.М. Ходачек / Управленческое консультирование, 2017. – №10 (106). – С. 38-45
8. Звягина Е.С. Экологический туризм как социальная, экологически-ответственная практика в управлении особо охраняемыми природными территориями РФ / Е.С. Звягина, М.В. Рыбакова / Государственное управление. Электронный вестник, 2015. – №48. – С. 50-65.
9. Кораблев Н.П. Особо охраняемые природные территории как информационный и учебный ресурс высшего профессионального образования (на примере Центрально-Лесного заповедника) / Н.П. Кораблев // Псковский регионологический журнал, 2007. – №5. – С. 147-154.
10. Махмутова Г.М. Проектирование и планирование особо охраняемых природных территорий / Г.М. Махмутова // Инновационная наука, 2016. – №11-3. – С. 194-195.
11. Мех Л.В. Использование образовательного потенциала особо охраняемых природных территорий при формировании экологической культуры школьников / Л.В. Мех // Человек и образование, 2010. – №3. – С. 56-60.
12. Мирзеханова З.Г. Экологический туризм в особо охраняемых территориях регионов нового освоения: есть ли необходимость развивать? / З.Г. Мирзеханова // Известия Алтайского отделения Русского географического общества, 2015. – № 1 (40). – С. 5-13.
13. Миронова Л.А. Особо охраняемая природная территория – природный парк / Л.А. Миронова // Научный поиск в современном мире, 2015. – С. 55-57.
14. Новова Е.Е. Особо охраняемые природные территории в школьном географическом образовании / Е.Е. Новова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология, 2007. – №4. – С. 94-96.
15. Особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/qlhISygW/os_oxr_ter.xlsx (дата обращения: 09.03.2022).
16. Особо охраняемые природные территории Алтайского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minprirody.alregn.ru/directions/prirodnye_resursy/oopt/ooptAK/ (дата обращения: 09.03.2022).
17. Перечень ООПТ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oopt.aari.ru/oopt/ (дата обращения: 09.03.2022).
18. Плюснина Е.Е. Инновационные предпосылки регионального развития экологического туризма в России / Е.Е. Плюснина, Д.А. Рубан // Вестник Таганрогского института управления и экономики, 2013. – №2 (18). – С. 46-50.
19. Просекин К.А. Концептуальные основы экопросвещения школьников в условиях взаимодействия с особо охраняемой природной территории и средней образовательной школы / К.А. Просекин, А.А. Просекина // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2009. – №2. – С. 237-244.
20. Пыркова А.Г. Система российского законодательства Об особо охраняемых природных территориях и природных объектах / А.Г. Пыркова / Актуальные проблемы экономики и права, 2010. – №2 (14). – С. 131-137.
21. Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2011 года №2322-р «Об утверждении Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года и плана мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902322381 (дата обращения: 09.03.2022).
22. Столетие первого проекта заповедной системы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rgo.ru/ru/article/stoletie-pervogo-proekta-zapovednoy-sistemy-rossii (дата обращения: 09.03.2022).
23. Тихонова Т.В. Стратегия развития особо охраняемых природных территорий в целях использования и сохранения биоресурсов и экосистемных услуг / Т.В. Тихонова // Экономика региона, 2012. – №3. – С. 150-161.
24. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9010833# (дата обращения: 09.03.2022).
25. Хамидулина Д.Ф. Общая характеристика законодательства об особо охраняемых природных территориях / Д.Ф. Хамидулина / Известия Оренбургского государственного университета, 2004. – №3-1. – С. 213-215.
26. Хмелева Е.Н. Правовое регулирование особо охраняемых природных территорий: проблемы, их решения и вопросы без ответов / Е.Н. Хмелева // Астраханский вестник экологического образования, 2014. – №1 (27). – С. 16-23.
27. Щукина В.Н. Формирование особо охраняемых природных территорий / В.Н. Щукина, Ю.Е. Голякова, И.А. Малышкина // Вестник Сибирского государственного университета геосистем и технологий, 2011. – №3 (16). – С. 60-65.

Вопрос-ответ:

Что такое природные парки и какова их история создания?

Природные парки - это особо охраняемые природные территории, созданные с целью сохранения исключительного природного и культурного значения. История создания природных парков в России началась в 1983 году с учреждения первого парка "Сочи".

Какие принципы лежат в основе создания природных парков?

В создании природных парков применяются такие принципы, как сохранение уникальных природных объектов и биоразнообразия, регулирование туристической активности, участие местного населения в управлении парком, сохранение искусственных ландшафтов и традиционного хозяйства.

Какие задачи ставятся перед природными парками и какое значение они имеют?

Задачи природных парков включают сохранение и восстановление природных экосистем, проведение научно-исследовательских и охранительных работ, развитие экологического туризма и экологического образования. Парки играют важную роль в сохранении биоразнообразия и культурного наследия.

Какое место занимают природные парки в заповедной системе России?

Природные парки занимают особое место в заповедной системе России, представляя собой особо охраняемые природные территории с режимом использования, благоприятным для туризма и рекреации с ограниченным воздействием на природу. Это позволяет достичь баланса между охраной природы и удовлетворением потребностей общества.

Какие перспективы развития природных парков в России?

Перспективы развития природных парков в России связаны с увеличением площади и числа парков, улучшением их инфраструктуры и развитием экологического туризма. Также планируется укрепление сотрудничества между природными парками и населением, а также привлечение инвестиций для развития парков.

Какова история возникновения природных парков в России?

История возникновения природных парков в России берет свое начало в 19 веке, когда были созданы первые парки-усадьбы. В 1920-х годах началось создание государственных заповедников, и в результате развития сети заповедников появилась необходимость создания природных парков. В 1980-х годах началась активная деятельность по созданию природных парков в России, и с тех пор их число постоянно увеличивается.

Какие принципы лежат в основе создания природных парков в России?

Основные принципы создания природных парков в России - сохранение и охрана уникальной природной среды, развитие туризма и рекреации, образование и научно-исследовательская деятельность. Главной задачей при создании парков является сохранение биоразнообразия, уникальных природных объектов и экологической системы в целом.

Какова цель и значение особо охраняемых природных территорий?

Целью и значение особо охраняемых природных территорий, включая природные парки, заключается в сохранении природных комплексов, биоразнообразия и регуляции антропогенного воздействия на природу. Особо охраняемые природные территории имеют большое экологическое, научное, образовательное и рекреационное значение.

Какое место занимают природные парки в заповедной системе Российской Федерации?

Природные парки занимают важное место в заповедной системе Российской Федерации. Они являются одной из основных форм охраны природы, помимо заповедников и заказников. Парки выполняют функцию сохранения уникальных природных объектов, проведения научно-исследовательской работы и развития экологического туризма.

Что такое природные парки и какие задачи они выполняют?

Природные парки - это особо охраняемые природные территории, созданные с целью сохранения природных комплексов, биоразнообразия и регуляции антропогенного воздействия на природу. Основные задачи природных парков включают сохранение природных объектов, развитие экологического туризма, научно-исследовательскую работу и образование.

Что такое природные парки?

Природные парки - это особо охраняемые природные территории, созданные с целью сохранения ландшафтов, разнообразия животного и растительного мира, а также для рекреации и экологического образования людей.