Нравственное содержание Первого послания к коринфянам святого апостола Павла в трудах святителя Иоанна Златоуста и преподобного Ефрема Сирина

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теология
  • 51 51 страница
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 20.04.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Исторический контекст Первого послания святого апостола Павла к коринфянам 8
1. Коринф - международный политический и культурный центр Греции 8
2. Нравы и обычаи жителей 11
3. Причины, побудившие апостола Павла написать это послание 11
Глава 2. Пороки жителей Коринфа и наставления святого апостола Павла 13
1. Жизнь церковной общины (недопустимость разделения, кто не наследует царства Божия, суды внутри общины, поведение на общих собраниях) 13
2. Семейная жизнь (блуд и прелюбодеяние, семейная жизнь или безбрачие, тело человека - храм Божий, внешний облик христиан) 16
3. Путь личного возрастания в любви (осуждение ближнего, любовь –высшая нравственная ценность) 19
Глава 3. Раскрытие нравственного содержания Первого послания святого апостола Павла к коринфянам в трудах святителя Иоанна Златоуста и преподобного Ефрема Сирина 27
1. Особенности толкования Первого Послания 27
2. Нравственные аспекты Послания апостола Павла в трудах свт. Иоанна Златоуста 39
3. Морально-нравственная проблематика Первого послания апостола Павла к коринфянам в трудах преп. Ефрема Сирина 51
Заключение 58
Список литературы 60

Фрагмент для ознакомления

Далее Апостол объясняет общине, что борьба ведется с духами злобы поднебесными, мироправителями тьмы. По утверждению святителя Иоанна Златоуста, «миродержателями Апостол назвал демонов не потому, что они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Ибо Писание обыкновенно называет миром греховные дела. Может быть, под миром разумеет он и злых людей, ибо демоны на них преимущественно простирают власть свою». Далее Апостол говорит о том, что борьба ведется не по плоти и крови, но против начала зла, что означает неравного противника – не с равным человеком, но с духами зла. По причине злокозненности диавола необходимо христианину всегда пребывать в бдительности и осторожности ради стяжания небесной блаженной жизни. Так как враг наш невидим, то и козни его часто бывают не заметными для нас, не осознаваемыми нами явно. Однако, опытные в духовной брани христиане доходят до разумения ухищрений лукавого, и им может быть открыто понимание, куда метит диавол, для того, чтобы толкнуть человека ко греху и сбить его с пути спасительного. И это разумение может быть полезно для христианина, потому как оно может предостеречь в моменты искушений и побудить к духовной бдительности. Далее Апостол призывает христиан стать, препоясав чресла истиною, и облечься во броню правды. Павел вдохновляет общину, возбуждая мужество и воинственный дух. Таким образом, он, вооружив людей упованием на Божию помощь, действием которой открыты будут способы духовной борьбы со злом и возможность его победить, дает теперь оружие внешнее, воспламеняя дух христиан смелостью и уверенным стоянием в доброте и истине. И именно это свт. Иоанн Златоуст усматривает и в Послании к Коринфянам. В центре внимания свт. Иоанна Златоуста – щедрость, умение совершать милостыню. Он полагает, что это крайне значимый нравственный аспект в Послании к коринфянам. Он призывает к тому, чтобы обязательно уделять от собственного имения нуждающимся, поскольку только так можно умножить собственное богатство. Бог нам постоянно воздает награды, соответственно, и нам следует делать то же самое, помогая другим людям. Земная жизнь является в достаточной мере преходящей, таким образом, нам надо помнить об этом, не стремясь удержать все земные блага в собственных руках. Свт. Иоанн Златоуст полагает, что в своем Послании апостол Павел прекрасно показывает, как следует работать с собственной злой волей. Возница у нас – разум, вожжи, соединяющие коней с возницей, – тело. Если они будут удерживаемы хорошо, то не потерпишь ничего худого. Таким образом, нам следует обязательно проявлять благоразумие. Другой значимый аспект – это полное отрешение от прелюбодеяния. Об этом апостол Павел пишет подробно в своем послании. Будучи членами Христовой Церкви, мы должны обязательно быть достойными этой Церкви. Кроме того, в Беседах на Послание к коринфянам свт. Иоанн Златоуст уделяет внимание проблеме христианского брака, поскольку и апостол Павел достаточно много рассуждает о том, каким должен быть данный брак по своему существу.Функции и задачи мужчины как мужа подробно были описаны свт. Иоанном Златоустом. Свт. Иоанн Златоуст полагает, что на мужа возложена ответственность – привести к послушанию жену свою: «Для того Он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет правление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство». Свт. Иоанн Златоуст призывает относиться к жене с лаской, с уважением, одобрять ее поступки, выказывать ей почтение: «И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее».Согласно позиции свт. Иоанна Златоуста, когда женихом сделан выбор невесты, когда оба получили Божественное благословение, то этого все же недостаточно для обретения подлинного счастья в семейной жизни. К сожалению, по собственной вине люди могут сделать так, что брак станет источником не радости, а постоянных бедствий: “Брак есть пристанище, — говорит Златоуст, — но вместе и кораблекрушение — не сам по себе, а по расположению тех, кои худо пользуются им”.Как отмечает святитель, благополучный брак выстраивается на взаимной любви, кроме того, важность имеют доверие и уважение, согласие между супругами. Если отсутствует доверие, уважение, то уже ничего не сможет помочь этим людям сохранить и укрепить собственный брак, соответственно, оба будут несчастны. Также не может быть зависимости взаимной любви между супругами от степени красоты каждого из них, даже если супруги утратили по тем или иным причинам красоту, сделали безобразными, то это не должно приводить к ослаблению любви. В особенности это имеет отношение к мужчинам, так как они склонны сильно зависеть от внешнего облика, они в большей мере замечают телесные недостатки. «Не отвращайся жены ради ее безобразия» — говорит мужу святитель Иоанн. Жена является творением Божием, соответственно, если муж оскорбляет жену, то он тем самым наносит оскорбление Создателю. Святитель Иоанн Златоуст призывает искать красоту внутреннюю. Относительно любви мужа к жене свт. Иоанн Златоуст пишет, что она должна быть постоянной, твердой, чтобы устоять перед многими несчастьями, искушениями. Святитель призывает мужчин к заботе: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви». К утверждению и усилению любви и согласия между супругами может служить убеждение во взаимной нужде, какую имеет муж в жене и жена в муже. Святитель Иоанн Златоуст считает, что в семье должно существовать четкое разделение обязанностей: «Бог разделил деятельность нашей жизни на занятия двоякого рода: общественные и домашние. Жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела, производимые на торжище, в судилищах, в советах, на войне и другие подобные. Если жена не может бросать копья, метать стрелы, зато умеет управлять веретеном, ткать полотно и с успехом производить другие подобные дела домашние». Иоанн Златоуст полагает, что в целях предотвращения раздоров важно проявлять снисходительность, особенно мужу, однако и жена должна овладеть искусством совершенной покорности. Но именно мужчина как глава семьи должен быть особенно терпеливым. Если у мужа очень злая жена, то его обязанность не раздражаться, а смиренно принять эту ношу, понять, что это есть наказание за грехи прошлого, таким образом, свт. Иоанн Златоуст призывает подумать о своей греховности, о содеянном ранее: “Против тебя поднимает войну жена, — говорит Златоуст, — тебя, входящего, встречает она, как зверь, изощряет язык свой, как меч. Горестное обстоятельство, что помощница стала врагом! Но испытай самого себя. Не сделал ли ты сам чего-либо в молодости против женщины?”.То есть, каждое испытание, пройденное в христианском браке – это врачевание души, это путь к преодолению грехов. Если, по учению св. Златоустa, худой характер жены является Божественным наказанием, то очевидно, что муж должен выносить это наказание с совершенным терпением, и потому ничто не может извинить жестокости мужа к жене. Это противно и учению о христианской терпеливости и снисходительности, и понятию о любви, какую муж всегда должен сохранять к жене. Свт. Иоанн Златоуст выступает против жестокого и варварского отношения мужчин к женщинам. Чтобы исправить недостатки жены, свт. Иоанн Златоуст советует терпеливое вразумление, а не брань, тем более нельзя позволять себе избиения: «Мужу бить свою жену, — говорит он, — это крайнее бесчестие не только для того, кого бьют, но и для того, кто бьет». Итак, свт. Иоанн Златоуст считает, что брак должен основываться на снисходительном и внимательном попечении об искоренении пороков. Если жена совершает прегрешения, предается порокам, то надлежит ее утешить, а не увеличивать ее печали. Если муж бьет и угнетает свою жену, то он не излечивает ее болезни, а, наоборот, усугубляет ее своей жестокостью. Любая духовная болезнь излечивается терпением и кротостью. В христианском браке надлежит мужчине духовно совершенствоваться: «А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь».В целом, согласно позиции Иоанна Златоуста, любовь мужа к собственной жене должна представлять собой чувство разумное. Муж должен понимать, какими душевными качествами наделена жена, а также на основании этого стремиться к ее нравственному исправлению и усовершенствованию. Муж окажется виновным перед Богом, если не будет обращать внимания на слабости и недостатки жены. Для утверждения и сохранения нравственного влияния на жену, муж должен с первого дня брака образовывать ее. Святитель пишет о том, что в христианском браке важна супружеская верность. Нарушение супружеской верности является самым тяжким преступлением. В частности, обличая мужа, который нарушает верность к своей супруге, св. Златоуст говорит: «Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы. Потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу».Особое внимание свт. Иоанн Златоуст уделяет аспектам истинной христианской любви.В Послании к коринфянам указано, что истинная любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). Одним словом, истинная любовь направлена на то, чтобы люди достигали блага. Свт. Иоанн Златоуст, следуя апостолу Павлу, призывает проявлять постоянную заботу о других. Польза ближнего –вот то, чего стремится достичь настоящий христианин.И это касается абсолютно всех случаев. Свт. Иоанн Златоуст приводит примеры из разных сфер жизни. Если мы не желаем приносить пользу, проявлять любовь, то он тем самым стремится только к собственной выгоде, что не верно. Многие люди позволяют себе использовать других людей ради достижения собственной выгоды, что Иоанн Златоуст считает совершенно недопустимым. Следует непрестанно делать благодеяния, поскольку тем самым мы умножаем благость в нашем мире согласно Божественному закону. Богом было все устроено так, чтобы мы привязывались друг к другу, однако только при условии истинной люди эта привязанность не будет носить болезненный характер. Именно такая бескорыстная любовь усвятитель выступает как вершина, матерь благодетелей. Без такой любви мы иные добродетели стяжать не сможем. Говоря о превосходстве любви над иными добродетелями, свт. Иоанн Златоуст пишет, что все иные добродетели могут так или иначе быть смешанными со злом, а вот любовь этого лишена. И, что самое главное, любовь лишена гордыни. Истинную любовь к людям святитель Иоанн Златоуст связывает с истинной любовью к Богу. Если человек любит Господа, то он любит и мир, людей. В плотской земной любви, любви ложной очень много злобы и зависти, тогда как любовь к Богу лишена страстей. И именно к такой любви надо стремиться в каждодневном нашем общении. Важнейшими святитель Иоанн Златоуст считает следующие две заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же - подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40). Христос является для нас примером такой истинной любви, любви, ради которой можно отдать даже и собственную жизнь, любви абсолютно бескорыстной. Итак, любовь является направленной как к Богу, так и к людям. Нужно стремиться ко любви всеобщей, не привязанной к отдельному человеку. Как отмечает святитель, именно такой любви учит ап. Павел коринфян, только при такой любви может сформироваться здоровое общество. Иные Божественные дары исходят от любви, они есть производные от нее. Итак, любовь – вот что составляет базовую нравственную суть послания к Коринфянам, согласно позиции свт. Иоанна Златоуста. Дело в том, что любовь способна к изменению самого существа вещей, она несет в себе различные блага. Любовь рождает щедрость, счастье, ощущение единения. Любовь также способно устранить, преобразить неправильные помыслы и чувства, наделить личность всей совокупностью благ, крайне необходимых для социальной жизни. И именно такие блага, как считает святитель, апостол Павел перечисляет в Послании. В частности, это милосердие, вера, долготерпение, любовь способна абсолютно все очистить и преобразить. Таким образом, истинная любовь преображает человека, делает его ещё здесь, на земле, подобным ангелам, превращает из ветхого человека, рабствующего греху, в новую тварь во Христе (2 Кор. 5, 17). Это вовсе не случайно, поскольку Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8) и причастный любви причастен самому Богу, с Которым не может соединиться ничто нечистое.Любовь наделена чем-то внешним и сверхдолжным для человека. Если в человеке отсутствует любовь, то он уже утрачивает статус живого существа, как считает святитель Иоанн Златоуст. Отсутствие любви является источником всяческого зла в мире. И в том числе и пороков, которые так тщательно описывает апостол Павел в своем Послании. Исходя из текста Послания, свт. Иоанн Златоуст делает вывод о том, что самым полезным для нас являются добродетель, любовь и любомудрие. Тем не менее, нам свойственно быть в смятении, удаляться от добродетели, тем самым мы больше ценим материальные блага, превращаясь в рабов стяжательства. Таким образом, возлюбивший истину не может уклоняться в неправду. Облечение во броня правды, о котором говорит апостол, прообразовательно означает воинскую бронь, при попадании в которую удар врага отражается и не причиняет вреда. Духовная же бронь и есть «правда, праведность и доброе расположение сердца». Добрые расположения заложены в человеческое естество от создания. Греховные же страсти их помрачают. Возлюблениехристианином всякой духовной добродетели возрождает заложенную в его душу от создания доброту, даже если самого стяжания добродетели еще не произошло. Уже сама решительность изменить к добру свою жизнь во многом споспешествует деятельным изменениям. § 3. Морально-нравственная проблематика Первого послания апостола Павла к коринфянам в трудах преп. Ефрема СиринаДалее обратимся к тому, какова же нравственная проблематика Первого Послания у преп. Ефрема Сирина.В первую очередь, как считает преп. Ефрем Сирин, апостол Павел пишет о том, что мудрость человеческая бывает ложной, более того, человеку свойственно думать, что если он знает все догматы, то она знает и веру, но это не так.Укрепление веры достигается делами, добродетелями. И все рассуждения о благости и вере, любви, которые не подкреплены реальными делами, являются бесполезными. Итак, преп. Ефрем Сирин призывает нас спрашивать себя – о совершаем ли мы эти благие дела, является ли наша добродетель действенной.Другой важный нравственный аспект по Посланию апостола Павла – это смирение. Апостол неоднократно призывает данное смирение воспитывать в себе. Для преп. Ефрема Сирина глубочайшее смирение есть основа всего. Следуя толкованию Послания, преп. Ефрем Сирин неоднократно отмечает, что жизнь человека является путем. И путь этот должен вести ко спасению и к благу. Именно такой путь и призывает проделать апостол Павел коринфян. Земная жизнь временна, наша же цель – блаженное бессмертие. И данный путь является сложным, узким.. На нем нам помогают укрепиться:«Безмолвие, воздержание, целомудрие, любовь, терпение, радость, мир, смиренномудрие и тому подобное».Преподобный сознаётся, что в подвиге едва ли есть нечто, что является более добрым или высшим. Все добродетели являются связанными друг с другим, безусловно, преп. Ефрем Сирин выделил любовь, тем не менее, он отмечает, что любовь происходит от радости, а радость от кротости и т.п. В отличие от толкования свт. Иоанна Златоуста, преп. Ефрем Сирин склонен на первый план выдвинуть именно смирение, в аспекте нравственного толкования Послания апостола Павла. Смирение преп. Ефрем Сирин называет совершенным оружием и главным союзником в достижении блаженного состояния нашего духа. В частности, именно смирение позволяет нам победить один из грехов коринфян – это гордыня. Смирение, таким образом, является высокой оградой. Если человек стяжал смирение, то он стал угодным Богу. Смирение позволяет, в свою очередь, достичь рассудительности. В христианстве рассудительность является очень значимой добродетелью. Как полагает преп. Ефрем Сирин, рассудительность является даром различения, она украшает все добрые дела. Рассудительность ориентирована на достижение принципа меры. Рассудительность – это духовная соль, без рассудительности все, даже самое прекрасное, становится испорченным, тленом. Как полагали Святые Отцы, рассудительность достигается посредством бесстрастия. Чтобы стать рассудительным, следует изучать Священное Писание, а также читать труды Святых Отцов. Наставления Отцов помогают в обретении рассудительности. Преподобныйполагал, что душа стремится к сбалансированности. То есть, разумная часть души должна получить чтение, духовное созерцание, гневная часть должна получить любовь, а вожделевательная душа должна получить умеренность. И тогда душа человека пребывает в балансе, а сам человек становится рассудительным. Рассудительность, согласно позиции преп. Ефрема Сирина помогает избегать крайностей. Любые чрезмерные дела вредят человеку. Таким образом, рассудительность является царицей добродетелей. Рассудительность уберегает человека от горячности. Рассудительность, как пишут Святые Отцы, рассудительность позволяет человеку обрести премудрость, она наполнена разумом и смыслом. Рассудительность участвует в созидании внутреннего дома, духовного богатства человека: с премудростиюзиждится дом и с разумом исправляется, и с чувством (смышленостью) исполняются сокровища богатства (ср.: Притч. 24, 3). Итак, рассудительность – это различение добра и зла, это пища для ума и сердца. Дар рассудительности помогает стяжать иные добродетели. В целом, именно рассудительность является матерью, хранительницей и управительницей всех добродетелей. И к такой рассудительности призывает и апостол Павел.Нельзя не отметить, что рассудительность является природной способность человека к адекватному восприятию того, что его окружает. Сама деятельность человека напрямую связана с возможностью нашего ума критически оценивать происходящее. Впрочем, в этом задействован не только ум, но и наши чувства. С помощью зрения человеческий ум различает цвета, благодаря слуху определяет качество звуков и так далее.Для продвижения по духовному пути человеку недостаточно иметь плотскую рассудительность, но духовную. В учении преп. Ефрема Сирина рассудительность является великим благословением для человека, она помогает отличить, что есть здоровое, а что – больное. Господь учит, что рассудительность позволяет распознавать истинное ложное, в частности, лжепророков (Мф. 7, 15).Апостол Павел также постоянно призывал стяжать добродетель рассудительности: «Все испытывайте, доброго держитесь» (Фес. 5, 21.). Преп. Ефрем Сирин учит, что если нет рассудительности, то христианин может впасть в состояние самообмана. Итак, именно рассудительность помогает в обретении спасения, в постижении Божественной воли, рассудительность связана с чистотой сердца. Таким образом, присутствие этой добродетели в нас в деле спасения собственной души есть необходимое условие самого спасения, как считает преп. Ефрем Сирин. Смиренный и рассудительный человек, как считает преп. Ефрем Сирин, по-особому и правильно способен служить Господу. В частности, такой человек повинуется истинам, его добродетели постоянны, а не как добродетели коринфян. И в этом непостоянстве апостол Павел также их укрепляет. Безусловно, у нас есть величайший ориентир – это Сам Спаситель, Христос, который всегда проявлял смирение. Вслед за апостолом Павлом преп. Ефрем Сирин призывает не уповать только на человеческую мудрость, так как следует изучать Божественное слово, на что указывает нам апостол. Именно в Божественном Слове сокрыта глубокая и великая Истина. Как уже отмечалось ранее, в своем послании апостол Павел неоднократно призывает проявлять умеренность в еде, в поступках, ограничивать свою плотскую природу. И преп. Ефрем Сирин также пишет о том, что пост и ограничения являются богоугодным делом, которое помогает человеку на пути его духовного произрастания. Кроме того, как пишет преп. Ефрем Сирин, апостол Павел призывает проявлять умеренность, целомудрие.В христианской трактовке умеренность определяется высшей целью самоотверженного служения Богу. Содержание умеренности представлено правильным отношением к миру, к мирским благам. В отличие от античного понимания умеренность в христианстве предполагает не срединную разумность, а исключительность отношения к земному миру. Если человек наделен умеренностью, то он является смиренным, удовлетворенным, ему не ведомо тщеславие. Если рассматривать телесные потребности, то умеренность является выражением такого господства духа над человеческой природой, при котором тело выступает как послушное орудие духовного. Христианством была интериоризирована человеческая жизнь, добродетели и пороки которой воплотились не столько и не только в деяниях, но и в помыслах, фантазиях, желаниях. Таким образом, не нужно удивляться тому, что умеренность – это не просто социальная добродетель, как в античности, а мерило нравственности, причем, личностной нравственности и морали. Для христианства целомудрие является крайне важным. Это важнейшая добродетель. Целомудрие – это состояние внутренней целостности, цельности. Что же подразумевать под цельностью? Первозданный человек не знал противоречий. Тем не менее, первородный грех нанес порчу природе человека. Его душа утратила способность действовать слаженно, гармонично. Радость богообщения, богопознания стала человеку недоступна. Будучи омраченным скверной греха, человек вошел в состояние внутреннего разлада, в частности, речь идет о разладе душевных способностей, сил, отношений плоти с душой. Произошло искажение естественной для человека склонности к Богообщению, к следованию нравственности. И человек начал стремиться ко злу. И следовало вернуть цельность человеку. И именно это делает Спаситель. В Лице Христа наступает реализация совершенного состояния человека, которое не было достигнуто как Адамом, так и его потоками. Как и свт. Иоанн Златоуст, преп. Ефрем Сирин пишет о важности милосердия и щедрости в аспекте толкования Послания к коринфянам. И сребролюбие преп. Ефрем Сирин считает тягчайшим грехом, который развращает природу человека. В Послании к коринфянам много внимания уделено осуждению блуда. И преп. Ефрем Сирин также обращает на это свое внимание. Блуд преподобный сравнивает с псом. Этот порок оскверняет человека, отдаляет его от Бога и постижения Божественной сущности. Чтобы не предаться в рабство данному греху, надо избегать вольностей, открывающих дверь бесстыдству.Не только добродетели, но и пороки человеческие связаны между собой, на что преп. Ефрем Сирин неоднократно указывает. Чтобы противостоять порокам, человеку следует, как пишет преп. Ефрем Сирин, воспитывать в себе и такую добродетель, как мужество. Мужество является христианской добродетелью, которая находит выражение в таких аспектах, как способность, готовность, решимость встречать беды, опасности, скорби, трудности, не теряя стойкости, очень важно и то, чтобы человек уповал на Бога, на Божественную волю. Таким образом, мужество связано с еще одной великой добродетелью – смирением.Согласно Святым Отцам, мужество является устойчивостью человека в правде, действием Духа Божия в человеке, благодаря чему человек получает внутренние силы для противостояния искушениям, для сотворения правды, защиты правды. Есть и такое понимание, согласно которому мужество является любовью к Богу, к ближнему, любовь является в такой мере сильной, что полностью перекрывает страх опасности и смерти. Безусловно, никак нельзя себе представить христианское мужество без надежды, упования на Бога, любви к Богу, к ближнему, очень важны и такие аспекты, как всецелое послушание, непоколебимая верность Богу. Христианское мужество не имеет ничего общего с фанатизмом, безрассудством, упрямством, бесчувственностью, равнодушием. В качестве критерия отличия выступает источник мужества. А именно, речь идет о Божественной благодати, цель мужества заключается в правде. Мужество, согласно преп. Ефрему Сирину, требуется и для того, чтобы быть правдивым. Если человек не является правдивым, то вряд ли он сможет стяжать иные добродетели. Таким образом, честность, правдивость, мужество являются подлинными нравственными украшениями человека. «Блажени алчущие и жаждущие правды: яко тии насытятся» (Мф. 5:6). Мужество сообщает человеку открытость, ясность, благородство, доброту, чистоту. Подлинно правдивый и мужественный человек не позволит себе лицемерить, врать, хитрить. И именно к такому мужеству неоднократно призывает коринфян и апостол Павел. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Таким образом, основная идея послания апостола Павла – это невозможность замены законом, людским мудрствованием подлинной веры и спасения во Христе. Новые возможности человеческого бытия раскрываются благодаря Искупительной жертве Спасителя. Иисус заранее знал о том, что Ему предстоит принять страдание на кресте, принять смерть во имя спасения человечества. Апостол Павел неоднократно пишет о том, что Крест является вселенским символом победы, которую даровал Иисус, при том, что нами не были приложены какие-то усилия для получения этого величайшего дара. На Голгофе Христос – это и жертва, и священник, а крест – это жертвенник. Крестная жертва являлась всеобщной, она способствовала освобождению земли и неба от скверны. Своей жертвой Иисус освобождает вселенную от языческой скверны, тем самым создавая благодатное пространство для истинной веры и молитвы. Кроме того, Спаситель дает конкретные пути возрастания христианина. И эти пути опять же не имеют ничего общего с формальным соблюдением закона, это внутренняя духовная работа, хотя и закон не противоречит заповедям Спасителям. Кроме того, такая духовная работа связана с осознанием христианского единства. В связи с этим путем совершенствования апостол Павел вводит понятие младенчества во Христе – это только лишь начало пути христианина. Такой человек пока еще упорствует в грехе, он верует, но вера его пока не обрела прочности и не вошла органично в его естество. Эта проблема особенно актуальна в аспекте духовного кризиса и правильного выстраивания христианской жизни.Также важнейшая морально-нравственная идея апостола Павла – это необходимость борьбы с грехом. Эта борьба сложна для человека, поскольку человек подвержен искушениям и грехам. Невидимая брань потому и названа невидимой, что процесс борьбы христианина со страстями и греховными наклонностями осуществляется на внутреннем (духовном) уровне.Свт. Иоанн Златоуст выделяет почти все вышеперечисленные нравственные аспекты Послания, тем не менее, особое внимание он уделяет тому, чтобы христианин преодолевал в себе бездеятельность, сребролюбие, алчность. Он полагал, что алчность и неумение совершать добрые и милостивые поступки ведут христианина в духовную пропасть. И Послание к коринфянам следует рассматривать именно в этом ключе – преодолении в себе страсти к материальным благам, которые уводят нас от духовного пути.Также отметим, что свт. Иоанн Златоуст уделил особое внимание тем фрагментам, которые касаются христианского брака. Развивая идеи апостола Павла, свт. Иоанн Златоуст представляет собственную концепцию христианского брака, который основан на нравственности, духовности, на постоянной духовной поддержке супругами друг друга.Далее мы обратились к толкованию преп. Ефрема Сирина. Для него характерно синтетическое понимание как греха, порока, так и добродетели. Если свт. Иоанн Златоуст в большей мере склонен считать, что любовь есть основа всех добродетелей, преп. Ефрем Сирин усматривает в Послании ап. Павла учение о взаимосвязи между всеми добродетелями, таким образом, мы не можем быть либо только смиренными, либо только рассудительными, так как процесс совершенствования протекает одновременно, на разных уровнях. Во главу угла преп. Ефрем Сирин ставит смирение, рассудительность, мужество в борьбе с плотскими грехами, которые апостол Павел последовательно осуждает у жителей Коринфа. Вслед за апостолом Павлом преп. Ефрем Сирин говорит о значимости непрестанной веры во Христа, ненадежности людского умозрительного знания, о том, что источник и духовные силы следует черпать в единстве со Христом. Список литературы

1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета: Четвероевангелие. СПб.: Сатис, 1999. - 576 с.
2. Ален Д. Апостол Павел. – Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/45530 (дата обращения 05.03.2022)
3. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: в русском переводе с параллельными местами. М.: Библейское общество, 1995. -1376 с.
4. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. Т. 2. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального мон-ря, 1994. - 494 с.
5. Генри М. Толкование на Первое послание к коринфянам. – Режим доступа: https://bible-teka.com/matthew-henry/53/1/ (Дата обращения 05.03.2022)
6. Глубоковский Н., проф. Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. [Электронный ресурс] - www.odinblago.ru/glubokovsky_blagovestie_svobodi/1 (Дата обращения 05.03.2022)
7. Григоревский М. С. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке.// https://azbyka.ru/otechnik/books/original/19415/uchenie-sv-Ioanna-Zlatousta-o-brake.pdf (дата обращения 05.03.2022)
8. Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского, 2003. - 816 с.
9. Духанин В., диак. Невидимая брань: советы свят. Игнатия (Брянчанинова) – [электронный ресурс] – URL: http://kotovsk-istok.com.ua/vzglyad/society/64-greh-dobrodetil/3242-nevidimaya-bran-sovety-svyatitelya-ignatiya-bryanchaninova-diakon-valerij-dukhanin.html (дата обращения 05.03.2022)
10. Ефрем Сирин, преп. Толкование на Первое послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/ (Дата обращения 05.03.2022)
11. Иннокентий (Борисов) Херсонский, свт. Жизнь святого апостола Павла. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2000. Электронная книга.
12. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое Послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/ (Дата обращения 05.03.2022)
13. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам – [электронный ресурс] – URL: http://bible.optina.ru/new:ef:06:11
14. Камышев В. Анализ понятия «грех» в Посланиях апостола Павла // Дипломное сочинение. СПб., 2003
15. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ: Русский путь, 2001. - 256 с.
16. Лопухин А.П. Толковая Библия. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_64/ (Дата обращения 05.03.2022)
17. Мень Александр, прот. Первые апостолы. М.: Жизнь с Богом, 2009. - 296 с.
18. Мень Александр, прот. Сын Человеческий. М.: Вита, 1991. - 336 с.
19. Муж и жена: мысли свт. Иоанна Златоуста.// http://www.pms.orthodoxy.ru/semia/00004.htm (Дата обращения 05.03.2022)
20. Мышцын В.Н., проф. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcyn/uchenie-sv-apostola-pavla-o-zakone-del-i-zakone-very/ (Дата обращения 05.03.2022)
21. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань/ Пер. с греч.свт. Феофана Затворника. — М.: Изд-во Сретенcкогомонаcтыря, 2007. — 400 с.
22. Послания апостола Павла. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Heraskov/poslanija-apostolskie-i-apokalipsis/8 (Дата обращения 05.03.2022)
23. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюссель, 1994. - 614 с.
24. Таушев А., Апостол. – Режим доступа: https://religion.wikireading.ru/138584? (Дата обращения 05.03.2022)
25. Шаталов, А.В. Политическая история Коринфа, Мегар и Сикиона в классический период : диссертация кандидата исторических наук : 07.00.03 / Шаталов Андрей Валериевич; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. — Тула, 2010. — 210 с.
26. Шафф Ф. История христианской церкви. Том I. Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.). – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/konfessii/istorija-hristianskoj-tserkvi-tom-1/6_1 (дата обращения 05.03.2022)
27. Шнабель Э. Апостол Павел, богослов-миссионер и пастырь-богослов: к пониманию Павла. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/apostol-pavel-bogoslov-missioner-i-pastyr-bogoslov-k-ponimaniyu-pavla? (Дата обращения 05.03.2022)
28. Официальный сайт Московской Патриархии. http://patriarchia.ru
29. Сайт Седмица.ru. http://sedmitza.ru
30. Dunn J. D. G. (ed.) The Cambridge Companion to St Paul. Cambridge, 2003. Wischmeyer O. (Hrsg.) Paulus. Leben — Umwelt — Werk — Briefe. Tubingen, 2006.
31. Matlock R. B. (ed.) The Oxford Handbook of Pauline Studies. Oxford, 2012.
32. Stuckenbruck L. T. 2003. The Cambridge Companion to St Paul, pp. 116—132.
33. Lincoln A. 2003. The Cambridge Companion to St Paul, pp. 133—40.
34. Hultgren A. J. 2003. The Cambridge Companion to St Paul, pp. 141—55.
35. Hoffmeier J. K., Magary D. R. (eds.) The Bible and the Academy: Critical Scholarship and the Evangelical Understanding of Scripture in the 21st Century. Wheaton, 2011.
36. Holtzmann H. J. Die Pastoralbriefe kritisch und exegetisch bearbeitet. Leipzig, 1880.
37. RoloffJ. Dererste Brief an Timotheus. Zurich, 1988.
38. Merz A. Die fiktive Selbstauslegung cles Paulus. Lntertextuelle Studien zur Intention und Reception der Pastoralbriefe. Gottingen, 2004.
39. Johnson L. T. The First and Second Letters to Timothy. New York, 2001.
40. Neumann K. J. The Authenticity of the Pauline Epistles in the Light of Stylostatistical Analysis. Atlanta, 1990.

Вопрос-ответ:

Какие были нравы и обычаи жителей Коринфа?

Жители Коринфа были известны своим свободолюбивым образом жизни, частым изменам супругов и общественной невоздержанностью. Они проявляли недостаток морали и нравственных принципов.

Почему апостол Павел написал первое послание к коринфянам?

Апостол Павел написал это послание, так как в церкви в Коринфе возникли раздоры и распри, появились ложные учители и проникли различные пороки. Он хотел навести порядок и напомнить верующим о важности христианской морали.

Какой был исторический контекст написания первого послания Павла к коринфянам?

Коринф был важным политическим и культурным центром Греции. В то время там процветала торговля и проходили религиозные праздники. В церкви Коринфа возникли разногласия и проникли обычаи и взгляды вне христианской этики.

Какие пороки присутствовали у жителей Коринфа и какими наставлениями апостол Павел их вразумил?

Жители Коринфа были склонны к раздорам, гордыне, рассуждениям в собеседничестве, обожанию мудрости этого мира и порокам плоти. Павел предостерег их от этих грехов и наставил о необходимости исповедовать Единого Бога и следовать Христу.

Почему недопустима жизнь церковной общины?

Церковная община должна быть примером нравственности и справедливости. Жизнь недопустима, если в ней проявляются грехи, такие как споры, ревнования, нечистота и прочие пороки. Павел призывал коринфян к взаимной любви и соблюдению Божьих заповедей.

Какова историческая обстановка в Коринфе на момент написания первого послания апостола Павла?

На момент написания первого послания апостола Павла Коринф был международным политическим и культурным центром Греции. Это был богатый и процветающий город, который привлекал множество иностранных торговцев, ремесленников и жителей разных национальностей.

Какие были нравы и обычаи жителей Коринфа в то время?

Жители Коринфа были известны своим развратом и безнравственностью. Проституция была распространена, храмы-бордели были обычным делом. Также в Коринфе было много культов, и местные жители вели свободный образ жизни, не придерживаясь строгих моральных норм и ценностей.

Почему апостол Павел решил написать это послание коринфянам?

Основной причиной написания первого послания апостола Павла к коринфянам были различные пороки и нравственные проблемы, с которыми сталкивалась церковная община в Коринфе. Апостол желал наставить и побудить верующих к покаянию, обращению к Богу и к более праведному образу жизни.

Какие пороки и недостатки были распространены среди жителей Коринфа, о которых говорится в первом послании апостола Павла?

Среди пороков и недостатков, о которых говорится в первом послании апостола Павла, были распространены разделения и раздоры в церковной общине, гордость, эгоизм, любовь к власти, сексуальная безнравственность, неуважение к священным таинствам и другие проблемы, которые мешали духовному росту верующих.

Что апостол Павел наставляет верующих в Коринфе делать, чтобы исправить свое поведение?

Апостол Павел наставляет верующих в Коринфе смириться перед Богом, отказаться от гордыни и эгоизма, обратиться к Христу и пребывать в Его учении, укреплять свою веру и любовь, прекратить разделения и ссоры, признать священные таинства и поступать по совести, следуя моральным законам Божьим.

Какой исторический контекст имеет Первое послание святого апостола Павла к коринфянам?

Письмо было написано святым апостолом Павлом к верующим в городе Коринф в первом веке нашей эры. Коринф был важным политическим и культурным центром Греции. Письмо написано в период, когда апостол Павел находился в Ефесе, и содержит напутствия и наставления по различным вопросам христианской жизни, с целью укрепления верующих и решения возникающих проблем и споров в церковной общине.

Какие были нравы и обычаи жителей Коринфа, которые упоминает святитель Иоанн Златоуст и преподобный Ефрем Сирина?

Жители Коринфа в то время были известны своим развращенным образом жизни. Здесь процветали идолопоклонство, перепития и разврат. По словам святителя Иоанна Златоуста, Коринф был центром людей, которые "найти всякую разную, униженную и ничем непочтенную личность". Преподобный Ефрем Сирина также описывал пороки и разврат, присутствовавшие в Коринфе.