Роль моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Экология
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 15.04.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введе-ние……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль экологического воспитания дошкольников в системе
современного образова-ния…………………………………………………….....5
1.1. Система экологического воспита-ния…………………………………………5
1.2. Место экологического воспитания в системе образова-ния…………………7
Краткие выводы по первой гла-ве…………………………………………………..9
Глава 2. Моделирование как метод экологического воспита-ния………….10
2.1. Виды моде-лей………………………………………………………………….10
2.2. Графическое моделирова-ние………………………………………………….13
Краткие выводы по второй главе ……………………..…………………………..14
Заключе-ние………………………………………………………………………...14
Список литерату-ры……………………………….………………………………15
Глосса-рий…………………………………………………………………………..16
Приложение 1.……………………………………………………………………..17

Фрагмент для ознакомления

Виды моделей 7:Предметные - представляют собой модели, которые  воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это могут быть различные предметы и конструкции. Предметно-схематические - представляют собой модели, в которых существенные признаки, внутренние и внешние связи находятся в форме макетов. К примеру, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета могут быть использованы при передаче цвета листьев растений.Графические - представляют собой графики и схемы, способные передавать обобщённые признаки, межвидовые связи. В качестве примера могут быть использованы календари природы и т.п.Кроме того, существует и другая классификация экологических моделей по следующим основаниям:внешний вид – плоскостные и объёмные;место расположения - настенные, настольные и напольные;способ использования - статические и динамические и т. д. Некоторые примеры разных моделей представлены в Приложении 1.Характерные признаки экологических моделей:- многофункциональность;- отражает обобщенный образ и подходит к группе объектов;- широкий спектр применения.______________________7Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)2.2. Графическое моделированиеГрафическое моделирование представляет собой замещение реального объекта при помощи визуального графического образа.Демонстрация моделей это еще один необходимый элемент экологического воспитания для всех возрастных групп, когда требуется акцентировать внимание детей на важных свойствах и ассоциациях в объектах и явлениях природы. Демонстрации моделей предшествует знакомство дошкольников с изучаемым явлением природы, которое происходит посредством методов наблюдений, бесед, трудовой деятельности и др. Все эти методы дают возможность детям познакомиться с объектами живой и неживой природы, взаимосвязях, существующих в экосистемах.В основе графического моделирования лежат принципы:- развития основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;- преобразования информации из абстрактного мира символов в образы и системы образов;- развития мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.Рис. 1. Графическая модель рыбы 8_________________________8Виды моделей, моделирование в ДОУ (infourok.ru)Краткие выводы по второй главеТехнологии моделирования являются эффективным методом процесса экологического образования, которые находят свое проявление в возрастании самостоятельности детей, в развитии умений по созданию будущих образовательных продуктов, сохранению неповторимости и уникальности каждого ребенка в аспекте усвоения элементарных экологических представлений.ЗаключениеВ процессе исследования были выявлены следующие постулаты. Воспитание детей, в том числе и в плане экологической культуры – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является базисом обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. Требует целенаправленной, систематической и планомерной работы во взаимодействии с родителями по развитию экологической культуры и бережного отношения к природе и всему живому на земле, способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка, что является залогом успешного обучения ребенка в начальной школе и последующему всестороннему развитию, и становлению ребёнка как личности.Список литературыНиколаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.С. Н. Николаева парциальная программа «Юный ЭКОЛОГ» 3-7 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г. -112с.Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.Рыжова Наталья | Волшебница Вода. Новые материалы к программе «Наш дом — природа» | Журнал «Дошкольное образование» № 13/2004 (1sept.ru) (дата обращения 14.03.2022)Рarcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf (ucoz.ru)(дата обращения 14.03.2022)Роговая О. Г. Экологическое моделирование: практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 104 с. Использование моделирования в экологическом образовании дошкольников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 14.03.2022)Виды моделей, моделирование в ДОУ (infourok.ru)(дата обращения 14.03.2022)Глоссарий№ПонятиеОпределение1.Экологическое воспитание-Процесс получения новых знаний об окружающей среде и живом мире, основной целью которого является осознание экологической ценности природной среды в единстве его с человеком2.Моделирование -Представляет собой процесс совместной деятельности воспитателя и дошкольника, направленной на создание различных экологических моделей, охватывающих основные темы экологического образования в детском саду3.Модель -Это определенная система, состоящая из объектов или знаков, передающих характерные свойства систем-оригиналов из естественных экосистем4.Графическое моделирование -Представляет собой замещение реального объекта при помощи визуального графического образа.Приложение 1Игровые упражнения по освоению временных отношенийЧасти сутокВремена годаМладший дошкольный возрастЦель- ознакомление детей с частями суток.Материал – плоскостнаямодел.Содержание-состоит из 4 цветных кругов, каждый из которых обозначает определенную часть суток:Желтый – утро (солнышко)Белый – день (светло)Синий – вечерЧерный –ночь (темно)Цель –ознакомление детей с временами годаМатериал – спираль с четырехцветным решениемСодержание – виток спирали – 1 год –окрашен в 4 цвета:Зеленый –веснаКрасный – летоЖелтый – осеньСиний – зимаГод, сезонКалендарьПоследовательность сутокЗнакомство с часами, измерение времениСтарший дошкольный возрастЦель –знакомство с сезонами при смене в календарном годуМатериал и содержание - состоит из 4 цветных кругов, каждый из которых обозначаетЗеленый –веснаКрасный – летоЖелтый – осеньСиний – зимаЦель –ознакомление с месяцами годаМатериал –можно просто в виде плаката, или в виде спирали по количеству месяцевСодержание – месяц года и можно рисунок, подходящий к времени года Цель –получать представление о последовательности всех дней, неделей, месяцевМатериал – круг из прочной бумагиСодержание- круг разделен на 4 части по количество времен сутокЦель –получать представление о времени: его текучести, периодичности, необаритимостиМатериал – песочные часы, секундомер, наручные часы, солнечные часы, будильникСодержание –в виде часов делаем стрелки и рисуем цифры

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
2. С. Н. Николаева парциальная программа «Юный ЭКОЛОГ» 3-7 лет, МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г. -112с.
3. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольни-ков. Дошкольное образование № 11, 2004.
4. Рыжова Наталья | Волшебница Вода. Новые материалы к программе «Наш дом — природа» | Журнал «Дошкольное образование» № 13/2004 (1sept.ru) (дата обращения 14.03.2022)
5. Рarcialnaja_programma_nash_dom-priroda.pdf (ucoz.ru) (дата обраще-ния 14.03.2022)
6. Роговая О. Г. Экологическое моделирование: практика: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 104 с.
7. Использование моделирования в экологическом образовании до-школьников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бес-платно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 14.03.2022)
8. Виды моделей, моделирование в ДОУ (infourok.ru) (дата обращения 14.03.2022)

Вопрос-ответ:

Какая роль моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников?

Моделирующая деятельность играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников. Она позволяет детям учиться наблюдать за окружающим миром, осознавать свою роль в сохранении природы и принимать активное участие в экологических процессах.

Каковы основные виды моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников?

Основные виды моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников включают игры-путешествия по природе, создание моделей животных и растений, а также конструирование экологических объектов.

Почему моделирование является эффективным методом экологического воспитания дошкольников?

Моделирование является эффективным методом экологического воспитания дошкольников, так как оно позволяет детям визуализировать процессы, которые происходят в природе, и участвовать в них. Благодаря моделированию, дети могут лучше понять экологические взаимосвязи и научиться принимать ответственные решения в отношении окружающей среды.

Какое место занимает экологическое воспитание в системе образования?

Экологическое воспитание занимает важное место в системе образования. Оно позволяет детям развить экологическое сознание и ответственность за природу, учит уважению к окружающей среде и формирует экологические компетенции, необходимые для устойчивого развития общества.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: экологическое воспитание дошкольников играет важную роль в системе современного образования; моделирование является эффективным методом экологического воспитания; экологическое воспитание должно занимать достойное место в системе образования; раннее воспитание позволяет сформировать экологические компетенции у детей.

Какую роль играет моделирующая деятельность в экологическом воспитании дошкольников?

Моделирующая деятельность имеет важное значение в экологическом воспитании дошкольников. Она позволяет детям учиться наблюдать и анализировать окружающую природу, формировать экологические знания и навыки, развивать мышление, воображение и творческие способности. Эта деятельность помогает детям стать активными участниками охраны природы и формировать ответственное отношение к окружающей среде.

Как моделирующая деятельность влияет на экологическое воспитание дошкольников?

Моделирующая деятельность влияет на экологическое воспитание дошкольников, так как она стимулирует их интерес к природе и окружающей среде. Через моделирование дети могут имитировать различные процессы в природе, создавать свои маленькие экосистемы, анализировать их функционирование, искать решения проблем взаимодействия с природой. Такая деятельность помогает формировать у детей экологическое мышление и активное отношение к сохранению природы.

Каковы основные виды моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников?

Основные виды моделирующей деятельности в экологическом воспитании дошкольников включают: создание моделей природных объектов (лесов, рек, озер и т. д.), создание моделей животных и растений, создание экосистем в среде обитания детей. Кроме того, моделирующая деятельность может включать создание экологических проектов, игры на природе с использованием моделей и пр.