Проблематика повести Н.В. Гоголя
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 17.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ»…………………………………………………………..5
1.1Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»…………………………………...5
1.2 Проблематика повести Н.В. Гоголя «Шинель»………………………….9
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ВНЕКЛАССНЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ………………………………………………………..14
2.1 Методические рекомендации разработки открытых уроков………...14
2.2 Разработка внеклассного открытого урока по произведению Н.В. Гоголя «Шинель»………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….24
Несомненно, такие методы работы можно использовать и на обычном уроке, но главное отличие внеаудиторного урока по этой модели состоит в том, что он является внеаудиторным, а значит, перед учителем стоит более сложная задача.Домашнее задание — это задание для учеников, которое должно быть выполнено по теме, определенной учителем. Главная цель проведения домашнего задания заключается в выработке у учеников практических умений, связанных с обобщением и интерпретацией тех или иных материалов. Кроме того, домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – служит развитию личности учащихся.2.2 Разработка внеклассного открытого урока по произведению Н.В. Гоголя «Шинель»При изучении творчества Н. В. Гоголя в школе перед нами стоит задача не только представить учащимся обзорную лекцию о произведении или биографии писателя, но и обратить внимание на проблематику его произведений, указать на их уникальность и ценность.Тема урока:Образ «маленького человека» в повести Н.В Гоголя «Шинель»Эпиграф к уроку: «Зачем Вы меня обижаете»?Цели и задачи урока:Обучающая: Познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Шинель», проследить традицию изображения «маленького» человека в русской литературе;Сформировать умение давать характеристику героям произведения на основе изученного материала, уметь в тексте показать отношение автора, позицию автора;Донести до обучающихся мысль о том, насколько важна и значима жизнь каждого человека, а также мысль о том, что унижая другого человека, унижаешь в первую очередь себя и более того, уничтожаешь в себе личность. Развивающая:Привить навыки передачи личностного восприятия;Развивать логическое мышление (умения выделять главное);Развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста); Развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.)Воспитательная: Воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы;Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей;Формировать культуру умственного труда.Тип урока: Урок усвоения новых знаний.Вид урока: Аналитическая беседа.Методические приемы. Сообщения, беседа с элементами анализа, составление кратких конспектов.Оформление и оборудование урока: портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к произведению.План урока: I. Вступительная часть. 1. Вступительное слово учителя (введение в тему).Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Н.В. Гоголя, который, несомненно, относится самым загадочным русским писателям. Гоголь, опираясь на традиции классической русской литературы, создал особую форму повествования, в которой путь от художественной детали к обобщенному образу необычайно короток. Писатель доверяет своему читателю самостоятельно понять, на что именно намекает автор, это можно сделать только внимательно вглядываясь в детали его работ. В 1842 году в третьем томе своих сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей» куда вошла повесть «Шинель». Тема нашего урока «Образ А.А. Башмачкина как «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».II. Основная часть Комментированное чтение отрывков из глав повести, анализ темы произведения и образа, данного автором произведения.Вопросы к учащимся, мнение учащихся.О чем повесть «Шинель»? Сюжет достаточно прост: бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она становится мечтой всей его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, а его призрак бродит по городу…Какова главная тема повести «Шинель»?Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни, а также тема человеческого предназначения, тема «маленького человека».К какому социальному слою относится Акакий Акакиевич Башмачкин?Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он ее принял. Ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника. Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?Шинель для Акакия Акакиевича была необходимостью, а не роскошью. Приобретение шинели для него становится целью, он с каждого «истраченного рубля откладывал по грошу в маленький ящичек», кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а идя по мостовой, наступал на цыпочки, «дабы не истереть подошвы». А еще приходя домой, он сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Он жил мечтой о новой шинели. В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели?Никто в этом мире не захотел ему помочь, не поддержал протест против несправедливости.Фантастический финал произведения?Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Фантастический финал повести «Шинель» заключается в том, что при жизни Башмачкин не смог добиться справедливости, а после смерти его душа не успокоилась, пока он не нашел подходящую ему шинель. В кульминационной сцене автор показывает нам встречу призрака с «одним значимым лицом». Чиновник почувствовал, что кто-то схватил его за воротник, и каково же было его удивление, когда он увидел перед собой призрак того самого Башмачкина. Только в конце рассказа справедливость восторжествовала, и Акакий Акакиевич почувствовал себя настоящим героем и смог за себя постоять. Этим Гоголь хотел показать нам, насколько жестоким и несправедливым может быть мир, и что иногда только потусторонняя сила способна разрешить эту ситуацию.III. Подведение итогов урокаПовесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана почти два столетия назад, однако остается актуальной и в наше время. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, о проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию. Автор призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи. Сейчас важно задуматься о собственной жизни. Наверняка, никто из нас не хочет повторить путь главного героя повести. Материальное благополучие уже не кажется столь привлекательным как прежде. Оказывается, гораздо важнее – любовь, дружба, поддержка родных и близких, высшие цели в жизни. Осмысление и принятие этого – самая важная задача каждого человека в современном мире.Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Незамеченная никем жизнь» в повести Н.В. Гоголя «Шинель».ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги можно сделать следующие выводы.Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» - одно из самых известных произведений русской литературы. Однако в ней отражен более глубокий смысл. Она обращена к каждому из нас и, конечно не напрямую, но говорит о том, как грех разрушает человеческую душу. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» - это повесть о маленьком человеке, мелком чиновнике, который работает переписчиком бумаг и не стремиться жить лучше. Он всем доволен, его все устраивает. В этом и суть, что у главного героя жизнь не являлась жизнью без цели, хотя он и любил свою работу, собственно кроме работы у него ничего другого и не было и это можно было считать главной целью в жизни. Однако, когда встаёт вопрос о покупке новой шинели - появляется цель и жизнь главного героя меняется. Образ шинели занимает особое место на страницах повести. Здесь шинель может рассматриваться не как вещь, а как символ перемен в жизни Акакия Акакиевича Башмачкина. Проблематика повести «Шинель» очень широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, как об обществе в целом, так и о внутреннем мире человека. Проблемы, отраженные в повести это проблема отсутствия гуманизма, проблема равнодушия, проблема бедности, проблема социального неравенства. Также, повесть посвящена не только судьбе маленького человека, но также и проблеме счастья, точнее, представлениям о счастье, которые были свойственны этим маленьким людям. Основная идея повести «Шинель» Н.В. Гоголя – указать на острые социальные проблемы.Открытым уроком считается, своего рода этапный урок работы, желание поделиться знаниями, достижениями. Для детей любого возраста всегда интересна познавательная деятельность, связанная с изучением проблем, требующая серьезной подготовительной работы с документальными источниками. Открытые уроки помогают повысить теоретический уровень знаний учащихся. При подготовке к открытым урокам продумываются и формулируются вопросы и задания, актуализирующие базовые знания и направляющие учебно-познавательный поиск учащихся.Главная цель разработанного открытого урока заключается в том, чтобы не только представить учащимся обзорную лекцию о произведении или биографии писателя, но и обратить внимание на проблематику его произведений, указать на их уникальность и ценность.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Афанасьев Э.С. О художественной повести Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2002. - № 6. 2. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков – М.: Просвещение, 2012 г.3. Вайскопф М. Материал и покрой гоголевской «Шинели» // Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. М.: Новое литературное обозрения, 2003. 576 с.4. Высоцкая В.В. Проблема выбора в повести Н.В. Гоголя «Шинель». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-v-povesti-gogolya-shinel5. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. – М.: Правда, 1985. – 672 с.6. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2004. — № 4.7. Расторгуева В.С. Старое и новое в «маленьком человеке».// https://cyberleninka.ru/article/n/staroe-i-novoe-v-malenkom-cheloveke8. Рыбникова М.А. Статья Педагогическое наследие М.А. Рвбниковой https:// pedagogicheskoe_nasledie_m.a._rybnikovoy.docx9. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. – М.: Художественная литература, 1980 – 711 с.
2. Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков – М.: Просвещение, 2012 г.
3. Вайскопф М. Материал и покрой гоголевской «Шинели» // Вайскопф М. Птица-тройка и колесница души. М.: Новое литературное обозрения, 2003. 576 с.
4. Высоцкая В.В. Проблема выбора в повести Н.В. Гоголя «Шинель». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-vybora-v-povesti-gogolya-shinel
5. Гоголь Н.В. Избранные сочинения. – М.: Правда, 1985. – 672 с.
6. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» // Литература в школе. – 2004. — № 4.
7. Расторгуева В.С. Старое и новое в «маленьком человеке».// https://cyberleninka.ru/article/n/staroe-i-novoe-v-malenkom-cheloveke
8. Рыбникова М.А. Статья Педагогическое наследие М.А. Рвбниковой https:// pedagogicheskoe_nasledie_m.a._rybnikovoy.docx
9. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. – М.: Художественная литература, 1980 – 711 с.
Вопрос-ответ:
Какую проблематику рассматривает повесть Н.В. Гоголя "Шинель"?
Повесть "Шинель" Н.В. Гоголя рассматривает проблематику социальной несправедливости, нравственного унижения и одиночества главного героя. Она также затрагивает тему жизни и судьбы маленького человека в бюрократическом обществе.
Каковы теоретические основы анализа повести Н.В. Гоголя "Шинель"?
Теоретические основы анализа повести "Шинель" Н.В. Гоголя включают в себя рассмотрение основных литературных приемов, использованных автором, анализ характеров и мотивов персонажей, исследование социальной и исторической среды, влияющей на развитие сюжета, а также изучение жанровых и стилистических особенностей произведения.
Какой анализ проводится повести Н.В. Гоголя "Шинель"?
Анализ повести "Шинель" Н.В. Гоголя проводится с целью выявления тематической подоплеки произведения, характеров и психологии персонажей, связей между событиями и эпизодами, а также стиля автора и его намерений. Основной упор делается на исследование проблематики и содержания повести.
Как разрабатываются внеклассные открытые уроки по повести Н.В. Гоголя "Шинель"?
Внеклассные открытые уроки по повести Н.В. Гоголя "Шинель" разрабатываются с использованием методических рекомендаций, которые включают задания для учеников, план урока, вопросы для обсуждения, тексты для анализа, а также рекомендации по использованию дополнительных материалов (иллюстрации, видео и др.).
Какие темы можно рассмотреть на внеклассном открытом уроке по произведению Н.В. Гоголя "Шинель"?
На внеклассном открытом уроке по произведению Н.В. Гоголя "Шинель" можно рассмотреть такие темы, как социальные аспекты повести, мотивы одиночества и страданий главного героя, влияние общества на формирование личности, а также использование литературных приемов и стилистических особенностей в произведении.
Какую проблематику рассматривает повесть "Шинель" Н. В. Гоголя?
В повести "Шинель" Гоголь рассматривает проблематику социальных неравенств, морали и человеческой жестокости. Главные темы в произведении - одиночество и изнеможение духа в условиях жестокого общества, а также потеря человеческого индивидуализма в современной действительности.
Какие теоретические основы можно использовать при анализе повести "Шинель" Н. В. Гоголя?
При анализе повести "Шинель" можно использовать такие теоретические подходы, как социальный реализм, символизм, психологизм и художественный принцип утрирования. Важно обратить внимание на социальный контекст произведения, особенности описания персонажей и символические элементы, которые Гоголь использует для передачи своей идеи.
Какие методические рекомендации можно использовать при разработке открытого урока по повести "Шинель" Н. В. Гоголя?
При разработке открытого урока по повести "Шинель" можно использовать разнообразные методические рекомендации. Важно провести введение в произведение, ознакомить учащихся с биографией автора и контекстом написания произведения. Далее следует обратить внимание на анализ художественных приемов, способы передачи образов, использование сюжетных элементов и символики.
Какие элементы следует учитывать при разработке внеклассного открытого урока по произведению "Шинель" Н. В. Гоголя?
При разработке внеклассного открытого урока по произведению "Шинель" следует учитывать такие элементы, как цели и задачи урока, выбор методов работы, использование иллюстративного материала, формирование взаимодействия учащихся. Также важно подобрать практические задания для учащихся, которые помогут им углубить свое понимание произведения и развить критическое мышление.
Какие важные темы рассматривает повесть "Шинель" Н. В. Гоголя?
В повести "Шинель" Гоголь затрагивает такие темы, как социальное неравенство, одиночество, несправедливость, злободневность и монотонность жизни.