Сущность процесса социализации личности
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 16.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Феномен социализации в психологической науке 4
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Социализация представляет собой результат социальных взаимодействий, в результате которых у человека возникает образ собственного «Я», вглядываясь в которое, человек может корректировать свое поведение. Механизм восприятия оценки основан на трех аспектах: то, как по мнению индивида, его воспринимают другие; как окружающие реагируют на индивида и как реагирует сам индивид на его восприятие другими людьми. В случае, если восприятие основано на положительных оценках, то поведение индивида закрепляется, если на отрицательных, то оно корректируется.Дж. Мид выделил три этапа социализации. Первый – это этап имитации ребенком образцов поведения взрослых без понимания его социального смысла. Второй – это игровой этап, когда ребенок в игровых практиках воспроизводит поведение взрослых. Третий этап – это этап коллективных игр, когда дети учатся распознавать ожидания других людей и оценивать свое поведения по оценкам других индивидов.Уникальный вклад Дж. Г. Мида в социологию и социальную психологию обусловлен рассмотрением им личности как отношения между организмом и средой. Все особые аспекты личности, в совокупности образующие его идентичность, – внимание, восприятие, реагирование, оценивание – представляются такими отношениями. Только человеческие интеракции, опосредованные с символами языка, могут создавать такого рода отношения. Дж. Г. Мид искал условия валидного знания и определял такое знание в качестве адекватного соотношения целей и средств, через соответствие действия в его скрытых и открытых аспектах объективной среде. Каждый человек рождается в объективной социальной реальности, в рамках которой он встречает значимых других, которые ответственны за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него отпечаток в виде своих ролей и установок, которые ребенок интернализирует, превращая их в свои собственные. По мнению Дж. Г. Мида, в личности сохраняется часть, которая не поддается социализации, – «I», будучи фундаментом ее творческих и индивидуальных проявлений. Таким образом, обусловленность «Я» интернализированным образом Другого не является тотальной. Социальное «Я» выступает в качестве такого образа «Я», с которым человек вынужден считаться, поскольку оно диктуется обществом [, с. 224-227]. Таким образом, понимание Другого и самопонимание Дж. Г. Мидсвязывает, в первую очередь, с восприятием роли партнера, со взаимной рефлексивностью ожиданий некоторого определенного поведения [, с. 52].Идеи Дж. Мида пересекаются с воззрениями Ч. Кули. По Ч. Кули социализация представляет собой результат социальных взаимодействий, в результате которых у человека возникает образ собственного «Я», вглядываясь в которое, человек может корректировать свое поведение. Механизм восприятия оценки основан на трех аспектах: то, как по мнению индивида, его воспринимают другие; как окружающие реагируют на индивида и как реагирует сам индивид на его восприятие другими людьми. В случае, если восприятие основано на положительных оценках, то поведение индивида закрепляется, если на отрицательных, то оно корректируется.ЗаключениеВ данной работе была рассмотрена проблема социализации.На основании проведенненого исследования можно сделать следующие выводы.Социализация представляет собой постоянный процесс трансляции обществом, с одной стороны, и освоения человеком в течение всей его жизни, с другой стороны, социальных норм, культурных ценностей, идеалов, образцов поведения, обеспечивающих нормальное существование индивида в конкретном обществе. Исследователи выделяют в процессе социализации два этапа: социальная адаптация – процесс адаптации индивида к социально-ролевым функциям, экономическим и социальным условиям, нормам, среде его жизни и деятельности; интериоризация (интернализация) – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Согласно Л. И. Божович, логика личности задается процессом формирования иерархии мотивов, а его ядром становится главный мотив, которые задает направленность личности. Таким образом, направленность личности является ключевым признаком целостности, сформированности структуры личности. Соответственно, процесс социализации личности происходит одновременно с оформлением и закреплением его мотивационной структуры, выделением ведущего мотива, который подчиняет себе прочую мотивационную систему и детерминирует общее строение мотивационной системы. Сформированность иерархии мотивов обеспечивает устойчивость личности.В понимании и раскрытии сущности феномена социализации, Дж. Г. Мид использовал понятие отклика – отклик на слово, отклик на идею, отклик на образ. Именно процесс самопознания, как результат непрерывного сопоставления «Я» с «Другим» и с откликами, получаемыми от данных «Других» позволяет составить человеку представление о самом себе. Начинается данный процесс на самых ранних этапах существования человека и выражается в процессе социализации. Список использованной литературыБергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – М.: Медиум, 1995. – 334 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – М. : Воронеж, 1995. – 352 с.Веричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.Митрохин, Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.Поликанова Е. П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84-109.Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 178-180.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности. – М. : Воронеж, 1995. – 352 с.
4. Веричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.
5. Митрохин, Р.В. Теоретический анализ связи процессов социализации и развития личности / Р.В. Митрохин // Философская мысль. – 2019. – № 2. – С. 53-58.
6. Поликанова Е. П. Социализация личности / Е.П. Поликанова // Философия и общество. – 2003. – № 2. – С. 84-109.
7. Русских, Л.В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л.В. Русских // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 178-180.
Вопрос-ответ:
Что такое социализация?
Социализация - это процесс, в результате которого у человека формируется образ собственного "Я", который он корректирует, основываясь на том, как его воспринимают другие люди, как они на него реагируют и как он сам реагирует на их восприятие.
Каковы основные аспекты механизма восприятия и оценки в социализации?
Основные аспекты механизма восприятия и оценки в социализации основаны на трех аспектах: восприятии индивида другими людьми, реакции окружающих на индивида и реакции самого индивида на его восприятие другими.
Какие процессы лежат в основе социализации личности?
Процесс социализации личности основан на социальных взаимодействиях, в результате которых формируется образ собственного "Я" у человека.
Как социализация влияет на личность человека?
Социализация влияет на личность человека путем формирования и корректировки его образа собственного "Я", основываясь на том, как он воспринимается другими и как он сам относится к этому восприятию.
Какие понятия используются в психологии для описания социализации?
В психологии для описания социализации используются такие понятия, как образ собственного "Я", восприятие, оценка, реакция окружающих и реакция самого индивида.
Что такое социализация личности?
Социализация личности - это процесс, в результате которого у человека формируется образ собственного "Я" и он осваивает основные нормы и ценности общества, в котором он живет.
На чем основан механизм восприятия и оценки в процессе социализации?
Механизм восприятия и оценки в процессе социализации основан на трех аспектах - на том, как индивид воспринимает себя другими людьми, на том, как окружающие реагируют на него и на его восприятие другими, а также на том, как сам индивид реагирует на свое восприятие другими.
Какое значение имеют социальные взаимодействия в процессе социализации?
Социальные взаимодействия играют огромную роль в процессе социализации. Именно через взаимодействие с другими людьми человек получает опыт, учится общаться, принимать нормы и ценности общества, а также формирует образ себя среди других.
Какова роль образа собственного "Я" в процессе социализации?
Образ собственного "Я" является ключевым элементом в процессе социализации. Это своеобразное зеркало, в котором человек видит себя таким, каким его видят другие люди. Образ "Я" позволяет ему осознать свое поведение, корректировать его и стремиться к соответствию нормам и ожиданиям окружающих.
Что имеется в виду под результатом социализации?
Результатом социализации является формирование образа собственного "Я" у человека. Это происходит в результате социальных взаимодействий, в которых он участвует. В результате переживания и осознания этих взаимодействий человек начинает строить свою социальную роль и осваивает основные нормы и ценности, которые считаются общепринятыми в его обществе.
Что такое социализация?
Социализация - это процесс, в результате которого у человека формируется представление о себе и своей роли в обществе. Во время социализации формируются ценности, нормы и установки, которые определяют поведение и отношение индивида к окружающему миру.
Какие факторы влияют на процесс социализации?
Процесс социализации зависит от множества факторов. Важную роль играют семья, школа, друзья, средства массовой информации и общество в целом. Воспитание и общение с людьми, формирование ценностей и норм происходит взаимодействуя с этими факторами.