Территориальный конфликт курильских островов между Россией и Японией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 22 22 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 11.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЛИЯНИЯ ВОЙН И СПОРОВ ИЗ-ЗА КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ НА РОССИЙСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 5
1.1.Важность Курильских островов и историческое измерение кризиса 5
1.2. Природа российско-японских отношений и факторы влияния 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 13
2.1. Сотрудничество двух стран и его влияние на будущее кризиса 13
2.2. Перспективное видение будущего 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
Фрагмент для ознакомления

Важно и то, что российская и японская экономики ни сейчас, ни в перспективе не конкурируют друг с другом, не предвидится и соперничество за рынки сбыта. Невозможно прогнозировать появление сколь-либо существенных двусторонних экономических противоречий. В целом, если не ставить задачу радикального улучшения двустороннего взаимодействия и сотрудничества, то можно прийти к выводу, что российско-японские отношения находятся на «среднем уровне развития». Присутствует весь надлежащий для этого набор связей и обменов: в политической, экономической и культурных сферах и даже в области контактов по военной линии, между пограничными и правоохранительными органами двух стран. Территориальный спор, безусловно, осложняет нормальное течение «двусторонней жизни», однако стороны раз за разом приходят к обоюдному заключению, что он не должен наносить ущерб поддержаниюопределенного уровня практических контактов и имеющему обоюдный интерес сотрудничеству. В российских политических и деловых кругах имеется определенная заинтересованность в развитии отношений с Японией, однако очевидно, что отношения с Токио по своей приоритетности уступают отношениям с другими крупными государствами. Особо это заметно на восточном направлении, где доминирует ориентация на Пекин. На данный момент присутствует мнение, и оно имеет основание, что японская политическая ситуация, связанная в том числе с быстро чередующейся сменой глав правительства, остается нестабильной. В связи с этим долговременные партнеры для серьезных разговоров и достижения важных договоренностей отсутствуют.Выводы по Главе 2Важно подчеркнуть, что российско-японское сближение не является союзом, особенно против Китая. Япония может быть обеспокоена подъемом Китая и будет рассматривать постоянные мирные отношения с Россией как геополитическую гарантию. Россия лучше интегрирована с Азиатско-Тихоокеанским регионом и не полностью сосредоточена - хорошо или плохо - на своих отношениях с Пекином. Действительно, пекинские стратеги могут сделать вывод, что Москва преследует с Токио ряд целей, аналогичных тем, которые были поставлены Китаем, когда он стремился улучшить свои собственные отношения с Японией: экономические, технологические.ЗАКЛЮЧЕНИЕОтношения России (после распада Советского Союза) и Японии насчитывают два десятилетия. Однако они развиваются под сильнейшим воздействием всей истории двусторонних связей, которые начались более двух столетий тому назад, а первый российско-японский договор был подписан в 1855 году. Вместе с тем «новой» России и «старой» Японии все еще не удалось реализовать значительный потенциал взаимодействия, выйти на строительство доверительного, партнерского сотрудничества, хотя цель достижения отношений «созидательного партнерства» и провозглашена в официальных документах, подписанных на высшем уровне. Причина такого положения в том, что при понимании в целом важности двусторонних отношений для интересов каждой из стран ни Москва, ни Токио пока не определились с тем, какова стратегическая значимость для них этих отношений. Политическая и экономическая взаимозаинтересованность сторон присутствует, но уровень ее невысок, а о взаимозависимости говорить не приходится. Играют свою роль и негативные страницы истории двусторонних отношений, среди которых особо выделяется территориальная проблема. Попытки ее решения предпринимались неоднократно, однако оканчивались частичной или полной неудачей. Нередко недовольство японской стороны отсутствием прогресса в решении территориальной проблемы на японских условиях вызывало ухудшение двусторонних отношений, серьезно осложняло их атмосферу. Между тем, за исключением территориальной проблемы, между Россией и Японией нет других проблем, способных препятствовать созданию истинно партнерских отношений.Отсрочка решения проблемы при благоприятных условиях оставляет возможность того, что впоследствии обстоятельства могут стать еще более трудными. В последний раз движение к российско-японскому сближению выглядело убедительным в середине 2000-х годов, когда обе страны возглавляли сильные и популярные лидеры, Путин и премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, которые стремились повысить позиции своих стран в мировой арене и серьезно изучали варианты качественного улучшения двусторонних отношений. Эта возможность была упущена. Радикальная перестройка двусторонних связей, сопровождающаяся воспитанием в политических, экономических, научных и общественных кругах обеих стран взаимных настроений доброжелательства и доверия, будет связана с единственной спорной проблемой отношений и в конечном итоге приведет к ее взаимоприемлемому решению. На историческую перспективу между Россией и Японией не просматриваются причины возможных серьезных противоречий и, тем более, конфронтации. Напротив, последовательно наращивая двусторонние связи, повышая уровень взаимодействия, и Москва, и Токио способны укреплять свои позиции как в целом в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и в отношениях со своими главными партнерами — США и Китаем.Для реализации таких возможностей потребуется постоянная, упорная, инициативная и настойчивая работа с японской политической элитой, деловыми кругами, общественностью. Необходимо иметь четко продуманную стратегию, действовать комплексно, с учетом всех взаимосвязанных факторов. В политической сфере весьма важно наладить и регулярно поддерживать контакты и диалог не только на высшем уровне и по линии внешнеполитических ведомств, но и со всем спектром японской политической элиты.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно- правовые документыПостановление Правительства РФ № 793 от 4 августа 2015 г. «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы». URL: http://government.ru/docs/19217/(дата обращения: 19.03.2022)Постановление Правительства РФ № 990 от 23.08.2017 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы». URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201708240007.pdf/ (дата обращения: 19.03.2022)Постановление Правительства РФ № 992 от 23.08.2017 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Курилы». URL:http://static.government.ru/media/files/xNkRl6dakoAbvVQi9iBxjpxwGeKtAH0i.pdf/ (дата обращения: 19.03.2022)Заявление Государственной думы РФ «О принятии Палатой представителей Парламента Японии поправок к «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий» от 24 июня 2009 г. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/218362-5/ (дата обращения: 19.03.2022)Программа российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, 5 сентября 2000 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/600264/ (дата обращения: 19.03.2022)Российско-Японский план действий, Москва, 10 января 2003 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/536634/ (дата обращения: 19.03.2022)Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства от 29 апреля 2013 г. // Президент РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/1446/ (датаобращения: 19.03.2022)Книги, монографии, периодическиеизданияВылегжанин А.Н. Понятие «международно-правовая политика государства» [Текст] / А.Н. Вылегжанин, И.П. Дудыкина // Московский журнал международного права. - 2016. - № 4. -С. 21 - 37.Вылегжанин А.Н., Малеев Ю.Н. Территория (общие международно-правовые вопросы) / Международное право. В 2-х т. - Т.1 // под ред. А.Н. Вылегжанина. - М.: Юрайт, 2016. - C.1OO - 107.Вылегжанин А.Н., Неверова Е.В. Российско-японские договоренности о морских районах, примыкающих к южно-курильским островам // Московский журнал международного права. -2016. -№2 . - С. 35-57.Гаврилов В.В. Южные Курильские острова: проблемы и перспективы определения правового статуса [Текст] // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. -2015. - № 2 (35). - С. 75 – 85.Дайрабаев В.У. Международно-правовой статус Курильских островов в историческом аспекте [Текст] / В.У. Дайрабаев, Д.В. Лохманов // Современный юрист. - 2014. -№ 1(6). -С. 66 - 81.Ильинская О.И. Правовые основы территориального размежевания между Россией и Японией [Текст] // Журнал российского права. - 2016. - № 5. - С. 129 - 141.Неверова Е.В. Курс на совместное освоение южно-курильских островов: международно-правовой комментарий // Право и управление. XXI век. - 2017. - №3(44). - С. 48-57.Неверова Е.В. Основания изменения нрав на государственную территорию (по материалам зарубежной международно-правовой литературы) // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №1(104). - С. 30-36.Электронные ресурсыЛузянин С. О принадлежности Курильских островов [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/news/experts/document181669.phtml /(дата обращения: 19.03.2022)Ялтинское соглашение цитируется по Сборнику документов, C. 117. - URL: http://avalon.law.yale.edu/wwii/yalta.asp/(дата обращения: 19.03.2022)Abe Administration Is Considering Two Islands Solution, Return of Four Islands Deemed ‘Unrealistic’, Kyodo Tsushin, January 21, 2019. https:// this.kiji.is/459764773200102497 / (датаобращения: 19.03.2022)Dmitry Trenin, “The Kuril Social Contract”, Carnegie Moscow Center, January 23, 2019. URL: https://carnegie.ru/commentary/78191/ (датаобращения: 19.03.2022)Draw a Line under the Diplomacy of Post-War Period’ Prime Minister Abe’s Yearly Address, Mainichi Shimbun, January 1, 2019. URL: https://mainichi.jp/articles/20190101/k00/00m/010/003000c/ (дата обращения: 19.03.2022)Ivan Timofeev, “Russia-Japan Dialogue: The Sanctions Factor”, Valdai Discussion Club, January 21, 2019. URL: http://valdaiclub.com/a/highlights/ russia-japan-dialogue-the-sanctions-factor/ (датаобращения: 19.03.2022)James D.J. Brown, “Japan’s Russia Policy: Looking Back on 2016 and Ahead to 2017”, The ASAN Forum, February 10, 2017. URL: http://www. theasanforum.org/japans-russia-policy-looking-back-on-2016-andahead-to-2017/ (датаобращения: 19.03.2022)No plan to deploy US troops to Northern Territories if returned by Russia: US commander”, Mainichi Shimbun, January 9, 2019. URL: https://mainichi.jp/english/articles/20190109/p2a/00m/0na/031000c / (датаобращения: 19.03.2022)Made No Use of ‘Illegal Occupation” to Refer to Northern Territories, Kyodo Tsushin, February 2, 2019. URL: https://this.kiji.is/466082147057353825 / (датаобращения: 19.03.2022)Need to Delimitate Border by Signing a Peace Treaty. Prime Minister Says He is ‘Not Retreating” in the Russia-Japan Talks, Nihon KeizaiShimbun, February 2, 2019. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO4 1169490S9A210C1PP8000/ (дата обращения: 19.03.2022) Press Statement after the Negotiations with Japan’s Prime Minister Shinzo Abe, President of Russia, January 22, 2019. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/59714 / (датаобращения: 19.03.2022)The Future of Russian-Japanese Relations in Light of the Crisis in the Kuril Islands. - URL:https://www.redalyc.org/journal/279/27963086029/html/ (датаобращения: 19.03.2022)The Kremlin Is Not Considering Transferring the Kuril Islands, RBC, March 12, 2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2019/ 5c814bf09a794742db3b8802 / (датаобращения: 19.03.2022)

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно- правовые документы
1. Постановление Правительства РФ № 793 от 4 августа 2015 г. «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы». URL: http://government.ru/docs/19217/ (дата обращения: 19.03.2022)
2. Постановление Правительства РФ № 990 от 23.08.2017 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы». URL: http://static.government.ru/media/acts/files/0001201708240007.pdf/ (дата обращения: 19.03.2022)
3. Постановление Правительства РФ № 992 от 23.08.2017 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Курилы». URL:http://static.government.ru/media/files/xNkRl6dakoAbvVQi9iBxjpxwGeKtAH0i.pdf/ (дата обращения: 19.03.2022)
4. Заявление Государственной думы РФ «О принятии Палатой представителей Парламента Японии поправок к «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы северных территорий» от 24 июня 2009 г. URL: http://sozd.parlament.gov.ru/bill/218362-5/ (дата обращения: 19.03.2022)
5. Программа российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, 5 сентября 2000 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL:http://www.mid.ru/ru/maps/jp/-/asset_publisher/zMUsqsVU9NDU/content/id/600264/ (дата обращения: 19.03.2022)
6. Российско-Японский план действий, Москва, 10 января 2003 г. // Министерство иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/536634/ (дата обращения: 19.03.2022)
7. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о развитии российско-японского партнерства от 29 апреля 2013 г. // Президент РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/1446/ (дата обращения: 19.03.2022)

Книги, монографии, периодическиеиздания

8. Вылегжанин А.Н. Понятие «международно-правовая политика государства» [Текст] / А.Н. Вылегжанин, И.П. Дудыкина // Московский журнал международного права. - 2016. - № 4. -С. 21 - 37.
9. Вылегжанин А.Н., Малеев Ю.Н. Территория (общие международно-правовые вопросы) / Международное право. В 2-х т. - Т.1 // под ред. А.Н. Вылегжанина. - М.: Юрайт, 2016. - C.1OO - 107.
10. Вылегжанин А.Н., Неверова Е.В. Российско-японские договоренности о морских районах, примыкающих к южно-курильским островам // Московский журнал международного права. -2016. -№2 . - С. 35-57.
11. Гаврилов В.В. Южные Курильские острова: проблемы и перспективы определения правового статуса [Текст] // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. -2015. - № 2 (35). - С. 75 – 85.
12. Дайрабаев В.У. Международно-правовой статус Курильских островов в историческом аспекте [Текст] / В.У. Дайрабаев, Д.В. Лохманов // Современный юрист. - 2014. -№ 1(6). -С. 66 - 81.
13. Ильинская О.И. Правовые основы территориального размежевания между Россией и Японией [Текст] // Журнал российского права. - 2016. - № 5. - С. 129 - 141.
14. Неверова Е.В. Курс на совместное освоение южно-курильских островов: международно-правовой комментарий // Право и управление. XXI век. - 2017. - №3(44). - С. 48-57.
15. Неверова Е.В. Основания изменения нрав на государственную территорию (по материалам зарубежной международно-правовой литературы) // Евразийский юридический журнал. - 2017. - №1(104). - С. 30-36.


Электронные ресурсы

16. Лузянин С. О принадлежности Курильских островов [Электронный ресурс]. URL: http://mgimo.ru/news/experts/document181669.phtml /(дата обращения: 19.03.2022)
17. Ялтинское соглашение цитируется по Сборнику документов, C. 117. - URL: http://avalon.law.yale.edu/wwii/yalta.asp/(дата обращения: 19.03.2022)
18. Abe Administration Is Considering Two Islands Solution, Return of Four Islands Deemed ‘Unrealistic’, Kyodo Tsushin, January 21, 2019. https:// this.kiji.is/459764773200102497 / (дата обращения: 19.03.2022)
19. Dmitry Trenin, “The Kuril Social Contract”, Carnegie Moscow Center, January 23, 2019. URL: https://carnegie.ru/commentary/78191/ (дата обращения: 19.03.2022)
20. Draw a Line under the Diplomacy of Post-War Period’ Prime Minister Abe’s Yearly Address, Mainichi Shimbun, January 1, 2019. URL: https://mainichi.jp/articles/20190101/k00/00m/010/003000c/ (дата обращения: 19.03.2022)
21. Ivan Timofeev, “Russia-Japan Dialogue: The Sanctions Factor”, Valdai Discussion Club, January 21, 2019. URL: http://valdaiclub.com/a/highlights/ russia-japan-dialogue-the-sanctions-factor/ (дата обращения: 19.03.2022)
22. James D.J. Brown, “Japan’s Russia Policy: Looking Back on 2016 and Ahead to 2017”, The ASAN Forum, February 10, 2017. URL: http://www. theasanforum.org/japans-russia-policy-looking-back-on-2016-andahead-to-2017/ (дата обращения: 19.03.2022)
23. No plan to deploy US troops to Northern Territories if returned by Russia: US commander”, Mainichi Shimbun, January 9, 2019. URL: https://mainichi.jp/english/articles/20190109/p2a/00m/0na/031000c / (дата обращения: 19.03.2022)
24. Made No Use of ‘Illegal Occupation” to Refer to Northern Territories, Kyodo Tsushin, February 2, 2019. URL: https://this.kiji.is/466082147057353825 / (дата обращения: 19.03.2022)
25. Need to Delimitate Border by Signing a Peace Treaty. Prime Minister Says He is ‘Not Retreating” in the Russia-Japan Talks, Nihon KeizaiShimbun, February 2, 2019. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXMZO4 1169490S9A210C1PP8000/ (дата обращения: 19.03.2022)
26. Press Statement after the Negotiations with Japan’s Prime Minister Shinzo Abe, President of Russia, January 22, 2019. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/59714 / (дата обращения: 19.03.2022)
27. The Future of Russian-Japanese Relations in Light of the Crisis in the Kuril Islands. - URL:https://www.redalyc.org/journal/279/27963086029/html/ (дата обращения: 19.03.2022)
28. The Kremlin Is Not Considering Transferring the Kuril Islands, RBC, March 12, 2019. URL: https://www.rbc.ru/politics/12/03/2019/ 5c814bf09a794742db3b8802 / (дата обращения: 19.03.2022)

Вопрос-ответ:

В чем состоит территориальный конфликт между Россией и Японией по поводу Курильских островов?

Территориальный конфликт между Россией и Японией по поводу Курильских островов заключается в противоречивых требованиях обеих сторон относительно принадлежности этих островов. Россия утверждает, что острова стали ее частью после Второй мировой войны, в соответствии с заключенными международными договорами. Япония же не признает эти договоры и утверждает, что острова принадлежат ей на основании исторических и географических аргументов.

Какая важность имеют Курильские острова и какие исторические факторы влияют на кризис между Россией и Японией?

Курильские острова имеют важное стратегическое и экономическое значение для России и Японии. Они обладают богатыми рыбными запасами, месторождениями полезных ископаемых и потенциальными источниками энергии. Исторически, спор между Россией и Японией по поводу Курильских островов связан с резким изменением границ между двумя странами после Второй мировой войны и несогласием по поводу заключенных тогда договоров.

Какое влияние на будущее кризиса между Россией и Японией оказывает сотрудничество между двумя странами?

Сотрудничество между Россией и Японией может сыграть положительную роль в разрешении территориального конфликта по поводу Курильских островов. Обе страны осознают необходимость экономического и политического сотрудничества и уже имеют некоторые соглашения в этой области. В случае успешного развития сотрудничества между Россией и Японией, вероятность разрешения территориального конфликта может увеличиться.

Какой исторический аспект влияния войн и споров из-за Курильских островов на российско-японские отношения?

Исторический аспект влияния войн и споров из-за Курильских островов на российско-японские отношения заключается в том, что эти споры остаточно отражаются на текущих отношениях между двумя странами. Войны и споры из-за Курильских островов вызывали недоверие и напряжение, что сказывается на развитии дипломатических отношений и экономического сотрудничества между Россией и Японией.

Какова важность Курильских островов и историческое измерение кризиса?

Курильские острова имеют важность как стратегический и экономический объект. Они богаты рыбными ресурсами и имеют стратегическое положение, контролируя доступ к Тихому океану. Кризис вокруг Курильских островов имеет историческое измерение, связанное с конфликтами, проводимыми за право владения и контроля над этими территориями.

Какие факторы влияют на природу российско-японских отношений?

Российско-японские отношения зависят от таких факторов, как историческое наследие и идеологические различия, повышенное военное присутствие, экономические интересы и территориальные споры. Эти факторы оказывают влияние на взаимное восприятие и взаимодействие между Россией и Японией.

Каково влияние сотрудничества двух стран на будущее кризиса вокруг Курильских островов?

Сотрудничество между Россией и Японией может способствовать разрешению кризиса вокруг Курильских островов. Взаимные экономические интересы и сотрудничество в различных областях могут создать условия для диалога и компромиссов. Однако, политические и исторические препятствия могут затруднять этот процесс и продолжать влиять на будущее кризиса.

Каким образом исторические войны и споры за Курильские острова влияют на отношения между Россией и Японией?

Исторические войны и споры за Курильские острова оказывают существенное влияние на отношения между Россией и Японией. Эти территориальные противоречия глубоко укоренены в истории и культуре обеих стран, вызывая националистические настроения и влияя на внутреннюю политику. Они становятся препятствием для развития полноценных и стратегических отношений между Россией и Японией, особенно в сфере экономического сотрудничества и взаимных инвестиций. Этот конфликт также влияет и на геополитическую ситуацию в регионе, создавая некоторую нестабильность и напряженность в отношениях между Россией и Японией.

Какая важность имеют Курильские острова и какую роль они играют в историческом измерении кризиса между Россией и Японией?

Курильские острова имеют важное стратегическое значение для обеих сторон конфликта. Они рассматриваются как территория с богатыми природными ресурсами, включая рыбные запасы, нефть и газ, а также важные морские пути. Эти острова также имеют историческое значение для обеих стран, в особенности для Японии, которая считает их своей частью и великим потерянным достоянием после Второй мировой войны. Роль Курильских островов в историческом измерении кризиса заключается в том, что они стали символом национальной гордости и суверенитета для обеих стран, а также вызывают эмоциональные и националистические настроения среди населения.

Какой исторический аспект влияния войн и споров из-за курильских островов на российско-японские отношения?

Исторические конфликты вокруг курильских островов оказали значительное влияние на взаимоотношения между Россией и Японией. Они стали причиной множества дипломатических напряжений, противостояний и неурегулированных споров между двумя странами. Споры о суверенитете островов вызывали разногласия и препятствовали развитию долгосрочных стратегических партнерств и сотрудничества между Россией и Японией.

Какие факторы влияют на российско-японские отношения и споры из-за курильских островов?

Российско-японские отношения и споры из-за курильских островов в значительной степени зависят от множества факторов. Некоторые из них включают исторические и территориальные претензии обеих стран, геополитическое положение, экономические интересы, международное влияние и позицию других государств. Кроме того, на разрешение спора влияют взаимное доверие, политическая воля и обмен уступками со стороны России и Японии.