Неравенство доходов и социальная справедливость

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 34 34 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 19.04.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ 5
1.1 Сущность, содержание и виды доходов населения 5
1.2 Методы измерения неравенства в распределении доходов 8
1.3 Зарубежный опыт выравнивания доходов населения 12

2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ В РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1 Анализ динамики доходов населения России 16
2.2 Особенности дифференциации доходов населения России и проблема бедности 22
2.3 Политика государства в области выравнивания доходов населения и социальной справедливости 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Фрагмент для ознакомления

В связи с миграцией рабочей силы и вызванным этим повышенным желанием развивать профессиональные навыки из-за острой конкуренции среди специалистов существуют различия в оплате труда в разных регионах страны, которые часто связаны с различиями в интеллектуальных и физических способностях населения, уровне образования, профессиональном обучении персонала и т.д.Различия в факторах производства в регионе, демографические характеристики домохозяйств и условия климатического характера проживания также могут объяснить экономическое развитие региона. Другими словами, население страны оказывается проживающим в разных и даже соседних регионах, иногда в очень разных условиях. Отсюда, отчасти, и дифференциация заработной платы.Однако миграция не всегда более благоприятна для национального распределения трудовых ресурсов и, следовательно, для населения страны в целом. В частности, в 1990-х годах Дальний Восток России стремительно терял население. Так, Чукотский автономный округ в это время потерял около 50 % своего населения. Такая тенденция создает геополитическую опасность депопуляции в восточных регионах страны.Таким образом, важно наблюдать и анализировать тенденцию региональной дифференциации по уровню доходов населения и изучать влияние конкретных макроэкономических процессов на ситуацию с региональными различиями по такому важному социально-экономическому показателю, как уровень неравенства в распределении доходов.2.3Политика государства в области выравнивания доходов населения и социальной справедливостиВ настоящее время проблему неравенства в распределении доходов и бедности можно назвать как одной из главных социальных проблем России. В первую очередь, такое количество бедных существенно снижает уровень социального развития страны, обрекая значительную часть населения - более 20 миллионов человек - на тяжелые условия жизни. В связи с тем, что многие из этих семей имеют детей, такая ситуация многократно увеличивает будущие трудности в плане здоровья, полноценного образования и воспитания подрастающего поколения.Большое количество семей с низкими доходами снижает платежеспособный спрос и тем самым замедляет темпы социально-экономического развития нашей страны. Кроме того, социальное неравенство вызывает серьезные противоречия в обществе.Уровень социального неравенства в России является избыточным не только из-за недостаточности мер по сокращению бедности и наличия значительной части населения с душевыми доходами в 4-5 раз ниже средних значений. Есть и другая сторона - наличие непомерных ресурсов у богатых и сверхбогатых семей: 20% богатых семей концентрируют около 50% всех доходов, 10% сверхбогатых - 30,6%.При формировании комплексного плана социально-экономического развития страны до 2025 года приоритетной должна стать задача преодоления бедности и снижения социального неравенства. В данном вопросе важно проанализировать и использовать для высокоэффективной работы опыт стран, сокративших бедность до минимума и добившихся приемлемого уровня социального неравенства.Согласно указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации», уровень бедности должен снизиться до 6,6% к 2024 году.В целях достижения намеченных индикаторов необходимы новые подходы не только к измерению, но и к устранению причин бедности [1].Для этого в стране разработан следующий комплекс мер, включающий механизмы снижения бедности в Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе [2]. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации снижение уровня бедности и дифференциации доходов населения отнесено к основным приоритетам социальной политики, включая:преодоление проблемы бедности пенсионеров; снижение уровня абсолютной бедности и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса; снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных);доведение адресности выплаты социальных пособий, привязанных к уровню доходов населения (объем средств, поступающий реально нуждающимся семьям).В рамках разработанной концепции ключевыми мерами государственной политики по снижению социально-экономического неравенства среди населения страны стали следующие: значительное сокращение размера нестабильной занятости. Это приводит к значительному увеличению уровня заработной платы и страховых взносов в фонд обязательного страхования;улучшить качество профессионального образования на всех уровнях и его востребованность в экономике страны. Это имеет многовекторные положительные последствия для снижения экономического неравенства, бедности и человеческого развития;создание социального лифта, включая развитие регулируемой конкуренции через отмену монополий в политической и экономической сферах жизни, государственную поддержку значительного расширения МСП в Российской Федерации и их обучение;за счет социально ориентированного выравнивания бюджетной обеспеченности регионов возможно повышение доступности для населения бесплатных социальных услуг сопоставимого качества (выравнивающие трансферты должны стать основным каналом финансовой поддержки региона, а доля его долевого трансферта из бюджета в бюджет в общем объеме должна возрасти до 70%);содействуя территориальной мобильности населения (особенно молодежи и семей с детьми), повысить возможность доступа к наиболее перспективным рынкам труда и получения качественных общественных услуг;ввести дифференцированный налог на частную недвижимость как способ снижения неравенства богатства;ввести налог на прирост личного капитала (сбережений);создание системы высоко- и среднеоплачиваемой занятости должно быть одной из основных задач национальной инвестиционной политики и учитываться при принятии решений о реализации крупных инвестиционных программ, налоговых льгот и т.д.;введение прогрессивного подоходного налога с населения.Этот налог необходимо взимать с домохозяйств по месту жительства, а не с физических лиц на рабочем месте. Прогрессивную шкалу этого налога рекомендуется соотносить с соответствием денежных доходов домохозяйств и системы потребительских бюджетов различных уровней материального благосостояния.;преодолеть неравенство в доступности основных продуктов питания (обеспечить индивидуальную продовольственную безопасность). Естественные меры включают увеличение адресной социальной помощи, введение продовольственных талонов для бедных и создание местных сетей социальных продуктовых магазинов. Однако, учитывая масштаб проблемы, ее решение при нынешних ценах на продовольствие чисто финансовыми средствами (прямое бюджетное финансирование этих мер) представляется невозможным. Таким образом, возникает вопрос о принятии мер, направленных на программы по развитию самозанятости в этой сфере в широких слоях сельского и пригородного населения, что приведет к насыщению «рынка социального питания» продуктами первой необходимости. Они радикально ниже текущих розничных цен;преодоление неравенства в вопросе обеспечения минимальных стандартов жилой площади. Доходы абсолютного большинства людей, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий, не позволяют им решить свои проблемы рыночными методами (покупка жилья, ипотека и т.д.). Более того, расширить приобретение жилья для льготников за счет бюджетных средств по существующим рыночным ценам не представляется возможным, так как потребности не удовлетворяются. Таким образом, следуя мировому опыту, обеспечение достойных условий проживания для всех нуждающихся возможно только через создание фондов социального жилья, массовое строительство социальных квартир по общедоступным ценам аренды и формирование целевых программ. Государственный порядок в регионе, сопровождаемый усилением антимонопольных мер по предотвращению взвинчивания цен путем создания монополий.Наиболее важной работой по вопросам бедности на данном этапе является оценка влияния региональных мер социальной поддержки населения на снижение бедности и определение наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, помогающих семьям выйти из бедности. Как можно скорее. На основе существующих инструментов социальной поддержки и развития социальных программ, направленных в первую очередь на помощь малообеспеченным семьям, активно изучается возможность перераспределения ресурсов в пользу малообеспеченных граждан [2].Основным инструментом снижения бедности является развитие системы государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Система социальных контрактов является наиболее эффективным механизмом преодоления бедности, поскольку она стимулирует граждан к активным действиям по улучшению своего материального положения [2].В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 года говорится, что повышение реальных доходов населения будет обеспечиваться прежде всего за счет устойчивого и динамичного экономического развития страны, стабильного экономического роста при низкой инфляции. уровень и связанное с этим увеличение трудовых доходов граждан [1].Таким образом, можно отметить, насколько активно государство борется с проблемой бедности в различных категориях населения и с учетом особенностей каждой категории. На современном этапе формируются и совершенствуются различные меры государственной поддержки малоимущих, причем эти меры не только в денежной форме. Как показывает практика, меры государственной поддержки, представленные в денежной форме, такие как социальные выплаты, не всегда могут быть эффективными, поэтому методы государственного регулирования, которые так обильно использовались в прошлом, уже давно стали неактуальными и неэффективными, поэтому государство должно учитывать проблему бедности и способы ее снижения, причины и структуру бедности, провести многомерный анализ и разработать новые подходы к решению проблемы, выявив основные движущие силы семейной бедности. К ним относятся уровень дохода, состояние здоровья, уровень образования, занятость, безработица и участие в программах социальной поддержки. Другой ключевой задачей государства является определение продолжительности времени, в течение которого семьи остаются в бедности. Это может быть постоянным или периодическим в силу необычных обстоятельств. Результаты изучения этих факторов помогают разработать более эффективную социальную политику для борьбы с этим явлением. Наконец, улучшение социальной политики приведет к минимизации бедных, что окажет значительное положительное влияние на экономику страны.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Рассмотрены сущность, содержание и виды доходов населения. Изучены методы измерения неравенства в распределении доходов. Проанализирован зарубежный опыт выравнивания доходов населения. Проведен анализ динамики доходов населения России. Выявлены особенности дифференциации доходов населения России и проблемы бедности. Охарактеризована политика государства в области выравнивания доходов населения и социальной справедливости.Таким образом, значение доходов населения заключается в поддержании физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека на определенном уровне удовлетворения его потребностей. Также доходы выполняют стимулирующую роль по отношению к экономике, формируя платежеспособный спрос (макроэкономическое значение).Измерение доходов населения необходимо для оценки влияния как универсальных, так и целевых действий (таких как социальное обеспечение, налогообложение и другие виды фискальной политики) на различные социально-экономические группы. Существуют различные методы измерения неравенства в распределении доходов.В рамках курсовой работы был изучен опыт ЕС в борьбе с неравенством в распределении доходов населения. Причем решение проблем преодоления бедности и уменьшения неравенства, повышения уровня жизни и обеспечения доступа к базовым услугам для всех слоев населения, развитие социальной инфраструктуры и расширение возможностей для самореализации в безопасной среде являются первоочередными задачами всего мирового сообщества. Основным элементом дохода населения России является оплата труда. Однако в последнее время растет доля скрытой заработной платы в структуре дохода. Кроме того, была отмечена высокий уровень неравенства в распределении доходов в России, в том числе и по территориальному признаку в пределах страны среды федеральных округов.На современном этапе формируются и совершенствуются различные меры государственной поддержки малоимущих, причем эти меры не только в денежной форме. Как показывает практика, меры государственной поддержки, представленные в денежной форме, такие как социальные выплаты, не всегда могут быть эффективными, поэтому методы государственного регулирования, которые так обильно использовались в прошлом, уже давно стали неактуальными и неэффективными, поэтому государство должно учитывать проблему бедности и способы ее снижения, причины и структуру бедности, провести многомерный анализ и разработать новые подходы к решению проблемы, выявив основные движущие силы семейной бедности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВУказ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2018, N 12, ст. 4089.Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.Аганбегян, А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2017. - № 9. – С. 66-85.Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под ред. H. A. Восколович. – М.: Юнити, 2017. – 367 с.Кекки, Д. Экономика образования: человеческий капитал, семья и неравенство: учебник / Д. Кекки ; пер. с англ. под науч. ред. Н. А. Ранневой ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дело, 2021. – 288 с. Кормишкин Е.Д., Горин В.А. Воздействие неравенства на экономический рост: теоретические и эмпирические подходы // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 5 (47). - С. 46–51.Литвинов, В.А. Уровень и модель кривой распределения доходов // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - №1. - С. 440–443.Налоговая политика: теория и практика: учебник / И. А. Майбуров, М. Д. Абрамов, Г. А. Агарков [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 519 с.Тютюрюков, Н. Н. Теория налогов: учебник / Н. Н. Тютюрюков, В. Н. Тютюрюков. – М.: Прометей, 2020. – 169 с. Экономика: учебник / М. А. Лукашенко, А. Р. Алавердов, Д. В. Безнощенко [и др.]. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Университет Синергия, 2020. – Часть 2. – 389 с. Экономическая теория: микроэкономика - 1, 2. Мезоэкономика : учебник / Г. П. Журавлева, В. В. Громыко, М. И. Забелина [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Журавлевой ; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. – 10-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2021. – 934 с.Региональная политика Европейского Союза: учебник. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/78039537.pdf (дата обращения: 18.03.2022).Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.03.2022).Цели устойчивого развития до 2030. – URL: http://www.un.org.ua/ua/tsili-rozvytku-tysiacholittia/tsili-staloho-rozvytku (дата обращения: 16.03.2022).Europe 2020. А strategy for smart sustainable and inclusive growth. – URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm (датаобращения: 15.03.2022).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 12.05.2018, N 12, ст. 4089.
2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
3. Аганбегян, А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в России // Всероссийский экономический журнал ЭКО. – 2017. - № 9. – С. 66-85.
4. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором: учебник / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под ред. H. A. Восколович. – М.: Юнити, 2017. – 367 с.
5. Кекки, Д. Экономика образования: человеческий капитал, семья и неравенство: учебник / Д. Кекки ; пер. с англ. под науч. ред. Н. А. Ранневой ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М.: Дело, 2021. – 288 с.
6. Кормишкин Е.Д., Горин В.А. Воздействие неравенства на экономический рост: теоретические и эмпирические подходы // Инновационное развитие экономики. - 2018. - № 5 (47). - С. 46–51.
7. Литвинов, В.А. Уровень и модель кривой распределения доходов // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - №1. - С. 440–443.
8. Налоговая политика: теория и практика: учебник / И. А. Майбуров, М. Д. Абрамов, Г. А. Агарков [и др.] ; под ред. И. А. Майбурова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 519 с.
9. Тютюрюков, Н. Н. Теория налогов: учебник / Н. Н. Тютюрюков, В. Н. Тютюрюков. – М.: Прометей, 2020. – 169 с.
10. Экономика: учебник / М. А. Лукашенко, А. Р. Алавердов, Д. В. Безнощенко [и др.]. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Университет Синергия, 2020. – Часть 2. – 389 с.
11. Экономическая теория: микроэкономика - 1, 2. Мезоэкономика : учебник / Г. П. Журавлева, В. В. Громыко, М. И. Забелина [и др.] ; под общ. ред. Г. П. Журавлевой ; Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова. – 10-е изд., стер. – М.: Дашков и К°, 2021. – 934 с.
12. Региональная политика Европейского Союза: учебник. – URL: https://core.ac.uk/download/pdf/78039537.pdf (дата обращения: 18.03.2022).
13. Федеральная служба государственной статистики. – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 19.03.2022).
14. Цели устойчивого развития до 2030. – URL: http://www.un.org.ua/ua/tsili-rozvytku-tysiacholittia/tsili-staloho-rozvytku (дата обращения: 16.03.2022).
15. Europe 2020. А strategy for smart sustainable and inclusive growth. – URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm (дата обращения: 15.03.2022).



Вопрос-ответ:

Как определяется неравенство доходов и социальная справедливость?

Неравенство доходов - это различие в распределении доходов между разными группами населения. Социальная справедливость - это концепт, основанный на идеи обеспечения равных возможностей и справедливого распределения ресурсов в обществе.

Какие существуют методы измерения неравенства в распределении доходов?

Существует несколько методов измерения неравенства доходов, такие как коэффициент Джини, индекс Теодора Гейта и коэффициент Лоренца. Они позволяют оценить степень различия в доходах между разными слоями населения.

Каковы особенности дифференциации доходов населения в России?

Один из основных факторов дифференциации доходов в России - наличие большой разницы между доходами городского и сельского населения. Также существует высокая концентрация доходов у определенных групп населения, что приводит к увеличению неравенства и снижению социальной справедливости.

Какая информация содержится в статье о неравенстве доходов и социальной справедливости?

В статье рассматривается сущность, содержание и виды доходов населения, методы измерения неравенства в распределении доходов, а также зарубежный опыт выравнивания доходов. Также проводится анализ динамики доходов населения России и особенностей дифференциации доходов в современных условиях.

Какой зарубежный опыт существует в области выравнивания доходов населения?

В разных странах применяются различные механизмы для выравнивания доходов населения. Например, в некоторых странах существует система прогрессивной налоговой шкалы, которая предусматривает более высокие налоговые ставки для лиц с более высоким доходом. Также в странах с развитой социальной политикой проводятся программы государственной помощи для малоимущих слоев населения.

Что такое неравенство доходов?

Неравенство доходов означает различия между доходами разных групп населения. Это может быть различие в доходах между богатыми и бедными, между разными регионами или между разными социальными группами.

Как измеряется неравенство в распределении доходов?

Неравенство в распределении доходов можно измерить с помощью различных методов. Один из наиболее распространенных методов - это коэффициент Джини, который позволяет измерить степень неравенства на основе доходов населения.

Какие методы выравнивания доходов населения существуют за рубежом?

За рубежом существует несколько методов выравнивания доходов населения. Один из них - это налоговая политика, которая позволяет уменьшить различия в доходах путем введения прогрессивной шкалы налогообложения. Также используются системы социальных пособий и программы поддержки бедных слоев населения.

В чем особенности дифференциации доходов населения в России?

Особенности дифференциации доходов населения в России включают высокие уровни неравенства, существенные различия в доходах между богатыми и бедными, а также между городским и сельским населением. Также можно отметить неравенство в доступе к образованию и здравоохранению, которое влияет на социальную справедливость в стране.

Какие тенденции можно отметить в динамике доходов населения России?

В динамике доходов населения России можно отметить некоторые тенденции. Например, в период 2000-х годов наблюдалось увеличение доходов населения, однако после 2014 года доходы начали снижаться. Также можно отметить, что различия в доходах между разными регионами страны сохраняются и даже усиливаются.

Какова сущность и содержание доходов населения?

Доходы населения включают все виды доходов, которые получает домашнее хозяйство, включая зарплату, пенсии, проценты по депозитам, доходы от аренды, дивиденды и другие. Существуют различные виды доходов, отражающие разнообразные источники дохода у населения.