Виды эколого-краеведческой работы на особо охраняемых природных территориях
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 54 + 54 источника
- Добавлена 03.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Эколого-краеведческая работа как одна из форм образования и воспитания школьников 6
Глава II. Образовательный потенциал особо охраняемых природных территорий и его реализация в школе 15
2.1. Виды особо охраняемых природных территорий и их роль в экологическом просвещении и воспитании 15
2.2. Основные формы эколого-краеведческих работ на особо охраняемых природных территориях 28
Глава III. Обзор передового педагогического опыта по организации эколого-краеведческой работы на особо охраняемых природных территориях (на примере Печоро-Илычского заповедника и национального парка Югыд-Ва) 38
Заключение 44
Список литературы 46
Как следствие, в рамках ООПТ удается сохранять уникальные природные объекты, которые обладают колоссальным образовательным, воспитательным потенциалом. Образовательный потенциал ООПТкрайне высок, он состоит в том, что в ООПТ сконцентрированы эталонные участки природной среды, в них трудятся научные сотрудники с высокой степенью квалификации, они расположены таким образом, что в любом регионе страны есть подходящий объект для образовательной деятельности. Кроме того, ООПТ поддерживают активное сотрудничество с образовательными организациями, развивают собственную сеть музеев, визит-центров, экологических маршрутов и т.д. В рамках ООПТ дети расширяют свои знания, представления о природе родного края, у них формируется ответственное отношение к живой природе, они вовлекаются в практическую, научно-исследовательскую деятельность. В эколого-просветительской работе в рамках ООПТ применяются многочисленные приемы, методы.Опыт эколого-краеведческой деятельности на примере Печоро-Илычского заповедника и национального парка Югыд-Ва показывает, что ООПТ – это один из вариантов эколого-краеведческой работы, который позволяет осветить большой спектр экологических проблем, на примере показать различия между естественной и измененной человеком средой. Работа с детьми при этом позволяет формировать экологическую культуру нации в целом и должна вестись повсеместно и на регулярной основе, быть достаточно обширной, чтобы охватывать не только регион размещения ООПТ, но и другие регионы страны.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.cntd.ru/document/9010833# (дата обращения: 19.03.2022).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 17.03.2022).
3. Распоряжение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №22.12.2020 года №37-о «Об утверждении Методических рекомендаций по организации эколого-просветительской деятельности федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400858/ (дата обращения: 19.03.2022).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 года №2322-р «Об утверждении Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 3030 года и план мероприятий по реализации Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 год» [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/902322381 (дата обращения: 19.03.2022).
Литература на русском языке
5. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческий подход к реализации образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе / Т.А. Бабакова // Непрерывное образование: XXI век, 2018. – № 2 (22). – С. 34-44.
6. Гебекова А.Н. Вопросы экологического краеведения в дошкольном и школьном образовании / А.Н. Гебекова, Х.Л. Ханмагомедов // Обучение и воспитание: методика и практика, 2016. – № 27. – С. 46-53.
7. Горькавый В.И. Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на основе экспозиции «Музей природы» государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника / В.И. Горькавый // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2014. – № 35-1. – С. 100-104.
8. Дмитриева А.а. Формирование экологической культуры населения через призму работы натуралистических кружков на базе особо охраняемых природных территорий города Москвы / А.А. Дмтриева, Н.Н. Соколова // Наука и перспективы, 2018. – № 3. – С. 16-20.
9. Ежегодник Состояние загрязнения пестицидами объектов природной среды Российской Федерации в 2017 году. – Обнинск: ФГБУ «НПО «Тайфун», 2018. – 89 с.
10. Емельянова Э.Л. Экологическое образование в сотрудничестве с музеями и заповедниками / Э.Л. Емельянова // Соверменное дошкольное образование. Теория и практика, 2010. – № 2. – С. 28-31.
11. Жданова Л.Л. Экспедиции для школьников на ООПТ как одна из эффективных форм экологического просвещения на примере НП «Угра» / Л.Л. Жданова // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2009. – Т. 18. – № 4. – С. 247-255.
12. Захаров, А.В. Экологическое образование и экологическое воспитание в контексте преодоления современных глобальных экологических вызовов человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского государственного университета, 2011. – №9. – С. 335-339
13. Зверева Е.Н. Эколого-просветительская деятельность заповедников Российской Федерации и Пермской области / Е.Н. Зверева // Географический вестник, 2006. – № 1. – С. 131-140.
14. Качество поверхностных вод Российской Федерации. Ежегодник, 2017. – Ростов-на-Дону, 2018. – 555 с.
15. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
16. Краснова Е.В. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество / Е.В. Краснова, Т.И. Эпова, В.П. Щукин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2012. – №2. – С. 65-68.
17. Краснопевцева В.М. Эколого-просветительская деятельность в Байкальском заповеднике / В.М. Краснопевцева, А.С. Краснопевцвева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2011. – Т. 13. – № 1-6. – С. 1554-1558.
18. Кудирова, Г.Э. Экологическое образование – один из факторов устойчивого развития региона / Г.Э. Кудинова, А.Г. Розенберг, Н.В. Костина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 60-63.
19. Макшеева, А.И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию / А.И. Макшеева // Вестник Мининского университета, 2013. – С. 13.
20. Маркова, М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления / М.Н. Маркова // Вестник Приволжского института управления, 2011. – №2. – С. 199-203.
21. Мех Н.В. Использование образовательного потенциала особо охраняемых природных территорий при формировании экологической культуры школьников / Н.В. Мех // Человек и образование, 2010. – № 3. – С. 56-60.
22. Мех Н.В. Особо охраняемые природные территории, как ресурс экологического образования / Н.В. Мех // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2009. – Т. 18. – № 2. – С. 221-227.
23. Носкова О.Л. Экологическое краеведение как составляющая экологического образования / О.Л. Носкова, Г.С. Розенберг // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. – Т. 12. – № 1-9. – С. 2309-2312.
24. Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации за 2018 год. – М.: Росгидромет, 2019. – 225 с.
25. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.; под ред. В.и. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
26. Полякова, И.Л. Экологическое просвещение в школе: проблема и пути их решения / И.Л. Полякова, П.В. Бугаков // World science, 2016. – Т. 3. – № 12 (16). – С. 34-36.
27. Попова Е.Б. Основы педагогики: учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е.Б. Попов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Оренбург: Оренбургский институт Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, 2017. – 132 с.
28. Просекин К.А. Концептуальные основы экопросвещения школьников в условиях взаимодействия с особо охраняемыми природными территориями и средней образовательной школы / К.А. Просекин, А.А. Просекина // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии, 2009. – Т. 18. – № 2. – С. 237-244.
29. Сигида Р.С. Источники и факторы формирования экологического сознания у учащихся / Р.С. Сигида // Наука. Инновации. Технологии, 2007. – №51. – С. 75-78.
30. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ.учреждений высш. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. ред. В.А. Стастенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
31. Старикова Л.Д. О соотношении понятия «воспитание» и «обучение» / Л.Д. Старикова // Вестрик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2010. – № 1. – С. 194-202.
32. Тихомирова Т.В. Зеленый туризм: подходы, региональная оценка, особенности развития / Т.В. Тихонова, В.А. Щенявский // Проблемы развития территории, 2017. – № 4 (90). – С. 51-66.
33. Хачатрян Э.А. Экологическое образование и экологизация образования / Э.А. Хачатрян // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана, 2015. – Т. 221. – № 1. – С. 232-234.
34. Черевичко А.В. Опыт организации исследовательской деятельности школьников на базе особо охраняемой природной территории – заповедника «Полистовский» / А.В. Черевичко // Исследователь, 2010. – № 1-2. – С. 216-222.
35. Чуйкова Л.Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования / Л.Ю.Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2011. – №1. – С. 20-32.
36. Чуйкова Л.Ю. О ключевых понятиях, связанных экологическим образованием, экологическим воспитанием и экологическим информационным пространством, как фактором, активно влияющим на формирование типа экологического сознания / Л.Ю. Чуйкова // Астраханский вестник экологического образования, 2012. – №4. – С. 122-129.
37. Шахмарданов З.А. Экологическое образование, просвещение и воспитание населения / З.А. Шахмарданов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки, 2008. – № 3. – С. 91-98.
Электронные источники
38. В рамках экологической декады в МОУ «СОШ» пст. Якша были проведены совместные с заповедником мероприятия [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/pechorareserve?w=wall-14547400_4337 (дата обращения: 20.03.2022).
39. Волонтерская программа Печоро-Илычского заповедника на сезон 2022 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.pechora-reserve.ru/single-post/открыт-набор-волонтёров-на-2022-год (дата обращения: 19.03.2022).
40. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ стационарными и передвижными источниками [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/oxr_vibr4.xls (дата обращения: 19.03.2022)
41. Выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников по 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40642 (дата обращения: 19.03.2022)
42. ДРУЗЬЯ! ОТКРЫТ НАБОР В ВОЛОНТЕРСКИЙ ЛАГЕРЬ! [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/npyugyd_va?w=wall-170902161_6503 (дата обращения: 20.03.2022).
43. Итоги конкурса [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/npyugyd_va?w=wall-170902161_6514 (дата обращения: 20.03.2022).
44. Количество объектов эколого-просветительской и туристической деятельности [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44143 (дата обращения: 19.03.2022).
45. Количество посетителей объектов эколого-просветительской и туристической деятельности [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/44146 (дата обращения: 19.03.2022).
46. Конкурс детских рисунок «Между Печорой и Илычем» [Электронный ресурс] // URL: https://www.pechora-reserve.ru/single-post/конкурс-детских-рисунков-между-печорой-и-илычем (дата обращения: 19.03.2022).
47. Музей природы [Электронный ресурс] // URL: https://www.pechora-reserve.ru/muzej (дата обращения: 19.03.2022).
48. Национальный парк Югыд Ва [Электронный ресурс] // URL: http://oopt.aari.ru/oopt/Югыд-Ва (дата обращения: 29.05.2022).
49. Национальный парк «Койгородский». [Электронный ресурс] // URL: https://koygorodskiy.ru/ (дата обращения: 19.03.2022).
50. Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/oxr_otxod3.xls (дата обращения: 19.03.2022)
51. Объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта [Электронный ресурс] // URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42723 (дата обращения: 19.03.2022).
52. Особо охраняемые природные территории [Электронный ресурс] // URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/qlhISygW/os_oxr_ter.xlsx (дата обращения: 19.03.2022).
53. Печоро-Илычский заповедник [Электронный ресурс] // URL: http://oopt.aari.ru/oopt/Печоро-Илычский (дата обращения: 19.03.2022).
54. ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ВКЛЮЧИЛИСЬ В ИНТЕРАКТИВНУЮ ИГРУ КО ДНЮ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦПАРКОВ РОССИИ [Электронный ресурс] // URL: https://www.pechora-reserve.ru/meropriyatiya (дата обращения: 19.03.2022).
Вопрос-ответ:
Какие формы образовательного потенциала особо охраняемых природных территорий?
Особо охраняемые природные территории имеют большой потенциал для образования и воспитания. Это могут быть экскурсии на природные объекты, проведение научно-исследовательских работ, участие в экологических мероприятиях и конкурсах, организация эколого-краеведческих экспедиций и многое другое.
Какие виды особо охраняемых природных территорий существуют?
Виды особо охраняемых природных территорий бывают разные, например, заповедник, национальный парк, заказник, природный парк и пр. Каждый тип территории имеет свои особенности и задачи. Например, заповедник предназначен для сохранения природных комплексов в первозданном состоянии, а национальный парк может быть организован для доступа и ознакомления людей с уникальными природными объектами.
Какие основные формы эколого-краеведческих работ могут быть на особо охраняемых природных территориях?
На особо охраняемых природных территориях можно проводить различные формы эколого-краеведческих работ, например, проводить экскурсии с ознакомлением с природными объектами, участвовать в научно-исследовательских проектах, организовывать экологические лагеря и школы, проводить экологические игры и конкурсы и многое другое.
Какой вопрос ставит перед собой эколого-краеведческая работа на особо охраняемых природных территориях?
Эколого-краеведческая работа на особо охраняемых природных территориях ставит перед собой цель ознакомить людей, в том числе и школьников, с уникальными природными объектами, понять их значение и необходимость сохранения. Эта работа также направлена на экологическое просвещение и воспитание молодого поколения, формирование экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.
Какие виды особо охраняемых природных территорий существуют и какую роль они играют в экологическом просвещении и воспитании?
Существует несколько видов особо охраняемых природных территорий, такие как заповедники, национальные парки, заказники и биосферные заповедники. Они играют важную роль в экологическом просвещении и воспитании, так как представляют собой уникальные природные объекты, где проводятся научные исследования, экологические экскурсии и различные мероприятия для школьников.
Какие основные формы эколого краеведческих работ проводятся на особо охраняемых природных территориях?
На особо охраняемых природных территориях проводятся различные формы эколого краеведческой работы, такие как экскурсии, научно-практические занятия, летние школы, экологические субботники и многое другое. Эти мероприятия позволяют школьникам познакомиться с природой, изучить различные виды животных и растений, а также приобрести навыки бережного отношения к окружающей среде.
Какие основные преимущества эколого краеведческой работы на особо охраняемых природных территориях для образования и воспитания школьников?
Эколого краеведческая работа на особо охраняемых природных территориях имеет ряд преимуществ для образования и воспитания школьников. Во-первых, это позволяет им ознакомиться с уникальной природой, которую нельзя найти в городской среде. Во-вторых, они могут попрактиковаться в научных исследованиях и экологических мероприятиях, что развивает их умственные и практические навыки. В-третьих, они учатся бережному отношению к природе и понимают важность ее сохранения для будущих поколений.
Какие виды особо охраняемых природных территорий существуют и какую роль они играют в экологическом просвещении и воспитании?
Существует несколько видов особо охраняемых природных территорий, таких как заповедники, национальные парки, заказники и природные парки. Они играют важную роль в экологическом просвещении и воспитании, предоставляя возможности для изучения искусства природы, проведения экскурсий и природных наблюдений, а также участия в различных эколого-краеведческих мероприятиях.