Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 37 37 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 28.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы 5
1.1. Основы исследования девиантного поведения 5
1.2. Агрессия как ведущий тип девиантного поведения подростков 9
1.3. Профилактика девиантного поведения подростков средствами социальной работы 14
2.1. Этапы и методики исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Мероприятие по профилактике девиантного поведения подростков средствами социальной работы в образовательном учреждении 25
Заключение 32
Список литературы 35


Фрагмент для ознакомления

Данное мероприятие посвящено изобретению своего велосипеда. Участники праздника самостоятельно, но при поддержке педагогов и тренеров учреждения совершенствуют свои велосипеды. Дети улучшают мобильность, скорость, управление и дизайн своих велосипедов. В конце праздника все делают моментальные фотографии и размещают их в фойе на стенде со своими автографами. Название мероприятия 2: Чистота залог здоровья… не только тела - и души. Цель данного социального проекта заключается в организации подростков с целью занятости и профилактики девиантного поведения. Задачи:- Организация подростков для очищения города и прибрежных территорий;- Создание активного отряда по озеленению пришкольных территории; - Создание активного отряда по озеленению парковых территории; - Создание активного отряда по очистке прибрежных территорий водоемов города; - Установка машин по сбору пластиковых бутылок в парках и скверах города; - Создание активного отряда для фотоотчета и написания статьи о проделанной работе в СМИ.Поэтапный механизм реализации1 этап (март – апрель)Агитация данного социального проекта в школах и колледжах города в весеннее время года. Организационный сбор из 3 группы активистов в количестве не менее 9 человек в каждой группе. 2 этап (апрель – май)Согласование социального проекта с администрацией города и получение разрешения на озеленение городской территории в рамках проекта. Поиск спонсорских компаний, для установки автоматов по сбору и переработке пластикового мусора. Конкретное определение численности и людей в отряды волонтеров социального проекта в количестве 3 отрядов из 27 человек. 3 Этап (май)Организация 1 отряда для очищения прибрежных территорий города, подготовка пляжа города к летнему сезону. Покраска столов и скамеек, передевальных кабинок. Организация 2 отряда для озеленения пришкольных территории. Высадка липовых деревьев в количестве 60 штук в аллею длинной в 100 метров в школах города. В помощь отряду приглашены учащиеся 10 классов школ и учителя этих же школ города. Организация 3 отряда для по озеленению парковых территории. В помощь детям задействована коммунальная служба администрации города (высадка клумб, карликовых кустарников). Установка автоматов по сбору пластиковых бутылок в парках и скверах города в сопровождении спонсоров и менеджеров компаний, которые предоставили автоматы. Дети в течении 3 – 4 дней демонстрируют жителям города для чего этот автомат и какая от него польза. Общая работа для всех трех отрядов – фотоотчет и написание статьи о проделанной работе в городскую газету. С каждым отрядом находится корреспондент, который ведет хронику социального проекта, а затем пишет статью в газету города и предоставляет социальный ролик о проделанной работе на местное телевидение. Бюджет Закупка саженцев Липы в количестве 600 шт по 120 р. За шт. Итого 72 000 т.р. Ресурсные материалы: мешки для мусора, маски медицинские, перчатки хозяйственные тряпичные, вода питьевая, инвентарь (лопаты, копалки, лейки, ведра, шланги) на сумму 50 000 т.р.Лака – красочные материалы: Краска, перчатки, кисточки на сумму 10 000 т.рИтого: 132 000 т.р. Финансовые затраты взяла на себя администрация города. Критерии оценки: Опрос местного населения, в рамках оценивания по 10 бальной шкале, от пользы пробеленной работы.Качественные и количественные результаты: 1. Чистая и ухоженная береговая зона города;2. Высаженные аллеи деревьев на территории всех школ города;3. Озеленены парковые территории города на этот год;4. Очищена прибрежная территория водоемов города; 5. Установлены автоматы по сбору пластиковых бутылок в парках и скверах города со сроком бесплатно аренды на 1,5 года; - Представлен фотоотчет и написаны статьи о проделанной работе в городскую газету. Смонтирован фильм и представлен на местном телевидении и социальном проекте «Сделай город чище».Ожидаемые последствия: Чистый и ухоженный город, озеленение пришкольных территорий на многие года, частичная очистка парков и скверов города от пластика. Чистые водоемы и их прибрежные территории. Название мероприятия 3: досуговый социальный вело-фестиваль «Спорт, здоровье, творчество».Сроки проведения: 28 мая с 17:00 до 22:00.Место проведение: стадион МОБУ СОШ № 24 г. Челябинск. Цель: организация досуговой занятости и приобщение детей к велоспорту. Задачи: 1. Развитие навыков катания на велосипедах.2. Закрепление знаний ПДД для велосипедистов.3. Развивать умение решать поставленные задачи.4. Воспитывать творческую активность, дисциплинированного пешехода, водителя велосипедиста.Оборудование: дорожные знаки для велосипедистов, картинки с изображением видов велосипеда, частей велосипеда, ситуационные рисунки правилами езды на велосипеде, маневрами на велосипедиста, раздаточный материал, знаки дорожного движения, памятка для велосипедиста, микрофоны, аудиосистема, велосипеды, призы. Состав участников: обучающиеся подростки, принявшие участие в исследовании.План праздника: 1. Выступление творческого коллектива детей школы.2. Конкурс на знание ПДД.3. Конкурс на демонстрацию трюков на велосипеде.4. Вело-заезд всех участников фестиваля.5. Торжественное закрытие и поощрение лучших велосипедистов. 6. Дискотека. В начале праздника происходит торжественное открытие, на котором выступает творческий коллектив школы. После чего участникам фестиваля предлагается поучаствовать в самом мероприятии.Участники фестиваля включаются в следующее задание. Ведущий объявляет о том, что все должны поделиться на равные команды. Для этого он просит подойти к нему вытянуть из коробки жетон с номером 1,2,3,4,5. Всего 50 жетонов (равное количеству участников фестиваля). Так все делятся на пять команд для участия в конкурсе на знание ПДД. Ребята отвечают на ряд вопросов и зарабатывают командные очки.Затем участники фестиваля переходят к демонстрации трюков на своих велосипедах. Трюки показывают не все ребята, а только те, которые заявились и имеют свою программу демонстрации велосипедных трюков. Предположительно может быть заявлено не более 10 человек. Остальные участники фестиваля остаются зрителями, и в этот момент проходит тайное голосование за лучшего велосипедиста-трюкача. Голоса отдаются ведущему и его помощникам для подсчета.В это время начинается вело-заезд на 2 км. для всех участников по дорожке стадиона. Победитель получает ценный приз. Завершается праздник выступлением творческой группы при поддержке коллектива районного дворца культуры. Между выступлениями происходит награждение команд за знание ПДД, награждение в номинации лучший вело-трюк, награждение в номинации самый быстрый велосипедист. Завершается мероприятие дискотекой «сумерки», которая продолжается до с 20:00 до 22:00.Таким образом, предложенные мероприятия помогут в социальной работе по профилактике девиантного поведения подростков, что предположительно поможет. Предложенные мероприятия позволят подросткам видеть себя во взаимодействии с другими и в зеркале отношений, поступков и действий других, дает возможность участникам почувствовать, как свою значимость, так и значимость других людей.Мероприятия включает в себя игры и упражнения, что позволяет подросткам переживать условность и реальность создавшейся ситуации и как следствие способствовать не только задачам социальной профилактики, но и поведения. Используемые в ходе занятий методы основаны на воспитательном эффекте сотрудничества. Он выявляется в умении подростка оценивать себя не просто с точки зрения другого, а в зависимости от места и функции в совместной деятельности.ЗаключениеВ ходе исследования изучено девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы.В теоретических исследованиях девиантное поведение, трактуется как поступки определенного человека, несоответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожающие благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях. Пришли к выводу о том, что девиантность – это всегда угроза обществу и нарушение нормальной жизни. При этом, даже точкой отсчета предполагаются совершенно разные позиции – одни исследования предполагают точкой отсчета нормы, принятые в обществе, а другие предполагают ожидания к поведению, которые при неисполнении их приводят к отторжению в обществе. Девиантными, при этом, могут считаться не только взгляды, но и идеи. При этом, даже вовсе необязательно, что идеи эти должны освещаться.Поведение такое, которое не принимается обществом, становится причиной конфликтов, ведет к тому, что человек начинает принудительно лечиться, садиться в тюрьму, отторгается обществом, попадает в маргинальные круги. Так или иначе, все это приводит к неприятию личности.Во втором параграфе теоретической главы рассмотрели феномен девиантного поведения как следствие скопившейся агрессии, причины ее возникновения, факторы, способствующие ее становлению и развитию, условия ее проявления подвергались глубокому анализу во многих теоретических концепциях как зарубежных, так и российских исследователей. Среди них нaиболее проработанными считаются следующие: теория влечения (психоаналитический подход), разработанная в трудах З. Фрейда. Этологический подход К.Лоренца, который придерживался близкого позиции З. Фрейда эволюционного подхода к агрессии.Фрустрационная теория агрессии, разработанная Д.Доллардом.Современные исследователи предполагают, что подросткис девиантным поведением вполне могут овладеть социально приемлемыми формами выражения агрессии, которые, с одной стороны, помогут выразить агрессивные импульсы, а с другой, не причинят вреда окружающим. Далее изучили социальную работу по профилактике девиантного поведения. Целью социальной профилактики девиантного поведения подростков является создание условий для полноценной жизнедеятельности, эффективной социализации, самореализации детей этого возраста. Система профилактической работы прежде всего направлена на социальный контроль по отношению к детям и подросткам, уже совершившим преступления и правонарушения, упуская из вида важность того, что упор в профилактической работе следует делать на работу с несовершеннолетними склонным к девиантному поведению и ещё не совершившими правонарушения. Профилактику в общеобразовательном учреждении по социальной работе с подростками можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.Первичная профилактика: изучение механизмов формирования агрессивного поведения подростков; изучение и коррекция нарушения поведенческих отклонений, с помощью системы социальной и педагогической поддержки.Вторичная профилактика включает: раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; работа с семьей по профилактике антисоциального поведения; коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ.Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление.В практической части исследования была проведена диагностика девиантного поведения по методикам опросник ДАП-П (коллектив авторов Спб. ВМедА) и проективный тест «Несуществующее животное». Автор: Друкаревич Майя.Сводная характеристика по всем методикам позволила сделать вывод о том, что результаты психодиагностического обследования помогли нам выявить психологические особенности девиаций подростков. Ведущее место в поведенческом паттерне занимает аддитивное поведение, далее следует делинквентное поведение. К основным факторам, способствующим возникновению агрессивных тенденций подростков на современном этапе развития общества можно отнести семейные конфликты, напряженные отношения с родителями, учителями, взаимоотношения со сверстниками и, конечно, средства массовой информации.В связи с полученным результатами посчитали необходимым продумать меры первичной профилактической социальной работы в рамках дополнительного образования детей, или по другому кружковой работы во внеурочное время. Было предложено три мероприятия по социальной работе с подростками. СписоклитературыBirbal, R Cybersuicide and the Adolescent Population: Challenges of the future? // R. Birbal [et all.] // International Journal of Adolescent Medicine and Health/ - 2019. - Vol.21, Issue 2.-P. 151 - 159.Goerzig, A Adolescents’ Viewing of Suicide-Related Web Content and Psychological Problems: Differentiating the Roles of... // A. Goerzig // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking/ - Vol.19. Issue 8. – 2016Hesselink, A Train surfing: a new phenomenon in South Africa? // A. Hesselink //  Acta Criminologica: Southern African Journal of Criminology/ - Vol. 2008, Issue. 1. – 2018. -P. 117 – 130/Murray, C.D. Internet and Suicide. Exploring self-injury and suicide in relation to self-harm discussion groups on the internet // C.D. Murray [et all.] // -2019.-P.452Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в отрочестве: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В / Клиническая и специальная психология. - 2019. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64016.shtml Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2020. – 512 с. Басс А.Г. «Психология агрессии» - журнал «Вопросы психологии», №3, 2005. С.60-67. 2Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kak-veduschaya-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-podrostkami-sklonnymi-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 25.03.2022).Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 2016. – 208 с. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов/Г. Э. Бреслав.– СПб.: Речь, 2017.–(Психологическая помощь).–144 с. Буртонова Ирина Бабасановна Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-strategii-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 25.03.2022).Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2021. – 352 с. Выготский Л. С. В 92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. – 432 с. Диденко, К.В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / Диденко К.В., Каратаева О.Н. // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - №2. - С. 88-91.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников- СПб.: Питер, 2010. - 352 с.Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс]. Под ред. igisheva. 2008. 25. http://www.psychologies.ru Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972, - № 6. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевич - СПб.: Речь, 2015. - 445 с.Пож Свинцицкая, Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т. А. Свинцицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1224-1226. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19250/ (дата обращения: 25.03.2022).Реан, А.А. Изучение агрессивности личности: монография / А.А. Реан. - СПб, 1999. - 360 с. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вп, 1991, №1, 81. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006 Статьи Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: "Академический проект", 2004. – 560 с. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: НИО, 1997.– 198 с.

Список литературы
1. Birbal, R Cybersuicide and the Adolescent Population: Challenges of the future? // R. Birbal [et all.] // International Journal of Adolescent Medicine and Health/ - 2019. - Vol.21, Issue 2.-P. 151 - 159.
2. Goerzig, A Adolescents’ Viewing of Suicide-Related Web Content and Psychological Problems: Differentiating the Roles of... // A. Goerzig // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking/ - Vol.19. Issue 8. – 2016
3. Hesselink, A Train surfing: a new phenomenon in South Africa? // A. Hesselink // Acta Criminologica: Southern African Journal of Criminology/ - Vol. 2008, Issue. 1. – 2018. -P. 117 – 130/
4. Murray, C.D. Internet and Suicide. Exploring self-injury and suicide in relation to self-harm discussion groups on the internet // C.D. Murray [et all.] // -2019.-P.452
5. Авдулова, Т.П. Рисковое поведение в отрочестве: отклонение или норма? [Электронный ресурс] // Авдулова Т.П., Витковская Е.В., Поневаж Е.В / Клиническая и специальная психология. - 2019. - № 3. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2013/n3/64016.shtml
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия / Пер. с англ. Ю. Брянцевой и Б. Красовского, - М. Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс ,2020. – 512 с.
7. Басс А.Г. «Психология агрессии» - журнал «Вопросы психологии», №3, 2005. С.60-67. 2
8. Болдина Марина Александровна, Никонов Юрий Сергеевич Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Гаудеамус. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-kak-veduschaya-tehnologiya-sotsialnoy-raboty-s-podrostkami-sklonnymi-k-deviantnomu-povedeniyu (дата обращения: 25.03.2022).
9. Бочарова В.Г. Социальная педагогика. М., 2016. – 208 с.
10. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учеб. пособие для специалистов и дилетантов/Г. Э. Бреслав.– СПб.: Речь, 2017.–(Психологическая помощь).–144 с.
11. Буртонова Ирина Бабасановна Социально-педагогические стратегии профилактики девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-strategii-profilaktiki-deviantnogo-povedeniya-podrostkov-v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 25.03.2022).
12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2021. – 352 с.
13. Выготский Л. С. В 92 Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
14. Диденко, К.В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / Диденко К.В., Каратаева О.Н. // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - №2. - С. 88-91.
15. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников- СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
16. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь [Электронный ресурс]. Под ред. igisheva. 2008. 25. http://www.psychologies.ru
17. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии, - 1972, - № 6.
18. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевич - СПб.: Речь, 2015. - 445 с.
19. Пож Свинцицкая, Т. А. Профилактика девиантного поведения подростков в социальной работе / Т. А. Свинцицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1224-1226. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19250/ (дата обращения: 25.03.2022).
20. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности: монография / А.А. Реан. - СПб, 1999. - 360 с.
21. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вп, 1991, №1, 81.
22. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс] — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. А.С. Воронин. 2006 Статьи
23. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. – М.: "Академический проект", 2004. – 560 с.
24. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: НИО, 1997.– 198 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные причины девиантного поведения подростков?

Одной из основных причин девиантного поведения подростков является негативное влияние окружающей среды, включая семью, школу, друзей. Также факторами могут быть плохая образовательная среда, низкий уровень социальной поддержки, нарушения в семье, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отсутствие родительского контроля и внимания.

Как профилактика девиантного поведения подростков может осуществляться средствами социальной работы?

Социальная работа может быть эффективным инструментом в профилактике девиантного поведения подростков. Она может включать в себя предоставление подросткам различных программ и услуг, направленных на развитие их социальных навыков, поддержку в сложных жизненных ситуациях, оказание помощи в получении качественного образования, организацию свободного времени и т.д. Также социальные работники могут проводить различные тренинги и консультации для подростков и их родителей.

Какие этапы и методики исследования используются при изучении девиантного поведения подростков?

При изучении девиантного поведения подростков чаще всего используются следующие этапы и методики исследования: определение проблемы, сбор информации, анализ полученных данных, разработка и реализация мероприятий. Как методики исследования могут применяться опросы, интервью, наблюдение, анализ статистических данных и литературы.

Какие мероприятия могут быть проведены для профилактики девиантного поведения подростков?

Для профилактики девиантного поведения подростков могут быть проведены различные мероприятия, такие как организация клубов по интересам, спортивных секций, летних лагерей, тренингов по развитию социальных навыков, консультаций для родителей, антинаркотических кампаний, профилактических лекций и т.д. Важно, чтобы подобные мероприятия были доступны подросткам и нацелены на развитие их положительного поведения и интересов.

Что такое девиантное поведение подростков?

Девиантное поведение подростков - это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и ценностей общества. Это может включать в себя акты агрессии, противоправные действия, употребление наркотиков, алкогольного или других веществ, поведение, противоречащее нравственным и этическим нормам.

Какие меры социальной работы могут быть использованы для профилактики девиантного поведения подростков?

Для профилактики девиантного поведения подростков могут быть использованы различные меры социальной работы, например, организация групповых занятий, участие в спортивных и культурных мероприятиях, проведение тренингов по развитию социальных навыков и компетенций, психологическая поддержка и консультирование подростков и их родителей. Также важным является создание безопасной и поддерживающей среды, где подростки могут получить необходимую поддержку и ресурсы для развития своего потенциала.

Как агрессия связана с девиантным поведением подростков?

Агрессия может быть одним из ведущих типов девиантного поведения подростков. Неконтролируемая агрессия может привести к насилию, противоправным действиям и конфликтам с окружающими. У подростков агрессия может быть вызвана различными факторами, такими как социальные неравенство, проблемы семьи или школы, недостаток навыков решения конфликтов. Правильная профилактика и работа с агрессией могут помочь предотвратить девиантное поведение подростков.

Какие этапы и методики исследования используются в профилактике девиантного поведения подростков?

В профилактике девиантного поведения подростков используются различные этапы и методики исследования. Это может включать сбор демографической информации о подростках и их семьях, проведение анкетирования и опросов, наблюдение за поведением подростков в различных ситуациях, анализ данных и выявление факторов, влияющих на девиантное поведение. Также может быть проведен анализ результатов исследования и разработаны рекомендации для профилактики и поддержки подростков.

Что такое девиантное поведение подростков?

Девиантное поведение подростков - это поведение, которое отличается от общепринятых норм и ценностей общества. Это может быть агрессивное поведение, проблемы с наркотиками, алкоголем, преступность и другие отклонения от нормального поведения.