Состояние двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стёртой дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 72 72 страницы
- 49 + 49 источников
- Добавлена 25.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Выполнитьупражнение«Лопата»,приэтомпошлепатьязыкгубамии удержать широкий язык под счет до 5.Выполнитьупражнение«Лопата»,приэтомпокусатьязыкзубамии удержать широкий язык под счет до 5.Выполнитьупражнение«Вкусноеваренье»иУдержатьязыквэтом положении под счет до 5.Выполнитьупражнение«Мост»иудержатьплоскийязыкунижних резцов под счет до 5.Выполнитьупражнение«Вкусноеваренье»иперевестиязыккверхним альвеолам. Образовать Щель и удержать под счет до 5.Динамическиеупражнениянакоординацию(последовательныедвижения):Выполнитьупражнения«Забор»—«Трубочка».Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Лопата».Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Лопата»—«Лопатакопает».Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Лопата»—«Лопатакопает»—«Вкусноеваренье»иубратьзаверхниерезцы.Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Парус».Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Парус»«Молоток».Выполнитьупражнения«Забор»—«Окно»«Мост»—«Парус»—«Молоток»—«Дятел»(вдальнейшемдобавитьупражнение«Пулемет»).Выполнитьупражнение«Качели»,тоестьизположения«Мост» перевести язык в положение «Парус» и обратно.Выполнитьупражнение«Маляр».Динамическиеупражнениянакоординацию(одновременныедвижения):Выполнитьупражнение«Вкусноеваренье»;несколькоразвыполнить облизывающие движения сверху-вниз.Выполнитьупражнение«Лопата»,суживаяирастягиваягубы.Выполнитьупражнение«Лопатакопает»,3-4разаподниматьи опускать широкий кончик языка.Выполнитьупражнение«Лопата»ипотянутькончикязыкавниз.Выполнятьодновременносупражнением«Окно»иупражнение«Лопата»,тоестьвмоментоткрыванияртавыдвигатьширокийязык.УпражнениядляустранениягиперсаливацииУпражнениейогов.Рототкрыт,вращатьязыкомвпреддвериирта,затем сглотнуть слюну.Статическиеупражнения.Широкооткрытьротиудерживатьеговтаком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот.Язык при выполнении упражненияспокойнолежитнаднеротовойполости.Затемудерживатьрот открытым в течение 5-10 секунд.Упражнение«Толстячок–худышка».Надуваниеобеихщёкодновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при сомкнутых губах.Упражнение«Шарики».Надутьоднущёку,затемсдуть.Далеенадуть другую щёку и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.Упражнение«Усики».Удерживатьгубами:полоскубумаги;трубочкидлякоктейляразныхразмеров;Упражнение«Сушимязычок».Языксложить«трубочкой».Всасыватьвоздух в себя через «Трубочку».Самомассажмышцязыка.Самомассажязыка.Взрослыйпроговариваеттекстипоказываетприёмы самомассажа, затем просит ребёнка повторить их.покусаемкончикязыка;покусаемспинку;покусаемправыйбочок;покусаемлевыйбочок.Упражнение «Пошлёпывание». Просовывая язык сквозь губы вперёд, пошлёпыватьегогубами,приэтомпроизносить«пя-пя-пя»,точнотакже убирать его внутрь рта.Упражнение«Поглаживаниеязыказубками».Просунутьязыккакможно дальше сквозь узкую зубную щель между зубами.затем расслабить его так, чтобыбоковыекраякасалисьугловрта.Постепенноубиратьязыквполость рта.Упражнение«Грабли».Губырастянутывулыбке.Проталкиватьмежду сближенными верхними и нижними резцами широкий кончик языка, постепенно высовывая его изо рта.Мыигладим,ировняем, Кочек мы не оставляем.УпражнениядляразвитиямимическоймоторкиДвижениялба:нахмуритьброви;поднятьброви;наморщитьлоб.Движенияглаз:легкосомкнутьвеки;плотносомкнутьвеки;закрытьправый глаз, затем левый; подмигнуть.Движениящёк:надутьлевующеку;надутьправующеку;надутьобещеки одновременно;надувать по очереди правуюи левую щёки.Движения губ: свист; поцелуй; улыбка; оскал; плевок; цоканье. Воспроизведениемимическихпоз:удивление;радость;испуг;грусть; сердитое лицо.Упражненияигровогологопедическогосамомассажа Самомассаж ушных раковин«Погрелиушки».Приложитьладоникушнымраковинамипотеретьих.«Потянулизаушки».Взятьсяпальцамизамочкиушейипотянутьихвниз4—5раз.«Послушаемтишину».Накрытьушныераковиныладонями. Подержать их в таком положении 2—3 секунды.Самомассажмышцголовы,шеи,лица(отдельныеупражнения)«Молодеця»Расположитьладониобеихрукнаобластиголовыближеко лбу,соединивпальцы вцентре,изатем провести ладонямиповолосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам.Движениярукдолжныбытьодновременными,медленными, поглаживающими.Молодец я, молодец! Съелвсюкашунаконец!«Горка»И.п.руккаквупражнении1.Движениеобеихладонейвнизк ушам, а затем по переднебоковой части шеи к ярёмной ямке.Мы на горку собрались, Апотомскатилисьвниз.«Помощники»Поглаживаемлобпальцамиобеихрукотсерединык вискам.Подорожкаммыпойдём И порядок наведём.«Художники»Круговоепоглаживаниелбапальцамиотсерединык вискам.Достанем мы карандаши Ивсёраскрасимот души.«Иголочкидляёлочки»Поглаживаниелбаотверхаквискампо диагонали.Нарисуемёлочке Колкиеиголочки.«Дождь»Лёгкоепостукиваниекончикамипальцевполбу.Барабанитдождьпокрыше, То погромче, то потише.«Улитки» Провести по бровям от переносицы к вискам каждым пальцемпоочерёдно:указательным,средним,безымянным,мизинцем.Целыйденьползлиулитки По дорожке до калитки.«Очки»Указательнымпальцемпровестилегкоотвискаккраю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.Чтобы глазки не болели, Мыочкистобойнаденем.«Молочныеусы»Движениеуказательнымиисреднимипальцамив направлении от середины верхней губы к углам рта.Молокостобоймыпили И усищи отрастили.«Весельчак» Движение указательными и средними пальцами в направленииотсерединынижнейгубыкугламрта,азатемвверхк скуловой костиЧтобы было веселей Улыбнисьдрузьямскорей.«Грустныйклоун»Движениеуказательнымиисреднимипальцамиот серединыверхнейгубыкугламрта,азатемкугламнижнейчелюсти.Клоуннасневеселит- У него печальный вид.«Клювик»Движениеуказательнымиисреднимипальцамиотугловрта ксерединеверхнейгубы,азатемотугловртаксерединенижнейгубы.Птенчикмамочкуждет- Тянет клювик вперёд.«Погладимподбородок»Поглаживаниетыльнойповерхностью пальцев от середины подбородка к ушам.Неуспелутюгпройти- Всё разгладил на пути.«Нарисуемкружочки»Круговыепоглаживаниякончикамипальцевпо щекам.Кошкасмышкойдругзадругом Быстро бегают по кругу.«Погреем щёчки» Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.На дворе стоит мороз, Мёрзнутщёчки,мёрзнетнос.«Электрички» Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам.Производитькруговыедвижения,смещаямышцыщёксначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.Вметроподземлёйэлектричкигудят, По кругу бегут то вперёд, то назад.«Пальчиковыйдуш»Надутьщёкиилегкопостукиватьпоним кончиками пальцев.Чтобы щёкиукрепить, Надопальцами побить.«Умыли личико» Ладонями обеих рук производить лёгкие поглаживающиедвиженияотсерединылбавнизпощекамк подбородку.Комплексысамомассажалицавсопровождениистиховна лексические темы«Осенний дождь»ТекступражненияОписаниеТучавнебепоявилась,ПоглаживаниелбапальцамиобеихрукотсерединыквискамТеньназемлюопустилась.Поглаживаниевокругглазуказательнымипальцами – «очки»РазбегатьсянадонамПоглаживаниеотносапощекампонаправлениюкушамОченьбыстропоПоглаживаниеоткрыльевносапоносогубнымдомамскладкамкугламгубКакизбочкихлынулдождь.СпиралевидноерастираниелбаотсерединыквискамСразулужи–непройдёшь.КруговоерастираниещёкпонаправлениюотносакушамКнамвокошкопостучалПальчиковый«душ»надверхнейинижнейгубамиИвнезапнопересталПрерывистоенадавливаниепокраюушныхраковинотмочеквверх«Леснойогород»ТекступражненияОписаниеНаопушкена леснойУпр.ПомощникиВыросогород большойУпр.ХудожникиВ нём морковка – для зайчишки,Погладить нос от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям указательными пальцами.Икапустка–для борбра,Упр.ОчкиРепкасладкая– для мишки,Упр.НарисуемкружочкиЛистсвекольный–дляежа.Упр.ПогладимподбородокУдивлёнлесной народ -Изобразить удивление – поднять брови, приоткрыть рот, разминать края ушей от мочек вверх указательными и средними пальцами.Ктосажает огород?Упр.Умылиличико«Стирка»ТекступражненияОписаниеВодувтазяналиваюУпр.ПомощникиИрубашкуопускаю,Поглаживаниепальцамиобеихрукщёкотносак ушам.Воротникпотрусперва,Пощипатьбровиотмежбровнойскладкикугламбровей.Апотомирукава.Погладитьносогубныескладкиоткрыльевносакугламрта.Сполоснуеёпотом,Упр.ПальчиковыйдушдлящёкОтожму,свернувжгутом,Пощипатьподбородокотсередины,двигаясьпоконтурулицакушам.Насушилку положуПогладитьуказательнымипальцамиотсерединыверхнейгубыкугламрта,от середины нижней губы к углам рта.Инемножкоподожду.Постучатьнапряжённымиуказательнымипальцами,поднятымивверх,поугламрта.Акаквысохнетрубашка,ПощипыватькраяушейбольшимииуказательнымипальцамиотмочеккверхуНачинатьябудуглажку.Погладитьголовупонаправлениюмакушка–лоб–черезушикшее.«Птичийдвор»ТекступражненияОписаниеВотвдеревне птичий двор,Рисоватькругсомкнутымипальцамиобеихрукотсерединылбаквискам,азатемпо щекам вниз к подбородку.Авокругидётзабор.Указательнымиисреднимипальцамиобеихрукрисоватьзигзагиотмежбровнойскладкикволосистойчастиголовы.ТутгалдёжисуетеПощипатьбровипонаправлениюотпереносицык вискамНачинаютсясутраУпр.ОчкиКукарекают,гогочут,Пальчиковый«душ»помассажнымлиниямотносачерезщёкиквискам.Громкокрякают,Указательнымиибольшимипальцамирукзахватитьверхнююинижнююгубы, вытянуть вверх и вниз.БолбочутВытянутьгубывперёд,произноситьзвук[б],указательнымпальцемпроизводить горизонтальные движения по губам.Утки,Упр.КлювикГуси,Надавливаниемпальцеврастянутьгубывстороны.Петухи,Указательнымипальцамипроизводить вертикальныеударныедвиженияпоугламгуб.КурицыПогладить область губ и подбородка по направлению к ушам (указательные пальцы над верхней губой, средние под нижней, безымянныеимизинцы–вобластиподбородка).Ииндюки.Погладитькончикамипальцевотмочекушейкподбородку ивнизпошее.КнимхозяюшкапридётИпорядокнаведёт.Упр.Умылиличико«ДояркаМатрёна»ТекступражненияОписаниеДояркаМатрёнаПогладитьголовуотмакушкичерезушикподбородку–«ПлатокМатрёны»Доила Бурёнку,Погладитьнаправлениющекиотобеиминосакрукамивискампопомассажнымлиниям.КоровудоилаПощипатьправую илевующёки.Ис нейговорила:Пощипатьподбородокотсерединыпонаправлениюкушам.-Бурёнка,тебеяпоглажубока,Погладитьносогубныескладкиуказательнымипальцамирук.Атыдлядетишек мне дай молока.Нажатьсдвухсторонуказательнымипальцамисбокуотносавверху,в середине, внизу.Ведьтот,ктовсегда молоко твоё пьёт,Погладитьуказательнымиисреднимипальцамигубыотсерединекуглам, сначала верхнюю, потом нижнюю.Тотбудетздоровымисильнымвесьгод.Упр.Умоюличико«Зоосад»ТекступражненияОписаниеВжаркихстранах,говорят,Погладитьлоботсерединыквискам.Естьогромныйзоосад:Упр.ХудожникиПодорожкамкводопоюУпр.ОчкиЗебрыбегаютгурьбою.Пощипатьбровипонаправлениюотмежбровнойскладкиквискам.ДажетигровНарисоватьполоскидвижениемполосатыхМожновстретитьвам,указательныхисреднихпальцевпонаправлениюотносаквискамиотносаребята.к ушам.АещётутносорогиНажатьсдвухсторонуказательнымиВажноходятпопальцамисбокуотносавверху,вдороге.середине,внизу.ЗнаеткаждыйЗахватитьверхнююгубупальцаминосорог:правойруки,анижнюю–пальцамиЗащититоттиграрог.левой,смещатьгубывпротивоположныхнаправлениях.И спокойно там и тут Всежуют,жуют,жуют.Вытянутьгубывперёдтрубочкой, совершатькруговыедвиженияпочасовойстрелке.Анаветках обезьяныНадутьверхнюю,азатемнижнююгубувоздухом.Целыйденьжуютбананы.Постучатьнапряжённойверхнейгубойпонижнейгубе.Строятрожицыкривляки – Павианыимакаки,Надутьсначалаправую,затемлевую щёку.Нозамолкнутвтотжемиг,Упр.УмоюличикоКакуслышатльвиныйрык.Погладитьголову,затемнапряжённымипальцамипомассироватькожуголовы.Хорошо живётся им – Небываетснежныхзим!Растеретьспиралевидными движениями пальцев голову от макушки квискам,кзатылку,затемпогладитьголову.«Снег»ТекступражненияОписаниеБезнегоскользитьнемогутПогладитьлобобеимирукамиотсерединыквискам.Лыжи,Растиратьлобуказательными пальцамивертикальнымидвижениями(противоходом).СанкиРастиратьлобуказательными пальцамигоризонтальнымидвижениями(противоходом).Иконьки,Растиратьлобспиралевидными движениямиуказательныхисреднихпальцев отсерединыквискам.Иназимуне похожиПоглаживатьщёкипонаправлениюотносак вискам.Этизимние деньги!Постучатьпальчиками,собраннымивщепотку,по щекам.ЗемлюспрячетотморозаУпр.ПогладимподбородокИпорадуетнасвсехПощипатьподбородокотсерединыкушам.Мягкий,Надавливатьуказательнымипальцаминаверхнююгубуотсерединыкуглам.БелыйНадавливатьуказательнымипальцаминанижнююгубуотсерединыкуглам.ИпушистыйРастиратьспиралевиднымидвижениямигубыотсерединыверхней через уголки к середине нижней.Долгожданныйпервыйснег.Упр.Умоюличико«Снеговик»ТекступражненияОписаниеОх,работанелегка,Растеретьправую,левую руки.Лепиммыснеговика.Упр.«Художники»выполнитьсначаланалбу,потомнаподбородке.Дружнокатимснежный ком,Растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам указательнымиисреднимипальцамиобеихрук.Нанегодругойкладём,Погладить,азатемрастеретьщёкикруговымидвижениямипальцев обеих рук.Сверхутретийкомдобавим,Упр.ОчкиДлинныйносморковкувставим,Погладитьносотпереносицыккончику,отпереносицыкноздрямуказательнымипальцами.Вместоглазвозьмёммонетки,Нажатьнапарныеточкимеждупереносицейиглазами.Ротмысделаемизветки,Погладить указательными пальцами от середины верхней губы к углам, затемотсерединынижнейгубыкуглам.Шляпабудетизведра,Погладитьголовуотмакушкикшее.Снеговикготов.Ура!Поднятьрукивверхиразвестиихвстороны.«Зимниегости»ТекступражненияОписаниеЗимою снежной,Упр.ПомощникиПосмотри,Упр.ОчкиВновьпоявилисьснегири.Погладитьщёкипонаправлениюотносакушам,затемвыполнитьпальчиковыйдуш.АснимисвиристелиПальчиковый«душ»поверхнейинижнейгубе.Кнамвгостиприлетели.Упр.Поглажуподбородок,затемпальчиковый«душ»дляподбородка.«ПосудадляБабыЯги»ТекступражненияОписаниеУбабулечкиЯгиПогладитьлобобеимирукамипоспиралиотсерединыквискам.СковородкиикастрюлиУпр.ОчкиСамижарят,Упр.ПогладимщёчкиСамиварят,Пальчиковый«душ»покругунащеках.Самитушат,Погладитьгубыотсерединыкуглам.Самипарят.Пощипатькраягуботсерединыкуглам.Самистоликнакрывают-Упр.ПогладимподбородокБабкуЁжкуугощают.Погладитьголовурукамиотмакушкикшее–рисуемплаток.«Ктогдеспит»ТекступражненияОписаниеНакроваткеАндрюшка,спитПогладитьлобобеимисерединыквискам.рукамиотРядомспятвигрушки.шкафуУпр.ОчкиВ креслеспит,Погладитьщёкипонаправлениюотносак ушам.Свернувшись,кошка,Упр.ПоглажущёчкиАподстуломуокошкаПогладитьверхнюю,азатемнижнююгубуотсерединыкуглам.ПёсБарбослежит,неспит-Упр.ПогладимподбородокДомонсторожит.ночьюУпр.Умоюличико«Транспорт»ТекступражненияОписаниеПодорожке,Погладитьлобобеимирукамиотсерединыквискам.ПопригоркуРастеретьлоботбровейкволосистойчастиголовы.ГрузовикведётЕгорка.Пальчиковый«душ»помассажнымлиниям лба.Вотподъехалонкреке,Упр.ОчкиГрузовикзастрялвпеске,Нажать с двух сторон указательнымипальцамисбоку относавверху,всередине,внизу.Буксовалоноченьдолго,Погладитьобеимирукамипонаправлениюотноса квискам по массажным линиям.Тольковсё,увы,безтолку.Погладитьверхнююгубу,затемпощипать.Чтобывремянетерять,Погладитьнижнююгубу,затемпощипать.Надотракторвызывать.Упр. Поглажу подбородок Потянутьзамочкивниз.Произнести:тр-р-р!Поехал!«Профессии»ТекступражненияОписаниеДворникдворметётметлой,Погладитьлобсначалапальцамиправойруки,затемлевой.Охраняет–часовой,Упр.ОчкиСамолётведётпилот,Погладитьщёкиотносакушампомассажнымлиниям.Ашвеяодежду шьёт,Выполнитьпрерывистое поглаживаниегуботсерединыкуглам.Поездводитмашинист,Обхватитьподбородок указательнымиибольшимипальцамиипогладить отцентрак ушамВеселитлюдейартист.Растеретькраяушейотмочкивверхуказательнымиибольшимипальцами.Штукатур,Нажатьнапарныеточкимеждуносомиглазами.Маляр,Нажатьнапарныеточкиоколосерединыноса.Сапожник,НажатьнапарныеточкисбокуотноздрейПедагог,Нажатьнапарныеточкимеждуносомиглазами.Кассир,Нажатьнапарныеточкиоколосерединыноса.Художник…НажатьнапарныеточкисбокуотноздрейМногоестьпрофессийразных,ПогладитьносогубныескладкиоткрыльевносакугламгубВсепо-своемуПогладитьлицоотцентрапопрекрасны.направлениюкушам«Насекомые»ТекступражненияОписаниеРаз,два,три,четыре, пять -Погладить лицо обеими руками по массажным линиям, начиная от серединылбаквискам,относакщекам,отподбородка–кмочкамушей.Насекомыхнадознать.Упр.ОчкиШмель,Спиралевидноерастираниещёкоткрыльевносаквискампомассажным линиям.Кузнечик,Постукивать указательными исредними пальцами по щекам по направлениюоткрыльевносаквискампомассажнымлиниям.Стрекоза,Выполнить пиление щёк указательными пальцами в направлении снизу вверх от крыльевносаквискампомассажнымлиниям.Муравей,Погладитьносогубныескладкиоткрыльевносакугламгуб.Комар,Растеретьпоспиралиносогубныескладки.Оса,Пощипатьверхнююгубуотсерединыкуглам.Муха,Пощипатьнижнююгубуотсерединыкуглам.Бабочка,Погладитьотсерединыверхнейгубычерезуглыксерединенижней губы.Жучок…Указательнымипальцамисобеихсторонвыдвинутьгубывперёд–отодвинутьназад.Иукаждогошестьног.Упр.УмоюличикоПриложение2МетодикаобследованияартикуляционнойимимическоймоторикиудетейсостёртойформойдизартрииОбследованиесостоянияартикуляционноймоторики1.ОбследованиекинестетическогооральногопраксисаПроцедураобследования.Ребенкупредлагаетсявыполнитьтоилииноезаданиепословеснойинструкции, используя зеркало и без него (зеркало закрывается шторкой).Инструкция:«Повторизалогопедомзвуки.Скажи,вкакомположении твои губы при произнесении...»А- ?И- ?О- ?У- ?Инструкция: «Произнеси звуки [ть] и [т] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении, вверху или внизу?»Инструкция: «Произнеси [си] - [су], [ки] - [ку] и скажи, как менялось положение твоих губ при их произнесении?»Инструкция: «Произнеси перед зеркалом последовательно звуки [и], [ш] и скажи, при произнесении какого звука кончик языка опущен, а при произнесении какого звука поднят?»Инструкция: «Произнеси звуки [т], [д], [н] и скажи, где находился кончик языка при их произнесении - за верхними или за нижними зубами?»Критерииоценки:4балла -правильныйответ;3балла-самокоррекцияилиправильныйответпослестимулирующей помощи;2балла-поискартикуляции,ответсединичнымиошибками; 1 балл - неточный ответ, неточное выполнение задания;0баллов -отсутствиеответа.2.ОбследованиекинетическогооральногопраксисаПроцедураобследования.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить то или иное упражнение. Последовательностьвыполнениявсехупражнений:«Забор»-«Окно»-«Мост» - «Парус» - «Лопата», «Вкусное варенье» и т.д. (см. 20 упражнений с функциональной нагрузкой).Для того чтобы оценить выполнение артикуляционного упражнения, ребенка просят удерживать органы артикуляции в нужном положении 5-7 секунд.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:широкораскрытьрот,кончикязыкаподнятьвверхкверхнимзубам-«Парус»,зафиксироватьтакоеположение,удерживаяего5-7секунд.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:язык «Лопатой» - широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт,зафиксировать такое положение, удерживая его 5-7 секунд.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губуизатеммедленнымдвижениемсверхувнизубираетсявротовуюполость (удерживать 5-7 секунд).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Мост»- рот открыт,широкий плоскийязыклежитнаднеполостирта.Кончикупираетсявнижниерезцы(удерживать5-7секунд).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Окно»-рототкрыт,верхниеинижниезубывидны(удерживать5-7секунд).Оценивается:точностьвыполнениядвижений(точноевыполнение,приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);длительность удержания артикуляционной позы (достаточная, быстрая истощаемость);симметричность;наличиесинкинезий,гиперкинезов,саливации. Критерии оценки:4балла-правильноевыполнениедвижениясточнымсоответствием всех характеристик предъявленному;3балла-замедленноеинапряженноевыполнение,быстрая истощаемость;2балла -времяфиксациипозыограничено1-3секундами;1 балл - выполнение с ошибками, длительный поиск позы, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, гиперсаливация;0баллов-невыполнениедвижения.3.ОбследованиединамическойкоординацииартикуляционныхдвиженийПроцедураобследования.Упражнения выполняются сидя перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Ребенка просят выполнить упражнения по 4-5 раз.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Качели» (поднять кончик языка за верхние резцы, затем опустить за нижние резцы.Повторить упражнение 4-5 раз).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Маятник» (попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правового, затем до левого угла губ.Повторить это движение по 4-5 раз).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ. Повторить эти движения 4-5 раз.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:высунутьязыквперед,одновременноподнимаяегокончиквверх.Повторитьэтидвижения4-5раз.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:совершатьодновременнодвижениенижнейчелюстьюивысунутым языком вправо, затем влево. Повторить эти движения 4-5 раз.Оценивается:последовательностьвыполнениядвижений;возможностьпереключениясодногодвижениянадругое;инертностьдвижения,персеверации;темпдвижений;амплитудадвижений(объемдвиженийдостаточный,ограниченный);точностьвыполнениядвижений(точноевыполнение,приближенное, поиски артикуляции, замена одного движения другим);наличиесинкинезий,гиперкинезов,саливации. Критерии оценки:4балла-сравнительноточноевыполнениедвижений,вседвижениякоординированы;3балла-замедленноеинапряженноевыполнениепереключенийс одного движения на другое;2балла-количествоправильновыполненныхдвиженийограниченодвумя-тремя;1балл-выполнениесошибками,длительныйпоискпозы,заменаодногодвижениядругим,синкинезии,саливация,гиперкинезы; 0 баллов - невыполнение движений.Обследование тонуса артикуляционной мускулатуры и наличия патологической симптоматики начинают с обследования мимической мускулатуры.4.Обследованиемышечноготонусаиподвижности губПроцедураобследования: ребенкупредлагается отраженнозалогопедом повторить движения, сидя за столом перед зеркалом.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Трубочка» (вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать 5-7 секунд).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:чередование«Забор»-«Трубочка»(до5раз).Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:поднятьверхнююгубу,опуститьнижнююгубу,повторитьдвижения несколько раз.Критерииоценки:4балла-точноевыполнениезаданий,тонусвнорме,губыподвижные;3балла-неточноевыполнениедвижений,незначительноенарушение тонуса губной мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония);2балла-верхняягубанапряжена,ограниченаееподвижность;1балл-затрудненияпривыполнениидвижений,выраженноенарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные;0баллов-невыполнениезаданий,грубовыраженнаяпатология.5.Обследованиемышечноготонусаязыкаиналичияпатологической симптоматикиПроцедураобследования:ребенкупредлагаетсяотраженнозалогопедомповторитьдвиженияпередзеркалом.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Лопата» - язык широкий, распластанный, неподвижно лежит на нижней губе.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Мост» - из положения «окно» язык упирается в нижние резцы, язык - широкий, плоский, спокойно лежит в ротовой полости.Инструкция:«Смотривнимательновзеркалоиповторяйзалогопедом движения»:«Маятник» - попеременно дотянуться кончиком языка до правого, потом до левого угла рта.Критерииоценки:4 балла - точное выполнение движений, отсутствие нарушений мышечного тонуса языка, патологической симптоматики;3 балла - неточное выполнение заданий, незначительное нарушение тонуса языка (гипертонус, гипотония, дистония);2 балла - затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженноенарушениемышечноготонусаязыка,саливация,усиливающаяся при функциональной нагрузке, девиация языка;1 балл - грубо выраженное нарушение мышечного тонуса языка, выраженная патологическая симптоматика (постоянная саливация, гиперкинезы, посинение кончика языка, девиация);0баллов -невыполняет задание.ОбследованиесостояниямимическоймоторикиПроцедура обследования. Упражнения выполняются перед зеркалом. Ребенку предлагается отраженно за логопедом выполнить движения. Проводится по образцу, затем по словесной инструкции.ИсследованиеобъемаикачествадвижениймышцлбаИнструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:нахмуритьброви;поднятьброви;наморщитьлоб.ИсследованиеобъемаикачествадвиженийглазИнструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:легкосомкнутьвеки;плотносомкнутьвеки;закрытьправыйглаз,затемлевый;подмигнутьИсследованиеобъемаикачествадвижениймышцщекИнструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:надутьлевующеку;надутьправующеку;надутьобещекиодновременно;надуватьпоочередиправуюилевующёки.Исследованиевозможностипроизвольногоформирования определенных мимических позИнструкция:«Смотривнимательновзеркалоипопробуйпоказать…»:удивление;радость;испуг;грусть;сердитое лицоИсследованиесимволическогопраксисаИнструкция: «Смотри внимательно в зеркало и повторяй за логопедом движения»:свист;поцелуй;улыбка;оскал;плевок;цоканье Критерииоценки:4 балла - точное выполнение заданий, отсутствие нарушений мышечного тонуса мимической мускулатуры и другой патологической симптоматики;3 балла - неточное выполнение некоторых движений, незначительное нарушение тонуса мимической мускулатуры;2 балла - единичные движения нарушены, единичные патологические симптомы;1балл-затрудненияпривыполнениидвижений,умеренновыраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры (гипертонус, гипотония, дистония), сглаженность носогубных складок, синкинезии;0баллов-грубовыраженнаяпатологиямышечноготонусамимической мускулатуры, гипомимия.
стертой дизартрии. – М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. Серия: Высшая школа – М.:
АСТ, 2007-2008. – 254 с.
3. Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел
«Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина. – М., 2012
[Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим
доступа: http :// www . biblioclub . ru /. (дата обращения 25.02.2015)
4. Беккер, К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак, - М.: Педагогика, 1981.
– 288 с.
5. Белякова, Л.И.Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, -
М..: Просвещение: Владос, 2009. – 287 с.
6. Бессонова, Т.П. Содержание и организация логопедической работы
учителя-логопеда общеобразовательного учреждения: методические
рекомендации // Т.П. Бессонова, - М.: АРКТИ, 2016. – 74 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К.
Бондаренко, - М.: Просвещение, 1991. — 160с.
61
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда / Е.Н.
Винарская,– М.: АСТ, 2005. – 64 с.
9. Винарская, Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для
топической диагностики // Тр. объединенной конференции
нейрохирургов. — Ереван, 1965.
10.Воронина, Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной
гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. –
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80с.
11. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения // ––
СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
12.Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом
процессе [Электронный ресурс] // Дошколёнок.ру :
http://dohcolonoc.ru/cons/9781-didakticheskie-igry-ikh-znachenie.html
13.Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений / Е.А. Дьякова, - М.: Академия, 2005. – 96с.
14. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин, –– М.: АПН РСФСР,
1958. – 378 с.
15.Журба, Т.Л. Нарушение психомоторного развития детей первого года
жизни. / Т.Л.Журба, Е.М. Мастюкова, - М.:Медицина,1981. – 272с.
16. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и
воспитателей детсадов // Под ред. В.И. Селивёрстова. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 1981. – 192с.
17. Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.
Пособие для логопедов / В.А. Киселёва, – М.: Школьная пресса, 2007. –
48 с.
18. Классификация игр дошкольников [Электронный ресурс] // Для
дошкольников. Досуг и образование дошкольников:
http://raguda.ru/ns/klassifikacija-igr-doshkolnikov.html (дата обращения
3.10.2016)
19.Корнеева, И.В. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. – Изд.
2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 95 с. – (Библиотека логопеда).
62
20. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика:
Практическое пособие / Е. Н. Краузе, - СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.,
ил.
21. Крупская, Н.К.Дошкольное воспитание. Вопросы семейного
воспитания и быта / Н.К. Крупская, – М.: Директ-Медиа, 2014. – 370с.
22. Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс
упражнений / О.И. Лазаренко, - М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 32 с.: ил.
23. Лалаева, Р.И. Логопедия в таблицах и схемах: учебное пособие / Р.И.
Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская, - М., 2009 [Электронный
ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа:
http :// www . biblioclub . ru /. (дата обращения 27.02.2015)
24. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со
стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, –
СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1994. – 192 с.
25. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного
возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Учебное
пособие / Л.В. Лопатина, – М.: Союз, 2005.
26. Логопедия // Под ред. ВолковойЛ.С. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
27. Макаренко, А.С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи
о воспитании / Под редакцией С.Н. Савушкина, – М.: Карапуз, 2009. –
288 с.
28.Мимика против дизартрии [Электронный ресурс] // Дизартрия news :
http://www.profunde.ru/2009/04/mimika-protiv-dizartrii.html (дата
обращения: 3.10.2016)
29.Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду:
Пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова - М.:
ГНОМ и Д, 2000. - 96с.
30.Общая характеристика дошкольников с дизартрией и стертой
дизартрией [Электронный ресурс] // SuperInf:
http :// superinf . ru / view article . php ? id =328 (дата обращения: 20.09.2014)
63
31. Оглоблина, И.Ю. Логопедический массаж: игры и упражнения для
детей раннего и дошкольного возраста / И.Ю. Оглоблина, С.Ю.
Танцюра – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64с.
32. Османова, Г.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж при
коррекции речевых нарушений / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. –
СПб.: КАРО, 2013. – 88 с.: ил.
33. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.:
Просвещение, 1968.
34. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева, – М.:Сфера,
2001. – 448 с.
35. Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические
рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей
дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко, - СПБ.: КАРО, 2009. – 92 с.:
ил.
36. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под ред.
Селиверстова В.И.,– М., 1997.
37. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб.пособие для студентов дефектолог.
факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб./ О.В. Правдина –
М.Просвещение, 1973. – 272 с.
38. Приходько, О.Г. Дифференцированный логопедический массаж при
коррекции дизартрических расстройств / О.Г. Приходько, - М.:
Парадигма, 2013. – 60с.
39. Приходько, О.Г. Логопедический массаж при коррекции
дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного
возраста / О.Г. Приходько, - СПб.: КАРО, 2008. – 160с.
40. Романович, О.А. Диагностика психофизических процессов и речевого
развития детей 4-5 лет/ О.А. Романович, Е.П. Кольцова, – М., 2013 //
[Электронный ресурс] // «Университетская библиотека онлайн». Режим
доступа: http :// www . biblioclub . ru /. (дата обращения 27.02.2015)
41. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их
64
диагностики/ Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская/Дефектология.
1974. №4.
42. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду /
Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, - М.: Просвещение, 1987. – 141 с.
43. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н.
А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
44. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения:
Практикум по логопедии: Учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ по
спец. «Дошк. воспитание» № 03.08. / Ф.М. Фомичева – М.:
Просвещение, 1989, – 239 с.
45. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста /
М.Е. Хватцев – М.:Учпедгиз,1961. – 106 с.
46. Хрестоматия по логопедии. //Под.ред. Волковой Л.С.,2т. – М.:Владос,
1997.
47. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л. С. Волковой, В.И.
Селиверстова. — М., 1998. — Ч. I. — С. 163—293.
48.Черникова, Ю.В. Обследование артикуляционного аппарата
[Электронный ресурс] // Логопедический портал:
http://logoportal.ru/statya-14569/.html (дата обращения: 21.01.2015)
49.Шувалова, Ю.Н. Нарушение моторных функций у дошкольников со
стертой формой дизартрии и пути их коррекции [Электронный
ресурс] // Публикации: http://kak.znate.ru/docs/index-27176.html (дата
обращения 14.02.2016)
Вопрос-ответ:
Какие упражнения осуществляются для развития двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со староторной дизартрией?
Для развития двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со староторной дизартрией применяются такие упражнения, как выполнение упражнения "Лопата" с пошлепыванием языка по губам и удержанием широкого языка подсчетом до 5, выполнение упражнения "Лопата" с кусанием языка зубами и удержанием широкого языка подсчетом до 5, выполнение упражнения "Вкусное варенье" и удержание языка в этом положении подсчетом до 5, выполнение упражнения "Мост" и удержание плоского языка на нижних резцов подсчетом до 5, выполнение упражнения "Вкусное варенье" и перевести язык к верхним альвеолам.
Какие результаты можно достичь при выполнении упражнения "Лопата" с пошлепыванием языка по губам и удержанием широкого языка?
При выполнении упражнения "Лопата" с пошлепыванием языка по губам и удержанием широкого языка, ребенок может достичь улучшения координации движений языка, улучшения работы языка и правильного контроля над языком.
Какие навыки могут развиться при выполнении упражнения "Лопата" с кусанием языка зубами и удержанием широкого языка?
При выполнении упражнения "Лопата" с кусанием языка зубами и удержанием широкого языка, ребенок может развить навык правильного контроля над языком, улучшить артикуляцию звуков и улучшить речь.
Какое значение имеет выполнение упражнения "Мост" и удержание плоского языка на нижних резцов?
Выполнение упражнения "Мост" и удержание плоского языка на нижних резцов имеет значение для улучшения координации движений языка, а также для развития правильной артикуляции и контроля над языком.
Какие навыки можно развить при выполнении упражнения "Вкусное варенье" и переведении языка к верхним альвеолам?
При выполнении упражнения "Вкусное варенье" и переведении языка к верхним альвеолам, ребенок может развить навык правильной артикуляции звуков, улучшить фонетический слух и улучшить речь.
Какие упражнения помогают развивать двигательные и речедвигательные функции у дошкольников со стартой дизартрией?
Упражнение "Лопата" помогает развивать двигательные и речедвигательные функции у дошкольников со стартой дизартрией. Для этого необходимо пошлепать язык губам и удержать широкий язык под счет до 5. Также полезно упражнение "Вкусное варенье", при котором нужно удерживать язык в определенном положении под счет до 5. Упражнение "Мост" помогает развивать двигательные функции, при этом нужно удерживать плоский язык у нижних резцов под счет до 5. И последнее упражнение "Вкусное варенье и перевести язык к верхним альвеолам" помогает развивать речедвигательные функции у дошкольников.
Какие упражнения рекомендуются для детей с речедвигательными нарушениями?
Для детей с речедвигательными нарушениями рекомендуются следующие упражнения: "Лопата", где нужно пошлепать язык губам и удерживать широкий язык под счет до 5; "Вкусное варенье", при котором нужно удерживать язык в определенном положении под счет до 5; "Мост", где необходимо удерживать плоский язык у нижних резцов под счет до 5; "Вкусное варенье и перевести язык к верхним альвеолам". Все эти упражнения помогают развить двигательные и речедвигательные функции у детей с речедвигательными нарушениями.
Какие упражнения помогают развивать у детей со стартой дизартрией моторику речи и двигательные навыки?
Для развития моторики речи и двигательных навыков у детей со стартой дизартрией рекомендуются следующие упражнения: "Лопата", где нужно пошлепать язык губам и удерживать широкий язык под счет до 5; "Вкусное варенье", при котором нужно удерживать язык в определенном положении под счет до 5; "Мост", где необходимо удерживать плоский язык у нижних резцов под счет до 5; "Вкусное варенье и перевести язык к верхним альвеолам". Все эти упражнения помогут развить моторику речи и двигательные навыки у детей со стартой дизартрией.
Какие двигательные и речевые функции могут быть нарушены у дошкольников со стертой дизартрией?
У дошкольников со стертой дизартрией могут быть нарушены двигательные функции, такие как смешение и запоздалое формирование двигательных навыков, затруднения в координации и точности движений. В речевых функциях они могут испытывать затруднения в артикуляции звуков, нарушения темпа и ритма речи, слабую произносительность.
Как выполнить упражнение "Лопата" для тренировки речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией?
Для выполнения упражнения "Лопата" дошкольник должен пошлепать язык губами и удержать широкий язык под счет до 5. Это помогает развивать контроль над мышцами губ и языка, а также улучшает артикуляцию и произношение звуков.
Как выполнить упражнение "Вкусное варенье" для тренировки речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией?
Упражнение "Вкусное варенье" предполагает удержание языка в определенном положении под счет до 5. Это упражнение помогает развивать и укреплять мышцы языка и улучшает контроль над ним, что влияет на четкость и произношение звуков.