Человеческий потенциал в управлении: проблемы оценки и использования
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 26.04.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ПОЛЕНЦИАЛОМ 5
1.1. Понятие и основные составляющие человеческого потенциала 5
1.2. Проекция человеческого потенциала на успешносность и результативность управленческих решений 8
1.3. Основные инструменты развития человеческого потенциала в управляющей системе 12
ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УПРАВЛЕНИИ 15
2.1. Методы оценки человеческого потенциала управленца 15
2.2. Анализ проблемы оценки и применения человеческого потенциала персонала управляющий систем 18
2.3. Возможные пути решения актуальных проблем 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 30
«Человеческое развитие... - это создание окружающей среды, в которой люди могут полностью развивать свой потенциал и вести продуктивную, творческую жизнь в соответствии со своими потребностями и интересами...» [2]. Ставшее классическим понимание экономического подхода применительно к широкому кругу социальных процессов, изложенное в работах Г. Беккера способствует точному методологическому разграничению проблемы человеческого развития и человеческого капитала. В частности, возможно применение общих характеристик подхода к исследуемой проблеме, когда предположение о максимизации индивидами полезности и своего благосостояния ориентировано на его представление вне зависимости от индивидуальной характеристики субъекта, его альтруистичности, эгоизма или иного рода проявления лояльности. Их поведение устремлено в будущее, но несет на себе печать прошлого опыта. Другими словами, возможность создания ситуации выбора, возможностей совершать надлежащие поступки и обеспечивать тем самым свои жизненные перспективы. Ориентированное на будущее поведение требует определенной устойчивости, возможно в рамках динамически развивающихся систем и, обязательно, согласованное во времени. Институциональные ограничения, которые неизбежно должны быть учтены, также представляют определенную проблему в рамках выбранного экономического подхода. Речь идет о величине дохода, располагаемом времени, индивидуальных способностях и т.д.Экономический подход во многом базируется на теории индивидуального выбора, что очень тесно переплетается с пониманием человеческого развития, когда происходит создание условий и возможностей для человека в условиях обеспечения надлежащих медицинских, социальных, информационных, финансовых и прочих условий. Экономический подход адаптирован к макроуровневым уровням анализа, что позволяет в рамках концепции человеческого развития учитывать межстрановые и кросскультурные различия.Таким образом, модель рационального выбора действительно обеспечивает наиболее перспективную основу для унифицированного подхода к изучению в том числе и проблем экономической безопасности [3].Система управления развитием человеческого потенциала в организационно-методологическом аспекте, таким образом, включает в себя эволюционно-экономические характеристики, поэтапно определяющие аксиологические возможности субъекта в условиях трансформационных процессов. Экономическое проектирование является наиболее сложным из элементов и предопределяет финальную эффективность инноваций, реализуемых на основе аксиологической направленности человеческого потенциала по реализации своих потребностей. Наиболее прогнозируемыми с точки зрения социально-экономического результата является использование динамических информационных моделей, обеспечивающих создание условий, в которых люди могут развивать свой потенциал и вести продуктивную жизнь в соответствии с индивидуальной аксиологической оценкой своих интересов. Методологическое значение подобного подхода определяется зависимостью параметров человеческого развития от условий организационного развития экономической системы, функционирующей в условиях динамического равновесия и формирующей оптимальное сочетание количественных и качественных параметров, определяющих стратегическую направленность развития.Переход к постиндустриальной (информационной) стадии приводит к изменению человеческого потенциала и сопровождается радикальными изменениями в структуре и управлении организациями. Такие изменения касаются прежде всего характера соподчиненности и взаимодействия организации и работника, а также неэкономических целей организационных структур. Отношения организации и работника приобретают социальный характер, что является примером субъектно-объектных взаимоотношений. В итоге появляется синергетический эффект экономического взаимодействия на уровне организации, предполагающий рассмотрение персонала в качестве человеческого актива, а управление и улучшение производи-тельных возможностей работников - как его увеличение.Изменение ценностных ориентаций, произошедшее в экономически развитых странах, трансформирует управленческий подход в организационной среде. И к традиционно выделяемым трем уровням развития управленческих концепций (классическая школа управления персоналом, управление человеческими ресурсами, управление человеческим капиталом) добавляется управление развитием человеческого потенциала.Целеполагание этих подходов приводит к закрытому перечню управленческих задач: рациональному использованию времени занятости; оптимизации численности и структуры организации; создания условий для обучения и приобретения профессиональных навыков, необходимых для эффективного выполнения трудовых функций.Основная проблема этих управленческих подходов - неизбежное противоречие интересов сторон трудовых отношений в организации. Стремление к достижению организацией тактических целей может быть причиной конфликта, нарушения структурной целостности взаимодействия внутри организации и угроз экономической безопасности.Сложность проблемы заключается в том, что цели и интересы формируются не только на основе отношений по поводу управления, но и под воздействием множества других общественных отношений, имеющих место между людьми в социально-экономической системе. В свою очередь, цели человеческого развития оказывают влияние на формирование организационной структуры и на развитие общественных отношений.Другими словами, процесс человеческого развития является результатом взаимодействия организационных факторов. Отсюда возникает проблема выбора механизма, который учитывает эти взаимодействия и позволяет предвидеть последствия намечаемых действий.2.3. Возможные пути решения актуальных проблемЗакрепление позиций государства по определению проблем национальной безопасности и их противодействию аккумулируется в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1]. Стратегия выполняет роль базового документа стратегического планирования. В ней сформулированы национальные приоритеты и цели, а также меры по их достижению, направленные на устойчивое развитие страны и обеспечение ее безопасности. Некоторыми из таких целей являются: обеспечение экономической безопасности, развитие экономики, создание условий для развития личности, переход экономики на новый уровень технологического развития, достижение лидирующих позиций по объему валового внутреннего продукта, а также противостояние внутренним и внешним угрозам. Для этих целей и в соответствии с федеральными законами «О безопасности» [2] и «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3] была утверждена Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [4].Стратегия содержит в себе основные вызовы и угрозы экономики России, а также цели, задачи и направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на всех уровнях [5]. Исходя из Стратегии, человеческий потенциал представляет собой объективно значимую потребность станы, являясь национальным интересом, удовлетворение которого обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов России [6].Основным измерителем развития человеческого потенциала является его одноименный индекс. Индекс разработан в рамках программы человеческого развития ООН [7] и активно внедрен в другие направления деятельности организации. Индекс рассчитывается по разработанной методике и с учетом утвержденных фиксированных минимальных и максимальных значений показателей.HDI России в период с 2008 по 2018 год имеет положительную динамику, рост составил 0,052. Наибольший рост зафиксирован в 2011 году (с абсолютным отклонением в 0,011 и относительным отклонением 1,392%. Случаев снижения зафиксировано не было, имеется тенденция к росту индекса.Среднеквадратическое отклонение незначительное, составляет 0,019, значения ряда приближенны друг к другу.Если говорить о «центральном положении» переменной, то среднее арифметическое значение выборки равно 0,805, а медиана равна 0,812, что свидетельствует о стремлении значений показателя в данной выборке к нормальному распределению, а также об относительно равномерном росте значения индекса.Согласно классификации ООН, Россия попадает в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (низкий уровень - 0,550, средний уровень - 0,550-0,699, высокий уровень - 0,700-0,799, очень высокий уровень 0,8 или выше.С 2008 по 2011 год значения индекса говорили о том, что Россия попадала в 3 группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, а начиная с 2012 года и по настоящее время Россия перешла в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала).В международном отчете значение индекса не соответствует полученному значению в проведенном исследовании (расчетное значение - 0,828, отчетное значение - 0,816). Это объясняется тем, что в отчете анализируются показатели с опозданием, то есть значения показателей соответствуют 2015 году. Следовательно, расчетное значение индекса 2015 года соответствует значению индекса в отчете UNDP- 2018 и равно 0,816.Согласно международному рейтингу, Россия в 2018 году заняла 49 место из 184, где в первую пятерку стран входят Норвегия, Швейцария, Австралия, Ирландия и Германия. Значения индекса России отстает от значений индекса страны-лидера на 0,137. Наиболее близкое значение индекса к российскому у Черногории (равное 0,814).Таким образом, расчёт данного индекса позволяет измерить уровень развития человеческого потенциала и наблюдать его динамику. Знание числового значения HDI также позволяет произвести группировку стран и определить их позиции в общемировом рейтинге. Кроме того, с использованием данного индекса,возможно определить уровень развития человеческого потенциала в регионах России.Тем не менее, индекс, созданный ООН, направлен на решение проблем мирового масштаба, например, голода, бедности, детской и материнской смертности, гендерного неравенства, а также защиты и равномерного развития мирового сообщества. Учитывая это, вопрос оценки уровня развития человеческого потенциала остается открытым для научного сообщества.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, исходя из вышеперечисленных трактовок и подходов можно предложить авторскую трактовку понятия «человеческий потенциал» – это совокупность различных способностей человека, как врожденных, так и возникающих в процессе социализации, которые могут быть реализованы как в трудовой деятельности, так и в других сферах общественной жизни в целях решения социально-экономических проблем для совершенствования личностных компетенций, приобретения навыков жизнедеятельности в социуме и формирования индивидуальной высокопрогрессивной личности как обязательного условия создания высокоинтеллектуального инструмента развития различных сфер и отраслей функционирования экономики.Список литературыАристотель. Евдемова этика [Текст] / Аристотель: перевод Т.В. Васильева, Т.А. Миллер, М.А. Солопова. – М.: ИФ РАН, 2005. – 364 с. Маркс, К. Капитал. Том первый [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. 2-е изд. – Т. 23. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.– С. 178-183. Горюн, Л.П. Воспроизводство рабочей силы и основные направления его совершенствования в РФ [Текст] / Л.П. Горюн.: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. – Воронеж, 1998. – 235 c. Доклад о развитии человека / изд. по заказу Программы развития ООН (ПРООН). – Минск: Юнипак, 1998. – 28 с. Саградов, А.А. Качество населения: концепция и измерение [Текст] / А.А. Саградов // Человеческий капитал в России в 1990-х годах: сборник статей / под ред. А.А. Саградова. – М.: МАКС Пресс, 2000. – 96 с. Маркс, К. Капитал [Текст] / К. Маркс. – Соч. – 2-е изд. – Т. 25. – Ч. 1. – М.: 1961. – С. 100-101. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер: ост., общ.ред. Ю.Н. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с. Ашуров, Ф.А. Развитие человеческого капитала как фактор реализации стратегии национальной экономической безопасности РФ [Текст] / Ф.А. Ашуров: Дис. канд-а экон. наук: 08.00.05. – М.: 2011. – 23 с. Доклад о развитии человека 2015 года «Труд во имя человеческого развития» [Электронный ресурс] / ООН. – URL: https://www.un.org/ru/development/hdr (дата обращения: 10.03.2022). Сен, А. Об этике и экономике [Текст] / А. Сен. – М.: Наука, 1996. – 162 с. Глушанок, Т.М. Формирование конкурентоспособной рабочей силы в регионе в условиях перехода к инновационной экономике [Текст] / Т.М. Глушанок: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. – М.: 2010. – 325 с. Соболева, И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития [Текст] / И.В. Соболева. – М.: Наука, 2007. – С. 12. Катайцева, Е.А. Сущность понятия «человеческий потенциал» [Текст] / Е.А. Катайцева // Вестник российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. 2009. – № 6. – С. 30-35. Заславская, Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст] / Т.Н. Заславская // Общественные науки и современность. – М. – 2005. – № 3. – С. 5-16. Колин, К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика [Текст] / К.К. Колин // Вестник Российской Академии естественных наук. – М.: 2003. – № 4. – С. 13. Иванов, О.И. Человеческий потенциал (вопросы теории) [Текст] / И.О. Иванов // Санкт-Петербургский социологический ежегодник: отв. ред. А.О. Бороноев, Р.А. Костин. – СПб.: Изд-во СПб.ГУСЭ, 2010. – С. 8-28.
2. Маркс, К. Капитал. Том первый [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. 2-е изд. – Т. 23. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1960.– С. 178-183.
3. Горюн, Л.П. Воспроизводство рабочей силы и основные направления его совершенствования в РФ [Текст] / Л.П. Горюн.: Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.01. – Воронеж, 1998. – 235 c.
4. Доклад о развитии человека / изд. по заказу Программы развития ООН (ПРООН). – Минск: Юнипак, 1998. – 28 с.
5. Саградов, А.А. Качество населения: концепция и измерение [Текст] / А.А. Саградов // Человеческий капитал в России в 1990-х годах: сборник статей / под ред. А.А. Саградова. – М.: МАКС Пресс, 2000. – 96 с.
6. Маркс, К. Капитал [Текст] / К. Маркс. – Соч. – 2-е изд. – Т. 25. – Ч. 1. – М.: 1961. – С. 100-101.
7. Вебер, М. Избранные произведения [Текст] / М. Вебер: ост., общ.ред. Ю.Н. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.
8. Ашуров, Ф.А. Развитие человеческого капитала как фактор реализации стратегии национальной экономической безопасности РФ [Текст] / Ф.А. Ашуров: Дис. канд-а экон. наук: 08.00.05. – М.: 2011. – 23 с.
9. Доклад о развитии человека 2015 года «Труд во имя человеческого развития» [Электронный ресурс] / ООН. – URL: https://www.un.org/ru/development/hdr (дата обращения: 10.03.2022).
10. Сен, А. Об этике и экономике [Текст] / А. Сен. – М.: Наука, 1996. – 162 с.
11. Глушанок, Т.М. Формирование конкурентоспособной рабочей силы в регионе в условиях перехода к инновационной экономике [Текст] / Т.М. Глушанок: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. – М.: 2010. – 325 с.
12. Соболева, И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития [Текст] / И.В. Соболева. – М.: Наука, 2007. – С. 12.
13. Катайцева, Е.А. Сущность понятия «человеческий потенциал» [Текст] / Е.А. Катайцева // Вестник российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации. 2009. – № 6. – С. 30-35.
14. Заславская, Т.Н. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе [Текст] / Т.Н. Заславская // Общественные науки и современность. – М. – 2005. – № 3. – С. 5-16.
15. Колин, К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика [Текст] / К.К. Колин // Вестник Российской Академии естественных наук. – М.: 2003. – № 4. – С. 13.
16. Иванов, О.И. Человеческий потенциал (вопросы теории) [Текст] / И.О. Иванов // Санкт-Петербургский социологический ежегодник: отв. ред. А.О. Бороноев, Р.А. Костин. – СПб.: Изд-во СПб.ГУСЭ, 2010. – С. 8-28.
Вопрос-ответ:
Какие основные составляющие входят в понятие "человеческий потенциал"?
Основными составляющими человеческого потенциала являются знания, навыки, опыт, способности, умения, таланты, мотивация и личностные качества индивида.
Как проекция человеческого потенциала влияет на успешность и результативность управленческих решений?
Проекция человеческого потенциала на успешность и результативность управленческих решений определяется способностью управляющей системы эффективно использовать и развивать потенциал своих сотрудников, а также способами мотивации и стимулирования их работы.
Какие основные инструменты можно использовать для развития человеческого потенциала в управляющей системе?
Основными инструментами развития человеческого потенциала в управляющей системе являются обучение и переподготовка сотрудников, создание условий для роста и развития карьеры, мотивационные программы и системы поощрения, а также организация эффективной системы обратной связи и оценки результатов работы.
Какие методы оценки человеческого потенциала используются в управлении?
В управлении используются различные методы оценки человеческого потенциала, такие как анкетирование, интервью, тестирование, оценка производительности, анализ данных о предыдущем опыте и достижениях, а также использование специализированных программ и инструментов для оценки навыков и качеств сотрудников.
Какие методологические подходы используются для оценки человеческого потенциала в управлении?
Для оценки человеческого потенциала в управлении используются различные методологические подходы, такие как системный подход, психологический подход, социальный подход, а также использование математических моделей и статистических методов анализа данных.
Что такое человеческий потенциал в управлении?
Человеческий потенциал в управлении - это совокупность знаний, навыков, опыта и способностей, которыми обладает человек и которые могут быть использованы для решения управленческих задач.
Какие основные составляющие человеческого потенциала?
Основные составляющие человеческого потенциала включают знания, умения, навыки, квалификацию, мотивацию, лидерские способности и социальные навыки.
Какие инструменты развития человеческого потенциала используются в управляющей системе?
В управляющей системе используются различные инструменты для развития человеческого потенциала, такие как программы обучения и развития, системы мотивации и стимулирования, процессы оценки и фидбека, а также создание благоприятного рабочего окружения.
Какие методы оценки человеческого потенциала используются в управлении?
В управлении используются различные методы оценки человеческого потенциала, такие как анкетирование, тестирование, анализ производительности, оценка 360 градусов и интервью сотрудников.
Как проекция человеческого потенциала влияет на успешность управленческих решений?
Проекция человеческого потенциала на успешность управленческих решений заключается в учете способностей и возможностей сотрудников при принятии решений. Если управленцы умеют использовать потенциал своих подчиненных, это положительно сказывается на качестве решений и достижении результатов.
Что такое человеческий потенциал и какие основные составляющие он имеет?
Человеческий потенциал - это совокупность знаний, навыков, способностей и качеств личности, которые могут быть использованы в процессе управления. Основными составляющими человеческого потенциала являются интеллектуальный, творческий, коммуникативный и лидерский потенциал.
Как проекция человеческого потенциала влияет на успешность и результативность управленческих решений?
Проекция человеческого потенциала на успешность и результативность управленческих решений заключается в умении эффективно использовать потенциал каждого сотрудника для достижения поставленных целей. Это позволяет управляющим формировать высококвалифицированные команды, где каждый член вносит свой вклад и максимально реализует свой потенциал, что обеспечивает более эффективное управление и достижение успеха в деятельности организации.