“Анализ изменений в поведенческих, вкусовых и социальных предпочтениях потребителей ресторанных услуг в контексте пандемии COVID-19”
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 01.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности ресторанного бизнеса в современном обществе 4
1.1. Особенности пандемии COVID-19, влияющие на здоровье, состояние и предпочтения людей 4
1.2. Влияние пандемии на предприятия общественного питания 4
1.3. Государственная поддержка индустрии общественного питания 4
Глава 2. Анализ изменений в поведении потребителей ресторана «Давыдов» 4
2.1. Характеристика деятельности ресторана «Давыдов» 4
2.2. Анализ состояния ресторана «Давыдов» в период пандемии COVID-19 4
2.3. Анализ предпочтений потребителей ресторана «Давыдов» до и во время пандемии COVID-19 4
Глава 3. Разработка мероприятий по формированию лояльности потребителей в период пандемии COVID-19 4
3.1. Варианты организации курьерской доставки 4
3.2. Повышение квалификации пищевого технолога 4
Заключение 4
Список литературы 4
Предположительно эффективными мерами по повышению работоспособности ресторана и созданию службы доставки являются:- формирование должности менеджера по организации службы доставки;- заключение договоров с агрегаторами служб доставки.Организация мероприятия по формированию новой должности в организации службы доставки нельзя недооценивать. В ходе становления и продвижения ресторана «Давыдов» необходимо поддерживать направление на развитие доставки еды. В 2022 году это необходимо учитывать, поскольку в главе 2 по результатам проведенного анализа было определено направление на предпочтение именно этого способа получения еды из привычных мест.Менеджер, который будет заниматься службой доставки должен разрабатывать стратегию продвижения и функционирования службы доставки. Данный сотрудник должен поставить четкую задачу провести анализ клиентской базы, определить предложения, сформировать необходимые мероприятия, которые будут улучшать работу службы.Согласно рисунку 16 можно увидеть новые должности в общей структуре ресторана «Давыдов».Рисунок 16 – обновленная структура ресторана «Давыдов»Менеджер по организации доставки подчиняется непосредственно управляющему, для того, чтобыизбежать нагрузки на отдельные службы ресторана «Давыдов».До внедрения службы доставки в организационную структуру ресторана необходимо произвести расчеты финансов, которые должны будут идти на закупку оборудования рабочего места менеджера по организации службы доставки. Характеристика атрибутов стандартного офисного места находится в таблице 10.Согласно расчетам, затраты на оборудование одного рабочего места составляют 29843,5 руб.Помимо этого, заработная плата менеджер составит 50000 руб\мес. Дополняются расходы на социальные выплаты, составляющие 0,32 с каждого рубля. Таким образом, в год расходы составят:50*12*1,32 = 792 тыс. руб.Всего расходов:792 +29,843 = 821,843 тыс. руб.Таблица 10Смета на оборудование типичного рабочего местаПоказательЗначение показателяЦенаПримечаниеПлощадь рабочего местаМинимум 4 кв.м.-----Исходя их этого показателя рассчитывается максимально допустимое количество рабочих мест в каждом рабочем помещенииОсвещенностьДостаточно общего освещения-----Для некоторых рабочих мест может требоваться дополнительное местное освещениеНеобходимая мебельСтол5 тыс. руб.Стул – 1 шт.3 тыс. руб.Тумба подвижная3 тыс. руб.Шкаф для документов4 тыс. руб.Необходимое оборудование Компьютер10 тыс.руб.Телефон2 тыс. руб.Принтер15 тыс. руб.Общего пользования для нескольких помещенийКсероксИнвентарьКалькулятор300 руб.Бокс для хранения дискет200 руб.Съемный диск1,5 тыс. руб.НожницыКанцелярский набор800 руб.(в том числе, скрепки, линейка, кнопки, ручки, карандаши, ластик)Степлер150 руб.Дырокол150 руб.Папки200 руб.Итого29843,5Кроме того, необходимо заключить договор с одним из агрегаторов службы доставки. Таблица 9 содержит сравнительный анализ агрегаторов служб доставки, в которых есть все достоинства и недостатки всех.Таблица 11Сравнительная характеристика агрегаторов служб доставки на российском рынкеФакторыDeliveryclubЯндекс ЕдаZakaZakaПоявление на российском рынкеС 2009 годаС 2018 годаС 2013 годаОхват целевой аудиторииРаботает в более 90 городах РоссииРаботает в 8 городах (Москве, Санкт- Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Воронеже, Краснодаре и Сочи)Работает в 11 городах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Омск, Самара, Саратов, Уфа и Челябинск)Число сотрудничающих предприятийБолее 5500 ресторановБолее 2000 ресторановОколо 2600 ресторановНаличие собственного приложенияЕстьЕстьЕстьНаличие и работа системы еда за баллыЕсть. За каждые 100 руб. в заказе начисляется 10 бонусных балловОтсутствуетЕсть. Баллы начисляются в размере 10% от суммы покупкиЧасы работыКруглосуточноКруглосуточноКруглосуточноМиним. сумма заказа100 рублейЛюбая суммаВ зависимости от ресторанаРепутация фирмыПервый агрегатор службы доставки в России, широкая клиентская базаОбразовался в результате поглощения агрегаторов FoodFox и UberEats. Пользуется уже сформировавшейся клиентской базыШирокая клиентская база, основной упор на регионыДоставкаБесплатно, в течение 11,5 часовБесплатно или платно(в зависимости от ресторана или кафе в среднем 39-99 рублей), в течение 30 минутВ зависимости от ресторана, в течение 1-1,5 часовПервоначальный бонусНачисление 1000 бонусных баллов и скидка на первый заказ 30%Скидка 20% на первый заказНачисление 700 бонусных балловДанные, полученные в результате анализа таблицы 9 говорят о том, что необходимо провести сравнительный анализ собственной службы доставки и работы с агрегаторами для того, чтобы выбрать оптимальный вариант продвижения новой услуги. Данный анализ будет проведен в таблице 10.В целом экономическая эффективность приведенных мероприятий выражается формулой:Э = Р – 3где Р - стоимостная оценка результатов осуществления мероприятия за расчетный период;3 - стоимостная оценка затрат на осуществление мероприятия за расчетный период.Таблица 12Сравнительная характеристика агрегаторов служб доставки на российском рынкеПлюсыМинусыАгрегаторыЛегкий стартРаскрутка услугиДополнительный доходХороший вариант для сетей и франшизКомиссия сервисаНизкая маржинальностьОграниченное менюНепостоянный поток заказовПлохая обратная связь с клиентамиОтсутствие контроля курьеровСвоя доставкаОтсутствие комиссии с заказовБолее высокая маржинальностьКонтроль работы курьеров и качества сервисаХорошая обратная связь с клиентамиНастройка логистикиЗатраты на курьеров и транспортТребует больших вложения для доставки в отдаленные районыДополнительные расходы на рекламу доставкиПроведенная оценка стоимости от проведения мероприятий отражена в следующих параметрах:- уменьшение себестоимости товаров, услуг, работ;- повышение прибыли.Таблица 13Затраты на осуществление рекомендаций по совершенствованию организации службы доставки в ресторане «Давыдов»Проблемы предприятия с точки зрения организации службы доставкиМероприятия по совершенствованию обслуживанияЗатраты, тыс. руб.Высокая загрузка коммерческого директорасоздание должности менеджера по организации службы доставки;821,843Потеря клиентовВысокие затраты на транспортное обслуживаниепредлагается заключить договор с одним из агрегаторов служб доставки2640Полученные данные в таблице 11 полученный эффект рассчитывается на том этапе, когда время этапа рассчитывается как один год. Согласно мероприятиям, предложенным в данной главе, идет определение величины годового эффекта.Согласно большой нагрузке на руководителя, некоторые клиенты не могут получить услуги по доставке, в ходе чего они ушли к другим предприятиям общественного питания.В 2020 году ресторан обслужил 40 тыс заказов. Было обслужено 460 клиентов. Из них 140 клиентов обратилось прямо в ресторан, но не получили вовремя ответа, что также приравнивается в потерянным клиентам.В целом объем выручки составляет 22000 рублей с одного человека. Учитывая введение новой должности, отвечающей за организацию доставки, данные клиенты получат обслуживание.В этом случае прирост продукции составит:ΔV = 140*22 = 3088 тыс. руб.Себестоимость составляла 0,976 на 1 руб. выручкиТогда ΔЗ = 3088 * 0,976 + 660,4 = 3674,3 тыс. руб.Прирост прибыли составит:ΔП = 3088 – 3674,3 = 486,3 тыс. руб.Текущий годовой экономический эффект равен:Эт = ΔП= 586,2 тыс. руб.Формат работы агрегаторов разных компаний пересекаются. Данные компании получают заказ от клиента, передают его ресторану и определяют собственных курьеров, которые выполняют эту доставку от ресторана до клиента.В задачи агрегаторов входит подготовка курьеров, которых необходимо не только обучить, но и объяснить им логистику, которая обеспечивается общей униформой и системой мотивационных бонусов. За работой курьеров необходим постоянный контроль, вследствие этого сотрудники сервисов стараются выполнять заказы без задержек. В итоге среднее время доставки блюд по средствам Яндекс.Еда 40-45 минут. Из них 20-30 минут занимает приготовление блюд в ресторане и 16 – доставка.Главным показателем, за который сейчас конкурируют все агрегаторы – это уменьшение времени от момента заказа еды до ее доставки. Если этот показатель меньше, то агрегатор имеет больше заказов.Работа с сервисом особенно выгодна ресторану, поскольку агрегаторы генерируют дополнительные заказы. Ресторану «Давыдов» не нужно будет инвестировать в маркетинг, логистику и поддержку клиентов.При заключении договора с агрегатором, транспортные расходы сократятся. При этом комиссия агрегатору составить 20% от стоимости заказов при достижении 600 рублей. Таким образом выручка составит 600*22 = 13200 руб.Из них комиссия агрегатора:2640 тыс. руб.При этом снизятся за траты на транспорт, курьеров, логистику, рекламу до 30% на заказ.Прирост объема прибыли составит:ΔП = 13200 * 0,4 = 5280 тыс. руб.Текущий годовой экономический эффект равен:Эт = ΔП –З = 5280-2640 = 2640 тыс. руб.Ток = З/ Эт = 2640 / 2640= 1 годВ целом, согласно произведенным расчетам в пункте 3.1 и предложенным рекомендациям, можно сделать вывод, что при работе с агрегаторами себестоимость снизится, а выручка возрастет. В итоге получится общий прирост прибыли ресторана. В общем данные рекомендации по организации доставки еды из ресторана «Давыдов» являются эффективными. Таким образом, в целом повышение доходов от реализации данного мероприятия составит 5088 руб.Повышение квалификации пищевого технологаДальнейшая выработка предложений по повышению эффективности работы ресторана «Давыдов» в коронавирус сопровождается переквалификацией имеющихся сотрудников на работу ресторана в особых условиях. В первую очередь для определения стратегии такие тренинги должны пройти пищевой технологи, шеф-повар и су-шеф. Вследствие этого предлагается провести обучающую программу у некоторых должностей в ресторане.Проведение обучающего процесса будет проходить в 2 этапа.НА протяжении первого этапа, который является подготовительным, тренер собирает информацию, касающуюся работы ресторана, положения сотрудников на местах, принципов работы, формирует портрет целевой аудитории и отношения в коллективе. Далее он выясняет, на какие именно изменения желает делать упор руководство ресторана «Давыдов».Когда определен факт, что в переквалификации нуждается в первую очередь технолог, чтобы своевременно вырабатывать новую политику меню в ресторане, основной упор делается именно на работу с этой должностью. Кроме этого нужно изменить направленность работы обслуживающего персонала, который должен понять особенности работы в измененных условиях.Тренер начинает работать с технологом прямо в ресторане, приезжая и видя ситуацию своими глазами. Принятые решения должны основываться на меню, интерьере ресторана и информации, собранной на подготовительном этапе ведения тренинга.В процессе прохождения тренинга, появляются решения возникших проблем, которые можно решить не только одним сотрудником. Решения должны быть такими, чтобы весь коллектив воспринял их положительно и не чинил препятствий для их введения.Когда проходит тренинг, сами сотрудники иногда подсказывают лучшее решение для сложившейся ситуации. Эти предложения отправляются руководству по окончании тренинга.Необходимо обратить внимание, что обучение технологов и других специалистов в работе ресторана способно привести к полноценному результату, который отразится на работе всего ресторана. Комплексная работа со всеми сотрудниками необходимо по той причине, что в некоторых случаях полученные результаты и сформированные идеи по улучшению не смогут найти применение из-за негатива или нежелания выполнять их другими сотрудниками, либо просто не применимы в данной структуре ресторана. Поэтому необходимо изучать следующие критерии при выборе обучающей компании:- адаптация программы для деятельности конкретного ресторана;- наличие опыта у практикующих тренеров;- предоставление методических материалов;- разбивка программы обучения на блоки;- стоимость;- длительность.Важно показать то, что компания, которая будет заниматься продвижением и обучением персонала может быть малоизвестной. При выборе компании стоит обращать внимание на лекторов, которые проводят обучение, поскольку именно они могут обладать большим опытом, даже если сама компания еще недолго существует на рынке.Первым шагом администрация ресторана «Давыдов» беседует с тренером, проводящим обучение. Схема опросника расположена в таблице 14.Таблица 14План проведения собеседования с тренеромНазвание блокаПримеры вопросов1 БЛОКУточняющие вопросы по резюме тренераКак складывалась Ваша карьера тренера? Сколько тренингов в месяц Вам приходилось проводить? Назовите примерное количество. Какого рода тренинги Вы проводили? Какие тренинги Вам приходилось проводить чаще всего? Какие тренинги Вы любите проводить? Причины, по которым Вы работаете в одиночку (в тренинговой компании)? Есть ли у Вас рекомендации? 2 БЛОКОбщие сведенияГде Вы обучались проведению тренингов? Каким образом (где) Вы повышали свою квалификацию? Какие методы групповой работы Вы используете? Что нового Вы вносите в тренинговые программы? Приведите пример из практики. Какова сфера Ваших интересов? 3 БЛОККоммуникативная компетенция, общатьсяСпециальных вопросов по этому блоку не выделено. Определяется по ходу интервью тем, насколько тренер умеет расположить вас к себе, насколько с ним приятно.4 БЛОК.Поведенческие навыкиПредставьте ситуацию, что вы читаете лекцию, часть которой половина из участников знает и не хочет слушать второй раз. Каковы будут ваши действия? Предложите несколько вариантов. Предложите варианты работы с сопротивлением группы. Приведите примеры из практики. 5 БЛОКИнструментальныенавыкиКакие способы и инструменты обучения Вы используете в своей профессиональной деятельности? Подтвердите примерами. Как Вы оцениваете эффективность собственной работы? Приведите пример. Как Вы оформляете обратную связь? Приведите пример. Кто оценивает результаты Вашей работы? 6 БЛОКПознавательныепроцессыОцениваются с помощью специальных методик: методики оценки объема внимания, решения задач для оценки творческого мышления. Например, можно предложить тренеру назвать 10 способов применения кирпича и т.д.7 БЛОКЛичностныеособенностиОцениваются по ходу интервьюВследствие проведенного анализа стало ясно, что ресторану «Давидов» необходимо обраться за помощью в образовательном процессе к компании ООО «РЕСТКОН», которая предоставляет тренинг «Создание эффективного меню в ресторане». Данный тренинг входит в цикл «Кризисное обучение сотрудников в индустрии гостеприимства» и является авторской разработкой компании «РЕСТКОН». Тренинг рекомендован для технологов, шеф-поваров и су-шевов ресторана, отвечающих за тактику ведения подачи услуг в ресторане «Давидов».Целью тренинга является формирование модифицированного меню, способного быстро видоизменяться в условиях кризиса и резкого изменения предпочтений клиентов.Продолжительность тренинга 16 часов.Обучающая программа отвечает на вопросы о том как ставить цели в быстро изменяющихся условиях работы, предлагать альтернативы гостям, составлять меню и условия для организации доставки блюд на вынос, как взаимодействовать с разными службами, выстраивать доверительные отношение с партнерами, решать конфликтные ситуации, формировать групповую работу с шеф-поваром и гостиницей, в которой они работают.Предлагаемые мероприятия программы являются практическим инструментом для проверки понимания, отработки навыков, стандартов поведения, поддержания интереса и активность участников.Тренинг включает в себя следующие темы:Почему мы ходим в ресторан. Почему мы возвращаемся / не возвращаемся.Почему мы рекомендуем/ не рекомендуем кому-нибудь ресторан.Когда человек легко расстается с деньгами.Заказы и дозаказы. На что делаем ставку в первую очередь.Хороший повар официанту подспорье.Хороший рассказ – половина успеха. Научись рассказывать вкусно.Как рисовать словом.Типы клиентов.6 эмоциональных кнопок по Кролару. Как это поможет увеличить чек.Зачем пришёл клиент. Покушать, повстречаться, отдохнуть/повеселиться.Две концепции работы официанта: европейская (официант – невидимка) и восточная (официант – друг и собеседник).Бесплатные предложения от заведения (от шеф-повара; подарок от заведения, «на пробу» и др.), которые увеличивают средний чек и в день предложения и в будущем.Идея от Фроси Бурлаковой – «Куда бы всё это завернуть?».Альтернативы фразам-паразитам: «Ещё что-нибудь заказывать будете?», «Что-нибудь ещё?»Анализ продукта. Кто хорошо знает состав и технологию приготовления, то легко продает блюда.Вы не пробовали? Подогреваем любопытство.Самый-самый. Как правильно нахваливать.Как избежать «Демьяновой ухи» и не потерять постоянного клиента.Когда клиент торопится. Фактор времени. («Подскажи мне подскажи»).В финале программы участники проходят тест. Итоги предоставляются руководству ресторана «Давыдов».В ходе тренинга возможно отразить все пункты, указанные в программе, поскольку быстро меняющийся рынок требует быстрого реагирования на разные вопросы работоспособности деятельности ресторана.В стоимость тренинга включены следующие условия: расходы на транспорт, проживание тренера происходит за счет ресторана «Давыдов». В ходе подготовки программы обучения происходит расчет всех рекомендаций руководства ресторана «Давыдов», характеристики обслуживающего персонала и характеристики целевой аудитории.Один день обучения (8 часов) стоит 45 тыс рублей. В стоимость входит:- подготовка и проведение тренинга;-раздаточный материал;- консультации в любое время ведения тренинга;- посттренинговое сопровождение (2 недели после окончания тренинга);- предоставление результатов руководству ресторана «Давыдов».Учитывая, что важно проводить обучение небольшого количества человек, то группы не разделяются по дням, а проходят в рабочее время сотрудников ресторана «Давыдов».Для руководства ресторана «Давыдов» планируется краткосрочный семинар по управлению предприятием общественного питания в кризисный период пандемии COVID-19. Программа семинара представлена ниже. Стоимость участия 11800 рублей, продолжительность 16 часов. Поэтому программа подразделяется на два дня.Основными вопросами семинара для руководства рестораном «Давидов» «Повышение эффективности работы ресторана в период пандемии COVID-19».1) Отличительные черты рынка в отрасли общественного питания во время пандемии COVID-19 меняет структуру рынка. Происходит изучение нынешнего состояния рынка. Изучаются проблемы и перспективы роста в период пандемии COVID-19 и мода, выработанная новыми реалиями.2) Изучаются новые технологии в ходе деятельности ресторана, формируются новые методы работы, проводится исследование и становление новой стратегии деятельности3) Изучается географическое положение ресторана «Давыдов». Проводится анализ конкурентов, составляется карта активности клиентов.4) Формируется изучение работы как внешнего, так и внутреннего положения ресторана, его интерьера и архитектурных особенностей.5) Происходит становление новых видов сервиса и выработка новых форм стандартов, происходит оценка количества продаж и опыта работы сотрудников.6) Проведение анализа меню и ценовой политики предлагаемых блюд. Дополнительные услуги и способы их ценнобразования. Стимулирование продаж.7) Проведение аудита маркетинговой деятельности. Кризисный маркетинг. Способы продвижения в условиях пандемии COVID-19.8) Проведение анализа управления рестораном «Давидов». Стратегия и структура управления. Контроль. Мотивация.Участие одного человек – 12400 рублей.Далее необходимо предоставить рекомендации по внутреннему обучению персонала кризисным условиям работы в период пандемии COVID-19. Для этого предлагается ввести систему обучения внутри ресторана, поскольку в период пандемии, а также при введении нового направления как доставка еды клиентам, планируется текучка курьеров, которых необходимо постоянно набирать и обучать. Поэтому при внутрифирменном обучении будет происходить внешнее обучение, основанное на теории и методологии и навыках внутренних тренеров. В ходе ежемесячного обучения и повышение мотивации тренеров, важно выделить 50 тыс рублей в 2022 году.Таким образом, обучение даст возможность повысить качество обслуживания и эффективность взаимодействия с клиентами. В условиях пандемии COVID-19 уровень и быстрота обслуживания позволяет повысить лояльность клиентов, что важно для внешних клиентов, которые не всегда в изменившихся условиях могут посетить ресторан «Давыдов».ЗаключениеВ результате проделанной работы была достигнута цель, поставленная во введении и решены все задачи. Таким образом, была достигнуто понимание, что во время первой волны коронавирусной инфекции, которая затронула весь мир весной 2020 года, сильно повлияла на развитие ресторанного бизнеса и на предпочтения потребителей. Смена моделей поведения было определено страхом осуществлять контакты, при помощи которых передается COVID-19. Также снизилась покупательская способность, многие перешли на удаленную работу, изменили гигиенические привычки. При сложившейся ситуации число доставок в сфере общественного питания, наборов для самостоятельного приготовления блюд дома повышается постоянно, а число и длительность очных визитов в предприятия питания снижается. Как было показано в работе около 77% клиентов ресторанов обращают внимание на имеющуюся информацию о стандартах гигиены и безопасности, а 87% клиентов на оснащение туалетных комнат, считая кафе и рестораны одними из безопасных мест для посещения.Помощь в кризисный период для ресторанного бизнеса напрямую связана с работой индустрии гостеприимства и туристской индустрией. Информирование иностранных и русских туристов о мерах безопасности, которые проводятся в Санкт-Петербурге и в гостинице «Астория» в частности, повышает привлекательность посещения ресторана «Давыдов» в глазах туристов и гостей ресторана. Это станет основой для формирования новой реальности в продвижении ресторанных услуг.В результате проведенного исследования деятельности ресторана и предпочтений гостей до и во время пандемии и изменения стратегии деятельности с учетом измененных предпочтений, портрета целевой аудитории и мотивов поведения туристов, которые пользуются разными приложениями для заказа еды, сложилась стратегия, которая должна применяться для повышения эффективности работы ресторана «Давыдов» в период пандемийных ограничений.Подводя итоги дипломной работе можно сказать, что на начало 2022 года положение сферы общественного питания не показывает отрицательной динамики. Для ресторана «Давыдов» существуют определенные трудности, но руководство приняло их и научилось использовать. Вследствие этого происходит изменение деятельности внутри отрасли на формирование новых видов обслуживания. Новые требования влекут за собой новые виды обслуживания и трансформацию привычного типа оказания услуг. Стало понятно, что дальше работать по старым правилам не сможет ни одна отрасль. Вследствие этого необходимо приспосабливаться к имующимся условиям, применяя перспективные тенденции и технологии. Ресторан «Давыдов» использует позитивные практики и сможет пережить кризисную ситуацию, которая сложилась в отрасли и динамично развиваться в будущем.Список литературыПостановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (дата обращения: 10.03.2022)Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2007.Баландина, А. Кризис каждый день: как открывают рестораны в пандемию // Газета.Ru. – 2021. – 24 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2021/01/23/13452320.shtml (дата обращения: 10.03.2022)Батракова, Л. Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России // Социально-экономические исследования. – 2020. – № 2 (7). – С. 48–65. Герчикова И. Н. Менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 799 стрДробот, Е. В., Макаров, И. Н., Назаренко, В. С., Манасян, С. М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10, № 8. – С. 2135–2150. Зимовец, А. В., Сорокина, Ю. В., Ханина, А. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 1337–1350. Исследование «Значение доставки для ресторанного бизнеса» // DataInsight [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.datainsight.ru/Delivery_2020 (дата обращения: 10.03.2022).Казакова, Н. А., Королёв, Г. В. Исследование влияния пандемии на кризис бизнеса и развитие технологий менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 2. – С. 27–36Коронавирус заставил заняться доставкой 18 % российских ресторанов. — Текст: электронный // Состав: [сайт]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/koronavirus-zastavil-zanyatsya-dostavkoj-18-rossijskikh-restoranov-42712.html (дата обращения: 22.03.2022).Красюк И.А., Медведева Ю. Ю. Стратегические инструментальные решения маркетингового управления инновационным развитием торговых розничных структур. // Практический маркетинг. – 2020. – № 3 (277). – С. 27–36. Красюк И.А., Кольган М.В. Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящейся маркетинговой системы // Практический маркетинг. – 2020. – № 3 (277). – С. 20–26. Назаров О. Как раскрутить ресторан. Серия: Энциклопедия ресторатора. – М.: Ресторанные ведомости, 2009. с267«Нас кризисом не испугаешь» // РБК. – 2020. – 15 декабря [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus.rbc.ru/ partners/5fcfa3817a8aa90db3c6a553 (дата обращения: 10.03.2022)Пилюте, Ю. Третья волна COVID-19: какие ограничения вводятся в мире // Клопс. – 2021. – 1 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://klops.ru/collections/2021-04-01/230932-nakanune-pashi-i-ramadana-gde-v-mire-vvelilokdaun-iz-za-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 10.03.2022)Ресторанный рынок России // TAdviser. – 2021. – 30 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser. ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России (дата обращения: 10.04.2021)РБК Исследования рынков. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://marketing.rbc.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).Ресторанный рынок России // TAdviser. – 2021. – 30 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России (дата обращения: 10.03.2022)Рынку кофеен пророчат рост до 1 трлн рублей. — Текст: электронный // Состав: [сайт]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/rynku-kofeen-prorochat-rost-do-1-trln-rublej-35637.html (дата обращения: 10.03.2022)Сала Ю. Маркетинг в общественном питании. - М.: Финансы и статистика, 2006. с107Ситнюк, М. А. Аспекты формирования стратегии ресторанного бизнеса в условиях пандемии / М. А. Ситнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70510/ (дата обращения: 22.03.2022)Смирнов, С. Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ // Социальные новации и социальные науки. – 2020. – № 2 (2). – С. 149–159. https://doi.org/10.31249/snsn/2020.02.09Токманцева, И. Рестораны не вернутся на докризисный уровень в 2021 году // Ведомости. – 2021. – 11 февраля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/02/10/857472-restorani-vernutsya (дата обращения: 22.03.2022)Тымчук В. В. Предпринимательские решения в развитии ресторанного бизнеса / В. В. Тымчук. — СПб:, 2006. — c. 10 — URL: http://economy-lib.com/predprinimatelskie-resheniya-v-razvitii-restorannogo-biznesa#ixzz3pOMJNRfq. (дата обращения: 22.03.2022).Режим доступа: http://www.restcon.ru (дата обращения: 22.03.2022)«Яндекс» начал доставлять из магазинов заказы роботами-курьерами // РБК. – 2021. – 8 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/606ee0549a7947177bc526ea?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&nw=1618071755000 (дата обращения: 22.03.2022)Joseph T., Kiewel D., Tufft C., Longo R, and Wilkie J. How European marketingandsales leaders handle COVID19’s effects. Last Modified September 29, 2020. URL: https://www.mckinsey.com/businessfunctions/marketingandsales/ ourinsights/howEuropean marketingandsalesleadershandlecovid19seffects (датаобращения: 22.03.2022)Emmanuelli C., Maechler N., Jain N., Thomas A., Malfara D., Moritz F., Neher K., Nelson A. Elevating customer experience excellence in the next normal. Last Modified Мау 21, 2020. URL: https://www.mckinsey.com/businessfunctions/ operations/ourinsights/elevatingcustomerexperienceexcellenceinthenextnormal (датаобращения 22.03.2022).Doherty N.F., EllisChadwick F. Internet Retailing; the past, the present and the future. InternationalJournalofRetail & DistributionManagement, Emerald. – 2010. – 38(11/12), Pp. 943965. Reinartz W., Dellaert B., Krafft M., Kumar V., Varadajaran R. Retailing Innovations in a Globalizing Retail Market Environment. Journal of Retailing. – 2011. – 87(1), Pp. 553 566.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434 (ред. от 16.10.2020) «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349344/ (дата обращения: 10.03.2022)
2. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Баландина, А. Кризис каждый день: как открывают рестораны в пандемию // Газета.Ru. – 2021. – 24 января [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2021/01/23/13452320.shtml (дата обращения: 10.03.2022)
4. Батракова, Л. Г. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России // Социально-экономические исследования. – 2020. – № 2 (7). – С. 48–65.
5. Герчикова И. Н. Менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 799 стр
6. Дробот, Е. В., Макаров, И. Н., Назаренко, В. С., Манасян, С. М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10, № 8. – С. 2135–2150.
7. Зимовец, А. В., Сорокина, Ю. В., Ханина, А. В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Т. 10, № 5. – С. 1337–1350.
8. Исследование «Значение доставки для ресторанного бизнеса» // Data Insight [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.datainsight.ru/Delivery_2020 (дата обращения: 10.03.2022).
9. Казакова, Н. А., Королёв, Г. В. Исследование влияния пандемии на кризис бизнеса и развитие технологий менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – № 2. – С. 27–36
10. Коронавирус заставил заняться доставкой 18 % российских ресторанов. — Текст: электронный // Состав: [сайт]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/koronavirus-zastavil-zanyatsya-dostavkoj-18-rossijskikh-restoranov-42712.html (дата обращения: 22.03.2022).
11. Красюк И.А., Медведева Ю. Ю. Стратегические инструментальные решения маркетингового управления инноваци онным развитием торговых розничных структур. // Практический маркетинг. – 2020. – № 3 (277). – С. 27–36.
12. Красюк И.А., Кольган М.В. Концепция формирования цепочки создания ценности на основе самовоспроизводящей ся маркетинговой системы // Практический маркетинг. – 2020. – № 3 (277). – С. 20–26.
13. Назаров О. Как раскрутить ресторан. Серия: Энциклопедия ресторатора. – М.: Ресторанные ведомости, 2009. с267
14. «Нас кризисом не испугаешь» // РБК. – 2020. – 15 декабря [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus.rbc.ru/ partners/5fcfa3817a8aa90db3c6a553 (дата обращения: 10.03.2022)
15. Пилюте, Ю. Третья волна COVID-19: какие ограничения вводятся в мире // Клопс. – 2021. – 1 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://klops.ru/collections/2021-04-01/230932-nakanune-pashi-i-ramadana-gde-v-mire-vvelilokdaun-iz-za-pandemii-koronavirusa (дата обращения: 10.03.2022)
16. Ресторанный рынок России // TAdviser. – 2021. – 30 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser. ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России (дата обращения: 10.04.2021)
17. РБК Исследования рынков. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://marketing.rbc.ru/ (дата обращения: 18.03.2022).
18. Ресторанный рынок России // TAdviser. – 2021. – 30 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Ресторанный_рынок_России (дата обращения: 10.03.2022)
19. Рынку кофеен пророчат рост до 1 трлн рублей. — Текст: электронный // Состав: [сайт]. — URL: https://www.sostav.ru/publication/rynku-kofeen-prorochat-rost-do-1-trln-rublej-35637.html (дата обращения: 10.03.2022)
20. Сала Ю. Маркетинг в общественном питании. - М.: Финансы и статистика, 2006. с107
21. Ситнюк, М. А. Аспекты формирования стратегии ресторанного бизнеса в условиях пандемии / М. А. Ситнюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70510/ (дата обращения: 22.03.2022)
22. Смирнов, С. Н. Влияние пандемии COVID-19 на потребительский рынок России: статистический анализ // Социальные новации и социальные науки. – 2020. – № 2 (2). – С. 149–159. https://doi.org/10.31249/snsn/2020.02.09
23. Токманцева, И. Рестораны не вернутся на докризисный уровень в 2021 году // Ведомости. – 2021. – 11 февраля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/02/10/857472-restorani-vernutsya (дата обращения: 22.03.2022)
24. Тымчук В. В. Предпринимательские решения в развитии ресторанного бизнеса / В. В. Тымчук. — СПб:, 2006. — c. 10 — URL: http://economy-lib.com/predprinimatelskie-resheniya-v-razvitii-restorannogo-biznesa#ixzz3pOMJNRfq. (дата обращения: 22.03.2022).
25. Режим доступа: http://www.restcon.ru (дата обращения: 22.03.2022)
26. «Яндекс» начал доставлять из магазинов заказы роботами-курьерами // РБК. – 2021. – 8 апреля [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://quote.rbc.ru/news/article/606ee0549a7947177bc526ea?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop&nw=1618071755000 (дата обращения: 22.03.2022)
27. Joseph T., Kiewel D., Tufft C., Longo R, and Wilkie J. How European marketing and sales leaders handle COVID19’s effects. Last Modified September 29, 2020. URL: https://www.mckinsey.com/business functions/marketingand sales/ our insights/how European marketing and sales leaders handle covid 19seffects (дата обращения: 22.03.2022)
28. Emmanuelli C., Maechler N., Jain N., Thomas A., Malfara D., Moritz F., Neher K., Nelson A. Elevating customer experience excellence in the next normal. Last Modified Мау 21, 2020. URL: https://www.mckinsey.com/business functions/ operations/our insights/elevating customer experience excellence in the next normal (дата обращения 22.03.2022).
29. Doherty N.F., EllisChadwick F. Internet Retailing; the past, the present and the future. International Journal of Retail & Distribution Management, Emerald. – 2010. – 38(11/12), Pp. 943965.
30. Reinartz W., Dellaert B., Krafft M., Kumar V., Varadajaran R. Retailing Innovations in a Globalizing Retail Market Environment. Journal of Retailing. – 2011. – 87(1), Pp. 553 566.
Вопрос-ответ:
Какие особенности пандемии COVID-19 влияют на здоровье, состояние и предпочтения людей?
Пандемия COVID-19 имеет ряд особенностей, которые существенно влияют на здоровье, состояние и предпочтения людей. Во-первых, это высокая инфекционность вируса и его распространение через капли воздуха, что создает опасность заболевания. Во-вторых, многие люди столкнулись с продолжительным пребыванием в изоляции, что может привести к проблемам со здоровьем и психологическому дискомфорту. В-третьих, многие люди сократили свои доходы или остались без работы, что повлияло на их финансовое состояние и способность посещать рестораны и кафе. Все эти факторы способствуют изменению предпочтений потребителей в ресторанной сфере.
Какие изменения произошли в поведении потребителей ресторанных услуг в связи с пандемией COVID-19?
Пандемия COVID-19 привела к ряду изменений в поведении потребителей ресторанных услуг. Во-первых, большинство людей стали осторожнее и предпочитают избегать скопления людей, поэтому посещение ресторанов стало менее популярным. Во-вторых, многие люди предпочитают брать еду на вынос или заказывать доставку, чтобы минимизировать контакт с другими людьми. В-третьих, некоторые потребители стали более внимательны к гигиене и безопасности в ресторанах, и оценивают соответствие заведений мерам предосторожности. Эти изменения в поведении потребителей могут оказать существенное влияние на бизнес ресторанной индустрии.
Какие последствия пандемии COVID-19 оказались на предприятия общественного питания?
Пандемия COVID-19 оказала серьезное воздействие на предприятия общественного питания. Многие рестораны и кафе были вынуждены закрыться на определенный период времени из-за карантинных мер и ограничений на деятельность. Это привело к сокращению доходов и увольнению персонала. Кроме того, ограниченное количество посетителей и требования социальной дистанции существенно ограничивают возможности ресторанов и кафе. Некоторые предприятия были вынуждены перейти на доставку или вовсе закрыться. Все это сильно повлияло на финансовое состояние и будущее ресторанной индустрии.
Какие особенности пандемии COVID-19 влияют на здоровье, состояние и предпочтения людей?
Пандемия COVID-19 оказывает значительное влияние на здоровье, состояние и предпочтения людей. Новый коронавирус привел к усилению мер по защите здоровья, что вызвало повышенное внимание и осторожность у потребителей. Люди стали более осторожными в посещении мест общественного питания, предпочитая более безопасные методы получения пищи, такие как доставка еды или приготовление дома. Кроме того, пандемия вызвала у людей стресс, тревогу и беспокойство, что может повлиять на их поведение и предпочтения относительно ресторанных услуг.
Как пандемия COVID-19 влияет на предприятия общественного питания?
Пандемия COVID-19 оказывает серьезное влияние на предприятия общественного питания. В связи с ограничительными мерами и режимом самоизоляции, многие рестораны вынуждены были закрыться или перейти на режим доставки еды. Это привело к значительному снижению посещаемости и выручки ресторанов. Кроме того, рестораны столкнулись с дополнительными расходами на соблюдение мер безопасности и гигиены, что также повлияло на их финансовое состояние.
Какая государственная поддержка была предоставлена индустрии общественного питания в связи с пандемией COVID-19?
В связи с пандемией COVID-19 государство предоставило различные меры поддержки индустрии общественного питания. Некоторые из них включали субсидии на зарплату работников, кредиты по льготным условиям, отсрочку платежей по налогам и арендной плате. Кроме того, в некоторых регионах введены специальные программы по поддержке ресторанов, такие как выплаты компенсаций за потерянную выручку или предоставление прямых субсидий.
Какие особенности пандемии COVID-19 влияют на здоровье, состояние и предпочтения людей?
Пандемия COVID-19 привела к значительным изменениям в поведении и предпочтениях людей. Основные особенности пандемии, влияющие на здоровье, состояние и предпочтения людей, включают ограничение контактов с другими людьми, ограничение посещения общественных мест, стресс и тревогу, повышенные меры безопасности и гигиены. В результате, многие люди стали более осторожными в выборе мест, где они едят, и предпочитают рестораны и кафе с хорошей репутацией в соблюдении правил безопасности и гигиены, а также предпочитают заказывать еду на вынос или делать покупки в супермаркетах для готовки дома.
Какая государственная поддержка имеется для индустрии общественного питания?
Во время пандемии COVID-19 государство предоставило различные формы поддержки для индустрии общественного питания. Это включает финансовую помощь в виде субсидий, кредитов и грантов, снижение налоговых ставок и отсрочка выплат налогов, а также упрощение процесса получения лицензий и разрешений. Государство также предоставляет консультационную поддержку для бизнесов общественного питания, помогая им разработать стратегии выживания и адаптации к новым условиям проведения бизнеса.
Как изменились поведенческие вкусовые и социальные предпочтения потребителей ресторанных услуг во время пандемии COVID-19?
Пандемия COVID-19 значительно изменила поведенческие вкусовые и социальные предпочтения потребителей ресторанных услуг. Многие люди стали предпочитать безопасные и гигиеничные условия, и выбирают рестораны, которые строго соблюдают правила безопасности и гигиены. Также увеличился спрос на здоровую и питательную пищу, люди стали более осознанно относиться к своему здоровью и питанию. Одновременно, многие потребители предпочитают остаться дома и заказывать еду на вынос или делать покупки в супермаркетах для готовки дома, избегая посещения общественных мест.