Механизмы взаимосвязи банковского и валютного таможенного контроля

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Валютные операции
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 01.05.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте 5
1.1 Специфика осуществления валютного контроля таможенными органами. 5
1.2 Электронная таможня как орган валютного контроля 10
2 Взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля 17
2.1 Особенности банковского валютного контроля 17
2.2 Развитие механизма валютного регулирования и таможенно-банковского контроля 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Фрагмент для ознакомления

В частности, рабочей группой при Консультативном комитете по финансовым рынкам по вопросам валютного регулирования и валютного контроля на территории ЕАЭС подготовлен перечень документов, необходимых для открытия счета резидентам и нерезидентам государств – членов ЕАЭС в банках, расположенных на территориях государств – членов ЕАЭС, в соответствии с требованиями национальных нормативно-правовых актов [5]. Согласно Приложению № 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе к 2020 г. государства – члены ЕАЭС гармонизируют политику в сфере функционирования общего финансового рынка (включая формы и виды валютного контроля), а к 2025 г. будет учрежден единый регулятор. По договоренности сторон, регулятор будет располагаться в г. Астане Республики Казахстан [6]. Республика Армения не осталась в стороне, и государством были внесены изменения в закон «О валютном регулировании и валютном контроле в соответствии с требованиями ЕАЭС [4].Республикой Казахстан был изменен порядок осуществления экспортно-импортного валютного контроля через Утверждение новых Правил в соответствии с методикой ЕАЭС [2]. Российская Федерация также внесла изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», согласно которому функции по контролю за осуществлением валютных операций некредитными финансовыми организациями переданы ЦБ Российской Федерации [1].Республика Беларусь через Указ Президента РБ внесла соответствующие изменения в Инструкцию о порядке регистрации сделок, деятельности банков, работе небанковских кредитно-финансовых организаций, функциях агентов валютного контроля [3]. Вместе с тем, несмотря на существенные меры и определения приоритетных долгосрочных целей валютного регулирования ЕАЭС, в действительности, процессу эффективной интеграции валютных рынков стран – участниц ЕАЭС препятствует множество нерешенных структурных проблем национальных экономик, оказывающих деструктивное влияние на всю рыночную среду ЕАЭС. Во всех государствах – членах ЕАЭС есть нормы, предусматривающие репатриацию валютной выручки. Однако контроль за возвратом капитала осуществляется в каждой стране по-разному. Так, в России при экспортно-импортных и заемных операциях необходимо оформление паспорта сделки, если сумма сделки превышает величину, эквивалентную 50 тыс. долл. США (с 1 января 2018 года паспорта сделки отменены. Вместо них банки будут вести учет контрактов, сумма которых превышает 3 млн рублей). В Республике Казахстан паспорт сделки заменен учетной регистрацией внешнеторговых контрактов. Это предполагает регистрацию валютного договора и последующее представление резидентом сведений по зарегистрированному контракту. При этом срок репатриации валюты в Казахстане определяется самим резидентом. В Республике Беларусь паспорт сделки упразднили и в 2009 г. заменили его регистрацией сделки в банке по заявительному принципу. В Армении и Киргизии оформление паспорта сделки также не требуется.Контроль за репатриацией валютной выручки направлен на выявление случаев нелегального вывода капитала из страны под видом фиктивных сделок. ФТС регулярно выявляет случаи незаконного вывода валюты за рубеж, когда под видом платежей за различные товары используются поддельные инвойсы. При проведении расследований таможенники выясняют, что товары по представленным документам в Россию никогда не ввозились, а деньги были использованы не по назначению. Схемы, при которых поставка товара не производится, а репатриация валюты не осуществляется, становятся все более, к сожалению, регулярными. Таким образом, для всех стран Евразийского экономического союза существуют идентичные проблемы с оттоком капитала, нестабильностью валютных курсов, офшоризацией, как способом ухода от налогообложения, легализацией «грязных» денег. Это делает особенно актуальным проблемы совершенствования валютного контроля и сосредоточение на совместных усилиях в данной сфере. Валютная политика является одним из основных направлений деятельности Евразийской экономической комиссии. В рамках ЕАЭС разрабатываются меры, направленные на сближение законодательства стран – участников. Однако не все аспекты валютного регулирования согласованы. До сих пор сохраняются определенные ограничения, касающиеся открытия и ведения счетов резидентов одного из государств – членов ЕАЭС в банках других стран Союза. Различается набор требований к резидентам и нерезидентам между странами. Даже само понятие валютного резидента трактуется в законодательстве по-разному. Так, например, российский Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет в качестве нерезидентов только тех граждан РФ, которые постоянно проживают в иностранном государстве не менее одного года. Человек, проживающий за пределами РФ более года, терял этот статус. Если въезд в Россию происходил хотя бы на один день, гражданин снова становился валютным резидентом со всеми вытекающими требованиями. Для унификации законодательных норм с 1 января 2018 года в данный закон были внесены поправки, согласно которым каждый гражданин без исключения считается валютным резидентом. В то же время Закон Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. № 57 «О валютном регулировании и валютном контроле» относит к нерезидентам граждан Республики Казахстан, имеющих документ на право постоянного проживания в иностранном государстве. Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании ивалютном контроле» от 22 июля 2006 г. № 226-З (ред. от 14.01.2016) всех граждан Белоруссии автоматически относит к резидентам, независимо от места их пребывания. В Республике Армении для определения резидентства физических лиц используется понятие «центр жизненных интересов» – то место, где сосредоточены семейные или экономические интересы лица. Это может быть место, где находится жилой дом (квартира) лица, в котором проживает лицо или его семья и находится его (семьи) личное или основное семейное имущество либо место осуществления хозяйственной (профессиональной) деятельности. В Законе Республики Армении от 21 декабря 2004 г. № HO-135 «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 12.01.2016) дается такое понятие резидента – физического лица: физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей), которые находились в Республике Армении 183 дня и более в любой двенадцатимесячный период, начинающийся или заканчивающийся с 1 января до 31 декабря включительно, либо центр жизненных интересов которых находится в Республике Армении, а также работающие в государственных органах и органах местного самоуправления в Республике Армении физические лица, временно работающие за пределами Республики Армении. Таким образом, гражданин страны перестает быть валютным резидентом России, если не приезжает в страну в течение года, для граждан Армении – если не проживает там более 183 дней и имеет в другом государстве дом или бизнес, для граждан Казахстана – если имеет вид на жительство иностранного государства, а для граждан Беларуси такое вообще невозможно. Наиболее либеральную валютную политику проводит Республика Кыргызстан. В стране практически отсутствуют валютные ограничения. Из инструментов валютного контроля предусмотрена обязательная регистрация счетов резидентов в кредитных организациях за рубежом. В протоколе о мерах, направленных на проведение согласованной валютной политики (приложение № 15 к Договору о Евразийском экономическом союзе), указано, что государства обеспечивают гармонизацию требований по репатриации резидентам из стран ЕАЭС валюты, а также гармонизацию требований к учету и контролю валютных операций и норм об ответственности за нарушение валютного законодательства. Серьезное внимание уделено взаимодействию уполномоченных органов валютного контроля путем обмена информацией. Евразийской экономической комиссией одобрен проект Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза. В этом проекте предусмотрено, что информационное взаимодействие между странами будет основываться на взаимном представлении сведений о заявленных в пассажирской таможенной декларации при перемещении через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств, превышающих 10000 долларов США и (или) денежных инструментов; по возбуждаемым уголовным делам, связанным с движением наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма при перемещении через таможенную границу ЕАЭС. Весьма значимой мерой в направлении гармонизации валютного законодательства в ЕАЭС стало Соглашение о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах Евразийского экономического союза. В ст. 10 Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации указывается: если в каком-либо государстве ЕАЭС действовали на дату подписания Соглашения более либеральные нормы валютного регулирования и валютного контроля, то эта страна не обязана их ужесточать. Если брать промежуток последних 10–15 лет, то в валютном законодательстве всех стран – членов ЕАЭС отчетливо просматривается курс на либерализацию валютного регулирования. В настоящий момент валютные ограничения по текущим операциям из всех стран -членов ЕАЭС применяет только Беларусь. В сентябре 2016 г. Национальный банк Республики Беларусь снизил норматив продажи валютной выручки с 30 до 20 %, что является очередным этапом на пути к полной ее отмене. Тем не менее указанные валютные ограничения сохранятся в течение 2018 г. В России обязательная продажа валютной выручки сведена к 0 процентов с 1 января 2007 года. В ст. 3 п. 2 Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в странах Евразийского экономического союза приводится перечень валютных операций, проводимых физическими и юридическими лицами – резидентами ЕАЭС, по которым не применяются валютные ограничения. Например, это касается взаиморасчетов при продаже товаров, выполнении работ, покупке недвижимости, внесении средств в уставные фонды компаний, а также переводов физических лиц в пределах таможенной территории ЕАЭС. Таким образом, надо сказать, что внутренние экономические проблемы государств-участниц ЕАЭС способствуют замедлению процессов валютной интеграции. Следовательно, вектор усилий в настоящее время должен быть направлен на устранение внутренних проблем в реализации валютной политики и дальнейшую работу над совершенствованием механизма более глубокой интеграции коммерческих банков стран – участников ЕАЭС, а также на выработку единых подходов к реализации экономической и валютной политики государств Евразийского экономического союза.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛиквидация одного из элементов системы валютного контроля (Росфиннадзора) привела к институциональному изменения системы валютного контроля. Такая трансформация привела к упрощениюосуществления мер контроля и надзора в этой сфере, дала возможность осуществлять полноценное взаимодействие между Центральным банком России, Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой на уровне одного статуса «орган – орган». Взаимодействие между налоговыми и таможенными органами в связи с приобретением ими расширенного правового статуса органов валютного контроля, отмены единого органа, который выполнял эти функции, требует совершенствования ипринятия решений, направленных на расширение перечня информации, предоставляемой на взаимной основе, интеграции электронных межведомственных систем взаимодействия, внедрение слаженности в рамках установления процедур и формосуществления валютного контроля для обеспечения экономических и внешнеторговых интересов государства. Классификация участников внешнеэкономической деятельности по степени риска незаконных валютных операций, осуществляемых таможенными органами, и передача соответствующей информации уполномоченным банкам и налоговым органам дают возможность сформировать базу данных наиболее «рискованных» предпринимательских структур и принимать меры превентивного характера по отношению к резидентам, проводящим сомнительные валютные операции.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВСтельмах Е. В. Валютный контроль как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности: монография / Е. В. Стельмах. Ульяновск: Зебра, 2017. 83 с. Сумароков Е. В. Валютный контроль в странах с развивающимися рынками: монография / Е. В. Сумароков. Москва: КНОРУС, 2017. 150 с. Войналович Я.С. Федеральная таможенная служба России: от агента к органу валютного контроля / Я.С. Войналович, В.И. Панченко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (26). С. 59-63. Гусева Е.В. Эффективность современной системы валютного контроля в Российской Федерации / Е.В. Гусева // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 137-144. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173- ФЗ Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40487. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2016 № 1720-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 153-р» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203515/. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. Письмо ФТС РФ от 19.04.2011 № 01-11/18036 «О соблюдении законности при запросе документов и информации от уполномоченных банков, Внешэкономбанка, территориальных управлений Банка России и Банка России для целей валютного контроля» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113480/. Мантусов В.Б. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации / В.Б. Мантусов, С.В. Шкляев // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 1. С. 7-16. Юрченко О.А. Контроль паспорта сделки - основной инструмент валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ / О.А. Юрченко, Е.Ю. Яковлева // В сборнике: Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 149-156. Медведенко О.В. Совершенствование валютного контроля в Российской Федерации путем передачи таможенным органам функций органа валютного контроля / О.В. Медведенко // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 4 (60). С. 80-83.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Стельмах Е. В. Валютный контроль как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности: монография / Е. В. Стельмах.  Ульяновск: Зебра, 2017.  83 с.
2. Сумароков Е. В. Валютный контроль в странах с развивающимися рынками: монография / Е. В. Сумароков.  Москва: КНОРУС, 2017.  150 с.
3. Войналович Я.С. Федеральная таможенная служба России: от агента к органу валютного контроля / Я.С. Войналович, В.И. Панченко // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии.  2017.  № 1 (26).  С. 59-63.
4. Гусева Е.В. Эффективность современной системы валютного контроля в Российской Федерации / Е.В. Гусева // Вестник Российской таможенной академии.  2017.  № 1.  С. 137-144.
5. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173- ФЗ Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/.
6. Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 г. № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/40487.
7. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2016 № 1720-р «О внесении изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. № 153-р» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203515/.
8. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
9. Письмо ФТС РФ от 19.04.2011 № 01-11/18036 «О соблюдении законности при запросе документов и информации от уполномоченных банков, Внешэкономбанка, территориальных управлений Банка России и Банка России для целей валютного контроля» Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_113480/.
10. Мантусов В.Б. Валютный контроль как вид государственного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации / В.Б. Мантусов, С.В. Шкляев // Вестник Российской таможенной академии.  2017.  № 1.  С. 7-16.
11. Юрченко О.А. Контроль паспорта сделки - основной инструмент валютного контроля, осуществляемого таможенными органами РФ / О.А. Юрченко, Е.Ю. Яковлева // В сборнике: Актуальные вопросы валютного контроля в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции.  2017.  С. 149-156.
12. Медведенко О.В. Совершенствование валютного контроля в Российской Федерации путем передачи таможенным органам функций органа валютного контроля / О.В. Медведенко // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.  2016.  № 4 (60).  С. 80-83.

Вопрос-ответ:

Какие механизмы связи между банковским и валютным таможенным контролем существуют?

Механизмы связи между банковским и валютным таможенным контролем обеспечивают обмен информацией, совместные проверки и контроль за выполнением валютных обязательств. Один из таких механизмов - включение банков в процесс проведения таможенного контроля и предоставление им возможности совершать операции по валютному контролю.

Каким образом таможенные органы осуществляют валютный контроль?

Таможенные органы осуществляют валютный контроль путем проверки правильности декларирования валюты и ценных бумаг, производства операций с иностранной валютой и международных платежей, а также соблюдения законодательства иностранных государств в части валютного регулирования.

Как электронная таможня влияет на валютный контроль?

Электронная таможня стала органом валютного контроля, позволяющим значительно упростить и ускорить процесс проведения таможенных операций. Она автоматизирует процесс проверки и учета валютных операций, что снижает риски неправильного проведения контроля и повышает эффективность работы.

Каким образом происходит взаимодействие банков и таможенных органов в сфере валютного контроля?

Банки и таможенные органы взаимодействуют путем обмена информацией о проведении валютных операций и контроле за их правильностью. Банки предоставляют таможенным органам данные о проведенных операциях, а таможенные органы осуществляют проверку соответствия этих операций законодательству и осуществляют контроль за их соблюдением.

Какие особенности характерны для банковского валютного контроля?

Банковский валютный контроль предполагает обязанность банков осуществлять проверку проводимых ими валютных операций, декларировать и выявлять неправомерные операции, а также соблюдать требования законодательства и проводить необходимые меры для предотвращения легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Каковы основные механизмы взаимосвязи банковского и валютного таможенного контроля?

Основные механизмы взаимосвязи банковского и валютного таможенного контроля включают в себя обмен информацией о валютных операциях, сотрудничество в проведении валютного контроля и взаимодействие при выявлении возможных нарушений.

Каким образом таможенные органы осуществляют валютный контроль?

Таможенные органы осуществляют валютный контроль путем проверки деклараций и документов, связанных с валютными операциями, а также путем обмена информацией с банками и другими участниками внешнеторговой деятельности.

Как электронная таможня влияет на органы валютного контроля?

Электронная таможня упрощает процесс валютного контроля, позволяя таможенным органам получать электронные данные о валютных операциях, быстро анализировать информацию и эффективно контролировать соблюдение валютного законодательства.