Методы логического и творческого мышления.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Юриспруденция
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 05.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМЫ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД 5
2. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ 8
3.ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ 11
4. ОБЪЕКТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ. 14
5. ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ. 16
6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАДОКС 19
7. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Фрагмент для ознакомления

»«Парадокс – это мнение, рассуждение, резко расходящееся с общепринятыми, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу»«Paradoxon – парадоксальное положение.»Наиболее полно данный парадокс иллюстрирует следующая схема. Рис. 4. Методологический парадоксСуть парадокса заключается в общей части пересекающихся прямоугольников: методология исследований и методы исследований не просто имеют общую часть — они как бы в одно и то же время представляют собой и метод, и методологию. Или, по-другому, между ними имеет место некое единство (единение), в чем-то противоречивое, а в чем- то дополняющее друг друга. Это есть не что иное, как диалектическое противоречивое единство методологии и метода. Очевидно, что при построении методологических схем исследователи, безусловно, должны исходить из того, что общее и особенное, часть и целое в этих понятиях могут меняться местами и даже могут представлять собой одно и то же. К примеру применения парадокса: некоторые авторы называли и продолжают называть методом методологию Карла Маркса, примененную им при исследовании капиталистического способа производства, изложенного в труде «Капитал».В мире существует много парадоксальных соотношений. Соотношение понятий метода и методологии, очевидно, одно из них.Можно смело утверждать, что парадоксы - это один из двигателей научного прогресса. Наука и продвигается вперед соответственно числу и глубине парадоксов, которые она открывает и преодолевает, соответственно парадоксальности выдвигаемых ею новых идей, в том числе это касается и парадокса методологии в юриспруденции. ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РЕШЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧЭвристические методы – это последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.Эвристические методы решения творческих задач – это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.Правила решения творческих задач также часто называют эвристическими правилами, а отдельно взятое правило, прием решения творческой задачи часто называют эвристикой.О продуктивности эвристик и эвристических правил в решении творческих задач хорошо знают изобретатели и рационализаторы. Однако и они часто их используют стихийно. А это чрезвычайно затрудняет их практическое применение.Эвристические методы сначала применялись в качестве методов обучения. Рис. 5. Методы эвристического обучения по А.В.ХуторскомуВ последующем методы выделились отдельно и стали неотъемлемой частью научного опыта.Несмотря на споры, как в отечественной практике, в работах Г. С. Альтшуллера, Г. Я. Буша, так и в зарубежной практике имеются серьезные попытки описать эти методические рекомендации в применении к изобретателям, например, метод "мозгового штурма", метод синектики и др.Эвристические методы:Метод мозгового штурма,метод "ключевых вопросов",метод "морфологического ящика" или метод "морфологического анализа" (также метод многомерных матриц),метод свободных ассоциаций,метод инверсии,метод эмпатии или метод личной аналогииметод синектикиметод организованных стратегийЭвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя, в деятельности менеджера. Проведение деловых игр с использованием эвристических методов дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению проблем.Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления.ЗАКЛЮЧЕНИЕЮридическая наука - система знаний об объективных свойствах права и государства в их понятийно-юридическом постижении и выражении, об общих и частных закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права в их структурном разнообразии. Естественная наука, имеющая прикладной характер.Научное юридическое исследование всегда осуществляется в определенной последовательности. Процесс получения новых научных знаний о праве достаточно длительный процесс, который подразделяется на ряд отдельных автономных стадий, постепенных переходов от постановки цели исследования до оформления его результатов.От правильной последовательности отдельных стадий исследования, их взаимной связи зависит объективные результаты исследовательской работы и успешность всего научного труда.Анализ научной литературы позволил нам раскрыть сущность методов логического и творческого мышления, а также описать их с точки зрения юриспруденции. Под творческим мышлением подразумевается вид мышления, связанный с созданием или открытием чего - либо нового. Для изучения и понимания процессов, лежащих в основе психологии творческого мышления, широко использовались психоаналитические методы. Системный подход в юридическом исследовании предполагает изначально строить общую модель исследуемого правового явления, для всех возможных направлений описания различных свойств явления и получения знаний о нем, при этом отдельные частные исследования этого явления, проведенные с помощью других методов юридической науки учитываются в этой общей модели, из которых синтезируется общее, наиболее полное, многомерное, многоаспектное, «сложное» научное знание несущее новизну в юридической науке.Методы и процессы, изложенные в работе, широко применяются учеными в научной юридической деятельности, а также могут быть применены при написании статей, научных работ и диссертации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБиблер В.С. К философской логике парадокса [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. – 1988. - №1. – С.28-42.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 2013. - 173 с. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. С. 182 - 195. Войшвилло Е.К. Логика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2001. – 528 с.Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2016 г.Гладкий А.В. Введение в современную логику [Текст] / А.В. Гладкий. – М.: МЦНМО, 2001. – 200 с.Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2015. С. 210 - 231. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2017Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2019.Ивин А.А. Логика [Текст]: учебник / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 1999. – 352 с. Ивин А.А. Теория аргументации [Текст]: учебное пособие / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 416 с.История и методология юридической науки: учебник для вузов / под ред. Ю.А. Денисова, И.Л. Честнова. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. С. 226.Карри, Х. Основания математической логики / Х. Карри. - М.: Мир, 2019. - 568 с.Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2020. - 560 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века") .Князев В. Л. Философия и ее функции в юридической теории и практике. Орел : ЮИМВД России, 2019. С. 131.Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -- М.: Наука, 2015. -- 720 с.Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2011 г.Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 2016 - 124. с.Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Москва : Издательство Юрайт, 2019. -- 274 с.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 688 с. . Новоселов М.М. Абстракция множества и парадокс Рассела [Текст] / М.М. Новоселов // Вопросы философии. – 2003. – №7. – С. 67-77.Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2016Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2016.Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2020.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017.Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.Френкель, А. А. Основания теории множеств / А. А. Френкель, И. Бар-Хиллел -- М.: Мир, 2016. -- 556 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библер В.С. К философской логике парадокса [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. – 1988. - №1. – С.28-42.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 2013. - 173 с.
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2013. С. 182 - 195.
4. Войшвилло Е.К. Логика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Е.К. Войшвилло, М.Г. Дегтярев. – М.: Изд-во ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2001. – 528 с.
5. Вудвордс Р. Этапы творческого мышления // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2016 г.
6. Гладкий А.В. Введение в современную логику [Текст] / А.В. Гладкий. – М.: МЦНМО, 2001. – 200 с.
7. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. - М.: Наука, 2015. С. 210 - 231.
8. Грецов А. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 2017
9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2019.
10. Ивин А.А. Логика [Текст]: учебник / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 1999. – 352 с.
11. Ивин А.А. Теория аргументации [Текст]: учебное пособие / А.А. Ивин. – М.: Гардарики, 2000. – 416 с.
12. История и методология юридической науки: учебник для вузов / под ред. Ю.А. Денисова, И.Л. Честнова. СПб.: ИВЭСЭП, 2014. С. 226.
13. Карри, Х. Основания математической логики / Х. Карри. - М.: Мир, 2019. - 568 с.
14. Квинн В. Прикладная психология. - СПб.: Питер, 2020. - 560 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века") .
15. Князев В. Л. Философия и ее функции в юридической теории и практике. Орел : ЮИМВД России, 2019. С. 131.
16. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -- М.: Наука, 2015. -- 720 с.
17. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 2011 г.
18. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - Мн.: БГУ, 2016 - 124. с.
19. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- Москва : Издательство Юрайт, 2019. -- 274 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. - 688 с. .
21. Новоселов М.М. Абстракция множества и парадокс Рассела [Текст] / М.М. Новоселов // Вопросы философии. – 2003. – №7. – С. 67-77.
22. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2016
23. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2016.
24. Психология. Словарь / под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 2020.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017.
26. Симановский А.Э. развитие творческого мышления.- Ярославль: «Академия развития», 2016. - 192 с.
27. Френкель, А. А. Основания теории множеств / А. А. Френкель, И. Бар-Хиллел -- М.: Мир, 2016. -- 556 с

Вопрос-ответ:

Какие методы логического и творческого мышления рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также эвристические методы в решении творческих задач.

Что такое парадокс?

Парадокс - это мнение или рассуждение, которое резко расходится с общепринятыми идеями или противоречит им, иногда только на первый взгляд.

Какие законы рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются объективные юридические и экономические законы.

Как строятся методологические схемы научных исследований в юриспруденции?

Строительство методологических схем в юриспруденции включает формулировку проблемы исследования, определение целей и задач, выбор методов исследования, обработку полученных данных и выводы.

Какие методы применяются при решении творческих задач?

В решении творческих задач применяются эвристические методы, которые помогают найти нестандартные решения.

Какие методы использовались для построения методологических схем в юриспруденции?

В юриспруденции для построения методологических схем использовались разные методы, включая системный подход, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

Что такое методологический парадокс?

Методологический парадокс - это ситуация, когда подходы и методы, используемые при решении одних задач, оказываются неэффективными или противоречивыми при решении других задач.

Какие методы применяются в решении творческих задач в юриспруденции?

Для решения творческих задач в юриспруденции применяются эвристические методы, которые позволяют находить новые и нестандартные решения.

Какие основные законы применяются в юриспруденции?

В юриспруденции применяются объективные юридические и экономические законы, которые определяют основные принципы функционирования и развития юридической системы и экономики.

Какие методы логического и творческого мышления применяются в юриспруденции?

В юриспруденции применяются методы логического мышления, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция. Также используются эвристические методы для решения творческих задач.

Какие основные методы логического и творческого мышления существуют?

Основные методы логического мышления включают анализ и синтез, индукцию и дедукцию. А творческое мышление включает эвристические методы.