Налог на добавленную стоимость: природа и механизм взимания
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 06.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 5
1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость 5
1.2 Подходы к исчислению и взиманию налога на добавленную стоимость 7
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ 13
2.1 Оценка механизма взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 13
2.2 Проблемы взимания налога по добавленной стоимости 19
2.3 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26
Например, для налога на прибыль базой являются доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ, а базой для НДС является выручка согласно п. 1 ст. 154 НК РФ, т.е. только доходы.Вычеты, которые уменьшают сумму налога к уплате конкретного налогоплательщика, не уменьшают налоговую базу, они просто переносят обязанность по уплате части налога на поставщика. Совокупность сделок, совершенная налогоплательщиками, не уменьшает суммарных обязательств по НДС перед государством.Несмотря на внедрение системы АСК НДС-2, продолжается практика продажи «бумажного» НДС. Некоторые фирмы удлиняют цепочки, чтобы отвести вопросы от заказчиков, затем все цепочки сводятся на одну фирму-однодневку, создается обширная брешь неуплаченного НДС. «Бумажный НДС» – это способ оптимизации, выражающийся в том, что реальный налогоплательщик, которому необходимо снизить «входной НДС», оформляет фиктивные договоры с поставщиками, которые выставляют в его адрес счета-фактуры и имитируют поставку (выполнение работы, оказание услуги), отражая операции в своей налоговой декларации. В реальности же никакой поставки не было и не будет, а поставщик просто предоставил заказчику товар (работы, услуги) на бумаге, без фактической реализации. Именно поэтому такой НДС получил название «бумажного». Необходимым условием для эффективного функционирования налоговой системы является эффективная контрольная работа налоговых органов. При низкой результативности контрольной работы нельзя рассчитывать на то, что налогоплательщики будут уплачивать налоговые платежи своевременно и в полном объеме, поэтому необходимо систематически проводить контрольные мероприятия и накладывать штрафные санкции в отношении налогоплательщиков с выявленными нарушениями. Прежде всего, речь идет об определении функциональных обязанностей (иерархии) и структуры различных уровней налоговых органов. Без четкой и отлаженной системы взаимосвязей, быстро реагирующих на изменения ситуации и скоординированных действий, начиная с начальников отдела и заканчивая ФНС России, невозможно эффективное налоговое администрирование . Широкий перечень функций, возлагаемый на налогового инспектора, требует перехода на более эффективный функциональный способ организации работы, что возможно только при условии определения оптимальной численности инспекций. Рациональное распределение обязанностей между сотрудниками без чрезмерной нагрузки на инспектора позволит ему больше уделять времени для каждой проверки, что в целом, безусловно, скажется на качестве и полноте проверенной информации. Одним из основных условий эффективного налогового администрирования является неизбежность привлечения к налоговой ответственности лиц, допустивших нарушения налогового законодательства, осознание этого факта налогоплательщиком будет являться остерегающим фактором при совершении какого-либо правонарушения. В отношении проблемы, связанной с «фирмами-однодневками», встречающимися в цепочке поставщиков, которые фактически не уплачивают налог в бюджет, будет целесообразно ужесточить меры при регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, внести соответствующие поправки в НК РФ. Это позволит на начальном этапе сократить или вовсе прекратить образование фиктивных организаций. Это касается также регистрации фирм с массовыми руководителями и учредителями. Первичный отбор на стадии регистрации фирм намного бы облегчил налоговое администрирование в инспекциях и сократил бы трудозатраты инспекторов на сбор доказательной базы в отношении «фирм-однодневок», также бы сократилась налоговая задолженность. Подобная ситуация складывается и в отношении организаций, ведущих сомнительную деятельность. Необходимо внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, связанные с отказом в приеме отчетности. На данный момент налоговый орган обязан принимать налоговую отчетность у всех подавших ее налогоплательщиков. Однако с введением ПК «АСК НДС-2» стало возможным отслеживать схемные операции налогоплательщиков, в результате которых в цепочке поставщиков образуются расхождения на весьма крупные суммы налога, которые фактически не уплачены в федеральный бюджет страны. Таким образом, внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, касающихся организаций, ведущих сомнительную деятельность, позволило бы уменьшить налоговые потери.2.3 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную стоимость в Российской ФедерацииВышевыявлены проблемы исчисления НДС и предложены варианты их решения посредством Автоматизированной информационной системы «НАЛОГ-3» и сервисов ФНС России, в таблице 2.4представим решение основных проблем в области взимания НДС.Таблица 2.4 - Проблемы исчисления НДС и варианты их решенияПроблемаВариант решения1. Наличие схем ухода от налогообложенияУжесточить меры при регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей2. Наличие схем ухода от налогообложенияНаделить налоговый орган полномочиями по блокировки ключа ЭЦП, аннулирование поданной третьими лицами декларации3. Нет контроля за движением товараВнедрение новой формы декларации по НДС с отражением реализуемых и приобретенных товаров4. Наличие схем ухода от налогообложенияАвтоматизация процесса и синхронизация с банками по сведениям по операциям на счетах налогоплательщика и его контрагентов. Внедрение программного комплекса, позволяющего в автоматическом режиме проводить сопоставление и анализ банковских счетов плательщика с его контрагентами, т.е. выстраивание цепочек взаимосвязей на основе банковских счетов5. Нет контроля за движением товараВнедрение оптической метки (QR-код), содержащей информацию о товаре и стадиях его движения6. Некомпетентность, неосведомленность бухгалтера организацииНа постоянной основе проведение квартальных семинаров по изменениям в НК РФ и составлению квартальной отчетности7. Не начислен НДС с суммы полученной предоплаты (частичной оплаты авансов)Упрощение процедуры выдачи и принятия авансовых платежейДанные меры позволят ужесточить контрольные действия налогового органа и в то же время упростят процесс администрирования налога на добавленную стоимость. Все это позволит сделать деятельность организации, с одной стороны, прозрачной, а с другой стороны, повлияет на снижение сектора теневой экономики в целом.ЗАКЛЮЧЕНИЕНалоги являются главной составляющей государственного бюджета. От количества налоговых поступлений зависит финансирование различных структур, необходимых для жизни населения: здравоохранения, образования, культуры, социальной поддержки.Налог на добавленную стоимость является основным налогом в структуре формирования бюджета. Это косвенный налог, являющийся фискальным регулятором экономики. Реализация фискальной функции налога позволяет государству обеспечивать свое функционирование, оказывать бесплатные услуги, решать социальные и другие задачи. Поэтому НДС играет одну из определяющих ролей в социально-экономическом развитии России.Дискуссия о возможной дальнейшей трансформации НДС должна базироваться на данных об использовании данного вида налоговой льготы. Однако НДС прошел проверку временем и сегодня стал одним из важнейших налогов в нашей налоговой системе. Нашу налоговую систему отчасти из-за этого обвиняют в значительном копировании опыта развивающихся стран, в которых очевидно преобладание в налоговых системах косвенных налогов, что не совсем верно. Этот налог является лишь частью проводимой в стране полномасштабной экономической и налоговой реформы. НДС для нашей страны не временная мера, призванная «латать дыры в бюджете», и суммы, полученные от поступления НДС, идут не только на покрытие текущих затрат. Отчасти эти средства используются для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста и поддержания стратегических направлений решения общеэкономических задач, финансирования национальных проектовСПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫНалоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022)// http://www.consultant.ru/Галухин А.В. К вопросу о налоговом поведении и повышении налоговой культуры налогоплательщиков // Социальное пространство. – 2019. – № 1(18). – с. 5Гусева Е.С. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран // Modernscience- 2021. - №10-2. – с. 45-49Додонова К.В., Кириллов А.А. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2021. – №11 (63). – с. 127-130Зотиков Н.З. Государственная налоговая политика в условиях угроз национальной безопасности // Вестник Сургутского государственного университета. – 2021. - №1 (31). – с. 26-35Калинская М.В., Дрова М.А., Заремук А.А. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран // Вестник академии знаний. – 2021. - №6(47). – с. 414-417Левшукова О.А., Волошина Е.А., Борисова Н.А. Состояние и перспективы налогового администрирования НДС в России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36 (4). – с.161-164Львова М.В., Кузьмина А.Л. Проблемы исчисления налога на добавленную стоимость и пути их решения // OECONOMIA ET JUS. – 2021. - №2. – с. 7-12Мазий В.В., Сергиенк К.С. Роль ДС в формировании доходной базы бюджета // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №43. – с. 325-331Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №12-2 (82). – с. 96-98Мельниченко Д.С., Таран Е.А. анализ порядка установления и практики применения НДС и акцизов в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. – 2022. - №17. – с. 19-30Насонова Н.А., Самоилова Т.Д. Эффективная налоговая система: настоящее и будущее // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 73-74Пестерева Е.В. Процесс уплаты НДС юридическими лицами // Моя профессиональная карьера. – 2021. – том 2. - №24. – с. 22-26Салгириев Р.Р., Алихаджиева Д.Ш., Элимханов И.А. Налоговая система в Российской Федерации: виды и функции налогов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – том 1. - №44. – с. 698-703Смолина В.А., Скалькина А.Р. Выявление проблем налоговой культуры Российской Федерации и пути их решения // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - №2 (20). – с. 108-110Солярик М.А., Киселев М.В. Налоговый контроль: понятие, методы, функции, принципы // Калужский экономический вестник. – 2020. - №2. – с. 17-19Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2021. – 460 с.Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.nalog.ruОтчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 1-НМ) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https: https://www.nalog.ruОтчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 4-НМ) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https: https://www.nalog.ru
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 26.03.2022)// http://www.consultant.ru/
2. Галухин А.В. К вопросу о налоговом поведении и повышении налоговой культуры налогоплательщиков // Социальное пространство. – 2019. – № 1(18). – с. 5
3. Гусева Е.С. Сравнительный анализ налоговой системы России и зарубежных стран // Modern science- 2021. - №10-2. – с. 45-49
4. Додонова К.В., Кириллов А.А. Современное состояние налоговой системы Российской Федерации // Форум молодых ученых. – 2021. – №11 (63). – с. 127-130
5. Зотиков Н.З. Государственная налоговая политика в условиях угроз национальной безопасности // Вестник Сургутского государственного университета. – 2021. - №1 (31). – с. 26-35
6. Калинская М.В., Дрова М.А., Заремук А.А. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран // Вестник академии знаний. – 2021. - №6(47). – с. 414-417
7. Левшукова О.А., Волошина Е.А., Борисова Н.А. Состояние и перспективы налогового администрирования НДС в России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36 (4). – с.161-164
8. Львова М.В., Кузьмина А.Л. Проблемы исчисления налога на добавленную стоимость и пути их решения // OECONOMIA ET JUS. – 2021. - №2. – с. 7-12
9. Мазий В.В., Сергиенк К.С. Роль ДС в формировании доходной базы бюджета // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №43. – с. 325-331
10. Мамчуева З.И. Налоговая система как элемент фискальной политики // экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №12-2 (82). – с. 96-98
11. Мельниченко Д.С., Таран Е.А. анализ порядка установления и практики применения НДС и акцизов в Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. – 2022. - №17. – с. 19-30
12. Насонова Н.А., Самоилова Т.Д. Эффективная налоговая система: настоящее и будущее // Вестник Тульского филиала финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 73-74
13. Пестерева Е.В. Процесс уплаты НДС юридическими лицами // Моя профессиональная карьера. – 2021. – том 2. - №24. – с. 22-26
14. Салгириев Р.Р., Алихаджиева Д.Ш., Элимханов И.А. Налоговая система в Российской Федерации: виды и функции налогов // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – том 1. - №44. – с. 698-703
15. Смолина В.А., Скалькина А.Р. Выявление проблем налоговой культуры Российской Федерации и пути их решения // Известия института систем управления СГЭУ. – 2019. - №2 (20). – с. 108-110
16. Солярик М.А., Киселев М.В. Налоговый контроль: понятие, методы, функции, принципы // Калужский экономический вестник. – 2020. - №2. – с. 17-19
17. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. – Москва: 2021. – 460 с.
18. Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.nalog.ru
19. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 1-НМ) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https: https://www.nalog.ru
20. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (Форма № 4-НМ) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба Российской Федерации. – Режим доступа: https: https://www.nalog.ru
Вопрос-ответ:
Какие основные подходы к исчислению и взиманию налога на добавленную стоимость?
Один из подходов к исчислению и взиманию налога на добавленную стоимость - это метод линейного налогообложения, при котором ставка налога применяется к каждому этапу производственного или торгового цикла. Другой подход - это применение метода каскадного налогообложения, при котором налог взимается только на последнем этапе цепочки производства или торговли. Также существует метод учета налоговой добавленной стоимости, при котором налог рассчитывается по разнице между выручкой и расходами предприятия.
Какой механизм взимания налога на добавленную стоимость существует в России?
В России налог на добавленную стоимость взимается по принципу каскадного налогообложения. Это значит, что налог взимается на каждом этапе продажи товаров или услуг: от производителя до потребителя. При этом налоговая ставка может быть разной для разных видов товаров или услуг.
Какова роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации?
Роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации заключается во многом. Во-первых, он является одним из основных источников доходов государства. Во-вторых, он способствует гибкому регулированию экономических процессов и стимулирует развитие предпринимательства. Кроме того, налог на добавленную стоимость играет важную роль в формировании бюджета и проявляет себя как фактор, влияющий на уровень цен на товары и услуги.
Каково экономическое содержание налога на добавленную стоимость?
Экономическое содержание налога на добавленную стоимость заключается в том, что он является налогом на конечное потребление. То есть, налог взимается с конечного потребителя товаров или услуг в виде определенного процента от их стоимости. При этом налог является косвенным, так как не непосредственно уплачивается производителями, а включается в стоимость товаров или услуг и передается потребителям.
Что такое налог на добавленную стоимость?
Налог на добавленную стоимость - это налог, который взимается с цены продажи товаров и услуг на каждом этапе их производства и распространения. Он является ключевым элементом налоговой системы и приносит значительную долю доходов государству.
Какие подходы существуют к исчислению и взиманию налога на добавленную стоимость?
Существует два основных подхода: косвенная система и прямая система. В косвенной системе налог уплачивается на каждом этапе производства и распространения товаров и услуг, в результате чего он накапливается в цене исходного продукта. В прямой системе налог уплачивается только на конечную стоимость товара или услуги.
Какую роль играет налог на добавленную стоимость в налоговой системе Российской Федерации?
Налог на добавленную стоимость является одним из основных источников доходов государства в России. Он собирается на каждом этапе производства и распространения товаров и услуг, что позволяет государству получать значительные суммы налоговых поступлений. Кроме того, налог на добавленную стоимость выполняет функцию регулирования экономики, так как его величина может меняться в зависимости от экономической ситуации в стране.
Как оценивается механизм взимания налога на добавленную стоимость в России?
Механизм взимания налога на добавленную стоимость в России оценивается как сложный и требующий улучшений. В частности, существуют проблемы с неправильным расчетом налоговой базы, недостаточной контрольной деятельностью со стороны налоговых органов, а также распространенностью неформальной экономики, которая уклоняется от уплаты налогов. Для улучшения механизма взимания налога на добавленную стоимость в России необходимо проводить реформы и принимать соответствующие меры.
Каково экономическое содержание налога на добавленную стоимость?
Экономическое содержание налога на добавленную стоимость заключается в том, что он облагает создание дополнительной стоимости, которая возникает на разных этапах производства и распространения товаров и услуг. Налог является рыночной ценой использования общественных ресурсов и способствует распределению национального дохода.
Что такое налог на добавленную стоимость?
Налог на добавленную стоимость (НДС) - это налог, который взимается с оборота при продаже товаров и оказании услуг. Он рассчитывается как процент от стоимости товара или услуги и является одним из основных источников доходов государства.