Прогресс и регресс как социальные процессы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 32 32 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 10.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение 3
Раздел 1. Основные характеристики социальных процессов 4
1.Типология и структура социальных процессов 4
2.Характеристики прогрессивных и регрессивных социальных процессов 7
Раздел 2. Прогрессивные и регрессивные социальные процессы современного общества 15
1. Технологическая экспансия как пример прогрессивного социального процесса 15
2. Регрессивные социальные процессы, затрагивающие современное общество (территориальная экспансия, ухудшение экологии, коммерциализация искусства) 18
Заключение 30
Список источников и литературы 31

Фрагмент для ознакомления

К сожалению, природные ресурсы сокращаются, по оценкам специалистов, их может не хватить, если не задуматься о сокращении добычи. Большие запасы природных ресурсов с одной стороны являются причиной экстенсивного развития хозяйства, которое ведет к его нерациональной структуре, большому и необоснованному расходу природно-ресурсного потенциала, таким образом, на современном этапе следует сосредоточиться на интенсивном развитии. Интенсивный путь – это будущее государств. Достаточно актуален для современного мира естественнонаучный подход, который был выработан учеными прошлого. Для естественнонаучного подхода важным является определение природных ресурсов как элемента природной среды. Большую важность для этого подхода представляет совокупность географического положения территории, природных ресурсов и других компонентов географической среды. От каждого из нас зависит то, каким будет будущее нашей планеты. Бережное отношение к природе, к ее бесценным дарам – это то, к чему должны стремиться все люди. Человечество сегодня начинает осознавать, что от нашей деятельности зависит будущее всей планеты. Своей технологической деятельностью человек разрушает природу, загрязняет недра и воду, исчезают редкие виды животных, птиц, редкие растения. Это очень тревожный звонок, который должен заставить нас задуматься об экологии! Особо хочется выделить экологические проблемы современной России. Стремительно развиваются города и мегаполисы, увеличивается количество транспорта, появляются новые производства, заводы… Но технический прогресс имеет важное противоречие: с одной стороны, благодаря ему мы имеем возможность жить в комфортных условиях, но с другой, экологическая ситуация неизбежно ухудшается. Россия сегодня остро нуждается в чистой энергии, экологичном транспорте. Также очень нужно воспитывать в людях умение бережно обращаться с природными богатствами. Но как правильно выстроить отношения между природой и обществом, как сделать так, чтобы природные ресурсы сохранялись при условии постоянного и динамичного развития технического потенциала? Представляется, что очень перспективной является технология переработки мусора в чистую энергию, когда мусор становится сырьем для генерации энергии, тепла… Внедрение этой технологии позволило бы решить сразу очень много экологических проблем. Кроме того, в нашей стране недостаточно внимания уделяется раздельному сбору мусора, а ведь благодаря раздельному сбору отходов можно избежать загрязнений, например, пластик попадает на специальные заводы для последующей переработки. Если оставить использованный пластик разлагаться без переработки, процесс займёт даже не годы, а сотни лет. Места образования пластиковых отходов многочисленны и разнообразны.Природу нужно беречь и любить, потому что мы с природой образуем единое целое, от экологии зависит здоровье всех людей. Нельзя допускать потребительское и бездумное отношение к природе, так как природа и общества пребывают в тесной взаимосвязи всегда, если разрушится природа, то под сомнением оказывается и существование человечества. Другой явный регрессивный процесс, который начался еще во второй половине 20 столетия, в период нашествия постмодернизма – это коммерциализация искусства. Коммерциализация искусства - естественный процесс, сопровождающий художественное творчество с момента его институционализации в качестве профессиональной деятельности и закрепления в системе общественного разделения труда. Однако до недавнего времени коммерческая ценность произведения была вторичной, производной от его художественно-эстетической ценности, в то время как сегодня она способна оказать существенное влияние на отношение зрителя к художественному творению, оценку и общественное признание творчества автора и даже на само определение искусства.Соответственно, от эстетической ценности художники перешли к стратегии манипулирования низменными инстинктами человека, стратегии «культурного шока». Рассмотрим лишь некоторые примеры.Ярким примером может служить творчество одного из представителей поп-арта. Энди Уорхол (1928-1987г.) - американский художник, дизайнер, один из самых значительных людей в истории поп-арта и современного искусства в целом. Уорхол работал в Нью-Йорке оформителем витрин, открыток, рекламных плакатов, работал как художник -иллюстратор знаменитых журналов Vogue и Harper'sBazaar. В 50-е годы он прославился своими чернильными рисунками рекламы обуви I.Miller. А затем придумывал обложки и рекламные материалы RCA Records. Уорхол был пионером и иконой поп-арта. Он боготворил культуру потребления, которая для него стала мостиком между разными социальными слоями общества. Он возвел эту культуру до уровня элитарного искусства. Он считал, что элитарное искусство не должно быть эксклюзивным. Новаторством Уорхола стало использование трафаретной печати, который воплотил стремление Уорхола к массовому тиражированию своего искусства. Благодаря этому методу появился ряд известных работ (М.Монро, Э.Тейлор и др.) Такие характеристики поп-арта, свойственные работам Э.Уорхола, как яркие цвета, использование повторяющихся элементов для акцента и фона, броские формы, игра с размером, цветом и количеством, эмоциональность и энергичность, проявляются и в работах П. Рэнда, который создавал культовые плакаты.Стратегию шокирования публики выбирают для себя и многие деятели искусства, работающие в области перформанса. Художник-перформансист стал трансцендентальным субъектом формирующим постмодернистский мир культуры. Мир симулякров-знаков, где реальность претерпевает качественные трансформации, мир искажается и появляются новые смыслы и ценности. На протяжении ХХ века идет процесс освобождения от политического, сексуального, бессознательного, освобождение от искусства. «Смерть искусства» в эпоху постмодернизма на смену реальности приходят симулякры. По теории Ж. Бодрийяра симулякр – это знак, которому нет аналогов в реальности, симуляция стирающая различия между реальным и изображаемым.В качестве примера можно обратиться к перформансу «Как объяснить картины мертвому зайцу». — Данныйперформанс состоялся 26 ноября 1965 года в галерее Шмела в Дюссельдорфе. Сейчас данныйперформанс считают самым известным в творчестве Бойса.В началеперформансаБойсом были заперты двери галереи изнутри, соответственно, посетители находились снаружи. У них была возможность наблюдать за тем, что происходит, только через окна. Голова Бойса была полностью покрыта мёдом и золотой фольгой, далее он начал объяснять картины мертвому зайцу. Держа мертвое животное, он шептал что-то ему, переходя от одного произведения к другому. В процессе перформанса он мог останавливаться, возвращаться в центр галереи, где перешагивал через мёртвую ель, лежавшую на полу. Через три часа публику запустили в галерею. Бойс сидел на табурете у входа с зайцем на руке и спиной к зрителям.Безусловно, данный перформанс вызвал широкий общественный резонанс. Появились многие трактовки. Перформанс, по сути, посвящен тому, что искусство можно определять расширенно, более того, правильного определения, как полагает Бойс, вообще не существует. Собственно об этом и его ритуал с мертвым зайцем. Зрители даже не могли слышать, что он объяснял мертвому зайцу, тем не менее, успех был ошеломляющим.В результате процесса коммерциализации современное искусство вполне может рассматриваться как разновидность бизнеса, притом высокорентабельного. Так, сопоставляя финансовые показатели арт-рынка и других объектов инвестирования, ряд отечественных и зарубежных авторов приходит к выводу, что доходность арт-рынка сегодня вполне сопоставима с доходностью, например, рынка недвижимости или ценных бумаг, хотя связана с большими рисками.Кроме того, и в сфере элитарного искусства, и в отношении легкотиражируемого масскульта процесс превращения художественного произведения в товар порождает ряд противоречий. Первое из них связано со сложностью, а иногда и невозможностью объективно определить качество и, как результат, рыночную цену столь специфического товара. Речь идет не только о субъективном характере восприятия и оценки художественного произведения, но также и о том, что сегодня цена художественного товара определяется зачастую не его эстетической ценностью, а исходя из других параметров (известность художника, его репутация и т. д.), которые в современном мире легко моделируются маркетинговыми приемами. Поэтому сегодня, как показывает О.Ю. Муха, происходит весьма своеобразная инверсия цены и качества художественного произведения. Традиционно только то произведение, что имело высокую потребительную стоимость (т. е. художественно-эстетическую ценность), имело высокую цену и в связи с этим могло стать знаком престижа. Сегодня ситуация такова, что «самыми известными становятся наиболее оплачиваемые <...>. А высокая финансовая оценка дает возможность подозревать определенный творческий талант...». Это «перевернутое» понимание соотношения цены и качества произведения настолько укоренилось в современном общественном сознании, что стало способным изменить наше представление о сущности искусства как такового. Так, А. Кончаловский в вышеупомянутой статье пишет: «И если продукт создан неграмотным, но ловким дельцом и его покупают, этот продукт можно считать искусством».Второе противоречие, более характерное для массового искусства, нежели элитарного, заключается в том, что на момент совершения покупки мы не всегда можем оценить качество «товара» (например, мы покупаем билет на концерт до начала представления, а качество можем оценить только после). Поэтому, как замечает А. Долгин, на рынке культурных благ в отличие от всех других сфер рынка конкуренция среди производителей зачастую действует по принципу не улучшающего, а ухудшающего отбора: у производителя нет стимула производить более качественный продукт в ситуации, когда у покупателя нет возможности оценить качество продукта. Значит, превращение искусства в товар и подчинение его законам рынка, скорее всего, будут работать не столько на пользу, сколько во вред потребительной стоимости художественного товара.Еще одним существенным негативным эффектом коммерциализации искусства становятся чрезвычайная уязвимость художника, его зависимость от «капризов» конъюнктуры. К тому же свобода и новаторство, которые стимулируются рынком и доведены до предела, нередко оборачиваются конфликтом художника и потребителя, что зафиксировано в архетипе бедного, непонятого, но талантливого художника.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. В целом, на основе сопоставления различных точек зрения представляется возможным дать определение социального процесса как таких изменений в социальной системе, ее подсистемах или элементах, которые выражаются в возникновении, трансформации или исчезновении каких-либо социальных функций, структурных образований, типов взаимодействия. Специфическими субъектами социального процесса выступают поколения, нация и народ, человечество. Социальные процессы разнятся и в зависимости от сфер социальной жизни, существуют различные типологии социальных процессов.Среди социальных процессов особо выделяются прогрессивные и регрессивные социальные процессы.В данной работе в качестве примера прогрессивного процесса мы рассмотрели технологическую экспансию. Научно-технические революции и преобразования на протяжении многих веков определяли общественный прогресс, служа его базовым фактором. Сейчас жизнь человека также постоянно протекает под влиянием разного рода технологических инноваций. Еще одна примета общества нашего времени – усиление влияния техногигантов, что также можно рассматривать как явление технологического прогресса в его современной интерпретации.Особое внимание мы уделили регрессивным процессам. И здесь следует сказать о том, что усиливается территориальная экспансия (причем, не всегда это выражено в войнах и конфликтах, но и в глобализации, в экономическом давлении), остро перед человечеством стоит экологическая проблема, которая сейчас вызывает все большую обеспокоенность мировой общественности. Наконец, родился такой феномен, как общество потребления, которое культурные достижения и искусство воспринимает как предмет купли-продажи, то есть, идет процесс коммерциализации искусства.Список источников и литературыБагдасарьян, Н. Г. Социология : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 448 с.Бажан А.И. Влияние европейской интеграции на экономику Вишеградской группы.//Вишеградская Европа. Центрально-европейский журнал. 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-evropeyskoy-integratsii-na-ekonomiku-vishegradskoy-gruppy (дата обращения 10.04.2022) Баранова Н.М., Сорокин Л.В. Влияние человеческого капитала на устойчивое развитие экономики. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-chelovecheskogo-kapitala-na-ustoychivoe-razvitie-ekonomiki-1?(Дата обращения 10.04.2022)Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2016. – 269 c.Вебер А. Б. Исследование социального прогресса: глобальное измерение и вызовы для политики. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sotsialnogo-progressa-globalnoe-izmerenie-i-vyzovy-dlya-politiki?(Дата обращения 10.04.2022)Досмагамбетов В.К. Экономика и экологические проблемы Мирового океана./В.К. Досмагамбетов//Научные труды Дальрыбвтуза. - 2016. - С. 21-24.Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера /В.Ф. Коломийцев// Социологические исследования. – 2015. – № 1. – С. 37–45.Морев М.В., Каминский В.С. Социальные процессы: классическая теория и современная актуальность. 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-protsessy-klassicheskaya-teoriya-i-sovremennaya-aktualnost?(Дата обращения 10.04.2022)Перцев Д.М. Мир-системный анализ и историческая глобализация.//Глобус. 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-sistemnyy-analiz-i-istoricheskaya-globalizatsiya (Дата обращения 10.04.2022)Сафина А.М. «Цена маринованной рыбы», или коммерциализация искусства как фактор трансформации художественного творчества в современном мире. 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsena-marinovannoy-ryby-ili-kommertsializatsiya-iskusstva-kak-faktor-transformatsii-hudozhestvennogo-tvorchestva-v-sovremennom-mire? (Дата обращения 10.04.2022)Социология : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Бакалавр.Академический курс). — ISBN 978-5-534-07506-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/423218 (дата обращения: 10.04.2022)Фомина А. Г. Социум и социальные процессы в обществе / А. Г. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22400/ (дата обращения: 09.04.2022).Фурсов А.И. Капитализм и общественные отношения.//Знание. Понимание. Умение. 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kapitalizm-i-mezhdunarodnye-otnosheniya (Дата обращения 10.04.2022).

Список источников и литературы

1. Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник и практикум для вузов / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян ; под общей редакцией Н. Г. Багдасарьян. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 448 с.
2. Бажан А.И. Влияние европейской интеграции на экономику Вишеградской группы.//Вишеградская Европа. Центрально-европейский журнал. 2019. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-evropeyskoy-integratsii-na-ekonomiku-vishegradskoy-gruppy (дата обращения 10.04.2022)
3. Баранова Н.М., Сорокин Л.В. Влияние человеческого капитала на устойчивое развитие экономики. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-chelovecheskogo-kapitala-na-ustoychivoe-razvitie-ekonomiki-1? (Дата обращения 10.04.2022)
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е.А. Самарской. – М.: Республика; Культурная революция, 2016. – 269 c.
5. Вебер А. Б. Исследование социального прогресса: глобальное измерение и вызовы для политики. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sotsialnogo-progressa-globalnoe-izmerenie-i-vyzovy-dlya-politiki? (Дата обращения 10.04.2022)
6. Досмагамбетов В.К. Экономика и экологические проблемы Мирового океана./В.К. Досмагамбетов//Научные труды Дальрыбвтуза. - 2016. - С. 21-24.
7. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера /В.Ф. Коломийцев// Социологические исследования. – 2015. – № 1. – С. 37–45.
8. Морев М.В., Каминский В.С. Социальные процессы: классическая теория и современная актуальность. 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-protsessy-klassicheskaya-teoriya-i-sovremennaya-aktualnost? (Дата обращения 10.04.2022)
9. Перцев Д.М. Мир-системный анализ и историческая глобализация.//Глобус. 2021. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-sistemnyy-analiz-i-istoricheskaya-globalizatsiya (Дата обращения 10.04.2022)
10. Сафина А.М. «Цена маринованной рыбы», или коммерциализация искусства как фактор трансформации художественного творчества в современном мире. 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsena-marinovannoy-ryby-ili-kommertsializatsiya-iskusstva-kak-faktor-transformatsii-hudozhestvennogo-tvorchestva-v-sovremennom-mire? (Дата обращения 10.04.2022)
11. Социология : учебник для академического бакалавриата / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 397 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07506-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/423218 (дата обращения: 10.04.2022)
12. Фомина А. Г. Социум и социальные процессы в обществе / А. Г. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1 (99.1). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22400/ (дата обращения: 09.04.2022).
13. Фурсов А.И. Капитализм и общественные отношения.//Знание. Понимание. Умение. 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kapitalizm-i-mezhdunarodnye-otnosheniya (Дата обращения 10.04.2022).

Вопрос-ответ:

Какие примеры прогрессивных социальных процессов в современном обществе?

Одним из примеров прогрессивного социального процесса в современном обществе является технологическая экспансия. Современные технологии, такие как компьютеры, интернет, мобильные устройства и т.д., становятся все более доступными и широко распространенными. Это приводит к улучшению коммуникации, повышению информационной грамотности, созданию новых возможностей для развития образования, бизнеса и других сфер жизни. Технологическая экспансия способствует развитию общества и совершенствованию его структуры.

Какие основные характеристики прогрессивных и регрессивных социальных процессов?

Прогрессивные социальные процессы характеризуются развитием, улучшением и движением вперед. Они связаны с увеличением качества жизни, развитием технологий, научных открытий, социальных изменений, образованием и прогрессом в разных сферах. Регрессивные социальные процессы, напротив, представляют собой отступление, ухудшение и движение назад. Они связаны с убыванием качества жизни, экономического спада, сокращением прав и свобод, разрушением окружающей среды и другими отрицательными изменениями.

Какие характеристики можно отнести к прогрессивным социальным процессам?

Прогрессивные социальные процессы характеризуются ростом научно-технического потенциала общества. Они включают развитие технологий, научных открытий, инноваций, улучшение образования и здравоохранения, расширение прав и свобод граждан, социальные перемены в сторону более справедливого и благополучного общества.

Какие примеры прогрессивных социальных процессов можно привести для современного общества?

Один из примеров прогрессивных социальных процессов в современном обществе - это технологическая экспансия. Она проявляется в развитии информационных технологий, интернета, искусственного интеллекта и других сферах, которые изменяют и улучшают жизнь людей и общество в целом.

Какие примеры регрессивных социальных процессов можно привести для современного общества?

Один из примеров регрессивных социальных процессов, затрагивающих современное общество, - это территориальная экспансия. Она проявляется в конфликтах и войнах за власть над территориями, нарушениями прав человека, национальными и религиозными конфликтами, вспышками насилия и преступности.

Какие есть основные характеристики социальных процессов?

Основными характеристиками социальных процессов являются направленность, длительность, интенсивность и масштабность.

Как можно классифицировать социальные процессы?

Социальные процессы можно классифицировать на основе типологии и структуры. Типология социальных процессов основана на различиях в целях, субъектах и механизмах. Структура социальных процессов определяется стадиями или фазами, которые проходят социальные явления.

Чем отличаются прогрессивные и регрессивные социальные процессы?

Прогрессивные социальные процессы характеризуются движением вперед, улучшением и развитием. Они способствуют преодолению проблем и достижению новых результатов. Регрессивные социальные процессы, напротив, характеризуются движением назад, ухудшением и деградацией. Они могут привести к утрате достижений и возникновению проблем.

Приведите пример прогрессивного социального процесса в современном обществе.

Технологическая экспансия является примером прогрессивного социального процесса. С развитием технологий и научных открытий происходит расширение области применения и улучшение функций различных систем и индустрий. Это приводит к росту производительности, экономическому развитию и улучшению качества жизни.

Какие регрессивные социальные процессы затрагивают современное общество?

Один из примеров регрессивных социальных процессов, затрагивающих современное общество, - это территориальная экспансия. Из-за конфликтов, войн и политических кризисов происходит потеря территорий, разрушение инфраструктуры и выселение людей. Это ведет к ухудшению условий жизни, социальным проблемам и гуманитарным кризисам.