Психологические особенности детей подросткового возраста
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 09.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава1. Психологические особенности детей подросткового возраста 4
1.1. Психологические особенности подростка 4
1.2. Особенности общения подростка со сверстниками 10
Заключение 14
Литература 15
У старшеклассников иподростков, наоборот, привлекательность интересов и занятий в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. Оно усиливается в 12–13-летнем возрасте. В данный период более значимо групповое общение, пик которого приходится на 13–14 лет. Принадлежность к группе играет основную роль в определении статуса подростка в глазах сверстников и его самоопределении. На следующем возрастном этапе центральным становится склонность к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников (15–17 лет). Для подростков важно: - быть вместе со сверстниками; -ощущать себя членом компании – широкого круга участников; -занимать в компании удовлетворяющее положение; -встречаться с частой сменой ситуаций. Мир сверстников так привлекателен потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, равными по умениям, силам, опыту, возрасту. Сравнить и по-новому взглянуть на себя, оценить. Это весьма важно. Оценка самого себя является необходимым условием развития личности. Раньше подростку давали оценку взрослые, теперь он учится оценивать себя сам. Группы (компании) формируются преимущественно на базе совместных развлечений. Человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, как правило остаются поверхностными. Компания дает подростку возможность испытывать особое чувство – «мы»Деление на «мы» (члены одной группы,сверстники,) и «они» (ровесники иливзрослые, но члены другой группы) имеет для школьника огромное значение, т. к. оно обостряет ощущение собственного «я» через чувство принадлежности к группе. Критика взрослых в адрес компании воспринимается подростком как ослабление их собственного «я». Свободное общение является не просто способом проведения досуга, а средством самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых понемногу выкристаллизовывается что-то исключительно свое,интимное. Общение молодых людей подросткового этапа характеризуется двумя чертами, противоположными по содержанию: С одной стороны, границы общения значительно расширяются (по сравнению с детским возрастом) Это проявляется: в увеличении времени, которое расходуется на контакты;существенном увеличении социального пространства (среди ближайших друзей старшеклассников и подростков появляются знакомые из других школ, спортсмены, студенты, военнослужащие, работающие,);расширении географии общения (появляются друзья с других улиц,из соседних дворов, и т. д.);особом феномене, принявшем название «ожидание общения» и выдающемся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам.С другой стороны, повышается уровень индивидуализации отношений. Появляется высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас наибольшая требовательность к общению в диаде.Важнейшие нормы кодекса товарищества подростков: • равенство; • уважение достоинства; • помощь; • верность; • честность. Поступки каждого по отношению к классу, группе, товарищу, не остаются не замеченными и оцениваются как не соответствующие или соответствующие этим нормам. Заинтересованность подростка в признании и уважении сверстников делает его чутким к их оценкам имнениям. Наряду с развитием групповых товарищеских отношений подростковый возраст также характеризуется напряженным поиском дружбы как глубокой и прочной привязанности. Ведь отрочество – этап наибольшего внутреннего смятения, потребности и неуверенности в одобрении со стороны сверстников. Дружба помогает избавиться от возрастных страхов, почувствовать себя спокойнее, увереннее, сильнее.ЗаключениеТаким образом, подростковый возраст представляет собой время бурного и во многом противоречивого развития, сменяющего период относительно спокойного роста и накопления сил у младших школьников. В это время совершаются существенные изменения и в психике, и в организме, ребенка, играющие исключительно существенную роль в формировании личности человека. Для данного возраста характерна склонность к признанию собственных заслуг в своей важной подростковой среде. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его спокойствием и грузразлуки с отсутствием ответственности.ЛитератураАбрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Екатеринбург.: Деловая книга, 2020 г., - 516с. : Изд. 3-е, допиисп..Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2020.-132с.Венгер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2019.-89с.Горынцева П.Д. Девиации в детском и подростковом возрасте. - М.: Лига, 2019.-112Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2019. – 222с.Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 2019. – 188сНемов Р.С. Психология: Учеб.пособие: в 3 кн.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020.- 67с
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2020.-132с.
3. Венгер А.Л. Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. - Москва-Рига: Педагогический Центр «Эксперимент», 2019.-89с.
4. Горынцева П.Д. Девиации в детском и подростковом возрасте. - М.: Лига, 2019.-112
5. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2019. – 222с.
6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л.: Медицина, 2019. – 188с
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие: в 3 кн.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2020.- 67с
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности у детей подросткового возраста?
Психологические особенности подросткового возраста включают быстрые изменения на уровне эмоций, развитие самосознания и самооценки, стремление к независимости, формирование своей идентичности и т.д.
Какие особенности общения у подростков среди сверстников?
У подростков групповое общение среди сверстников становится особенно значимым. В возрасте 12-13 лет это общение достигает своего пика. Важность сверстников влияет на привлекательность интересов и занятий у подростков.
Какие изменения происходят в общении у подростков с возрастом?
С возрастом у подростков меняются предпочтения в общении: ранним подросткам больше нравится играть вместе, а старшим подросткам важнее общение на интересные им темы и обмен опытом.
В чем состоит привлекательность сверстников для подростков?
Привлекательность сверстников для подростков заключается в возможности широкого общения, в обмене опытом, в возможности найти поддержку и понимание со стороны тех, кто находится в той же жизненной ситуации.
Какие литературные источники рекомендуются для изучения психологических особенностей подросткового возраста?
Для изучения психологических особенностей подросткового возраста рекомендуется обратиться к следующим литературным источникам: (названия литературы).
Какие психологические особенности характерны для детей подросткового возраста?
Дети подросткового возраста обычно переживают сильные эмоциональные колебания, связанные с изменениями в их физиологии и социальной среде. Они часто более независимы, стремятся к самоопределению и формированию своей личности. Подростки могут проявлять конфликтность, повышенную эмоциональность и склонность к рискованным поведенческим экспериментам.
Какие особенности общения среди подростков важны в их социальном развитии?
Групповое общение со сверстниками играет важную роль в развитии подростков. В это периоде, особенно в возрасте 12-13 лет, подростки становятся более заинтересованными в общении с другими. Групповое общение способствует развитию навыков социализации, самоутверждению, конформности групповым нормам и формированию социальной идентичности.
Какие факторы определяют привлекательность интересов и занятий у старшеклассников и подростков?
Для старшеклассников и подростков привлекательность интересов и занятий в основном определяется возможностью широкого общения со сверстниками. В этом возрасте, групповое общение становится особенно важным, и подростки ищут активности, которые позволят им социализироваться и укрепить связи со своими ровесниками.