10. Идеи гуманизма эпохи Возрождения. Природа и человек в натурфилософии эпохи Возрождения. Социально-политические идеи Возрождения. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли. 10. Философия техники. Техника и общество: система взаимоотношений.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Философия
  • 12 12 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

.. Реальная наука не есть чистое умозрение, это всегда практика». Из совокупности исследований, посвящённых данной проблематике, необходимо отметить труды родоначальников философии техники Э. Каппа, Л. Мэмфорда, Ф. Дессауэра, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, Ф. Раппа, О. Шпенглера, К. Ясперса, А. Бергсона, Ж. Бодрийяра, Э Фромма и др.Как таковая, философия техники появилась в конце XIX в. Русский философ техники и инженер П. К. Энгельмейер в 1903 г. предвидел появление новой отрасли философии. Делая доклад Политехническому обществу, П. Энгельмейер отмечал, что влияние техники начинает выходить далеко за рамки промышленности, начиная оказывать воздействие на все стороны жизни общества. Это, в свою очередь, открывает для философии новые горизонты для осмысления. В этом же докладе П. Энгельмейер предложил обозначить новое философское знание философией техники.Представителями философии техники П. Энгельмейер назвал Э. Каппу, Ф. Бона, А. Эспинаса. Главным трудом Э. Каппа была «Общая и сравнительная география» (1845 г.), в которой содержатся идеи, впоследствии вошедшие в структуру философско-экологического знания. В частности, Э. Капп утверждал, что географическая среда формирует культурные и социальные особенности. Эти исследования определили стремление философа объединить понятия «философия» и «техника». Так появилась философия техники как термин. В работе «Основы философии техники» (1877 г.) Э. Капп интерпретирует технику как «проекцию» человеческих органов, продолжение человеческого тела. Взаимодействие целостности организма с внешним миром лежит в основе освоения человеком природы. Г. Рополь считал необходимым рассматривать технику в трех аспектах, которые, по его мысли, должны быть синтезированы в междисциплинарном подходе:естественное измерение (инженерная экология, наука); человеческое, индивидуальное измерение (психология, антропология, эстетика, физиология); социальное измерение (социология, экономика, политическая наука и историческая наука).Философия техники развивается в нескольких направлениях исследования взаимоотношений техники и человека. Во-первых, это проблемы сущности техники и её природы. Это направление стало первым, в рамках которого была осуществлена философская рефлексия техники. Еще одним направлением современной философии техники является праксиологический аспект. Философии техники вовлекает в пространство своей рефлексии инженерную деятельность. От предшествующего системотехнического проектирования в настоящее время наблюдается сдвиг к социотехнической проектной деятельности, в которой техника занимает вторичное положение по отношению к интересам общества, сохранению природы. Такое качество инженерно-технической деятельности определяется социальной компетентностью специалиста, которая воплощается в способности прогнозировать и оценивать риски влияния технической деятельности на общество и природу. Такая оценка должна осуществляться на уровне конструирования и принятия решений в соответствии с социокультурным контекстом их реализации. Другой задачей современной философии техники является формирование новой стратегии взаимодействия природы и человека, поскольку человек начинает оказывать все большее воздействие на природу, преобразуя её в соответствии со своими целями и потребностями. Таким образом, философия техники имеет свои истоки в античности. Однако по мере достижений научно-технического прогресса, фокус внимания смещался с вопроса о том, что, собственно, представляет собой техника, на проблему ее влияния на человеческую природу, на возможные риски и угрозы, которые несет технический прогресс цивилизации.Таким образом, философская рефлексия техники раскрывает не только сущность и природу техники, но и атрибутивные свойства культуры, общества, человека. Предметом философии техники являются, в первую очередь, формы отношений техники и человека. Техническое знание, безусловно, является важнейшим достоянием цивилизации, во многом определившим облик современного мира. Список использованной литературыБердяев Н. А. Человек и машина / Н.А. Бердяев [Электронный ресурс] // Вопросы философии. – 1933. - № 38. – С. 33-38. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Berd/_ChelMash.php (дата обращения: 10.04.2022).Головко Э. П. Н. А. Бердяев о кризисе человека, человечности и природы / Э.П. Головко // Forestrybulletin. – 2011. - № 2. – С. 68-72.Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва :Гардарики, 2007. – 335 с.Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И. И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла // Утопический роман XVI-XVIII веков. – Москва : Художественная литература, 1971. – С. 143-190.Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре/ А.Ф. Лосев // Дерзание духа. – Москва : Политиздат, 1988. – 366 с.Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия» / И.Н. Осиновский // Утопия. – Москва : Наука, 1978. – С. 5-81.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Степанов А. А., Зольникова Л. М. Философия техники и её предмет / А.А. Степанов, Л.М. Зольникова // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 4. – С. 224-227.Тищенко П. Д . Философские основания гуманитарной экспертизы / П.Д. Тищенко // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - № 3. – С. 198-206.

делившим облик современного мира.
Список использованной литературы
1. Бердяев Н. А. Человек и машина / Н.А. Бердяев [Электронный ресурс] // Вопросы философии. – 1933. - № 38. – С. 33-38. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bogoslov/Berd/_ChelMash.php (дата обращения: 10.04.2022).
2. Головко Э. П. Н. А. Бердяев о кризисе человека, человечности и природы / Э.П. Головко // Forestry bulletin. – 2011. - № 2. – С. 68-72.
3. Горохов В. Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов – Москва : Гардарики, 2007. – 335 с.
4. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.
5. Дыдышко И. И. Развитие технического знания как культурогенного процесса / И. И. Дыдышко // Труды БГТУ. – 2014. - № 5. – С. 102-105.
6. Кампанелла Т. Город Солнца / Т. Кампанелла // Утопический роман XVI-XVIII веков. – Москва : Художественная литература, 1971. – С. 143-190.
7. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре/ А.Ф. Лосев // Дерзание духа. – Москва : Политиздат, 1988. – 366 с.
8. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия» / И.Н. Осиновский // Утопия. – Москва : Наука, 1978. – С. 5-81.
9. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
10. Степанов А. А., Зольникова Л. М. Философия техники и её предмет / А.А. Степанов, Л.М. Зольникова // Известия Томского политехнического университета. – 2006. - № 4. – С. 224-227.
11. Тищенко П. Д . Философские основания гуманитарной экспертизы / П.Д. Тищенко // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - № 3. – С. 198-206.

Вопрос-ответ:

Какие идеи гуманизма были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения развивались идеи гуманизма, которые включали признание ценности и достоинства человека, его интеллектуального потенциала, творческой способности. Одной из таких идей было утверждение, что человек создан по образу и подобию божественного. Идеи гуманизма также пропагандировали гармоничное развитие личности и образование, преодоление традиционной догматики и догматизма в пользу критического мышления. Гуманизм эпохи Возрождения был направлен на освобождение человека от тирании религии и возвышение его свободы и самореализации.

Какую роль играли природа и человек в натурфилософии эпохи Возрождения?

В натурфилософии эпохи Возрождения природа и человек играли важную роль. Основоположником этой философской концепции был Николай Кузанский, который считал, что природа и человек неотделимы друг от друга и образуют единое целое. Природа рассматривалась как главный источник знания и истины. Возрожденцы придавали большое значение наблюдению за природой и экспериментам, что оказало существенное влияние на развитие естествознания.

Какие социально-политические идеи были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения развивались идеи ограничения власти монархов и правителей, признания равенства всех людей перед законом, установления республиканской формы правления. Философы такие, как Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Никколо Макиавелли, высказывались в пользу справедливого устройства общества, где каждый человек обладает правами и свободами, идеи о конституционной монархии, народного суверенитета и отказ от тирании.

Какие идеи гуманизма были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения идеи гуманизма включали веру в силу человеческого разума, признание достоинства и ценности каждого отдельного человека, и стремление к гармонии между природой и человеком.

Что представляла собой натурфилософия эпохи Возрождения?

Натурфилософия эпохи Возрождения была попыткой объяснить природу через наблюдение и эксперимент, отказавшись от средневековой авторитетной традиции. Философы этой эпохи отвергали мистические и абстрактные теории, предпочитая изучать мир непосредственно.

Какие социально-политические идеи были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения возникло много социально-политических идей, включая понятие равенства перед законом, обязанность государства и правителей служить на благо народа, и стремление к установлению демократических принципов управления.

Какие идеи итальянских мыслителей Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и Никколо Макиавелли относятся к эпохе Возрождения?

Томас Мор, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли были представителями эпохи Возрождения и разделяли многие идеи этого времени. Мор стал одним из первых критиков социального неравенства и привлекает внимание к проблемам рабочего класса. Кампанелла создал утопическое произведение "Город Солнца", в котором пропагандировал идеи общего блага и гармонии в обществе. Макиавелли, в свою очередь, рассматривал вопросы политической силы и власти.

Какие идеи гуманизма были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения гуманизм был связан с утверждением ценности и величия человеческой личности. Основными идеями гуманизма были вера в силу разума и образования, интерес к античной культуре и классическому наследию, а также стремление к гармонии между человеком и природой.

Какую роль играли природа и человек в натурфилософии эпохи Возрождения?

В натурфилософии эпохи Возрождения природа и человек рассматривались как неразрывные составляющие единой вселенной. Человек был виден как одно из выражений природы, обладающее разумом и способное познать законы природы. Развитие природы и человека было взаимосвязано и зависело от взаимодействия между ними.

Какие социально-политические идеи были характерны для эпохи Возрождения?

В эпоху Возрождения возникли новые идеи о строительстве государства и общества. Одной из важных идей было сознание активной роли индивида в обществе и необходимость гражданской ответственности. Также возникли представления о конституционном правлении и правах человека, что стало фундаментом современной демократии.