Дифференциация продукта. Монополистическая конкуренция.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 19.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ И ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Особенности монополистической конкуренции 5
1.2. Дифференциация продукта как основная черта рынка монополистической конкуренции 12
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ФИРМ НА РЫНКЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 17
2.1. Продукты на рынке монополистической конкуренции 17
2.2. Социально экономические последствия рынка монополистической конкуренции 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Так, неэффективность монополистической конкуренции проявляется в механизме установления равновесной цены, которая в данном случае превышает предельные издержки. Кроме того, на рынке монополистической конкуренции фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса имеет наклон вниз, поэтому точка нулевой прибыли оказывается левее точки минимальных средних издержек. Эти резервные производственные мощности неэффективны, так как средние издержки могут быть сокращены, если будет действовать меньшее число фирм. Все вышеуказанные причины уменьшают благосостояние потребителей. Малые размеры фирм также предопределяют основные недостатки этой структуры рынка. Нестабильность рыночных условий и неопределенность малого бизнеса. Малые размеры фирм и жесткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска и проведения НИОКР и инновационной деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия).Среди основных экономических последствий монополистической конкуренции можно выделить следующие:- использование ресурсов для производства товаров не в полном объеме, приводит к тому, что возникают избыточные производственные мощности.- потребители приобретают товар не по наименьшей цене, т. е. продукция, необходимая потребителю, производится не в полном объеме.- приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его дальнейшего совершенствования.- приспособление потребительского спроса к продукту стимулирует совершенствование рекламы.Вместе с тем, можно назвать ряд аргументов в пользу монополистической конкуренции. Так, это невысокая степень монопольной власти на данном рынке. Как правило, в данном случае конкуренция развивается между достаточным числом фирм, товары которых взаимозаменяемы. Следовательно, чистые убытки от монопольной власти также относительно невелики. Кроме того, неэффективность рыночного механизма в данном случае компенсируется широким ассортиментомпредлагаемых товаров.Во-вторых, наличие большого количества фирм гарантирует отсутствие тайного сговора в части согласования объемов производства и повышения цен. Наконец, при многочисленности фирм в отрасли отсутствует зависимость между ними, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.Равновесное состояние достигается фирмой при равенстве предельного дохода и предельных издержек. Размер прибыли зависит от соотношения между ценой Р и средними издержками производства.Достижение долгосрочного равновесия монополистически конкурентной фирмой предполагает равенство цены и долгосрочных средних издержек.Пока цена отклоняется от долгосрочных средних издержек, равновесие отсутствует. Присвоение экономической прибыли привлекает в отрасль новые фирмы, убытки заставляют их покидать отрасль. При нулевой экономической прибыли у фирм нет стимула покидать отрасль или входить в нее.В рыночной структуре монополистической конкуренции устанавливаются более высокие цены и уменьшается объем производства по сравнению с чистой конкуренцией. Существование большого числа фирм способствует сбережению времени потребителя. Экономия времени возникает в силу отсутствия очередей, близости фирм, продающих товары и услуги, быстроты реализации сделок.Однако на рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится (график спроса сместится влево).Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Ситуация долгосрочного равновесия показана на рисунке.Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые — для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции. Некоторые виды продукции, выпускаемые фирмами, трудно воспроизвести. В то же время барьеры для входа в отрасль хоть и не высоки, но все же существуют.Одной из актуальнейших задач для современных российских производителей является вхождение на мировой рынок товаров и услуг, что подразумевает, во-первых, улучшение политической ситуации, а во-вторых, повышение уровня конкурентоспособности национальных предприятий. Решение этих задачподразумевает общую перестройку экономики с сырьевой на инновационную, соответственно, необходимо развитие научно-технических комплексов, что позволит создавать более совершенную и востребованную на рынке продукцию. Для реализации данных целей российскому рынку монополистической конкуренции необходимо следовать тенденциям развития мировой экономики, к числу которых можно отнести: 1) Либерализацию, подразумевающую расширение свобод для экономической деятельности. В настоящее время мировая экономика характеризуется высокой степенью либерализации, охватывающей всё большее количество стран и предусматривающей минимальное вмешательство государства в экономику. 2) Укрупнение капитала и усиление роли ТНК, так как в условиях глобализации только крупные объединения имеют конкурентные преимущества, приводящие к изменению стратегий монополистических конкурентов и выводящие продукцию конкретной крупной фирмы на «пьедестал». (Например, продукция компании «Apple»). 3) Рост влияния НТП на участников рынка монополистической конкуренции, способствующей существенному снижению стоимостных и временных издержек производителей, сопровождающихся ростом стоимости технологий, используемых для снижения цены, что влечет за собой объединение компаний неспособных самостоятельно рассчитываться по своим обязательствам. 4) Сокращение срока жизни продукции, как следствие технологической эволюции. Поэтому, для успешной конкуренции предприятия тратят много средств на научно-исследовательскую работу, результаты которой не всегда приносят прибыль в связи с тем, что постоянно уменьшается срок, во время которого реализуется товар. 5) Информатизация, сопутствующаяся с компьютеризацией, так как в настоящее время всеобщими информационными коммуникациями становятся глобальные сети, которые обеспечивают функционирование финансовых и товарных рынков во всем мире. 6) Рост значения рекламы для продвижения конкурентных преимуществ на рынках монополистической конкуренции, где особая роль отводится интернет-рекламе. Поскольку сейчас интернет приобретает всё большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. 7) Усиление роли сервиса, заключающееся в развитии функций услуг с целью получения дополнительной прибыли, осваивая новые рынки, решая сложность эксплуатации техники и оказывая помощь в управлении. 8) Введение электронных денег и глобализация расчётной системы способствуют ускорению процесса товарооборота и ведут к укрупнению предприятий на рынках с монополистической конкуренцией. Поэтому выход на рынки других стран становится более упрощенным, и появляется возможность усилить свои конкурентные преимущества. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для развития предприятия на рынке монополистической конкуренции, необходимо следовать мировым тенденциям, таким как, постоянное совершенствование своей продукции, исследование предпочтений потребителей, правильное позиционированиесвоего товара и анализ стратегии конкурентов.Во второй главе курсовой работы выполнены следующие задачи:- проанализирована практическая деятельность российских фирм на рынке монополистической конкуренции;- определенысоциально-экономические последствия функционирования данной рыночной структуры.В качестве примеров отраслей с монополистической конкуренцией рассмотрены рынок зубной пасты и спортивной обуви, а также банковский сектор.Среди основных экономических последствий монополистической конкуренции можно выделить следующие:- использование ресурсов для производства товаров не в полном объеме, приводит к тому, что возникают избыточные производственные мощности.- потребители приобретают товар не по наименьшей цене, т. е. продукция, необходимая потребителю, производится не в полном объеме.- приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его дальнейшего совершенствования.- приспособление потребительского спроса к продукту стимулирует совершенствование рекламы.Вместе с тем, можно назвать ряд аргументов в пользу монополистической конкуренции:-невысокая степень монопольной власти на данном рынке;- наличие большого количества фирм гарантирует отсутствие тайного сговора в части согласования объемов производства и повышения цен;- отсутствует зависимость между фирмами, каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих фирм.ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам проведенного исследования достигнуты ранее поставленные задачи:- сформулировано понятиемонополистической конкуренции, рассмотрены ее основные черты,ее отличия от других рыночных структур;- изучена дифференциация продукта как основная черта монополистической конкуренции;- проанализирована практическая деятельность российских фирм на рынке монополистической конкуренции;- определенысоциально-экономические последствия функционирования данной рыночной структуры.Для стран с развитой рыночной экономикой характерно существование рынков монополистической конкуренции и олигополии. В свою очередь, совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются намного реже и скорее являются абстрактными моделями, на примере которых в теории анализируется поведение фирмы, формирование ее ценовой стратегии и определение объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Монополистическая конкуренция, представляет собой рыночную структуру, с одной стороны, схожую с монополией, в части возможности осуществления контроля за ценой своих товаров, а с другой - схожую с совершенной конкуренцией, в части наличия множества мелких фирм, а также свободного входа на рынок и выход с рынка.Таким образом, под монополистической конкуренциейподразумеваетсятакой тип рыночной структуры, для которого характерно наличие множества фирм, производящих дифференцированные товары. Вместе с тем, продукция этих фирм является не полностью взаимозаменяемой, т.е. отличается от продукции конкурентов.В качестве примеров монополистических конкурентов можно привести небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.Анализируя основные черты монополистической конкуренции, можно сделать вывод о том, что, данный тип рыночной структуры приносит определенную выгоду обществу:компании стремятся к усовершенствованию товаров, развитию технологий, что невозможно в условиях совершенной конкуренции. Рынок монополистической конкуренции, наряду с олигополией, в современных рыночных условиях является наиболее распространенной рыночной структурой. Безусловно, данная рыночная структура имеет свои достоинства и недостатки. В реальных условиях рынок не в силах противостоять монополистическим тенденциям. В условиях стихийной рыночной жизни рано или поздно определенные фирмы усиливают степень своего влияния на рынке.Для развития предприятия на рынке монополистической конкуренции, необходимо следовать мировым тенденциям, таким как, постоянное совершенствование своей продукции, исследование предпочтений потребителей, правильное позиционированиесвоего товара и анализ стратегии конкурентов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКНИГИБаликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.Маховикова Г. А. Микроэкономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. - 282 с.Поликарпова Т. И. Экономическая теория. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт. 2019. - 254 с. Рыбалкин, В.Е. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Гриф УМО МО РФ / В.Е. Рыбалкин. - М.: Международные отношения, 2017. - 360 c.Устюжанина Е. В., Бондаренко Н. Е., Сигарев А. В. Микроэкономика. Учебник. — М.: КноРус. 2020. - 218 с.Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 688 с.ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯАлексеева Н.Г., Фатеева Н.И. Рынок монополистической конкуренции // Аллея науки. – 2018. – Т.7. - №5 (21). – с.146-148Бакальская Е.В., Кузнецова Д.А. Дифференциация товаров как способ неценовой конкуренции // Синергия наук. – 2018. - №29. – с.97-101Беседин А.В. Структура и функционирование монополистической конкуренции // Инновационное развитие науки и образования. – 2020. – с.22-24Вербус В.А., Ошарин А.М. Цена качества: монополистическая конкуренция с неоднородными потребителями // Экономическая политика. – 2019. – Т.14. - №3. – с.152 – 175Гайсумов А.С. Конкуренция и особенности ее проявления в российской экономике // Cooloquium-journal. – 2020. - №33 (85). – с.47-48Ермишина О.Ф., Бутовец Д.А. Монополистическая конкуренция // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. - №13 (31). – с.312-314Зеленова Т.С. Дифференциация продукции как ключевой критерий монополистической конкуренции // Economics. – 2018. - №5(37). – с.19-21.Никитина К.В. Рынок монополистической конкуренции // Вестник науки. – 2019. – Т.2 - №6-15. – с.335-338Попова В.И. Дифференциация продукта на отраслевом рынке // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1 (54). – с. 276-278.Самохин Р.Р. Дифференциация продукта на современном рынке продуктового ритейла // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. - №6-3 (62). – с.242-249ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИBertoletti P., Etro F. Monopolistic Competition, As You Like It – University of Milan Bicocca Department of Economics, Management and Statistics. 2020. No 454. – 38p.Gerlach H.A., Li J. Platform Competition, Vertical Differentiation and Price Coherence – Univercity of Queensland – School of Economics. 2020. – 47p.Kokovin S.G., Sharapudinov Sh., Tarasov A., Ushchev Ph. A Theory of Monopolistic Competition with Horizontally Heterogeneous Consumers // CESifo Working Paper. 2020. No 8082. – 47p.Vignon D., Yin Y. Regulating Ridersourcing Services with Product Differentiation and Congestion Externality // Emerging Technologies. 2020. Vol.127. 32 p.Yoo C.S. Intellectual Property and the Economics of Product Differentaition – U of Penn, Inst for Low&Econ Research Paper. 2018. No 18-25. – 35p.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

КНИГИ
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: учеб.для студентов, обучающихся по экономическим специальностям /В.З.Бадикоев.- 15 изд., стер.- М.: Издательство «Омега-Л», 2014.- 684 с.; ил., табл.- (Высшее экономическое образование).
2. Белоусова И.Э. Микроэкономика: учебник для бакалавров/ И.Э. Белоусова, Р.В.Бубликова, Е.В.Иванова и др.; под ред. Г.А.Родиной, С.В.Тарасовой.- М.: Издательство Юрайт, 2014.- 263 с.- Серия: Бакалавр. Базовый курс.
3. Маховикова Г. А. Микроэкономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. - 282 с.
4. Поликарпова Т. И. Экономическая теория. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт. 2019. - 254 с.
5. Рыбалкин, В.Е. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма. Гриф УМО МО РФ / В.Е. Рыбалкин. - М.: Международные отношения, 2017. - 360 c.
6. Устюжанина Е. В., Бондаренко Н. Е., Сигарев А. В. Микроэкономика. Учебник. — М.: КноРус. 2020. - 218 с.
7. Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. — М.: Проспект. 2020. - 688 с.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
8. Алексеева Н.Г., Фатеева Н.И. Рынок монополистической конкуренции // Аллея науки. – 2018. – Т.7. - №5 (21). – с.146-148
9. Бакальская Е.В., Кузнецова Д.А. Дифференциация товаров как способ неценовой конкуренции // Синергия наук. – 2018. - №29. – с.97-101
10. Беседин А.В. Структура и функционирование монополистической конкуренции // Инновационное развитие науки и образования. – 2020. – с.22-24
11. Вербус В.А., Ошарин А.М. Цена качества: монополистическая конкуренция с неоднородными потребителями // Экономическая политика. – 2019. – Т.14. - №3. – с.152 – 175
12. Гайсумов А.С. Конкуренция и особенности ее проявления в российской экономике // Cooloquium-journal. – 2020. - №33 (85). – с.47-48
13. Ермишина О.Ф., Бутовец Д.А. Монополистическая конкуренция // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. - №13 (31). – с.312-314
14. Зеленова Т.С. Дифференциация продукции как ключевой критерий монополистической конкуренции // Economics. – 2018. - №5(37). – с.19-21.
15. Никитина К.В. Рынок монополистической конкуренции // Вестник науки. – 2019. – Т.2 - №6-15. – с.335-338
16. Попова В.И. Дифференциация продукта на отраслевом рынке // Научный электронный журнал Меридиан. – 2021. - №1 (54). – с. 276-278.
17. Самохин Р.Р. Дифференциация продукта на современном рынке продуктового ритейла // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. - №6-3 (62). – с.242-249

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
18. Bertoletti P., Etro F. Monopolistic Competition, As You Like It – University of Milan Bicocca Department of Economics, Management and Statistics. 2020. No 454. – 38p.
19. Gerlach H.A., Li J. Platform Competition, Vertical Differentiation and Price Coherence – Univercity of Queensland – School of Economics. 2020. – 47p.
20. Kokovin S.G., Sharapudinov Sh., Tarasov A., Ushchev Ph. A Theory of Monopolistic Competition with Horizontally Heterogeneous Consumers // CESifo Working Paper. 2020. No 8082. – 47p.
21. Vignon D., Yin Y. Regulating Ridersourcing Services with Product Differentiation and Congestion Externality // Emerging Technologies. 2020. Vol.127. 32 p.
22. Yoo C.S. Intellectual Property and the Economics of Product Differentaition – U of Penn, Inst for Low&Econ Research Paper. 2018. No 18-25. – 35p.

Вопрос-ответ:

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует большое количество небольших фирм, производящих продукты, которые имеют характеристики, отличающиеся от продукции конкурентов.

Какая особенность в монополистической конкуренции связана с дифференциацией продукта?

Основной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукта, то есть каждая фирма старается придать своему продукту уникальные характеристики, чтобы выделиться на фоне конкурентов и привлечь больше потребителей.

Какие условия и признаки приводят к возникновению монополистической конкуренции?

Возникновение монополистической конкуренции обусловлено наличием следующих условий и признаков: большое количество фирм на рынке, низкий уровень входных барьеров, возможность дифференциации продукта, относительная независимость фирм друг от друга.

Какие продукты можно найти на рынке монополистической конкуренции в России?

На рынке монополистической конкуренции в России можно найти широкий спектр продуктов, таких как продукты питания, одежда, обувь, электроника, бытовая техника и др. Все эти продукты имеют различные характеристики и маркировку, что позволяет фирмам привлекать различные группы потребителей.

Какие социально-экономические последствия связаны с рынком монополистической конкуренции?

Рынок монополистической конкуренции может иметь как положительные, так и отрицательные социально-экономические последствия. С одной стороны, конкуренция между фирмами способствует инновациям и улучшению качества продукции, а также созданию новых рабочих мест. С другой стороны, дифференциация продукта и существование брендов может приводить к высоким ценам и ограниченному выбору для потребителей.

Что такое монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой множество независимых фирм производят продукты, которые отличаются друг от друга по некоторым характеристикам.

Какое основное условие возникновения монополистической конкуренции?

Основным условием возникновения монополистической конкуренции является наличие дифференциации продукта. То есть каждая фирма на рынке предлагает уникальный товар или услугу, который имеет свои особенности и отличается от товаров конкурентов.

Какая роль играет дифференциация продукта на рынке монополистической конкуренции?

Дифференциация продукта является основной чертой рынка монополистической конкуренции. Она позволяет фирмам создавать уникальность своего товара или услуги, выделиться на фоне конкурентов и привлечь большее количество потребителей.

Какие продукты предлагаются на рынке монополистической конкуренции?

На рынке монополистической конкуренции предлагается широкий спектр продуктов и услуг, которые отличаются друг от друга по характеристикам. Это могут быть товары для дома, одежда, электроника, услуги связи, туристические услуги и многое другое.

Какие социально-экономические последствия характерны для рынка монополистической конкуренции?

На рынке монополистической конкуренции наблюдается высокая степень конкуренции между фирмами, что способствует улучшению качества продукции, появлению новых технологий и инноваций. Вместе с тем, такой рынок может привести к образованию монопольной власти некоторых фирм и ограничению выбора для потребителей.