"Проблема нравственного выбора в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 08.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………….3
1. Мониторинг школьных методик по изучению произведений с нравственной проблематикой……………………………………………………6
1.1. Понятие «проблематики» в анализе художественного произведения……………………………………………………………………..6
1.2. Анализ школьных методик по изучению произведений с нравственной проблематикой …………………………………………………10
2. Технологическая карта урока с реализацией воспитательной задачи (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)…………………..12
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованных источников…………………………………..25
Приложение……………………………………………………………...27
Он слишком эгоистичен.Печорин дружить не умеет, яркий тому пример – отношения с Вернером. П.умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.К.анализ, сравнение, синтез.К. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.К. Речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.К. умение слушать и вступать в диалог.Р. самопроверка результата, коррекция: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; Подготовка к ответам на вопросы6.Этап обобщения(15м) Групповая работа Обобщающая беседа. Учитель предлагает выступить учащимся группы с подготовленными ответами Работают в группах, анализируют ключевые эпизоды.П.умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.К.анализ, сравнение, синтез.Р.контроль иоценка прогнозирования (при анализе учебного действия).К. Речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.К. умение слушать и вступать в диалог.Устная работа7.Закрепление усвоенных знаний(4м)Беседаиндивидуальная работаИтак, как вы думаете, в чем заключается нравственная проблематика произведения? - Является ли данный роман актуальным?- Какой же характер все-таки у Печорина?- Составьте синквейн в тетради.1) Печорин2) 2 прилагательных3) 3 глагола5) Предложение, которое раскрывает его характер6) Ваша ассоциация. Проверяет синквейны. Отвечают на вопросы.- Нравственная проблематика заключается в отношении Печорина к дружбе, любви, к ответственности и жестокости, ценности жизни. - Данный роман является актуальным, потому что затрагивает такие проблемы, которые в современном мире тоже имеют место. - Печорин – это эгоист, который не знает, что ему нужно от жизни. Составляют синквейн.П.: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.К. Речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.Устная и письменная работа8. Рефлексия(1 м)Слово учителяНа полях в тетради отметить смайликом, понравился урок или нет, все было понятно или нет. ОтмечаютЛ. формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в ученииУмение оценивать себя9. Домашнее задание(1м)Слово учителяДомашнее задание: Написать эссе на одну из предложенных тем:«Дружба в жизни Печорина»,«Любовь в жизни Печорина». Записывают домашнее задание в дневник.Слово учителяЗАКЛЮЧЕНИЕВ литературоведении ученые, исследователи большое внимание уделяют анализу художественного произведения. Особого внимания заслуживает рассмотрение вопросов проблематики произведения, так как писатели создают тексты для того, чтобы раскрыть и показать свое отношение к той или иной проблеме. В современном мире нравственная проблематика занимает очень важное место, так как люди понемногу начинают терять нравственность, подрастающее поколение, насмотревшись в интернете различных программ, несущих негативную коннотацию, считают, что и в жизни можно так поступать.В связи с этим на уроках литературы в школе нужно поднимать темы нравственности и выяснять, как нужно себя вести, а как поступать нельзя. В случае с «Героем нашего времени» М.Ю. Лермонтова необходимо строить уроки таким образом, чтобы ребята поняли, что у героя произведения нет никаких нравственных принципов, и показать, к чему может привести такое отношение к другим людям. В ходе выполнения курсовой работы мы решили все задачи, которые ставили перед собой, а именно:Мы проанализировали такие литературоведческие понятия, как «проблема», «проблематика» и пришли к выводу, что проблема – это практический или теоретический вопрос, требующий исследования, а проблематика – это осмысление писателем социальных характеров.Литературоведы выделяют различные типы проблематики художественного текста(национально-историческая, мифологическая, романная, нравоописательная),но сходятся во мнении, что она обязана быть в каждом произведении. Проблематика по отношению к теме произведения и его художественной идее находится в приоритете. Мы выделили нравственную проблематику в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и пришли к выводу, что в произведении затрагиваются серьезные нравственные проблемы, которые базируются на отношении главного героя к жизни, к другим людям(Добра и зла, ответственности, важности жизни, любви, дружбы);Мы проанализировали УМК с точки зрения выделения нравственных проблем в творчестве разных писателей и пришли к выводу, что во многих произведениях школьной программы затрагиваются нравственные проблемы(И.В. Гёте «Фауст», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души», М.А. Булгаков «Собачье сердце» и др.);Мы создали технологическую карту по изучению творчества М.Ю. Лермонтова. Мы выбрали урок обобщения и систематизации, так как выявление проблематики текста помогает его систематизировать и обобщить. Более того, для выделения проблематики необходимо владеть всем текстом.На уроке использовали различные методы и формы работы: тестирование (так как помогает качественно проверить большую группу людей), индивидуальную работу (так как помогает сформулировать собственные мысли и отношения), групповую работу (так как помогает охватить большое количество информации в сжатые сроки), беседу (лучшее средство обобщения информации).Однако данная тема изучена не полностью и нуждается в дальнейшем изучении. Можно рассмотреть, как в других произведениях школьной программы раскрывается нравственная проблематика. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАрхипов, В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия / В.А. Архипов. – М.: Московский рабочий, 1965. – 471 с.Афанасьев, В. В. Лермонтов / В. В. Афанасьев. – М.: Художественная литература, 1991. – 221 с.Белинский В.Г. «Герой нашего времени» Сочинения М.Ю. Лермонтова / В.Г. Белинский. - Л.,1941. – 173 с. Введение в литературоведение / Под.ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976. – 528 с. Влащенко, В.Д. Я иду на урок литературы / В.Д. Влащенко. – М.: Дрофа, 2001. – 544 с.Герштейн Э.Г., «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э.Г. Герштейн. - М.,1976. – 125 с. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб.пособие / А. Б. Есин. - 7-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2005. – 244 с. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. – «PublicDomain». – 80 с. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий / В.А. Мануйлов. - 2 - е изд. доп.- Л., 1975. – 280 с. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: Уч. Пособие / Г. Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 1972. – 269 с. Тамарченко Д.Е. Из истории русского классического романа / Д.Е. Тамарченко. - М.-Л., 1968. – 504 с. Тютелова, Л.Г. Теория романа М.М. Бахтина и проблема романизации драмы / Л.Г. Тютелова. – Вестник Самарского государственного университета. – 2012.- №4. – С. 120-130.Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б.Т. Удодов. -М.,1989. – 188 с. Удодов, Б.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б.Т. Удодов. – Воронеж, 1973. - 198 с.Федоров, А.В. Лермонтов и литература его времени / А.В. Федоров. - Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с.Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. - М.: Наука, 1961. – 231 с.Интернет-источники и электронные ресурсы:Литература. 9 класс / под ред. В. Я. Коровиной [Электронный ресурс]. – URL: https://tepka.ru/Literatura_9_Korovina/index.html (дата доступа: 11.04.2022).Литература. 9 класс / под ред. Г.С. Меркина [Электронный ресурс]. – URL: http://uchebnik-tetrad.com/chtenie-literatura-uchebniki-rabochie-tetradi/uchebnik-po-literature-9-klass-merkin-chast-1-chitat-onlajn (дата доступа: 11.04.2022).ПРИЛОЖЕНИЕ 1Тест по произведению «Герой нашего времени» М.Ю. ЛермонтоваКто из героев произведения помог украсть Печорину Бэлу?А) Максим Максимыч;Б) Азамат;В) Грушницкий;Г) Казбич.2. Что читает Печорин в ночь перед дуэлью?А) «Евгения Онегина» Пушкина;Б) «Горе от ума» Грибоедова;В) «Бедную Лизу» Карамзина;Г) «Шотландские пуритане» В. Скотта. 3. Какой воинский чин носит Максим Максимыч?А) капитан;Б) штабс-капитан;В) полковник;Г) подполковник.4. Кто из героев рассказывает историю Бэлы и Печорина?А) Максим Максимыч;Б) Раевич;В) Вернер;Г) Грушницкий.5. Кто умер от рук Печорина на дуэли?А) Вернер;Б)Янко;В) Грушницкий;Г)Вулич.6. Как зовут доктора, который становится приятелем печорина?А) Янко;Б) Кирсанов;В) Вернер;Г) Гибнер. 7. Сколько лет Бэле?А) 16;Б) 18;В) 20;Г) 22. 8. Что Печорин крадет у Казбича?А) кинжал;Б) саблю;В) коня;Г) барана. 9. Рассказчиками в романе являются:А) Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин;Б) Максим Максимыч, Печорин;В) Автор, странствующий офицер, Максим Максимыч;Г) Автор, Печорин. 10. Композиция романа является:А) Последовательной;Б) Сложной, с нарушенной хронологией;В) Рамочной;Г) Зеркальной.
1. Архипов, В.А. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия / В.А. Архипов. – М.: Московский рабочий, 1965. – 471 с.
2. Афанасьев, В. В. Лермонтов / В. В. Афанасьев. – М.: Художественная литература, 1991. – 221 с.
3. Белинский В.Г. «Герой нашего времени» Сочинения М.Ю. Лермонтова / В.Г. Белинский. - Л.,1941. – 173 с.
4. Введение в литературоведение / Под. ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1976. – 528 с.
5. Влащенко, В.Д. Я иду на урок литературы / В.Д. Влащенко. – М.: Дрофа, 2001. – 544 с.
6. Герштейн Э.Г., «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова / Э.Г. Герштейн. - М.,1976. – 125 с.
7. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения : учеб. пособие / А. Б. Есин. - 7-е изд., испр. - М. : Флинта : Наука, 2005. – 244 с.
8. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. – «Public Domain». – 80 с.
9. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий / В.А. Мануйлов. - 2 - е изд. доп.- Л., 1975. – 280 с.
10. Поспелов, Г.Н. Проблемы исторического развития литературы: Уч. Пособие / Г. Н. Поспелов. – М.: Просвещение, 1972. – 269 с.
11. Тамарченко Д.Е. Из истории русского классического романа / Д.Е. Тамарченко. - М.-Л., 1968. – 504 с.
12. Тютелова, Л.Г. Теория романа М.М. Бахтина и проблема романизации драмы / Л.Г. Тютелова. – Вестник Самарского государственного университета. – 2012.- №4. – С. 120-130.
13. Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» / Б.Т. Удодов. -М.,1989. – 188 с.
14. Удодов, Б.Т. Художественная индивидуальность и творческие процессы / Б.Т. Удодов. – Воронеж, 1973. - 198 с.
15. Федоров, А.В. Лермонтов и литература его времени / А.В. Федоров. - Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с.
16. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове / Б.М. Эйхенбаум. - М.: Наука, 1961. – 231 с.
Интернет-источники и электронные ресурсы:
17. Литература. 9 класс / под ред. В. Я. Коровиной [Электронный ресурс]. – URL: https://tepka.ru/Literatura_9_Korovina/index.html (дата доступа: 11.04.2022).
18. Литература. 9 класс / под ред. Г.С. Меркина [Электронный ресурс]. – URL: http://uchebnik-tetrad.com/chtenie-literatura-uchebniki-rabochie-tetradi/uchebnik-po-literature-9-klass-merkin-chast-1-chitat-onlajn (дата доступа: 11.04.2022).
Вопрос-ответ:
Что изучается в статье "Проблема нравственного выбора в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
В статье исследуется проблема нравственного выбора, затронутая в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Какую роль играет нравственная проблематика в анализе художественного произведения?
Нравственная проблематика играет важную роль в анализе художественного произведения, позволяя раскрыть глубинный смысл и моральные уроки произведения.
Какие методики изучения произведений с нравственной проблематикой были проанализированы в статье?
В статье были проанализированы школьные методики изучения произведений с нравственной проблематикой.
Какая воспитательная задача реализуется на одном из уроков по роману М.Ю. Лермонтова?
На уроке по роману М.Ю. Лермонтова реализуется воспитательная задача, связанная с развитием нравственных качеств у учащихся.
Как описывается проблема нравственного выбора в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
В романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" описывается проблема нравственного выбора, которую переживают главные герои и которая имеет важное значение для развития сюжета и характеров.
Какая проблема нравственного выбора рассматривается в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
В романе "Герой нашего времени" рассматривается проблема нравственного выбора главного героя, Печорина. Он оказывается перед сложными этическими выборами и сталкивается с внутренним конфликтом между добром и злом, между своими желаниями и социальными нормами.
Какие методики были использованы для изучения произведений с нравственной проблематикой в школах?
Для изучения произведений с нравственной проблематикой в школах были использованы различные методики. Некоторые учителя предлагают анализировать тексты, выявлять моральные дилеммы и сравнивать поведение персонажей. Другие методики включают обсуждение этических вопросов, создание ситуаций для принятия решений и развитие критического мышления.
Что такое проблематика в анализе художественного произведения?
Проблематика в анализе художественного произведения - это набор вопросов, проблем и тем, с которыми сталкиваются персонажи произведения. Проблематика может быть нравственной, философской, социальной и т.д. Анализ проблематики позволяет лучше понять основные идеи произведения и его авторское намерение.
Какие методики изучения произведений с нравственной проблематикой были рассмотрены в исследовании?
В исследовании были рассмотрены различные методики изучения произведений с нравственной проблематикой. Некоторые из них включают анализ и интерпретацию текстов, обсуждение этических вопросов, ролевые игры, проблемное обучение и создание проектов. Одной из основных целей этих методик является развитие этического мышления и социальной ответственности учащихся.
Какую проблему нравственного выбора освещает роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"?
Роман "Герой нашего времени" освещает проблему нравственного выбора героев, их жизненных ценностей и морального состояния.