Педагогические взгляды. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 14.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение стр. 3
Глава 1. Педагогические взгляды стр. 5
Глава 2. Психолого-антропологическая педагогика стр. 8
Заключение стр. 12
Список источников стр. 15
Фрагмент для ознакомления

Существующая сущность культурно-антропологической концепции Каптерева заключается в том, что процесс формирования целостной и гармонически развитой личности он рассматривал как единство физического и духовно-нравственного развития любого ребёнка. Если такие имеющиеся биологические факторы как наследственность, анатомические и физиологические и психические особенности ребёнка составляют антропологическую сторону педагогического процесса, то полученный воспитательный идеал, вырабатываемый обществом и реализуемый посредством воспитания, является его культурной стороной.Заключение В исследовании выяснено, что в концепции П. Ф. Каптерева цели семейного воспитания обусловлены не социальным заказом общества, а соответствием воспитательного идеала природе ребенка, которая спонтанно предполагает целостное, всестороннее и гармоничное развитие личности.С точки зрения П. Ф. Каптерева, основной целью воспитания в семье является общее развитие ребенка, включающее развитие как физических, так и духовных сил и способностей. Вместе с тем оно должно закладывать основу для школьного образования и последующей специальной подготовки.Научной заслугой ученого явилось выдвижение и обоснование таких теоретических положений, которые выступают принципами организации практического воспитания в семье.Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с высокой к нему требовательностью предполагает соблюдение со стороны родителей не только юридических прав ребенка, но и нравственного достоинства его личности. Выступая против авторитаризма, П. Ф. Каптерев не отрицал авторитета в воспитании в силу отсутствия у детей необходимого жизненного опыта.В отличие от многих других ученых, эффективность семейной педагогики Каптерев ставил в зависимость от того, насколько в реальной жизни совпадают ценностные приоритеты семьи и общества, родителей и государства; насколько созданы материальные, правовые, психолого-педагогические предпосылки действенности принципов и методов семейного воспитания.Для современной семейной педагогики представляет значительный интерес исследование Каптеревым психолого-педагогических механизмов, обеспечивающих взаимопонимание детей и родителей. На их основе им предлагалась система методов воспитания, включающих беседу, обсуждение, пример, упражнения, наказания и поощрения.Анализируя всё вышеизложенное, можем сказать, что исследование педагогической теории П.Ф.Каптерева в своей культурно-антропологической концепции развивает и доказывает тот факт, что непрерывный процесс развития целостной человеческой личности, который учитывает её двойственную природу, в которой свободно сочетается как естественное, так и культурное начало, должен учитывать природные биологические факторы. Это и обуславливает физическое развитие и укрепление детского организма, это и составляет антропологическую основу психолого-педагогической теории. Тот идеал, к которому в воспитательной теории стремился Каптерев, должен вырабатываться самим обществом. Тогда его можно будет видеть в основе социального и культурного развития общества в целом.Многогранность культурно-антропологическогоподхода самого педагогического процесса в теории Каптерева заключается в следующих положениях: - антропологическая основа воспитания и обучения детейявляется основой процесса самостоятельного природного развития человеческого организма, при этом необходимо учитывать не только индивидуальную, но и общую наследственность каждого конкретного ребёнка,- природа человека рассматривается с точки зрениясовокупностиразличных факторов, таких как генетические, анатомические, физиологические, половозрастные. Но эти факторы не становятся определяющимив процессе становления личности, потому что они могут и должныподвергаться корректировке целой системой указанных и завреплённых педагогических мер,- если человек должен быть сформирован на основе мысли о культурном общественно-полезном существе, то должен существовать некий идеал воспитания, который и будет давать основу для становления характера и направлять совершенствование личности в нужное русло, этот воспитательный идеал строится на основе исторических, политических, национальных и духовных особенностей и традиций общества в целом. Педагогический процесс по Каптереву - это автономный и специфический процесс формирования такой человеческой личности, которая будет иметь свои собственные законы развития и будет характеризоваться сложным взаимодействием природных и культурных, внешних и внутренних,физических и духовных, факторов. Несомненным остаётся тот факт, что научно-педагогическое наследие П.Ф. Каптерева является неотъемлемой частьюсовременной отечественной педагогической культуры. Обращение практикующих педагогов к его многочисленным педагогическим трудам помогает лучше осмыслить и понять как педагогическое прошлое, так и настоящее. Каптеревым впервые была создана такая перспективная, целостная ипедагогическая теория, многимиидеями которой в современное время пользуются педагоги, его теория сохраняет свою актуальность для нашей теории и практики образования по сей день. Список источников:История русской педагогии. СПб., 1909. 2-е издание: СПб., 1915.Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие Каптерева: биобиблиография. — 2007. Воронеж, Изд-во им. Е.А.Болховитинова. – 212 с.Лебедев П. Дидаскал. Мое открытие Каптерева // Учителькая газета.1999. №28.Каптерев П. Ф. Педагогическая психология для учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1877. [Рец.] // Отечественные записки.1878. №5.Г.П.Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи,направления и деятели. Изд-е журнала «Русская школа». 146 с. СПб,1898. [Рец.] // Педагогический листок. 1898. №3.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1996.

1. История русской педагогии. СПб., 1909. 2-е издание: СПб., 1915.
2. Заварзина Л. Э. Педагогическое наследие Каптерева: биобиблиография. — 2007. Воронеж, Изд-во им. Е.А.Болховитинова. – 212 с.
3. Лебедев П. Дидаскал. Мое открытие Каптерева // Учителькая газета. 1999. №28.
4. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология для учителей, воспитателей и воспитательниц. СПб., 1877. [Рец.] // Отечественные записки. 1878. №5.
5. Г.П.Каптерев. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Изд-е журнала «Русская школа». 146 с. СПб, 1898. [Рец.] // Педагогический листок. 1898. №3.
6. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 1996.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы лежат в основе педагогических взглядов П.Ф. Каптерева?

Основными принципами педагогических взглядов П.Ф. Каптерева являются формирование целостной и гармонически развитой личности, единство физического и духовно-нравственного развития ребенка.

Чем отличается психолого-антропологическая педагогика от других подходов в образовании?

Психолого-антропологическая педагогика отличается тем, что она учитывает не только психологические аспекты развития ребенка, но и его культурные и социальные особенности, стремясь сформировать целостную личность.

Какая сущность культурно-антропологической концепции П.Ф. Каптерева?

Сущность культурно-антропологической концепции П.Ф. Каптерева заключается в том, что процесс формирования целостной и гармонически развитой личности он рассматривал как единство физического и духовно-нравственного развития любого ребенка.

Какие источники использовались для написания статьи?

Источники, использованные при написании статьи о педагогических взглядах П.Ф. Каптерева, указаны в списке источников на странице 15.

Какие принципы П.Ф. Каптерева применимы к формированию личности ребенка?

Принципы П.Ф. Каптерева, применимые к формированию личности ребенка, включают целостность и гармоничность развития, учет культурных и социальных особенностей, а также единство физического и духовно-нравственного развития.

Что такое психолого-антропологическая педагогика?

Психолого-антропологическая педагогика - это подход к воспитанию и обучению, который основывается на понимании личности ребенка как единства физического и духовно-нравственного развития.

Какую роль играет формирование целостной и гармонически развитой личности в педагогике Каптерева?

Формирование целостной и гармонически развитой личности является целью педагогики Каптерева. Он считает, что процесс формирования личности должен учитывать как физический, так и духовно-нравственный аспекты развития ребенка.

Какие источники Каптерев использует в своей педагогике?

В своей педагогике Каптерев опирается на существующие источники, включая биологические факты, психологические исследования и культурно-антропологическую концепцию.

Что означает культурно-антропологическая концепция?

Культурно-антропологическая концепция - это понимание человека и его развития в контексте культуры и общества. Она утверждает, что формирование личности зависит от влияния культурных и социальных факторов.

Какое значение имеет физическое и духовно-нравственное развитие для ребенка?

Физическое и духовно-нравственное развитие играют важную роль в формировании личности ребенка. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга, поэтому их одновременное развитие способствует созданию целостной и гармонично развитой личности.

Что является сущностью культурно-антропологической концепции Каптерева?

Сущность культурно-антропологической концепции Каптерева заключается в том, что он рассматривал процесс формирования целостной и гармонически развитой личности как единство физического и духовно-нравственного развития ребенка.

Как Каптерев рассматривал процесс формирования личности?

Каптерев рассматривал процесс формирования личности как единство физического и духовно-нравственного развития любого ребенка.