Психолого-социальное сопровождение участников локальных войн.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная работа
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие психолого-социального сопровождения. Обстоятельства, обуславливающие необходимости психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов………………………..………………..…...5
2 Основные методы психолого-социальной работы с участниками локальных конфликтов……………………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...20

Фрагмент для ознакомления

Цель метода – взаимодействие и передача опыта других людей, для формирования физической и духовной силы. Так же в качестве цели следует рассматривать формирование социального поведения участника локального конфликта, на основании опыта участников боевых действий сумевших справиться с психологическими проблемами и адаптироваться к мирной жизни.Метод социальной работы в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам участников локальных войн и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. При этом основными методами работы являются:- социальная диагностика; - социальное прогнозирование; - социальное планирование микросоциальной среды; социально-терапевтическая работа; - развитие системы территориального самоуправления; - благотворительные акции в микросоциальной среде; - практическая работа в общине.Этот метод позволяет усилить коммуникативные функции всех участников процесса. Такая работа строится по территориальному принципу, а не с учетом конкретных групп людей. То есть в данном случае участники локальных конфликтов имеют возможность, обменятся опытом с людьми, имеющими схожие психологические проблемы, но полученные по другим причинам.Осуществляя работу с участниками локальных конфликтов, социальный работник должен помнить, что не всегда адекватное и трудное для восприятия поведение члена семьи или самого участника может быть обусловлено скрытыми внутренними страданиями, моральной болью. Петров А.В. отмечает, что в отношении участников военных конфликтов, продолжающих военную службу или иную трудовую деятельность, следует применять те же способы психологической разгрузки ка ки для обычных работников. «Одним из самых простых и эффективных способов борьбы со стрессом и снижения эмоциональной нагрузки работников является участие в спортивных мероприятиях, которое решает еще и вопросы поддержания здорового образа жизни, здоровья коллектива в целом».Несомненно, такие мероприятия возможно проводить только в отношении людей со стойкой ремиссий психологических заболеваний. Вопрос о допуске к работе участников военных конфликт в целом достаточно спорный. Поскольку возвращаясь к прежней жизни, они стремятся вернуться по мере возможности и к трудовой деятельности (особенно это касается военнослужащих), они могут преднамеренно скрывать наличие у них психологических проблем.Несомненно, социальный работник не может иметь достаточно познаний в области психологии и психиатрии, что бы в одиночку оказать полноценное психолого-социальное сопровождение участников локальных войн. Однако, знание азов работы с такими категориями граждан, методов воздействия на их социальную адаптацию будет способствовать своевременному выявлению проблем. Что в свою очередь существенно влияет на качество психологической помощи. Участники локальных войн как правило нуждаются в длительном психолого-социальном сопровождении, к участию в котором необходимо привлекать как профессиональных сотрудников (психологов, психотерапевтов, наркологов и тд), так и членов семей и ближайшее окружение участников локальных конфликтов.Таким образом, современный социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными. Кроме того уметь своевременно выявить проблему и привлечь к ее решению необходимых специалистов.ЗаключениеОдной из главных функций современного государства является социальная защита населения. При этом в последние годы все больше внимания уделяется не только материальной стороне социальной защиты, но и психологической. Часть психологической помощи оказывается при помощи психолого-социального сопровождения.Существует множество категорий людей, нуждающихся в такой поддержке. Однако, особую группу составляют участники локальных войн. Эти люди утратили психическое, а иногда и физическое здоровье выполняя воинский долг, обеспечивая обороноспособность российского государства и защиту ее интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на значимость такой деятельности длительное время в России не использовались психологические практики подготовки перед участием в боевых действиях и для успешного выхода из состояния войны. Кроме того, значительная часть участников локальных конфликтов не имеет профильное (военное) образование, в рамках которого осуществляется минимальная психологическая подготовка. Результатом такого отношения стало проявления у участников локальных конфликтов различных расстройств психологического иногда и психиатрического спектра. Некоторые смогли справиться сами, кому-то помогла семья и товарищи, но большинство живет с выраженным посттравматическим синдромом и другими страданиями. Такие люди становятся опасным как для себя, так и для окружающих. Задача государства при этом максимально эффективно осуществлять реабилитацию, в том числе с применением психологических методов работы. Государство заинтересовано в такой работе не только как в благодарности людям за их службу, но и как способе сохранения военнослужащих в строю, а гражданских лиц трудоспособными налогоплательщиками.В настоящее время институт психолого-социального сопровождения мало реализован в России. Во многом причиной тому является недостаток квалифицированных кадров и финансирования. Но также участники локальных войн нередко сами отказываются принимать помощь, не способны признать наличие у них проблем.В идеальном варианте современный социальный работник должен обладать навыками психологической работы и психокоррекции. Но на практике достаточным прогрессом будет если познаний социального работника будет достаточно для выявления нарушений в поведении подопечного и необходимости привлечения соответствующих специалистов.Психолого-социальная работа с участниками локальных конфликтов должна строится на систематической планомерной основе. Необходимо осуществлять работу также с членами семьи и ближайшим окружением. Наиболее эффективные методы воздействия должны применятся с учетом индивидуальности участника локальных конфликтов, характера пережитых им событий и особенностей психики. Список использованных источниковФедеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О ветеранах» // СЗ РФ. – 1995. - № 3. – С.168.Авдиенко, Г. Ю.  Психологическая коррекция и реабилитация участников боевых действий: учебник и практикум для вузов / Г. Ю. Авдиенко. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 299 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06065-2Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / В.С. Агеев. - М.: издательство Московского университета, 1990. — 240 с. – ISBN 5-211-01029-9.Заруцкий Д.Л. Теоретические и прикладные аспекты совершенствования общевоенной подготовки студентов в военном учебном центре / Д.Л. Заруцкий // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. - № 6. – С.125-128. – ISSN 2311-1305.Кадыров Р. В.  Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD)  учебник и практикум для вузов / Р. В. Кадыров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 644 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12558-0.Клячкина Л.Н. Методы и техника социально-психологической реабилитации ветеранов боевых действий / Л.Н. Клячкина // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2015. - № 3. – С. 114-121. – ISSN 1991-8569.Масаева З.В. Социально-психологическая ситуация в Чеченской Республике после завершения длительных военных действий / З.В. Масаева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. - № 6. – С.22-27. – ISSN 1819-4974.Петров А.В. Применение психологических методов в работе с кадрами / А.В. Петров // Законность. – 2014. - № 12. – С. 29-33. – ISSN 0869-4486.Рукомойникова А.Н., Сухарева И.В. Социальная работа с участниками локальных конфликтов / А.Н. Рукомойникова, И.В. Сухарева // Вестник Академии наук республики Башкортостан. – 2018. - № 1. – С.31-39. – ISSN 1728-5283.Соколова Е.В. Военные действия как основание для освобождения от исполнения гражданско-правовых обязательств и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение /Е.В. Соколова // Право в Вооруженных Силах. – 2017. - № 7. – С. 18-24. – ISSN 2219-5947. Система социального психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации (Из опыта работы ЧОЦСЗ «Семья»)/ Методическое пособие. - Челябинск, 2019. - 136 с.


1. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «О ветеранах» // СЗ РФ. – 1995. - № 3. – С.168.
2. Авдиенко, Г. Ю. Психологическая коррекция и реабилитация участников боевых действий: учебник и практикум для вузов / Г. Ю. Авдиенко. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 299 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-06065-2
3. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. / В.С. Агеев. - М.: издательство Московского университета, 1990. — 240 с. – ISBN 5-211-01029-9.
4. Заруцкий Д.Л. Теоретические и прикладные аспекты совершенствования общевоенной подготовки студентов в военном учебном центре / Д.Л. Заруцкий // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. - № 6. – С.125-128. – ISSN 2311-1305.
5. Кадыров Р. В. Посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD) учебник и практикум для вузов / Р. В. Кадыров. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 644 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-12558-0.
6. Клячкина Л.Н. Методы и техника социально-психологической реабилитации ветеранов боевых действий / Л.Н. Клячкина // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2015. - № 3. – С. 114-121. – ISSN 1991-8569.
7. Масаева З.В. Социально-психологическая ситуация в Чеченской Республике после завершения длительных военных действий / З.В. Масаева // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. - № 6. – С.22-27. – ISSN 1819-4974.
8. Петров А.В. Применение психологических методов в работе с кадрами / А.В. Петров // Законность. – 2014. - № 12. – С. 29-33. – ISSN 0869-4486.
9. Рукомойникова А.Н., Сухарева И.В. Социальная работа с участниками локальных конфликтов / А.Н. Рукомойникова, И.В. Сухарева // Вестник Академии наук республики Башкортостан. – 2018. - № 1. – С.31-39. – ISSN 1728-5283.
10. Соколова Е.В. Военные действия как основание для освобождения от исполнения гражданско-правовых обязательств и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение /Е.В. Соколова // Право в Вооруженных Силах. – 2017. - № 7. – С. 18-24. – ISSN 2219-5947.
11. Система социального психолого-педагогического сопровождения семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации (Из опыта работы ЧОЦСЗ «Семья»)/ Методическое пособие. - Челябинск, 2019. - 136 с.


Вопрос-ответ:

Почему так важно психолого-социальное сопровождение участников локальных войн?

Психолого-социальное сопровождение участников локальных войн важно, потому что такие конфликты оставляют глубокие следы на психологическом и эмоциональном состоянии людей. Оно помогает восстановить утраченную жизненную активность и нормализовать отношения в обществе.

Какие обстоятельства обуславливают необходимость психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов?

Психолого-социальное сопровождение необходимо в случаях, когда участники конфликта подверглись психологической травме, испытывают посттравматический стрессовый синдром, находятся в состоянии социальной изоляции, нуждаются в помощи в трудоустройстве и реабилитации.

Какие основные методы психолого-социальной работы используются с участниками локальных конфликтов?

Основными методами психолого-социальной работы с участниками локальных конфликтов являются психотерапия, психологическая консультация, тренинги по развитию социальных навыков, групповые формы работы, реабилитационные программы, включающие участие в совместных проектах и занятиях.

Какова цель метода взаимодействия с участниками локальных конфликтов?

Целью метода взаимодействия с участниками локальных конфликтов является поддержка и помощь в их социальной и психологической адаптации, снятие посттравматического стресса, развитие коммуникативных навыков, активизация жизненных ресурсов и улучшение качества их жизни.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи были использованы следующие источники: [список использованных источников].

Каким образом психолого-социальное сопровождение помогает участникам локальных войн?

Психолого-социальное сопровождение помогает участникам локальных войн, предоставляя им психологическую поддержку, помогая им справиться с травмами и стрессом, а также помогая обрести навыки адаптации к новой ситуации. Также оно способствует созданию условий для социальной реабилитации и реинтеграции в общество.

Какие обстоятельства могут обусловить необходимость психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов?

Обстоятельства, обусловливающие необходимость психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов, могут быть разными, включая травмы, полученные в боевых действиях, утрату близких людей, потерю дома или имущества, потерю работы, стрессовые ситуации и др. Все эти факторы могут оказать серьезное влияние на психологическое и социальное состояние участников конфликтов.

Какие методы психолого-социальной работы применяются с участниками локальных конфликтов?

Основные методы психолого-социальной работы с участниками локальных конфликтов включают психотерапию, консультирование, психосоциальную поддержку, тренинги по управлению стрессом и адаптации, содействие в поиске работы, помощь в построении новой жизни и создании социальных связей. Все эти методы направлены на улучшение психологического состояния участников конфликтов и их социальной адаптации.

Какова цель психолого-социального сопровождения участников локальных войн?

Целью психолого-социального сопровождения участников локальных войн является помощь им в справлении с травмами и стрессом, восстановлении психологического равновесия, адаптации к новым условиям жизни, социальной реабилитации и реинтеграции в общество. Главная цель - обеспечить участникам конфликтов возможность вернуться к нормальной жизни, преодолеть последствия войны и создать условия для будущего развития и благополучия.

Почему психолого-социальное сопровождение важно для участников локальных войн?

Психолого-социальное сопровождение важно для участников локальных войн, потому что они часто испытывают травмы, как физические, так и психологические. Это может приводить к посттравматическому стрессовому расстройству, депрессии и другим психическим проблемам. Психолого-социальное сопровождение помогает участникам локальных войн восстановиться после конфликта и вернуться к нормальной жизни. Это также помогает предотвратить повторные конфликты и способствует мирному разрешению конфликтов.

Какие методы используются в психолого-социальной работе с участниками локальных конфликтов?

В процессе психолого-социальной работы с участниками локальных конфликтов могут быть использованы различные методы. Один из них - психотерапия, которая помогает людям разобраться в своих эмоциях и проблемах, а также найти способы справиться с ними. Другой метод - социальная поддержка, которая предоставляет людям необходимую помощь и ресурсы для восстановления и улучшения их жизни. Также может использоваться групповая работа, когда участники конфликта собираются вместе, чтобы обсудить свои проблемы и поддерживать друг друга.

Какие обстоятельства создают необходимость психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов?

Необходимость психолого-социального сопровождения участников локальных конфликтов обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, участники конфликтов могут быть подвержены физической и психологической травме, которая требует помощи и поддержки. Во-вторых, после конфликта участники часто сталкиваются с проблемами социальной адаптации и интеграции обратно в общество. В-третьих, конфликты могут оставить участникам эмоциональные шрамы и проблемы взаимоотношений с другими людьми, которые нуждаются в психологической поддержке и работы.