Особенности и нарушения мышления: проявления и диагностика

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 26.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический обзор исследований мышления 5
1.1. Исследования мышления в когнитивной психологии 5
1.1.1. Мышление как процесс решения задач 6
1.2. Исследования мышления в отечественной психологии 9
1.3. Исследования мышления в клинической психологии 11
1.3.1. Патопсихологические критерии нарушений мышления 12
Выводы по Главе 1 17
Глава 2. Методики и процедуры диагностики мышления 18
2.1. Оценка и диагностика мышления и мыслительных процессов у детей и подростков 20
2.2. Оценка и диагностика мышления и мыслительных процессов у взрослых 21
Выводы по Главе 2 23
Общие выводы 23
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Фрагмент для ознакомления

В наиболее обобщенном виде мышление представляет собой взаимодействие с проблемной ситуацией, либо знакомой, либо нет. А выход из этой проблемной ситуации, представленный стадиями или этапами решения задач, подобен онтогенезу мышления как психического процесса.Мышление характеризуется основными процессами и свойствами, которые различаются у всех людей, но при этом, при нарушениях мышления эти процессы и свойства приобретают качественные изменения, в следствие чего изменяется не только поведение человека, но и вся его деятельность. Изменение одних свойств может повлечь за собой комплексные изменения всех остальных, взаимосвязанных с ним, тогда, как у здорового человека, возможно специфическое отличие только одного из свойств.Глава 2. Методики и процедуры диагностики мышленияДля оценки и диагностики мышления и мыслительных процессов используются специально сконструированные задачи, как это реализуется в области когнитивной психологии и в отечественных психологических школах (см. Глава 1). Также применяются тесты для диагностики интеллектуального или когнитивного развития.Например, наиболее распространёнными являются такие приёмы и психологические пробы, позволяющие давать оценку мыслительным процессам:1) Методика «Складывание рисунков» позволяет давать оценку общему интеллектуальному уровню. Испытуемому предлагается складывать из разрезанных на разные части рисунков целые картинки. Оценивается как сам результат (выполнил-не выполнил и насколько точно), так и процесс решения.2) Методика «Понимание рассказов и сюжетов» позволяет давать оценку способности осмыслять сюжет, воспроизводить его, воспринимать как прочитанный, так и услышанный текст.3) Методика «Установление последовательности событий», как и предыдущая, позволяет оценивать осмысление текста, но только в этом случае оценивается мыслительный процесс«сопоставление», при котором испытуемый должен из фрагментов текста или сюжетных картинок выстроить и рассказать историю – установить последовательность.4) Методика на классификацию, с помощью которой можно оценивать процессы обобщения, категоризации, выделение существенного.Испытуемому предлагается провести распределение набора карточек с надписями и с изображениями объектов (предметы, животные, растения) по группам и дать объяснение своего выбора.5) Методика «Исключение» также позволяет оценить процесс выделения существенного и обобщения. Из набора слов или картинок испытуемому предлагается исключить лишнее, т.е. не попадающее по какому-то критерию в эту группу объектов, и дать объяснение своего выбора.6) Ещё одной методикой, позволяющей оценивать выделение признаков и категоризацию, является «Выделение существенных признаков». Испытуемому предлагается набор из 24 групп слов: одно слово является целевым, а пять других его признаки. Необходимо выбрать два слова, являющихся неотъемлемыми и существенными признаками целевого. Например, для слова «игра» (игроки, штрафы, наказания, правила, карты)существенными будут «игроки» и «правила».7) Методика «Образование аналогий» позволяет давать оценку способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Например, могут быть задания на простые аналогии, в которых предлагается из набора слов найти пару, объяснив свой выбор. А могут быть аналогии более сложные, на которых построены целые тесты, такие, как, например, тест «Стандартные прогрессивные матрицы» Равена, в котором сложность аналогий заключается в определении принципа построения матрицы.8) Методика «Сравнение понятий» позволяет давать оценкутакому процессу, как «анализ», а также учитывает особенности выделения существенного и несущественного. Оценивается степень точности определения по конечному выбору признаков.9) Методика «Понимание метафор» позволяет давать оценку содержания мышления, критичность, целенаправленность.10) Методика «Называть 50 слов»позволяет оценивать ассоциативность мышления, а также темпыречи. Методика не предусматривает временного ограничения, главное условие назвать 50 слов, но при этом, как можно быстрее. Также условием является не называть предметы, находящиеся в комнате.12) Методика «Пиктограммы» используется помимо диагностики памяти, как оценка процессов опосредования. Методика включает в себя и креативный компонент мышления, вовлекая испытуемого в самостоятельно продуцирование. Может использоваться в условиях диагностики патологии. Необходимо на чистом листе бумаги изобразить то, что будет способствовать запоминанию озвученных слов. Условием является не использовать буквы и слова, только символы и образы, по которым потом испытуемый должен воспроизвести все слова.13) Методика «Формирование искусственных понятий»(по Л.С. Выготскому) позволяет давать оценку способностидействовать целенаправленно и последовательно, при умении проводить многоплановый анализ и синтез, отбрасывая несущественное. Методика также может быть использована для диагностики нарушений мышления на ранних этапах (Рубинштейн, 1970).14) Методика «Ассоциации» позволяет давать оценку широкого спектра мыслительных процессов, вопрос стоит лишь в задаче диагноста.Методика имеет множество вариантов и модификаций, как от модели «слово-ассоциация», так и до «как можно больше ассоциаций за отведенное время» для исходного слова.2.1. Оценка и диагностика мышления и мыслительных процессов у детей и подростковСпецифика исследования мышления у детей и подростков связана с незрелостью мышления, в связи с чем требуется инструментарий, позволяющий учитывать возрастные особенности. Большая часть методик с обоснованием их применения, а также сферой мыслительных процессов, проверяемых конкретной методикой, приведена в монографии Я. Зака (Зак, 2010). Приведем некоторые из них.1). Методика «Сложение пирамидки» позволяет оценивать состояние наглядно-действенного мышления. Пирамидки состоят из стержня, колец и колпачка. Количество колец может варьироваться, для использования более сложных задач по сбору пирамидки желательно использовать несколько пирамидок с разным количеством колец разного размера.2). Методика «Складывание разрезных картинок» позволяет оценивать состояние наглядно-образного мышления. В связи с отсутствием речевого компонента в решении, может применять для обследования и безречевых детей (описание см. в предыдущем разделе). 3). Методика«Доски Сегена» позволяет оценивать наглядно-действенное мышление. На доске с пазами, имеющими разную геометрию, есть вкладки (наиболее распространённой является доска с 10 вкладками). Ребенку демонстрируется доска с заполненными пазами, затем переворачивается таким образом, что вкладки выпадают из пазов. Задачей ребенка является вернуть вкладки на свои места.4). Методика «Сюжетные вкладки» имеет сходство с предыдущей методикой. Основным отличием является, что на вкладках изображены фрагменты сюжетной картинки. Из набора имеющихся вкладок ребенку необходимо выбрать наиболее подходящие для заполнения свободных пазов.5). Методика «Почтовый ящик» позволяет оценивать наглядно-действенное мышление, а также выявитьосмысление новым, овладеваемым способом действий. В ящике имеются прорези разной геометрии, задачей ребенка является поместить в ящик фигуры, которые бы соответствовали прорезям.2.2. Оценка и диагностика мышления и мыслительных процессов у взрослыхУ взрослого человека возможно применение большей части методик, приведенных выше. Однако, ввиду возможности вербализации своих суждений (если нет сопутствующей патологии), а также зрелости мыслительных процессов (если нет сопутствующей патологии) возможно применение более продвинутых и сложных приёмов по более точной и качественной оценке мыслительных процессов. При обследовании взрослых возможна постановка вопросов о содержании мышления, его развитости, выделение типов и индивидуальной специфики.Так, например, диагностика возможна как через применение игровых задач, в том числе для оценки мышления профессионалов (например, шахматы, Тихомиров, 1984; крестики нолики, Александров, 2006), так и через применение комплексных когнитивных задач (Quesadaetal, 2005).2.3. Специфика оценки и диагностики мышления и мыслительных процессов в клинической практикеВ клинической психологии применяются те же методики, что и в общей психологии, позволяющие оценивать скорость протекания мыслительных процессов, сохранность и специфичность процессов анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации.Спецификой диагностики мышления в клинической психологии является необходимость оценки сохранности мыслительных процессов. Психолог в такой ситуации, во-первых, не имеет возможности знать, насколько было развито мышление у человека до травмирующего события или повреждения (если речь идёт о нейропсихологической диагностике), задача оценить сохранность и актуальное состояние мышления. Во-вторых, ввиду угнетения высших психических функций, необходимо дать оценку адекватности восприятия информации, адекватности суждений, возможности вести полноценную социальную жизнь (если речь идёт о патопсихологии).Обширный методический материал, применяемый для обследования детей, в большинстве своём используется в практике патопсихолога, поскольку не обладает избыточной сложностью и позволяет оценивать базовые характеристики мыслительного процесса (Рубинштейн, 1970). Выводы по Главе 2В главе рассмотрели методики и процедуры диагностики и оценки мыслительных процессов у детей, взрослых и в клинической практике. Определили, что есть некоторый общий или базовый набор методик, которые позволяют оценивать разные процессы, свойства и качества мышления. Обозначили возрастную специфику при диагностике мышления, а также клиническую специфику.Общие выводыДиагностическая задача решается чаще всего на основе формальной калькуляции симптомов с отнесением их массива к известной нозологической матрице. Происходит это по принципу ответа на вопрос: на кого больше похожа летучая мышь – на птицу или на бабочку? На самом деле на лошадь (и то, и другое – млекопитающие). Познавательная деятельность, организованная подобным образом, способна лишь клишировать стандартные ситуации в рамках решения самых простых задач. Она нуждается в руководстве, контроле и может быть приемлемой только у претендующих на роль исполнителя.Расстройства мышления выявляются либо при помощи тестовых процедур (патопсихологически), либо на основе клинического метода при анализе речевой и письменной продукции обследуемого.ЗаключениеВ настоящей работе выявлена специфика мыслительных процессов у лиц с психическими расстройствами в сравнении с детьми и здоровыми взрослыми, а также определена специфика диагностики нарушений мышления.Были рассмотрены основные концепции мышления, в которых содержится сущностная характеристика мышления, с учетом его особенностей, проявляющихся при исследованиях в не рассмотренных концепциях. Также рассмотрен основной методический инструментарий, используемый для исследования мышления, и специфический инструментарий, применяемый в клинической практике.Список использованной литературыАлександров И.О. Формирование структуры индивидуального знания // М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006.Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1982Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 350 с.Зейгарник Б.В. Патопсихология» – М.: 1976Лурия А.Р.Основы нейропсихологии — M., 1973Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии.- М.,1970.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994Пономарев Я.А. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. 205 с. Соловьева С.Л. Критерии нормы в клинической психологии // Медицинская психологии в России. 2014. Т. 26, № 3Спиридонов В.Ф. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем // М.: Генезис, 2006б. 319 с.Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М., 1984; 2002.Фридман Л. М. Основы проблемологии. М.: URSS, 2001.Хомская Е.Д. Хрестоматия по нейропсихологии.— М., 1999.Холодная М.А. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности // Психол. журн. 2020. Т. 41. № 3. С. 18–31.Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы: система понятий общей психологии. – М.: Языки славянской культуры: Знак, 2015. – 608 с.Hart, M; Lewine."Rethinking Thought Disorder // Schizophrenia Bulletin.— 2017.Quesada J., Kintsch W., Gomez E. Complex problem-solving: a field in search of a definition? // Theoretical Issues in Ergonomics Science, 6:1. P. 5—33.

Список использованной литературы
1. Александров И.О. Формирование структуры индивидуального знания // М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006.
2. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979
3. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во МГУ, 1982
4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. — Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
5. Зак А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 350 с.
6. Зейгарник Б.В. Патопсихология» – М.: 1976
7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии — M., 1973
8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.- М.,1970.
9. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1994
10. Пономарев Я.А. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. 205 с.
11. Соловьева С.Л. Критерии нормы в клинической психологии // Ме-дицинская психологии в России. 2014. Т. 26, № 3
12. Спиридонов В.Ф. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем // М.: Генезис, 2006б. 319 с.
13. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. М., 1984; 2002.
14. Фридман Л. М. Основы проблемологии. М.: URSS, 2001.
15. Хомская Е.Д. Хрестоматия по нейропсихологии.— М., 1999.
16. Холодная М.А. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности // Психол. журн. 2020. Т. 41. № 3. С. 18–31.
17. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы: система понятий общей психологии. – М.: Языки славянской культуры: Знак, 2015. – 608 с.
18. Hart, M; Lewine."Rethinking Thought Disorder // Schizophrenia Bulletin. — 2017.
19. Quesada J., Kintsch W., Gomez E. Complex problem-solving: a field in search of a definition? // Theoretical Issues in Ergonomics Science, 6:1. P. 5—33.

Вопрос-ответ:

Какие исследования проводятся по изучению мышления?

Исследования мышления проводятся в области когнитивной психологии, отечественной психологии и клинической психологии.

Что такое мышление?

Мышление - это процесс решения задач и работы с информацией путем образования, анализа и преобразования понятий.

Какие особенности имеет мышление?

Мышление имеет такие особенности, как образность, обратимость, разнообразие и мыслительную активность.

Какие методики и процедуры используются для диагностики мышления?

Для диагностики мышления используются оценочные методы и процедуры, такие как тесты, анкеты и наблюдение за решением задач.

Что такое патопсихологические критерии нарушений мышления?

Патопсихологические критерии нарушений мышления - это признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие проблем с процессом мышления, например, дезорганизация мыслительных процессов или ограничение вариативности мысли.

Что такое мышление в когнитивной психологии?

В когнитивной психологии мышление рассматривается как процесс решения задач.

Какие исследования мышления проводятся в отечественной психологии?

В отечественной психологии проводятся исследования, направленные на изучение различных аспектов мышления, таких как когнитивные функции, способы решения задач и т.д.

Какие методики используются для диагностики мышления?

Для диагностики мышления используются различные методики, включающие оценку когнитивных функций, анализ способов решения задач и другие процедуры.

Какие критерии используются для диагностики нарушений мышления?

Для диагностики нарушений мышления используются патопсихологические критерии, которые позволяют выявить отклонения от нормального функционирования мышления.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной теоретическому обзору исследований мышления?

В главе, посвященной теоретическому обзору исследований мышления, были сделаны выводы о важности изучения этого процесса в различных областях психологии и установлены основные направления исследований.

Какие вопросы рассматриваются в теоретическом обзоре исследований мышления?

В теоретическом обзоре исследований мышления рассматриваются вопросы о роли мышления как процесса решения задач, а также о различных подходах к изучению мышления в когнитивной, отечественной и клинической психологии.

Какие методики и процедуры используются для диагностики мышления?

Для диагностики мышления используются различные методики и процедуры, которые позволяют оценить различные аспекты и особенности мышления. К ним относятся, например, тесты на решение задач, методика анализа логических операций, методика изучения креативного мышления и другие.