Учение о Богообщении св. Игнатия Антиохийского
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 20.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
I ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕПИСКОПА ИГНАТИЯ АНТИОХИЙСКОГО 6
II ПОСЛАНИЯ СВ. ИГНАТИЯ АНТИОХИЙСКОГО КАК ЕГО ГЛАВНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 9
2.2. Подлинность написания посланий 10
III ОТРАЖЕНИЕ УЧЕНИЯ О БОГООБЩЕНИИ ИГНАТИЯ БОГОНОСЦА В СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТРУДАХ 13
3.1. Понятие Богообщения 13
3.2. Богообщение в Посланиях еп. Игнатия Антиохийского 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Первые святые мученики христианской Церкви являлись лучшими свидетелями сущности христианства и своим примером показывали смысл христианской жизни, который заключался и заключается в подражании Христу и единстве с Ним.
Похвалу страданиям за Христа мы встречаем и у святых отцов. Например, преподобный Ефрем Сирин пишет: «Блаженны добровольно понесшие крест свой и действительно последовавшие Христу; потому что достигнутъ горнего Иерусалима».
Епископ Игнатий Антиохийский - первый Отец и Учитель Церкви, ставящий в зависимость свое богословие, свое учение от озарения и божественного руководства. Ответ Игнатия на вопросы, касающиеся божественной истины – результат озарения. Он изрекает «мнение» по таким важным, сотериологическим темам, только «если, – как он сам пишет, – Господь мне откроет»».
Известный учитель свт. Григорий Палама на тему такого озарения пишет: «Только чистота страстной части души, через бесстрастие действенно отделяя ум от всего в мире, через молитву единит его с духовной благодатью, в которой он начинает вкушать Божий озарения, делаясь от них ангелоподобным и богоподобным».
Вероятнее всего, это учение святителя об ощущении Бога продолжает учение святителя Григория Нисского, говорившего, что «Одновременно истинно и то, что чистое сердце видит Бога, и то, что никто Бога никогда не видел», а также представления святого Максима Исповедника учившего тому, что познание Бога необходимо отождествлять с обожением.
Отцы Церкви, в том числе и Григорий Палама, понимали под обожением облагодаствование – христианин не становится божеством по существу, а получает обожание по благодати, подобно тому, как раскаленное железо жжет не собственной силой, но силой разожженного огня.
Так например, изучив богословское наследие святителя Афанасия Великого, которое обогатили труды великих каппадокийцев, Кирилл Александрийский сообщает о совершенном знании Божественной Сущности уже не как об интеллектуалистическом гнозисе, а рассматривает его одной из сторон человеческого обожения. По его мысли, богопознание идет бок о бок человека на пути к обозначенной цели, возрастая в ходе его обожения. Оно происходит в Иисусе Христе, Божество Которого, Его слава наполняет ум неизъяснимым светом, упраздняющим «Божественный мрак», потому что «мрак» для святителя Кирилла, так же, как и для свт. Григория Богослова, символизирует несовершенное познание. Совершенный гнозис Христа достигается просвещением Духом Святым. Через Святого Духа человек становится подобным Сыну, Который, в свою очередь, является совершенным образом Отца.
В основании такой христианской нравственности, выраженной в подражании Христу мы видим в трудах епископа Игнатия Антиохийского зачатки учения о спасении (сотериологии).
Под спасением понимается освобождение человека от греха, вызвавшего проклятие и смерть. Такое определение одинаково способен принять и православный христианин, и последователь правового поля. Отчуждение от Создателя пагубно так, как оно приводит к страданию. Таким образом, спасение является освобождением от страдания, нанесенного грехом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что благодаря таким личностям, как святой Игнатий Антиохийский, Церковь Христова устояла в те тяжелые времена, когда на нее обрушивались многочисленные гонения. Крайне важен еще тот факт, что согласно преданию, император Траян, видя мужество и непреклонность епископа Игнатия перед лицом смертельной опасности, приказал остановить гонения христиан. Тем самым, мечтая о смерти, свт. Игнатий Богоносец помог избежать ее многим единоверцам. Таким образом, христианская община, освященная кровью первомучеников, продолжала существовать и распространяться. В связи с этим хочется привести интересный отрывок, касающийся гонителей и их жертв, взятый из исторического романа Захара Прилепина «Обитель», который повествует о жизни в Соловецком лагере особого назначения. Там, один из персонажей романа, некто владычка Иоанн, рассуждает следующим образом: «И у всех, мучивших и терзавших святых наших, у палачей их и губителей были детей. А у Бориса не успели народиться чада, и у Глеба нет. И святой Филипп жил в безбрачии. И оглядываюсь я порой и думаю, может, и остались вокруг только дети Путши и Скуратовы дети, дети Еловца и Кобылины дети? И бродят по Руси одни дети убийц святых мучеников, а новые мученики – сами дети убийц, потому что иных и нет уже?».
Анализируя послания епископа Игнатия Антиохийского, можно сделать вывод, что они во многом схожи с апостольскими. Известно, что время их написания – период нахождения святого в узах по дороге в Рим на казнь. Этим и объясняется особая восторженность и жажда умереть за Христа. Преемственность же посланий подчеркивается необходимостью единодушия в христианской общине, покорностью епископату и участию в литургии. Эти послания хоть и лаконичны и не претендуют на богословские измышления, характерные для святоотеческой литературы, но при этом содержат в себе живую веру и древнецерковный апостольский дух. Наряду с археологическими открытиями, подтверждающими истинность христианства, будь то Кумранские рукописи, Камень Пилата или упоминания об Иисусе Христе и христианах в древнеримских письменных источниках, литературное наследие епископа Игнатия Антиохийского имеет определенный интерес для православной апологетики.
Касательно вопроса Богообщения, то в данной работе он раскрыт довольно полно. Мы выяснили, что Богообщение многогранно и реализуется самыми разными способами. Богообщение, и соответственно Богопознание является естественным путем религиозных исканий человека. Бога ищут, Бога жаждут не только глубоко верующие люди, но и люди иного толка, представители философии, будь то экзистенциалисты или агностики. Это подтверждается словами, когда-то сказанными известным христианским мыслителем Тертуллианом, о том, что «душа, по природе своей, христианка». Другой вопрос в том, что к Богу приходят разными путями: через откровение, мыслительную деятельность, через нравственное развитие и совершенствование.
Подытоживая вышесказанное, Богообщение можно охарактеризовать словами Григория Богослова о Непостижимости Бога: «Человек не может познать Бога так, как Бог знает Сам Себя: он может лишь узнавать о Боге через Христа и через рассмотрение видимого мира. Сущность Божия недосягаема для человеческого разума..». Апостол Павел также говорит: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы».
О том же самом говорит в своих посланиях и епископ Игнатий Антиохийский. Чтобы познать Бога, нужно уподобиться Христу, его чистоте и непорочности. Есть возможность соединиться с Ним через таинство Евхаристии. Пройдя тернистый путь в скорбях и неся крест свой подобно Спасителю, можно обрести радость и покой, добровольно наложить на себя «иго любви». Ведь Сам Христос говорит, что «Я есмь Путь, и никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Все Священное Писание, особенно новозаветные тексты напоминает нам о необходимости становиться подобным своему Творцу и Создателю: "Подражайте Богу, как чада возлюбленные". В практическом и жизненном плане нам вменено перенимать качества и образ жизни воплотившегося Спасителя. Он - наш пример для подражания, именно для этого Он совершил свой земной путь, на опыте показал как необходимо жить и чувствовать себя сопричастным Отцу Небесному.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991.;
Евсевий Памфил. Церковная история. Книга III, 22;
Протоиерей Петр Преображенский. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях. [Электронный ресурс]. Православный электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/o-svjatom-ignatii-antiohijskom-i-ego-poslanijah/#note13 /(дата обращения: 13.04.2022).;
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие;
Еп. Афанасий (Евтич), Макаров Е. Е., Муравьёв А. В., Ткаченко А. А., Э. В. Ш. Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий».;
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. // М.: Издательство Благовест, 2001.;
Ковшов М.В. Сотериологическое измерение богообщения в богословии апостола Павла на послание к римлянам. Христианское чтение. 1(36), 2011.;
Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891.;
Марина Борисова. В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам // Фома.2022.№ 1.;
Г.Е. Захаров. Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас Римский // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение.2017.Вып.74;
Митр. Илларион (Алфеев). Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни. // Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.;
Сергий Бегиян, священник. Посланцы князя Владимира / Священник Сергий Бегиян // Православие РУ // Электронный ресурс.- URL: http://www.pravoslavie.ru/62500.html (дата обращения 17.04.2022);
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело: избранные поучения. М.: ДАРЪ, 2016.;
Добротолюбие. Т.3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.;
Святитель Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ // (дата обращения: 17.04.2022);
Св. Василий Великий. Беседа на Шестоднев. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ // (дата обращения: 17.04.2022);
Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.;
Послания святого Игнатия. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.;
Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — М.: Канон, 1995. — С. 5-344;
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 354-356. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.;
Захар Прилепин. Обитель. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. Гл. 18: 2-5 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1034.
Евсевий Памфил. Церковная история. Книга III, 22
Протоиерей Петр Преображенский. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях. [Электронный ресурс]. Православный электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/o-svjatom-ignatii-antiohijskom-i-ego-poslanijah/#note13 /(дата обращения: 13.04.2022).
Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие.
Еп. Афанасий (Евтич), Макаров Е. Е., Муравьёв А. В., Ткаченко А. А., Э. В. Ш. Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий». — С. 139—140. — 752 с.
Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. // М.: Издательство Благовест, 2001. С. 65
Ковшов М.В. Сотериологическое измерение богообщения в богословии апостола Павла на послание к римлянам. Христианское чтение. 1(36), 2011
См. Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891. — С. 189–293.
Марина Борисова. В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам // Фома.2022.№ 1.
Г.Е. Захаров. Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас Римский // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение.2017.Вып.74
Сергий Бегиян, священник. Посланцы князя Владимира / Священник Сергий Бегиян // Православие РУ // Электронный ресурс.- URL: http://www.pravoslavie.ru/62500.html (дата обращения 17.04.2022)
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело: избранные поучения. М.: ДАРЪ, 2016.
Добротолюбие. Т.3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992., с. 349
Святитель Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ // (дата обращения: 17.04.2022)
Св. Василий Великий. Беседа на Шестоднев. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ // (дата обращения: 17.04.2022)
Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 75
Послания святого Игнатия к Траллийцам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.119
Игнатий Антиохийский. Послание к Филадельфийцам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.129
Послание святого Игнатия к Магнезийцам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.116
Послания святого Игнатия к Смирнянам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.138
Послания святого Игнатия к Траллийцам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.120
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Матфея. Гл. 26: 26,28 / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991. – С. 1048.
См. Митр. Илларион (Алфеев). Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни. // Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. С. 13
Игнатий Антиохийский. Послание к Ефесянам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.103
Послание святого Игнатия к Магнезийцам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.114
Послания святого Игнатия Поликарпу Смирнскому. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.144
Послания святого Игнатия к Римлянам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.125,126
Послания святого Игнатия к Смирнянам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.136
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 354-356. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Игнатий Антиохийский. Послание к Ефесянам. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988. С.110
Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — М.: Канон, 1995. — С. 5-344
Захар Прилепин. Обитель. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015. С. 513
2
18
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. / по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. – Казань: Казанская епархия. – 1991.;
2. Евсевий Памфил. Церковная история. Книга III, 22;
3. Протоиерей Петр Преображенский. О святом Игнатии Антиохийском и его посланиях. [Электронный ресурс]. Православный электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazhenskij/o-svjatom-ignatii-antiohijskom-i-ego-poslanijah/#note13 /(дата обращения: 13.04.2022).;
4. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие;
5. Еп. Афанасий (Евтич), Макаров Е. Е., Муравьёв А. В., Ткаченко А. А., Э. В. Ш. Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия. — М., 2009. — Т. XXI : «Иверская икона Божией матери — Икиматарий».;
6. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению. // М.: Издательство Благовест, 2001.;
7. Ковшов М.В. Сотериологическое измерение богообщения в богословии апостола Павла на послание к римлянам. Христианское чтение. 1(36), 2011.;
8. Свт. Василий Великий. О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому. Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. — Москва, 1891.;
9. Марина Борисова. В каких боях выковывалась православная догматика: кто и как противостоял арианам и несторианам // Фома.2022.№ 1.;
10. Г.Е. Захаров. Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас Римский // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение.2017.Вып.74;
11. Митр. Илларион (Алфеев). Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни. // Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.;
12. Сергий Бегиян, священник. Посланцы князя Владимира / Священник Сергий Бегиян // Православие РУ // Электронный ресурс.- URL: http://www.pravoslavie.ru/62500.html (дата обращения 17.04.2022);
13. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело: избранные поучения. М.: ДАРЪ, 2016.;
14. Добротолюбие. Т.3 // М., Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992.;
15. Святитель Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ // (дата обращения: 17.04.2022);
16. Св. Василий Великий. Беседа на Шестоднев. [Электронный ресурс]. Электронный портал. URL: https: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/besedy_na_shestodnev/ // (дата обращения: 17.04.2022);
17. Прот. Олег Давыденков. Догматическое богословие: Учебное пособие. // М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.;
18. Послания святого Игнатия. Ранние отцы Церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.;
19. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. — М.: Канон, 1995. — С. 5-344;
20. Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2. Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993, сс. 354-356. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.;
21. Захар Прилепин. Обитель. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2015.
Вопрос-ответ:
Кто был Святой Игнатий Антиохийский?
Святой Игнатий Антиохийский был епископом Антиохии в I веке и одним из первых христианских мучеников. Он был учеником апостола Петра и Павла и является автором ряда посланий, в которых основоположены его учения о богообщении.
Что такое учение о Богообщении святого Игнатия Антиохийского?
Учение о Богообщении святого Игнатия Антиохийского основывается на его убеждении, что общение с Богом является центральной составляющей духовной жизни христианина. Он призывает верующих искренне стремиться к богообщению и обретению единства с Богом.
Какие послания написал святой Игнатий Антиохийский?
Святой Игнатий Антиохийский написал 7 посланий, адресованных различным христианским общинам и епископам. В этих посланиях он раскрывает свои учения о богообщении, призывает к единству и повиновению Церкви, а также предостерегает от еретических учений и разделения внутри Церкви.
Какая подлинность написания посланий Игнатия Антиохийского?
Вопрос о подлинности написания посланий Игнатия Антиохийского вызывает много споров среди исследователей. Некоторые считают, что все послания являются подлинными, а другие считают, что некоторые из них могут быть поддельными или иметь позднюю редакцию. В целом, многие исследователи признают автентичность большей части посланий с некоторыми возможными поздними редакциями.
Какое значение имеет учение Игнатия Антиохийского в святоотеческих трудах?
Учение Игнатия Антиохийского имеет большое значение в святоотеческих трудах, так как оно оказало значительное влияние на развитие христианской теологии и духовности. Многие святоотцы ссылались на его учения и цитировали его послания в своих произведениях. Он внес свой вклад в развитие понимания богообщения и единства в Церкви.
Какое учение о Богообщении проповедовал святой Игнатий Антиохийский?
Святой Игнатий Антиохийский проповедовал учение о том, что богообщение – это единство между верующими и Богом, которое достигается через Христа и Его Церковь. Он учил, что через причастие святых таинств и истинную веру в Христа, человек может общаться с Богом и получать духовную силу для жизни в единстве со священством и верующими.
Какие послания святого Игнатия Антиохийского можно считать его главным литературным наследием?
Главным литературным наследием святого Игнатия Антиохийского являются его послания, которые он написал во время своей тюремной каторги перед своей смертью. В этих посланиях он делится своими подвигами, утешает и наставляет своих товарищей в вере, а также предупреждает их о лжепророках и еретиках.
Каково значение посланий святого Игнатия Антиохийского для церковной традиции?
Послания святого Игнатия Антиохийского имеют огромное значение для церковной традиции. В них содержатся наставления и предостережения, которые до сих пор актуальны для христианской Церкви. Они помогают верующим понять суть богообщения и единства веры, а также предоставляют образец христианской жизни и преданности Богу.
Какое понятие богообщения можно выделить в учении святого Игнатия Антиохийского?
Понятие богообщения, выделяемое в учении святого Игнатия Антиохийского, заключается в том, что верующий человек обретает единство с Богом через причастие святых таинств и веру в Христа. Богообщение позволяет человеку получать духовную силу и общаться с Богом, осуществляя Его волю и живя в единстве с Церковью и верующими.
Какое значение имеет понятие богообщения для христианской веры?
Понятие богообщения имеет важное значение для христианской веры, так как оно указывает на возможность личной связи и общения с Богом. Через богообщение верующий обретает духовную силу, наполняется благодатью и общается со Святой Троицей. Это позволяет ему жить в соответствии с Божьей волей и стремиться к совершенству в духовной жизни.