я-концепция личности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 14 14 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 19.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Сущность Я-концепции 4
2. Формирование Я-концепции 8
Заключение 13
Список использованных источников 14

Фрагмент для ознакомления

Те,ктодостигаетвреальностихарактеристик, определяющих для него идеальный «образ-Я», должны иметьвысокуюсамооценку.Еслижечеловекощущаетразрывмеждуэтимихарактеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всейвероятности,будет низкой.Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с темчто, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оцениваютдругие.Наконец,ещеодинвзгляднаприродуиформированиесамооценкизаключается в том,что индивид оцениваетуспешность своих действий ипроявленийчерезпризмуидентичности.Индивидиспытываетудовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, чтоонизбралопределенноеделои именно его делаетхорошо.Самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственныесужденияиндивидаосебеилиинтерпретациисужденийдругихлюдей,индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носитсубъективныйхарактер.Поведенческийкомпонент«Я-концепции»определяетвозможностьсаморегуляции,способностьчеловекаприниматьсамостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его,отвечатьзасвоипоступки.Внемотражаютсяпредставленияипереживаниячеловекаотносительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед нимжизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться струдностями,сумеетлидостичьсвоихцелей,чтовыражаетсявегоуверенностиилинеуверенностив себе.Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведениина внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контрольсамооценка человека определяется в основном отношением к нему другихлюдей,асобытиясвоейжизнионобъясняетсоответственносудьбой,роком,влияниемдругихлюдей.Личность,ориентированнаянавнутреннийконтроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все вжизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типовявляются непродуктивными. Для успешного осуществления деятельности иразвитиянеобходимихразумныйбаланс[8].Такимобразом,«Я-концепция»формируетсяподвоздействиемжизненногоопытачеловека,егодеятельности,отношениякнемудругихлюдей.Я-концепцияпредставляетсобойсовокупностьпредставленийчеловекаосамомсебеивключаетубеждения,оценкиитенденцииповедения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждомучеловекунаборустановок,направленныхнасамого себя.В процессе жизни человека«Я-концепция» изменяется, обогащается,номожетиупрощаться,меняетсяотношениечеловекаксебе,еговозможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция»являетсявсежеотносительноустойчивой.Устойчивость«Я-концепции»обеспечиваетвнутреннююсогласованностьличности,еецельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени(«Я-прошлое» - «Я-настоящее» - «Я-будущее»). Для человека очень важноиметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение ксебе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели,видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но стольже важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление осебе.Поэтому«Я-концепция»одновременноидостаточноустойчивое,идинамично изменяющеесяобразование.ЗаключениеЯ-концепция представляет собой совокупность представлений человекао самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силуэтого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку наборустановок,направленныхнасамогосебя.Я-концепцияобразуетважныйкомпонентсамосознаниячеловека,онасоучаствуетвпроцессахсаморегуляции и самоорганизацииличности.Особая значимость Я-концепции заключается в том, что у человека каку существа сознательного, свойства личности проявляются в поведении неавтоматически,бессознательно,апреломляясьчерезсамосознаниеисамооценку, отношение к себе. Значение имеет не просто то, каким человекявляется, объективно, но то, как он себя видит, ценит, чувствует и осознает.Я-концепциядействуеткаксвоегородавнутреннийфильтр,которыйопределяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозьэтот фильтр, ситуация осмысливается. Получает значение, соответствующеепредставлениямчеловекаосебе.СтабильностьЯ-концепцииобеспечиваетчеловекучувствоуверенностивнаправлениисвоегожизненногопути,ввосприятиисвоихразличныхжизненныхситуацийкак единогонепрерывного опыта.Я-концепциявозникаетучеловекавпроцессесоциальноговзаимодействиякакнеизбежныйивсегдауникальныйрезультатпсихическогоразвития,какотносительноустойчивоеивтожевремяподверженноевнутреннимизменениямиколебаниямпсихическоеприобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненныепроявления человека-ссамого детства до глубокой старости.ПервоначальнаязависимостьЯ-концепцииотвнешнихвлиянийбесспорна,новдальнейшемонаиграетсамостоятельнуюрольвжизникаждогочеловека.Важносраннегодетстваформироватьучеловекапозитивное отношение к себе, уважение, уверенность в себе и своих силах,способствующиеболееполной жизненной реализации.Список использованных источниковГумплович, Л. Основы социологии. / Л. Гумплович. - М.: Ленанд, 2017. - 366 c.Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 559 c.Дмитриев, А.В. Общая социология: Уч. / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, 2018. - 256 c.Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017. - 496 c.Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД Либроком, 2018. - 248 c.Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2017. - 575 c.Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Академия, 2018. - 448 c.

Список использованных источников
1. Гумплович, Л. Основы социологии. / Л. Гумплович. - М.: Ленанд, 2017. - 366 c.
2. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 559 c.
3. Дмитриев, А.В. Общая социология: Уч. / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, 2018. - 256 c.
4. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум, 2017. - 496 c.
5. Кареев, Н.И. Общие основы социологии / Н.И. Кареев. - М.: КД Либроком, 2018. - 248 c.
6. Оганян, К.М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - М.: Инфра-М, 2018. - 512 c.
7. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2017. - 575 c.
8. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. - М.: Академия, 2018. - 448 c.